Времена года

Дыхательные техники меняющие жизнь. Пять дыхательных практик на все случаи жизни. Как нормализовать процесс дыхания

4 апреля 1754 года указом императрицы Елизаветы Петровны в России отменена смертная казнь. До этого вид узаконенного убийства применялся очень широко. На виселицу, плаху или колесо можно было попасть за малейшую провинность.

Смертная казнь известна человечеству с незапамятных времен. В России в различные периоды истории отношение к высшей мере наказания было разным. Известно, что уже в XI веке казнили разбойников, о чем упоминается в «Краткой русской правде». Но кого попало не умертвляли. По указу Владимира Мономаха в 1119 году смерть полагалась лишь за кражу, совершенную в третий раз.

В Псковской судной грамоте 1467 года было предусмотрено пять случаев, за которые полагалась смерть. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.

Дальше больше. С годами количество преступлений, за которые полагалось умерщвление, увеличилось. В 1497 году царь Иван III указал следующие нарушения закона: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

К 1550 году законы еще больше ужесточаются. На виселицу можно было попасть уже за одну-единственную кражу. Главное, чтобы вор был пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном. В XVI веке публичные казни приобрели массовый характер. Причем умерщвляли разбойников, душегубов и воров очень разными способами. Казни подразделялись на две категории: обыкновенную и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение и утопление. Да, да, в те времена если рядом отсутствовала виселица или палач, могли запросто привязать к ногам камень и сбросить в воду. Благо водоемов на Руси в избытке.

Под квалифицированной казнью подразумевалось умерщвление с особой жестокостью. Это сожжение на костре, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи. Четвертование – это когда осужденного за преступление привязывали за руки и за ноги к четырем лошадям, которые двигались в разные стороны и отрывали несчастному конечности. Так казнили во Франции и других европейских странах.

На Руси делали по-другому: осужденному отрубали топором ноги, руки, а затем голову. Так были умерщвлены многие известные личности, например, Степан Разин и фаворит императора Петра II Иван Долгоруков. Емельяна Пугачева тоже должны были казнить таким способом, но почему-то сначала отрубили голову, а затем руки и ноги. Пятеро декабристов также были приговорены к четвертованию. Однако в последний момент их казнь заменили повешением.

Колесование считалось самой мучительной и позорной казнью. Приговоренному к такой участи железным ломом ломали все крупные кости, затем привязывали к большому колесу и устанавливали его на шест. Человеку также переламывали хребет и привязывали так, чтобы его пятки сходились с затылком. Приговоренный умирал от шока и обезвоживания.

Надо отметить, что в средние века в России смертные казни чаще всего были публичными, проходили на городских площадях при огромном стечении народа. При Иване Грозном наступил самый расцвет жестоких убийств. В моду вошла казнь «кипячение в масле, воде или вине». Такую кару легко можно было получить за государственную измену. В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин.

Но легче всего потерять жизнь было при царе-реформаторе Петре I. В годы его правления смертная казнь применялась за 123 вида преступлений! Не будет преувеличением утверждение, что смерти предавались почти все нарушители закона. Применялось три вида узаконенного умерщвления: расстрел, повешение, и отсечение головы. С первыми двумя понятно, а вот третье применялось в основном к военнослужащим. Особенность этой казни в том, что голову несчастному отрубали не топором, как раньше, а мечом.

Во времена правления Анны Иоанновны казнили всеми вышеперечисленными способами. Применялась казнь к преступникам, начиная с 12-летнего возраста.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны была предпринята первая серьезная попытка устранить смертную казнь. В 1754 году она отменила этот вид наказания. Высшая мера была заменена ссылкой в Сибирь, лишением гражданских и политических прав.

При Екатерине II отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица негативно относилась к такому наказанию, утверждала, что смертная казнь не полезна и не нужна. Во время ее правления известно всего три случая применения высшей меры, одно из самых известных – умерщвление Емельяна Пугачева в 1775 году. Вождь крестьянской войны, самозванец, был обезглавлен в Москве на Болотной площади с несколькими своими сподвижниками.

При Александре I смертная казнь была восстановлена, в период его царствования было уничтожено 84 человека.

Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.

На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году – 3, в 1890 году – 2 человека.

В начале XX века общество ожесточилось, грянуло несколько революций. Уже в 1905-1906 годах было расстреляно более 4 тысяч преступников. К счастью для них, мучительные и извращенные казни, такие как утопление, четвертование не применялись, смерть наступала от пуль.

В 1917 году, когда большевики пришли к власти, они заявили о своем неприятии смертной казни. Однако начался «красный террор», когда десятки тысяч человек ставили к стенке за иные политические взгляды без суда и следствия. Расстреливали белогвардейцев, заговорщиков, мятежников.

В регионы страны направлялись карательные отряды, которые без особых разбирательств расстреливали недовольных новой властью. Революционное правосудие вершили так называемые «чрезвычайки» - революционные трибуналы. Белогвардейцы также не жалели рабочих и крестьян, вставших на сторону большевиков.

В 1920 году смертная казнь на территории Российской Федерации запрещается, но продолжает активно использоваться. Через 2 года в силу вступил Уголовный кодекс РСФСР, куда была введена печально известная 58-я статья. Она предусматривала ответственность за контрреволюционные преступления. По ней были осуждены и уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Расстрелу подлежали все, кто был заподозрен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и диверсиях, разбойных нападениях, за экономические преступления.

В страшные 1937-1938 годы было вынесено почти 682 тысячи смертных приговоров. Казнили и во время Великой Отечественной войны, причем кроме расстрела активно применялось и повешение. Так были убиты в 1946 году пленные немцы в Ленинграде, генерал-предатель Власов и его сподвижники.

Через 2 года после окончания войны Сталин отменил смертную казнь, но в начале 50-х сам же ее и восстановил. С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек. Почти все приговоренные – мужчины. Известно лишь три случая казни женщин. К высшей мере наказания были приговорены мародерша времен ВОВ Антонина Макарова, спекулянтка и расхитительница госимущества Берта Бородкина и отравительница Тамара Иванютина.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. В мае 1996 года президент Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

Сегодня, по данным фонда «Общественное мнение», 62% россиян желают вернуть смертную казнь за тяжкие преступления.

