Времена года

Ставка учителя в школе в году. Как рассчитать зарплату учителя начальных классов. Когда будет повышение

Важность учительского труда в наши дни сложно переоценить. Именно от педагогов, людей, передающих знания, опыт и являющихся примером, зависит, какими будут наши дети, их интеллектуальное и духовное развитие. Во все времена учителя относились к интеллигенции, их уважали, преподавательская деятельность было действительно почетным делом. И лишь последние два десятилетия работать учителем стало не престижно. Как следствие - в школах недобор профессиональных сотрудников, а в педагогические ВУЗЫ не так много желающих поступить.

Связано это с тем, что у этой профессии больше нет достойных зарплат и социальных гарантий. Даже работники малоквалифицированных должностей имеют более высокие доходы и социальный статус. Достойные оплата труда и пенсии работников сферы образования, жилье, различные льготы – все это осталось в далеком прошлом. Возможно ли надеяться, что эта печальная ситуация изменится и ? Попробуем разобраться.

Средние зарплаты педагогов по данным Росстат.

Величина средней зарплаты у учителей в Российской Федерации составляет 32 000 рублей. Однако эта усредненная цифра складывается из значительно отличающихся друг от друга показателей. Максимальная цифра заработных плат в северных регионах и на Дальнем Востоке достигает 75 000 рублей, в Москве – 66 000 рублей. Минимальные зарплаты - меньше 20 000. рублей - педагоги получают в Северо-Кавказском Федеральном округе и в Калмыкии. В итоге в среднем большинство учителей получают до 25 000 рублей. Это очень низкие доходы для сферы образования, особенно на фоне других стран, где даже преподаватели сразу после обучения могут рассчитывать на суммы более 1 тыс. евро в месяц.

«Майский» закон 2012 года и последствия

Дабы исправить сложившуюся ситуацию, в рамках реформы образовательной системы в 2012 году Президентом РФ был подписан Указ, фиксирующий поэтапный рост заработной платы работникам бюджетной сферы, к коим относятся и учителя. Согласно плану, к 2018 году оплата труда должна увеличиться минимум в полтора раза по отношению к году подписания указа. Однако с конца 2014 года кризисная ситуация в стране заметно замедляет этот процесс и вынуждает Правительство РФ идти на компромиссные меры, чтобы изыскать дополнительные источники для осуществления программы. В частности, с 2016 года средняя заработная плата педагогов рассчитывается с учетом всех средств, в том числе получаемых в частных учебных заведениях. Повсюду можно увидеть свежие новости о том, что произойдет увеличение зарплаты учителям, но фактически эти изменения так и остаются формальными.

Согласно этому подписанному закону, в период до 2018 года также осуществляется и реорганизация учебных заведений, изменяющая, в числе прочих, способы начисления зарплат педагогическому составу образовательных учреждений. Финальная сумма оплаты труда состоит из оклада, соответствующего занимаемой должности, и надбавок (за проверку тетрадей, за классное руководство и т д). С 2016 года полный оклад учителя получают только при условии установленной наполняемости классов от 20 до 25 человек в зависимости от размера населенного пункта.

На будущий год уже готов Законопроект о внедрении нового профессионального стандарта педагогов. Сейчас он введен в тестовом режиме в ряде регионов. Согласно этому нововведению учителя должны будут владеть целым рядом навыков, соответствующих потребностям времени. К ним относятся умение работать с детьми с ограниченными возможностями, с одаренными, с теми, для кого русский - не родной языком и так далее. Учитель должен овладеть современными информационными технологиями, иметь обязательно профильное высшее образование. Планируется также ограничить нагрузку преподавателя 20 часами в неделю. Это должно помочь осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику.

Индексация окладов учителей на 2017 год: за счет чего?

Откуда будут выделены средства, чтобы осуществить запланированное повышение зарплаты учителям 2017? Последние новости, публикуемые в средствах массовой информации, сообщают, что в условиях кризисного сокращения бюджета на образование именно эти реорганизационные действия позволят осуществить индексацию заработных плат бюджетникам: будут закрыты малокомплектные школы, сокращены ставки в образовательных учреждениях и, как следствие, сэкономлен бюджет и будет проведено повышение зарплаты учителям в 2017 году в России.

