Времена года

Как раньше жил осетинский народ. Религия осетин. Распределение по языковых группах

Осетины являются потомками алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан - «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом - окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы - дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.

Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Язык

Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка - иронский и дигорский.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения - 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии - 701 765 человек (2018 год).

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон - пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку - плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха - высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии - квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно - арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» - смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин - пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах - пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин - пирог с мясом;
  • цахараджин - пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин - пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин - пирог с капустой и сыром;
  • насджин - пирог с тыквой;
  • кадурджин - пирог с фасолью;
  • кадындзджин - пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин - пирог с вишней;
  • зокоджин - пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника - артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин - общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым - выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.


Следующий этап после сватовства - тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда - выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества - поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

  • Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
  • Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

  • Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
  • Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
  • Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
  • Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
  • Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
  • Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
  • Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.

Есть что добавить?

Осетинский народ является результатом смешения древнего иберийского населения Кавказа и аланов – потомков жителей евразийской степи.
В X-III тысячелетиях до н.э. Европа была заселена иберийскими народами, носившими Y-гаплогруппу G2. Они были кареглазы (голубоглазые люди появились позже), имели каштановые волосы и не переваривали молочную пищу. По занятиям они были козлопасами – мясо козлов они принимали в пищу, а в шкуры козлов одевались.
После вторжения в Европу индоевропейцев, иберийцы, привязанные и до этого к горным и предгорным районам из-за обитания там коз, так и остались горцами. Ныне их потомки распространены лишь в Пиринеях и на островах Средиземноморья. Единственное место, где иберийцы сохранились в больших количествах, это Кавказ. Как пахотная земля из-за горного рельефа он был никому не нужен, кроме самих носителей гаплогруппы G2, которые как раз и были привязаны к горным пастбищам.
Именно эта гаплогруппа и преобладает у осетин. Однако преобладает она не только у них. Наибольшее распространение она имеет у сванов (91%) и шапсугов (81 %). У осетин её носителями являются 69,6% мужчин.
Многие наши читатели спрашивают, почему осетины , чей язык считается потомком аланского, имеют кавказскую гаплогруппу, в то время как аланы – потомки скифов и сарматов – должны были иметь гаплогруппу R1a1. Дело в том, что осетины являются потомками не столько аланов, сколько аланок – носительниц митохондриальной гаплогруппы H. Мужская часть алан была поголовно истреблена Тамерланом, и оставшиеся женщины вступили в браки с кавказскими автохтонами. Они-то и передали осетинам Y-гаплогруппу G2.
Как известно, дети говорят на языке матерей. Поэтому осетины и сохранили арийский язык. Язык осетин принадлежит к иранской ветви индоевропейской семьи, точнее – к северо-восточной группе иранских языков, к которой относят хорезмийский, согдийский и сакский языки, а также языки древних скифов и сарматов. Правда, сейчас этот язык засорен заимствованиями из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков.
Значительно обогатило осетинский язык, особенно его словарный состав, влияние русского языка. Современный осетинский язык делится на два основных диалекта: иронский (восточный) и дигорский (западный). По определению лингвистов, дигорский диалект более архаичен. В основу литературного языка положен иронский диалект, на котором говорит подавляющее большинство осетин. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике, в меньшей степени в морфологии. В дигорском, например, нет гласного [ы] – иронскому [ы] в дигорском диалекте соответствуют [у] или [и]: мыд – муд «мёд», сырх – сурх «красный»,цыхт – цихт «сыр». Среди совершенно различных в двух диалектах слов можно назвать гæды – тикис «кошка», тæбæгъ – тефсег «тарелка», æвзæр – лæгъуз «плохой», рудзынг – къæразгæ «окно», æмбарын – лæдæрун «понимать».

Осетинская свадьба
В 1789 году в Осетии была принята письменность на основе церковно-славянского алфавита. Современная осетинская письменность создана в 1844 году российским филологом финского происхождения Андреасом Шёгреном. В 1920-е годы для осетин ввели латинский алфавит, но уже в конце 1930-х северных осетин вновь перевели на русскую графику, а южным, административно подчинённым Грузинской ССР, навязали грузинский алфавит, но в 1954 году южные осетины добились перехода на алфавит, использовавшийся в Северной Осетии.
Все осетины говорят по-русски. Обучение в начальной школе ведётся на осетинском, а после четвёртого класса – на русском с продолжением изучения осетинского языка. В быту многие семьи пользуются русским языком.
Самоназвание осетин – upoн, а свою страну они называют Иристои пли Ир. Однако жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих самоназваниях отразились прежние племенные делениля осетинского народа. В прошлом жители отдельных ущелий называли себя также особыми названиями (по названиям ущелий) – алагнрцами, куртатпнцаыи и т. д.

Православное богослужение в осетинской церкви
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Многие осетины сохраняют элементы традиционных верований. Так, у осетин под видом Святого Георгия почитается бог войны Уастырджи, а под видом Ильи пророка почитается бог-громовержец Уацилла.

Джеоргуыба – традиционный праздник, посвященный святому Уастырджи, празднуют только мужчины.
В прежние времена осетины жили в сельских поселениях, называемых кау (хъӕгу). В горной полосе преобладали сравнительно небольшие селения, часто разбросанные по склонам гор или у берегов рек. Расположение селений по крутим склонам гор объяснялось тем, что удобные земли, использовались под пашни и сенокосы.
Постройки возводились из естественного камня, а в ущельях, богатых лесом, жилища строили из дерева.

Остатки осетинской сторожевой башни в Южной Осетии
Каменные дома строились в один-два этажа. В двухэтажном доме нижний этаж предназначался для скота и хозяйственных помещений, верхний – для жилья. Кладка стен производилась всухую с засыпкой пустот между камнями землей, реже – на глиняном или известковом растворе. Для междуэтажных перекрытий и дверей использовалось дерево. Крыша плоская земляная, стены часто выводились выше крыши, так что получалась площадка, которая использовалась для просушки зерна, шерсти и для отдыха. Пол делали земляной, реже – деревянный. Стены жилых помещений внутри обмазывались глиной и белились. Вместо окон в одной из стен дома делались небольшие отверстия, закрывавшиеся в холодную пору каменными плитами или досками. Нередко со стороны фасада у двухэтажных домов имелись балконы или открытые веранды. В условиях существования больших семей дома обычно бывали многокомнатными.

