На свободную тему

Советы и рекомендации начинающему педагогу основу данного раздела составляют материалы. Психолого-педагогические основы ораторского искусства

Словосочетание «блестящий оратор» звучит так пафосно, как будто речь идёт минимум о Цицероне, никто не назовёт блестящим оратором учительницу младших классов. А зря.

Ораторское искусство в работе педагога - залог эффективного и интересного обучения. Если вы читаете лекции, если вам предстоит публичное выступление, если вы хотите научиться удерживать внимание любой аудитории: от учеников третьего «А» до коллег на курсах повышения квалификации - этот материал для вас.

7 советов учителям, лекторам, ораторам и тем, кто только хочет ими стать:

1. Будьте источником энергии

Это самое простое правило: вам должно быть самому интересно то, что вы рассказываете. Уставший и откровенно скучающий педагог может даже полёты в космос описать как скучную рутину. Если вы не хотите отвлекаться на периодически доносящийся из аудитории храп старшеклассников, вспомните, что вам нравится в собственном предмете. Иногда люди устают или даже выгорают, учителям это особенно знакомо, но, заходя в класс, нужно помнить, что именно ваш собственный энтузиазм больше всего может на детей повлиять. Гораздо приятнее слушать человека, у которого горят глаза, который испытывает явное удовольствие от того, что делится своими знаниями. Пусть это уже третья одна и та же лекция за день, нужно понимать, что именно эти дети сейчас её услышат впервые, и от вас зависит, обратят они на неё внимание или нет. Ответная реакция класса, который вы смогли увлечь своим активным интересом, бесценна! Вполне возможно, что вашу усталость как рукой снимет, ведь вы получите взамен на то, что выложитесь по полной, столько же или даже больше эмоций.

2. Находите особый подход к каждому классу

Да, лекция одна и та же для всей параллели. Но все люди, и, уж конечно, дети, любят чувствовать себя особенными. Поэтому каждый раз готовьте своё выступление под конкретных людей. Находите особенности, приводите примеры из жизни класса, старайтесь завлечь учеников рассказами о них самих. Если вас ждёт публичное выступление, то стоило бы узнать хотя бы примерно, что будет за аудитория, чтобы постараться быть с ними на одной волне, приводить примеры, которые будут близки и понятны. Потому что если старшеклассникам говорить про песочницы, они моментально закатят глаза и нырнут в свой телефон, а непонятный сложный профессиональный сленг очень быстро заставит восьмилетку обратить внимание на что-нибудь попроще и попривычнее, например, косички одноклассницы. Все любят слушать о себе, даже если это «о себе» притянуто за уши. Смотрите, «глубина Байкала - 1642 метра» - это сухой факт, который не имеет к школьникам никакого отношения. А переведите эту цифру вот что-то понятное. Сколько это в десятиэтажках? В Оптимусах Праймах? На сколько это больше, чем общий рост всего класса? Дети уже считают, улыбаются и запоминают. Более практичный вариант - всегда имейте в голове заготовленный ответ на вопрос «Зачем нам это знать?» и мысленно отвечайте на него.

3. Будьте уверены в себе

Начинающие ораторы чаще всего сталкиваются с проблемой нервов: куда деть руки, куда смотреть, куда бежать. Выдохните.

Во-первых, смотреть нужно в глаза ученикам. Конечно, если вы по каким-то причинам выступаете на сцене и вас ослепляют софиты, то никакого зрительного контакта не выйдет, и тогда лучше смотреть поверх голов зрительного зала. Но в школьных аудиториях такой приём будет неуместен, он сигнализирует о вашей отрешённости и незаинтересованности. Идеальный вариант - смотреть на конкретных людей, задерживаться на каждом на несколько секунд, чтобы успеть полностью произнести какую-то фразу. Дольше чем 20 секунд на одного ученика лучше не смотрите - это уже как-то неловко, он смутится, а остальные почувствуют напряжение.

