На свободную тему

Почему мы живем в трехмерном пространстве. Почему мы живем в этом мире? В чем секреты долголетия. почему мы живем так мало

www.laitman.ru
5.03.2015, 13:19 [#155154]

Вопрос: Почему мы живем в этом мире?

Ответ: В детстве каждый ребенок спрашивает об этом, начиная с 5-6-ти лет и до тех пор, пока не начинаются проблемы полового созревания.

Мы задаемся этими вопросами, поскольку внутри нас находится так называемое "решимо" – духовный ген, требующий своего развития, который давит на нас изнутри.

Этот ген, это желание должно получить наполнение, ответ на вопрос: "Для чего мы живем? Почему живем? В чем смысл жизни?". Впоследствии мы забываем об этом вопросе и в гонке нашей жизни не возвращаемся к нему, у нас нет времени думать об этом, мы считаем это бесполезным размышлением.

Но мы видим, что этот вопрос все время захватывает нас, во всевозможных ситуациях в нашей жизни. А в наше время, согласно количеству людей, которые пребывают в отчаянии, разводятся, потребляют наркотики, принимают лекарства от депрессии, мы видим, что все-таки этот вопрос очень силен.

Этот ген заложен в нас, поскольку в итоге нашего развития, нашей эволюции мы должны достичь состояния, в котором все зададимся вопросом: "Для чего жить? Какой в этом смысл? Есть ли необходимость жить?"

Можно спросить иначе: почему природа, настолько совершенная и целенаправленная, создала человека со столь большими возможностями и оставила его без ответа на вопрос: "Как выстроить жизнь? Чего достичь в жизни?"

Мы видим, какая огромная мудрость заложена в каждой клетке, в каждом организме, в связи между ними. А сколько мы еще не раскрыли! Но даже из того, что мы раскрываем с помощью науки, мы видим, какая потрясающая мудрость кроется во всем этом богатейшем механизме.

А мы, как вершина, как результат всей этой потрясающей системы, не видим смысла в своей жизни. Как это возможно?! Безусловно, есть цель в нашем существовании, но мы о ней еще не знаем и должны раскрыть ее.

Поэтому тот, кто задается вопросом о смысле жизни, в итоге приходит к науке каббала.

Из программы на радиостанции 103FM, 18.01.2015

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Начиная с 1926 года, когда Макс Шелер ввел термин «философская антропология», было сделано достаточно много попыток ответить на вопрос о сущности человека сохраняя философскую точку зрения. Наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности».

Эта цитата как нельзя более точно отражает то понимание человека, речь о котором пойдет ниже.

Итак, сущностью человека является его способность строить самого себя . Здесь имеется ввиду сознательная способность себя образовывать исходя из своих собственных желаний и стремлений – самообразование .

Самообразование по некоторым причинам прямо противоречит детерминизму современной культуры в экзистенциальной сфере человеческого существования.

«В конечном счете, тот факт, что предшествующее поколение нечто делало (или что оно делало нечто так, а не иначе), сам факт по себе не может быть достаточным основанием для воспроизводства (повторения) этих действий в будущем».

Главное отличие этого типа человека от описанного состоит в том, что он перестает жить-из-вне , и начинает жить-из-себя . Он становится человеком, живущим так, как живет, поступающим так, как поступает, думающим так, как думает. И для этого ему не нужны никакие внешние обстоятельства. Он такой, потому что таким хочет быть, такой есть и находит способ таким быть. Его развитие, движение по жизни, его бытие зависят только от него самого, его устремленности.

Это «человек сам по себе, сам в себе для себя бытие – не нуждающийся ни в какой поддержке, программировании извне. Ничто ему не нужно снаружи, чтобы быть таким, каким он хочет быть».

То есть он полностью , во всех без исключения своих проявлениях обусловлен изнутри .

В каждом человеке есть так называемое «ядро личности», которое составляет комплекс само собой разумеющихся норм. Само собой разумеющиеся нормы появляются в процессе переживания субъективной истины – когда человек принимает что-то с полной уверенностью что это именно так, а не иначе. Эти истины закладываются в человека с детства в основном через авторитет родителей, затем продолжают складываться в процессе социализации.

