Времена года

Освобождение крепостных крестьян в прибалтике николай 1. Усиление крепостного права в шведских прибалтийских провинциях

19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, отменив таким образом крепостное право. Гусиное перо, которым царь-освободитель подписал манифест, хранилось до 1917 года в Историческом музее в Москве. После перо было уничтожено, а крестьяне снова попали в зависимость. В период коллективизации долгое время колхозники, в отличие от остальных граждан, не имели паспортов и потому не могли покидать место жительства.

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и (известная также как отмена крепостного права) — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков конца XIX — начала XX вв. называл эту реформу «крепостнической» и утверждал, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.
На бо́льшей части территории Российской Империи крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трехдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель).

Согласно данным историков, специально изучавших этот вопрос, процентное отношение помещичьих крепостных крестьян ко всему взрослому мужскому населению империи достигло своего максимума к концу царствования Петра I (55 %), в течение последующего периода XVIII в. составляло около 50 % и опять выросло к началу XIX в., достигнув 57-58 % в 1811—1817 гг. Впервые существенное сокращение этой пропорции произошло при Николае I, к концу царствования которого она, по разным оценкам сократилась до 35-45 %. Так, к 10-й ревизии (1858) доля крепостных во всем населении империи упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх остзейских губерниях (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия), в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля помещичьих крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область, в которой вместо крепостных были феодально-зависимые царане) до 69,07 % (Смоленская губерния).

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного периода произошла существенная трансформация данного института (см. статью Николай I) и резко сократилась численность крепостных, что облегчало задачу окончательной ликвидации крепостного права. К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда она могла произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков. Кроме того, в 1850-е годы усилились восстания крестьян. Поэтому новое правительство, сформированное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса. Как сказал сам царь в 1856 г. на приеме у предводителя московского дворянства: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу».

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474 Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа.

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Местные положения

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».
[править] Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Основная статья: Выкупная операция

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам». К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.

Анализ реформы

Историки, жившие в эпоху Александра II и изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Н. Покровский, вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении абсолютно ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. «Быть от царя объявленным свободным человеком, — писал историк, — и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. „Обязанные“ крестьяне твёрдо верили, что эта воля — не настоящая…». Такого же мнения придерживался, например, историк Н. А. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе.

Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 г., означавшие юридическую отмену крепостного права (в юридических терминах второй половины XIX в.) не являлись его отменой как социально-экономического института (хотя и создали условия для того, чтобы это случилось в течение последующих десятилетий). Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII вв. как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин (крепостное право) появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств (Смута 1598—1613 гг., экономический кризис, разруха и т. д.). Лишь в течение первой половины XVII в. (окончательно — в Уложении 1649 г.) крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения (конец XVI — начало XVII вв.). Соответственно, и после реформы 1861 г., вплоть до 1906 г., несмотря на юридическую отмену крепостного права, сохранялся фактический запрет на уход «обязанных» и «выкупных» крестьян со своего участка земли, что указывает на сохранение крепостного права как социально-экономического института. Ранее в истории исчезновение данного института также не происходило в один день, например, в Западной Европе оно растянулось на 2-3 столетия (XI—XIV вв.).

Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н.Рожкова и Д.Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5-6 раз. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 г., включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договоренности с последним. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.

Соответственно, по условиям реформы крестьяне не могли отказаться от выкупа земли, которую М. Н. Покровский называет «принудительной собственностью». А «чтобы собственник от неё не убежал, — пишет историк, — чего, по обстоятельствам дела, вполне можно было ожидать, — пришлось поставить „освобождаемого“ в такие юридические условия, которые очень напоминают состояние если не арестанта, то малолетнего или слабоумного, находящегося под опекой».

