На свободную тему

От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь). Прогулка вдоль Яузы (от устья до м. Ботанический сад)

(Я) Координаты : 55°44′55″ с. ш. 37°38′43″ в. д.  /  55.7487639° с. ш. 37.64528° в. д.  / 55.7487639; 37.64528 (G) (Я)

Область применения

автомобильный

Пересекает Место расположения Конструкция Тип конструкции

рамочный, однопролётный

Общая длина Ширина моста Эксплуатация Открытие

История снесённого Яузского моста

Мост был построен подрядчиком Андреяновым в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Впоследствии несколько раз перестраивался.

Происхождение названия

Своё название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова , которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

Соседние мосты через Яузу

  • выше по течению реки - Тессинский мост
  • ниже по течению реки - Малый Устьинский мост

См. также

Напишите отзыв о статье "Астаховский мост"

Ссылки

Главная - Россия - Москва

Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте - 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву , где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 - для трамвая, 23 - пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.

Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста , где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.


Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе - 32 этажа, в боковых - 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю , Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.

С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский . На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.

Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения) . Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает - решетка с советской символикой.


Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост , по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).

На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе .

Костомаровский мост был построен в 1941 году.


Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется . Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.


Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».


А впереди находится элегантный пешеходный .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.



В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.

Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.

С левой стороны раскинулся район Сыромятники .
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.


Пройдем дальше. Справа находится Лефортово .
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось - Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии , Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается , построенный в 2003 году.


Был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.


Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса .


Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.


В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк , расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель , протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
был построен в 1941 году на месте более старого моста.


Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.

Здесь через реку переброшен Рубцов мост .

До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.

Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.

Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.

А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода , которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения) .
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом , который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.


Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
был построен в 1965 году.


Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина .
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту , который соединяет Олений и Богородский Валы.


Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.

Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

В субботу 17 декабря, в один из пасмурных декабрьских дней, когда несмотря на календарную зиму погода все еще продолжает напоминать позднюю осень, я вместе друзьями прогулялся вдоль Яузы - прошелся от устья реки до метро "Ботанический сад". Нам удалось не только пройтись вдоль реки, но также посетить Андроников монастырь, прогуляться по Лефортовскому парку, осмотреть дачу Строгановых и электрозавод, пройтись по акведуку через Яузу и много другое. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.


Субботнее утро. Еще нет и десяти часов утра, а мы уже, выйдя из метро на ст. Китай-Город, направляемся к устью реки Яуза, расположенному всего в десятке минут ходьбы от станции. Именно оттуда и должна начаться наша сегодняшняя прогулка, первая прогулка в рамках недавно придуманного мной проекта "Прогулки вдоль рек".
Погода пасмурная, всё небо затянуто густой пеленой облаков, обнадеживает лишь то, что обещанный в прогнозе дождь так и не дошел до Москвы.
Дойдя до устья, мы пересекаем Яузу по Малому Устьинскому мосту и начинаем наш путь вдоль реки.


Река Яуза, вид на устье и на Малый Устьинский мост.

Вскоре мы снова пересекаем Яузу, на сей раз по пешеходному Тессинскому мосту. С моста открывается красивый вид на Яузу и на высотку на Котельнической набережной.

Вид на реку Яузу, Астаховский мост и высотку на Котельнической набережной.

После небольшой фотосессии мы продолжаем наш путь.


Вид на р. Яузу от Высокояузского моста.


Вид на р. Яуза и Высокояузский мост.

Вскоре мы дошли до Котельнического моста, где снова вернулись на левый берег реки. С моста открывается вид на Андроников виадук - железнодорожный мост на перегоне между Курским вокзалом и пл. Серп и Молот, построенный еще в 1865 году и позже реконструированный в 1950-1951 гг.


Вид с Костомаровского моста на р. Яузу и Андроников виадук.