Здесь возникает проблема свободы, т.к. истины закладываются из вне без ведома человека, и никто после не будет ему объяснять относительность всех этих истин по той простой причине, что передатчик этих истин сам переживал их когда-то как истины , и, следовательно, не может относится к ним критично.

Для того, чтобы человек стал полностью обусловлен изнутри должно произойти «извлечение» всего привнесенного и конструирование своей собственной реальности. Как правило, довольно часто выведение человека из состояния культурной обусловленности осуществляется с помощью Другого как посредника, своеобразного моста между реальностью субъективной и реальностью объективной (культурной), и важно, что происходит с человеком при этом переходе, - когда человек может занять метапозицию по отношению к культуре и самому себе?

Эта возможность появляется тогда, когда человек попадает в экзистенциальный вакуум, метафизическую пустоту – когда все, на что он опирался, все законы по которым он жил – все вдруг становится нереальным, нелепым, тем, что в индуизме называют майя (иллюзорность мира).

Как человек может попасть в экзистенциальный вакуум? Одной из причин может послужить современная культурная ситуация. Темпы изменения в общественной, социальной, государственной жизни таковы, что создали предпосылки к изменению самого характера культурной обусловленности человека. Под сомнение в разных странах все чаще начинает ставится вся система предыдущего обусловливания, то есть возникают ситуации, когда человек может заметить вещи, которые он не в состоянии был заметить до этого.

Почему? Потому что появились новые взгляды на необходимые аспекты внешней обусловленности. Появилось взаимное столкновение всевозможных аспектов обусловленности. И Я сам, и Мир оказываются передо мной на какой-то промежуток времени предельно обнаженными.

Вот здесь и возникает возможность «выхода из механизмов жизни и из механизмов самого себя в некое пустое пространство и зарождение новой жизни. То есть «штуковина» или происходит, или не происходит... Если же все-таки «штуковина произойдет», человек может осознать, что нет никакого «на самом деле», все ценности, цели и смыслы относительны , с этого момента только он сам является мерой всех окружающих его вещей и явлений – он один является критерием истины.

Здесь может начаться свершаться переход «снаружи» во «внутрь». Очень важную роль в этом переходе играет творчество.

«Когда перейдете (если перейдете; это, конечно же, не момент, это – процесс), никто вам ничего не предложит. Не из чего выбирать, не в чем искать, не к чему приспосабливаться – нужно все делать. Готового ничего нет…Все надо делать, все то, что раньше приходило готовым. Вы будете как рыба, которая сама себе должна делать море, или пруд, или реку. Никто ничего не предлагает, сплошное творчество. И не в переносном, а в буквальном смысле, потому что даже если вы берете что-то готовое, то должны его как-то трансформировать – заполнить эту форму своим содержанием».

Таким образом, человек начинает творить собственную реальность, собственную историю – ту, которую он сам сознательно выбирает. То есть человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в собственной истории, с участием его собственных индивидуальных усилий – с участием его самого. Он овладевает культурой и творчески ее преодолевает - самореализуется.

Этот процесс приобретает непрерывный характер, т.к. человеку свойственно постоянно выходить за свои пределы, постоянно меняться. При таком подходе непрерывное образование выступает как модус развития личностного существования отдельного человека.

Вообще говоря, каждый человек находится в непрерывном образовании. Жизнь человека – это его реальность, и все, что он пережил в ней, узнал, сделал и т.д., так или иначе, в грубом или тонком виде отпечатывается во всех аспектах его существования – психологической, физической, ментальной – любой. Вся разница лишь в том, что некоторые люди этого не осознают, а некоторые сознают.

У вторых это образование носит характер самообразования, т.к. они контролируют окружающее пространство и фильтруют всю информацию, поступающую из социума во «внутрь» и «изнутри наружу» (по крайней мере, максимально – на сколько это вообще в принципе возможно).

Если присутствует такой контроль, человек может воспринимать себя как текст, который читают - т.к. он своим поведением каким-то образом воздействует на окружающее пространство и всех, кто в него входит. И свою собственную жизнь как текст – как самый главный написанный им текст.

