Времена года

Современные формы методической работы в образовании. Активные формы организации методической работы. Решение педагогических задач

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

Методический анализ учебного материала;

Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

Разработку методики обучения по предмету;

Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.

Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.

Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.

Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :

1) изучение и разработка учебно-методической документации;

2) повышение качества учебно-воспитательной работы;

З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;

· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;

· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

· проведение и анализ открытых уроков;

· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;

· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.

Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Творческие отчеты;

Деловые игры, ролевые игры;

Обсуждение передового педагогического опыта

Тематический педсовет;

Педагогические чтения;

Выставки передового педагогического опыта;

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся :

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К активным формам организации методической работы относятся:

1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:

· применение игровых заданий;

· использование активных форм обучения;

· организация группового взаимодействия учащихся;

· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;

3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;

4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;

5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;

6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;

7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;

8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;

9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;

10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;

11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

инновационный экономический колледж преподаватель

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

1. Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Тренинг

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1. Приветствие команд, в котором учитывается:

соответствие выступления заданной теме;

актуальность;

форма представления.

Время выступления — 10 минут.

2. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса — 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы.

7. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни школы). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Активные формы организации методической работы

Дискуссия

Цель — вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения — коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика организации:

Определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов.

Определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия
(случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся).

Составление плана.

Предварительное ознакомление педагогического коллектива с основными положениями обсуждаемой темы.

Методика проведения:

Ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей.
Вопросы слушателям предъявляются последовательно в соответствии с планом.

Организация обсуждения различных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

Заключение по итогам обсуждения.

В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы слушателей, при необходимости аргументированно опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит слушателей за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

хорошо знать предмет, тему дискуссии;

изучить позицию и аргументы оппонентов;

не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

Методический ринг

Цель — совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения — групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).

Методика организации и проведения:

1 вариант — методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.

Например, на методическом ринге по теме "Школа без дисциплины что мельница без воды" (Я. А. Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: "Как я добиваюсь дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?".
Заранее готовятся два оппонента. Каждый оппонент имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.
Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т. д.

II вариант — методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках" предполагает соревнование следующих методических идей:

применение игровых заданий;

использование активных форм обучения;

организация группового взаимодействия учащихся;

повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.

Творческие группы защиты методических идей создаются заранее.

Ход методического ринга (очередность защиты идей) определяет жеребьевка.

Группа анализа оценивает уровень подготовки участников.

Соревнование методических идей завершается обобщающим выводом.

Методические посиделки

Цель — формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Форма проведения — круглый стол.

Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог

Цель — обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения — круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Формы организации методической работы

Работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы

Организационно-методическое обеспечение УВП

Работа с молодыми специалистами

Передовой педагогический опыт

Работа по самообразованию

Педагогический мониторинг

Педсоветы

Методсовет

Школа молодого учителя

Работа творческих лабораторий

Работа над индивидуальной темой по самообразованию

Посещение и анализ уроков учителей

Психолого-педагогические консилиумы

Заседания

методического объединения

Школа молодого классного руководителя

Работа целевых творческих групп

Консультирование и индивидуальные собеседования

Изучение системы работы учителя по теме

Тематические семинары

Инструктивно-методические совещания

Наставничество

Творческие отчёты учителей

Создание уголков «В помощь по самообразованию»

* Материалы из опыта работы

* Публикации из периодических изданий

Контрольные срезы

Семинары-практикумы

Совещания при директоре

Взаимопосещение уроков

Открытые уроки

Диагностика педагогических кадров

Семинары- тренинги

Совещания при зам. директора

Индивидуальные консультации

Уроки-панорамы

Собеседование с учителями и учащимися

Педагогическая студия

Выставки-презентации новинок педагогической литературы

Анкетирование

Неделя педагогического мастерства

Педагогические чтения и педконференции

Составление комплексных программ (по преемственности, охране здоровья и т.д.)

Конкурс «Лучший молодой педагог»

День открытых уроков

Обобщение системы работы учителя

Лекторий

Уроки-отчёты молодых специалистов

Открытые внеклассные воспитательные мероприятия

Обобщение опыта работы учителя по определённой теме

Диспут или дискуссия по теме

Составление программ наблюдений

Создание уголка «В помощь молодому специалисту»

Научно-практическая конференция

Деловые игры

Организация методических уголков, выставок, кабинетов

Педагогическая выставка

Педагогическая экскурсия

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта

Активные формы организации методической работы

1.Теоретический семинар

Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

    ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

    определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

2. Методические оперативки

Цель : стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

3. Тематические педсоветы

Цель : выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.

Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

4. Методические дни

Цель

    ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;

    создание "копилки" внутришкольных методических находок.

5. Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

    Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

Цель : знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

    ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;

    проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

    Дискуссия

Цель : вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

    Методический ринг

Цель : совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Методический диалог

Цель : обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

    Деловая игра

Цель : отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

    Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

    Педагогический КВН

Цель : активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

    Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

    Мозговой штурм

Цель : развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

    Наставничество

Непосредственное обучение молодого учителя наставником (опытным учителем).

Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

    обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;

    обеспечение уровня работы молодого учителя;

    формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

    Методическая декада

Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

    Интеллектуальный марафон

Цель : знакомство с педагогическим творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Предметные недели

Цель : стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

    " День науки"

    Дни гуманитарных знаний

    Психолого-педагогические семинары

    Мастерская повышения квалификации

    Научно-практические конференции учителей и учащихся

    Индивидуальная работа над личной творческой темой

    Экспериментальная работа

    Работа школьной академии наук (ШАН)

    Издательская деятельность

    Работа творческих групп

Примерные темы семинаров

    Управление процессом профессионального развития педагогов.

    Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.

    Активные формы развития профессионализма педагогических кадров.

    Идеологическая работа в учреждениях образования: сущность содержания, функции.

    Оценка качества образования и ВШК по предметам.

    Система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития.

    Анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя.

    Мотивация как фактор повышения педагогического мастерства.

    Современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров.

    Роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.

    Роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования.

    Проблема самоанализа урока.

    Научная дискуссия как средство обучения.

    Программа индивидуальной работы с отстающими учащимися.

    Урок – как форма повышения методического мастерства.

    Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов обучения школьников;

    Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;

    Повышение эффективности контроля за состоянием учебной деятельности школьников.

    Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.

    Организация системы работы по предупреждению и преодолению пробелов в знаниях учащихся.

    Новые педагогические технологии и их использование в учебном процессе.

    Разнообразие контроля и учёта знаний, умений и навыков учащихся.

    Мотивация учения путём формирования у детей познавательных интересов.

    Реализация гуманистической направленности обучения через личностно-ориентированный педагогический процесс.

    Роль качественной оценки знаний в формировании личности ребёнка.

    Реализация в учебном процессе концепции личностно-ориентированного обучения.

    Личностная направленность оценки результатов деятельности учащихся.

    Создание на уроке оптимальных условий для развития личности.

    Психолого-педагогическая деятельность в создании ситуации успеха.

    Реализация в учебной деятельности свободы выбора.

    Искусство педагогического общения на уроке.

    Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребёнка.

    Особенности работы учителя с нестандартными детьми.

    Развитие способностей ребёнка – настоятельная потребность времени.

    Активизация и интенсификация деятельности учащихся на уроках, дифференциация – решение многих проблем обучения.

Критерии эффективности организации и планирования методической работы:

1. Нормативно-правовая обеспеченность деятельности.

2. Уровень функционирования или развития системы методической работы (единство целей, задач, содержания, форм, методов, организации и конечных результатов).

3. Оптимальность структурно-функциональной модели методической службы.

4. Чёткость и конкретность планирования.

5. Актуальность тематики.

6. Целенаправленность и систематичность в проведении методической работы.

7. Привлечение к методической работе всех членов педагогического коллектива.

8. Изучение и использование членами педагогического коллектива опыта работы своих коллег.

9. Технологизация учебно-воспитательного процесса.

10. Открытость для профессионального взаимодействия с другими структурами системы образования.

11. Создание творческой, деловой атмосферы в коллективе со стороны руководителей.

12. Диагностическая основа для определения структуры, содержания и форм методической работы.

13. Выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.

14. Учёт передового педагогического опыта.

15. Сплоченность педагогического коллектива.

16. Развитие творческой активности педагогических кадров, повышение их общей культуры.

17. Последовательный переход от коллективных форм работы к самообразованию.

18. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности.

Планирование работы МО

Планово-прогностическая деятельность администрации является основой управления методической работой в школе. Как любая деятельность, она должна иметь свои цели, средства и результаты. Методическое объединение (МО) является центральным звеном методической работы в школе и создаётся при наличии не менее трёх специалистов одного профиля. Педагоги малокомплектных школ принимают участие в работе межшкольных (кустовых) МО.

Общее руководство МО осуществляет зам. директора по УВР. Непосредственно же руководить МО может учитель, избранный коллегами из числа наиболее опытных педагогов.

Для осуществления контроля за работой МО руководитель школы должен чётко представлять задачи, стоящие перед МО и содержание его деятельности, которая включает организационную учебно-методическую и воспитательную работу.

В конце каждого учебного года (апрель-май) руководители МО готовят отчёт о проделанной работе за год, в котором излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы и определяются основные задачи и краткая программа деятельности на следующий год.

После определения основных задач и мероприятий для МО руководители МО составляют План работы на учебный год. План представляет собой структурную определённую последовательность мероприятий, ведущих к достижению уже определённого комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом и включать все необходимые решения. Для реализации плана необходимо разработать стандартную систему отчётности и осуществлять её анализ как по результатам деятельности всего МО, так и отдельного учителя. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности МО, сравнение полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, невозможны без качественного планирования. План становится предпосылкой для составления подробных календарных графиков, расписаний и т.п.

Центральное место в планировании занимают задачи календарного планирования, т.е. увязывание мероприятий между собой во времени и с возможностями других МО. В простейшем случае параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждого мероприятия, их продолжительности и необходимые ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические). Существуют различные способы отображения календарного плана. Наиболее распространены календарные планы в виде линейных диаграмм и списков работ (таблицы, планы - сетки). Опыт показывает, что наиболее приемлемым для председателей МО является календарный план в виде таблицы.

План работы МО состоит из следующих разделов:

    тема, над которой работает МО;

    цель и задачи МО на новый учебный год;

    общие мероприятия;

    учебно-воспитательная работа МО;

    методическая работа;

    совершенствование учебно-методического обеспечения.

