Времена года

Биологические и социальные концепции личности. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни. Я-концепция в теории З. Фрейда

Биологическая концепция

Социологическая концепция

Биосоциальная концепция

Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды.

Человек – существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущи этому процессу.

Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает; между требованиями предъявляемыми учебным заведениям, и желаниями учащихся; между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. В результате борьбы этих противоречий происходит шаг в развитии человека и формировании его как личности.

Закономерности развития – зависимости меду процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности.

3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности.

На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы.

К биологичским факторам , влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность.

Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены.

К наследственным свойством организма относят:

-анатомо-физиологическую структуру , отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности);

-физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи);

-физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор);

Особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности);

-аномалии в развитии организма ; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения).

Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

К социальным факторам , оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Подсредой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Концепция развития личности – это определенная теория, которая объясняет, какие факторы оказывают влияние на личность при ее формировании, что движет этим процессом, каким образом он происходит. Многие столетия эти вопросы интересовали психологов, священнослужителей, философов. Со временем психологическое знание накопило большой опыт, при помощи которого стало возможным ответить на вопросы: почем одни становятся выдающимися людьми поколения, а другие – остаются посредственностями? Играет ли главную роль окружающая среда, или же генетика является более важным фактором? Юнг писал: «Наши личности являются частью окружающего нас мира, и их тайна так же безгранична».

В этой статье мы рассмотрим главные теории развития личности, которые по сей день используются психологами, их основные и второстепенные понятия, влияние на науку.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Развитие личности по Выготскому

Концепция развития личности отечественного ученого Л. С. Выготского возникла в начале XX века. Первая публикация относится к 1928 году и называется «Проблема культурного развития ребенка».

Выготский впервые делал . Ученый отмечал, что во время его развития имеют место две взаимосвязанные линии – первая из них относится к самостоятельному созреванию высших психических функций, вторая – зависит от культурно-социальной среды. Именно в своем окружении ребенок осваивает манеры поведения, способы мышления.

Развитие внимания, памяти, речи, мышления и других функций всегда происходит сначала через внешнюю деятельность, и только затем эти внешние функции становятся внутренними, или интрапсихическими. Все, чему учится ребенок, он сначала делает со взрослым. Программа личностного развития, по Выготскому, не может быть осуществлена без диалогичности – основной черты сознания, формирующейся за счет взаимодействия со взрослым.

Основная концепция развития личности, впервые введенная Выготским, называется «зона ближайшего развития», или те действия, которые ребенок пока не в состоянии выполнить сам, но может сделать их вместе со взрослым. Исследователь считал, что хорошим может называться только то обучение, которое идет впереди развития.

Базовые концепции развития личности по Выготскому включают и понятие о постепенности развития. Процесс развития происходит по ступенчатому принципу – ровные этапы накопления знаний сменяются резкими скачками. Еще одно важное понятие в теории Выготского – это активность ребенка. В воззрениях других психологов того времени, например, в работах Б. Скиннера, доминировало представление о том, что ребенок является субъектом активности взрослого. Но ни один из ученых до Выготского не рассматривал детей как тех, кто сами могут оказывать активное влияние на старших.

Концепция Менегетти

Антонио Менегетти – итальянский ученый, которым была создана область психологического знания под названием «Онтопсихология». Менегетти был одновременно и ученым, и психотерапевтом, получившим степени в различных областях – теологии, философии, психологии. Слово «онтопсихология» состоит из трех частей. «Онто» означает «бытие», «психо» — «душа», «логос» — «смысл». Менегетти основал научно-психологическую школу, посвященную развитию онтопсихологии.
Концепция развития личности Менегетти базируется как на философском знании, так и на психологическом. Из философских работ на его теорию повлияли работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Парменида. Из психологических исследований наибольшее воздействие оказали работы А. Адлера, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Юнга.

Главной практической задачей онотопсихологии было достижение соответствия человеком своей природы, внутренней сущности. Менегетти выделил базовые концепции развития личности:

«Сущность в себе», или так называемое «Ин-Се» — внутреннее ядро человеческой души, где заключается его подлинное бытие;
«Неискаженные проекции Ин-се»;
«Искаженные проекции», или психологические комплексы;
«Сознательно-логическое Я» — единственная часть психики человека, которая обладает осознанием.

Онтопсихология рассматривает человека как погруженного в собственные психические процессы, но при этом практически не обладающего информацией о самом себе. Считается, что внутреннее ядро человека — «Ин-Се» — имеет положительную природу. Внутри каждого заложены все необходимые для самореализации ресурсы. И чем больше путь человека отклоняется от направления реализации своих возможностей, тем большим становится ощущение неудовлетворенности.