Во-вторых, как бы банально не звучало, ведите себя естественно. Не размахивайте руками, стоя в проходе между партами, как стюардесса, не заламывайте руки, не держите руки в карманах и не звените мелочью, не теребите украшения - кольца, серёжки, не кусайте губы, не щёлкайте ручкой, не прикасайтесь постоянно к лицу. В общем, не делайте ничего того, что может быть расценено как нервный тик. Дети прекрасно считывают все эти невербальные признаки неуверенности, это может поставить под угрозу ваш авторитет. Как этого избежать? Обращайте внимание на себя тогда, когда вы расслаблены, например, в компании друзей. Смотрите, вы спокойно сидите в одной позе довольно долго и меняете её по естественным причинам, и вам не кажется, что вы выглядите глупо. Так что старайтесь гнать от себя неврозы и вести себя спокойно.

4. В меру используйте инфографику

То, что инфографика полезна - неоспоримо. На любом тренинге по искусству публичных выступлений вам будут советовать использовать графики и таблицы, это хорошо. Но нужно помнить, что визуальная часть лекции или урока - всего лишь помощь, а не основной источник информации. Если вы перегружаете презентацию цифрами или текстами так сильно, что вам самим приходится постоянно обращаться к слайду и разбирать его, внимание учеников будет притупляться. Идеальный вариант - необходимые визуализации особенно сложных моментов плюс фотографии вперемежку с шутливыми картинками.

5. Научитесь владеть своим голосом

Аудитория гораздо лучше реагирует на низкий спокойный голос. Слишком высокий вызывает раздражение. Медленный тягучий рассказ красивым низким голосом усыпляет. Высокий голос, но зато с живыми интонациями, грамотными паузами, заинтересовывает. Паузы нужно делать до или после произнесения чего-то важного, перехода от одного ключевого момента к другому, между вступлением, основной частью и выводом. Артикуляция тоже требует особого внимания: во время лекций гораздо сложнее выговаривать сложные слова и фразы, тем более в течение часа. И нужно найти свой темп - записывать свои выступления и лекции и работать над ошибками.

Комфортный тембр, акцентирующая интонация, специальные паузы, чёткая дикция - всему этому можно научиться, специальных упражнений - полный интернет. Главное, как и всегда, помнить, что эффективность упражнений зависит от регулярности.

6. Зацепите аудиторию с самого начала

Все должны сразу понять: урок начался. Если вы в начале извиняетесь за опоздание, или еще хуже - оправдываетесь, что-то уточняете по расписанию, тихо переговариваетесь с первыми партами - внимание рассеивается. Если это публичное выступление, то лучше всего начать с броской фразы, которая моментально замотивирует слушать вас дальше. Конечно, это не значит, что нужно произносить любую достаточно скандальную реплику. Например, слова «Я люблю ЕГЭ» безусловно заинтересуют ваших слушателей, но такой откровенный каминаут нужно будет еще и оправдать. Можно начать с актуальных событий, истории из жизни, опроса или шокирующей статистики - посмотрите лучшие выступления TED, там можно много интересных приёмов подметить. Но всё это, конечно, про большие выступления, каждый сорокапятиминутный урок начинать с жизненной истории будет лишним. В любом случае, начало урока или лекции должно быть чётким, ясным и по возможности мотивирующим.

7. Разрешайте задавать вопросы по ходу лекции, а не только в конце

Такой подход встречается реже, чем популярный «сначала вы меня слушаете, а в конце задаёте вопросы». Произнося эту фразу, вы как будто сами себя защищаете и расписываетесь в неуверенности. Любая лекция гораздо лучше усваивается в виде дискуссии или беседы. А еще лучше, если в начале занятия вы ставите проблему и по ходу урока стараетесь её решить. Но такие лекции довольно рискованные для неопытных преподавателей. Есть вероятность, то беседа повернёт не туда. Или что со всеми вопросами по ходу урока можно не успеть донести весь материал. Ничего страшного, вы всё это можете контролировать простейшими «давайте вернёмся к...» или «а почему вы не обратили внимание на …». Да, выступление или занятие перестанет быть бенефисом одного учителя, но разве это плохо?