Тему, цель и основные задачи деятельности методическое объединение формирует, исходя из общешкольных задач с учётом специфики работы.

Организационные формы:

    методические объединения;

индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

Работа методических объединений

Центром учебно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений являются МО.

Руководство МО осуществляет учитель, которые имеют высшую или первую категории.

Работа руководителей МО строится на основе анализа работы МО за истёкший год, задач на новый учебный год.

Заседание МО проводится согласно утверждённому методическим советом плану, но не реже 4 раз в год.

Работа руководителей методическими объединениями должна поощряться ежемесячно и по результатам работы в конце года.

В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:

    проведение заседаний МО;

    выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО

    проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;

    изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей школы;

    организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов;

    укрепление учебно-методической и материальной базы;

    знакомство с передовым опытом учителей других учреждений образования и внедрение его в деятельность учителей МО;

    организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогов;

    подготовка и проведение аттестации преподавателей;

    подготовка календарно-тематических планов, разработка программ факультативов и курсов по выбору;

    подготовка и проведение предметных дней, недель, декад;

    проведение всех видов учебных занятий, экзаменов, зачётов;

    диагностика качества образования учащихся;

    подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т. д.;

    подготовка и проведение внеклассной работы среди учащихся в соответствии с профилем методических объединений;

    руководство научно- исследовательской работой учащихся и преподавателей;

    проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и т.п.;

    посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО;

    социальная защита педагога.

После проведения дней творческого отчёта разработки научно-методических материалов сдаются в методический совет.

Примерная схема анализа

плана работы МО

Цели и задачи:

    Соответствие общешкольным задачам.

    Соответствие аналитическим выводам по результатам работы в предыдущем году.

    Актуальность и глубина рассматриваемых вопросов.

    Практическая направленность.

    Диагностическая обоснованность.

    Конкретность.

    Логичность и последовательность (цели-задачи-мероприятия.)

Формы работы МО:

    Соответствие формы и содержания.

    Разнообразие форм работы.

    Работа в секционный и межсекционный периоды.

Выполнение плана работы и его корректировка:

Определение форм контроля за выполнением.

Наличие протоколов заседаний, докладов, дидактических материалов.

Обобщение опыта работы.

Примерная схема анализа занятия МО

1. Актуальность тематики:

    связь с проблемами учебно-воспитательного процесса по итогам годового анализа работы школы за прошлый учебный год;

    связь с задачами, стоящими перед школой в текущем учебном году.

2. Место данного занятия в системе работы МО.

    актуальность, конкретность, практическая направленность;

    отражение идей реформирования школы, нового содержания образования и работы по новым программам;

    соответствие требованиям нормативных документов;

    научная обоснованность (использование новейших исследований и психологической науки);

Формы проведения занятия

    соответствие формы и содержания;

    наличие активных форм работы и др.

5. Степень активности каждого учителя в работе данного МО. Уровень подготовки членов МО.

6. Качество разрабатываемых в МО методических материалов (докладов, методических рекомендаций, разработок и т.п.), их конкретность и действенность.

7. Связь занятия МО с самообразованием и курсовой переподготовкой учителей.

8. Качество подготовки занятия МО.

9. Уровень подготовки руководителя МО.

10.Материальная база занятия

    наличие учебно-методического кабинета;

    материалов из опыта работы;

    наличие ТСО;

    организация выставки и т.п.

11. Степень реализации запланированной работы.

12. Эффективность занятия МО.

Анализ эффективности методической работы в школе.

Схема анализа методической работы.

Цель анализа : определить уровень продуктивности методической работы в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.

    Оценка диагностического характера методической работы в школе.

    Эффективность и действенность работы предметных кафедр (или методических комиссий) по повышению профессионального (теоретического, методического, общекультурного) уровня педагогов.

    Эффективность деятельности предметных кафедр(методических комиссий) по организации и проведению открытых уроков, предметных недель, научно-методических конференций, олимпиад по предмету, педагогических чтений…

    Эффективность деятельности предметных кафедр по обощению и освоению передового педагогического опыта.

    Состояние и действенность самообразовательной работы учителей…

    Работа предметных кафедр по совершенствованию урока и повышению качества преподавания учителей- предметников.

    Эффективность и действенность работы школ передового опыта, творческих групп учителей, университета передовых знаний.

Памятка по организации контроля за состоянием методической работы

Объекты контроля:

    планирование и содержание работы МО;

    работа творческих групп;

    наставничество;

    аттестация;

    самообразование;

    учёба (курсовая подготовка);

    передовой педагогический опыт.

Программа наблюдения

    Отражение в планах МО задач школы. Выполнение и результативность планов.

    Выявление затруднений. Рост методического мастерства.

    Состояние преподавания, уровень педагогического мастерства.

    Знание и внедрение новой технологии на уроке.

    Посещение занятий. Результативность. Внедрение в практику новых идей.

    Краткая характеристика замысла урока. Конспект урока.

Где будет слушаться вопрос

    На совещании при директоре.

    На педагогическом совете.

    На заседании аттестационной комиссии.