Осетинский дом-крепость ганах в разрезе

Самая большая комната «хадзар» (хӕдзар) являлась одновременно столовой и кухней. Здесь семья проводила большую часть времени. В центре хадзара находился очаг с открытым дымоходом, отчего стены и потолок покрывались толстым слоем копоти. Над очагом к деревянному брусу в потолке подвешивалась цепь для котла. Очаг и цепь считались священными: около них совершались жертвоприношения и моления. Очаг считался символом единства семьи. У очага устанавливались, подпирая потолочную перекладину, деревянпые столбы, которые богато орнаментировались резьбой. Очаг делил хадзар на две половины – мужскую и женскую. В мужской половине на стенах развешивались оружие, турьи рога, музыкальные инструменты. Здесь находилось полукруглое деревянное, украшенное резьбой кресло, предназначавшееся для главы дома. На женской половине находилась домашняя утварь. Для женатых членов семьи в доме имелись отдельные комнаты – спальни (уат). В домах зажиточных осетин выделялась кунацкая (уӕгӕгдон).

Осетинская деревня
Домашнее питание, начиная с хлеба и кончая напитками, приготовлялось в осетинской деревне женщиной. Хлеб в горах в отдаленном прошлом выпекался из просяной и ячменной муки. В XIX в. употребляли ячменный, пшеничный и кукурузпый хлеб. Кукурузные чуреки выпекали без дрожжей, пшеничный хлеб также был преимущественно пресным. В настоящее время наиболее употребителен пшеничный хлеб. Из национальных мучных изделий особенно распространены пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли и тыквы.
Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир, молочные супы и различные каши на молоке (особенно кукурузная каша). Из сыра, смешанного с мукой, готовится национальное блюдо осетин – дзыкка.

Современные осетинки

В домашних условиях сыр делают старым и простым способом. Он не варится: свеженадоенное, неснятое молоко, еще теплое или подогретое, процеживается и заквашивается. Закваска приготовляется из высушенного бараньего или телячьего желудка. Заквашенное молоко оставляют на один-два часа (пока оно не свернется). Казеин тщательно размельчается руками, отделяется от сыворотки и сбивается в ком, после чего просаливается и охлаждается. Когда сыр затвердевает, его кладут в рассол. Таким же способом осетины делают творог.
В Дигории получило распространение изготовление кефира. Кефир делается из свежего молока, которое заквашивают особыми грибками. Осетинский кефир имеет целебные свойства и весьма полезен для туберкулезных больных.
Национальным напитком у осетин является горское пиво бӕгӕны, изготовляемое из ячменя и пшеницы. Наряду с пивом южные осетины производят вино.
Ещё в средние века осетины , жившие южнее Кавказского хребта, попали пj д власть грузинских феодалов. Основная масса южноосетинских крестьян находилась от них в крепостной зависимости. В горах Южной Осетии хозяйничали князья Мачабели и эриставы Ксанские. Лучшими землями в равнинной полосе владели князья Палавандишвили, Херхеулидзе и Павленитвили.

Осетинские земледельческие орудия
С присоединением Грузии к России многие южные осетины переселились на север.
Подавляющее большинство трудящихся осетин придерживалось моногамии. У феодалов же полигамия была распространенным явлением. Она бытовала в известной мере и в среде зажиточного крестьянства, несмотря на борьбу с ней христианского духовенства. Чаще всего крестьянин вторую жену брал в том случае, когда первая была бездетна. Помещики, наряду с законными женами, которые были равного с ними социального происхождения, имели и незаконных жен - номылус (буквально «жена по имени»). Номылус брались из семей крестьян, поскольку сами крестьяне не могли на них жениться – не было денег на калым, называвшийся о у осетинов ирӕд. Дети от номылус считались незаконорожденными и из них образовалось феодально-зависимое сословие кавдасардов (в Тагаурии) или кумаягов (в Дигории). В остальных районах Северной и Южной Осетии кавдасарды не составляли определенной социальной группы и по своему положению почти ничем не отличались от других горцев.

Столица Северной Осетии город Орджоикидзе (нынешний Владикавказ) в советские времена

Традиционной одеждой осетинских мужчин была цухъхъа – осетинская черкеска. Для пошива цухъхъы использовалось темное сукно – черное, коричневое или серое. Под черкеской носили бешмет из сатиновой или иной темной ткани. Бешмет значительно короче черкески и имеет стоячий строченый воротник. По покрою бешмет, так же как и черкеска, представляет собою распашную одежду, скроенную в талию. Рукава бешмета в отличие от рукавов черкески – узкие. Шаровары шили из сукна, а для работы на поле – из холстины, очень широкие. Встречались шаровары также и из овечьих шкур. Зимой носили шубу из овчины, сшитую по фигуре со сборами в талии. Иногда носили тулупы. В дорогу надевали бурку.
Зимним головным убором была папаха из овчины или каракуля с суконным или бархатным верхом, а летним – легкая войлочная шляпа с широкими полями. На ноги надевали шерстяные домашней вязки носки, ноговицы и чувяки из сафьяна или сукна на подкладке. Подошвы чувяк делались из прокопченной воловьей кожи. Зимой для тепла в чувяки подкладывали сено. Голенищами служили ноговицы из сафьяна или из сукна. Очень часто носили сапоги, кавказские или русские. Неизменной принадлежностью и украшением национального костюма был кинжал. Черкеску украшали газыри.