Таким образом, идея «непрерывности образования» или идея «самообразования» направлены против предзаданности и контролируемости образа действия, чувствования и мысли, и таким образом – против культуры, как основы некритичного образования.

Об этом же говорил и П. Г. Щедровицкий:

«…процессы самоопределения, процессы становления…всегда протекают в какой-то культурной, социокультурной среде, а значит, опираются на определенные социокультурные институты… Однако, по мере того, как это пространство возникает, мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что социокультурная и пространственная среда не обустроены для развития, и те направляющие, которые создает эта среда, расходятся и противоречат тем целям и ценностям, которые мы с вами как субъекты, практикующие развитие, выдвигаем»

Выводом из всего рассмотренного будет описание понятия «epimeleia » – «забота о самом себе » - введенном Мишелем Фуко. Он считал заботу о себе сущностной необходимостью и конечной целью жизни любого человека. Человека, заботящегося о себе, характеризует следующее:

1. Своеобразная и индивидуальная манера смотреть на мир, действовать и вступать в отношения.

2. Перенесение взгляда с внешнего, окружающего мира на самого себя. Предполагает своего рода наблюдение и контроль за собственными мыслями, действиями и т.д.

3. Определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе – действие, которым он изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

«Человек должен стремиться…к тому, чтобы приобрести статус субъекта, которого он никогда не имел до этого. Не-субъекту следует придать статус субъекта, что определяется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта…».

Примерно то же сказал и Мераб Мамардашвили.

«Люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – это самопорабощение. «Внутренняя свобода» - это вовсе не подпольная свобода ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья. Это реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов, высвобожденности человеческого самостояния и бытия».

Антропный принцип вместо Бога?

Антропным принципом ученые стали именовать примерно с середины XX века сопоставление особенностей нашего мира с возможностью существования в нем жизни и разума. В вольной и более понятной формулировке этот принцип утверждает удивительное явление, а именно, что мир наш создан и существует исключительно для того, чтобы в нем мог появиться и существовать человек! Другими словами говоря, все свойства Вселенной приспособлены для возникновения разумной жизни, поскольку в ней присутствуем мы, наблюдатели!

Почему мы живем в трехмерном пространстве?

Природа выбрала для нашего существования трехмерное пространство (длина, ширина и высота), хотя некоторые физики считают, что в реальности наше пространство имеет 11 измерений (!). Но 8 из них «свернуты», поэтому мы их не замечаем. Впрочем, если у «свернутых» измерений геометрические параметры будут увеличиваться, то когда-то они будут серьезно влиять на динамику нашего мира. К этому стоит добавить, что такое важнейшее явление эволюционирующей реальности, как устойчивое движение, возможно только в трехмерном пространстве!

Если бы наше пространство имело всего два измерения (длину и ширину), или только одно (длину), то, как всем очевидно, движение в таком пространстве было бы настолько сковано, что о возникновении жизни в нем не могло бы быть и речи. Если бы число измерений в нашем пространстве было больше трех, то, например, планеты не могли бы удерживаться около своих звезд — они либо упали бы на них, либо улетели бы прочь! Подобная судьба постигла бы также и атомы с их ядрами и электронами.

Напомним, что сегодня мы знаем четыре вида основных природных сил: гравитационные, электромагнитные и внутриядерные — слабые и сильные.

Так вот, доказано, что даже малейшее их изменение приведет к существенной трансформации нашей Вселенной! Аналогичные ограничения существуют и в соотношениях масс электрона и протона. Их изменение повлекло бы за собой непредсказуемые последствия.

Фактор стабильности - время!

Мало кто знает, что наше пространство, строго говоря, имеет не три измерения, а четыре! Причем четвертой координатой является… время!

Важнейшее отличие ее от остальных трех координат заключается в необратимости, то есть время по неизвестным нам причинам течет только в одну сторону — из прошлого в будущее! И тем не менее без этой координаты в мире не было бы развития и какой-либо эволюции.