Недалеко от Костомаровского моста, на берегу реки Яуза располагается один из древнейших московских монастырей - Спасо-Андроников монастырь.
Именно туда мы и направились.


Вид на монастырь с Костомаровского моста.

Спасо-Андроников монастырь - бывший мужской монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1357 году на высоком холме на левом берегу реки Яуза. Название свое монастырь получил по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.
Спасский собор монастыря, построенный между 1410 и 1427 годами при игумене Александре, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, является древнейшим из сохранившихся московских храмов вне Кремля.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. А сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом Андроникова монастыря, жил здесь до самой смерти, здесь же он был и погребен.
Спасский собор за время своего существования много раз подвергался разорению. В 1812 году во время сильнейшего пожара рухнула глава храма. Позже собор был восстановлен, но к нему были пристроены приделы и изменено завершение. Лишь в 1950 - 1960-х годах при реставрации собор был восстановлен в первоначальных формах.


Спасский собор.

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная - одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В 1691 - 1694 годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. В ее нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя Св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя Св. митрополита Алексия. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола царевича Алексея. Непростая судьба оказалась у построенной царицей Евдокией церкви - уже практически завершенная к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освященной, «без пения», и была освящена только в 1739 году.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Федор Абрамович Лопухин, а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/).


Церковь Михаила Архангела.

На территории монастыря нельзя также не обратить внимание на настоятельские покои, построенные еще в 1690 году.


Настоятельские покои.

В 1795 году на средства богатейшего купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По нраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I, приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Ее возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский архитектор Родион Казаков. В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана на кирпич (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/). Но на старых фотографиях можно увидеть, как выглядел монастырь в конце XIX века.

Вид монастыря в 1883 году. Фотография из википедии.

Но хватит о монастыре. Пора и продолжить нашу прогулку.

Осмотрев монастырь, мы продолжили наш путь по левому берегу Яузы вдоль Золоторожской набережной.


Еще пара видов Андроникова виадука.

Недалеко от виадука, на высоком левом берегу располагается бывшая дача Строгановых - господский дом, в котором сейчас располагаются какие-то организации, и полузапущенный старинный парк. Сам господский дом был построен в середине XVIII века, но позже перестраивался.


Дача Строгановых.

Осмотрев дачу Строгановых, мы снова спустились к Яузе и перешли её по пешеходному Таможенному мосту.


Вид с Таможенного моста на реку Яузу и Андроников виадук.


Таможенный мост.

Совсем недалеко от Таможенного моста на Яузе располагается Сыромятнический гидроузел.

Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел.Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла (взято из википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB).


Сыромятнический гидроузел.


Разлив на р. Яуза перед Сыромятническим гидроузлом.

Устроив небольшую фотосессию около Сыромятнического гидроузла, мы продолжили нашу прогулку.


Виды на р. Яузу с Салтыковского моста.


Вид на Салтыковский мост.


Мост третьего транспортного кольца через Яузу (вид с Лефортовского моста).

Перейдя снова на левый берег р. Яуза по Лефортовскому мосту, мы прогулялись через Лефортовский парк. Все-таки нынешняя погода не лучшее время для фотосъемок в парке, так что ограничусь лишь фотографией грота.


Грот в Лефортовском парке.

А так продолжим нашу прогулку вдоль р. Яуза.


Вид на р. Яузу с Госпитального моста.


Вид на р. Яузу с Рубцова моста.

Вскоре после Рубцова моста мы дошли до м. Электрозаводская, где пообедали в ресторанном дворике в местном торговом центре.

А после обеда мы продолжили нашу прогулку. Но прежде чем спускаться в реке, мы хотели посмотреть "Дворец на Яузе" и электрозавод.

Недалеко от м. Электрозаводская, на площади Журавлева, в 1903 году архитектором И. А. Ивановым-Шицом был построен Введенский народный дом. В те времена в нем располагался театр, также в нём простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, а также мог отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Позже уже в советское время в 40-х годах здание было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. В самом же здании располагался театр им. Моссовета, а позже телевизионный театр.
Сейчас же здесь располагается театрально-концертный зал "Дворец на Яузе".