Ещё одним результатам реформы 1861 г. стало появление т. н. отрезков — части земель, составлявших в среднем около 20 %, которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежащих выкупу. Как указывал Н. А. Рожков, раздел земли был специально проведен помещиками таким образом, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землей от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов… [в результате] они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях». «Отрезав у крестьян, по Положению 19 февраля, земли, для тех абсолютно необходимые, — писал М. Н. Покровский, — луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определённое количество десятин». В мемуарах и описаниях, написанных самими помещиками, указывал историк, эта практика отрезков описывалась как повсеместная — практически не было помещичьих хозяйств, где бы не существовало отрезков. В одном примере помещик «хвастался, что его отрезки охватывают, как кольцом, 18 деревень, которые все у него в кабале; едва приехавший арендатор-немец в качестве одного из первых русских слов запомнил atreski и, арендуя имение, прежде всего справлялся, есть ли в нем эта драгоценность».

В последующем ликвидация отрезков стала одним из главных требований не только крестьян, а также революционеров последней трети XIX в. (народники, народовольцы и т. д.), но и большинства революционных и демократических партий в начале XX в., вплоть до 1917 года. Так, аграрная программа большевиков вплоть до декабря 1905 г. в качестве главного и по существу единственного пункта включала ликвидацию помещичьих отрезков; это же требование являлось главным пунктом аграрной программы I и II Государственной Думы (1905—1907 гг.), принятой подавляющим большинством ее членов (включая депутатов от партий меньшевиков, эсеров, кадетов и «трудовиков»), но отвергнутой Николаем II и Столыпиным. Ранее устранение подобных форм эксплуатации крестьян помещиками — т. н. баналитетов — было одним из главных требований населения во время Великой французской революции (см. статью Старый порядок).

По словам Н.Рожкова, «крепостническая» реформа 19 февраля 1861 г. стала «исходным пунктом всего процесса происхождения революции» в России.
Осуществление реформы

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандиевское восстания.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так, М. А. Бакунин был в 1861—1862 гг. убежден, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведет к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась». «Несомненно, что крестьянская революция в России 60-х годов была не плодом испуганного воображения, а совершенно реальной возможностью…», — писал Н. А. Рожков, сравнивая возможные ее последствия с Великой французской революцией.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

А. И. Корзухин. Сбор недоимок (Уводят последнюю корову). Картина 1868 г.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420 % от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500 %. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15 % помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6 % оброка). В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.
Нищие. Картина С. А. Виноградова

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

В отношении государственных крестьян не было ни отрезков, ни завышенных цен — как указывает Д.Блюм, выкупные платежи за десятину в среднем были в 2-2,5 раза ниже, чем для крепостных крестьян, следовательно, в целом соответствовали рыночным ценам на землю. Однако ранее, при подготовке этого закона, министр государственных имуществ, крупный помещик М.Муравьев вынашивал план отобрать у государственных крестьян часть их земель и ухудшить условия выкупа, подобно тому, что было сделано в отношении крепостных крестьян. Возможно, его отставка в 1862 г. и отказ от ухудшения условий выкупа для государственных крестьян были связаны с начавшейся в 1861—1862 гг. «крестьянской революцией».

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в ещё большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30 %), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками — явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Собор Александра Невского в Москве

Идея строительства храма в честь отмены крепостного права в Российской империи появилась в обществе сразу по опубликовании Манифеста. В числе инициаторов этого проекта был известный русский историк, член Российской академии М. Н. Погодин.
Результатом этого движения стало строительство Александро-Невского собора на Миусской площади в Москве. Храм был заложен в 1911 году, к 50-летию реформы и завершен в 1917 году. Впоследствии в годы Советской власти был уничтожен.

В нумизматике отмена крепостного права была отмечена дважды:

* Третьего сентября 1991 года Госбанк СССР выпустил палладиевую монету достоинством 25 рублей в честь 130-летия события.:
* В 2011 году Банк России выпустил памятную монету, посвящённую 150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»

Монета СССР — 500-летие единого русского государства: Отмена крепостного права, 1861 г. Палладий 999 пробы, 25 рублей.

Монета Банка России — Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. Золото 999 пробы, 1000 рублей.