Мужской хор северо-осетинской филармонии
Женское праздничное длинное платье (къаба), доходящее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом. Обычно оно шилось из светлых шелковых тканей: розовых, голубых, кремовых, белых и т. п. Рукава платья очень широкие и длинные, но иногда делались прямые узкие рукава, скошенные у кисти. В последнем случае на прямой рукав надевали бархатные или шелковые нарукавники, широкие и длинные, спускающиеся вниз от локтей примерно на метр. Под платьем носили нижнюю шелковую юбку иного, чем платье, цвета, которая была видна спереди благодаря сплошному разрезу платья. К нагруднику из того же, что и нижняя юбка, материала пришивались позолоченные украшения. Стан стягивался широким поясом (чаще всего из позолоченной канители), украшенным позолоченной пряжкой. При платье с нарукавниками спереди под поясом укреплялся короткий передник.
На голову надевали круглую невысокую бархатную шапочку, вышитую золотой канителью. Поверх шапочки набрасывали легкий тюлевый или связанный из белых шелковых ниток платок, а часто ограничивались одним платком. На ногах носили сафьяновые чувяки или фабричные туфли.

Смотрите

В Грузии , Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков ; практически все осетины двуязычны (двуязычие - осетинско -русское , реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое .

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Этноним

Осетины - название народа, произошедшее от грузинского названия алан - овсы (груз. ოსები ), которое в свою очередь произошло от самоназвания алан - асы. Самоназвание осетин - «ирон». По одной из версий это слово восходит к «арии » (آریا, ārya, aryien - благородный). Однако известный иранист Васо Абаев отрицает это предположение . В византийских источниках осетин называли аланами, по-армянски осы, по-русски ясы.

Происхождение

Осетины являются прямыми потомками алан , отсюда и название республики РСО-Алания .

В более широком смысле, осетины являются потомками древнейшего индоевропейского населения Европы и единственными сохранившимися северными иранцами .

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский ученый немецкого происхождения В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы , в древние - как сарматы и понтийские скифы »

История

Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Религия

Большинство верующих осетин исповедуют православие , принятое в -VII веках из Византии , позже из Грузии , с XVIII века из России . Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII -XVIII веках от кабардинцев); в большой степени сохранились местные традиционные верования.

Язык

Памятники архитектуры осетин

Диалекты и этнические группы

Осетины, живущие в российской Северной Осетии , делятся на две этнические группы: иронцев (самоназвание - ирон ) и дигорцев (самоназвание - дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике.

Описания осетин

Сохранились описания осетин, написанные первыми исследователями, посещавшими Осетию :

«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса». И. Бларамберг.

«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное». Е. Зичи.

«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство». Ю. Клапорт. 1807-1808 гг.

«Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,- воскликнул русский,- чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков». М. Вагнер. 1850 г.

Расселение

Осетинская кухня

Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ ), пиво (осет. бæгæны ). Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг ).

Исследования

Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (), А. Батырева ( , ) и И.-А. Гюльденштедта ( -). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.

Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский ученый П. С. Паллас : он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским , но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.

Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Некоторые выдающиеся осетины (в алфавитном порядке)

  • Абаев В. И. - языковед, академик, исследователь иранских языков и, в частности, осетинского языка.
  • Андиев С.П. - выдающийся борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976). Заслуженный мастер спорта СССР (1973), Заслуженный тренер России (1988).
  • Бароев Х.М. - Заслуженный мастер спорта греко-римской борьбы . Чемпион России (2003, 2004, 2006). Чемпион мира (2003, 2006). Победитель Кубка мира (2003). Победитель Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004) до 120 кг.
  • Бероев В.Б. (1937 – 1972) - Известный актер советского кино. Снимался в фильмах: Самолет не приземлился (1964), Наш дом (1965), Майор Вихрь (1967), В огне брода нет (1967), Ленинградский проспект, Цезарь и Клеопатра, Офицер флота, Маскарад.
  • Берёзов Т. Т. - заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН , доктор медицинских наук, профессор; председатель Московской диаспоры осетин.
  • Боллоев Т. К. - известный российский бизнесмен, президент ОАО Пивоваренная компания «Балтика» (1991-2004).
  • Гаглоев В. М. (1928-1996) - осетинский писатель, драматург
  • Газзаев В. Г. - известный советский нападающий, Член клуба бомбардиров Григория Федотова (117 голов),футбольный тренер, который сумел собрать почти полный комплект наград, которые возможно выиграть в России. Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии УЕФА (сезон 2004-05).
  • Гергиев В. А. - художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, "Дирижер года"(1994), Крест первого класса "За заслуги" (Германия), орден Grand Ufficiale (Италия), орден L"Ordre des Arts et des Lettres (Франция); неоднократно ему, как лучшему дирижеру года, присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" (с 1996 по 2000 гг.). В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания "Артист мира ЮНЕСКО".
  • Варзиев Х. П. - первый дипломированный балетмейстер Осетии (ГИТИС-1968г)и государственного академического ансамбля народного танца «АЛАН», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Дзагоев А.Е. - полузащитник ЦСКА . Лучший молодой футболист российской премьер-лиги (лауреат премии «Первая пятёрка »): . Главное открытие российского футбольного сезона: .
  • Дударова В.Б. - знаменитая женщина-дирижёр; имя Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
  • Исаев М. И. - российский языковед, социолингвист, исследователь иранских языков и руководитель ряда работ по исследованию эсперанто .
  • Караев, Руслан - кикбоксёр-профессионал. Победитель мирового Гран-при К-1 2005 года в Лас-Вегасе и Гран-при K-1 2008 года в Тайбэе. Чемпион мира среди кикбоксеров-любителей (2003). Чемпион Европы среди кикбоксеров-любителей (2003).
  • Кантемиров, Алибек Тузарович(1903-1976) - основатель советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, народный артист России.
  • Кучиев Ю. С. - арктический капитан, первым достигший Северного полюса , Герой Советского Союза, кавалер многих наград СССР.
  • Мамсуров, Хаджиумар Джиорович (1903-1968) - Герой Советского Союза, генерал-полковник, легендарный разведчик.
  • Плиев, Исса Александрович - советский генерал, отличившийся во время Второй мировой войны, дважды герой Советского Союза и герой Монгольской Народной Республики .
  • Таймазов, Артур - двукратный Олимпийский чемпион (2004 и 2008 гг.), серебряный призер Олимпиады 2000, чемпион мира 2003 , 2006 гг. по вольной борьбе
  • Токаев Г. А. - советский учёный, ведущий специалист в области авиационных и ракетных разработок СССР . Известный во всем мире специалист в области термодинамики и космических исследований, работавший над «Конкордом» и программой «Аполло» НАСА, профессор Британского университета Сити, почётный член многих Академий и научных обществ.
  • Фадзаев А. С. - двукратный Олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Суперкубка в Токио - 1985 г. и Игр доброй воли 1986 г., первый обладатель «Золотой борцовки», вручающейся лучшему борцу планеты.
  • Хадарцев, Махарбек Хазбиевич - двукратный Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион европы, многократный победитель Кубков Мира, Игр Доброй Воли и т.д.
  • Хетагуров К. Л. - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник.
  • Цаголов, Ким Македонович (1903-1976) - генерал-майор, удостоен 28 государственных наград и почетных знаков СССР, России, Афганистана, Польши. Награжден высшими знаками Советского комитета борьбы за мир - медалью «Борец за мир» и Российской академии естественных наук - «Рыцарь науки и искусств», несколькими почетными именными наградами министра обороны России и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России.
  • Хетагуров, Георгий Иванович (1903-1976) - генерал армии, Герой Советского Союза.
  • Царикати, Феликс - Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, популярный исполнитель современных эстрадных песен.
  • Черчесов С. С. - российский футбольный тренер, ранее советский и российский футболист, вратарь, заслуженный мастер спорта России. Обладатель приза Вратарь года (приз журнала «Огонёк»): 1989, 1990, 1992, 2-е место в списке лучших футболистов СССР 1989 года по опросу еженедельника «Футбол». Черчесов является самым возрастным футболистом, выступавшим за сборную России.