Дворец на Яузе.

Рядом же с дворцом на Яузе, располагается старый корпус электрозавода, основанного еще в 1928 году. Сейчас корпус занят арендаторами, собственно электрозавод располагается в нескольких новых корпусах по соседству.


Старый корпус электрозавода.

Осмотрев старый корпус электрозавода, мы спустились снова к Яузе и продолжили путь сначала по набережной, а уже потом по Краснобогатырской улице. К этому времени начало постепенно смеркаться, так что я закончу свой фотоотчет видом на Яузу, снятым с Матросского моста.


Вид на р. Яузу с Матросского моста.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.

9. Разумовский причал на правом берегу.


Набережная Туполева до того, как получила своё нынешнее название, состояла из двух - Салтыковской и Разумовской. И причал назван в честь графа Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Он и его потомки владели землями на правом берегу. Там же, на Гороховом поле есть и городская усадьба Алексея Разумовского, внука того самого Разумовского.
Немного выше причала находилось совместное устье рек Чечёра и Черногрязка. На месте заключённой в коллектор Чечёры и засыпанных прудов сейчас находится Елизаветинский переулок.

10. Отсюда уже видны газгольдеры бывшего .

Здесь река делает резкий поворот на юг.

11. Сразу после поворота находится очень интересное сооружение - ..

12. Здесь базируется флот "Мосводостока".

13. ГУП «Мосводосток» обеспечивает регламентное обслуживание порядка двухсот водных объектов столицы.

14. Кнехт на левом берегу выше шлюза.

15. Нижняя часть гидроузла с длинной причальной стенкой.

Ниже гидроузла Туполевская набережная правого берега переходит в Сыромятническую, названную по Сыромятнической (Кожевенной) слободе.

16. Современное совместное устье Чечёры и Черногрязки.


При постройке Сыромятнического гидроузла уровень Яузы в районе устья уже убранной в коллектор реки Чечёры повысился из-за подпора гидроузла. Поэтому в 1938 году коллектор был перестроен так, что вместо впадения в Яузу около Елизаветинского переулка, Чечёра в коллекторе стала идти параллельно Яузе, Черногрязка стала впадать в Чечёру внутри коллектора, и их общее устье оказалось чуть ниже плотины гидроузла.

17. Ещё ниже находится уже причал, предназначавшийся для посадки-высадки пассажиров.

18. Таможенный пешеходный мост соединяет Золоторожскую и Сыромятническую набережные. Сооружен как пешеходный через Яузу в 1939 году.
Назван по Таможенному проезду, некогда доходившему до моста.


"Засветился" в нескольких фильмах: "Следствие ведут знатоки", "Покровские ворота".

19. За мостом на Нижней Сыромятнической улице находится красивое здание бывшей чаеразвесочной фабрики «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»

20. Андро́ников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Товарная-Курская. Построен в 1865 году по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терёхина и архитектора Б. М. Надежина.

В районе виадука Золоторожская набережная становится Андроньевской. Получила название в 1925 году по Спасо-Андроникову (Спасо-Андроньевскому, Андроникову Спаса Нерукотворного) мужскому монастырю. По правому берегу Сыромятническая набережная переходит в Костомаровскую.

21. Сейчас на балкон выйдет Дульсинея.

22. В 2008 году к виадуку был вплотную пристроен мост для первого главного пути Горьковского направления МЖД.

23. Костомаровский мост связывает Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь. Построен в 1941 году..