Ну что, готовы сразить всех своим фееричным выступлением? Практика, практика и только практика! Сами увидите, как разительно отличается дисциплина в обычном классе и на вашей яркой захватывающей и мотивирующей лекции.

ИСКУССТВО

(Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекцион­ного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской дея­тельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развер­нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп­ределенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педа­гогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргу­мент - иллюстрация». Тезис - любого по­рядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис все­гда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого авто­ра, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приве­дем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный по­мощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашать­ся). Мера согласия публики с оратором определяется силой най­денного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент стано­вится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором »Дет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизнен40" го явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и



Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров

(например, нежность в вальсах Шопена), рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к. воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что - зачем – где – когда - как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ самореализации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигаемые понятия: «Я» - «самореализация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуж­дает неукоснительно исполнять данное тре­бование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длин­ный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понима­ются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «спра­ведливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентльмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается гово­рить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора ис­ключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс при­обретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует опре­делить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотре­ния: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. От­крыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений. Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более ши­рокой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул ~ это мебель.., совесть - этическая категория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие кото­рого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека соведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого че­ловека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассмат­риваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на глас­ные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков: - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафед­ры, доски, мела и прочих средств, а также расположение приготовленного наглядно­го материала);

Пластический образ оратора (свободная, открытая, распо­ложенность к слушателям и доброжелательная мимика, некото­рый наклон в сторону слушателей); предъявление и демонстрация наглядного материала (со­впадение момента предъявления с произнесением понятия, обще­доступность восприятия материала, инструкция для восприятия
материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);

При современных технических средствах использование фо­нозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая де­монстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассис­тента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;

Работа с доской и графическое обозначение рассматривае­мого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость
записи, логичность распределения записей, понятность символи­ческих знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех
слушателей).

Художественные средства

Наряду с требованием наглядного материа­ла стоит требование использования художе­ственных средств в тексте выступления ора­тора, назначением которых является созда­ние образной картинки явления: - эпитета, рисующего для воображения слу­шателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

Метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);

Сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк, кра­сивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);

Аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помо­гающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захва­тило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; за­
кончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);

Фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое яв­ление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента ху­дожественного произведения. может дополняться музыкальным
фоном.

Технология взаимодействия со слушателя­ми предполагает следующее: - педагогическую инструментовку совмес­тной работы со слушателями (общая пози­ция «Мы», риторические вопросы, апелля­ция к воспоминаниям, вопросы и ответы,

фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работос­пособности слушателей, анализ и оценка общей совместной рабо­ты);

Просьба о помощи и оказание помощи в случае необходи­мости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору,
в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);

Поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обраще­нии, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);

Соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых
в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», ти­шина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополни­тельных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);

этику взаимодействия со слушателями (обращение и при­ветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слу­шателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктив­ную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработ­кой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников со­вместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкреп­ление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Бла­годарю за честь работать в такой умной и доброжелательной груп­пе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступле­ния, Поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благо­дарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...» В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодар­ность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст пуб­лики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ре­бенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Кра­сивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой». Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слу­шателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «ди­агональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вер­тикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

Завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;

Подвести итоги совместной работы («Итак, мы с вами...»);

Произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);

Выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нет ли сомнений..?» или «Остались ли вопросы по данной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что суще­ствуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескура­живает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию лич­ностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей

(«Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога скла­дывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны дея­тельности, как построение мысли, составление логически оправ­данного плана, выделение главной категории в содержании ора­торского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструмен­товка совместной со слушателями интеллектуальной работы, эти­ческое выражение своего отношения к слушателям, а также пред­варительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет про­слеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагмен­тарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со време­нем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивыс­шей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Глава 10. СИТУАЦИЯ

«ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ

Для того чтобы научиться мастерски владеть своей речью, не обязательно учиться годами, для этого можно посетить тренинг ораторского мастерства . На таких курсах помогут кратко, но емко постичь особенности выступления на публике.

