Времена года

Братья янсон. Особенности творческой манеры. Биография Туве Янссон

Биография

Туве Янссон (швед. Tove Marika Jansson) (9 августа 1914 - 27 июня 2001) - известная финская писательница, художница и иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о Муми-троллях. Писала на шведском языке.

Ранние годы

Родилась в творческой семье (отец - скульптор, мать - художник-график). Практически всю жизнь провела в Хельсинки. Училась в художественных школах Стокгольма и Парижа. Путешествовала по Италии, Франции и Германии в творческих целях. Уже в 1920-х публиковала комиксы в журнале Garm, где работала её мать. Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 в Хельсинки.

Муми-тролли и прочие работы

Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.

С 1953 по 1959 Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для The London Evening News, который затем (до 1970) рисовал её брат, Ларс Янссон.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла. Выпустила ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Достижения и награды

Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский. Её произведения для взрослых известны хуже. Туве Янссон удостоена многочисленных наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же - медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды - 1963, 1971, 1982), Международной золотой медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1966), премии Suomi (1993). Среди прочих - премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза занесено в Почётный список Андерсена.

Особенности творческой манеры

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребенка - неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной - жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом. В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома - дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»). Другой важный мотив творчества Туве Янссон - это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»). Библиография Муми-серия «Маленькие тролли и большое наводнение» (1938, опубликована 1945, переработанное издание 1991) «Погоня за кометой» (1946, затем издавалась под заголовком «Муми-тролль и комета», переработанное издание под названием «Комета прилетает» 1968) «Шляпа волшебника» (1949) «Бравада Папы Муми-тролля» (1950, переработанное издание под названием «Мемуары Папы Муми-тролля» 1968) «А что было потом?» (1952, книжка-картинка) «Опасное лето» (1954) «Волшебная зима» (1957) «Кто утешит малютку?» (1960, книжка-картинка) «Дитя-невидимка» (1962, сборник новелл) «Папа и море» (1965) «В конце ноября» (1970) «Жуткое путешествие» (1977, книжка-картинка) «Мошенник в доме муми-троллей» (1980, книжка-картинка) Примечание: книги комиксов представляли собой переиздание в книжном формате комиксов, ранее появлявшихся в периодических изданиях. Прочие произведения «Дочь скульптора» (1968) - автобиографическая повесть «Летняя книга» (1968) - повесть «Умеющая слушать» (1971) - сборник рассказов «Город солнца» (1974) - роман «Игрушечный дом» (1978) - сборник рассказов «Путешествие налегке» (1987) - сборник рассказов Фильмы о Туве Янссон В 2004 вышел документальный фильм Tove and Tooti in Europe производства финской кинокомпании Lumifilm.

Янссон Туве увидела мир 1914 года 9 августа. Родилась в семье творцов, будучи дочерью отца-скульптора и матери-художницы. Свое образование Янссон получала в Стокгольме и Париже, обучавшись там в художественных школах. Но практически всю жизнь поэтесса провела в родном городе Хельсинки. Немного спустя отправилась в путешествие по странам Европы. В 1920 году в журнале Garm, где работала ее мать, Туве начала публиковать свои комиксы. Но свою всемирную известность писательница обрела за свои книги о «Муми-троллях», которые писала на шведском языке. По предположениям образ муми-тролля на бумаге появился не раньше 1930 года. В 1940 году первый раз изображение муми-тролля было воплощено в карикатуре и напечатано в журнале Garm, а в 1945 году выходит книга «Маленькие тролли и большое наводнение». Не смотря на такие прорывы в литературе, популярность обрела вторая книга Янссон – «Муми-тролль и комета» в 1946 году. С 1953 по 1959 писательница была автором напечатанных комиксов в The London Evening News. Но на счету писательницы также имеются и другие книги рассказов и повестей, которые к троллям не имеют никакого отношения.

Туве за свою литературную деятельность была удостоена многими почетными званиями, премиями и наградами. Ее творения переведены более чем на 30 языков, в списке которых даже присутствует русский. В Почетном списке Андерсона имя Янссон Туве фигурирует уже 4 раза.