Фотогалерея

1.06.2016

В настоящее время в отношении традиционных верований осетин идет фактическая травля. Оскорбления и различные обвинения в адрес приверженцев веры предков в социальных сетях уже не редкость. Встречаются даже призывы к уголовному преследованию сторонников традиционных верований, с известным призывом советской эпохи «Куда смотрит Прокуратура?». При этом, наибольшее раздражение у критиков вызывает положение в Конституции РЮО, согласно которому православие и традиционные осетинские верования уравнены в правах (Статья 33). В адрес основателей нашей Республики звучат укоры в том, что подобный феномен в свое время получил закрепление на законодательном уровне. Но странно другое. Критики традиционных верований при этом допускают работу на территории РЮО грузинской церкви, различных сект…

Противники возрождения народных традиций в религиозной сфере договорились даже до того, что отрицают вообще факт существования народных верований. В частности, проталкивается мысль о том, что само понятие «традиционные осетинские верования» появилось только в наши дни. Поэтому предлагаем вашему вниманию материал, написанный известным осетинским писателем, публицистом, переводчиком, офицером русской армии Сосланом Темирхановым в далеком 1922 году.

«Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.

Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.

Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между Богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.

Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям-духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения и разума: из наблюдения потому, что давно замечено, что желание, вокруг которого сосредотачиваются усиленно и мысль и воля, достигается человеком, а из разума потому, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям, духам, обладающим страстями: это ни что иное, как обращение к своему духу, обладающему разнообразными способностями, требующими обращения к себе; чем сильнее желание, т.е. требование, направленное к своему духу, тем более проявляет он свои внутренние способности или свою силу и тем более удается достигнуть человеку, ибо дух такая же реальная сила природы, как и всякая другая сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею.

Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: «Бойся Бога, имей совесть». Не говорят ли они этим, что есть «нечто высшее», которому должен подчиняться человек, что это «нечто высшее» проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком. Лучшие же понятия содержат в себе стремление к общему благу, служение которому требует, следовательно, то «нечто высшее», которому должен подчиняться человек.

Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир.

Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков.

Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и хотя и лелеют детей, но не балуют их слащавым отношением, не позволяют и себе в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей. После и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.

Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужав, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.

Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей-духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах-дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах.

Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.

Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности, терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина.

Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.

Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию.

Эта религия – та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.

Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощью своего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.

Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию.

Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.

Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния официальной церкви, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.

По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего Синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись.

Все, таким образом, показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.

Тогда правительство, через полицейские органы, стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя бы у них были и дети, и стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.

Тогда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, и решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище.

Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний.

В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком».

Наша справка

Темирханов Сослан Гаврилович (1881 -1925). Родился в крестьянской семье в 1881 году. Отец – Темирханов Гаврил Алексеевич, мать – Габуева Екатерина Андреевна. В семье был страшим из шести детей. Первоначально получил домашнее образование, после 6 классов реального училища, а в 1904 году выпущен в чине подпоручика Тифлисского юнкерского училища.

Участник русско-японской войны. Был награжден орденом «Святой Анны» 4-й степени с надписью «За храбрость в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Участвовал в революции 1905-1907 гг. Участник Первой мировой войны. За храбрость и проявленное мужество был награжден орденом «Святого Владимира» с саблей и бантом.

Помимо военной службы, будучи одаренным человеком, испытывал влечение к гуманитарным наукам. Был писателем, историком, научным работником, публицистом, переводчиком, собирателем памятников народной словесности, педагогом, знатоком осетинского языка. На осетинском языке им была написана книга «Иры истори» («История Осетии»), которая вышла отдельным изданием в 1913 году под псевдонимом «Вано». Автор освещает историческое прошлое осетинского народа, распространение по Европе наших предков, высокую культуру народа и его падение в связи с бесконечными войнами.