Согласно современным научным представлениям, пространство, время и материя были рождены одномоментно в результате так называемого Большого взрыва. Эта идея достаточно хорошо разработана учеными, хотя как все происходило на микроуровне, в значительной степени остается неясным.

В частности, остается непонятным, почему в результате Большого взрыва количество образовавшейся материи оказалось чуть больше, чем антиматерии, хотя вроде их должно быть поровну! «Кто-то» позаботился об этой антисимметрии, ибо при равном количестве частиц и античастиц все они исчезли бы (аннигилировали) и не из чего было бы создавать сложные системы.

Условия существования белковых тел

Понятно, что разумная жизнь может существовать лишь на белковой основе, причем в очень узком интервале температур. Следовательно, орбиты жизненосных планет должны быть выбраны так, чтобы средняя температура на них не выходила за эти пределы! Хорошо бы, чтобы эта орбита была круговой — в ином случае зимы на этих планетах были бы долгими и гибельными для всего живого. А слишком жаркое лето погубило бы оставшихся в живых! Более того, наша Земля тоже намертво прикована к своей орбите — большинство живых существ на ней не смогло бы выжить даже при изменении ее орбиты всего на десятую долю!

Говорят, что и Луна со своими приливами и отливами крайне необходима для развития разумной жизни на Земле. А ведь высказывалось предположение, что Луны когда-то не было у нашей планеты. Говорят, «кто-то» ее сюда притащил! Сей факт подтверждается, в частности, очень тщательной «установкой» Луны на земной орбите: диаметр ее в 200 раз меньше диаметра Солнца и расположена она в 200 раз ближе к нам. В результате в период полного солнечного затмения диск Луны точно накрывает диск Солнца и мы можем видеть ночное небо средь бела дня! «Кому-то» было нужно показать нам эту удивительную картину!

«Подозрительное» молчание космоса

Не символизирует ли оно неизбежность гибельного будущего цивилизаций, прошедших путь нашей планеты? Попробуем оценить шансы застать кого-либо из них, как говорится, в добром здравии. Для этого рассмотрим нашу звездную систему, Галактику, содержащую, как считается, порядка 100 миллиардов звезд.

Наше Солнце зажглось 5 миллиардов лет назад и за это время около него, на планете Земля, зародилась и дожила до наших дней разумная жизнь. Однако допустим, что около других звезд жизнь возникала гораздо раньше — скажем, 10 миллиардов лет назад. Тогда, по достижении соответствующего уровня развития и по мере ухудшения среды обитания, тогдашняя цивилизация решит колонизировать окружающее ее пространство для заселения своими гражданами. С этой целью она отправит в разные стороны три громадных космических корабля с тысячью поселенцев и необходимыми припасами и техникой на каждом.

До ближайшей звезды путь корабля, летящего со скоростью 10 тысяч километров в секунду (!), займет сто лет! Дадим поселенцам еще 300 лет на обустройство на новом месте и дождемся момента, когда они отправят свои корабли к следующим звездам. При таких «ступенчатых» полетах тогдашняя цивилизация заселит всю Галактику за 20 миллионов лет! Причем эта цифра явно занижена, поскольку на самом деле не представимо много времени уйдет на поиски подходящих планет. Понятно, что изложенный сценарий можно считать абсолютно сказочным, поскольку в нем фигурируют совершенно фантастические сроки. А чем больше сроки, тем больше шансов встретиться с непредсказуемыми событиями.

Вселенные могут быть разными!

Весь мир, возникший после Большого взрыва, во много раз превышает ту его часть, которую мы можем увидеть в телескопы. Поэтому сегодня ученые допускают существование вселенных со своими наборами фундаментальных параметров и законов, и мы их не видим исключительно по причине гигантских космических расстояний.

А что касается антропного принципа, то он начал широко обсуждаться в середине прошлого века после выхода в свет книги американского ученого В. Картера «Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии». Автор так объяснил этот принцип: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции могли существовать наблюдатели». Или: «Наши наблюдения должны быть ограничены условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей».

Часто причина нищеты заложена у людей в подсознании. Они видят и слышат то, что сообщают родители, и действуют по шаблону, неосознанно. Так вырабатывается генетическая нищета, отравляющая жизнь многим поколениям, которые не могут вырваться из цепких лап стереотипов и заложенного принципа поведения.