Туве Янссон (полное имя - Туве Марика Янссон / Tove Marika Jansson) родилась 9 августа 1914 года в творческой семье (отец - скульптор, мать - художник-график). Практически всю жизнь провела в Хельсинки. Училась в художественных школах Стокгольма и Парижа. Путешествовала по Италии, Франции и Германии в творческих целях. Уже в 1920-х публиковала комиксы в журнале Garm, где работала её мать. Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 в Хельсинки.
Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.
Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребенка - неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной - жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.
Туве ЯнссонВ основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома - дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).
Другой важный мотив творчества Туве Янссон - это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).
С 1953 по 1959 Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для The London Evening News, который затем (до 1970) рисовал её брат, Ларс Янссон.
Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла. Выпустила ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.
Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский. Её произведения для взрослых известны хуже. Туве Янссон удостоена многочисленных наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же - медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды - 1963, 1971, 1982), Международной золотой медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1966), премии Suomi (1993). Среди прочих - премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза занесено в Почётный список Андерсена.


17 лет назад ушла из жизни финская писательница Туве Янссон . Во всем мире ее знают как «маму» муми-троллей, хотя сама она не считала себя ни автором книг для детей, ни писательницей вообще – куда более важной была для нее творческая реализация как художницы, а литературную деятельность она считала своим хобби. И дети, и взрослые во всем мире знают, как выглядят придуманные ею муми-тролли , ставшие национальными символами Финляндии, но большинство читателей даже не подозревают о том, кто на самом деле скрывался за персонажами детских книг, и о каких своих тайнах Туве Янссон не любила говорить с журналистами.



Ее судьба во многом была предопределена с рождения: Туве Янссон родилась в 1914 г. в семье скульптора и художницы-иллюстратора и росла в творческой атмосфере, располагающей к развитию талантов. А их у девочки было предостаточно: кроме родных финского и шведского, она свободно владела английским и французским языками, уже в 10 лет иллюстрировала детский журнал «Гарм», а с 15 лет стажировалась в художественных школах Франции, Италии и Германии. Примерно в это же время появился первый муми-тролль, нарисованный, согласно семейной легенде… на стенке туалета.





Первая персональная выставка Туве Янссон состоялась в Хельсинки в 1943 г. Кроме иллюстраций к произведениям Дж. Толкина, Л. Кэрролла и других авторов, художница выполняла работы по оформлению фасадов зданий и дизайну интерьеров. Муми-тролли, прежде чем стать героями литературных произведений, были персонажами комиксов, созданных Янссон для детского журнала в 1940 г. А в 1946 г. состоялся писательский дебют художницы: она опубликовала повесть «Муми-тролль и комета», за которой последовали и другие произведения о забавных существах из волшебной долины.



Всемирную славу Туве Янссон принесла именно ее литературная деятельность, хотя сама она воспринимала ее лишь в качестве хобби. Книги о муми-троллях были переведены на 30 языков мира, а сами забавные персонажи вскоре превратились в национальные символы Финляндии. Тролли на самом деле были заимствованы писательницей из скандинавского фольклора, но ее герои существенно отличались от сказочных персонажей. Во-первых, они приобрели зримый облик, а во-вторых, во многих из них можно было узнать реальных людей, которые были для Туве Янссон особенно дороги.



Писательница не любила общаться с журналистами и свою личную жизнь долгое время держала в тайне. Только в 1990-х гг. стали известны подробности, которые шокировали общественность и пролили свет на многие существенные особенности ее творчества. В молодости ее личная жизнь была очень бурной, но замуж она собиралась лишь однажды – за журналиста, члена парламента Атоса Виртанена. Многие видели в них идеальную пару, избранник писательницы был таким же интеллектуалом и космополитом. Но он был слишком увлечен политической деятельностью и постоянно занят своими делами, и состоявшаяся в 1947 г. помолвка так и не окончилась свадьбой. Как стало известно позже, несостоявшийся жених стал прототипом персонажа ее произведений по имени Снусмумрик. Он носил такую же старую зеленую шляпу, как и Виртанен, и так же избегал семейных уз.





Еще до расставания с Виртаненом Туве Янссон осознала свою бисексуальность и ушла к Вивике Бандлер, театральному режиссеру. Они вместе работали над инсценировкой произведений писательницы. А себя и Вивику Янссон запечатлела в персонажах по имени Тофсла и Вифсла.




В 1956 г. писательница познакомилась с художницей Тууликки Пиетиля, с которой прожила до конца своих дней. Они не расставались на протяжении 45 лет, и хотя не афишировали своих отношений, но и не скрывали. Впервые они открыто об этом заявили только на пресс-конференции в 1993 г., но больше интервью на эту тему не давали.