Выводы

    возрос профессиональный уровень учителей;

    основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых на уроке для активизации деятельности учащихся, повышение эффективности урока;

    остаются нерешенными вопросы организации дифференцированной самостоятельной работы на уроке, мотивации учебной деятельности, формирования навыков самоконтроля;

    многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности;

    учащиеся показали хороший уровень предметных ЗУН, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения трудных вопросов;

    интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся

Выводы

    С помощью системы вопросов, создания проблемных ситуаций, разных уровней проблемно- эвристического решения задач учитель добивался активности и самостоятельности мышления.

    Удачное сочетание фронтальной работы в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий способствовало организованности учащихся на уроке.

    Добиваясь сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся учитель обеспечивал условия для продуктивной работы мышления и воображения.

    Качество усвоения знаний зависит от системности, связи с предыдущими и последующими уроками, от связи с опытом и знаниями учащихся.

    Быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся позволило успешно справиться учителю с поставленными задачами.

    Учитель использует методы и приемы, которые приводят учащихся к самостоятельному добыванию знаний и "открытию истины".

    Учитель не подавляет, дает возможность самовыражаться.

    Учитель в процессе анализа раскрывает проблемы общественного и нравственно-эстетического характера, воспитывает у школьников активную гражданскую позицию.

    Учитель стимулирует творческую инициативу учащихся и отстаивание своей точки зрения.

    Учитель на уроке успевает много сделать, благодаря умению рационального использования времени, четко поставленной работе.

    Урок насыщен материалом, требующим раздумий и мыслительной активности.

    Учитель включает в учебный материал занимательные факты, использует имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки.

    Учитель при отборе учебного материала учитывает познавательные интересы и потребности учащихся.

    Учитель организует совместное обсуждение вопросов, проблем.

    В процессе коллективной, групповой и индивидуальной работы учитель способствует формированию у учащихся веры в свои возможности.

    Учитель любит свой предмет и умеет это показать детям.

    На протяжение всего урока учителю удается поддерживать устойчивость внимания учащихся, сосредоточенность.

    Учитель ставит задачи межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют более глубокому усвоению.

    Учитель умеет концентрировать внимание учащихся на самом главном.

    Высокий уровень педагогического мастерства: работает вдохновенно, ему присущи: собранность, энергичность, доброжелательность, легкость на подъем, профессиональная зоркость, способность к волевому воздействию, грамотная доступная речь, увлеченность, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость, умение создавать атмосферу радостного искреннего общения ребят с учителем и друг с другом, деловой контакт.

    В системе комментируется деятельность учащихся, дается развернутая оценка.

    Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всего класса в зависимости от способностей

    Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную, но научную форму, речь выразительная, богатая.

Выводы

    Не прослежаивается содержательная логика урока.

    Темп урока невысок.

    Учитель "привязан" к конспекту, не импровиизирует.

    Атмосфера не настраивает на активную учебную работу.

    На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.

    Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий с стороны учителя и учащихся

    Деятельность учеников носит монотонный характер

    Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

    Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать.

    Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися.

    Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров.

    Вопросы носят репродуктивный характер.

    Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей.

    Учитель не заостряет внимания на культуре взаимоотношений.

    У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН.

    Ответы учащихся не комментируются.

    Контроль формальный, а не содержательный.

    Изученный материал не усвоен большей частью учащихся.

    Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся.

Азбука методической работы: планирование, формы и

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что она (личность) формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении . Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.

Сущность и задачи методической работы

в образовательном учреждении

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога.

Определить цели и задачи методической работы - значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты. Цель, прежде всего, заключается в росте педагогического мастерства.

При постановке задач нужно учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания учащихся, педагогической науке и передовому педагогическому опыту; функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу, к конкретному педагогу. Организуя индивидуальную работу с конкретным учителем, можно сформулировать задачи в более обобщенном виде: формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы образовательной и воспитательной деятельности конкретного педагога.

Правильная постановка задач методической работы способствует оптимальному выбору средств решения этих задач. Главным из этих средств выступает содержание методической работы в учреждении образования.

Направления работы методического объединения:

Изучение вопросов организации образовательного и воспитательного процессов; овладение научной методологией;

Ознакомление с новыми положениями, документами, постановлениями и т. д.;

Углубленное изучение методики проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий;

Опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных вопросов внеклассной и внешкольной работы с демонстрацией открытых внешкольных мероприятий, воспитательных часов;

Изучение положений дидактики, теории воспитания, попытка их практического применения;

Изучение возрастной и педагогической психологии, психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп;

Информация о новых книгах, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно - воспитательной работы;

Систематическое изучение уровня обученности и воспитанности учащихся;

Совместная работа классного руководителя и учителей предметников.

Система методической работы

Система – это комплекс взаимосвязанных элементов, которые обладают такими свойствами, как целенаправленность, целостность. Всякая система открыта, т. е. связана с другими системными и несистемными объектами, и является частью системы более высокого порядка. Система методической работы в образовательном учреждении – это часть системы работы с педагогическими кадрами, часть системы управления работой педагогов, часть системы повышения профессионализма.

Выбирая вариант методической работы, зам. директора по УВР (НМР) должен учитывать:

Задачи, поставленные перед педагогами;

Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

Результаты изучения личности и деятельности педагогов, особенно их трудностей;

Качественный и количественный анализ текущих, конечных результатов учебно - воспитательной работы;

Особенности содержания методической работы;

Традиции образовательного учреждения; сравнительную эффективность различных форм методической работы;

Меру в использовании тех или иных направлений, содержания, форм, приемов методической работы;

Наличие времени для осуществления намеченной методической работы (возможное сокращение количества мероприятий, перенос по времени и т. д.)