Костомаровский мост является самым длинным на Яузе, общая длина 245,7 м, ширина 32,6 м. Сохранил название ранее находившегося здесь арочного кирпичного однопролётного моста. Современный мост трёхпролётный, железобетонный, балочный. Средний пролёт речной, два крайних - проезды по набережным. Перильная решётка чугунная. Мост имеет два гранитных схода на набережные. Подходы к мосту земляные с откосами, со стороны Костомаровского переулка - в подпорных стенках, облицованных гранитом, с устройством гранитного парапета. С моста на набережные сделаны 4 съезда. С моста открывается вид на Андроников монастырь на левом берегу Яузы. Кроме автомобильного по мосту осуществляется трамвайное движение.
До 1941 года на этом месте был старый Костомаровский мост. Он имел арочную однопролётную конструкцию и был сделан из кирпича. Мост был назван по Костомаровскому переулку, который, в свою очередь, был назван в честь местной землевладелицы.
С левого берега Андрониковский монастырь видно плохо, он стоит на горе и заслонён деревьями.

24. Это верхняя часть храма Михаила Архангела.

25.


После моста Андроньевская набережная переходит в Николоямскую.

Сразу за мостом река делает ещё один крутой поворот, меняя направление течения с юго-западного на северо-западное. После поворота на правом берегу Костомаровская набережная меняет имя на ещё более странное - Полуярославская. А названием таким она обязана купцу Полуярославцеву, владевшему расположенной здесь суконной фабрикой.

26. Здание на правом берегу - фонд имени Сахарова.

27. А вот уже и Садовое кольцо показалось, а именно, Земляной вал.

Перед пересечением с Садовым кольцом Николоямская набережная становится Берниковской, а после моста по правому берегу Полуярославская - Серебрянической, которая названа в честь слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Берниковская же названа по Берникову переулку, получившему название по фамилии одного из домовладельцев в начале 19 века.

28. После Садового кольца меняется и рисунок ограждения.

29. Слева бизнес-центр "Серебряный город", справа - "Садко".


30. Всё это построено на месте бывшего Государственного института азотной промышленности (ГИАП), основанного в 1931 году и являвшегося крупнейшим в своей отрасли. Институт проводил исследования по химии и технологии азотсодержащих минеральных удобрений, аммиака, азотной кислоты, капролактама.

31. Добротный дореволюционный жилой дом. Теперь уже бывший, теперь в нём очередной бизнес-центр.

32. А это МАТИ - Московский авиационно-технологический институт. Здесь учились мои родители.


Потом он стал РГТУ им. Циолковского, а сейчас вошёл в состав МАИ.

33. Следующий пешеходный мостик - Тессинский.


Построен недалеко от того места, где был старый Тессинский мост 1887 года. Прежний Тессинский мост соединял Тессинский и Берников переулки, разобран в 30-х годах при строительстве набережных Яузы. Современный Тессинский мост построен в 1993 году, соединяет Серебрянический переулок с противоположным берегом Яузы.
Мост назван в честь ранее известного домовладельца А.И. Тессина. Имеет арочную конструкцию с двумя проходами, разделенными «коробом», который облицован плитами. В коробе находятся трубы теплотрассы, в холода туда умудряются пролезть бомжи на ночёвку.
Справа Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи.

34. На правом берегу гранитный спуск к воде без всяких причальных приспособлений.

35. А за причалом жилой комплекс "Арт Хаус".


Комплекс построен на территории бывшего Московского завода электронной медицинской техники, который, в свою очередь, занял фабричные корпуса дореволюционной постройки. Архитектор Скуратов решил построить жильё в "фабричном стиле". А может заказчик так захотел, не знаю. На мой взгляд, получилось достаточно неуклюже, хотя многим нравится. Даже уважаемый мной Михаил Жебрак в своём "Пешком" привёл этот комплекс в качестве удачного примера застройки бывших заводских территорий. Вот где-нибудь рядом с Московским газовым заводом он бы смотрелся, а здесь... Впрочем, "о вкусах не спорят, есть тысяча мнений".

36. Чтобы оправдать лофт-стиль, старое здание, покрашенное в жёлтый цвет отпескоструили до исходного кирпича, приделали к нему внешние лестницы.