Одна из основных концепций развития личности по Менегетти состоит в том, что все физические и психические болезни возникают тогда, когда человек идет против собственной природы. Он склонен обвинять в своих бедах кого угодно, но не способен понять, что уничтожает себя собственными руками. Реализация плана личностного развития начинается с того, что человек осознает свои индивидуальные особенности, и то, как его текущий образ жизни препятствует самореализации.

Такая ситуация названа онтопсихологами экзистенциальной шизофренией. В переводе с древнегреческого слово «шизофрения» значит «расщепленный мозг». Когда внутренние желания конфликтуют с обстоятельствами, требованиями общества, и человек сдается перед ними, возникает экзистенциальная шизофрения. Главная задача психотерапевта-онтопсихолога – достижение человеком соответствия своей жизни и внутренней сути.

Развитие личности и аналитическая психология Юнга

Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.

Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».

Концепция развития личности по Юнгу: цель

Концепция развития личности по Юнгу предполагает, что цель становления – это найти самого себя. «Я» всегда оказывается скрытым под личиной, «Персоной». Процесс самопознания начинается с того, что человек знакомиться с «Тенью». Процесс индивидуации, или психологического рождения, происходит в течение всей жизни. Этим теория Юнга отличается от идей Фрейда, согласно которым развитие личности происходит, главным образом, в начале жизненного пути.

Согласно аналитической психологии, созданной Юнгом, развитие личности происходит в процессе обретения новых умений, познания самой себя. Оно представляет собой стремление к покою, целостности и гармонии. Главной жизненной целью является полная реализация возможностей «Эго».

Развитие личности по Адлеру

Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.

Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.

Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».

Развитие личности по А. С. Макаренко

А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.

В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».

Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.

Основные понятия программы колонистов

Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.

Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.

Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.

Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.

Основные положения системы Макаренко

Многие педагоги, видя марширующих строем детей, впадали в ужас. Программа личностного развития Макаренко давала блестящие результаты – но, как они считали, «методы были не те». Главная идея педагога заключалась в следующем – дети могут и должны трудиться. Но сейчас время детский труд находится под запретом. Фактически, система Макаренко реализуется только в некоторых частных предприятиях.

Программа личностного развития Макаренко строилась на дисциплине, которая, при этом, не являлась методом воспитания. Скорее, порядок был его результатом. Воспитание не было для педагога чтением морали – это были строго установленные порядки, организация жизни колонистов. Интересы личности всегда подчинялись интересам коллектива, если личность выступала против общественного мнения. При этом Макаренко выступал за демократические отношения в коллективе, возможность творческого самовыражения. Педагог создавал все условия для того, чтобы психологический климат в колонии был благоприятным. Одним из главных средств воспитания был обязательный для всех режим. Режим должен быть точным и целесообразным.

Большое влияние на работы Макаренко оказали произведения М. Горького. Писатель известен тем, что обладал оптимистическим подходом к природе человека, верил в его силы, и это отражает концепция развития личности Макаренко. Педагог считал, что ответственности, которую несет педагог, стоит учиться у Горького. Ведь писатель, имея способность видеть лучшее в человеке, при этом никогда не умилялся этими чертами, не понижал планку требований.


Вывод

Зная основные , можно значительно повлиять на процесс ее формирования. Эти знания незаменимы при воспитании детей, а также для работы над собой, составлении плана личностного развития. Создание благоприятной среды для роста личности требует определенных усилий, а также духовных, временных, денежных затрат. Такие затраты необходимы для того, чтобы положительные качества ребенка развивались, а мотивация деятельности – возрастала. Но народная мудрость гласит: «и на камнях растут деревья». Если даже факторы окружающей среды и нужно помнить пословицу – наследственности далеки от идеала, человека имеет шанс улучшить свою жизнь и приумножить даже тот небольшой потенциал, который имеет.

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами.

1. Чарльз Кули выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория "зеркального Я" - процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.Кули предполагал, что "зеркальное Я" представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей.Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность.В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. Можно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. "Само-имидж" - это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе - это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя - "истинное Я", или "Я такой, какой есть на самом деле". "Само-имиджи" слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность "само-имиджей" скорее корректирует, чем вытесняет наше представление о самом себе, или самоидентичность.

Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость - это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает - они не могут "расслабиться" и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.