Материальные, морально-психологические и др. условия; имеющиеся в конкретный момент реальные возможности привлекать педагогов к организации методической работы, быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д.

Необходимые условия для методической работы: организационно-педагогические (свободное время, скоординированность деятельности), морально-психологические, санитарно-гигиенические.

Содержание методической работы формируется на основе следующих источников: документы, положения, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы; достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, в том числе, исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении: инструктивно-методические документы Министерства образования Республики Башкортостан по вопросам организации учебно - воспитательной работы в учреждениях образования; информация о передовом, новаторском и массовом опыте; данные конкретного анализа состояния уровня обученности и воспитанности и развития учащихся, помогающие выявить первоочередные для данного учреждения темы и проблемы методической работы и самообразования.

Организация методической работы

Организация методической работы включает в себя обширный круг функций, действий:

· изучение, анализ состояния воспитательной работы;

· целеполагание – выбор цели, задач;

· планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

· создание рациональной организационной структуры управления;

· постановка воспитательных задач;

· инструктирование, стимулирование, оказание помощи педагогам;

· контроль;

· анализ и оценка результатов и т. д.

Компоненты организаторской деятельности заместителя директора по учебно - воспитательной работе:

· выступления с разъяснениями актуальности и сущности работы по избранной проблеме;

· подготовка документации;

· деятельность педагогического совета, методического объединения и творческих групп по предметам по избранной теме;

· создание творческих групп по обмену педагогическим опытом;

· организация самообразования;

· открытые внеучебные мероприятия;

· личный пример зам. директора;

· оперативная помощь;

· подведение итогов и постановка новых задач;

· поощрение.

Формы организации методической работы

Возможна следующая структура звеньев методической работы: педагогический совет, работающий на базе методического кабинета, методическое объединения учителей, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.

Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.

Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.

Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.

Одна из самых важных форм методической работы – это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения (например: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся, направленное на возрождение национальной культуры, нравственности и духовности» определяет единую методическую тему: «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педколлектива в эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»). Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения учителей . Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.

Вопросы:

1.Эффективность новых активных форм методической работы в УДО.

2.Технология и характеристика некоторых активных форм в работе с педагогами в дошкольном учреждении.

3. Понятие об интерактивности и интерактивных методах.

4. Особенности интерактивной игры, её алгоритм.

Литература:

1. Василенко, Н.О. Формы организации методической работы в учреждении дошкольного образования / Н.О. Василенко, Л.Н. Котенева.- Мозырь: «Белый ветер»,2011.- 91 с.

2. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.

3. Котко, А.Н. Управление дошкольным учреждением / А.Н. Котко.- Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2009.

4. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с.

5. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб.пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

Эффективность новых активных форм методической работы в УДО

Всовременных условиях меняется суть форм работы в системе непрерывного образования педагогических работников: в отличие от традиционно-информационной они приобретают обучающий характер, что обеспечивает:

1) формирование культуры саморазвития педагогов,

2) создает предпосылки для осознания и определения ими своей граж­данской позиции.

Этому должно способствовать изменение управлен­ческих техник, активных методов обучения, которые активизируют пе­дагогическую деятельность, стимулируют профессиональную готовность к участию в управлении учреждением дошкольного образования.

В последнее десятилетие интенсивно развиваются и внедряются в педагогический процесс так называемые активные методы обучения и воспитания («методы активного обучения», «технологии активного обучения»). Эти методы основаны на установленных фактах о том, что при прочих равных условиях в памяти человека остаётся до 90% того, что он делает; до 50 % того, что он видит; только 10% того, что он слышит.

Активизация познавательной деятельности педагогов возможна на основе применения следующих активных методов обучения:

· моделирование занятий и отдельных мероприятий;

· анализ конкретных ситуаций, предполагающий принятие опти­мальных решений на основе знания психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса;

· деловая игра, имитирующая деятельность педагога в ситуации, приближенной к реальной;

· дискуссия, предоставляющая возможность свободного обсуж­дения проблемы, обмена мнениями;

· круглый стол, основанный на принципе коллективного обсуж­дения проблем;

· «мозговой штурм» - метод, предполагающий групповое нахож­дение новых альтернативных вариантов решений проблемной ситуации и др.

К данной группе методов относят также: методы проблемного обучения, игровые технологии, методы погружения, интерактивные методы (Самостоятельно изучить, используя «Интегрированный курс лекций по педагогике» под редакцией Сивашинской Ч.1, С.157-158.).

Формы методической работы:

Теоретические семинары (доклады, сообщения);

Семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

Диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «открытая дискуссия») и др.;

- «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-пано­рамы;

Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;

Обсуждение современных новейших методик, технологий, до­стижений психолого-педагогической науки;

Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

Обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и ан­кетирования воспитанников;

Разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: докла­ды, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших работ воспитанников, продуктов их творчества;

Обсуждение эффективного педагогического опыта и рекоменда­ции к его распространению и внедрению;

Конкурсы «Лучший воспитатель детского сада...», « Воспитательгода»;

Педчтения, научно-практические конференции;

Педагогические советы и др.

