Времена года

Каков лирический герой есенинской поэзии. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина. Сочинение по произведению на тему: Лирический герой Есенина

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Рус-ская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной сторо-ны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиган-стве, с другой -- воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религи-озное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чув-стве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские иска-ния начала века, во многом определившие специфику и содержа-ние литературы 1910-х годов.

Своеобразие мироощущения лирического героя.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.

Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены.

Лирический герой поэта -- современник эпохи гранди-озной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти-ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон-чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песен-ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,-- писал поэт в 1924 году,-- читатель должен главным образом обра-щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым по-этам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.

Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учить-ся так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у дру-гих» .

«Лирическим чувствованием» проникнуто все творчест-во поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.

Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенин-ская березка -- самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели -- дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, --

Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по-эзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девуш-ки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «пла-чет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень -- рыжая кобыла -- чешет гриву». Природа у Есенина много-цветна, многокрасочна.

Любимые цвета поэта -- синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки за-гораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теп-лынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина суще-ствуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искус-ство для меня, -- отмечал Есенин в 1924 году, -- не затейли-вость узоров, а самое необходимое слово того языка, кото-рым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стрем-ление к овеществлению образа -- один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый -- ме-сяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя вес-ла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над зем-лей».

Природа у Есенина -- не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она -- любимый герой поэта, она неотде-лима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

…………………………………………

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Белинский однажды заметил, что сила гениального та-ланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.

Н.Н. Бабицына,

научный сотрудник отдела научно-экспозиционной и

выставочной деятельности

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Народность творчества писателя или поэта определяется не только способностью автора создавать в художественном произведении национальные характеры и типажи, но и его талантом выражать мироощущение народа, особенности национального сознания и понимания национальной действительности. Русская классическая литература открыла миру душу своего народа, и наследию Есенина принадлежит в этом немалая заслуга. Однако, образ лирического героя как выразителя национальной самобытности пока не получил глубокой и всесторонней разработки. Попытаемся выяснить, в какой степени лирический герой Есенина воплощает русский национальный характер, предстает ли он в развитии или статичен. Важно понять, проявляет он отдельные черты или воплощает все многообразие национального менталитета, выявляя его тонкости и штрихи.

Необходимость разобраться в этой проблеме требует обращения к вопросу о сущности национального характера, который является внутренне обусловленной структурой. Национальное своеобразие русских определяется «двоецентрием » коллективной души, которое обуславливает не только разнообразие национальных типов, но и «объясняет природу исторического движения, драму расколов, кризисов и самую возможность развития» русского человека и общества. Амбивалентность национального характера является ключевым моментом в раскрытии эволюции характера лирического героя Есенина.

В настоящее время в есениноведении сложился ряд подходов к рассмотрению периодизации творчества Есенина. Опираясь на исследования А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, О.Е. Вороновой, С.Н. Пяткин убедительно доказывает, что авторский жизнетекст Есенина строится как последовательная смена форм выражения поэтического «я»: от «смиренного инока» (в поэзии 1914-1916 гг.), до «пророка «Третьего завета» (поэзия 1917-1921гг.), романтического бунтаря, поэта-хулигана (1920-1921 гг.) и, наконец, в последний период творчества - «Пушкина ХХ века» . Рассмотрение национального характера лирического героя и его эволюции в контексте предложенной смены образов представляется нам наиболее продуктивным.