Страница 2

В 1804−1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае − в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

Указ от 10 марта 1809 г. отменял право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки.

Теперь с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В целом это были уступки буржуазному развитию странны, не посягавшие на права и привилегии помещиков.

В 1818 г. Александр I пытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов. Александр I одобрил проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева (постепенная ликвидация крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной). До практической реализации проекта дело не дошло. Последним либеральным действием Александра I стало предоставление в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).

К 1825 г. 375 тысяч государственных крестьян находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из которых образовали Отдельный корпус под командованием Аракчеева. В поселениях крестьяне одновременно служили и работали в условиях жесткой дисциплины, подвергаясь многочисленным наказаниям.

19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855−1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости.

В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель − переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого − освобождение крестьян от личной зависимости, конечная − превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

Предполагалось предоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем в собственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли), в официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно обязанными». Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разных сельскохозяйственных районах (нечерноземный, черноземный, степной) и составляли от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

Средний танк Pz. V Ausf. D
К 1942 году опыт сражений в России показал, что немецкие танки неспособны противостоять врагу. Появившиеся в СССР новые противотанковые пушки и усовершенствованные модификации некоторых танков, в частности Т-34 и тяжелого КВ-1, превосходи...

Татарск
С 1790 года происходит заселение местности на основании указов Сената о переселении крестьян в Сибирь, а также после строительства Сибирской магистрали и особенно в период Столыпинской реформы. В конце XVIII века и возникает населённый пу...


1 января – численность ВКП(б) составила 3872465 членов и кандидатов. Президентом Швейцарии избран представитель Радикально-демократической партии Э. Веттер. 2-6 января - оперативно-стратегические игры в советском генштабе по плану веден...

Вопрос 1. В чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815 гг.?

Ответ. Причины:

1) запрет на торговлю с Великобританией нанёс российской экономике больше ущерба, чем британской;

2) военные расходы в 1812 году достигли астрономических сумм;

3) разорение западных губерний и их последующее восстановление требовало больших средств, например жителям пострадавших городов, причём не только Москвы, были выплачены пособия на общую сумму в 15 миллионов рублей;

4) французская разведка завозила в Россию большое число поддерльных бумажных рублей специально чтобы подорвать экономику.

Вопрос 2. Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжелом положении? Какие меры предпринимали помещики для выведения своих хозяйств из кризисного состояния?

Ответ. Сильнее всего пострадало сельское хозяйство, причём тяжелее пришлось крестьянским дворам, которые составляли основу экономики. Их разорение означало бедствие как для их непосредственных хозяев, так для экономики империи в целом.

Вопрос 3. На каких условиях произошло освобождение крестьян в Прибалтике? Почему не состоялось повсеместной отмены крепостного права в России?

Ответ. Прибалтийские крестьяне были освобождены без земли. Соответственно, они должны были наниматься к помещикам, всё равно выполнять по сути прежние повинности, только теперь помещик не обязан был заботиться об их судьбе. Такая реформа по всей России могла бы вызвать небывалые крестьянские волнения: русские крестьяне, в отличии от прибалтов, главной ценностью в то время считали землю, ради владения ею они были даже готовы терпеть неволю. А главное, против таких мер выступили бы консервативные круги самих помещиков, что было бы гораздо опаснее для императора. В Прибалтике сами владельцы имений в подавляющем большинстве немцы выступили с инициативой такой реформы. В остальной России многие дворяне были не готовы пересматривать вековые устои.

Вопрос 4. В чем состоял смысл проекта А. А. Аракчеева?

Ответ. Первый проект А.А. Аракчеева фактически предполагал личную свободу крестьян без земли, но в замаскированной форме и поэтапно. Предлагалось постепенно выкупать земли у помещиков, которые будут на это согласны (в то время многие закладывали свои имения, чтобы расплатиться с долгами). Из полученных земель предлагалось выделять крестьянам наделы настолько небольшие, чтобы они шли наниматься к помещикам, то есть делали бы то же, что и должны были делать в случае воли без земли.