Подавленность - это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет наперекос. К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений - координацию и точность мышечных движений тела - путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

2. Согласно концепции Мид а, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию "ролевой игры", "коллективной игры" и "обобщенного другого". На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и "примеряет" на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется "значимый другой". К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную.в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что - несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется "обобщенный другой". Отношение такого "обобщенного другого" отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, "обобщенный другой" - это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

3. Пиаже непосредственно наблюдал поведение младенцев, детей, подростков. Пиаже особо подчеркивал способность ребенка активно искать смысл мира. Дети не просто пассивно впитывают информацию, они активно отбирают и интерпретируют то, что видят, слышат, чувствуют в мире вокруг них. В своих наблюдениях за детьми, на основе многочисленных экспериментов, проводимых им в рамках своей теории, Пиаже пришел к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, т. е. обучения думать о себе самом и своем окружении. На каждой стадии приобретаются новые навыки, которые, в свою очередь, зависят от успешного завершения предыдущей стадии.

1) Сенсомоторная - длится от рождения до двух лет. Примерно до четырех месяцев младенец не способен отделять себя от своего окружения. Например, ребенок не понимает, что стенки его кроватки трясутся от того, что он трясет их сам. Младенец не отличает предметов от людей и совершенно не подозревает, что что-либо может существовать вне поля его зрения. Дети постепенно учатся отличать людей от предметов, обнаруживая, что и те и другие существуют независимо от непосредственного их восприятия самими детьми. Пиаже называет эту стадию сенсомоторной, потому что младенцы учатся в основном посредством прикосновения к предметам, манипуляций с ними и физического освоения своего окружения. Основным достижением этой стадии является понимание ребенком того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства.

2) Дооперациональная стадия - с двух-до семилетнего возраста, когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. Например, четырехлетний ребенок может, раскинув руки, передать идею "самолета". Пиаже называет эту стадию дооперациональной, потому что дети пока не способны использовать свои развивающиеся умственные способности систематически. На этой стадии дети эгоцентричны. То, как Пиаже использует это понятие, обращено не к эгоизму, а скорее к стремлению ребенка интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Он не понимает, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной.

3) Период конкретных операций, длится от семи до одиннадцати лет. Дети в этой фазе овладевают абстрактными логическими понятиями. Они способны без особых затруднений воспринимать такую идею, как случайность. На этой стадии дети менее эгоцентричны. Если на дооперациональной стадии девочку спросить: "Сколько у тебя сестер?", она сможет правильно ответить "одна". Но если спросить "Сколько сестер у твоей сестры?", она, скорее всего, ответит "Нисколько", потому что не может воспринимать себя с точки зрения своей сестры. На стадии конкретных операций ребенок способен с легкостью отвечать на такие вопросы правильно.

4) Период с одиннадцати до пятнадцати лет - это, по определению Пиаже, период формальных операций. В подростковом возрасте ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети на этой стадии способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ. Согласно Пиаже, первые три стадии развития являются универсальными, однако не все взрослые достигают стадии формальных операций. Развитие формально-операционального мышления частично зависит от уровня образования.

4. Согласно Фрейду , ребенок - существо с потребностями, обладающее энергией, которую не в состоянии контролировать вследствие своей полной беспомощности. Ребенок должен научиться тому, что его потребности и желания не всегда могут быть немедленно удовлетворены, - а это болезненный процесс. По мнению Фрейда, младенец, помимо потребностей в пищи и питье, имеет еще потребность в эротическом удовлетворении. Слово "эротический" в данном контексте означает универсальную потребность в близком и приятном телесном контакте с другими. Младенцы в самом деле испытывают потребность в тесном контакте с другими людьми, в том числе в объятиях и ласке.

Как описывал это Фрейд, процесс психологического развития человека сопровождается сильными напряжениями. Ребенок постепенно учится удерживать свои стремления, однако в подсознании они сохраняются как мощные мотивы. В раннем развитии ребенка Фрейд выделяет несколько типичных стадий. Особое внимание он уделяет фазе, наступающей в возрасте четырех-пяти лет, когда большинство детей приобретают способность обходиться без постоянного присутствия своих родителей и выходят в более широкий социальный мир. Фрейд называет этот период эдиповой стадией. По его мнению, чувство привязанности, формирующееся у детей по отношению к родителям, имеет безусловный эротический элемент в указанном ранее смысле. Если позволить этим привязанностям развиваться дальше, то ребенок по мере своего физического созревания начинает испытывать сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Однако этого не случается, поскольку дети учатся подавлять эротические желания.