Во времена Древней Руси, а затем и на протяжении истории Российской империи карательные меры характеризовались жестокостью, основой их и была тяжелая смертная казнь.

Смертная казнь в Древней Руси могла возникнуть и законодательно закрепиться либо как либо вследствие влияния Византии. Стоит отметить, что первый официальный свод законов Древней Руси "Русская правда" не закреплял смертную казнь, но Краткая редакция этого документа закрепляла право кровной мести. Нужна ли смертная казнь в то время? Конечно же, нужна. Это было время беспредела с точки зрения закона, это было еще не единое государство без всеобщих прав, поэтому все регулировалось общинными нормами справедливости. К слову, кровную месть запретила Правда Ярославичей.

Но в 14 веке Двинская уставная грамота вновь ввела смертную казнь за такой вид преступления, как кража, но только если она совершена уже в 3-ий раз, а вот убийство не предусматривало такого жестокого наказания. Примерно через сто лет Псковская грамота добавляет к списку преступлений церковные хищения и Судебник Ивана Великого уже вводит смертную казнь за убийство таких лиц, как "свой господин" и иных высших лиц, также смертная казнь в России назначалась за клевету и различные религиозные преступления.

Следующий общий свод законов России был принят Иваном Грозным. Этот документ также не обошел стороной характеристику назначения смертной казни и определил, что смертная казнь - наиболее популярный вид наказания. Стоит отметить, что судебник Ивана Васильевича сделал смертную казнь публичной, то есть на открытом месте, плюс ко всему она должна была сопровождаться пытками.

В 18 веке это наказание было в своем расцвете, потому что увеличивался список преступлений, за которые назначалась казнь. Неудивительно, что пик смертной казни пришелся на царствование Петра 1. А вот его дочь временно заменила смертную казнь на ссылку на каторжные работы. рассматривались только в Сенате, который и выносил приговор. Одним из самых известных смертных приговоров является приговор Емельяну Пугачеву и его соратникам. Он был казнен на виду у всех с помощью четвертования. Стоит отметить, что к четвертованию были приговорены Николаем 1 и участники - декабристы, однако, этот жестокий метод заменили виселицей.

Нужна ли смертная казнь в России современной? Мнения на этот счет различны. Одни считают, что за некоторые виды преступлений смертная казнь просто необходима. Среди сторонников: ЛДПР, глава МВД Колокольцев и КПРФ. А вот противники этого вида наказания следующие: Владимир Путин, партия Справедливая Россия и Дмитрий Медведев.

Смертная казнь в России в наше время не применяется. На нее наложен мораторий. Однако история нашей страны показывает, насколько жесткими были правители и насколько грамотен был закон - он был единым для всех и к смертной казни приговаривались как крестьяне, так и дворяне.

С незапамятных времен было подмечено, что смертную казнь нередко сопровождают невероятные мистические явления.
Статистика смертных приговоров, просто насыщена роковыми совпадениями как и трагическими так и счастливыми “случайностями”.
Порой кто-то из приговоренных к смерти по невероятному стечению обстоятельств оставался жив, а помилованные, наоборот, все равно погибали. По какой причине так происходит — непонятно, но факты говорят сами за себя.

Сто лет отцеубийства

Вот лишь несколько из самых известных невероятных совпадений.

1911 год — в городке Гринберри-Хилл около Лондона были осуждены и повешены убийцы-подельники. Их фамилии были Грин, Берри и Хилл.

Нечто похожее произошло в 1952 году в Луизиане (Америка). Преступники которых приговорили к смертной казни были с фамилиями Стил, Роуд и Плейс ими было совершено убийство на улице Стилроуд-плейс.

1846 год, 13 февраля – во Франции в Тарбе за отцеубийство был казнен человек, которого звали Жан-Мари Дюбарри. Позднее местными чиновниками было обнаружено, что его прямой предок с тем же именем, Жан-Мари Дюбарри был казнен за точно такое же преступление — и также 13 февраля! Только за 100 лет до того — в 1746-м году.

Интересна любовная история американки Эвелин Миттелмен. Ее возлюбленными всегда были гангстеры. При этом каждого бывшего любовника убивал последующий. Так произошло четыре раза. Пятого любовника, Гарри Строуса, за многочисленные преступления приговорили к смертной казни. В день исполнения приговора ему было разрешено свидание с Эвелин. После него Строус вернулся в камеру и там неожиданно упал со стула, ударился головой о бетонный пол и умер.

Роковое число

Со смертной казнью неразрывно связано несчастливое число 13 — возможно, потому, что, согласно библейскому сюжету, Каин убил своего брата Авеля в 13-й день лунного месяца.

Выше уже упоминалось, что казнь двух французов по имени Жан-Мари Дюбарри произошла 13 февраля в 1746 и 1846 годах.

Невероятной была роль числа 13 в казни американского серийного убийцы Кроуфорда Голдсби, которая состоялась в Арканзасе в 1893 году. Он был осужден за убийство 13 человек. Убийца был арестован 13 февраля.

На суде дело слушали 13 часов, показания давали 13 свидетелей. Приговор привели в исполнение через 13 дней после оглашения. Лестница к виселице насчитывала 13 ступеней, а смерть убийцы наступила в 13 часов 13 минут.

1826-год, 13 июля — состоялось казнь пятерых декабристов. Несчастливое число явно сыграло свою роль при проведении казни. У троих из них веревка оборвалась, но казнь все равно довели до конца.

2005 год, 13 декабря — в американском штате Калифорния казнили Стэнли Уильямса — убийцу и грабителя, который ожидал исполнения смертного приговора почти 25 лет.

Стэнли Уильямс в тюрьме раскаялся в своих преступлениях, стал писать детские книги и вошел в историю как единственный номинант на Нобелевскую премию, которого приговорили к смертной казни.

От судьбы не уйдешь

Бывает, что кара настигает приговоренного к смерти в тот момент, когда, казалось бы, самое ужасное уже позади. Будто сама судьба делает все, чтобы преступника настигло .

1996 год — Лоуренса Бейкера во Флориде за двойное убийство был приговорен к казни на электрическом стуле. Приговор должны были привести в исполнение накануне Рождества — но в честь праздника губернатор штата помиловал преступника.

