Времена года

Петр орешин биография. Петр Васильевич Орешин. Биография. Свой крестный путь превозмогая

Петр Васильевич Орешин (1887-1938). Сын приказчика мануфактурной лавки и швеи, из-за бедности не смог закончить 4-классную школу. Подолгу жил у деда-крестьянина в селе Галахово Саратовской губернии (сбегал от отца, не желая становиться подручным в лавке).

Увлекался чтением русской классики; с 1911 г. стал публиковать собственные стихи в саратовских газетах. В 1913 г. переехал в Петербург, устроился работать на железную дорогу, но искал путей в литературный мир.

При поддержке Иванова-Разумника (который вел литературно-критический отдел в журнале «Заветы» и охотно печатал новокрестьянских поэтов) несколько стихотворений Орешина появляются на страницах столичной прессы.

Ранняя лирика пронизана религиозными мотивами: нищая смиренная Россия предстает страдающей, но прекрасной, ожидающей своего воскресения («Обрастет густыми травами / Вековечная кручинушка.

В 1916 был призван в армию, воевал простым солдатом, был награжден двумя Георгиевскими крестами, но в стихах все это время отчетливо звучали антивоенные мотивы. Революцию встретил восторженно; в 1918 г. издал первый сборник стихов «Зарево» (его похвалил С. Есенин).

Во вторую книгу «Красная Русь» вошли новые произведения, воспевающие и благословляющие разрушение старого мира.

В 1919-1921 гг. жил в Саратове, регулярно издавал в Саратове и Москве книжки стихов и прозы («Дулейка», 1919; «Мы», 1921; «Голод», 1921; «Алый храм», 1922; «Радуга», «Ржаное солнце», 1923, и др.). Но постепенно восторженное принятие новых перемен в жизни в реалистически-честных стихах Орешина оборачивается тревогой и разочарованием.

В 1937 г. был арестован, в начале 1938 - расстрелян.

Пётр Васи́льевич Оре́шин (16 (28) июля 1887, Аткарск, Саратовская губерния - 15 марта 1938, СССР) - русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества - это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928). Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован; реабилитирован посмертно.


Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

Жена - писательница Людмила Григорьева (ум. 1917).

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 году Петр Орешин был арестован, в начале 1938 года - расстрелян.

Стихотворения поэта

Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку, и это обстоятельство сделало его приказчиком на всю жизнь. Мать, Агафья Петровна, от нищеты шила на базар ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Петр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-хклассную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии,но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Печататься начал в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике» в 1911.

В 1913 Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами. Известен факт унизительного наказания рядового Орешина. За чтение солдатам вольнолюбивых стихов Некрасова его заставили несколько суток стоять под ружьём с грузом кирпичей за спиной.

В 1918 Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин . Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина , Клычкова , Клюева . Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 20-е гг. поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандисткую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован и погиб.

ОРЕШИН, Пётр Васильевич - русский советский поэт. Отец Орешина был приказчиком, мать швеёй. Окончил три класса 4-классной городской школы. Начал печататься в 1911. В первую мировую войну - солдат в действующей армии. Стихи этого периода выражают отвращение к «алой бойне». Орешин - участник альманаха «Скифы» (1918). Первая книга стихов «Зарево» (1918) положительно отмечена С. Есениным . Орешин написал несколько статей и воспоминаний о Есенине (1926-27). Был одним из инициаторов создания секции крестьянских писателей при Московском Пролеткульте. В 1925 избран членом правления Всероссийского союза поэтов. Сотрудничал в газетах и журналах. Всего вышло свыше пятидесяти книг Орешина, в т. ч. 4-томное собр. стихов: «Ржаное солнце» (т. 1, 1923), «Соломенная плаха» (т. 2, 1925), «Родник» (т. 3, 1927), «Откровенная лира» (т. 4, 1928). Будучи в основном бытописателем деревни, Орешин не ограничивался крестьянской тематикой. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Учитель Чиж» , «Милиционер Люкша» он стремился создать образ героя революционной эпохи. Поэмы «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «9-е января» , «Чапаев» посвящены историко-революционным темам. В некоторых стихах Орешина содержится противопоставление деревни городу. С победой колхозного строя эти мотивы исчезают. Поэзия Орешина опиралась на традиции А. В. Кольцова и И. С. Никитина . Для него характерна былинно-песенная стилизация, тяготение к сказке, но при этом - несколько рассудочный, нравоучительный тон. Лучшие стихи Орешина привлекают поэтизацией родной природы, деревенского быта.