Позже искусствовед и биограф писательницы Туула Карьялайнен опубликовала книгу о Туве Янссон, где говорила: «В то время однополые связи являлись преступлением, и по закону карались тюремным заключением. Гомосексуальность считалась болезнью, и еще в 50-е годы в Финляндии встречались случаи, когда женщин сажали в тюрьму за отношения с представительницами своего пола. Однако Туве Янссон изначально вела себя так, будто ей нечего скрывать. Насколько мне известно, они были первой однополой парой, которая появилась на приеме в президентском дворце в честь Дня Независимости именно как семейная пара, не скрывая отношений. Туве не пряталась, но и не стремилась распространяться о своих предпочтениях. Это была ее личная жизнь, и извиняться за нее она не собиралась. В ее взрослых текстах часто встречаются однополые пары, их отношения выносятся в основу сюжета и вокруг них разворачивается действие».



Тууликки появилась в ее жизни тогда, когда она начала терять интерес к муми-троллям, и та помогла ей посмотреть на них под другим углом. Свою избранницу писательница изобразила в книгах о муми-троллях под именем Туу-Тикки, мудрой и доброй. Холод сковывает чувства Муми-Тролля, но когда он встречает Туу-Тикки, та доказывает ему, и что и зима может быть прекрасной. И в жизни Янссон произошла такая же «волшебная зима», о которой она писала.


Персонажи писательницы поражают своей мудростью: .

Туве Янссон, превосходная художница-иллюстратор, однако более известная миру, как детская писательница, благодаря многочисленным произведениям о сказочных существах муми-троллях, родилась 9 августа 1914 года в Гельсингфорсе. Жизнь Туве с самого детства была неразрывно связана с творчеством.

Любовь к различным видам искусства передалась ей буквально по-наследству, ведь оба её родителя также принадлежали к творческому миру - мать Туве была довольно известной художницей-иллюстратором, а отец искусным скульптором. Даже оба младших брата Туве, повзрослев, избрали себе профессии связанные с творчеством: Пер-Улоф выбрал для себя интересную профессию фотографа, а Ларс предпочёл пойти по стопам матери и старшей сестры, став художником.

Детство и творчество Туве Янссон

В возрасте десяти лет мать Туве - Сигне привлекла её к составлению иллюстраций для популярного детского журнала, в котором работала её хорошая знакомая.

Несмотря на столь юный возраст, Туве с успехом справлялась с работой едва ли не лучше своих более взрослых и опытных коллег-иллюстраторов. Когда Туве исполнилось пятнадцать лет, она отправилась для дальнейшего обучения художественному искусству в специализированный колледж Швеции. По окончании Колледжа искусств она решает пройти стажировку в нескольких художественных школах Германии, Италии и Франции, чтобы глубже ознакомиться со спецификой художественного мастерства разных стран. По окончании обучения Туве вернулась к себе на родину и продолжила заниматься иллюстрированием различных книг, а также производством карикатур на заказ.

Муми-тролли Туве Янссон

Едва ли она могла себе представить, какой всплеск популярности ожидал её на рубеже 50х-60х годов с выходом в свет книжного сериала о загадочных существах муми-троллях, обитателях Муми-долины. Слава, которую принесли Туве повести о муми-троллях, вызывала в писательнице довольно противоречивые чувства: с одной стороны Туве не ощущала в себе особого таланта к сочинительству, ведь гораздо большее вдохновение ей дарило создание картин, нежели написание повестей, с другой стороны именно сказки о муми-троллях подарили Туве возможность стать известной на весь мир.

Повышенное внимание к её персоне тяготило Туве, однако большая популярность дала Туве шанс заработать огромные гонорары, благодаря которым она смогла приобрести себе личный остров, на котором Туве нередко находила уединение от назойливых корреспондентов. Янссон никогда не относилась серьёзно к своей карьере писательницы и иллюстратора повестей о муми-троллях, но данная тема была невероятно интересна обществу и приносила огромные доходы, поэтому со временем Туве с удовольствием превратила истории о муми-троллях в семейный бизнес, переложив все обязанности за иллюстрацию комиксов на своего младшего брата Ларса, который посвятил двадцать лет своей жизни этим интересным и загадочным существам. Благодаря столь известным произведениям, в Финляндии Туве приобрела статус практически национального героя, внёсшего огромный вклад в мировую культуру. Туве Янссон скончалась в июне 2001 года от кровоизлияния в мозг в возрасте 86 лет.