2.Технология и характеристика некоторых активных форм в работе с педагогами в дошкольном учреждении

В основном активные формы организации методической работы в дошкольном учреждении делятся на групповые и индивидуальные формы .

Рассмотрим и охарактеризуем некоторые из них.

Открытый показ. Занятие с последующим обсуждением просмот­ренного, форма обучения педагогов и распространения передового опыта.

Панорама опыта может выступать как самостоятельная форма работы и как прием. Это целенаправленный показ передового педа­гогического опыта, в ходе которого наиболее полно представляются основные направления работы педагога, происходит вычленение идей опыта и показ его словесно-иллюстративным методом, т. е. в подтверждение основных положений своего опыта педагог приво­дит фрагменты отдельных занятий или полностью занятие.

Помимо этого в ходе панорамы может использоваться видеозапись, мультимедиа-презентация, слайд-фильм, наглядные пособия и др.

Завершается панорама беседой, дискуссией, в ходе которой об­суждается предложенный опыт. Возможно проведение опыта с пока­зом различных путей решения предложенной проблемы несколькими педагогами. Панорама опыта не регламентируется во времени.

Семинар – групповое занятие по определённому плану под руководством опытных педагогов специалистов. Они проводятся с целью повышения теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития учреждения дошкольного образования. Например, решая вопрос об использовании в практике работы дошкольного учрежде­ния современных технологий воспитания и обучения детей, полезно прежде провести семинар, который позволит глубже ознакомиться с ее сущностью, научно-методическим обеспечением. В таком случае семинар может работать в режиме творческой группы.

План семинара, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руково­дителем семинара может быть заведующий, заместитель заведующе­го по основной деятельности, специалисты учреждения дошкольного образования, школы, опытный воспитатель или воспитатель, прослу­шавший семинар по теме в рамках курсовой подготовки либо обучаю­щийся в учреждении высшего образования. Возможно приглашение для участия в работе семинара преподавателей системы высшего об­разования, научных работников и др. Руководитель семинара вместе с заместителем заведующего по основной деятельности продумыва­ют план его проведения.

Виды семинаров:

1. Межпредметный семинар

На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: политическом, экономическом, научно-техничес­ком, юридическом, нравственном и др. Между слушателями распре­деляются задания для подготовки сообщений по теме. На занятие могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и квалификаций. Такой семинар позволяет расширить кругозор обу­чающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблемы.

2.Проблемный семинар

Например, до проведения педсовета педагогическому коллекти­ву предлагается обсудить проблему, связанную с научной стороной заявленной темы. До занятия педагоги получают задание отобрать материал, сформулировать вопросы и объяснить данную проблему. На семинаре в дискуссии (групповой) проводится первичное ее об­суждение. Мнение групп выносится на коллективное рассмотрение. Это дает возможность выявить научно-теоретический уровень знаний педагогов и сформировать интерес к рассматриваемому на педагоги­ческом совете вопросу.

Тематический семинар

Семинар организуется и проводится с целью акцентировать вни­мание обучающихся педагогов на теме педсовета или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание - выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой и опытом деятельности в масштабе района, города, коллектива. Тематический семинар углубляет знания слушателей, ориентирует их на активный поиск путей и способов ре­шения рассматриваемой проблемы.

4. Ориентационный семинар

Предметом обсуждения на таком семинаре являются новые аспек­ты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.

5. Системный семинар

Проводится для более глубокого знакомства с разными про­блемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение тема педагогического совета, например: «Пути внедрения здоровьефор-мирующих технологий в практику работы учреждения дошкольного образования», «Система культурных ценностей и духовное развитие человека» и др.

Системные семинары раздвигают границы знаний педагогов, не позволяют замкнуться в узком кругу темы педсовета, помогают об­наружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных сторон педагогического процесса.

6. Семинар-практикум.

Проводится для более глубокого и система­тического изучения проблем педагогики, психологии, методики; тео­ретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершен­ствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Семинар-практикумотличается тем, что в него включаются прак­тические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуж­дением.рплики, вопросы, их активность).ность пря их активность).

В ходе семинара-практикума предусматривается возможность об­суждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформля­лись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.

Важной формой работы являются семинары-практикумы для ро­дителей с привлечением разных специ­алистов. Место проведения семинара: ме­тодический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выста­вочный зал и т. п. Семинар можно считать эффективным, если он помогает своевремен­ной быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс.

Деловая игра в работе с педагогическими работниками в учрежде­нии дошкольного образования может выступать как самостоятельная форма методической работы и как прием. Это практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности и обеспечивающее условия комплексного использования имеющих­ся у слушателей знаний.

В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:

· наличие ролей;

· наличие ситуаций, в которых происходит реализация ролей;

· моделирование условий, приближенных к реальным;

· обязательная совместная деятельность участников игры;

· контроль игрового времени;

· система оценки хода и результатов игры; « регулирующие ход игры правила;

· элементы соревнования.

Проведение деловой игры требует тщательной разработки:

· определение темы и учебной цели игры;

· определение подлежащих имитационному моделированию сферы и места профессиональной деятельности;

· определение этапов игры и входящих в них проблемных ситуа­ций;

· определение состава игроков, целей и функций их участия;

· установление правил игры;

· написание проспекта и сценария игры;

· составление инструкции игры;

· подготовка документации игры.