Начальство тюрьмы разрешило ему посмотреть телевизор, пользуясь наушниками, чтобы не мешать другим заключенным. 1 января на подстанции внезапно резко подскочило напряжение. Бейкера убил разряд тока, который прошел через наушники.

Начало 2 000-х годов — в штате Техас приговорили к смерти убийцу Рони Блеквила. Жена губернатора штата упросила мужа проявить милосердие. День казни выпал на день ее рождения — и в шесть утра она объявила супругу, что лучшим подарком будет подпись на документе о помиловании. Губернатор согласился и подписал нужные документы.

Но позвонить или отправить электронное сообщение в тюрьму, где содержали Блеквила, не удалось: прошедший ночью ураган оборвал электрические и телефонные провода, мобильная связь также не работала. Один из помощников губернатора вызвался поехать к месту казни, но из-за тумана в начале пути разбил автомобиль. Пришлось отправить другого служащего — но того в дороге прихватило расстройство желудка, из-за чего он потерял время. Кроме того, перед самой тюрьмой в его машине закончился бензин.

Помощник губернатора примчался туда бегом. До казни, назначенной на восемь часов, оставалось три минуты. Но выяснилось, что письмо осталось у того чиновника, разбившего машину. Начальник тюрьмы не решился взять на себя ответственность без официального документа, и приговор был приведен в исполнение.

Пережившие смерть

Точно так же силы природы вмешивались в проведение казни — но уже для того, чтобы она не состоялась.

1724 год — в английском Эдинбурге за убийство своего ребенка была повешена Мэгги Диксон. Семья смогла уговорить палача и забрать бездыханное тело. Его положили в гроб и понесли хоронить на местное кладбище. Неожиданно из гроба раздался громкий стук. Родственники, преодолевая страх, сняли крышку — женщина была живой. Поскольку казнь была проведена по всем правилам, ее не повторяли. Мэгги прожила еще , а в Эдинбурге по сей день существует таверна, названная в ее честь.

1872 год – в Австралии убийца по прозвищу Мужик Фрэнсис избежал наказания благодаря череде удивительных случайностей. Вначале казнь была отложена на несколько часов, чтобы на ней смог присутствовать занятый делами шериф.

За это время прошел дождь, и веревка намокла. Ее высушили над огнем – как результат она перестала скользить. Когда палач выбил из-под Фрэнсиса опору, он повис в петле — но та не сжималась. Спустя три минуты преступник подтянулся на руках, вынул голову из петли и спрыгнул вниз. В результате казнь заменили на пожизненное лишение свободы.

2009 год — американца Ромеля Брума суд города Лукасвиль (штата Огайо) приговорил к смертной казни за похищение и убийство. Врачи на протяжении двух часов старались найти у Брума подходящую для инъекции вену — и наконец объявили, что не смогут гарантировать гуманное действие препарата. Смертный приговор вначале отсрочили, а позднее, под давлением общественности, заменили пожизненным заключением.

Он хотел родиться деревом

Со смертной казнью связаны и другие числовые совпадения — например, дата 15 марта. Почему-то именно на этот день выпадало большое количество казней.

1536 год, 15 марта — состоялась тайная казнь Ибрагима-паши по приказу султана Сулеймана Великолепного (он был задушен после ужина с султаном).

1718 год, 15 марта — в Москве на Красной площади проходили массовые казни, которые продолжались больше трех часов, Петр I велел, чтобы на них присутствовал его сын Алексей.

1938 год, 15 марта – был приведен в исполнение приговор по делу Рыкова и Бухарина, обвиненных в шпионаже и названных врагами народа.

В этот же день, 15 марта 1938-го, был расстрелян Генрих Ягода, бывший глава НКВД — тоже по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками.

1988 год, 15 марта — в американском штате Флорида в результате судебной ошибки был казнен Вилли Дарден, которого, несмотря на его алиби, осудили за смерть трех человек. Настоящий убийца был арестован через две недели.

1990 год, 15 марта — в Ираке за шпионаж повесили английского журналиста иранского происхождения, репортера журнала «Обсервер» Фарзада Базофта.

И еще такое трагическое событие, пришедшееся на эту дату: 1963 год, 15 марта — за похищение и убийство американцу Виктору Фегуэру была введена смертельная инъекция. Его последним ужином была единственная оливка — он проглотил ее с косточкой, чтобы в следующей жизни родиться деревом.

Бегун без головы

В истории смертных казней есть случаи, когда уже после приведения приговора тела приговоренных совершали какие-либо движения или говорили.

В архиве жандармского управления Томской губернии сохранились документы о событии, которое произошло в конце XIX столетия, когда суд присяжных приговорил к повешению убийцу жены и троих малолетних детей.

После того как повешенного вынули из петли, врач наклонился над телом, чтобы констатировать смерть. Но «труп» внезапно ухватил доктора за горло — и лишь после этого окончательно лишился жизни. Полицейские не смогли разжать застывших рук, в результате чего доктор скончался от удушья.

Похожий случай был документально зафиксирован в средневековой Германии. Дворянина Дица фон Шаунбурга и четверых его соратников, которые восстали против баварского короля, приговорили к отсечению головы. Казнь проходила в присутствии короля. Фон Шаунбург обратился к нему с последней просьбой: если он, уже без головы, сможет пробежать мимо других приговоренных, то их помилуют. Монарх согласился.

Расстояние между осужденными составляло восемь шагов. Обезглавленное тело Дица фон Шаунбурга сделало 32 шага — и лишь после этого рухнуло на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание.

Чем обусловлены такие невероятные совпадения? Прямо на этот вопрос, вероятно, никто не сможет дать ответ. Возможно, в проведение казней вмешиваются некие Высшие Силы? А нам пока лишь остается фиксировать факты и убеждаться в их невероятной природе.

Материал +18

С мертной казнью называют высшую меру наказания. История смертной казни начинается с возникновения самой первой формы государственности. Но если в раннефеодальном обществе смертная казнь была достаточно редким явлением, то со временем такое наказание постепенно развивалось.

Четвертование. 15 в. Вытягивание кишок. 1400-1450 гг.

Так, в Средневековье смертная казнь применялась не только в случае тяжких преступлений (убийство или разбой), но и за религиозные взгляды, считавшимися вне закона, – колдовство, например.

