Времена года

Однородное подлежащее. Некоторые случаи, когда ставится тире. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья

В разделе на вопрос объясните что такое однородные подлежащие, приведите пример, пожалуйста. заданный автором Ирина Осадчая лучший ответ это Это когда в предложении 2 подлежащих, либо через запятую, либо через союз и. например. Маша и Саша шли в парк. вот саша и маша -это однородные подлежащие.

Ответ от Европейский [гуру]
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 3 первых существительных - однородные подлежащие.






Ответ от Алексей Бондаренко [новичек]
Вот пример: Завершают строительство глина и листья.


Ответ от Анастасия Труфанова [новичек]
Маша и Саша не однородные! Пример: Маша собирала грибы, ягоды, листья.
Однородные члены это когда имеются, 2 и более слов которые связаны с одним, они соидиняются союзом или запятыми. Я привела пример на однородных подлежащих



Ответ от Наталья Полугаева [новичек]
Например: я нарисовал ракету, самолёт и маму.


Ответ от MetalRocks [новичек]



Маша и Саша шли в лес;
Вы и собеседник правы;
Мама с дочкой готовят обед и т. д.


Ответ от Алексей мальцев [активный]
Маша и Саша шли в парк - очень даже правильный пример!
Ваши перечисления (Маша собирала грибы, ягоды, листья) это однородные ДОПОЛНЕНИЯ. Подлежащее здесь МАША и сказуемое СОБИРАЛА. Грибы, ягоды - это однородные дополнения, выраженные существительным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ относится к сказуемому, это самостоятельная часть речи. Однородные подлежащие относятся к ОДНОМУ сказуемому.

Предложениями с однородными членами называются такие предложения, в которых имеются два или более члена предложения, отвечающих на один и тот же вопрос, связанных между собой по типу сочинительной связи и относящихся к одному и тому же члену предложения.

В предложении с однородными членами может быть два или более подлежащих при одном сказуемом, два или более сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов предложения, зависимых от одного из членов предложения.

Предложения с однородными подлежащими

При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, -ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.

Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.

Предложения с однородными сказуемыми

Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?

Предложения с однородными дополнениями

Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав.Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.

Предложения с однородными определениями

Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.

Предложения с однородными обстоятельствами

Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.

Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.

Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.

Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .

Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)

Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Например:

- Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые , синие , фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки , конструкторы и мультфильмы .
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке – однородные обстоятельства).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.

Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например:

Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)

В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:

а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ..., ни ; как ..., так и ; не только ..., но и ; тоже ; также ;
б) противительные: а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ;
в) разделительные: или ; либо ; то ..., то ; не то ..., не то ; то ли ..., то ли .


Например:

У Сибири есть много особенностей как в природе , так
и в людских нравах .
(Союз как …, так и – соединительный.)

А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)

По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)

В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Например:

Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .

В них запятая не ставится.

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные , так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов :

Соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

Разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

Противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами : как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6