Большой процент инфляции требует соответствующей индексации для удержания уровня жизни, и судя по всему, для этого прикладываются определенные усилия. Конечно, уверенно говорить о том, повысят ли зарплату учителям в 2017 году пока рано – это покажут результаты года текущего. Но кроме действий по накоплению бюджетных средств, можно надеяться на стабилизацию ситуации в стране, там более что уже есть результаты и улучшения.

Сокращения среди преподавателей

Ввод нового профессионального стандарта для педагогов приведет к тому, что возможно будет сокращение учителей в 2017 году. Этому поспособствует нормирование условий оплаты труда по количеству учащихся. Школы будут поставлены в рамки: с одной стороны – необходимость определенного количества учеников для получения финансирования и нормальной зарплаты, а с другой – санитарные нормы, которые регламентируют количество учеников в зависимости от размера классного помещения. Классы будут переукомплектованы в соответствии с новыми стандартами, в результате неизбежно сократиться количество ставок, будут закрыты малокомплектные школы. Особенно это нововведение затронет небольшие населенные пункты, где уже сейчас начинают закрываться учебные заведения. Одним из самых негативных последствий станет то, что детям придется ездить в школу в соседний населенный пункт. Многие эксперты подтверждают возможность таких последствий, хоть и не было пока официальной информации.

Зарплата в ВУЗах

Если в средних образовательных учреждениях с понятием средней зарплаты все более или менее понятно, то в высших все несколько сложнее: ассистенты, лаборанты с невысокими заработками и занятостью учитываются наряду преподавательским составом, имеющим степени, публикующие научные работы. Большинство преподавателей кроме основной работы имеют должности на кафедре, получают гранты, занимаются общественной работой. Одним словом, имеют колоссальную нагрузку, чтобы получать зарплату должного уровня. И усреднение вносит очень большую погрешность. Тем не менее, ко всем сотрудникам относится необходимость ежегодной индексации зарплат и увеличение их в соответствии с так называемым «Майским» Законом. Свои обязательство на этот счет власти не отрицают, но временная приостановка как необходимая мера в нынешних условиях все же не исключена.

В средствах массовой информации появляется информация о том, что изменения зарплат ждать не стоит. Правительство нашей страны эту информацию не подтверждает, но и не опровергает. Зато все чаще можно слышать об оптимизации рабочих процессов, благодаря которым будут проводиться увеличения зарплат бюджетникам. Многие аналитики предполагают также сокращения среди преподавателей ВУЗов. В целом, вопрос изменения зарплат педагогам достаточно сложный, ясность появится лишь к концу года. Согласно оптимистичным прогнозам, заработная плата для учителей вузов в 2017 году будет пересмотрена и увеличена. Вот только на какую величину и за счет каких средств – вопрос открыт.

Заключение

Реформа, начатая в 2012 году, была направлена на улучшение уровня жизни преподавательского состава образовательных учреждений, поднятие качества работы и престижа профессии. Но наша страна переживает сейчас не лучшее время. Попытки изменить ситуацию, провести реорганизацию и высвободить средства в бюджете для выполнения обязательств неизбежно затронут педагогический состав дошкольных, средних и высших учебных заведений. И запланированный рост зарплат работников образования, вероятнее всего, будет осуществлен. Вот только ввиду падения экономики и роста цен, увеличение денежного довольствия для учителей, к сожалению, не будет означать значительного улучшения качества жизни. Хорошо, если с учетом всех изменений на сегодняшний день он останется на прежнем уровне.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2020 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2020), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2020 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2020 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2020 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2020 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2020 года, таблица:

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-июнь 2020 года

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Преподаватели вузов

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

* Конфиденциальные данные

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г.Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт.округ

Тюменская область без авт.округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ

Зарплата бюджетников в 2020 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2020 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2020 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2020 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2020 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2020 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 23 октября 2018. Время чтения 8 мин.

Оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн руб. После индексации зарплата учителей средней школы достигнет 44 760 руб., педагогов, преподающих в вузах, – 93 000 руб., воспитателей дошкольного образования – 34 700 руб. С 2013 г. оплата труда педагогических работников выросла на 40-117%. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов на 5,4-6,6% ежегодно.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году

Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.

Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:

  • школьных учителей;
  • преподавателей и мастеров учебных заведений профессионального образований;
  • педагогов, работающих с детьми-сиротами.

Кроме этого, оплата труда не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.