Не менее чем за 5-7 дней до проведения деловой игры участникам вручается пакет заданий, в содержание которого включается описание исходной обстановки игры, организационных указаний; время прове­дения игры зависит от ее содержания и конкретных задач (она может быть рассчитана на 2 часа или даже на несколько дней).

Встречи за круглым столом

Для педагогов бывают чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за круглым столом с различными специалистами - учеными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных учреждений, государ­ственных органов и др.

Перед каждой такой встречей руководитель занятия предлагает педагогам выдвинуть интересующую их тему и сформулировать во­просы для обсуждения. Отобранные, классифицированные вопросы передаются гостям круглого стола для подготовки к выступлениям и ответам. Одновременно на круглый стол может быть приглашено не­сколько специалистов, которые занимаются исследованием данной проблемы. Чтобы заседание круглого стола проходило активно и за­интересованно, необходимо настроить участников на обмен мнений и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.При обсуждении любых вопросов воспитания и обу­чения дошкольников «круговое» размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению.

Дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного воп­роса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаи­вать его, доказать свою точку зрения.

Дискуссия проводится, если существует совокупность проблемных ситуаций, например, объективная (наличие различных точек зрения в науке) и субъективная (острое расхождение точек зрения педагогов).

Для того чтобы дискуссия состоялась, желательно совпадение этих ситуаций, с которыми заранее знакомятся слушатели. Организатор дис­куссии определяет актив выступающих - защитников различных точек зрения; остальные выступления могут быть незапланированными.

Задача руководителя занятия состоит в том, чтобы во время дис­куссии, сталкивая между собой различные точки зрения, не навязы­вать своего мнения. Он также следит за конкретным ответом выска­зывающегося, в котором должны рационально сочетаться и практи­ческий опыт, и теоретическое объяснение обсуждаемого вопроса.

Дискуссия может проводиться: по материалам лекции; по публикациям в печати; по проблемам педагогического совета.

Дискуссии закрепляют знания, увеличивают объем новой инфор­мации, помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Игра «Ринг» - разновидность дискуссии, может использоваться не только как прием, но и как самостоятельная форма методической работы.

Присутствующие участники делятся на две группы, олицетворяю­щие разные позиции в предстоящей дискуссии. Из их числа выбира­ется руководитель и группа поддержки, которая готовит доказатель­ства своей позиции на предмет дискуссии.

Оппоненты (руководители групп) отвергают, разрушают или при­знают правоту собеседника. Из остальных участников создается экс­пертная группа, у которой есть разработанные критерии, на основа­нии которых они оценивают результат дискуссии.

Мастер-класс - форма методической учебы. Мастер-класс может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также вклю­чаться как часть занятия. Мастер-класс используется для обучения педагогов (показа методов и приемов работы с детьми, передового педагогического опыта и др.) на базе учреждения образования или одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального ма­стерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенстве владеющего организацией образовательного процесса, методикой обучения и воспитания детей.

Методический мост - разновидность дискуссии, форма методиче­ской работы. Отличается составом участников (проводится между педа­гогами двух учреждений дошкольного образования, районов и т. д.). Роль ведущего выполняет методист или экспертная группа, состоя­щая из ученых, методистов и пр.

Методические посиделки - форма методической работы, чаще всего используется в учреждении дошкольного образования; спо­собствует созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, совершенствует коммуникативные умения.

Руководитель, выбирая тему, исходит из общей проблемы, решае­мой учреждением. Участникам «посиделок» тема заранее не сообща­ется. Мастерство руководителя состоит в том, чтобы вызвать слушате­лей на разговор по теме, выяснить их исходнью положения, подгото­вить их к последующему обсуждению данного вопроса на педсовете. Разговор происходит чаще всего за чашкой чая.

Мозговой штурм - метод обучения, при котором вопросы руково­дителя занятия строятся так, чтобы на них давались краткие ответы. Отдается предпочтение ответам-фантазиям и озарениям. Слушателям запрещается критика и оценка высказанных идей, но поощряются комбинации и развитие сделанных предложений. Все высказывания фиксируются. «Штурм» длится от 15 до 30 минут. Затем следует обсуж­дение высказанных идей.

Возможна и другая структура «мозгового штурма», если аудито­рия значительна по количеству. Для решения выдвинутой проблемы формируется несколько рабочих групп по 3-5 человек и экспертная группа, в обязанности которой входит разработка критериев, оцен­ка и отбор наилучших идей. Затем проводится тренировка-разминка, задача которой - помочь слушателям освободиться от скованности, стеснительности.

Генерирование идей начинается по сигналу во всех рабочих груп­пах, к которым прикреплен эксперт, фиксирующий выдвигаемые идеи. Затем рабочие группы отдыхают, а эксперты на основе избран­ных критериев ведут отбор идей. Заканчивается «мозговой штурм» обсуждением и оценкой лучших идей, их обоснованием и публичной защитой. Данная форма рассчитана на 1 час.