Хотя казнь на смерть применялась и в рядовых ситуациях с мелкими проступками – мелкая кража.

Такая форма наказания намеренно исполнялась публично, нередко казнили с предварительными пытками, например, существовали казни:

  • через четвертование;
  • колесование;
  • вытягивание кишок;
  • сожжение;
  • посажение на кол;
  • сваривание в кипящем масле;
  • закапывание живьем.

Публичные казни использовались для устрашения, чтобы другим неповадно было нарушать законы.

В уже упомянутые Средние века казнь могла быть использована не только государственным судом, но и по отношению к своим крепостным.

Вольтер подсчитал, что в средневековой Европе за одно только колдовство сожгли более 100 000 человек.

Жестокость пыток с последующей казнью меняется к XVII-XVIII векам. В эти времена английские законы предусматривали 140 составов преступлений, за которые могли казнить, во Франции их было чуть меньше – 115.

Просветители сделали все возможное, чтобы уже к концу XVIII века казнь изменилась в своей форме.

Так, например, 1786 году, в Тоскане, официально отменили смертную казнь.

В Австрии сделали тот же шаг в 1788 году, хотя через время опять восстановили. Все-таки подвижки были – теперь казни применялись непублично, отменяют отдельные виды пыток.

Последняя казнь за колдовство через сожжение была применена в 1775 году в Германии.

В Англии постепенно уменьшается перечень преступлений, за которые казнили смертью.

В 1874 году, если в Англии человека видели в окружении цыган в течение месяца, к нему применяли смертную казнь.

В русском законодательстве смертная казнь применялась за кражу, которую совершили в третий раз. Это описано в Двинской уставной грамоте (1398 г.). Псковская судная грамота (1467 г.) расширила перечень преступлений до казнокрадства, поджогов, воровства в церкви, государственной измены.

Воинские артикулы предполагали смертную казнь в 123 случаях. Казнь осуществлялась через:

  • сожжение,
  • повешение,
  • отсечение головы,
  • заливание расплавленного металла в горло,
  • четвертование,
  • посажение на кол,
  • колесование, закапывание по плечи в землю.

Отказ от смертной казни попыталась осуществить Елизавета, дочь Петра I. Она издала законы, согласно которым смертный приговор не исполнялся, а представлялся в Сенат (1743, 1744 гг.).

Традиционная смертная казнь в основном заменялась на политическую через клеймение, рвание ноздрей или вечную ссылку в каторгу.

Несмотря на все указы и законы, смертная казнь все равно осуществлялась. В частности, вследствие пугачевского восстания было казнено около 20 тысяч.

Свод законов Российской Империи 1832 году предусматривал высшую меру наказания за:

  • политическое преступление,
  • нарушение карантинных правил,
  • воинское преступление.

К XIX веку такая мера наказания практически не использовалась. В ходе революции (1905 – 1907 гг.) ее применение на время восстановилось, но решение принимали внесудебные органы, такие как военно-полевые суды или главнокомандующие.


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1917 году ее восстановили за убийство, измену, разбой, но только на фронте. При Советском режиме применялись расстрелы, но только в отдельные периоды. Самая широкая практика была развернута в 30ые года за контрреволюционные преступления, но на протяжении всего времени существования Союза высшая мера наказания считалась «временной».

Полную отмену смертной казни ввели Эквадор (1906 г.) и Уругвай (1907 г.). К концу 80ых такое же решение приняли еще 30 стран.

К концу 1995 года смертный приговор отменен в 72 странах, в 30 других ее признали де-факто, но 90 стран сохранили казнь как меру наказания.

Несмотря на общемировую тенденцию отказа от такого приговора, история смертной казни на этом не завершается. Некоторые штаты США наоборот – восстанавливают казнь, а в таких странах как Саудовская Аравия, Корея, Китай эта мера наказания расширяет сферы своего применения.

Прежде, чем смертная казнь сделалась учреждением общегосударственной власти, она у всех без исключения народов существовала в виде убийства в отмщение.

Смертная казнь в виде убийства в отмщение есть общечеловеческое учреждение, она практикуется всеми народами, глубоко коренится в известной организации племен, в их нравах и обычаях. Она у всех народов составляла для семьи и рода священную обязанность. Не мстить, по убеждениям первобытных народов, значит изменить своей семье, нанести величайшее оскорбление тени умершего, нарушить религиозную обязанность. В первобытное время обязанность мщения переходила по наследству из поколения в поколение и была тесно связана с участием в наследовании имущества. Сын убитого лишался наследства, если не мстил за смерть отца. Мать дает пощечину сыну, который сел за стол, не отомстивши за смерть брата. Исландские саги рассказывают примеры многих людей, которые из Исландии и Норвегии преследовали убийц до Константинополя, где наконец им удавалось отомстить за смерть убитых родичей. Подобные примеры встречаются и у других народов. Мщение положительно или отрицательно освящено древними и вообще первобытными религиями (например, боги на Олимпе); идеал божества этих религий есть бог-мститель, карающий смертною казнью малейшее отступление от закона. В это первобытное время зародились и окрепли беспощадные теории наказания, а именно: теория физического возмездия равным за равное, теория искупления и очищения больших и малых преступлений только кровью, теория устрашения посредством жесточайших мук, в общем, все те теории, которые носят на себе печать произведения дикого мстительного и не умеющего владеть собою существа, как первобытный человек.

Первобытные народы, не вышедшие еще из периода кровавой мести, не знали того, что мы называем вменяемостью. Они лишали жизни не только того, который умышленно убил, ранил, чем-нибудь оскорбил, а всякого, кто сделал им вред, будет ли он опасен случайно, неосторожно или умышленно. Смерти предавались родственники и даже друзья преступника. Славяне также убивали невинную родню за преступления одного. Доказательством отсутствия понятия вменяемости служат бывшие в употреблении у всех народов даже в период средневековья следствия, суды и смертные казни над животными. Следы этой юстиции сохранились у всех народов, которые славятся своею цивилизациею: у персов, евреев, у греков, а также у новейших народов: у германцев, у итальянцев и у французов. Таким образом, в первобытный период, или период мести, смертная казнь, вследствие такого безразличия, применялась в самых огромных размерах; народы еще тогда не додумались до того понятия вменяемости, которое в последствие времени служило и служит оплотом невинности человека.