Как часто вы обращали внимание на людей? Замечали, что одни ведут себя раскованно, улыбаются, радуются жизни и всегда находятся в приподнятом настроении? А есть другой тип людей — вечно спешащие, с низко опущенной головой, сварливые и неопрятно одетые. Чувствуете разницу? И ведь зачастую в таком поведении винить нужно не самих людей, а тех, кто показал и сказал, что так правильно.

Причины генетической нищеты

Чтобы понять, что скрывается за термином «генетическая нищета», необходимо вникнуть в суть этого процесса и понять менталитет людей, которые сами себя затягивают в болото безрадостной жизни, не понимая, что жить можно иначе , просто разорвав шаблон.

Причина первая: менталитет

Представьте себе ситуацию: вы приходите в гости к человеку и поражаетесь тому, что происходит у него в доме. Грязные полы, старые обои, потрепанный диван, немытые окна... И ваш мозг начинает рисовать вам картины того, что бы вы сделали с этим помещением, как бы убрались, что поменяли. Грязь — один из признаков нищеты. Там, где есть неопрятность, необязательность и желание махнуть рукой, есть эта самая нищета. Менталитет людей разный, но те, кто привык жить в бардаке, бедны душой и вряд ли смогут поменять свою жизнь к лучшему . Это поведение часто появляется у тех, кто всю жизнь жил, глядя на подобный быт своих родителей или родственников.

Причина вторая: мещанство

Вспомните свое детство. Наверняка многие из вас вспомнят, как им внушали, что трогать новое нельзя. Вот сервант, в нем есть новая красивая посуда, но ее ни в коем случае нельзя трогать, потому что это для гостей. И вы продолжаете пить чай из щербатой кружки со сколотой ручкой, вздыхаете над пожелтевшей от времени суповой тарелкой с мелкими трещинами и царапинами. И так во многих семьях: все ждут какого-то особого случая, продолжают любоваться на красивые купленные предметы, но не позволяют себе пользоваться ими. Эта негативная программа передается и детям, которые будут придерживаться такой же линии поведения, ограничивая себя в ожидании того самого праздничного дня, когда пригодятся красивые и новые вещи. Вот только и они со временем превращаются в мусор и хлам, но продолжают бережно храниться. Мозг уже не воспринимает их как мусор, и рисует картины свежих, только что купленных полотенец, простыней...

Причина третья: сплошная экономия или синдром Золушки

Страшное слово «накопительство» преследует многих на протяжении всей жизни и передается «по наследству» детям. Экономия и желание накопить на что-то бывает и на пользу, но гораздо чаще встречается именно нищенское понимание этого процесса. Люди отказывают себе во всем, не покупают хороших продуктов, годами носят одну и ту же одежду. Такое понимание далеко от счастливой жизни . Стремление, например, купить себе дачу или машину похвально, но не стоит забывать о себе. Жить впроголодь ради того, чтобы через много-много лет стать счастливым обладателем заветного домика на отшибе? Принесет ли это счастье в итоге? Зачастую в тот момент, когда заветная цель достигнута, люди уже не могут жить по-другому и продолжают жестко ограничивать себя во всем. Их дети, воспитанные по принципу «нам это не по карману» начинают вести такой же образ жизни, нещадно экономя на необходимых покупках и стесняясь приобрести себе новую вещь, потому что так их воспитали родители. Это и называется генетическая нищета, страх потратить деньги на себя и не отказывать себе в покупке необходимых предметов быта.

Причина четвертая: подсознательное программирование

Дети по мере роста наблюдают за поведением своих родителей и привыкают к той обстановке, что их окружает. Если родители не утруждают себя наводить порядок, делать косметический ремонт и даже мыться, стирать одежду и ухаживать за обувью, дети воспринимают такое поведение за нормальное. Они копируют манеру поведения и проносят ее через всю жизнь, программируя уже своих отпрысков на такую бедную жизнь в плену собственного наплевательского отношения. Согласитесь, ведь не обязательно тратить огромные суммы, чтобы дом выглядел уютным. Недорогая, но чистая мебель, свежие обои, чистые полы, окна — все это создает чистоту и в умах.