Меньше места в творчестве Орешина занимает проза. Повесть-хроника «Людишки» (1927) посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейцами за строительство новой деревни. Многие произведения Орешина автобиографичны. В повести «Злая жизнь» (1931) рассказано о жизни молодого человека, выходца из полупролетарской семьи в условиях капиталистического общества. В 1938 Орешин был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Соч.: Красная Русь, М., 1918; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл?, М. - Л., 1924; Вторая трава, М., 1933; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. В. Сидорина], М., 1958; Повести и рассказы, М., 1960 (Биографич. справка); Стихи. [Послесл. К. П. Орешина], Саратов, 1964.

Лит.: Гусман Б., 100 поэтов. Лит. портреты, [Тверь], 1923; Евгеньев-Максимов В., Очерк истории новейшей рус. лит-ры, М. - Л., 1925; Селивановский А., Живой мир и бутафория, «Мол. гвардия», 1928, № 9; Зенкевич М. , «Родник». [Рец.], «Печать и революция», 1928, № 4; Владиславлев И. В., Лит-ра великого десятилетия, т. 1, М., 1928; Самосюк Г. Ф., П. В. Орешин, в кн.: Рус. писатели в саратовском Поволжье, Саратов, 1964, с. 222-32.

В. Ф. Земсков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 5. - М.: Советская энциклопедия, 1968

ОРЕШИН Пётр Васильевич - современный поэт и прозаик. Родился в крестьянской семье. Начал печататься с 1913. Стихи, посвящённые войне («Смертонос» , «Проклятая война» , «Отчего не рыдают камни?» , «Завтра» и др.), направлены против «алой бойни», но в них нет осознания причин империалистической войны и революционных средств борьбы с ней: растерянность, чувство обречённости, пацифистский расплывчатый гуманизм характеризуют антивоенную лирику Орешина. В дореволюционных стихах Орешин часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Однако социальные идеалы Орешина исчерпываются стремлением к сытому «крестьянскому раю». В канун пролетарской революции творчество Орешина - преломление в сознании мелкобуржуазной крестьянской интеллигенции настроений широких масс крестьянства. Пессимизм брошенного в ненавистный капиталистический город, поэтизация анархистского бунтарства («Волчья жизнь» , «Зверюга» и др.), идеализация стихийной «могучей» силы «русского мужика» - характерны для раннего Орешина. Социалистического характера Октябрьского переворота Орешин не понял. В период 1917-1921 Орешин отражал события гражданской войны («На пашне» , «Трудовая» и отчасти поэма «Крестный путь» ) с позиций трудящегося крестьянства.

В период 1923-1928 Орешин кроме стихов дал также и прозу; разрабатывал лиро-эпический жанр - поэмы. В поэмах «Селькор Цыганок» , «Милиционер Люкша» , «Учитель Чиж» , «Васька» и других Орешин пытался создать положительный образ героя революционной эпохи. В поэмах «Окровавленный май» , «Вера Засулич» , «Распутин» , «Матрос Иван» , «9-ое января» Орешин изображает царский произвол, борьбу самодержавия с революционным движением, распутинщину, империалистическую войну, но при этом часто идеализирует моменты стихийности, подменяет общественную оценку людей отвлечённо-моральным противопоставлением «добра» и «зла». Целый ряд стихов как будто бы говорит о включении Орешина в число революционных писателей современности, но при переходе страны к периоду реконструкции, в условиях жёстокого сопротивления классового врага, творчество Орешина начало отражать кулацкие настроения: противопоставление города деревне, оплакивание «злой судьбы» поэта в советской действительности («У памятника Пушкину» , «Трагедия» , «Василёк» ), страх и сопротивление индустриальной культуре социалистического города («Как ярый спрут, ползёт по свету Слепая мертвенная сталь. Ужели Вам, как мне, поэту, Цветка измятого не жаль» и т. п.) - характерны для его книги «Откровенная лира». Пробует Орешин сочувственно изображать колхозную действительность, однако дает её поверхностно, во внешних деталях, впадая в сусальность.