Даже в XVIIстолетии преступников ссылали в Сибирь с женами и детьми, иногда даже всю семью с домочадцами. Все это, конечно, только обломки стародавнего обычая смертной казни невинной семьи.

В восточных законодательствах особенно ясно видно, что смертная казнь постигала ненамеренно совершившего преступление.

Так, например, если у кого-нибудь во время рубки дров топор соскочит с топорища и убьет товарища рубки, то владелец топора должен спешно укрыться в городе-убежище, чтобы его не убили родственники убитого.

У египтян существовал закон, по которому непроизвольный убийца кота, ибиса и всякого животного подлежал смертной казни; в случае подобного убийства остервенелый народ нередко сам бросался и убивал убийцу.

В Китае до позднейшего времени казнили смертью ненамеренного убийцу.

Такое безразличие при употреблении смертной казни в виде отмщения является принадлежностью не только восточных народов.

В Греции, например, ненамеренный убийца обыкновенно убегал от преследования родни убитого или в какой-либо храм, или под покро-вительство какого-нибудь сильного человека, или и вовсе оставлял отечество.

В древнем Риме было два обычая: один позволял намеренному или ненамеренному убийце убегать из Рима и тем избегать заслуженного наказания; второй обычай разрешал сыну умертвить убийцу своего отца, для успокоения тени последнего; при этом мститель главным образом обращал внимание на успокоение тени своего отца, а не на то -- был ли он убит умышленно, ненамеренно или случайно. У римлян долго также держался закон, по которому поручитель платился головою за осужденного к смерти, но не явившегося.

Некоторые историки утверждают, что древние германцы имели систему уголовного права, сущность которой состояла в том, что преступлением считался всякий внешний очевидный вред; причем не обращали ни малейшего внимания на волю и нравственную вину причинившего вред. Потерпевший вред имел право или мстить, или взять выкуп; значит, если бы неосторожный убийца был не в состоянии выкупить свою жизнь, то обиженный мог его убить.

Крайне богатым на смертные казни было время рабства. В то время, когда не существовало никакой власти выше семейной и родовой, начальнику семьи или рода принадлежала абсолютная власть над своими домочадцами, к которым принадлежат рабы, дети и жены.

Господин первобытных времен, применяет казнь бесконтрольно и безгранично. История уголовного права всех народов, древних, восточных и западных, многочисленных полудиких, ныне живущих на земном шаре племен, новых европейских в первобытный период их сущеествования и еще долго потом -- представляет обильные доказательства того, что господин по личному своему усмотрению имел право казнить смертью своего раба, что, пользуясь этим правом, он применял его в широких размерах при этом оставаясь безнаказанным.

В Индии класс рабов составляли судры. Их считали созданными из низшего материала; они рождаются для рабства и на службу браминам. В иерархии существ они поставлены после слона и лошади. Такой низкий уровень их прав был тесно связан с их беззащитностью пред судом. В этом отношении господин был неограниченный владыка не только имущества, раба-судры, его семьи, но и самой его жизни; он мог убить его, как собственное животное. Судра казнили даже за те действия, за которые преступники из других классов не были казнимы смертью. Еще ниже ценилась жизнь париев, или отверженных каст, которые в полном смысле были лишены прав и исключены из общества. Законодатель индийский не предвидел преступления, которые можно бы совершить над парнем; убить пария -- значит не более как убить насекомое.

В Греции даже в период образования государственной власти рабы находились в абсолютной зависимости от своего господина, который мог казнить их смертью по своему усмотрению, по самым ничтожным поводам. В Спарте казнили смертью илота за то, что он гордо держал голову. Сама государственная власть в Спарте не только не защищала раба от произвола и мстительности господина, но даже поощряла убийство илотов.

Роды смертных казней для рабов были самые разнообразные: каждый господин по собственному вдохновению старался изобрести что-нибудь новое. Рабов вешали, низвергали с возвышенного места, заставляли умирать с голоду, вводили им в вены яд, сжигали медленным огнем, разрывали тело на куски и потом оставляли их живыми сгнивать, бросали на съедение диким зверям, чаще же заставляли для увеселения публики сражаться с дикими зверями или убивать друг друга. Но самый употребительный род смертной казни для рабов был распятие на кресте. Например, в Риме для исполнения этой казни существовал особый палач, живший вне Рима, и особое место казни, оно находилось вне города и представляло вид леса: так были кресты там многочисленны.

Западноевропейские народы, как древние, так и новые, долго держались тех же обычаев в отношении рабов.

Первым двигателем в деле уменьшения смертных казней стал экономический интерес, который убеждает человека, что для него выгоднее получить за свою обиду и за свои потери материальное вознаграждение, чем успокоить себя убийством врага. Это первое, хотя и очень слабое, торжество рассудка над чувственностью и вместе с тем первое, стихийное уменьшение смертных казней.

Но как убийство в отмщение, так и материальное вознаграждение сначала служат наказанием за всякое преступление без различия, как за намеренное, так неосторожное и случайное. Для водворения этого различия необходима была нейтральная сила, стоящая вне отношений обиженного к обидчику: такою силою явилась общегосударственная власть. Она по свойственной каждому возникающему учреждению слабости сначала робко выполняла эту задачу, даже сама отчасти подчинялась господствовавшим обычаям безразличия.

Общегосударственная власть застала уже смертную казнь как готовое и вполне выработанное учреждение в виде убийства в отмщение. Будучи различны по способу назначения и по объему, убийство в виде мести и смертная казнь в виде наказания в сущности есть одно и то же: и то и другое состоит в лишении жизни; и то и другое обрушивается на голову виновного или, по крайней мере, того, которого считают виновным.

Первоначально это родство было еще ближе: убийство в виде мести сопровождалось разрушением и истреблением дома и грабежом имущества; очень часто, уже в период государственных наказаний, дом казненного был или разрушаем, или сжигаем, а конфискация имущества, заменившая личный грабеж, оставалась до конца XVIIIстолетия.

Но является очевидным,что общегосударственная власть не только не первая стала употреблять смертную казнь, но, взяв в свои руки выработанное обществом учреждение, мало-помалу стала ограничивать применение этого наказания; самое первое появление общегосударственной власти было в ограничением смертной казни. Ограничение это шло крайне медленно, шаг за шагом, и дело его до сих пор не окончено.