Есенин входит в литературу в образе «тихого отрока», «смиренного инока». Лирический герой ощущает жизнь как радостное служение Богу, непрестанную литургию и славословие земной красоты. . Любуясь каждым проявлением земного бытия, герой видит в нем отражение божественной сущности, угадывает в зримом чудесное и стремится его познать: Кто-то в солнечной сермяге/На осленке рыжем едет./Прядь волос нежней кудели,/Но лицо его туманно./Никнут сосны, никнут ели/И кричат ему: «Осанна!» . Устремления лирического героя ориентированы не на переживание и рефлексию своего внутреннего мира, его пытливый взор прозревает глубины окружающего пространства. Вглядываясь в обычные для сельского жителя явления и предметы, он «раздвигает зрение над словом», «создает мир воздуха из предметов земных вещей». В этой завороженности пространством, которую испытывает лирический герой, раскрывается одно из основных качеств национального мирочувствования – созерцательность мировосприятия. В след за богословами александрийской школы (Св. Василий Великий, Григорий Богослов) русский человек видит в «самых малых вещах мудрость Зиждителя» , а созданный Богом мир видимый отражает в его понимании «красоту и согласие...Божией Премудрости и Силы» . Ощущая предстоящий ему мир как «значную» систему, в которой земное является символическим раскрытием небесного, а нетленная красота тварного мира обнаруживает «идеальное» в человеке и его бытии, лирический герой выражает свойственный национальному мирочувствованию «принцип двойного зрения»: Между сосен, между елок,/Меж берез кудрявых бус,/Под венком, в кольце иголок, /Мне мерещится Иисус .

В сознании крестьянина закреплено чувство родственности не окружающим миром, но и космосом. Жизнь со сложившимся бытом является закономерным продолжением вселенского, которое не кажется ему чуждым и холодным: Не гнетет немая млечность,/Не тревожит звездный страх./Полюбил я мир и вечность,/Как родительский очаг./Все в них благостно и свято,/Все тревожное светло... . Лирический герой так же, как и крестьянин, воспринимает и осмысливает многообразие жизни эмоциями, чувствами, впечатлениями; «напоенным сердцем взглядом».

В устремлении лирического героя «к небесному, вечному» (П. Сакулин), которое находится в неразрывном единстве с природно-бытийственным началом, раскрывается софийность народного сознания. Она выражается в желании русского человека быть приобщенным к сущности Божественного начала земли и связана с символикой материнского покрова Богородицы: Я поверил от рожденья/В Богородицын покров . Нерасторжимость космологического, религиозного и социального пластов материнского начала раскрывают женственность русской религиозности и характеризуют национальный тип мышления: О Матерь Божья,/Спади звездой/На бездорожье в овраг глухой./Пролей, как масло,/Власа луны/В мужичьи ясли/Моей страны . В образе Богородицы «не юном, не старом, словно безвременном, как на православной иконе», русский народ «чтит небесную красоту материнства» . Поэтому и земля, пронизанная Богородичной сущностью, осмысливается им как заступница, подательница благополучия, утешительница. Покров Богоматери, на который уповает русский человек, переносится и на сущность матери-земли, которой так же, как и Пречистой Деве, «можно каяться в грехах» : И часто я в вечерней мгле,/Под звон надломленной осоки,/Молюсь дымящейся земле/О невозвратных и далеких . Потребность в явственном ощущении «ласковых рук» Богородицы, которая, оберегая своими заботами земную Русь, отдает людям самую главную свою ценность – Бога-сына, отражает крестьянскую философию.

Естественным продолжением отношения лирического героя к миру как «царству космических тайн» является формирование этической системы, которая пронизывала крестьянское общество. Сращение понятий «красоты» и «добра», приводит человека к осознанию того, что только законы добра, милосердия и любви могут скрепить хрупкий мир людей: Кто-то учит нас и просит/Постигать и мерить./Не губить пришли мы в мире,/А любить и верить! . Именно эти ценности легли в основу поведенческого комплекса русского человека, которого отличают спокойствие и умиротворение, мягкость, терпимость, благодушие, дар «вчувствования».

Но главной, определяющей нормативный каркас идеалов, смыслообразующей духовной основой жизни для славян является православие. Ф.М. Достоевский, указывая на то, что «все народные начала у нас сплошь вышли из православия» , акцентировал внимание на «бессознательном» знании Христа русским народом. Русский человек, восприняв всем сердцем Евангелие, увидел не столько Христа-Сына человеческого, сколько принял его Божественную сущность. Ему оказался необходим Христос, который, «будучи образом Божиим… уничтожил Себя Самого..., сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил себя» (Послание апостола Павла. Филипп. 2: 6-7). Поэтому, перенося скорби и тяготы жизни с терпением и кротостью, русский человек идет путем «Кроткого Спаса», тем самым приближаясь к нему. Лирический герой возносит «благословенное страданье» своего народа на самый высокий пьедестал, выявляя его духовную и культурную ценность, которая заключается в смирении сердца: Твой глас незримый, как дым в избе./Смиренным сердцем молюсь тебе./Овсяным ликом питаю дух,/Помощник жизни и тихий друг…/Но краше кротость и стихший пыл/Склонивших веки пред звоном крыл . Так же, как и русский народ, лирический герой «в своей религиозности живет со Христом страдающим. Это Русский Христос, такой близкий к скудному русскому пейзажу, неприглядным серым деревням, пьяной, больной, разоренной России. Это Христос - друг грешников, убогих немощных, нищих духом» раскрывает национальный идеал: И в каждом страннике убогом/Я вызнавать пойду с тоской,/Не Помазуемый ли Богом,/Стучит берестяной клюкой . Ожидание лирическим героем «светлого гостя», стремление узнать его неповторимый образ в череде встречающихся лиц сформировало бессознательную способность русского человека к милосердию и состраданию ближнему, в том числе, и к преступникам - «несчастным» (Ф. Достоевский). Все они убийцы или воры, как судил им рок./Полюбил я грустные их взоры/С впадинами щек./Много зла от радости в убийцах,/Их сердца просты./Но кривятся в почернелых лицах/Голубые рты . В «зачарованности всем смиренным, уничиженным, падшим» кроется глубокое религиозное убеждение русского человека о всеобщей греховности людей. В народном понимании в низости мира виноваты все, значит, никто не застрахован от падения. Не отвергает для себя такую возможность и лирический герой Есенина: И меня по ветряному свею,/По тому ль песку,/Поведут с веревкою на шее/Полюбить тоску… . Сознание народа цельно: закон не разделяет мир и преступника, каждый ответственен за всех, - в этой направленности раскрывается соборное мышление русского народа, воспитанное православной духовностью и объединяющее крестьянский мир: Знаю, мать-земля черница,/Все мы тесная родня .

Полнота народного мироощущения выражается в «сосредоточенности русского человека на идее Царства Божия и абсолютного совершенства в нем, что в свою очередь определяет в русском народе непрестанное чаяние Града Небесного» . Выработанное веками отношение к миру как «деликатное терпение гостя», стало стержнем мироощущения лирического героя как носителя «социального архетипа» (К. Касьянова) нации. Русский человек не может и не хочет довольствоваться только земным бытием, несмотря на то, что наполненная Святым Духом жизнь в сознании народа и лирического героя благословенна: Все встречаю, все приемлю,/Рад и счастлив душу вынуть./Я пришел на эту землю,/Чтоб скорей ее покинуть . Тоска о неведомом обусловили в русском народе жажду духовного обогащения, стремление к полноте восприятия Христа, что выразилось в таком характерном русском явлении, как странничество. В «беспокойном и мятежном русском скитальчестве» как «явлении глубоко национальном» раскрывается святое беспокойство, поиски «небывалой, несбыточной святости в потонувшем Китеже» . Неслучайно и очень показательно, что лирический герой периода 1914-1917 гг. предстает в образе «странника убогого».

В образе лирического героя пророка «Третьего завета» раскрывается исторически сформированная в характере русского человека обусловленность располагать свои идеалы в той или иной крайности и развиваться в метании от одной к другой. Податливость русского характера, способность и потребность увлекаться, свойственные ей «сентиментальные иллюзии», «тяга к индивидуализации» (И. Ильин) стали причиной смены духовных ориентиров в миропонимании лирического героя. В маске нескованного жизненными обстоятельствами дерзающего скитальца и бродяги проявляются подспудно существующие, осознаваемые и ощущаемые деструктивные стихии: Не ищи меня ты в Боге,/Не зови любить и жить…/Я пойду по той дороге/Буйну голову сложить . В попытке создания лирическим героем новой онтологии бытия раскрывается вырвавшаяся из рамок волевой сосредоточенности и самоограничения стихийность русской души, которая приводит человека к отвержению окружающего и отрицанию Истины. Последней стадией этого развития стало богоборчество лирического героя. Важно, что цикл произведений «необиблейского» эпоса и лирики революционных лет 1917-1919 гг. являются «глубоко национальным по духу» . В стремлении лирического героя изменить мир, в нарастании преображенческих идей выражается «русское мессианское сознание и его метаморфозы во время революции» . Здесь воплотилась вера народа в особое духовное и историческое призвание России, где место внешней пассивности восприятия мира занимает преобразовательная активность людей: Плечьми трясем мы небо,/Руками зыбим мрак/И в тощий колос хлеба/Вдыхаем звездный злак . Масштабы чаемых изменений, которыми мыслит лирический герой, расширяемые до уровня вселенной, также раскрывают особенности национального мышления, которое в наиболее важные моменты истории оперирует космическими категориями, не довольствуясь индивидуальными нуждами и потребностями. Сознание лирического героя развивается в рамках православного религиозного мышления: только через очищение (в купели русской революции) возможно обретение новой богооткровенной истины. Лирический герой демонстрирует свойственную русскому человеку способность вмещать в себя все многообразие отношения к миру, при этом обнаруживает неспособность отделить главное от второстепенного, что приводит к обострению проблемы «веры и безверия». Подтверждая размышления Ф.М. Достоевского о способности русского характера ввергаться в «круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения» , лирический герой в своем «паденьи роковом» доходит до кощунства и нигилизма, что позволяет увидеть таящуюся в национальном характере «потребность отрицания всего, самой главной святыни сердца своего,...перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем» : Я иное постиг ученье/Прободающих вечность звезд…/Проклинаю дыхание Китежа/И все лощины его дорог .

«Маленькие поэмы» 1917-1919 гг. отражают эсхатологичность национального мышления. "Апокалиптические взрывы", волнообразно накрывающие Россию, выявляют внутреннюю нацеленность народа не на завоевание лучшего и устранение мешающего, а на возвращение к прежним ценностным ориентирам... обращению к «естественной модели своей культуры» .

Важнейшим моментом для понимания сущности национального характера является вопрос нравственных идеалов и ориентиров русского человека, устойчивость и непоколебимость которых раскрывается в образе лирического героя 1919-1920 годов. Пережив «в бытовых подробностях и мистических прозрениях трагедию русской души» , ощутив бесплодность пережитых надежд и иллюзорность планов, он вновь впадает в крайность: надевает маску поэта-хулигана, который протестует против действительности и бежит от нее. Лирический герой переживает драму «русской крестьянско-христианской души, из которой было грубо вынуто божественное и святое, оскорблен, раздавлен ее освященный быт…» . Образ хулигана не случаен, он «глубоко укоренен в субстанциональной структуре русского национального характера» , в нем сплелись «неизъяснимая душевная неудовлетворенность» (Е. Аничков), сами хулиганские выходки и то лирическое переживание этих пластов, которое ощущает в себе герой.

В маске хулигана-юродивого, он пытается высказать неприятие и отрицание «перевернутой» реальности, в которой живет: Нет, уж лучше мне не смотреть,/Чтобы вдруг не увидеть хужего./Я на эту ржавую мреть/Буду щурить глаза и суживать . Выходом из этого круговорота духовных испытаний стала ориентация на свойственную крестьянскому мироощущению неразрывную связь с сущностью российского бытия, сакральным и профанный его миром.

Следующий этап биографии лирического героя отражает свойственную русскому человеку стремительность дойти «до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда» и с «жаждою самосохранения и покаяния спасти себя самого» . Не случайно, творчество Есенина 1923-1925 годов открывает перед нами преображенный образ лирического героя. В маске «бывшего хулигана», «мечтающего стать певцом новой России», исповедуясь перед «обществом» глубоко и искренне, он раскрывает особенности национального самосознания. Совестливость, сохраненная героем в бурных перипетиях истории, сожаление о содеянном, попытка разобраться в допущенных ошибках сливаются «в типично русские ноты раскаяния» (А. Блок): Был я весь, как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий . Привитое русскому народу христианской культурой понимание жизни как несения своего креста, извилистости этих дорог, где неизбежны «внутренние кризисы, провалы, шатания», сформировало миросозерцание, где самокритика и самоосуждение стали отличительной чертой русской нации. «Нет народа, который до такой бы степени любил бы ругать себя, изобличать себя, смеяться над собой», - писал об этом философ Б. Вышеславцев . Искренность и сердечность, неподдельность, «настоящность» в проявлении своих чувств и задушевность, которые проявляет лирический герой, характеризуют его как «русского человека в полной мере» .

Путь, который проходит лирический герой, от стремления к высоким идеалам через разочарование и духовный кризис к восстановлению и обновление душевного уклада, является закономерным для развития внутреннего мира русского. Православная антропология рассматривает человека как свободную личность, которая или идет к Богу или удаляется от него. Поэтому взлеты и падения духа свойственны каждому верующему. Глубоко укорененное в русском народе «сердечное знание Христа» является той самой силой, идеей, которая в конечном итоге держит народ, определяет вектор его развития: Ты прости, что я в Бога не верую-/Я молюсь ему по ночам./Так мне нужно. И нужно молиться .

Подводя итоги, отметим, что образ лирического героя в творчестве Есенина эволюционирует, тем самым реализуя и развивая доминанты национального характера. Ведущим фактором развития национального характера является православное исповедание христианской веры, которое имеет свои специфические особенности и реализуется в его русском варианте – народном христианстве в разных плоскостях: мировоззренческом комплексе, нравственно-этическом (поведенческом), эстетическом. Лирический герой Есенина выражает созерцательность и софийность народного мироощущения, эсхатологическое и мессианское сознание, соборное мышление, жажду духовного обогащения. Милосердие, совестливость, искренность, стихийность раскрывают национальное своеобразие его характера.

В связи с вышесказанным, эволюция национального характера в поэзии Есенина видится нам следующим образом: от цельного православного вероисповедания через отклонение от нормы (грехопадение) к возвращению к прежним идеалам, но на более высоком уровне их восприятия и осуществления.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: Сб. статей. М.: Республика, 1992. 496 с.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея М.: «Сварог и К», 1997. 540 с.
  3. Вейдле В. Еще о «русской душе» // Современные записки. Париж, 1939. № 68. С. 439.
  4. Воронова О.Е. С. Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. 520 с.
  5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С.115.
  6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб.: Лениздат. 1999. 527 с.
  7. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т 1. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. – М.: Наука: Голос, 1995-2001.
  8. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: Т.2
  9. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: Т.4
  10. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. 367 с.
  11. Лосский Н. О. Характер русского народа. М.: «ДАРЪ», 2005. 336 с.
  12. Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. – Вып. III. М.: Наследие, 1997. 528 с.
  13. Пяткин С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина. Арзамас: АГАПИ, 2007. 367 с.
  14. Русское зарубежье о Есенине: в 2 т. Т.1: Воспоминания/Вступ.ст., сост., коммент. Н.И. Шубникова-Гусева. - М.: «Инкон», 1993. 328 с.
  15. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 590 с.
  16. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея: Сб. статей. М.: Республика, 1992. 496 с.
  17. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская духовная вера по народным стихам. М: Прогресс: Гнозис, 1991. 186 с.
  18. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (Х-ХVII вв.). М.: Моск. рабочий, 1990.269 с.
  19. Флоренский П.А. Православие: Очерки учения православной церкви. Париж, 1989.
  20. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. Париж, 1931. Репринтное издание Париж, 1990.

Сочинение

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина.

Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен.

Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит:

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это — его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души.

Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников:

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами. Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом».

Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни. Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления:

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни.

Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,

Я очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей. Он предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками. Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря: Черная, потом пропахшая выть, Как мне тебя не ласкать, не любить?

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом: Не губить пришли мы в мире, А любить и верить.

МБОУ «СОШ № 7 г. Йошкар-Олы»

11 класс

Учитель: Сорокина А.Э.

Тема: Эволюция лирического героя в творчестве

Сергея Александровича Есенина.

( 1895-1925)

11 класс

Вид занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Использование современной образовательной технологии:

технология проблемного обучения.

Проблемный вопрос : какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

Цели занятия:

    Обучающие:

Познакомить с эволюцией лирического героя в творчестве С.А.Есенина.

    Развивающие: способствовать развитию:

Логического мышления студентов,

Монологической речи,

Вырабатывать навыки анализа текста стихотворения,

Выразительного чтения стихотворений,

Чтения наизусть,

Творческих способностей студентов.

    Воспитательные: способствовать

Воспитанию любви к родине, природе, жизни, гражданской позиции, формированию морально-нравственных ориентиров студентов,

Приобщению к профессии конструктора-модельера.

Требования к студентам:

    Студенты должны иметь представление об

эволюции лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина.

    Студенты должны знать

определение термина «лирический герой стихотворения», план анализа стихотворения.

    Студенты должны уметь

Методы учения:

    Проблемный.

    Частично-поисковый;

    Репродуктивный;

Методы преподавания:

    Побуждающий.

    Объяснительный;

    Стимулирующий;

Междисциплинарные связи:

История. Октябрьская революция 1917 года.

Биология. Эволюция.

Внутридисциплинарные связи:

    Образ лирического героя в стихотворении.

    Анализ текста стихотворного произведения.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература :

Сборники и тексты стихотворений С.А.Есенина.

    Учебно-наглядные пособия :

Слайды компьютерной презентации.

    Технические средства обучения :

Мультимедийный проектор;

Компьютер.

Литература:

Основная:

    Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2010.

    Сергей Есенин. Стихотворения. Поэмы; Сост. А.А.Козловский. - «Правда», 1984.

Ход урока:

    Орг.момент.

Приветствие;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для работы на

Уроке;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

    Изучение нового учебного материала.

    Работа с терминами:

Вспомните из уроков биологии, что означает термин «эволюция». (Развитие.)

Что означает термин «лирический герой стихотворения»? (Образ, под маской которого скрывается поэт.)

    Постановка цели урока, формулировка проблемного вопроса.

Итак, наша с вами задача – пронаблюдать за тем, как менялся образ главного героя на протяжении всего творческого пути Сергея Александровича Есенина. В конце сегодняшнего занятия вы должны ответить на такой вопрос: какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

    Оформление записей в тетради (число, вид работы, тема урока).

    Работа с портретом.

Взгляните на портрет С.А.Есенина. Каким он вам представляется?

(Красивый, взгляд открытый, выразительный, творческая личность, все детали внешности (аксессуары) продуманы до мелочей.)

Сергей Есенин с тростью. Фото – 1919 год.

Перечислим яркие факты из жизни поэта.

(Доклад студентки)

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанском селе Константиново. Поэт происходил из крестьянской семьи. Отец - Александр Никитич Есенин (работал в мясной лавке в Москве), мать - Татьяна Фёдоровна Титова. Мать была выдана замуж поневоле, когда Серёже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных стихов, песен, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.

В Константинове Есенин с отличием окончил местное земское училище, после чего продолжил обучение в церковно-учительской школе городка Спас-Клепики. Есенин обучался на учителя грамоты, однако эта профессия его не привлекала, и в 1912 году он уехал вместе с отцом на заработки в Москву.

В Москве он сначала работал в мясной лавке, затем – в книжном магазине.

В 1913 году поступил на историко-философский факультет университета имени А.Шанявского. Проучился там полтора года, одновременно с этим работал в типографии И.Д.Сытина и общался со многими известными поэтами.

С.А.Есенин. 1913 год

(Доклад студентки)

Стихи Есенин начал писать в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы. С 1912 года сотрудничал с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников.

Сергей Есенин. 1914 год

В 1915 году Есенин осознал, что литературная жизнь проходит в основном в столице, поэтому переехал в Петроград, где очень скоро стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочёл ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился.

Сергей Есенин с Н.А.Клюевым. Осень 1916 г.

1 февраля 1916 года выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.

Сергей Есенин у берёзы. Фото 1918 года.

В период I мировой войны Есенину удалось избежать отправки в действующую армию: его пристроили санитаром в Царскосельский лазарет, который патронировала сама императрица.

Природа России, несомненно, нашла прямое отражение в творчестве Есенина. Убедимся в этом, послушав стихотворение «Берёза».

1) О чём говорится в стихотворении?

(Описывается белая берёза зимой.)

(Радость, нежность, любовь ко всему живому: к берёзе, снегу, зиме).

(Романтичный юноша, безмерно любящий природу.)

Стихотворение «Берёза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

1913

Итак, лирический герой раннего творчества Есенина – романтичный юноша, безгранично любящий природу, Родину.

Стихотворение «Поёт зима, аукает».

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в данном стихотворении?

(Описывается природа зимой.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения?

(Нежность радость, упоение, любовь, жалость к беззащитным существам.)

3) Каким вам представляется образ лирического героя?

(Романтичный юноша, любящий природу и Родину.)

Тема Родины занимает одно из главных мест в творчестве Есенина: любовью к России, болью за её дальнейшую судьбу проникнута каждая строчка стихотворения поэта. Подтверждением этого являются уже ранние стихи, в частности стихотворение «Гой ты Русь, моя родная!»

Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

(О Руси.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя данного стихотворения?

(Любовь, преданность, нежность, радость, наслаждение, упоение.)

3) Опишите образ лирического героя, под маской которого скрывается поэт.

Итак, каков образ лирического героя ранней поры в лирике Есенина?

(Романтичный юноша, безмерно любящий Родину.)

Стихотворение «Сторона ль моя, сторонка».

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...


Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в строчках данного стихотворения?

(Описывается деревня.)

2) Какой представляется Родина поэту? Найдите примеры из текста.

3) Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, отчаяние, боль за будущее России.)

4) Каков образ лирического героя?

(Когда-то беспечный, романтичный юноша начинает задумываться о будущем Родины: оно его страшит из-за разрухи.)

Печалью и отчаянием из-за опустошения и исчезновения деревенского быта проникнуты строчки стихотворения «Край ты мой заброшенный».

Стихотворение «Край ты мой заброшенный».

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

1914

Стихотворение «Топи да болота».

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

1914

Вопросы для анализа стихотворения:

1) Какой представляется Родина поэту?

(Заброшенной, забытой богом страной.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя в строчках данного стихотворения?

(Грусть, отчаяние, тоска, безнадёжность, безысходность.)

3) Опишите образ лирического героя данного стихотворения.

(Произошла смена характера лирического героя: нет былого романтизма, беспечности, поэт всерьёз задумался о будущем России, она воспринимается забытой, заброшенной богом страной.)

Предреволюционная обстановка не оставила Есенина равнодушным. В революции поэт видел силу, которая возродит деревню, село, а значит, и Россию, деревенский быт – крестьянский рай. Эта восторженная уверенность звучит в поэме «Инония» и стихотворении «О, Русь, взмахни крылами».

Конечно, в действительности ни о каком возрождении деревни в результате Октябрьской революции 1917 года не могло быть и речи. Поэт всё больше убеждался в жестокости, антигуманности мер, к которым прибегали большевики, и осознание этого факта всё более удручало и ужасало поэта. Осознание несбыточности мечты о возрождении крестьянской Родины всё больше привносит в лирику Есенина пессимистический настрой. Отчаянием, разочарованностью, унынием, безысходностью проникнуты строчки стихотворения «Я последний поэт деревни» и цикл «Москва кабацкая».

Петроград. 1917 год.

Давайте убедимся в сказанном, прочитав стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Задания для анализа стихотворения:

1) Определите душевное состояние лирического героя. Какие чувства его переполняют?

(Отчаяние, разочарованность, безысходность.)

2) Определите образ лирического героя в строчках данного стихотворения.

(Скандалист, разуверившийся, отчаянный хулиган.)

Стихотворение «Я обманывать себя не стану».

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский, озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою лёгкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

1922

Итак, лирический герой стихотворений Есенина послереволюционного периода хулиган, скандалист, шарлатан.