С 1920 года работал во Владикавказе. Занимал разные должности. Был корректором осетинского языка при типографии Горского ОНО Наркомпроса, преподавателем осетинского языка… Сотрудничал с газетой «Кермен», опубликовал рассказы («Фаллой», «Труд»…). Написал исторический очерк о герое осетинского народа средних веков Ос-Богатыре, который вышел отдельной книгой в 1922 году.

Писал он, как правило, на осетинском языке, был его знатоком. Но в архиве СОИГСИ обнаружены рукописи, написанные С.Темирхановым и на русском языке в 1922 г.: два очерка «Осетины» и «Народная религия осетин».

6 марта 2019 года в Москве состоится встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В ходе встречи планируется обсудить текущее состояние и перспективы дальнейшего наращивания двустороннего взаимодействия, прежде всего в социально-экономической сфере. Визит главы югоосетинского государства в Россию рабочий.

«Единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - сказала нашему корреспонденту заместитель министра здравоохранения и социального развития РЮО Алла Чочиева. Корь – острое вирусное заболевание, нередко дающее такие осложнения, как пневмония, бронхит, энцефалит, которые в случаях позднего обращения за медпомощью и наличия тяжелых сопутствующих заболеваний могут привести к летальному исходу. «При отсутствии специфического метода терапии единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - рассказала замминистра. Учитывая осложнение эпидемиологической ситуации по...

4.03.2019

На площадке Медиа-центра «Ир» состоялась встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с лидерами политических партий. Обращаясь к представителям партий, Президент призвал политические силы Южной Осетии открытому диалогу и единению, чтобы избежать напряженности в обществе в преддверии парламентских выборов. «Я призываю к единению все политические силы Южной Осетии. Нам нужно избегать голословных обвинений, адресованных друг против друга. Перед столь ответственным политическим событием, как выборы в Парламент, важно чтобы между различными...

4.03.2019

Празднование Урсы къуыри в Осетии начинается сегодня вечером. Эти традиции передаются из поколения в поколение уже много веков. Осетины праздновали Урсы къуыри (Царвисӕн, Сыропустная неделя) перед Великим постом, - об этом кореспонденту нашего издания рассказал кандидат исторических наук, доцент Мурат Джиоев. В течение всей недели, какая бы семья бедная или богатая не была, все пекли пироги, питались молочными продуктами и обязательным ритуалом было каждый день употреблять в пищу несколько ложек...

О происхождении осетин

Из статьи П. Ницика

В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.

Аммиан Марцеллин, историк IV в., писавший подробнее всех об аланах, между прочим, говорит, что они получили это имя от названий гор. Это подтверждают Ефстафий и Дегин, последний место жительства алан назначает среди гор Уральских. Далее, Ефстафий, живший около 1160 г., замечает, что слово «алан» происходит от сарматского «ала» — гора и что аланы сами себя называют ир или ирон, названием, которое в прежнее время обозначало восточную часть Кавказа от Терека до Дербента и распространялось на все земли, входившие в состав Персидского государства. Между тем известно, что осетины сами себя называют поныне ирон — имя, совершенно тождественное Ирану. Это-то сходство послужило Д ’Оссону и многим другим поводом считат осетин потомками алан, от которых, по мнению Лерберга, получили название многие реки, текущие с севера в Черное море.

По уверению грузинской летописи царя Вахтанга, осетины — потомки пленных грузин, которые были захвачены в Картвел Сомхетии во время первого нашествия хазар (2302 г. от сотв.
мира) и, доставшись в удел Уобосу, сыну хазарского царя, образовали колонию в стране, лежащей на западе от Терека. Это показание летописи, замечает Берже, явно несогласное по своей
хронологии с временем появления на исторической арене хазар, не известных до Рождения Христова, не уничтожает однако же действительности самого события, именно вторжение народа, жившего на северной стороне Кавказа. Но народ этот, по мнению Клапрота, путешествовавшего по Кавказу в 1807-08 годах, были скифы греческих писателей, нашествие его относится к 633 г. до Р. X.

Клапрот, посвящая исследованию об осетинах несколько страниц в своем сочинении, приходит к такому выводу, что осетины: а) мидяне, носившие название Иран и известные у Геродота под названием Arianoi; б) мидийские сарматы древних и Мидийская колония, поселившаяся на северной стороне Кавказа, где она была основана, по свидетельству Диодора Сицилийского, скифами; в) аланы средних веков и, наконец г) яссы или ассы, отсюда оссы. В заключение же своего ученого исследования Клапрот выражает мнение, что язык осетинский должно считать отраслью языков индо-германских, а потому и самих осетин сродными со всеми азиатскими и европейскими народами, принадлежащими индо-германскому племени. Мнение Дюбуа, одного из новейших путешественников, было более смелое: по его заключению, осетины-меоты, или, что то же, ассы, яссы, аланы и впоследствии комоны, и что язык их имеет большое сходство с языком эстонским.

Далее в этом обзоре кавказских горских племен Берже поясняет только теперешнее существование осетин отдельными обществами: Дигорское, Воллагирское, Куртатинское и Тагаурское, касаясь их характера и внутреннего общественного устройства, несколько сходного с феодальным. Обозрение было доведено до освобождения зависимых сословий.

Мнение и догадки поясненных писателей о происхождении осетин, как видим, различны. Во всяком же случае, несомненно то, что осетины — потомки алан, об этом в истории встречаем положительные доказательства. Но насчет того, что осетины сами себя называют иронами и потому племенное происхождение их полагают от Ирана, то с этим, безусловно, можно бы согласиться только в том случае, если бы тип осетин сходствовал с народами Ирана, составляющими Персидское государство и вообще с обитателями той страны, по которой в древности расселялись племена иранского происхождения.

Поэтому вопрос о племенном происхождении осетин остается навсегда неразгаданным для интересующихся этим вопросом, во всяком случае, достойным внимания. Найдут другие данные к разъяснению его более вескими догадками, чем то, что Ир и ирон — названия сходствующие. Если бы аланы, впоследствии осетины, происходили от иранского племени, то об этом не упустил бы сказать персидский историк X в. Масуди, и он говорил только, что аланы были могущественнейшим из всех наций. О происхождении их от Ирана полагает только Ефстафий, живший около 1160 г., сочинение которого издано во Флоренции в 1730 г.