Римская Империя хотела установить законы, охраняющие жизнь раба от произвола господина. В самом обществе возникает мысль, что раб есть такой же человек, как и господин. Философ Сенека (умерший при Нероне) решительно утверждает, что существует родство между всеми людьми. Это убеждение скоро проникает и в юриспруденцию II и III веков. При Нероне законом запрещено было принуждать рабов сражаться со зверьми. Были пытался изъять рабов из уголовной подсудности их господ и подчинить их общим судам, которые бы одни могли присуждать к смертной казни. Но, пока рабство существует в главных своих чертах, законодатель бессилен охранить личность раба от произвола господина; он поставлен в дилемму: или защищать раба от произвола господина и подрывать в существе основы рабства, или смотреть сквозь пальцы на жестокости господина, не желая подвергать опасности существование самого института. Римский законодатель был в таком положении, что он не хотел и не мог желать уничтожения рабства.

И действительно, самые важнейшие законы, которые отняли право жизни и смерти у господ над рабами, скоро впали в забвение.

Вся история рабства, доказывает, что оно имело громадное, если не преобладающее, влияние на смертную казнь, на объем и формы ее применения. В этом различают два вида рабства. Первый вид, когда господин есть абсолютный, бесконтрольный владыка своего раба, когда он его предает смерти без всякого суда и права по самому ничтожному поводу, за самые легкие вины и просто по прихоти. В этот период рабство бывает обильнейшим источником смертных казней, и если число рабов велико и пополняется беспрестанно в основном за счет войн, количество смертных казней доходит до громадных размеров,

Ко второму виду рабства можно отнести те отношения, которые существовали в средние века. Главное различие между рабством феодальным и Римским находят в том, что первое было мягче второго. На самом же деле рабство феодальное от X до XIV столетия по своему существу очень похоже на рабство римское. Феодальный сеньор владел рабом, в которого был превращен почти каждый западно-европейский поселянин с конца X и по конец XIIIв. . Он продавал его с землею и без земли, дарил, пользовался правом собственности по отношению к его имуществу и его семье. Сеньор для подданного был законом, судьей и палачом. Все те средневековые смертные казни за маловажные преступления, отчасти оставшихся в действии до конца XVII столетия, обязаны своим происхождением рабству: так, например, смертная казнь за домашнее воровство, как бы оно ничтожно ни было, за порчу дерев и т. п.

Русский холоп так же, как раб прочих народов, имел значение вещи, что видно из того, что за убийство его платилась не вира, как за свободного, а только урок, как за порчу всякой другой вещи, и притом не родственникам убитого, а его господину.

С укреплением государственной власти начинается ограничение наказания прежде всего за ненамеренные и случайные происшествия, но власть эта была так слаба, а безразличие так сильно, что, вводя хотя некоторое относительное различие в мести, та же власть допускала почти полное безразличие относительно случая: бедный человек, нравственно невиноватый в случайно причиненном вреде другому, все-таки должен был платить высокий выкуп и, будучи не в состоянии уплатить его, платился или жизнью, или свободою; богатый человек, виноватый в злонамеренном преступлении, легко мог откупиться только деньгами.

Жадность судьи часто была обстоятельством, которое решало участь беззащитного крестьянина, призванного к уголовной ответственности: судья произносил над ним смертный приговор, потому что неизбежным последствием осуждения на смерть была конфискация имущества осужденного в пользу судей.

Вполне зависимое экономическое положение, те чрезвычайно тяжелые повинности, которые крестьяне отбывали в пользу сеньоров, служили неистощимым источником столкновений и тем или другим путем доводили крестьянина до смертных казней.

В это время государство берет само на себя власть наказывать раба за тяжкие преступления, оставляя господину право домашнего, дисциплинарного наказания за меньшие вины и незначительные проступки. Нет сомнения, что с этой переменой происходит уменьшение смертных казней, особенно тех, которые совершались по самым ничтожным поводам или по лютому нраву господина. Нет сомнения также, что в истории развития уголовного права чрезвычайно важна та перемена, которая передает право жизни и смерти из рук одного человека в руки какой бы то ни было власти, хотя бы и плохо организованной. Но, с этой переменной жизнь раба все же не получает одинаковую цену с жизнью полноправного гражданина. История, доказывает, что сама общегосударственная власть, берущая в свои руки уголовную юстицию над рабом, в большей или меньшей степени проникается тем взглядом на рабов, которого держатся отдельно их господа.

Так, она сначала не прямо запрещает убивать за ненамеренное и случайное преступление, а только доставляет средства лицам, имевшим несчастие нечаянно совершить вредное действие, скрыться от мести: отсюда берут свое происхождение убежища, которые существовали у всех народов в большем или меньшем объеме. Далее, сама общегосударственная власть различает преступления от намеренных и случайных тем, что отказывается от материального вознаграждения за случайные преступления и начинает решительнее запрещать за подобные действия убийство в отмщение. С этого же времени она начинает ограждать от мести невинную семью, малолетних и сумасшедших, совершающих преступления в состоянии невменяемости. Борьба общегосударственной власти с безразличием, шла слишком долго и слишком медленно, но каждый ее успех на этом пути сопровождался уменьшением смертных казней.

Но власти светская и духовная, совершавшие, вместе со своим усилением, уменьшение смертных казней, не могли вследствие общественного, экономического, умственного и религиозного состояния народов относиться нейтрально к преступлениям трех видов -- против государства, против религии и нравственности.Эти преступления карались с особенною жестокостью; смертная казнь была единственным наказанием без различия важности и меры вины; количество действительных казней за эти преступления было огромным.