Педагогический КВН - практические занятия, целью проведения которых является:

Совершенствование и систематизация знаний, а также закре­пление тех или иных профессиональных навыков и умений;

Содействие созданию положительного эмоционального клима­та в группе педагогов;

Развитие активной позиции, духа соревновательности. Таким образом, КВН способствует активизации теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию эмоционально положительного климата в группе педагогов.Этопрекрасная возможность показать в соревновании свои твор­ческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить зна­ния своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.

Алгоритм действий

Из группы педагогов формируются 2 команды, жюри; остальные - болельщики. Команды знакомятся с темой встречи за 5-7 дней, полу­чают домашнее задание, предлагается соответствующая литература. Кроме этого, они готовят взаимные юмористические приветствия по теме данного КВН.

Руководитель должен предусмотреть возможные ответы на вопро­сы, хорошо владеть проблемой. Он также готовит занимательные, тре­бующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капи­танов»), непосредственно связанные с темой, которая изучается.

В данной форме очень хорошо проводить итоговые занятия по завершению методических мероприятий. В этом случае целью про­ведения клуба знатоков будет выявление знаний и умений педагогов (следовательно команд может быть и больше, например, 5-6). Кроме хорошего владения проблемой, члены команд должны владеть сле­дующими качествами: чувством юмора, педагогической находчиво­стью, быстротой реакции, мобильностью (прил. 4).

Методический фестиваль - форма методической работы, целью которой является показ и обмен передовым педагогическим опытом, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Она может использоваться как на завершающем этапе работы над про­блемой, так и на начальном, предполагает большое количество участ­ников и слушателей.

В ходе фестиваля работает круговая панорама методических на­ходок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые консультационные пункты и другие формы работы. Заявления на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.

Консультация - форма методической работы, для которой ха­рактерна монологическая форма преподнесения новой длявос­питателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это воз­можно при использовании активных методов работы. Удачно прове­дение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведу­ющего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации пред­ложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея опреде­ленными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детских рисунков, ре­ально предоставить возможность на консультации провести ее по специально подобранным образцам и т. д.

Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее про­веденной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использо­ванной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.

Планирование консультаций для педагогов учреждения дошкольного образования на учебный год

Содержание деятельности Категория слушателей Сроки Ответ­ственный
1. «Первые шаги ребенка в детском саду» (практические рекомендации по ведению документации в группах раннего возраста) Воспита­тели групп раннего возраста Сентябрь Зам.заведующего
2. Планирование и организация образовательной работы в учреждении до­школьного образования по программе «Пралеска» Молодые специалисты Октябрь Зам. заведую­щего
3. Метадычныяпадыходы да фарміравання у дошкольнай нацыянальнайсамасвядомасціпраздалучэнне да традыцыйбеларускага народа Ноябрь Воспита­тель
4. Технология процесса белорусскоязычного и русскоязычного развития дошкольников и обучение грамоте в русскоязычных и белорусскоязычных режимах Н. С. Старжинской Январь Зам. заведую­щего
5. Технология алгоритмизации процес­са предматематического развития до­школьников И. В. Житко Воспита­тели групп «Фантазеры», «Почемучки» Февраль Зам. заведую­щего
6. Технология процесса воспитания этического отношения к природе А. А. Петрикевич Воспитатели всех возраст­ных групп Март Зам. заведую­щего
7. Педагогическая диагностика разви­тия ребенка в системе дошкольного образования Воспитатели группы «Фан­тазеры» Апрель Зам. заведую­щего
8. Портфолио как средство оценки про­фессионального развития педагога Воспитатели всех возраст­ных групп Май Воспита­тель

При организации групповых форм методической работы не надо стремиться к увеличению количества участников: 3-4 человека - это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консультации, да и для организации коллективного просмотра. Гораз­до важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную поль­зу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности образовательной работы с детьми.

При такой организации методической работы происходит главное - педагог сверяет свое мнение, суждение, свою оценку проис­ходящего в коллективе с другой, иногда противоположной. В ходе обсуждения он учится сопереживанию, размышлению, умению от­стаивать свою точку зрения.

Творческие микрогруппы . Возникли в результате поиска новых, бо­лее эффективных форм методической работы. Создаются доброволь­но, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. Объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один - два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.

Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мне­ниями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей ра­боты. Организуется взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изу­чение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется по­исковой, исследовательской деятельности, с ее результатами знакомит­ся весь коллектив.

Работа над единой методической темой. При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учет достиг­нутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и ре­комендациями, с педагогическим опытом других учреждений. Эти тре­бования исключают «изобретение» велосипеда, позволяют внедрить действительно передовой опыт. Не исключен и такой подход, когдаколлектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесо­образность определения темы на перспективу, с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета . Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать творческие возможности педагогов, а так­же детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиня­ют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по од­ному из злободневных вопросов. Может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать воспита­телей. Две команды: одна задает вопросы, другая - отвечает; организа­тор задает вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства . Соревнование между не­сколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Послед­ний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагоги­ческих задач, могут быть включены репродукции произведений изоб­разительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хо­роший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки мо­гут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная . Форма организации взаимодействия педаго­гов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается об­становка свободного, непринужденного общения.

Смотр-конкурс . Способ проверки профессиональных знаний, уме­ний, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка твор­ческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон . Одна из форм эстетического развития, духов­ного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших на­родных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки . Представление наглядных материалов: ри­сунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, яв­ляются содержательной формой обмена опытом педагогов.