Стихи Орешина страдают растянутостью, язык не отличается яркостью, сельские пейзажи монотонны. Орешин прибегает иногда к изобразительным средствам песенно-былинной поэзии, использует атрибуты религиозно-церковного быта, сближаясь с Клюевым , но лишён яркого своеобразия и силы последнего.

Проза в творчестве Орешина занимает меньшее по сравнению с поэзией место («Ничего не было», 1926; «Жизнь учит», 1928, и «Злая жизнь», 1931). В прозе Орешин даёт воспоминания о детстве и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка - выходца из полупролетарской среды - в условиях капитализма, причём дано разоблачение купеческого хищничества, «накопительства». Хроника «Людишки» посвящена борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой советской деревни, взятой, главным образом, в разрезе бытовых изменений. Проза Орешина перегружена мелочно-бытовыми моментами, повторением однотипных ситуаций, отличается композиционной рыхлостью.

Библиография: I. Поэзия: Зарево, изд. «Революционный социализм», М., 1918; Красная Русь, изд. ВЦИК, М., 1918; Алый храм, Гиз, М., 1922; Микула, Поэма, изд. «Красная новь», М., 1922; Ржаное солнце, т. I, Гиз, М. - П., 1923; Почему из крупных сёл на простор народ пошёл? Москва, 1924 (агитагропропаганда); Соломенная плаха, Стихи, т. II, Гиз, М. - Л., 1925; Родник, Стихи, т. III, Гиз, М. - Л., 1927; Откровенная лира, Стихи, т. IV, изд. «Федерация», М., 1928; Вторая трава, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933. Проза: Человек на льдине и др. рассказы, изд. «Красная новь», М., 1922; Корявый, Рассказы, Гиз, М., 1922; Снегурочка, Сказка, Гиз, М. - Л., 1924 (для детей); В полях, Очерки, изд. «Красная новь», М., 1924; Ничего не было, Повесть, Гиз, М., 1926 (изд. 2-е, 1928); Красный бор, Повесть для детей, Гиз, М., 1927; Людишки, Повесть, Гиз, М. - Л., 1927; Жизнь учит, Повесть, Гиз, Москва - Ленинград, 1928; Человек на льдине, Гиз, Москва - Ленинград, 1931 (для детей); Злая жизнь, Повесть, изд. «Московское т-во писателей», Москва, 1931.

II. Викт. Г., Железная сказка, где царствует Авиахим, «На литературном посту», 1929, XIX; Трифонов Н., Кулацкий методолог на страницах «Литературной газеты», там же, 1930, XVII; Бескин О., Певец кулацкой деревни, «Земля советская», 1930, III.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Б. Другов

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ


28 июля 2017 года исполнится 130 лет со дня рождения известного русского и советского прозаика и поэта Петра Васильевича Орешина, родившегося и выросшего в городе Аткарске.

Петр Васильевич появился на свет в нашем городе в семье приказчика мелкой мануфактурной лавки, его мать работала на дому, она шила рубахи из ситца, которые затем продавались на местном рынке.

Орешину удалось отучиться лишь в начальной школе, из-за материальных трудностей в семье продолжить учебу он не смог. Только в 16 лет юный Петр попал в бухгалтерскую школу, однако связывать жизнь с цифрами и счетоводством не захотел. К тому времени он уже увлекся поэзией и живописью, трудился в одной из контор.

Впервые был напечатан в «Саратовском листке» в 1911 году, а через два года он переезжает в Санкт-Петербург, где продолжает службу мелким клерком, но печатается уже в столичных изданиях «Заветы» и «Вестник Европы».

Все его творчество было посвящено родной природе и сельскому быту, тяжелой жизни русского крестьянства. Поэтическую и трудовую карьеру Орешина прерывает призыв в армию в 1914 году, на фронтах Первой мировой он сражается самоотверженно и возвращается обладателем двух Георгиевских крестов.

В 1918 году у Орешина выходит сразу две книги стихов. Одну из них («Зарево») замечает Сергей Есенин, который характеризует творчество вдохновляемого родным Поволжьем писателя «озером, где отражаются и месяц, и церковь, и хаты».

В начале двадцатых годов Петр Васильевич живет в Саратове, сотрудничая как с местными, так и московскими издательствами. Он разделяет революционные идеи, много пишет и печатается, выступает на митингах, занимается пропагандой советской власти, призывая крестьян порвать с прошлым.