Что важно в ораторской речи?

Существует множество особенностей, которые отличают речь оратора. Среди них можно выделить несколько важных качеств, которые должен знать каждый, кто собирается выступать перед публикой:

1. Риторика.

Как и любая другая речь, рассказ оратора может состоять из множества частей. Поэтому важно правильно соотносить отдельные фрагменты выступления, вовремя переходить между ними. В этом поможет изучение риторики.

2. Публичность.

В большинстве случаев ораторы выступают перед многочисленной публикой, обращаясь к своей аудитории напрямую. Именно поэтому речь носит общественный характер.

Конечно, выразительность является одним из ключевых успехов ораторской речи, но не менее важной является цель, с которой выступает человек. Так, необходимо не только донести до публики свою мысль, но и получить обратную реакцию, которая возможна только при заинтересованности людей.

4. Умение правильно подбирать слова.

Во время выступления важно быстро и правильно выбирать слова для того, чтобы не потерять внимание публики. Следует избегать жаргонных и низкопробных выражений, что позволит избежать неудобных ситуаций во время спича.

Добиться внимания аудитории можно за счет авторитета, получить который можно при правильном психологическом настрое. Человек, хорошо владеющий ораторским искусством, может передать свою энергию слушателям и получить их расположение, продвигая собственные идеи.

Именно эти, а также другие качества вырабатываются на занятиях, которые предлагает школа ораторского мастерства в Москве «Король говорит!».

Чего можно добиться, посещая курсы ораторского мастерства?

Люди, владеющие ораторским искусством, могут грамотно донести свою позицию до окружающих. И абсолютно не важно, разговариваете ли Вы с друзьями, общаетесь с деловыми партнерами или же выступаете перед широкой публикой.

Те, кто уже успел посетить курсы ораторского мастерства в Москве в школе «Король говорит!», отметили для себя несколько важных аспектов, которые помогают им во время общения:

  • Отсутствие стресса даже перед крупными выступлениями.
  • Улучшение четкости речи и дикции.
  • Возможность оперирования различными приемами речи.
  • Умение правильной расстановки приоритетов, что позволяет придать выступлению большую выразительность, привлекая внимание слушателей.
  • Не бояться неудобных вопросов и преодолевать любые возражения.

Благодаря этому многие наши ученики не просто научились, а полюбили выступать перед публикой, даже если раньше старались держаться подальше от подобных задач.

Преимущества школы «Король говорит!»

Наш центр обучения уже длительное время специализируется на проведении курсов и тренингов по ораторскому мастерству. Мы помогли многим слушателям преодолеть стеснение, внутренние страхи и научиться уверенно выступать на публике.

Наши преимущества:

  • Формат занятий. Порядка 85% времени каждого занятия составляет практика, а все остальное ‒ лекции. Согласитесь, ведь невозможно научиться правильно и красиво вести речь, не практикуясь?
  • Опытные преподаватели. Наши спикеры ‒ педагоги сценической речи с многолетним опытом. Преподаватели школы регулярно улучшают собственный уровень, проходя повышение квалификации.
  • Репутация. Наш центр дорожит своей репутацией. Наши слушатели после обучения оценивают эффективность курса на 9,33 балла из 10 возможных.
  • Быстрые результаты. Базовый курс длится всего 4 недели и сразу же приносит ожидаемые плоды. Наши слушатели получают повышение по службе, увеличивают количество заключаемых сделок и собственную прибыль.
  • Фиксация занятий. Во время выступлений учеников мы ведем видеосъемку, которая позволяет им оценить качество речи и устранить ошибки.
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
«О себе - радиожурналист (25 лет в эфире р/ст «Маяк»), преподаватель (преподавательский стаж 11 лет - начиная с 2005 года сотрудничаю с гуманитарными факультетами различных вузов Москвы, включая родной журфак МГУ). Для вас - сочинения, изложения, доклады, эссе и т.д. – научу писать любые тексты легко, содержательно, интересно. А также повышение грамотности, словарный запас, красивая речь. И ещё, готовлю абитуриентов к творческому конкурсу по журналистике. Индивидуальный подход, доброжелательное отношение, высокая эффективность. Работаю с разными возрастными категориями - школьниками 6-11 классов, абитуриентами, студентами, аспирантами, будущими журналистами, бизнесменами и т.д Всему чему научила профессия, с удовольствием передаю своим ученикам: - всем тем, кто любит журналистику так, как люблю её я, расскажу, покажу, как находить темы для своих публикаций, как разрабатывать эти темы, писать качественные тексты. Научу, как работать над интервью, как делать репортаж и другим тонкостям профессии. - очень важно уметь хорошо говорить, выступать на публике. Для этого надо побороть страх, говорить эмоционально, внятно, логично, красивым голосом. На занятиях скучно не будет: необходимая теория и много практики. При желании – трудоустройство – сотрудничество с электронными СМИ, сайтами и порталами.»

ДАРЬЯ ИГОРЕВНА
«1998-2012 - год артистка театра с 2007 года - преподавательская деятельность. Педагог - режиссёр, актёрское мастерство, сценическая речь 2009 год - Арт- директор, режиссёр - постановщик театра мод "Триумф"
 2010 год - режиссёр и руководитель экспериментального театрального проекта.
 2010 год - педагог по актёрскому мастерству и сценической речи, режиссёр - постановщик, организатор досуговых мероприятий в общеобразовательной школе. Руководитель школьного театра " Изумруд ". С 2008 года ведущий педагог по актерскому мастерству и сценической речи в сфере моды. С 2010 года мастер-тренер по личностному росту. Проведение семинаров, мастер-классов, индивидуальные занятия; Работа в досуговых учреждениях. Съёмки в кино (обширная фильмография); Профессиональная ведущая мероприятий; Проведение и организация мероприятий любого уровня; Проведение и подготовка презентаций, Ключевые навыки: -Профессиональное образование (РАТИ-ГИТИС, ЯГТИ). -Разработка и адаптация образовательных программ и тренингов для разных возрастных групп. -Владение основами психологии. -Владение целевым мотивированием (разнообразные возрастные группы). -Обучение и развитие. -Ведение переговоров. -Ведение презентаций. -Дистанционное обучение. -Управление проектами. О себе: Я профессиональная актриса, модель plus-size (работа с Европой и Россией), педагог актёрского мастерства и сценической речи, ведущая мероприятий, а также презентаций и тренер личностного роста.»

ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
«Готовлю абитуриентов и студентов для поступления в профильные вузы и для сдачи экзаменов. Работаю с детьми от 5 лет: снятие зажимов тела и внутренних психологических.Более эффективная альтернатива психологам.Ставлю сценический голос,убираю акцент.Так же в процессе развивается творческое мышление и воображение.Работаю с подростками и взрослыми людьми,связанными с другими профессиями.»

Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель : Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства .

Что такое ораторское искусство .

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи , искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства .

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает : ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства , т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества : духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство” .

Нередко возникает спор : каждый ли человек может стать хорошим оратором .

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства . Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима , выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней : поэтами рождаются, ораторами делаются . Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать , или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов , учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

Согласны ли вы с утверждением Цицерона :

“Поэтами рождаются, ораторами делаются” ?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора , а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора .

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература : А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора” .

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика : Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии : одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка” . Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора .

Задание для педагогов .

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора , необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями :

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

Вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

Если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

Вы, несомненно, слышали об этой теории.

Некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

Вопросы есть?

Все ли ясно, коллеги?

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу : постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности ?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?