Кроме того, из истории видно, что аланы получили название ассов (или в последнее время осетин) от грузин и насчет этого знатоки грузинского языка объясняют, что название оссы придает им значение «народа воинственного». У армян осетины называются оссы, что значит народ, который всему удивляется. Так, например, если встречаются люди, чему-либо удивляющиеся, то им говорят, вы удивляетесь, точно оссы.

Летописец наш Нестор упоминает о народе яссы, а именно, описывая подвиги Вел. Кн. Святослава Игоревича, говорит, что он победил ясов и касогов. Карамзин при этом полагает, что яссы — нынешние осетины которые будучи аланского племени, обитали среди гор Кавказских в Дагестане, а также и близ устья Волги и, что часть гор Кавказских именовалась у нас в ХIII и XIV веках Ясскими, и ясский город Дедяков или Тетяков был в Дагестане. Армяне и теперь еще называют Дагестанские горы Аланскими.

В начале XI в. народ этот часто делал набеги на хазар, как об этом говорится в Военном энциклопедическом лексиконе, а в 1126 году третий сын Мономахов Ярополк Владимирович, воюя в окрестностях Дона, пленил множество яссов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой женился. Монголы около 1223 года покорили яссов с семью народами в окрестностях Азовских. Рубруквис пишет, что недалеко от реки Ахтубы, на среднем притоке Волги, находился древнейший город Сумеркент, где обитали яссы и сарацины; татары осаждали его 8 лет и едва могли взять. В 1277 году князья русские, исполняя волю хана, ходили с татарами в Дагестан, завоевали ясский город Дедяков и сожгли его. Во время хана Узбека, папа Венедикт XII распространил на земле яссов латинскую веру. В 1395 году завоевал эту страну Тамерлан. Упоминается при том, что многие русские князья женились на яссинках.

Первобытная история представляет туманный период жизни людей, с послепотоповского происхождения от Ноя до народов исторических, но следуя преданию, что Кавказ был колыбелью рода человеческого, и что европейское племя есть кавказское, рождается вопрос: не есть ли осетины остатки того кавказского племени, от которого произошли европейские народы? При этом надо принять во внимание тип осетин совершенно отличный от других азиатских племен. Возьмем, например, любого осетина: у него склад лица совершенно европейский и большое сходство с венгром. У дигорцев есть предание, что родоначальник привилегированного между ними сословия бадилят, Бадил, был венгром из рода владетельных, явившихся к ним с спутником своим Ано, как к своим одноплеменникам. В подтверждение этого предания, известный генерал Мусса Кундухов, во время венгерской кампании, достал там какие-то генеалогические справки.

Царство Аланское было геройско-могущественное, но в первом веке по Р.Х. при вторжении его в Армению под предводительством молодого наследника Аланского престола Сатена, оно потерпело поражение, причем взят в плен и Сатен, бывший единственным наследником. Сестра его Сатеник, явившаяся к победителю, молодому царю Армении Арташесу, просить освобождения брата, красотою своею очаровала Арташеса до того, что пленник был освобожден, но с условием, чтобы прекрасная Сатеник осталась супругою повелителя Армении. Хотя после этого Сатен был провозглашен царем Аланским, но, как видно, царство его в политиком своем могуществе ослабело.

На исходе второго века являются на Северный Кавказ воинственные толпы васлов или васлаков, обитавших при Волге, и хазаров, живших уже здесь вместе с сарматами.

Относительно брака аланской царской дочери Сатеник с царем Армении Арташесом в летописи М. Хоренского, пояснено, что царствование Арташеса аруехиане, родом из аланов, сродни Сатеник, ее сопровождающие, возведены в дворянское достоинство и в армянское нахарарство, как сродники великой царицы. Во время Хозрова, отца Тердата, он вступил в родство с одним из могущественных Басилов, переселившихся в Армению. Басил или баслик, по мнению М. Хоренского, народ, живший в Сарматии на берегах реки Этила (Волги). Из летописи М. Хоренского видно, что аланы жили в то время на северо-западе Каспийского моря.

Народ, под позднейшим наименованием осетин, назывался аланами или асами. В царствование Тиверия, покорившего царей Колхиды и Иверии, о них не упоминают, но с тех пор, как римляне пришли в столкновение с парфянами, началась борьба, успешная то для одной, то для другой стороны, наступила эпоха вторжения на Кавказ варваров, и аланы прикочевали тогда к северной стороне Кавказского хребта. С ним вместе являются народы под наименованием хазар и массагетов. Готы, распространяясь от моря Балтийского к Азовскому, победив алан, начали господствовать на берегах Понти Эвксинского. После этого, гонимые гуннами, массагеты, хазары и остатки аланов или асов заняли кавказские земли по нижним частям Терека и в современном Дагестане, откуда происходили нападения их на Армению. Аланы или асы разделились на две части: одна из них бросилась в Западную Европу, а другая заняла центр Кавказа около вершин Эльбруса и теснин Дариальских. На исходе IV-гo столетия по Р. X. на северной стороне хребта являются гунны, распространившиеся от Дона до Волги.

В VII в. наступило для всей исторической Азии время страшных религиозно-политических переворотов от введения мусульманской религии оружием аравитян. При этом северные кавказские народы занимались хищничеством и в VIII в. хазары опустошили Армению и Азербайджан, за что потерпели от аравитян мщение изгнанием из Дагестана, а затем вскоре держава их окончательно разрушена дружинами русско-славянскими. Место хазар занял новый прикочевавший к северо-востоку народ — узы или газы.