Вопрос 5. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Были ли достигнуты эти цели?

Ответ. Главной задачей было сокращение расходов на содержание армии. Эту задачу удалось выполнить: за период с 1825 по 1850 годы было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

Вопрос 6. Дайте общую характеристику развития российской промышленности и торговли.

Ответ. Промышленность в России в основном выполняла государственные заказы, потому процветала тяжёлая её отрасль. Однако постепенно развивалась и лёгкая промышленность. В производство внедрялись паровые машины, как и во всей континентальной Европе (в Великобритании этот процесс происходил ещё раньше, в конце XVIII века). Однако из-за сохранения крепостного права внедрение новых технологий шло медленно: низкая себестоимость труда крепостных часто делало экономически не выгодным тратить большие суммы на новое оборудование, в последствии экономить удавалось не так много, чтобы покрыть расходы. Положительным было то, что число наёмных работников в промышленности росло, правда, медленно. Развитие промышленности требовало лучших путей сообщения. Потому строились новые каналы, железных дорог в России ещё не было. Основная торговля продолжала вестись на ярмарках. Это показывает, как мало, несмотря на развитие, была развита промышленность, ведь для сбыта её продукции оказывалось достаточно такой формы торговли.

Решение крестьянского вопроса в 19 – начале 20 века.

В первой пол 19 века усиливается кризис феодально-крепостнической системы в России, в 30- 40 г 19в начинается промышленный переворот. Крепостное право явно тормозит его развитие. Наибольшее внимание в 19 веке царское правительство уделяло решению аграрного вопроса, в частности проблеме крепостного права, тесно связанного с ним. Александр 1 осуждал крепостное право, но не был сторонником решительных действий.

(КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС)

Александр 1

1803 – «указ о вольных хлебопашцах» (освобождение крестьян с землей за выкуп по согласованности с помещиком).

Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике. Земля провозглашались собственностью помещика:

1816 – Эстляндия, 1817 - Курляндия, 1819 – Лифляндия.

В 1816 г начался процесс перевода государственных крестьян на положение военных поселений.

Около 375 тыс крестьян мужского пола (18 - 45лет) должны были заниматься одновременно сельским хозяйством, сдавая 1\2 урожая гос-ву, и нести военную службу. К ним подселялись ок 131 тыс солдат. Начальник военных поселений - генерал Аракчеев. Военные поселения не оправдали надежд царского правительства. Причина: поглощение средств на организацию общего строительства, закупку инвентаря, проведение дорого, закупку инвентаря, поселенцы не были довольны условиями каторжной работы и жизни. Территория: Новгородская, Могилевская, Петербург, Харьковск.губернии. Жизнь по воинскому распорядку, брак-с разрешения начальства. Следствие: правительственные 1819 г.-Чугуевское восстание, 1839 – восстание в Старой Руссе (Нов.-губер.)

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России:

Проект Аракчеева (1818г) покупка государством помещичьих земель и наделения крестьян землей по две десятины на душу. Проект Гурьева (1819г) разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа.

Итоги: Проекты оказались неосуществленными, освобождение крестьян ограничилось лишь территорией прибалтийских губерний.

Николай 1(1847- 1855)

Острота крестьянского вопроса заставило и его предпринять некоторые меры по его решению. Деятельность секретных комитетов по этому вопросу. Разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян.

1837-1841гг – реформа (казенные крестьяне) в государственной деревне под руководством генерала, графа Киселева.

Содержание реформы: Учреждено министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Крестьянам дано самоуправление, упорядоченный аппарат правления гос.деревней во главе с министерством, удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд, наделение малоземельных крестьян землей, упорядочение налогооблажения, строительство дорог, увеличение числа школ и медпунктов. Цели реформы: поднять благосостояние крестьян, сделать крестьян исправными налогоплательщиками, показать помещикам пример управлений. Итог: устроенное самоуправление казенных крестьян послужило образцом для устройства помещичьих крестьян при освобождении их от крепостной зависимости.