В это время окружающим становится заметна одна из неприятных черт характера поэта, как говорил Есенин, Орешин в Саратове «пишет плохие коммунистические стихи и ругается со всеми».

Вскоре Петр Васильевич переезжает в Москву, где избирается одним из руководителей Союза писателей, а по его инициативе в Пролеткульте создается секция крестьянских поэтов. В 1924 году выходит в свет сборник под названием «Творчество народов СССР», для которого писатель занимался переводом и сбором множества фольклорных произведений.

1920-е можно смело назвать пиком карьеры и популярности Петра Орешина, его сборники стихов и прозы (включая автобиографические произведения) выходят один за одним: «Жизнь учит», «Людишки», «Злая жизнь», «Ничего не было», «Солнечная плаха», «Ржаное солнце», «Откровенная лира», «Родник».

Ну а в 1923 году грянуло так называемое «дело четырех поэтов», Петра Орешина в компании с Сергеем Есениным, Сергеем Клычковым и Алексеем Ганиным обвинили в «антисемитизме». Тогда литераторам удалось отделаться товарищеским судом и общественным порицанием, Орешин ответил на обвинение стихотворением «Под клеветой».

Однако судьба всех четверых была трагической, атмосферу тех лет прекрасно передает спектакль и телесериал «Есенин» с Сергеем Безруковым.

Следующим ударом для Орешина стала смерть Сергея Есенина, случившееся настолько поразило его, что он посвятил другу сразу четыре стихотворения. Несколько позднее в творчестве Петра Орешина начинает проскальзывать разочарование советской властью вообще и преобразованиями в жизни крестьянства в частности.

В 1934-1935 годах в полной мере проявляется непростой характер Петра Орешина, сначала его задерживают за публичное оскорбление Лазаря Кагановича, а затем - он устраивает скандал в Доме писателя, во время которого не стесняется в выражениях в адрес советской власти и Иосифа Сталина.

Арестовали Орешина 28 октября 1937 года, он был обвинен в террористической деятельности и расстрелян 15 марта 1938 года.

Реабилитирован Петр Васильевич Орешин был в 1956 году, в последний раз его книга выходила в 1968 году.

В саратовском литературном сообществе время от времени заходит разговор о необходимости переиздания произведений поэта. Возможно, это носило бы символический характер, ведь сейчас, во времена Интернета, стихи Петра Орешина доступны всем. Когда-то и газета «Аткарский уездЪ», например, публиковала стихотворение «Осень». Почитайте, честное слово, вам понравится.

Скорее всего, 130-летие со дня рождения писателя в Аткарске останется почти никем незамеченным, как и 120-летие, на родине о нем почти не вспоминают по неизвестным и непонятным причинам.

Зато жители московского Марьино, скажем, ставят Петра Орешина в один ряд с Константином Бальмонтом и Федором Сологубом - именно такие поэтические названия они дают улицам.

ВОЛЖСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕТРА ОРЕШИНА

Л. САЛЬКОВА

Пётр Орешин, талантливый русский поэт и прозаик, пришёл в литературу из волжских мест. Родиной его был Саратов, колыбелью творчества – Волга.
С Саратовом, с поволжской деревней, с родной Волгой Орешин был связан кровно. С раннего детства и на всю жизнь в его сознании запечатлелись картины волжских просторов, Волга стала постоянной вдохновительницей его стихов, подлинные гимны Волге он поёт в самых задушевных лирических местах своих повестей и рассказов, города и сёла Поволжья часто являются местом действия в произведениях, волгари – его любимые герои. Близость Орешина к жизни родного города и того полунищего поволжского села, в котором жили его родственники и куда он часто наезжал, тяжёлая школа жизни, через которую прошёл поэт, а потом, после революции, постоянное участие во всех делах и заботах обновлённого и растущего Саратова и всей страны выпестовали в нём то глубокое чувство патриотизма и гражданственности, которые с такой большой силой и яркостью выражены в его творчестве.

ПЁТР ОРЕШИН. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ

Реферат

Первая книга стихов Петра Васильевича Орешина была издана в 1918 г. Называлась она «Зарево». На выход книги откликнулся рецензией Сергей Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству новокрестьянских поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьянства:

А сердце всё изранено,
Всё кровью истекло.
Проклятое, болезное,
Голодное село.

Когда началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков, оказался но фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух писателей-фронтовиков к войне.