Во всей Европе существовали законы, по которым за участие в совершении государственных преступлений казнили смертью не только главных виновников, но второстепенных и самых отдаленных участников, и даже тех, которые случайно знали, но по небрежности или по другим, не имевшим никакого отношения к преступлению причинам, не донесли. В царствование Генриха IV в 1603 г. во Франции был казнен королевский повар за то, что он не донес о сделанном ему предложении отравить короля, хотя доказано было, что он предложение это отвергнул. В 1722 г. был казнен в Москве сумасшедший Левин за то, что называл Петра I антихристом. Вместе с ним казнены были четыре человека за недонесение о слышанных словах От смертной казни за недонесение во всей Европе не были изъяты дети против родителей и обратно, супруги, ближайшие родственники и т. п. Малейшего подозрения достаточно было для привлечения к ответственности; тайным и явным доносам дан был широкий простор - за клевету не наказывали и обещали награду в случае подтверждения доноса; при собирании доказательств не соблюдали общепринятых правил определения достоверности: выслушивали самых недостоверных свидетелей, собирали самые малодоказательные улики, и на основании их произносим был смертный приговор.

Употребление пытки еще более способствовало произнесению легкомысленных смертных приговоров. К числу улик причислены были следующие обстоятельства: волнение обвиняемого, бегство его, молва, обвиняющая его в преступлении, близость его дома к месту преступления, дурная физиономия, низкое имя, лживые показания, молчание.

Перечень преступлений против религии был очень обширен у всех народов.

Так, у греков она полагалась за следующие действия: 1) осквернение храма; 2) открытие мистерий; 3) материальное оскорбление святыни не только намеренное, но и ненамеренное, совершенное даже детьми и безумными; 4) клятвопреступление; 5) распространение учения, противного господствующей религии; 6) святотатство. У римлян в языческое время были причислены к этим преступлением следующие: воровство, святотатство, магия и волшебство, распространение учения, противного господствующей религии.

В то время религиозное разномыслие считалось более тяжким преступлением, чем делание фальшивой монеты и даже убийство. еретик был поставлен вне закона; жители страны, где появлялись еретики, обязаны были преследовать их; в противном случае, налагалось запрещение на всю страну, в которой вследствие того останавливались общественное богослужение, отправление таинств, погребение мертвых. Результатом этого духа законов были казни альбигойцев, еретиков, мавров и евреев в Испании, протестантов в Нидерландах и во Франции. В одной Испании, по самому умеренному исчислению, сожжено было с 1481 г. по 1783 г. 31 тыс. 912 человек живыми, 16 февраля 1568 г. святая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков.

Другое средневековое преступление -- волшебство -- было преследуемо с такою же ревностью и служило постоянным поводом и предлогом смертных казней.

В средние века существовало всеобщее убеждение, что люди, особенно женщины, могут вступать в непосредственное общение с дьяволом на пагубу своим ближним. Законы этого времени предписывали сжигать всех тех, которые вызывают злых духов, советуются с ними, кормят и награждают их, вступают в плотские сношения с злыми духами, сами одержимы злым духом или вселяют его в других. Волшебство считалось самым тяжким преступлением, неизмеримо тягчайшим, чем убийство, и даже более тяжким, чем ересь. Число казненных во всей Европе за колдовство громадно. Например, во Франции, в Каркассоне, с 1320 по 1350 г. приговорено было к наказанию 400 ведьм, из них более половины было сожжено; в тот же период времени в Тулузе осуждено было 600 человек, и из них две трети погибло на костре; а в 1357 г. Судьи хвалились друг перед другом количеством сожженных служителей дьявола. Но ни одна страна не прославилась так своею ревностью в деле истребления колдовства, как Германия. С 1590 по 1600 г. в Брауншвейге каждый день сжигали от 10 до 12 ведьм, и на месте казни так много стояло обгорелых столбов, что их можно было принять за небольшой лес. В окрестностях Трира в двадцати деревнях сожжено было с 1587 по 1593 г. 368 лиц; по летописям, во всем округе было сожжено в разное время около 7 тысяч человек.

С возникновением и усилением духовной власти тяжкими смертными проступками были нарушения существующих нравственных правил. К этим преступлениям были причислены и обложены смертною казнью как действия, заключающие в себе насилие, так и поступки, хотя вполне безнравственные и отвратительные, но не представляющие посягательства на чужие права. Все народы смотрели на эти преступления одинаковыми глазами, и поэтому такое сходство законов в определении как преступности, так и наказуемости. Вот перечень смертных преступлений против нравственности: 1) прелюбодеяние: у евреев, у римлян, во Франции, в Германии, в западной России по 3-му Литовскому статуту, в Испании; 2) двоебрачие: в Риме, в Англии, в Германии;

3) кровосмешение: у евреев, в Риме, во Франции, в Германии и России; 4) мужеложство и скотоложство: у евреев, в Риме, во Франции, в Англии, в Германии, в России; 5) сводничество: в Риме, во Франции, в Женеве и в Испании, по 3-му Литовскому статуту 6) распутная жизнь женщины, 7)обольщение и т. п.: у евреев, в Риме, в Женеве, в Испании, во Франции, в Германии.

Со времен господства феодальной юстиции до конца XVIII столетия длился спор, имеет ли судья право приговаривать к смерти только в силу закона, изданного государем, или источник этого права заключается в его судейской должности, и вследствие этого он может определять смертную казнь по своему усмотрению, когда даже нет закона, определяющего это наказание.

Законы были многочисленны, запутаны и лишены единства, следствие и суд совершались под прикрытием тайны, способы обнаружения и доказательства были рассчитаны не столько на то, чтобы облегчить обвиняемому законную возможность оправдаться, сколько на то, чтобы его запутать, поддеть и довести до обвинительного приговора. Все это такие обстоятельства, которые поддерживали произвольные порывы судьи и вместе с тем имели влияние на количество смертных казней.

Первое важное событие, имеющее значение в истории смертной казни, есть появление христианства. Учение Иисуса Христа проникнуто духом любви и снисхождения к человеку; Бог христианский есть Бог любви и милости, желающий не мести и кары, а исправления падшего человека. . В последствие времени, когда христианство сделалось господствующею религией Римской Империи, епископы обыкновенно ходатайствовали у императоров об освобождении преступников от смертной казни; подобное ходатайство перешло из добровольного в обязанность, которую Соборы возлагали на епископов.

В XVI столетии религиозный мыслитель Социн, ссылаясь на разные выражения Иисуса Христа, доказывал в Швейцарии, Германии и Польше несправедливость смертной казни и несовместность ее с христианством. В Англии в XVII столетии явились также религиозные секты, которые отвергали смертную казнь.