1841 – запрещение продавать крестьян поодиночке

1842 – указ об «обязанных крестьянах» (для помещичьих крестьян) – Внедрение права помещиков прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы с землей в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей.(свой надел крестьянин должен был отработать)

1847-1848 г – для западных губерний (правобережная Украина) создается инвентарная реформа , по которой были составлены инвентари – описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения. Эти правила определяли то количество земли, которое помещики должны были предоставить крестьянам.

Итоги: все эти мероприятия были проигнорированы помещиками, не ликвидировали остроту этого вопроса, но в ходе этих реформ были созданы предпосылки для будущей, более важной реформы.

Вопрос об отмене крепостного права (Александр 2)

Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Предпосылки: Поражение в Крымской войне, вызванное ее экономическо-военной отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране, (1853-1856) показали уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, неэффективной феодально-крепостнической экономики и исчерпанность ее дальнейшего развития, провал охранительных усилий николаевской эпохи, хозяйственный застой, ветхость системы, социальная напряженность в стране, массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации - отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К РЕФОРМЕ

Основные вопросы: о наделении крестьян землей, о процедуре выкупа надело, о личном освобождении крестьян, о крестьянском самоуправлении

В 1856-1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 г. - Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. Утвержденные Государственным советом «Положения» были подписаны 19 февраля 1861г (считается датой отмены крепостного права). Манифест об отмене крепостного права власти опубликовали двумя неделями позже- 5 марта 1861 г в условиях повышенных мер безопасности, правительство опасалось крестьянских волнений в дни масленицы, и отсрочило объявление Манифеста, чтобы успеть принять меры на случай беспорядков.

Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами. Крестьяне могли заключать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак без разрешения помещика, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословие мещан и купцов. НО они оставались неравноправными по отношению к другим сословиям, только они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Во взаимоотношениях с государством и помещиком были связаны круговой порукой.

С помещика была снята ответственность за уплату крестьянами податей и за отбывание ими рекрутской повинности.

Крестьяне освобождались с землей, с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин (1десятина =1.1 га). Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер по­винности за него) фиксировались в так называемых "уставных грамотах".

Крестьяне получали землю не безвозмездно, а должны были выкупить ее у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными » и были обязаны выполнять прежние повинности - барщину и оброк.

Крестьяне в течение 9 лет (до 1870г) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.

Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые отрезки (это часть земли, находившаяся в пользовании крестьян и отрезанная после реформы 1861 г в пользу помещиков). Но закон не обязывал помещика регулировать чересполосицу, существовавшую в крепостное время. Чересполосица - поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого

-размер выкупа за землю (в пользу помещика) устанавливался в зависимости от величины годового денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который через банк должен был давать доход в 6% годовых. 20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство на 49 лет под 6% годовых. В 1907 г – освобождение от выкупных платежей.

Для управления крестьянами были созданы органы местного крестьянского самоуправления: сельские и волостные сходы. Также выборный сельский старшина и сельская расправа- первая инстанция сельского суда. Волостной сход избирал волостного голову, двух заседателей волостного правления и двух членов волостной расправы- вторая инстанция сельского суда. Итоги: Значение реформы чрезвычайно велико. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, отсталую аграрную экономику. Резкое уменьшение наделов помещичьих крестьян и высокие платежи за эти наделы, плохое качество земли, отводившееся крестьянам - создавали почву для развития кабальной зависимости крестьян от помещиков, носившей крепостнический характер. Но при этом реформа носила буржуазный характер, а так же по своему содержанию. Крестьянин получал права и освобождался от помещика, попадая под власть денег в условиях товарного производства. (Это представляло значи­тельный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.)

ВОПРОС О ПОЗЕМЕЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УДЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН.