Несмотря на то, что прошло немало времени со дня её смерти, отголоски славы её произведений живы и до сих пор. Муми-тролли интересны не только детской аудитории, но и огромному количеству взрослых в наши дни. В 2002 году в Финляндии официально была утверждена литературная премия имени Туве Янссон.

Личная жизнь Туве Янссон

Мало кто знает, что популярная детская писательница Туве Янссон, перешагнув порог тридцатилетия, осознала свою привязанность не только к мужскому, но и к женскому полу. О своей бисексуальности Туве Янссон заявляла открыто, и хотя в целом общество относилось к данному явлению негативно, к самой Туве едва ли у кого-то были претензии на этот счёт, ведь её личная жизнь меркла в сравнении с её талантом. В 1956 году у Туве начались отношения с малоизвестной художницей Тууликки Пиетиля, которые продлились 45 лет до самой смерти писательницы. По завещанию именно Пиетиля унаследовала всю недвижимость, принадлежавшую Туве, а авторские права на литературные произведения перешли к племяннице Туве - Софии Янссон (дочь Ларса).

Марика Туве Янссон - художница и писательница, родом из Финляндии, все её рассказы были написаны на шведском языке. Популярность ей принесли произведения о муми-троллях. Их удивительный мир до сих пор используется в дизайне различной продукции, а книги были переведены более чем на 40 языков.

Но Туве не останавливалась на чём-то одном, она увлекалась графикой, нередко рисовала карикатуры и комиксы. Женщина родилась 9 августа 1914 года в городе Хельсинки.

Творческая семья

Мать будущей писательницы была художницей, её звали Сигне Хаммарстен. Отец, Виктор Янссон, занимался скульптурой. Туве была первым ребёнком, её братья Пер и Ларс выбрали для себя профессии фотографа и художника соответственно. В интервью художница часто говорила о матери, произошедшей от древнего почитаемого рода, отец же не пользовался таким вниманием. Всё детство Марика проводила у бабушки в Швеции, возле моря.

Ещё в 15 лет Янссон начала обучение в Швеции по специальности «искусство». Девочка с детства была окружена творческими людьми, она стажировалась в Италии, Франции и Швеции. Рисунки Туве часто представляли на выставках, кроме того, девушка участвовала в театральных постановках, и создавала иллюстрации для печатных изданий.

Мать девушки работала в журнале Garm, поэтому у дочери не было препятствий на пути к публикации собственных комиксов и иллюстраций к книгам. Особым уважением в её глазах пользовались работы Л. Кэррола и Дж. Толкина.

Первые книги

Ещё во время своей первой поездки в Германию девушка нарисовала первого муми-тролля. Этот небольшой бегемот чёрного цвета имел определённое сходство с персонажами, появившимися намного позже. Но полноценную работу над рисунками и книгой Туве начала во время войны, в 1939 году. Это и не удивительно, ведь красочные позитивные персонажи создавали неповторимую атмосферу, которая помогала отвлечься от происходящих ужасов. Писательнице захотелось создать сказку.

Первоначально персонаж муми-тролля стал своеобразной визитной карточкой Янссон, она постоянно рисовала его рядом с подписью в журнале. У создания были разные эмоции на лице, длинный хвост и небольшие ушки, напоминающие рога. Оно было слегка угловатым, но через некоторое время приобрело известные округлости.

Сам сюжет произведений в некотором роде был заимствован из фольклора, но большую часть его сочиняла сама писательница. Частично она черпала идеи из собственного детства, взрослея вместе со своими героями. Очень важен в рассказах образ дома и семьи. Это место показывается как максимально безопасное, где всегда поддержат и поймут. В следующих произведениях автор постепенно показывает, что в мире не всё так гладко и хорошо, но одновременно с этим она учит детей не разочаровываться.

Не менее важным в сочинениях Янссон является мотив свободы. Она помогает людям понять, что каждый имеет право на собственное мнение и самореализацию, нельзя навязывать другим свои представления о мире. Примечательно, что из-под её пера вышли и более взрослые произведения. Девушка описала своё детство в повести «Дочь скульптора», также в 1970-х годах было опубликовано несколько сборников - «Игрушечный дом», «Слушательница» и роман «Город солнца». Критики относили эти сочинения к стилю реализма.