В XI в. народ, называвшийся аланами или асами, после покорения его грузинами, именуется уже асами или осетинами. За сим после вторжения монголо-татар, пришедших на Кавказ после разорения ими Персии, под предводительством полководцев Чингиз-хана Джебе и Субутая, изменился вид кавказской страны и произошли перемены в составе ее народонаселения, напоминавшего многочисленными остатками татарских масс. Преобладание татар на Кавказе утверждено было еще более походом Тамерлана. После этого асы или осетины утратили всякую самостоятельность. Узы или газы совершенно исчезли. В XV в. наступила совершенно новая эпоха для кавказской страны: она стала яблоком раздора между двумя новообразовавшимися державами — Персией и Турцией, а жители Северного Кавказа, не имея постоянных властелинов, переходили из-под зависимости Персии под зависимость Турции и обратно. В таком положении находился Кавказ, когда Московское княжество, свергнув в России иго татарское и возвеличив имя русское в умах соседних народов, вызвано было обстоятельствами и желанием закавказских христиан принять участие в деле этой страны.

Из этих сведений видно, что аланы перекочевали с северной стороны Кавказа, но в истории Армении сообщается также, что аланское царство образовалось в древности. поэтому есть полное основание предполагать, что аланы произошли от первобытных жителей Северного Кавказа. Наименование же алан они получили, от сарматского слова «ала» (гора), т. е. горцы. Потом они распространились к долинам Дона и Волги. В подтверждение этого представляется следущее: реки Кубань, Дон и Волга имеют наименования чисто осетинские и в древнейшее время реки эти имели названия: Кубань — Донбит, Атпикан или Вардак, Дон — Танаис, Волга — Ра, называлась и Эдила. Река же Терек в древности называлась Алонта или Аланская. Ясно, что первобытное начало алан было здесь, а потом, когда они стали народом могущественным, распространились и туда. Там между ними встречается народ под названием васлаки. В переводе это выходит: Василий — по-гречески — царь, леги—по-осетински люди, значит царские люди… Из всего вышеизложенного видно, что осетины несомненно потомки алан, которые были народ древний и могущественный, история Армени свидетельствует, что Аланское царство образовалось также в глубокой древности, как и царство Армянское.

Представляется вероятным и то, что (по мнению Ефстафия) аланы имели жительство и среди гор уральских. Так как видно, что юрги или мадьяры — теперешние венгры, должны быть соплеменниками алан. Мадьяры, как известно, до переселения народов были обитателями Югорских, т. е. Уральских гор, составляя там одно сборище одноплеменных с гуннами монгольских, финских, турецких и других орд. Но жительство их в местностях, по которым расселились народы Ирана, составившие персидское господство, не видно. Каким же образом могло случиться, что аланы произошли от Ирана? В потомках алан, теперешних осетин, не заметно ни малейшего сходства с теми народами и если обитатели восточного Ирана, т. е. афганцы, по окладу лица, статности и характеру, резко отличаются от персиан и не считаются иранами, то аланы тем более не могут считаться ими. В Древней истории Персии относительно происхождения имени Иран читаем, что оно происходит от Эриене, видно, гористой страны, лежащей от границ Бухары, хребта Мустага и Белура до пограничных гор Индии, Паропомаза, а на севере до Алтая.

Кажется, что хазары, а также и другие воинственные толпы—васильцы или васлаки и роксаланы, были одноплеменниками алан, говорившими одним с ними наречием. Относительно же роксалан, что они соплеменны аланам, в начале обозрения приведено мнение Плиния. У осетин, например, дом называется хазора (хзедзар).

В старинных осетинских песнях и сказках говорилось, что предки их произошли от родоначальника народов, появившихся в Кавказских горах после потопа, которые размножались, пошли многочисленными обществами на север, богатея такими конями, подобных которым на свете не было. Жизнь они вели кочевую, но были из них и занимавшиеся оседлым хозяйством. Знали они при этом и плавание по большим рекам, о чем упоминается в одной из древних песен, а именно: как они, собираясь на войну, спускались по Волге, т. е. реке Верхней, повелевая всеми жившими там народами. Храбры они были до того, что никакое войско не могло устоять против них. Имели царей, которые пред началом сражения выходил на единоборство с царями противной стороны причем всегда оставались победителями и тем часто кончалась война. С народа побежденного царя они брали большие подати. Если же приходилось сражаться всем народам, то впереди всегда сражались близкие царские люди.

Кто именно были цари аланские— в предании не сохранилось ничего; не упоминается даже о Сатене, взятом в плен, хотя между прочим говорили мне другие старики, что есть какое-то романтическое сказание, но не пришлось мне его выслушать. Рассказывали также в горах Дигории про какого-то знаменитого героя Арослана, властвовавшего над всеми горцами; указывали и место погребения его без всяких признаков уже, на небольшой долинке в урочище Мацут, где сливаются р. Сонгути-дон с р. Урухом.
У горцев люди, достигающие глубокого возраста, стараются иметь больше сведений о жизни предков и передают их в наказах (ныхасах) молодому поколению.

Казалось бы, народ с таким боевым младенчеством должен бы быть нрава жестокого и типа сурового, между тем в потомках этого народа мы видим людей нрава скромного, добродушного, способного к умственному развитию и трудолюбивого, а по наружности красивого. Это доказывает, что племенное происхождение этого народа есть чисто кавказское, и что предки его в свое историческое время жили не в разнузданной воле, а под повелительной властью, охранявшей принципы общественного строя жизни. Что у осетин были цари, об этом уже говорилось выше, а именно, что дочь аланского царя, прекрасная Сатеник была царицей великой Армении, женою царя героя Арташеса; затем по генеологии грузинского царского дома значится: царь Георгий (1014) во втором браке был женат на дочери осетинского царя; царь Георгий III (1155) тоже; знаменитая Тамара (1184) была в супружестве с осетинским князем Сосланом; царь Давид V (1247) вторым браком был женат тоже на дочери осетинского царя.