1863г – «положение о устройстве удельных, принадлежащих императорскому дому крестьян» (они платили оброк на содержание царской семьи). Они теперь получили личную свободу, и проведено их поземельное устройство. Земля передана общине за выкуп, оброк заменен платежом на 49 лет.

1866г - положение о государственных крестьянах – личная свобода дана и отдельно жили общиной на государственной земле без выкупа по указу; платили в казну ежегодный платеж – гос оброчная подать.

ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛЕК 3 пыталось сгладить остроту крестьянского вопроса в связи с: 80 е годы 19 века – разразился мировой аграрный кризис, падение экспортных цен на хлеб наносило крупный материальный ущерб русским помещикам, поэтому они усиливали отработочную систему хозяйства и эксплуатацию крестьян, а это в свою очередь - выступления крестьян. Поэтому 28 декабря 1881 года было издано положение о повсеместном прекращении временнообязанных отношений помещиков и крестьян и переводе крестьян на обязательный выкуп до января 1883 года. Закон об отмене подушной подати 1882г (для крестьян лишенных земли) , для остальных она уменьшалась на 10%, вошел в силу закон 1884 году, ее окончательная отмена (с заменой ее другими налогами) -1885г. с 1887г ее взимание прекращалось!

1882г учреждение крестьянского поземельного банка с целью гос кредитной помощи крестьянству. Итог: взлет цен на землю, полное разорение крестьянских хозяйств, не выплативших погашение по ссудам.

1889г - положение о земских участковых начальниках (направлен против элементарных прав крестьян). Т.е царское правительство старалось предотвратить массовый выход крестьян из деревни, искусственно прикрепить крестьян к сельской общине, а через нее к помещичьему хозяйству.

СТОЛЫПИНСКИЕ АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ . (1906-1911)

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, на то, чтобы Россия заняла дос­тойное место спели наиболее развитых держав.С именем Столыпина связано, главным образом, проведение реформы крестьянского на­дельного землевладения, вошедшей в историю под именем "столыпинской аграрной реформы". В основе ее лежала идея разрушения крестьянских общин. Столыпин считал основной причиной кризиса российского сельского хозяйства существование крестьянской общины, связывающей руки деловым и инициативным хозяевам. По замыслу правительства, первый этап реформы состоял в "укреплении" (передаче) че­респолосных наделов отдельным домохозяевам. Этим актом Столыпин пытался нарушить един­ство крестьянского мира - "вбить клин в общину". На втором этапе предполагался раздел всего общинного надела на отруба и хутора.

Указ 9 ноября 1906 г . предстояло утвердить в Госдуме, однако он стал проводиться в жизнь практически сразу же после его издания. Второй Думой указ был отвергнут. Третья Дума одобрила 1910г указ с некоторыми к нему дополнениями. 14 июня 1910 г. указ был подписан царем и с этого времени он получил силу закона.

Суть: указ предоставлял право крестьянам свободного выхода из общины с передачей им части земли в собственность в форме хутора и отруба (это все земли крестьянина сведены в один участок земли). Передача крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам. Организация переселенческого движения в западную Сибирь с целью наделения земель крестьянам без земли или малоземельных, а так же для предотвращения пролетаризации крестьянства. Широкое строительство школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.

Причины незавершенности реформы : незначительные временные сроки, сопротивление стороны правых и левых сил, сложные взаимоотношения царя и Столыпина. Убийство Столыпина в сентябре 1911.

Итоги: К1916 г из общины выделилось ок 25-27% крестьянских дворов. Рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба заграницу. Ускорение процесса расслоения крестьянства. Разрушение крестьянской общины. Образование хуторов в северо-западных губерниях, но проблема с водой и малоземельем в других губерниях Эффективность реформы оценивается историками неоднозначно. К положительным моментам , несомненно, можно отнести попытку уничтожить такой арха­ичный институт, как община; политику переселения крестьян, ликвидацию многих ограничений на их передвижение, избрание места жительства; размежевание запутанного землевладения со­седствующих деревень. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко вырос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Негативными моментами можно назвать форсированное насаждение ху­торов и отрубов, политика повсеместного чересполосного "укрепления" без учета местных усло­вий. Значительная часть крестьянства не приняла реформы.Реформа так и не решила сути аграрного вопроса из-за своей противоречивости. В результате ее проведения не могла быть создана система фермерского хозяйства: по причинам сохранения помещичьего землевладения, ограничения максимального земельного надела, слабости финансово-кредитной системы государства.