Способы избавления от генетической нищеты

Из любой ситуации есть выход. Люди сами могут помочь себе вырваться из замкнутого круга и распрощаться с негативными привычками и менталитетом. Ведь мы видим, слышим и чувствуем вкусный аромат свежего хлеба, запах чистоты и свежести после уборки и проветривания, улыбки и гордость от проделанного ремонта. Мы сами делаем свою жизнь удобной в собственном понимании.

Если вам нужно что-то поменять — обязательно меняйте! Избавьтесь от старого хлама на балконе. Поверьте, лыжная палка, которая вам «для чего-нибудь пригодится», годами лежит в углу. Выкиньте ее. И вот эти пластиковые бутылки — сколько вы еще купите воды или сока? И что, каждая пластиковая тара вам нужна? Так и начинается обнищание ума — с накопительства якобы нужных и необходимых вещей. А вот эта рубашка? Да, любимая, но ей уже много лет, она выглядит как половая тряпка. Неужели вы этого не замечаете? Так протрите зеркало, вымойте окна и осмотритесь.

Если вы увидели, что ваш дом больше похож на лавку антиквариата, а гардеробу без малого пару десятков лет, то вам срочно нужно избавиться от этих вещей. Не сразу, постепенно, привыкая к новому состоянию свободы и независимости от старья и хлама.

В одно прекрасное утро возьмите ту самую пресловутую новую чашку и налейте в нее свой любимый напиток. Он будет гораздо вкуснее того, что вы пили вчера, но из старой чашки. Не верите — проверьте!

Включите любимую музыку и снимите с окна шторы (их все равно пора постирать). Зайдите в магазин и купите себе обновку . Одну, не дорогую, но новую. С этикеткой. Наденьте ее прямо в магазине, а старую вещь выбросите в мусорку. Да, так можно!

Постелите новое постельное белье и прислушайтесь к своим ощущениям с утра — настроение улучшилось, спалось сладко и удобно. Это действует!

Разберите завалы ненужных вещей. Просто сделайте это. Не сразу, постепенно. Выбросьте и вот эту старую газету, и гору пыльных книг, которые вам не по вкусу. Отдайте их, положите на улице с запиской, продайте — просто избавьтесь от того, что занимает место в вашем доме.

Начните преображение во всем и в скором времени вы почувствуете огромное облегчение и радость от каждого нового дня. Помните, что нищета в головах, и в ваших силах избавиться от этого навязчивого и липкого чувства зависимости от чужого мнения, навязанного вам. Ваша жизнь — ваши правила . Как только вы начнете свое преображение, жизнь начнет преподносить вам приятные сюрпризы, поверьте! Желаем вам счастья и успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Мы живем в трехмерном мире: длина, ширина и глубина. Некоторые могут возразить: «А как же четвертое измерение - время?» Действительно, время - это тоже измерение. Но вот вопрос, почему пространство измеряется в трех измерениях - загадка для ученых. Новое исследование объясняет, почему мы живем в мире 3D.

Вопрос о том, почему пространство трехмерно, мучил ученых и философов с античных времен. Действительно, почему именно три измерения, а не десять или, скажем, 45?

В целом, пространство-время четырехмерно (или 3+1-мерно): три измерения образуют пространство, четвертым измерением является время. Существуют также философские и научные теории о многомерности времени, которые предполагают, что измерений времени на самом деле больше, чем кажется: привычная нам стрела времени, направленная из прошлого в будущее через настоящее — всего лишь одна из возможных осей. Это делает возможными различные научно-фантастические проекты, вроде путешествий во времени, а также создает новую, многовариантную космологию, которая допускает существование параллельных вселенных. Однако существование дополнительных временных измерений пока не доказано научно.

Вернемся в наше, 3+1-мерное измерение. Нам хорошо известно, что измерение времени связано со вторым законом термодинамики, который гласит, что в замкнутой системе — такой, как наша Вселенная — энтропия (мера хаоса) всегда возрастает. Уменьшаться вселенский беспорядок не может. Поэтому время всегда направлено вперед — и никак иначе.