Из всего вышеизложенного видно, что аланы на поприще исторической деятельности являются народом могущественным, а по сказанию Масуди, и могущественнейшим из всех наций, обитавших на Северном Кавказе, а потом распространившимися на север и занявшими громадное пространство, в доказательство чего видим, что река Ра и Танаис получили наименования осетинские. Даже названия рек Днепр и Дунай чисто осетинские. В битвах они не знали над собой победителей до разбития их героем Арташесом. Басильцы, которых, по всей вероятности, следует считать соплеменным им, объявляют себя потомками Иераклия, т. е. мифологического Геркулеса, причем греки признают их царским народом. В «Истории Армении» Глинки, в описании войны аланской с Тридатом, царь Басильский именуется царем приволжским. Поэтому есть основание предположить, что имя «ирон», удержанное осетинами до настоящего времени в самоназвании, происходит от слова «ирой», т. е. герой. В военном энциклопедическом лексиконе в объяснении слова «герой» сказано, что греки и римляне в отдаленной древности называли героями всех людей, отличных храбростью, силою и могуществом. Слово «герой», переиначенное на «ирой», мы встречаем и в наших старинных книгах, где, например, А. Македонского называли «ирой». Читаем так и в истории Армении.

Имя же «Иран» происходит от названия страны Эрино — Видна, от которого аланы всегда были далеки. А если они и жили в провинции, некогда входившей в территорию Персидского государства, то это еще не основание к догадке, что аланы иранского племени. В подтверждение этого возьмем хотя бы переговоры прекрасной Сатеник с царем Арташесом об освобождении из плена ее брата; в этих переговорах она называет свой народ племенем «героев». М. Хоренский об этом говорит так: «Аланы, соединившись с горцами, привлекли на свою сторону почти половину Иверии и огромными толпами распространились по земле Армении. Арташес также собирает многочисленные войска и тогда завязывается война в пределах земли армянской, между народами хра:брыми, луконосцами. Племя аланов уступает немножко, переходит через великую реку Куру и станом располагается на юге: река разделяет оба народа. Но так как сын аланского царя был взят в плен армянским войском и проведен к Арташесу, то царь аланов просил мира, обещая дать Арташесу, что он пожелает, и заключить с ним вечные клятвенные условия, дабы дети аланов впредь не делали нашествия на армянскую землю.

И когда Арташес не согласился отдать юношу, приходит сестра юноши на берег реки, на большую возвышенность и через переводчиков передает в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, победителю храброго царя аланов, согласись отдать юношу мне, прекрасноокой дочери аланов! Не следует героям отнимать жизнь у племени других героев из-за какой-нибудь мести или поработить их и держать, как рабов, а тем укоренить.вечную вражду между двумя храбрыми народами»… Арташес, услышав такие мудрые речи, сам отправился на берег реки и, увидев прекрасную деву и услышав от нее речи мудрости, полюбил ее. Позвав кормильца своего Сембата, он объявил ему задушевную свою мысль — иметь женою эту деву, заключить договор и условия с храбрым народом и отпустить юношу с миром. Сембат одобрил это и послал к царю аланов предложение отдать царственную деву Сатеник замуж за Арташеса. И говорит царь аланов: «А где возьмет храбрый Арташес тысячу тысяч и тьму тем, чтобы заплатить за благородную царственную деву аланов?».

Был ли уплачен такой калым — не сказано, но о церемонии, какая была выполнена Арташесом при взятии Сатеник, там же говорится: «Мужественный царь Арташес сел на красивого вороного коня, вынул аркан из красной кожи с золотым кольцом, пролетел быстрокрылым орлом через реку и, бросив аркан, охватил им стан царственной девы и быстро увлек ее в свой лагерь». Затем было поднесено царю аланов большое количество Лайки и много золота. В свадебной песне говорится, что золотой дождь шел на Арташеса и жемчужный дождь лился на Сатеник».

Был ли тесть царя Арташеса главный царственный повелитель всего аланского народа, или только частично, господствовавшей в то время на Северном Кавказе — не видно, но во всяком случае можно предположить, что он был царем только кавказских аланов, т. к. выше пояснено, что часть ’
В общей выдержке из исторических сведений об аланах вытекает следущее: «аланы — один из тех варварских народов, которые участвовали в разрушении Западно-Римской империи. Они были происхождения скифского и сарматского, жили на восточной стороне Днепра в Южной России и разделялись на многие племена. За 40 лет до Р. X. гунны оттеснили их до Меотийского (Азовского) моря, некоторые зашли на Кавказ, где под своим именем и были известны в средние века, а потом под именем осетин. Аланы были искусные и неутомимые наездники, любили войну, и смерть в битве считали великою честью. В царствование Васпасиана, кавказские аланы вторглись в Мидию и Армению, причем парфянский царь Вологез принужден был искать помощи у римлян.

При императоре Гордиане аланы вошли в Македонию в 406 г., перешли от Дуная к Рейну, присоединились там к галлам и другим народам и опустошили Галлию. В 409 г. многие из них под предводительством Батако перешли в Испанию, поселились в Лузитании. В 418 г. разбил их визаготский <вестготский> царь Валлия, и они покорились императору Гонорию. В 451 году являются они союзниками Аттилы. В 464 г. аланы были разбиты в Италии близ Бергамо Рициметом, затем императора Анфилия: начальник их Биер был убит и они почти совершенно истреблены». Выдержка эта извлечена из Военного энциклопедического лексикона.

Не буду в претензии, если по поводу моего мнения, что «иро» или «ирон» происходит от слова «ирой» или «герой», скажут, что догадка моя весьма смелая. Сочту даже счастьем, если это поведет не только к положительному разъяснению племенного происхождения осетин, но и для полезного труда осетинскому юношеству, развивающемуся в учебных заведениях, которому давно бы пора заняться историей своего народа, если не по историческим данным, то хотя бы по народным преданиям. Преданий у осетинских горцев много, как у народа, врожденно-способного удерживать в памяти все давно минувшее, придерживаясь при этом древнего культа, старинных песен, легенд, сказок и поговорок.
Древнейший культ осетин и позднейший их индифферентизм обстоятельно был описан доктором Головинским.