Увлечение творчеством Омара Хайяма, пережитое в период пребывания в Баку, Тифлисе и Ташкенте нашло отражение в цикле стихов «Персидские мотивы». Прочитаем одно из ярких стихотворений «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

Вопросы для анализа стихотворения:

1) О ком говорится в стихотворении?

(О персиянке-красавице.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя и почему?

(Грусть по Родине, лирический герой живёт воспоминаниями о первой любви.)

3) Опишите образ лирического героя.

(Отчаянный, разочарованный, умудрённый опытом молодой человек.)

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Роковую роль в жизни С.Есенина сыграла американская танцовщица Айседора Дункан, с которой поэт познакомился осенью 1921 года в период злой тоски и растерянности. Чтобы духовно поддержать поэта, избавить от уныния, отчаяния и безысходности, Айседора Дункан решила показать ему мир. В течение полутора лет поэт вместе с Айседорой посетил Европу и Северную Америку.

На пароходе « Paris ». 1 октября 1922 года.

Однако по возвращении в Россию Есенин приходит к выводу, что не приемлет тех перемен, которые произошли в нашей стране в период его отсутствия: поэт не принимает Советскую власть (хотя надевает на себя маску «попутчика»), будущее Родины Есенина пугает. Это отразилось в стихотворениях «Русь Советская», «Русь уходящая», «Русь бесприютная».

Наиболее явственно эволюция мировоззрения лирического героя в творчестве Есенина отразилась в автобиографическом стихотворении «Мой путь». Прочитаем его.

Стихотворение «Мой путь».

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот...
И бабка что-то грустное,
Степное пела,

Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств

Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
..............

Года текли.
Года меняют лица -
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский -
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только......
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия... Царщина...
Тоска...
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим -
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы -

И к розам...
Но этот хлеб,
Что жрете вы,-
Ведь мы его того-с...
Навозом...
...........
Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная... А груди...
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет...
И без меня ей
Горечи немало -

Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,-
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

<1925>

(Актуализация знаний студентов:

проверка плана стихотворения с целью определения эволюции лирического героя).

Эволюция лирического героя:

Беспечный, романтичный юноша;

Умудрённый опытом юноша, который грустит из-за разрухи в деревне;

Отчаянный хулиган, скандалист, разочаровавшийся в жизни.

Итак, в более зрелом возрасте Есенин – разочаровавшийся в жизни поэт. Этот пафос отразился в стихотворении «Письмо к женщине».

Стихотворение «Письмо к женщине».

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

1924

Отчаяние, грусть, безысходность, разочарование в жизни, прощание с юностью звучат в строчках стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

1921

Стихотворение «Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

1924

Задание по тексту:

найдите слова в стихотворении, подтверждающие разочарованность и потерю смысла в жизни, отчаяние лирического героя.

Стихотворение «Клён ты мой опавший».

,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Итак, определите образ лирического героя последних лет жизни.

(Отчаянный, разочарованный, потерявший смысл в жизни скандалист.)

Убедимся в этом послушав следующие стихотворения:

Стихотворение «Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

1925

Задание по тексту:

1.О чём размышляет лирический герой в данном стихотворении?

(О жизни, вспоминает девушку, с которой когда встречался и которую до сих пор любит.)

2. Какие чувства переполняют лирического героя?

(Грусть, печаль, тоска, ощущение вины, одиночество.)

3. Охарактеризуйте образ лирического героя данного стихотворения.

(Умудрённый опытом, разочаровавшийся человек.)

Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Судьба распорядилась так, что поэту не суждено было прожить долго: ему было лишь 30 лет, когда его жизнь прервалась, но его жизнь была яркой вспышкой, которая оставила яркий след в душах целого поколения. И сейчас Сергей Александрович Есенин – самый читаемый поэт.

Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер».
Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью.

Сергей Есенин. 1925 год.

Последнее стихотворение Есенина, написанное кровью.

Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

1925›

В заключении посмотрим видеоролик о жизни и творчестве Сергея Есенина .

Самостоятельная работа студентов: задание: прочитать самостоятельно несколько стихотворений, выбрать наиболее понравившееся.

    Выводы по уроку:

    Выводы