Художественные работы

До 28 лет Туве проживала вместе с родителями, поэтому в душе она оставалась ребёнком в течение длительного времени. В 1942 году она съезжает в отдельную квартиру, там был написан «Натюрморт с нарциссами», олицетворяющий её отношение к жизни. Картина насыщена светлыми и приятными красками, её можно назвать солнечной.

В квартире девушки была оборудована большая мастерская в светлых тонах. В том же здании творила её возлюбленная художница Тууликки Пиетиля. Именно там они отпраздновали завершение военного периода. Девушки нередко проводили вечеринки для других представителей современного искусства. Писатели и художники гуляли до утра.

Сохранилось большое количество автопортретов Янссон, благодаря им нетрудно проследить её отношение к себе и изменения. В 1940 году была создана картина «Курящая девушка», которая олицетворяла независимость и своенравный характер женщины. Через два года после этого Туве изобразила себя в рысьем боа. Ей нравилась эта работа разницей в мягкости костюма и строгости черт лица. Мужской пиджак давал понять, что женщина не собирается уступать кому-либо в сфере искусства, она заслуживает точно таких прав, как и её коллеги мужского пола.

Некоторым критикам были не по душе картины художницы, поскольку многие из них не были до конца закончены. Также она отличалась любовью к огромному количеству деталей, которые перегружали полотна. Но после поездки во Францию и Италию в 1948 году Туве смогла исправить свои ошибки, прогресс был очевиден даже для самых придирчивых посетителей выставки.

За свою жизнь женщина успела получить немало наград. В 1952 году её премировали от лица муниципалитета Стокгольма, некоторое время спустя Туве удостоилась медалей Ганса Андерсена и Сельмы Лагерлеф. Также её наградили польским орденом улыбки. Иногда её напрягала коммерциализация произведений, поэтому со временем писательница решила направить свои творческие силы в другое русло, занявшись живописью и написанием романов.

Девушка не боялась выражать своё отношение к происходящему, она рисовала политические карикатуры, смело подписывая их собственным именем. Янссон всегда была пацифисткой. Туве запомнилась всем как человек, который отлично понимает психологию детей. Каждый из её рассказов вызывал у людей множество эмоций, начиная с раннего возраста. Девушке удавалось особенно тонко передавать все чувства, с которыми сталкивались дети, она помогала им поверить в себя, сформироваться как личность.

Личная жизнь и семья

В 1930-х годах другом семьи и любовником женщины был художник Сам Ванни. Она рисовала его портрет, по которому уже нетрудно определить его влияние на творчество Туве. После расставания они остались друзьями, как и всегда в случае с отношениями Янссон. Она не видела смысла тратить время на мелкие ссоры. Девушка подружилась с женой бывшего партнёра, они совместно путешествовали.

Ещё во время войны у художницы был роман с коллегой Тапио Тапиоваара, немногим позже она завела отношения с журналистом Атосом Виртаненом. Мужчина был редактором социал-демократического издания, а также членом парламента. В течение некоторого времени они даже были помолвлены. Но Янссон была непреклонна насчёт вопросов брака и детей, поэтому пара рассталась. Эта ошибочная связь стала последней каплей, после которой Туве осознала, что её тянет к женщинам.

После войны женщина познакомилась с режиссёром Вивикой Бадлер, они начали встречаться. Обе девушки были несказанно счастливы в отношениях, но избранница Туве была замужем, кроме того, гомосексуальность не одобрялась в Финляндии того периода. Но их любовь навеки осталась в произведении о муми-троллях, которое называлось «Шляпа волшебника». Даже после завершения романа они продолжили общение и творческое сотрудничество. В 1951 году бывшие возлюбленные вместе путешествовали.

Следующая девушка, которая и стала судьбой Янссон, повстречалась ей на вечеринке. Художница Тууликки Пиетиля пригласила Туве к себе послушать записи джаза, после этого они были неразлучны. Писательница влюбилась без памяти, она неоднократно посвящала строки своей новой девушке. Это чувство вдохновило её на создание новых историй про муми-троллей. Примечательно, что каждый важный человек из жизни Туве рано или поздно был запечатлён в книгах.

Осенью 1959 года любящие женщины отправились в большое путешествие через всю Европу. Рождество они отмечали в Париже, через девять лет после этого пара вернулась в прекрасный город. 27 июня 2001 года в возрасте 86 лет писательница умерла от кровоизлияния в мозг. Её похоронили в Финляндии.