В таком виде фабричная казарма угадывается даже лучше, но гармонии всё равно нет.

37. Комплекс построен в 2012-м, а пентхаус с потолками высотой 9 метров всё никак не продан. Почему-то всё никак не найдётся желающих пожить в аквариуме у оживлённой дороги.

38. Левый берег, здание библиотеки иностранной литературы.


Что интересно, его строил тот же архитектор Чечулин, который строил виднеющуюся на заднем плане высотку на Котельнической набережной. Просто это было с разницей в 10 лет, а подходы к архитектуре определялись тогда на пленумах ЦК КПСС.

39. Ниже библиотеки - Астаховский мост. Построен в 1940-м году.


Предшественник современного моста, Яузский мост, был построен подрядчиком Андреяновым в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Мост несколько раз перестраивался.
Своё название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова, рабочего завода Гужона («Серп и Молот»), возглавлявшего демонстрацию, которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

40. Вид с моста вверх по течению.

После моста левобережная Серебряническая набережная становится Устьинской, а правобережная Берниковская - Подгорской. Устьинская набережная, понятно, названа так из-за своего расположения у самого устья Яузы. Её нет ни на одном адресе, домов на ней не числится, собственно, как и на Подгорской.
Подгорская набережная — первая благоустроенная набережная реки Яузы наряду с Устьинской До 1925 года называлась Островской — по острову, который находился около устья Яузы, отмеченный на картах и планах Москвы 17 века. Своё современное название набережная получила благодаря расположению около крутого склона на левом берегу реки — Швивой горки. Протяженность набережной составляет всего 350 метров

41. В горку поднимаются улочки "шпанские Таганские". Это Большой Ватин переулок.


На переднем плане доходный дом Хаустова, построенный в конце 19-го века, на заднем - подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Сам же переулок назван в по фамилии купца Саввы Емельянова сына Вагина, построившего там в 1595 году церковь Никиты Великомученика "что за Яузой" на подклети более раннего храма. Название закрепилось с ошибкой: Ватин вместо Вагин. Прежнее название — Большой Никитинский переулок — было дано по той же церкви.

42. А это улица Яузская, уходит в сторону Солянки.


И почему в Москве принято жаловаться на пробки?

43. И последнее здание на берегу Яузы - знаменитая высотка на Котельнической.


В этом корпусе давали квартиры артистам, писателям и прочим деятелям культуры. А вот в тот, который выходит на Москву реку, селили высокопоставленных НКВДшников. Так оно надёжнее казалось.
Приходилось иногда по ночам топать пешочком с Котельнической набережной (от снесённого ныне дома) к себе в Госпитальный переулок. Дело было молодое, а метро рано закрывалось. По этому маршруту и шагал, только по правому берегу.

44. Ну а это последний мост на нашем пути - Малый Устьинский. За ним воды Яузы принимает река Москва.


Первый мост на этом месте был металлический, а построили его в 1883-м году. Этот, тоже металлический, на заклёпках, построили уже через 50 лет.

45. Вид с моста вверх по течению. Типичный "коктейль" Московского центра.

Помню, в конце 80-х чуть ниже впадения Яузы стояли мужики с сачками на длинных ручках, ловили возле выхода коллектора гуппей. Кто-то выпустил ненужных ему рыбок, а они взяли, да и прижились и расплодились. На старой Птичке в Калитниках тогда гуппей продавали не по счёту, а поллитровыми банками. Рубля 3 стоила банка. И вообще место рыбное, плотву неплохо ловили на тину.

На этом путешествие по нижнему участку Яузы заканчивается. Но есть планы прокатиться и вверх от Богатырского моста, тем более, что некоторые участки уже отсняты, надо замкнуть эти звенья в одну цепочку. А значит, с Яузой мы не прощаемся.





Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Троицкий мост - старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Но уже 200 лет он пролегает не над водами реки Неглинки, а над аллеей Александровского сада. Построен в 1516 году по проекту архитектора Алевиза Фрязина (изначально был построен, вероятно, в 1360-е годы). Естественно, не раз реконструировался.


Фото кон. 1900-х гг. Он же.


Фото нач. 1850-х гг. Всехсвятский (Каменный; Большой Каменный) мост (построен в 1680-е гг.)


Фото 1852 г. Р. Фентона. Он же


Фото кон. 1860-х гг. Каменный (Всехсвятский; Большой Каменный) мост. Второй каменный мост на этом месте (построен в кон. 1850-х годов).


Фото 1900-х г. Малый Каменный мост через Канавку (Водоотводный канал).


Фото нач. 1910-х гг. Он же


Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. Москворецкий мост


Фото кон. 1890-х гг. Он же.


Фото кон. 1889 - нач. 1890-х гг. Большой Устьинский мост (построен в 1881 году по проекту инженера В. Н. Шпейера).


Фото 1900-х гг. Он же


Фото кон. 1860 - 1870-х гг. Справа на снимке - Чугунный мост через Канавку (построен в 1830-е годы).


Фото нач. 1880-х гг. Он же


Фото1908 г. Комиссариатский мост на Канавке. Находился ниже по течению нежели нынешний, являющийся продолжением Устьинского моста. Снимок сделан после "пасхального" наводнения 1908 года.


Фото нач. 1890-х гг. Бабьегородская плотина


Фото 1934 г. Крымский мост


Фото нач. 1930-х гг. Он же


Фото 1907 г. Краснохолмский мост


Фото 1908 г. Краснохолмская плотина


Фото 1934 г. Большой Краснохолмский мост.


Фото 1900-х гг. Новоспасский мост


Фото кон. 1900-х гг. Всехсвятский плашкоутный мост подле Симонова монастыря. Об этом мосте я в своё время писал много (см. тэг "загадочный Всехсвятский мост").


Фото 1910 - 1920-х гг. Он же


Фото 1907 г. Алексеевский (Кожуховский, ныне - Даниловский) мост.


Фото 1907 г. Он же.


Фото 1908 г. Дорогомиловский (Бородинский) мост


Фото 1911 г. Снос старого Бородинского моста


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Краснолужский (Николаевский; Николая II) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. В 2000 году перемещён на 2 км. Ныне - пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Он же


Фото 1910-х гг. Он же


Фото 1905 г. Временный железнодорожный деревянный мост системы инж. Лембке - предтеча Андреевского (Сергиевского) моста


Фото 1904-1905 гг. Он же


Фото 1908 г. Андреевский (Сергиевский) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. Ныне, перемещённый ниже по течению и реконструированный, - пешеходный Пушкинский мост.

Мосты через Яузу


Фото 1930-х гг. Старый Яузский (Астаховский) мост (построен в 1876 году на опорах моста 1805 года).


Фото 1938 г. Б. Игнатовича. Он же на среднем плане. Будет разобран в 1940 году, и на его месте построят новый мост, действующий и сейчас.


Фото 1929 г. Мост через Яузу у Серебрянического переулка


Фото 1902 г. Высоко-Яузский (Высокий) мост.


Фото 1887 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Он же


Фото 1935 г. Костомаровский мост


Фото 1870-х гг. Раскрашенное фото. Андроников виадук - железнодорожный мост


Фото 1888 г. Он же


Фото 1890-х гг. Он же


Фото 1900-х гг. Дворцовый (Лефортовский) мост. Самый старый из всех действующих московских мостов (и располагается над рекой). Построен в 1770-1790-е годы. Хотя, конечно, позже реконструировался, но без сноса.


Фото 1919 г. Он же


Фото 1907 г. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Матросский мост


Фото 1930-х гг. Рубцовский (Покровский; ныне - Электрозаводский) мост


Фото 1896 г. Мост Московско-Казанской железной дороги (ныне здесь ж/д Электрозаводский мост)