Материальные интересы всегда оказывали великое влияние на смягчение жестокости наказаний. Во времена господства родовой мести интерес удерживал мстящую руку от убийства в виде мести и заставлял брать от убийцы и обидчика выкуп. Интерес убедил потом не убивать, а превращать в рабов тех преступников, которые не в состоянии были уплатить выкуп. Не подлежит сомнению, что такие экономические соображения имели действие, уменьшающее у всех народов количество смертных казней. Они же в новое время двигали европейские народы на пути уничтожения смертной казни.

Основание колоний заставляло англичан искать рабочих рук. Оттого они довольно рано стали перевозить в колонии для работ тех из своих преступников, которых до того они казнили смертью. Первые опыты перевозки преступников в колонии относятся к царствованию Елизаветы; одним из статутов этого царствования предписано было перевозить за море бродяг для целей колонизации; в Англии смертная казнь была обыкновенным наказанием для нищих и бродяг.

Во Франции гребцы на галерных судах, из которых состоял флот, набирались из преступников. В интересе правительства было, чтобы суды как можно больше преступников приговаривали к этому наказанию. Нет сомнения, что завоевание Сибири, заведение флота и правительственные постройки, например, крепости и т. п., способствовали уменьшению и почти полной отмене смертной казни в России. Указами 19 ноября 1703 г., 19 января 1704 г. и 5 февраля 1705 г. Петр I предписал: кроме убийц и мятежников, остальных преступников за смертные преступления не приговаривать к смертной казни, а наказавши кнутом и заклеймивши, ссылать в каторжную работу навсегда или на известное число лет. В 1714 г. эти законы были отменены; но спустя 30 лет исполнение смертных казней было приостановлено, и, можно сказать, что колонизация Сибири дала возможность превратить эту временную меру в постоянный закон империи.

Раньше появления решительного отрицания смертной казни вообще совершается мало-помалу фактическая отмена этого наказания за преступления против религии и нравственности, так как они не представляли угрозы государству, а являлись следствием греховной сущности человека.

Столь же важное значение в истории отмены смертной казни, независимо от прямого отрицания этого наказания, имеют общее смягчение нравов и распространение убеждений о равенстве всех людей. Восемнадцатый век есть век гуманной философии -- и это название он заслужил не за гуманные фразы, а за то, что общество этого века заяви-ло решительный протест против унаследованных от времен варварства жестоких и кровавых обычаев и законов и потом большую часть их отменило. Влияние этой перемены нравов обнаруживается во всех сферах жизни -- и оно, хотя незримо, но в самом корне подкапывало почву, на которой держались виселицы и эшафоты.

Общество XVIII в., ратуя вообще против экономического и общественного порабощения народа немногочисленным классом людей и против отживавших свой век исключительностей и привилегий в пользу немногих, обратило особенное внимание на то, что жестокие казни главным образом падают на голову народа, тогда как меньшинство умело гарантировать себе ненаказуемость, или избавление от смертной казни, как более тяжкого наказания. Отсюда родилось учение о равенстве наказаний для лиц всех сословий. Вследствие перемены взглядов общества на относительную важность многих преступлений против религии, нравственности, против собственности, а также вследствие решительного отрицания мучительных смертных казней, само собою явилось в XVIII в. учение о важности преступлений и необходимости соразмерения с нею тяжести наказаний. Писатели-реформисты и многие другие с особенною энергиею ударяли на этот пункт, и им принадлежит утверждение того положения, которое позднее перешло в жизнь, что если уже применять смертную казнь, то только за самые тяжкие преступления.

Но ни одно великое открытие в области морали и ни одно усовершенствование в жизни человеческих обществ не совершалось вдруг и без борьбы: на осуществление их тратится всегда много времени и трудов; каждое усовершенствование сначала имеет за себя самое незначительное число людей избранных, и только после упорной борьбы со старым порядком оно принимается большинством и затем делается достоянием всех. Такова история отмены преследования ведьм и еретиков, такова судьба уничтожения пыток, изуродований, телесных наказаний и т. д.

В XVIII в. общественное мнение решительно восставало против применения казни за некоторые преступления. XIX столетие, вследствие дальнейшего развития общественной и умственной жизни, стало по совершенно специальным причинам находить это наказание неуместным за некоторые другие роды и виды преступлений, в частности за политические.

Политические опасности изменили свою природу. Нет более борьбы между людьми, она идет между правительственными системами и смерть отдельных людей ничего не решает.

Прежние правительства, не подвергаясь серьезному риску, могли противопоставлять бунтам войска и казни, быть несколько лет в войне с тою или другою частью страны. Ныне потрясенные правительства скорее думают о реформах, чем о наказании. В этом случае смертная казнь раздражает противников, сообщает большую твердость их убеждениям. Итак, действие смертной казни в преступлениях политических ничтожно.

Еще важнее развитие в XIX в. сомнений насчет справедливости и необходимости смертной казни за некоторые виды убийства и даже вообще за убийство. По наследству от времен господства мести законодательства государственного периода наказывали смертною казнью все виды убийства, за исключением только совершенно случайных. Для мыслителя XIX столетии преступление вообще является уже не беспричинным злом, не делом одной личности преступника, а продуктом еще и других факторов, которые не зависят от воли преступника, как например: среды, в которой он возрос, стечения неблагоприятных обстоятельств и т. п. Отсюда-то берет свое начало учение о смягчающих вину обстоятельствах, которое так же повлияло на количество применяемых смертных казней.

Отмена смертной казни в европейских и американских государствах была не самостоятельным явлением, а результатом посторонних, стоящих вне области уголовного права причин и событий. Только коренное, вполне реальное изменение материального и умственно-нравственного строя обществ способствовало постепенной отмене смертной казни. Оттого, если отмена была плодом только прекрасных, теоретических соображений, она долго не держалась.

Ход отмены смертной казни совершался приливами и отливами. Европейское общество в известной своей части думало немедленно осуществить это благородное дело. Но прилив новых событий и напор иных деятелей уничтожили эти мечты, отбросив вопрос о смертной казни в противоположную сторону. Подобное явление, обнаружившееся в XVIII в., повторилось в XIX столетии. Но и тогда, и теперь жизнь, как она есть, подчиняла оба течения своим неизменным законам, сдерживая слишком смелые порывы вперед и не позволяя возвращаться далеко назад,