Маленькие мальчики скоро узнают, что нельзя продолжать "держаться за мамины юбки". Согласно Фрейду, мальчик испытывает антагонизм по отношению к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Это и составляет основу эдипова комплекса. Эдипов комплекс преодолевается, когда ребенок подавляет эротическое влечение к матери и антагонизм к отцу (большая часть этого происходит на бессознательном уровне). Это знаменует первый крупный шаг в развитии автономии личности, ребенок освобождается от своей ранней ювисимости от родителей, в частности, от матери.

Представления Фрейда о развитии девочки проработано в меньшей степени. Он считал, что в данном случае имеет место процесс, обратный тому, который наблюдается у мальчиков. Девочка подавляет свои эротические желания по отношению к отцу и бессознательное неприятие матери, стараясь стать такой же, как и мать, - стать "женственной". С точки зрения Фрейда, то, каким образом протекает процесс подавления эдипова комплекса в детском возрасте, очень сильно влияет на позднейшие отношения с людьми.

Какова же структура общества, состоящего из нескольких миллиардов личностей?

Ответ на этот вопрос дает Рэлф Линтон в работе «Исследование человека».

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Социальные статусы характеризуют устойчивость общества, преемственность его жизнедеятельности. Социальные роли характеризуют изменчивость общества.

Социальный статус - позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.).

Каждый человек обладает рядом статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Существует несколько классификаций статусов.

Различают

социальный статус и

личный статус.

Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы.

Различают

предписываемый статус и

достигаемый статус.

Предписываемым является любой полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет контроля, например, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан обществом или группой.

Система родства дает набор

прирожденных статусов и

предписываемых статусов:

Сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. - прирожденные статусы. Их получают кровные родственники.

Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) - это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают благодаря браку. Таковы также статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери.

Их получают по собственному желанию.

Иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого.

Например, гендерный статус - социальное выражение пола.

Помимо своей воли человек от природы получает тот или иной пол, но в процессе социализации может выбрать по собственному желанию традиционную или нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Статусы также подразделяются на

постоянные и временные,

формальные и неформальные.

Формальные статусы предусмотрены в нормативных документах социальных институтов.

Неформальные существуют по взаимному соглашению самих людей.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов.

В общественном мнении со временем вырабатывается, передается изустно, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Человек может иметь высокий социальный и низкий личный статус, и наоборот.

Социальный статус, которого человек в данный момент не имеет, но очень хочет занять называется референтным статусом.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями.

Поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется социальной ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль - индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.

Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» - все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью, переносим стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Большинство ролей являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли (их меньшинство), прежде всего связанные с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Социальная роль - это маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит от степени идентификации с ролью.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое поведение - модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.

Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне и во многом является результатом ее свободного выбора. Такое поведение при всех издержках и деформациях обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязывается личности извне в результате давления группы или социальных обстоятельств. Личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно-ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно-ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы со взаимно исключающими социальными ролями

Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.

Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Как влиять на развитие человека и какие есть методики?

Создатели концепций

Ученые выделили две концепции развития личности – это:

  • Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
  • Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
Замечание 1

Выведена еще одна концепция, состоящая из двух описанных выше. Называется она биосоциальная. Ее сторонники считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.

Главные позиции идеи:

  • Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
  • Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
  • Наличие биологической связи ребенка с обществом;
  • Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
  • Недопустимо вмешательство в природу ребенка.
Замечание 2

В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду. Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.

Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.

Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:

  • Основа идеи развития личности;
  • Важность активности для саморазвития;
  • Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
  • Теория научения личности;
  • Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Появилась эта теория в 19 веке, как ответ на биологическую. Ее основные положения:

  • Развитие личности – результат воздействия со средой;
  • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
  • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Социальная концепция выводится в таких идеях:

  • Ребенок – это чистая доска;
  • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
  • Ребенок пассивно относится к внешней среде.
Замечание 3

У этой концепции множество теорий и вариаций. Одна из известных – теория социального научения. Ученые считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. Миллер в своей работе подробно обосновал процессы личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое одобрение в Советском Союзе в 20 - 30 -х годах 20 века. Советские ученые утверждают, что 10 % развития ребенка зависит от инстинктов и наследственности, а остальные 90 % – это влияние окружения.

К социогенетической концепции относится и теория Выготского. Для него социум – это источник развития личности. Ученый выделял два взаимосвязанных направления развития человека – естественное созревание и овладение способами поведениями, мышления, культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Достижения социогенетической концепции определяют значимость окружения для становления и развития человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter