Времена года

Общая характеристика ощущений физиологические основы. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений. Анализатор состоит из трех отделов

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился и, в том числе, способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления. Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений.

Значение ощущений:

  1. ощущения позволяют человеку ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.
  2. ощущения дают материал для других более сложных психических процессов (например, глухие люди никогда не смогут постигнуть звуки человеческого голоса, слепые – цвета);
  3. особенно развитые ощущения являются условием успешности человека в той или иной профессии (например, дегустатор, художник, музыкант и др.);
  4. лишение человека ощущений приводит к сенсорной депривации (сенсорному голоду – недостатку впечатлений), который может возникать как в естественных, так и в лабораторных условиях. (по Ли, сенсорная депривация – основное условие творчества, так как 95% энергии, тратившейся на преодоление гравитации идёт на творческий потенциал);
  5. существует возможность влияния на состояние человека через ощущения (шум прибоя, пение птиц, ароматерапия, музыка).

Ощущение (лат. sensus – восприятие) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент .

Ощущение не даёт человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твёрдый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Причём некоторые животные (например, орлы) обладают значительно более острым зрением, чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьёв различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея различает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса.

Ощущения одновременно и объективны и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражён реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

Строение анализаторов:

Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии).

Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определённого свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи и т.д.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1. Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приёма информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор – специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2. Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в ЦНС. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передаётся к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3. Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет своё «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определённой чувствительности (сенсорной модальности).

Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы определённого вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворённых в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения Российской федерации

Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПДО

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

Учебное пособие для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов

Ярославль

УДК 15

Васильева Л.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, кандидат психологических наук, Мисиюк Ю.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, Одинцова О.Ю., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии.

Рецензент:

Барабошин Александр Тимофеевич, заведующий курсом кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение). Ярославль, Ярославская государственная медицинская академия, 2013, 60 с.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение в реальной жизни неразделимы и неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Учебное пособие раскрывает понятие, свойства, виды и основные характеристики познавательных психических процессов, их развитие в онтогенезе.

Адресовано студентам 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.



Разрешено в печать Центрально-координационным методическим советом (протокол № 7 от 18.06.2013).

© Васильева Л.Н., Мисиюк Ю.В., Одинцова О.Ю.

© Ярославская государственная медицинская академия, 2013.

ВВЕДЕНИЕ 4 с.
§ 1. ОЩУЩЕНИЯ 7 с.
1.1. Физиологические основы ощущений 8 с.
1.2. Классификация ощущений 8 с.
1.3. Свойства ощущений 9 с.
1.4. Феномены ощущений 11 с.
1.5. Развитие ощущений в онтогенезе 14 с.
§ 2. ВОСПРИЯТИЕ 15 с.
2.1. Физиологические основы восприятия 16 с.
2.2. Классификация восприятия 16 с.
2.3. Свойства восприятия 20 с.
2.4. Феномены восприятия 22 с.
2.5. Развитие восприятия в онтогенезе 22 с.
§ 3. ВНИМАНИЕ 23 с.
3.1. Физиологические основы внимания 24 с.
3.2. Классификация видов внимания 25 с.
3.3. Свойства внимания 25 с.
3.4. Рассеянность внимания 27 с.
3.5. Развитие внимания в онтогенезе 27 с.
§ 4. ПАМЯТЬ 29 с.
4.1. Классификация видов памяти 30 с.
4.2. Основные характеристики памяти 32 с.
4.3. Факторы, влияющие на запоминание 33 с.
4.4. Основные законы памяти 34 с.
4.5. Развитие памяти в онтогенезе 35 с.
§ 5. МЫШЛЕНИЕ 36 с.
5.1.Операции и формы мышления 37 с.
5.2. Виды мышления 39 с.
5.3. Индивидуальные особенности мышления 40 с.
5.4. Диагностическое мышление врача 42 с.
5.5. Речь и язык 43 с.
5.6. Современные представления о структуре интеллекта 45 с.
§ 6. ВООБРАЖЕНИЕ 47 с.
6.1. Физиологические основы воображения 47 с.
6.2. Виды воображения 48 с.
6.3. Функции воображения 50 с.
6.4. Воображение и творчество 51 с.
6.5. Индивидуальные особенности воображения 53 с.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 55 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 с.

ВВЕДЕНИЕ

Небывалый рост науки и техники, усложнение профессиональной деятельности усилили зависимость успеха специалиста в работе от профессионализации его познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти, мышления. Причиной неправильных действий врача-специалиста может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления и т. п. Профессиональная подготовленность специалиста формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи.

Направленность развития ощущений, восприятий и внимания у студентов должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним будущая профессия. Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно-значимой деятельности. Будущему врачу нужны равномерно развитые основные свойства внимания. Он не сможет правильно поставить диагноз, провести лечение, не будучи внимательным к объективным и субъективным показателям заболевания, к состоянию и личности больного. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысливания ситуаций будущей работы (выделение в этих ситуациях главного и второстепенного). Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях.

Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. Во врачебной профессии оно особенно важно. Одной из основных функций воображения является проникновение во внутренний мир другого человека, что составляет основу такого профессионально важного качества врача как эмпатия (сопереживание). Воображение не является врожденным и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется.

Врачебная профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Для формирования профессионального клинического мышления у студентов надо, прежде всего, вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы. Но это вооружение должно быть особенным: простого запоминания понятий и знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений.

Формирование мышления включает в себя умение сравнивать, анализировать, осуществлять операции синтеза, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации, широко мобилизовать знания, избегать шаблона, творчески учитывать конкретные данные. Формировать мышление – значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной врачебной деятельности.

Развитие самостоятельного мышления – одна из важнейших задач высшей школы. При решении ее необходимо учитывать разнообразное проявление самостоятельного мышления человека, в частности не только умение решать какие-то новые проблемы, но и способность увидеть эти проблемы самостоятельно. Неумение видеть проблемы - это результат формализма в усвоении учебной информации, состоящем в том, что студент лишь запоминает конкретное содержание проблемы различных наук, но не видит, в чём они состоят. Если же решается проблема, обнаруженная самим студентом, то это сопряжено с высоким уровнем умственной активности, получение знаний идет творческим путем и обеспечивает более высокое их качество.

Профессиональное развитие речи помогает студенту овладевать знаниями, совершенствовать свое мышление, память и другие качества. Специалист без достаточно высокого уровня профессиональной речи не сможет успешно выполнять свои обязанности. Очень важно, чтобы студенты расширяли свой общий и профессиональный словарь, вырабатывали умения и навыки свободного и правильного владения профессиональным языком, учились кратко, четко и логично излагать свои мысли на занятиях, развивали навыки быстрого чтения.

Выбор человеком одного из многих решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира, т.е. его знаниями и представлениями о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и структуру и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент времени воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее. Психические процессы, с помощью которых формируются представления об окружающем мире, а также о самом организме и его внутренней среде, называются познавательными психическими процессами.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостной картины можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) таким образом является условным. В то же время в основе этого разделения лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа.

Рассмотрим более подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

ОЩУЩЕНИЯ

Простейшим познавательным процессом является ощущение, которое представляет собой некий первоисточник завершенного образа мира. В ходе практической деятельности человек одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление; они теснейшим образом переплетаются. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ. При этом ощущение как отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, восприятие как целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений, и представление как чувственно-наглядный образ предмета традиционно относят к формам чувственного познания.

Ощущение это психический познавательный процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда органы чувств полностью лишают внешнего воздействия. Как показали эксперименты, если поместить человека в среду, изолированную от любых ощущений, психика перестает нормально функционировать. Подобные результаты наблюдал в 1950-е гг. Джон Лилль, ученый-нейробиолог, разработавший барокамеру. Она имела вид темного звуконепроницаемого резервуара, изолированного от звуков, света и запахов. Резервуар заполнялся раствором высокой плотности, температура которого соответствовала температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывал как бы в невесомости. Однако испытуемый довольно скоро просил закончить эксперимент по причине возникновения галлюцинаций, нарушений мышления, искаженного восприятия времени, пространства, своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, то есть при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться. Таким образом, для нормальной жизнедеятельности человека ощущения необходимы. Они являются основным источником знаний о внешнем мире. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма человека с помощью рецепторов, расположенных в его теле.

Физиологические основы ощущений

Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств (например, звуковые волны, фотоны света, температура и пр.), называются раздражителями . Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) Периферического отдела , называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2)Афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры;

3) Центрального отдела анализатора – это отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.

Ощущения человека – это продукт исторического развития, качественно отличающиеся от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. Человек способен ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов. Это связано с тем, что у человека в процессе исторического развития сформировался несравненно более широкий круг потребностей.

Классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений:

1. По основным модальностям выделяют :

- обоняние;

- вкус;

- осязание

- зрение;

- слух.

2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

3. Генетическая классификация Х. Хеда позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);

- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).

2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии . Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них.

4. Пространственная локализация раздражителяпозволяет локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя ,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едваз аметное различие ощущений, называется порогом различения ,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Феномены ощущений

1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»), и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации , так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация . Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):

На основе устойчивых изменений, происходящих в организме;

На основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).

Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем, или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.

Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.

Многообразие окружающего мира в определенной степени становится доступной для нас благодаря разнообразию наших ощущений.

Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном влиянии раздражителей на соответствующие анализаторные системы.

Ощущение, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной области психологии, что называется психофізикою . Она возникла во второй половине XIX века, и ее название связано с главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, - с вопросом о зависимость между ощущениями и физическими характеристиками стимулов, влияющих на органы чувств.

Эволюционно ощущения возникли на базе раздражений , которые присущи живой материи, которая избирательно реагирует изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды. Элементарная ответ на раздражение оказывается в самых простейших одноклеточных живых организмов, которые на влияние среды реагируют движением. Раздражение, или возбудимость органов чувств, является важнейшей предпосылкой отображения организмом объективных свойств окружающей среды, что и составляет сущность процессов чувственности. Согласно гипотезе О. М. Леонть"єва, чувственность «является генетически не что иное, как раздражение по отношению к такого рода воздействия среды, что соотносят организм в других воздействий, т.е. ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию». Благодаря чувственности признаки предметов (запахи, форма, цвет), сами по себе безразличны (в том смысле, что ими нельзя удовлетворить органические потребности), приобретают сигнального значения. Чем более развитые органы чувств, тем больше возможностей отражать влияние внешней среды. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Специализация органов чувств к отображения того или иного вида энергии, определенных свойств предметов или явлений действительности - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды. Адекватное отражение реальности на сенсорно-перцептивному уровне необходимо с эволюционно-исторической точки зрения, потому что является предпосылкой выживания.

Физиологической основой ощущения нервный процесс, который возникает при воздействии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точна, потому что анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.

Ощущение носит рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает аналізаторна система. Анализатор - нервный аппарат, который осуществляет функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатору И ввел. П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферийное отдел - рецептор , что превращает определенный вид энергии в нервный процесс;

2) афферентные (центростремительные) пути, что передают возбуждение, которое возникло в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы с расположенных выше центров передаются в низших уровней;

3) подкорковые и пробковые проективные зоны , где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.

Исторически так сложилось, что те анализаторные системы, рецепторная часть которых (представлена с точки зрения анатомического) существует в виде отдельных внешних органов (нос, ухо, и т.д.), называют органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус выделены еще Аристотелем. В действительности разновидностей ощущений значительно больше. Значительная часть физических воздействий приобретает прямого жизненного значения для живых существ, или просто ими не воспринимается. Для некоторых воздействий, которые встречаются на Земле в чистом виде и в количестве, угрожающей жизни человека, у нее просто нет соответствующих органов чувств. Таким раздражителем является, например, радиация. Человеку не дано также сознательно воспринимать, отражать в форме ощущений ультразвуки, световые лучи, длина волн которых выходит за пределы допустимого диапазона.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга = анализатор + эффектор. Ефектором есть моторная орган (определенный мышца), к которому поступает нервный импульс с центральной нервной системы (мозга). Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентирование сложного организма в окружающей среде, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Для возникновения чувства недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующем влияния материального раздражителя, еще необходима некоторая работа самого организма. Оптимизация процесса ощущение осуществляется за счет перцептивного регулирования. Органы чувств тесно связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации.

В первом случае (И) в качестве эффектора выступает мышечный аппарат. Во втором случае (II) сам орган ощущения может быть то рецептором, то ефектором.

Ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение рецептора само по себе не может однозначно определить адекватного образа ощущения и восприятия без мышечной коррекции (поскольку неизбежны ошибки требуют обратной связи). При получении сенсорного образа этот обратная связь присутствует всегда, поэтому есть основания говорить не о рефлекторную дугу, а о замкнутый рефлекторное кольцо .

Коррекция чувственного образа происходит с помощью перцептивных действий , в которых образ объекта сопоставляется с реально-практическими особенностями этого объекта. К эффекторных компонентов этих действий относят движения руки, что ощупывает предмет, движения глаза, что отслеживают видимый контур, движения гортани, воспроизводящие услышанный звук, и другие. Во всех этих случаях создается копия, сравнима с оригиналом, и сигналы разветвления, поступая в нервную систему, могут выполнить корректирующую функцию по отношению к образу, следовательно, к практическим действиям. Таким образом, перцептивная действие представляет собой своеобразную модель, саморегулирующуюся что управляет механизмом обратной связи и подстраивается к особенностей исследуемого объекта.

Как известно, реализация личностного потенциала осуществляется в процессе жизнедеятельности. Она, в свою очередь, возможна за счет познания человеком окружающих условий. Обеспечение взаимодействия индивида с внешним миром обуславливается установками и мотивами. Между тем любое психическое явление представляет собой отражение реальности и является звеном системы регуляции. Определяющим элементом при функционировании последней выступает ощущение. Понятие, физиологическая основа чувств, в свою очередь, связаны с мышлением и логическим познанием. Существенную роль при этом играют слова и язык в целом, которые реализуют функцию обобщения.

Обратная зависимость

Физиологические основы ощущения, кратко говоря, являются базой, на которой формируется чувственный опыт человека. Его данные, представления памяти обуславливают логическое мышление. Все, что составляет физиологическую основу ощущений , выступает в качестве связующего звена между человеком и окружающим миром. Чувства позволяют познавать мир. Рассмотрим далее, как характеризуется физиологическая основа ощущений в психологии (кратко ).

Сенсорная организация

Она представляет собой уровень развития определенных систем чувствительности, возможность их объединения. Сенсорными структурами называют Они выступают как . Сенсорные структуры можно назвать приемниками. Ощущения поступают в них и преобразуются в восприятие. Любой приемник обладает определенной чувствительностью. Если обратиться к представителям фауны, можно отметить, что у них физиологической основой ощущений является деятельность определенного вида сенсоров. Это, в свою очередь, выступает как родовой признак животных. К примеру, летучие мыши чувствительны к коротким ультразвуковым импульсам, собаки имеют великолепный нюх. Если затрагивать физиологические основы ощущений и восприятия человека, то следует сказать, что сенсорная система существует с первых дней жизни. Однако развитие ее будет зависеть от усилий и желания индивида.

Понятие об ощущении: физиологические основы понятия (кратко)

Прежде чем рассматривать механизм функционирования элементов сенсорной системы, следует определиться с терминологией. Ощущением называют проявление общебиологического свойства - чувствительности. Она присуща живой материи. Посредством ощущений человек взаимодействует с внешним и своим внутренним миром. За счет них информация о происходящих явлениях поступает в мозг. Все, что является физиологической основой ощущений, позволяет получать различные сведения предметах. Например, об их вкусе, цвете, запахе, движении, звуке. Сенсоры передают в мозг и информацию о состоянии внутренних органов. Из возникающих ощущений формируется картина восприятия. Физиологическая основа процесса ощущения позволяет осуществлять первичную обработку данных. Они, в свою очередь, выступают как база для более сложных операций, например, таких процессов, как мышление, память, восприятие, представление.

Обработка информации

Ее осуществляет мозг. Результат обработки данных - выработка ответной реакции либо стратегии. Она может быть направлена, к примеру, на повышение тонуса, большую концентрацию внимания на текущей операции, настройку на ускоренное включение в познавательный процесс. Количество доступных вариантов, а также качество выбора той или иной реакции зависит от разных факторов. Значение, в частности, будут иметь индивидуальные особенности индивида, стратегии взаимодействия с окружающими, уровень организации и развития высших нервных функций и так далее.

Анализаторы

Физиологическая основа ощущений формируется за счет функционирования особых нервных аппаратов. Они включают в себя три компонента. В анализаторе различают:

  1. Рецептор. Он выступает в качестве воспринимающего звена. Рецептор преобразует внешнюю энергию в нервную операцию.
  2. Центральный отдел. Он представлен афферентными или чувствительными нервами.
  3. Корковые отделы. В них нервные импульсы подвергаются переработке.

Конкретным рецепторам соответствуют определенные участки корковых отделов. Каждый орган чувств имеет свою специализацию. Она зависит не только от особенностей строения рецепторов. Немаловажное значение имеет и специализация нейронов, которые включены в центральные аппараты. К ним поступают сигналы, проходящие через периферические органы чувств. Следует отметить, что анализатор - не пассивный приемник ощущений. Он обладает способностью к рефлекторному перестроению под влиянием раздражителей.

Свойства информации

Позволяют описать данные, поступающие через сенсоры. Любая информация может характеризоваться присущими ей свойствами. К ключевым из них можно отнести длительность, интенсивность, пространственную локализацию, качество. К примеру, последнее представляет собой специфическую особенность конкретного ощущения, по которой оно отличается от остальных. Качество варьируется в пределах определенной модальности. Так, в зрительном спектре выделяют такие свойства, как яркость, цветовой тон, насыщенность. Слуховые ощущения обладают такими качествами, как высота, тембр, громкость. При тактильном контакте мозг получает информацию о твердости, шероховатости предмета и так далее.

Особенности дифференциации

Какими могут быть физиологические основы ощущений? Классификация ощущений может проводиться по разным признакам. Самой простой считается дифференциация по модальности раздражителя. Соответственно, по этому признаку можно выделить и . Модальность - это качественная характеристика. В ней отражается специфичность ощущений как простейших психических сигналов. Дифференциация проводится в зависимости от расположения рецепторов. По этому признаку выделяют три группы ощущений. К первой относят те, которые связаны с поверхностными рецепторами: кожными, обонятельными, вкусовыми, слуховыми, зрительными. Ощущения, которые возникают в них, называют экстерорецептивными. Во вторую группу включены те, которые связаны с сенсорами, расположенными во внутренних органах. Эти ощущения именуют интерорецептивными. В третью группу включены те, которые связаны с рецепторами, находящимися на мышцах, в сухожилиях и связках. Это двигательные и статические ощущения - проприорецептивные. Дифференциация также осуществляется по модальности сенсора. По этому признаку выделяют ощущения контактные (вкусовые, осязательные) и дистантные (слуховые, зрительные).

Типы

Физиологические основы ощущений - комплексные элементы единой сенсорной системы. Эти звенья позволяют распознавать разные свойства одного предмета одновременно. Это обуславливается тем, что реагируют на определенные раздражители. Для каждого рецептора существует свой агент. В соответствии с этим, выделяют такие как:

  1. Зрительные. Они возникают под влиянием лучей света на сетчатку.
  2. Слуховые. Эти ощущения вызывают речевые, музыкальные или шумовые волны.
  3. Вибрационные. Такие ощущения возникают за счет способности улавливать колебания среды. Такая чувствительность слабо развита у человека.
  4. Обонятельные. Они позволяют улавливать запахи.
  5. Тактильные.
  6. Кожные.
  7. Вкусовые.
  8. Болевые.
  9. Температурные.

Особо сильна эмоциональная окраска болевых ощущений. Они видны и слышны окружающим. Температурная чувствительность различается на разных участках тела. В некоторых случаях у человека могут появляться псевдоощущения. Они выражаются в форме галлюцинаций и появляются при отсутствии раздражителя.

Зрение

В качестве воспринимающего аппарата выступает глаз. Этот орган чувств обладает достаточно сложным строением. Волны света отражаются от предметов, преломляются при прохождении через хрусталик, и фиксируются на сетчатке. Глаз считается дистантным рецептором, поскольку дает представление о предметах, находящихся на расстоянии от человека. Отражение пространства обеспечивается за счет парности анализатора, изменения размера картинки на сетчатке при приближении/удалении к/от предмета, способность сведения и разведения глаз. В сетчатой оболочке присутствует несколько десятков тысяч нервных окончаний. Под воздействием волны света они раздражаются. Нервные окончания различают по функциям и форме.

Слух

Чувствительные окончания, позволяющие воспринимать звук, располагаются во внутреннем ухе, улитке с мембраной и волосками. Внешний орган собирает колебания. Среднее ухо направляет их в улитку. Чувствительные окончания последней раздражаются за счет резонанса - разные по толщине и длине нервы приходят в движение при поступлении определенного количества колебаний в секунду. Полученные сигналы направляются в мозг. Звук обладает следующими свойствами: силой, тембром, высотой, продолжительностью и темпоритмическим узором. Фонематическим называют слух, который позволяет различать речь. Он зависит от среды обитания и формируется в течение жизни. При хорошем знании иностранного языка вырабатывается новая система фонематического слуха. Он оказывает влияние на грамотность письма. Аналогично речевому развивается Меньшее значение для человека имеют шорохи и шумы, если они не мешают его деятельности. Они могут вызывать и приятные эмоции. К примеру, многим нравится шум дождя, шорох листьев. При этом такие звуки могут сигнализировать и об опасности. Например, шипение газа.

Вибрационная чувствительность

Она считается разновидностью слуховых ощущений. Вибрационная чувствительность отражает колебания среды. Образно ее называют контактным слухом. У человека отсутствуют специальные вибрационные рецепторы. Ученые полагают, что такая чувствительность - самая древняя на планете. При этом отражать колебания внешней и внутренней среды могут все ткани в организме. Вибрационная чувствительность в жизни человека подчиняется зрительной и слуховой. Ее практическое значение возрастает в тех сферах деятельности, где колебания выступают в качестве сигналов неисправностей или опасности. Слепоглухие и глухие люди обладают повышенной вибрационной чувствительностью. Она компенсирует отсутствие других ощущений.

Обоняние

Оно относится к дистантным ощущениям. В качестве раздражителей, вызывающих обонятельную чувствительность, выступают элементы веществ, проникающих в полость носа. Они растворяются в жидкости и оказывают воздействие на рецептор. У множества животных обоняние является основным ощущением. Они ориентируются по запаху, когда ищут пищу либо спасаются от опасности. Человеческое обоняние мало связано с ориентированием на местности. Это обусловлено наличием слуха и зрения. На нестойкость и недостаточную развитость обонятельной чувствительности указывает и отсутствие в лексике слов, точно обозначающих ощущения и при этом не связанных с самим предметом. К примеру, говорят "запах ландышей". Обоняние связано со вкусом. Оно способствует распознаванию качества пищи. В некоторых случаях обоняние позволяет отличать вещества по химическому составу.

Вкус

Он относится к контактным ощущениям. Вкусовая чувствительность обуславливается раздражением рецепторов, находящихся на языке, с предметом. Они позволяют определить кислые, соленые, сладкие, горькие продукты. Комбинация этих качеств формирует совокупность вкусовых ощущений. Первичная обработка данных осуществляется в сосочках. Каждый из них имеет 50-150 рецепторных клеток. Они достаточно быстро изнашиваются при контакте с пищей, но обладают функцией восстановления. Сенсорные сигналы направляются во вкусовую кору через задний мозг и таламус. Как и обонятельные, эти ощущения повышают аппетит. Рецепторы, оценивая качество пищи, выполняют защитную функцию, что очень важно для выживания.

Кожа

В ней располагается несколько самостоятельных сенсорных структур:

  1. Тактильная.
  2. Болевая.
  3. Температурная.

Кожная чувствительность относится к группе контактных ощущений. Максимальное количество сенсорных клеток находится на ладонях, губах и кончиках пальцев. Передача информации от рецепторов осуществляется в спинной мозг за счет их контакта с двигательными нейронами. Это обеспечивает осуществление рефлекторных действий. Например, человек одергивает руку от горячего. Температурная чувствительность обеспечивает регуляцию теплообмена между внешней средой и организмом. Стоит сказать, что распределение холодовых и тепловых сенсоров неравномерно. Более чувствительна к пониженной температуре спина, менее - грудь. Болевое ощущение возникает вследствие сильного давления на поверхность тела. Нервные окончания располагаются глубже тактильных рецепторов. Последние, в свою очередь, позволяют сформировать представление о качествах предмета.

Кинестезическая чувствительность

Она включает в себя ощущения движения и статичности отдельных элементов тела. Рецепторы располагаются в сухожилиях и мускулатуре. Раздражение обуславливается сокращением и растяжением мышц. Много двигательных сенсоров находится на губах, языке, в пальцах рук. Это обуславливается необходимостью совершения этими частями тела тонких и точных движений. Работа анализатора обеспечивает контроль и координацию перемещения. Формирование речевых кинестезий происходит в младенчестве и дошкольном возрасте.

Вестибулярная чувствительность

Статические или гравитационные ощущения позволяют человеку понимать свое положение в пространстве. Соответствующие рецепторы находятся в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе. Мешочки и каналы осуществляют преобразование сигналов об относительном перемещении и силе тяжести, передавая их затем в мозжечок, а также в участок коры в височной области. Резкая и частая смена положения туловища относительно поверхности земли может привести к головокружению.

Заключение

Физиологическая основа имеет особое практическое значение. Ее исследование позволяет определить пути проникновения сигналов извне, распределить их по рецепторам, проследить ход первичной обработки информации. Физиологическая основа ощущений в психологии - ключ к пониманию свойств сенсорной системы человека. Анализ позволяет выявить причины тех или иных отклонений чувствительности, оценить степень воздействия тех или иных раздражителей на рецепторы. Полученные сведения используются в самых разных научных и производственных сферах. Особую роль результаты исследований имеют в медицине. Изучение свойств рецепторов и раздражителей позволяет создавать новые лекарственные препараты, вырабатывать более эффективные тактики лечения психических и других заболеваний.

Ощущения возникают только при непосредственном воздействии предметов на органы чувств. Орган чувств - это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема м воздействий определенных раздражителей из внешней среды и внутренних органов. Главной частью каждого органа чувств являются окончания нервов, которые называются рецепторами. Рецептор - это часть анализатора, функция которого заключается в трансформации внешней энергии в нервный процесс. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяющих десятки рецепторных окончаний. Рецептор, нервы, проводящие информацию о подр азнення, и участок в коре головного мозга, которые представляют собой единую морфологическую структуру,. ИП. Павлов назвал анализаторамизатором.

Каждый анализатор-это нервный механизм, который состоит из трех частей: 1) периферического отдела - рецептора, 2) афферентного или чувствительного нерва (центростремительного), который проводит возбуждение в нервные цент три (центральный отдел анализатора), 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит обработка нервных импульсов, поступающих из периферийных отделов. Пробковая часть анализатора включает в себя ди ный участок, что является проекцией периферии в коре головного мозга, поскольку определенным клеткам периферии (рецепторам) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анали затора как целогого.

Предметы и явления действительности, которые влияют на наши органы чувств, называются раздражителями. Влияние раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение. Ви идчуття возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Действие раздражителя на рецептор ведет к возникновению нервного импульса, который по афферентных нервов передается я в определенные участки коры головного мозга. Реакция - ответ передается по эфферентным (двигательном) нерва к органу, который отвечает на чувства. Так, когда человек прикасается рукой горячего предмета, с игнал поступает к мозгу и по эфферентные нервы к мышцам, в результате чего они сокращаютсяуються.

23 Виды ощущений

Еще древние греки различали пять органов чувств и соответствующих им ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений. ОР. Лурия считает, что к классификация ощущений может быть проведена менее чем за двумя основными принципами - систематическом и генетическом (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности аб в уровня их построения - с другойого).

Систематическая классификация ощущений

По размещением рецепторов на поверхности тела или внутри организма различают следующие виды ощущений:

1) экстероцептивные;

2) интероцептивные;

3) проприоцептивные

экстероцептивные ощущение - это самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознания. К экстероцептивные ощущений относятся зрительные, слуховые, обонятельные, сма акови, осязательные (тактильные), термические (температурные) и болевые ощущениятя.

интероцептивные ощущение - это органические ощущения, они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов в. Это самая древняя и самая элементарная группа ощущений. Они принадлежат к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда тесно связаны с эмоциональными состояниямми.

проприоцептивной ощущение обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя важную роль в их регуляции. Периферийные рецепторы проприоцептивной чувствительности и находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют форму особых нервных телец (тельца. Паччини). Возбуждение, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при расчете тягуванни мышц и изменении положения суставов. Эта группа ощущений включает специфический вид чувствительности, который называется чувством равновесия, или статическим ощущением, их периферийные рецепторы расположены в каналах внутреннего уха. К проприоцептивных принадлежат кинестетический и статические ощущенияуття.

экстероцептивные ощущение принято делить в зависимости от наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, на:

1) контактные;

2) достаточные

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела соответствующего органа восприятия. Примерами контактных ощущений есть вкус, осязание

дистантного ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся обонятельные ощущения, слух и зрение

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

1) протопатичну (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические ощущения (голода, жажды и т.д.);

2) епикритичну (более тонко дифференцированную, объективирован и рациональную), к которой принадлежат основные органы чувств человека. Епикритична чувствительность младшая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатичною чувствительностью.

Остановимся подробнее на характеристике отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Аппаратом зрения является глаз - орган чувств со сложной анатомическому строению. Физической причиной зрительных ощущений?. Человеческий глаз воспринимает лишь небольшую часть электромагнитных колебаний. Световые волны, которые отражаются предметом, преломляются, проходя через хрусталик, и фокусируются на сетчатке в виде изображают ния. Сетчатка соединяется посредством зрительного нерва с большими полушариями головного мозга. Сетчатка имеет сложное строение. Один из слоев, входящий в ее состав, является слой палочек и колбочек, которые представляют соб й конечные образования зрительного нерва. Палочки и колбочки выполняют различные функции. Палочки является органом видение в темноте, и поскольку при таких условиях человек не чувствует спектральных цветов, то их называют в рганом нецветными зрения. Колбочки является органом"дневного"" зрения, им свойственна меньшая чувствительность к свету. Поскольку днем??человек чувствует разного рода цвета, то колбочки называют органом цветного зоррового зору.

В зрительных ощущений относятся ощущение света и цвета

Слуховые ощущения, отражая большое разнообразие свойств звучащих предметов и явлений, помогают человеку ориентироваться в окружающей среде и регулировать свои действия. Они вызываются звукам мы, действующие на слуховой анализатор на расстоянии через колебания воздуха и звуковые волны. Поэтому слуховые ощущения относятся к дистантных ощущенииів.

Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе. Наружное ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания и передает их во внутреннее ухо на улитке. Возбуждение нервных окончаний завитки в происходит по принципу резонанса разные по длине и толщине окончания слухового нерва начинают двигаться по определенному числу колебаний в секундду.

К слуховых ощущений относятся чувство языка, музыки и шума. С помощью слуховых ощущений выделяют такие качества звука: силу (громкий - тихий), высоту (высокий - низкий), тембр (своеобразие го олосу или музыкального инструмента), продолжительность (время звучания), а также темноритмичний узор звуков, последовательно воспринимаютсяя.

Слуховые ощущения имеют большое значение и в восприятии устной речи. Фонематический слух, или чувствительность к звукам речи, формируется в процессе овладения языком и пользование ею. Его развитие влияет на без зпомилковисть письменной речи, особенно в начальных классах.

По слуховой чувствительностью тесно связана вибрационная чувствительность. Считается, что в организме человека не существует специальных рецепторов, предназначенных для ощущения вибрации, а отражать вибрации способны все орг ганы и ткани человеческого организму.

Обонятельные ощущения не имеют в жизни человека такого значения, как зрительные и слуховые, поскольку не связаны с ориентировкой в??окружающей среде, их роль заключается в том, что они сигнализируют человеку о свежести пищи, чистоту воздуха и др.. В тех случаях, когда их развитие стимулируется условиями профессиональной деятельности, они достигают значительного совершенства (парфюмеры, пожарные и др..).

Раздражителями, вызывающие обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом растворяются в носовой жидкости и влияют на рецептор. Обонятельные ощу ття очень часто сочетаются с другими чувствами - вкусовыми, тактильными, температурными и т.д. и приобретают сложного характера. Связь обонятельного ощущения с другими может носить условно-рефлекторный характер (вид розы может усиливать у нас ощущение ее запахау).

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными, их объединяет общая роль в процессах питания. Органом вкуса является язык. К вкусовых ощущений относятся ощущение кислого, сладкого, горького и соленого. Другие вкус ки является результатом смешивания основных вкусов. Вкусовые ощущения повышают аппетит человека, а также выполняют защитную функцию, сигнализируя о недоброкачественную пищу. Динамика вкусовых ощущений тесно связана с потребностью организма в пище. В состоянии голода чувствительность повышается, при насыщении - снижаетсяується.

Кожаные ощущение включают тактильные, температурные и болевые ощущения

Тактильные ощущения возникают вследствие воздействия механических раздражителей на поверхность кожи. Условием их возникновения является контакт с раздражителем, который вызывает деформацию кожи тактильная чувствительность неравномерно расп разделена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладонях, кончиках пальцев и на губабах.

Тактильные ощущения - это ощущения прикосновения и давления. Они сигнализируют о присутствии того или иного раздражителя, который сталкивается с поверхностью тела. Тактильные ощущения отражают важные свойства предметом етив объективного мира: равенство, шершавость, твердость, мягкость, сухость, влажность тощщо.

Температурные ощущения подразделяются на ощущение холода и тепла. Они сигнализируют об изменениях температурного среды, об опасности охлаждения организма или перегрев, помогают регулировать наст плов обмен между организмом и средой. Кроме того, температурные ощущения дают человеку сведения о термические свойства предметов и явлений окружающего средща.

Характер температурных ощущений зависит от природы действующего раздражителя. Если температура предмета ниже температуры тела, то возникает ощущение холода, если выше - ощущение тепла. Температурные ощущения имеют локальный характер, поскольку мы относим их к определенному участку кожи, на которую действует раздражающиеик.

Болевые ощущения возникают при воздействии различного рода раздражителей (механических, термических, химических, электрических и т.п.), которые являются причиной повреждения или разрушения тканей организма. Они выполняют важную роль как составляющие защитных рефлексов, сигнализируют о вреде раздражителя для организма и необходимость прервать контакт с ним и носят ярко выраженное отрицательное эмоциональную окраску. Болевые ощущения несут ь определенную информацию о раздражитель, в них отражается его интенсивность, качество (колющая, режущая, жгучая боль), место локализации. Пространственная локализация болевого ощущения имеет не всегда точен хар актер, что объясняется иррадиацией процессов возбужденияння.

Статические ощущения отражают положение тела в пространстве, его равновесия. Рецепторы статических ощущений размещены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Этот вид ощущений имеет большое значение для жи иттедияльности организма, поскольку обеспечивает сохранение равновесия организма. Регуляция равновесия организма имеет рефлекторный характер. Нормальная работа статического анализатора необходима для отображения пространства с помощью других видов ощущений, в частности зрительного и руховогвого.

кинестезическая ощущения (от греческого"кинезис"- движение и"айстезис"- ощущение) - это ощущение движений и положения частей собственного тела. Рецепторы кинестезических ощущений находятся в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникают при сокращении и растяжении мышц и связок, трением суставов. Результатом этих ощущений есть знание о силе, скорость, траекторию движения частей телу частин тіла.

В сочетании с другими чувствами кинестезические ощущения становятся определенными и дифференцированными частности, сочетаясь с зрительным ощущениям, приобретают важное значение в познании человеком пространственных собственности стивостей вещей. Сочетание кинестезическая ощущения с тактильной выступает в форме ощупьку.

В ходе обучения необходимо уделять внимание развитию кинестезических ощущений, на что направлены уроки труда, рисования, физкультуры, а также занятия танцами, художественной гимнастикой и другими видами спорта в. При этом важно учитывать особенности развития данного вида ощущений в определенные возрастные периоди.

Органические ощущения - это ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов. Эти ощущения, сливаясь, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Это так называемая сенестезия (общее ощущение), которое в отражает общее состояние организма на основе сигналов, поступающих из различных органов организма. Примером может служить чувство общего недомогания, которое возникает у больного. К органическим ощу тов относятся чувство голода, жажды, сытости, тошноты, изменений в деятельности сердца, желудка, болевые ощущенияуття.

Органические ощущения вызываются импульсами с внутренних состояний, а также изменением химической формулы крови. Они характеризуются недостаточной ясностью, нечеткостью и неопределенностью локализации характерной чертой й органических ощущений является их эмоциональная окраска (положительное или отрицательноее).