Времена года

Когда основан первый университет в европе. Первые университеты в западной европе. Традиции средневековых университетов

Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.

Первый университет в России

Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.

Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.

Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.

История МГУ

Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.

Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.

Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.

Значительные перемены в произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.

Современность Московского Университета

История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.

В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.

Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.

Казанский и другие университеты

Был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.

В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.

Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.

До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.

Дерптский университет в XX веке

После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.

Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.

После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.

Современный Дерптский университет

После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.

Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе "Эразмус".


Высокоученые средневековые мудрецы, такие, как Альберт Великий или Фома Аквинский, читали свои лекции студентам университетов. Но сами университеты тогда были еще внове - они стали возникать в Западной Европе только в XII-XIII вв.

«Семь свободных искусств»

В монастырских и церковных школах раннего средневековья изучали прежде всего «семь свободных искусств». Это набор учебных дисциплин, сложившийся еще на закате Римской империи. «Семь свободных искусств» делились на две группы предметов: тривиум (можно перевести с латыни приблизительно как «троепутье» и квадривиум - «четверопутье»).

Ученик должен был сначала освоить тривиум, т. е. грамматику, диалектику и риторику. Грамматика прежде всего давала познания в чтении латыни: ученики зубрили алфавит, затем учили части речи и знакомились с некоторыми (не слишком многочисленными) сочинениями латинских авторов. Диалектикой называли дисциплину, подобную современной логике. Здесь ученики (школяры) учились строить доказательства и вести ученый спор - диспут. Риторика учила искусству стихосложения, составлению сочинений, знакомила с основами ораторского мастерства, начатками права.

Тривиум был подготовкой к более сложному квадривиуму. Он начинался с арифметики и геометрии, а продолжался музыкой и астрономией. Эти предметы не похожи на современные учебные дисциплины с теми же названиями. Так, астрономия включала в себя немало сведений из астрологии, очень популярной в средние века (астрология пыталась проследить влияние планет и звезд на судьбы людей). Музыка была сложным теоретическим предметом о соотношениях различных интервалов и длительностей и напоминала скорее область математики, чем обычное музицирование.

На квадривиуме обучение, как правило, заканчивалось, и лишь немногие, жаждавшие больших знаний, отправлялись учиться дальше в школы Парижа, Салерно или Болоньи, о которых уже говорилось.

Первые университеты

Именно в Болонье и Париже в XII в. возникли первые университеты, дававшие по тем временам блестящее образование. В XIII-XV вв. университетами «обзавелись» почти все страны Европы. Их основывали епископы и папы, короли и императоры, князья и города. Старейшими университетами в Англии были Оксфорд и Кембридж. (Известно, что Кембриджский университет начинался с обыкновенного сарая, в котором четыре учителя из Франции открыли свою школу.) В Италии помимо Болоньи славился Неаполитанский университет, основанный императором Фридрихом II. В христианской Испании самым большим почетом пользовался университет в Саламанке. В Священной Римской империи первые университеты появились в Чехии - в Праге (1348), затем в Австрии - в Вене (1365) и уж после этого собственно в Германии - в Гейдельберге, Кёльне и Эрфурте. Первый польский университет возник в Кракове в 1364 г.

Сообщество магистров и школяров

Слово «университет» происходит от латинского «университас» - общность. Университет - это сообщество учителей и учащихся. Оно во многом напоминало ремесленный цех. Подобно тому как во главе цеха стояли мастера, университет возглавляли учителя - магистры. Университет получал от своих основателей разные привилегии и потом свято берег и отстаивал их. Пользуясь большой самостоятельностью, университет часто был неподвластен местным властям. И если с ними вдруг возникали серьезные разногласия, то и магистры и школяры в знак протеста уходили в другое место. Обычно спустя некоторое время их с извинениями просили вернуться назад: ведь свой университет - честь для любого города.

На лекции известных преподавателей собирались школяры со всех концов Европы. В Париже иногда было до 30 тыс. студентов одновременно. Вся жизнь студентов определялась землячествами - сообществами школяров одного происхождения. Везучим студентам удавалось устроиться в коллегии - подобие современных общежитий. Название одной из древнейших парижских коллегий - Сорбонны перешло со временем на весь парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям - колледжам (в Англии) и коллежам (во Франции).

Преподавание велось по факультетам, во главе каждого из которых стоял декан, а во главе всего «сообщества» - выборный ректор или назначенный властями канцлер. В Парижском университете было четыре факультета: один низший - подготовительный и три высших. На низшем изучались «семь свободных искусств». Искусства по-латыни - «артес», поэтому факультет часто называли артистическим, а его студентов - артистами. Конечно, эти артисты не имели никакого отношения к театру. Проучившись несколько лет на факультете искусств, школяр мог рискнуть сдать экзамен на первую ученую степень - бакалавра. Бакалавр чем-то напоминал подмастерье в ремесленном цехе: он продолжал учиться, но понемногу уже начинал и сам преподавать. Бакалавр, полностью закончивший обучение на артистическом факультете, мог сдавать более сложный экзамен - на звание магистра свободных искусств. Только магистрам свободных искусств разрешалось стать студентами на одном из трех высших факультетов: богословском (самом знаменитом в Париже), юридическом или медицинском. На каждом из них также можно было сначала стать бакалавром, а в случае успешного завершения образования получить высшую степень доктора. Доктор богословия, доктор обоих прав (канонического, т. е. церковного, и гражданского) и доктор медицины были самыми авторитетными людьми в ученом мире средневековой Европы.

Школяры. Ваганты

Жизнь университета была богата пышными церемониями, торжественными диспутами между учеными мужами, красочными процессиями по праздничным дням.

Шумные пирушки буйных ватаг школяров тоже были характерной чертой средневековых университетов. Среди студентов, особенно на старших факультетах, хватало солидных самостоятельных людей. Но большинство «артистов» - это молодежь, к тому же далеко не всегда хорошо обеспеченная. Многие из них, как могли, подрабатывали, но чаще всего выпрашивали милостыню, а то и грабили по ночам мирных обывателей. Случались кровавые стычки между студентами и горожанами. Поводом одной из самых серьезных послужило то, что школяры «нашли вино в трактире превосходным, но счет, предъявленный им за выпитое вино, слишком высоким».

Как правило, все школяры - и драчуны, и тихони - очень любили свой университет, который называли «ласковой матерью» (по-латыни - «альма матер»). До сих пор студенты всего мира поют свой гимн, сложенный средневековыми школярами. Он начинается со слов: «Так давайте радоваться!» (по-латыни - «Гаудеамус игитур!»).

Многие школяры переходили из города в город, чтобы слушать лекции разных знаменитостей. Жажда знаний гнала их из Сала-манки в Париж, из Парижа в Неаполь, из Неаполя в Оксфорд... С парой книг и краюхой хлеба в котомке они брели по дорогам Европы. Таких студентов-странников называли ваганты (по-латыни - «бродящие»). Кто-то из вагантов добивался в конце концов высших ученых званий, но сколько было среди них неудачников, так никогда и не ставших даже бакалаврами!

Многие из полузнаек-вагантов оказались прекрасными поэтами. До нас дошло немало студенческих песенок и стишков тех времен, когда на парижской кафедре читая лекции Фома Аквинский. Среди этих произведений есть и лирика, и злая сатира, и даже не вполне приличные вирши. Но в остроумии и одаренности их авторам, часто безымянным, отказать нельзя.

Из постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215)

Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг.

Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменатором. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком.

Когда кто-нибудь подготовился к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа...

Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике... Никто не должен читать по книгам Аристотеля «Метафизика» и по философии природы или читать «Суммы...» по этим книгам...

Никто не должен устраивать пирушек... на собраниях магистров и диспутах мальчиков и юношей. Но каждый может приглашать к себе друзей и сотоварищей, так чтобы их не было очень много. Подношения одежды или других вещей, как это повелось, или даже больше, мы всячески поощряем, особенно в отношении бедных.

Никто из магистров, обучающих свободным искусствам, не должен иметь больше одной мантии черного цвета и спускающейся до пят... Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками...

Если умрет магистр искусств или богословия, все магистры должны бодрствовать всю ночь. Каждый из них сам лично читает Псалтирь или обеспечивает другим способом ее чтение. Каждый должен присутствовать в церкви, где до полуночи или большую часть ночи идет служба, если только этому не помешает серьезная причина. В день погребения не должно быть лекций и диспутов...

Каждый магистр должен иметь право суда в отношении своих учеников...

Никто не получает разрешения учить от канцлера или другого лица за деньги, или путем обещания, или путем какого-либо другого соглашения...

В отношении богословов мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать богословию, если он не достиг тридцати пяти лет, не обучался в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг...

Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

Из стихов вагантов Нищий студент Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Не для суетной тщеты, не для развлеченья - из-за горькой нищеты бросил я ученье. На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса. К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает. Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану. А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб Господь тебе в раю подыскал местечко. * * * Я с тобой, ты со мной, жизнью станем жить одной. Заперта в моем ты сердце, потерял я ключ от дверцы, так что помни: хошь не хошь, а на волю не уйдешь! * * * Без возлюбленной бутылки тяжесть чувствую в затылке. Без любезного винца я тоскливей мертвеца. Но когда я пьян мертвецки, веселюсь по-молодецки и, горланя во хмелю, Бога истово хвалю! Доброе старое время Вершина знаний, мысли цвет - Таким был университет. А нынче, волею судеб, он превращается в вертеп. Гуляют, бражничают, жрут, книг сроду в руки не берут, для шалопая-школяра ученье - вроде бы игра. В былые дни такой пострел всю жизнь над книжками потел, И обучался он - учти - до девяноста лет почти. Ну, а теперь, за десять лет кончают университет и в жизнь выходят потому, не научившись ничему! При этом наглости у них хватает поучать других. Нет! Прочь гоните от дверей таких слепых поводырей. Неоперившихся птенцов пускают наставлять юнцов! Барашек, мантию надев, решил, что он ученый лев!... Ужель блаженный Августин погряз в гнуснейшей из трясин? Неужто мудрость всех веков свелась к распутству кабаков?! То гордый дух былых времен распят, осмеян, искажен. Здесь бредни мудростью слывут, а мудрость глупостью зовут! С каких же, объясните, пор, ученье - блажь, прилежность - вздор Но если названное - тлен, что вы предложите взамен? Эх, молодые господа, побойтесь Страшного суда! Прощенья станете просить - да кто захочет вас простить?! 
  • Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?

§ 18.1. Средневековые университеты

Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.

    В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.

Студенты на лекции. Рельеф XIV в. Болонья

Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.

    Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.

Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства - «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни - языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

    Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).

Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI – начале XII вв. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме – и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Университеты учреждались и светской властью. Рождение и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся и соглашалась оплачивать труд профессора лишь при наличии такого минимума.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И, тем не менее, университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели мужчины разных возрастов и сословий из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты , голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город.

Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. В Болонском – и того больше – 17. Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы ) и факультетов (деканы ) сообща выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некоторых университетах, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Первоначально фактическая власть в университете принадлежала нациям. Затем положение изменяется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарей, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание мастера, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Когда юноша 13–14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед остепененными членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра , доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – преподаванием канонического права, Орлеанский – преподаванием гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) – медицины, университеты Испании отличались преподаванием математики и естественных наук, университеты Италии – преподаванием римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали, переводили и комментировали эти выдержки. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник – бакалавр – вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, нередко прерывали оратора свистом и криками.

Университеты постепенно отторгали схоластику, вырождавшуюся в "науку пустых слов". К XIV в. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. Научными штудиями схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: "Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им, духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения.

В каком году был открыт первый университет, Вы узнаете из этой статьи.

Где был открыт первый университет?

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Первые университеты были открыты именно с этой целью. Учебные заведения имеют долгую историю.

Старейшие университеты Европи:

  1. итальянский Болонский университет, открытый в 1088 году,
  2. английский Оксфордский университет, открытый в 1100 году (на фото),
  3. английский Кембриджский университет, открытый в 1200 году,
  4. французский Монпельеский университет, открытый в 1220 году.
  5. германский Хайдельбергский университет, открытый в 1386 году,
  6. американский Гарвардский университет, открытый в 1636 году,
  7. японский Рюгеский университет, открытый в 1639 году
  8. Токийский университет, открытый в 1877 году.

Но первый университет в мире был основан в 372 году в государстве Когуре . Он носил название «Тхэхак» или «Кендан». В 992 году был открыт государственный вуз «Кугчжагам», в котором обучали ученых и феодальных чиновников. Сегодня он известен как университет легкой промышленности.

Когда открыли первый университет в Европе?

В Константинополе в 425 году открыли первое высшее учебное заведение. Но статус первого университета он получил в 848 году.

Также интересный факт, что в 859 году в Марокко основали университет Аль-Караун, который непрерывно действует с этого года и до сегодня.

Когда открыли первый университет в России?

Первый университет в России был открыт 12 января 1755 года по Указу императрицы Елизаветы . Он назывался Московский университет. Интересно, что его открыли в день святой Татьяны, поэтому современные студенты считают ее своей покровительницей и отмечают этот день как день студента. Для университета выделили здание Аптекарского дома, которое расположилось около Красной площади рядом с Воскресенскими воротами. Основателем Московского университета является известный ученый