29 мая 1911 г. было издано "Положение о землеустройстве" , направленное на форсиро­ванное создание отрубного и хуторского хозяйства при проведении "землеустроительных работ" (т.е. ликвидации чересполосицы).

Реформа 1861 года. Отмена крепостного права

дипломная работа

2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них -- это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803-1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем -- уезда и только с 1832 г. -- в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин -- к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии -- к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться.

Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820-1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков.

Военные действия на территории Ленинградской области в период Великой Отечественной войны

Годы Великой Отечественной войны в Могилеве

Операция «Багратион» началась в июне 1944 года неожиданно для врага. Немецко-фашистское командование предполагало, что удар советских войск произойдет на Украине. Это был их роковой просчет...

Десять сталинских ударов

Цели: Освобождение Прибалтики, расчленение единой группировки немецких войск, выход на советско-германскую границу. Специфика: Лесисто-болотистая местность и малое количество дорог затрудняли наступление...

Концентрационные лагеря на территории Беларуси

При немецком отступлении в июне - июле 1944 г. в хлеве и штабелях из бревен в Тростенце было сожжено ещё 6,5 тыс. чел. При отходе немцы убивали всех. Уцелело всего десять человек...

Крестовые походы и распад Киевской Руси

Собрав после длительных споров с новгородским боярством городское ополчение и свою дружину, Александр Невский освободил Псков и Изборск и перенес военные действия на территорию ордена. На льду Чудскою озера в апреле 1242г...

Крестьянская реформа в России

"Положение об устройстве дворовых людей" предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом...

Крестьянский вопрос в России

Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян. Еще в 1811 г...

Крестьянский вопрос в России

На 18 февраля 1855 г., т. е. дне смерти императора Николая, можно положить конечный рубеж целого периода нашей истории, который начался с воцарением новой династии после Смутного времени. В этот период действовали известные начала...

К концу июля войска трёх фронтов охватили орловскую группировку противника с севера, востока и юга. Немецко-фашистское командование, стремясь предотвратить угрозу окружения, 30 июля начало отвод всех своих войск с орловского плацдарма...

Орёл – город первого салюта. История праздника

Ранним утром 5 августа 1943 года части Красной Армии навсегда освободили Орел от гитлеровских захватчиков. 283-я стрелковая дивизия вышла на северо-западную окраину города в район Веселой слободы. 308-я стрелковая дивизия, форсировав Оку у д...

Освобождение дворянства происходило в несколько приемов и сопровождалось рецидивами крепостничества. Манифестом от 31 декабря 1736 г. Анна Иоанновна сократила срок обязательной службы с бессрочной до 25 лет...

Освобождение дворянства и духовенства от государственной власти

Освобождение духовенства от крепостной зависимости началось почти одновременно с дворянством, но происходило медленнее. Уже при Петре I сначала священники и дьяконы, состоявшие в штате, и их дети...

Отечественная война 1812 года

После отступления из Москвы русская армия, совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район Тарутина. Блестяще осуществленный марш-маневр имел огромное стратегичесое значение...

Отмена крепостного права в России

«Положением об устройстве дворовых людей» предусматривалось осуществление освобождения их без земли и усадьбы, однако на протяжении 2 лет они продолжали оставаться в полной непосредственной зависимости от помещика...

Феодальное государство в Германии

Вслед за захватом заэльбских земель началось завоевание Восточной Прибалтики, заселенной курами, ливами, эстамп, земгалами и другими народностями. Уже в XII в. немецкие купцы начали создавать свои торговые дворы в Прибалтике...