В новой статье, опубликованной в EPL, исследователи предположили, что второй закон термодинамики может также объяснить, почему пространство трехмерно.

«Ряд исследователей в области науки и философии обращались к проблеме (3 + 1)-мерной природы пространства-времени, обосновывая выбор именно этого числа его стабильностью и возможностью поддержания жизни», — рассказал соавтор исследования Джулиан Гонсалес-Айала из Национального политехнического института в Мексике и университета Саламанки в Испании порталу Phys.org. «Ценность нашей работы заключается в том, что мы представляем рассуждения, основанные на физической модели размерности Вселенной с подходящим и разумным сценарием пространства-времени. Мы первые, кто заявил, что число «три» в размерности пространства возникает в качестве оптимизации физической величины».

Ранее ученые обращали внимание на размерность Вселенной в связи с так называемым атропным принципом: "Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек". Трехмерность пространства объяснялась возможностью поддержания Вселенной в том виде, в каком мы её наблюдаем. Если бы во Вселенной было множество измерений, по ньютоновскому закону тяготения не были бы возможны устойчивые орбиты планет и даже атомная структура вещества: электроны падали бы на ядра.

В данном исследовании ученые пошли другим путем. Они предположили, что пространство трехмерно из-за термодинамической величины — плотности свободной энергии Гельмгольца. Во Вселенной, заполненной излучением, эту плотность можно рассматривать как давление в пространстве. Давление зависит от температуры Вселенной и от количества пространственных измерений.

Исследователи показали, что могло происходить в первые доли секунды после Большого взрыва, называемые Планковской эпохой. В момент, когда Вселенная начала охлаждаться, плотность Гельмгольца достигла своего первого максимума. Тогда возраст Вселенной составлял долю секунды, а пространственных измерений было ровно три. Ключевая мысль исследования заключается в том, что трехмерное пространство было «заморожено», как только плотность Гельмгольца достигла своего максимального значения, которое запрещает переход в другие измерения.

На рисунке ниже изображено, как это происходило. Слева — плотность свободной энергии Гельмгольца (е) достигает своего максимального значения при температуре Т = 0,93, которое возникает, когда пространство было трехмерным (n=3). S и U представляют плотности энтропии и плотность внутренней энергии, соответственно. Справа показано, что перехода к многомерности не происходит при температуре ниже 0,93, что соответствует трем измерениям.

Это произошло вследствие второго закона термодинамики, который допускает переходы в более высокие измерения только тогда, когда температура выше критического значения — ни градусом меньше. Вселенная непрерывно расширяется, и элементарные частицы, фотоны, теряют энергию — поэтому наш мир постепенно охлаждается: Сейчас температура Вселенной гораздо ниже уровня , предполагающего переход из 3D-мира в многомерное пространство.

Исследователи поясняют, что пространственные измерения похожи на состояния вещества, а переход из одного измерения в другое напоминает фазовый переход — такой, как плавление льда, которое возможно лишь при очень высоких температурах.

«В процессе охлаждения ранней Вселенной и после достижения первой критической температуры, принцип приращения энтропии для замкнутых систем мог запретить определенные изменения размерности», — комментируют исследователи.

Это предположение по-прежнему оставляет место для более высоких измерений, которые существовали в Планковскую эпоху, когда Вселенная была еще более горячей, чем это было при критической температуре.

Дополнительные измерения присутствуют во многих космологических моделях — в первую очередь, в теории струн. Это исследование может помочь объяснить, почему в некоторых из этих моделей дополнительные измерения исчезли или остались такими же крошечными, как были в первые доли секунды после Большого взрыва, в то время как 3D-пространство продолжает расти во всей наблюдаемой Вселенной.

В будущем исследователи планируют улучшить свою модель, чтобы включить дополнительные квантовые эффекты, которые могли возникнуть в первую долю секунды после Большого взрыва. Кроме того, результаты дополненной модели могут также служить ориентиром для исследователей, работающих на других космологических моделях, таких как квантовая гравитация.