На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.

Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.

Специальность Плановые показатели Фактическая з/та
По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
% 100 88,5 113 120,9 86,2
руб. 36 974 32 718 41 773 44 716 31 876
% 100 112,4 197 161 100,8
руб. 37 564 42 226 73 990 60 466 37 876
% 100 95,2 115,7 121,3 90,8
руб. 41 698 39697 48245 50580 37862
% 100 109,5 109,4 109,6 69,8
руб. 37 564 41 146 41 080 41 171 26 210
% 100 101,7 98,8 122,5
руб. 37 564 38 201 37 101 46 004
Преподаватели вузов % 200 230 230 270 137,6
руб. 75 128 87 695 87 347 101 225 51 688

Источник: Росстат

Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:

  1. Доходы от трудовой деятельности школьных учителей. Так, в Ненецком автономном округе Архангельской обл. зарплата в регионе ‒ 101 681 руб. и даже в сельской школе Ямало-Ненецкого округа – 113 826 руб. Тогда как в Дагестане педагог получает 21 389 руб., а в сельских школах Костромской обл. ‒ 24 051 руб.
  2. Оплата труда преподавателей вуза. В относительном выражении уровень доходов колеблется от 137 до 270%. Учитывая региональные коэффициенты, разбег в натуральном выражении поражает еще больше: например, в Югре педагогам высшего звена платят 162 932 руб., а в Ивановской области в вузе муниципального уровня – 45 419 руб.

Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.

Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.

Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.

В законопроекте предусмотрен планомерный на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.

На сколько повысят зарплату

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.

Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:

  • на 5,4% в 2020 г., для чего понадобится 120 млрд руб.;
  • на 6,6% в 2021 г., что потребует дополнительных ассигнований в размере около 134 млрд руб.

Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.

К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.

Когда будет повышение

Многие традиционно привязывают перерасчет окладов учителей к 1 сентября. Действительно, с начала учебного года часто проводится повышение на местном уровне. Так, в , а в Санкт-Петербурге оплату труда увеличили на 4 000 руб.

Однако целевое повышение на 2019 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.

Какой будет средняя зарплата учителей

Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.

Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.

Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.

Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.

По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34 681 44 279 47 399 33 789
Учителя общеобразовательных школ 44 760 78 429 64 094 40 149
Педагоги дополнительного образования 42 079 51 140 53 615 40 134
Мастера и преподаватели профессионального образования 43 615 43 545 43 641 27 783
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40 493 39 327 48 764
Преподаватели вузов 92 957 92 588 107 299 54 789

В 2016 году правительством было запланировано повышение заработной платы учителям. Согласно вышедшему в 2012 году указу В.В. Путина, к 2018 году зарплата должна быть повышена в полтора раза (учитывая индексацию заработной платы для компенсации ). Насколько полно реализуются эти планы, есть ли возможность увеличения заработной платы в 2017 году? В этой статье мы обсудим именно эту тему.

Текущее состояние и размер зарплат учителей

На настоящий момент зарплата школьного учителя составляет примерно 27-30 тысяч рублей. Причем факторов, которые влияют на индивидуальный размер заработной платы, весьма и весьма много, начиная от типа школы (региональная ли, федеральная или муниципальная). Как правило, наиболее низкие зарплаты в муниципальных образовательных учреждениях. Вдобавок уровень заработной платы сильно зависит от расположения учебного заведения - допустим, учителя в Москве составляет около 65 тысячи рублей.

Ежегодно происходит индексация заработной платы (за исключением, кстати говоря, 2016 года - индексация будет проведена в 2017), но это явно не те деньги, на которые рассчитывает среднестатистический учитель. Индексация зарплаты призвана скомпенсировать рост инфляции, но при всем при этом растут еще и цены - и в результате преподаватель вновь остается в убытке. Вспомним вдобавок о цифрах за предыдущий год - индексация была проведена на 7,5 процентов, но фактический уровень инфляции составил около 11. По сути, в этом случае индексация скорее призвана удержать положение на прежнем уровне, нежели повысить благосостояние. Причем индексацию заработной платы, к примеру, московских учителей правительство не считает приоритетной задачей.

Давайте попробуем разобраться в том, по каким причинам повышение зарплаты заметно отличается от предполагаемого, стоит ли вообще ожидать повышение заработной платы в 2017 году и на сколько?

Стоит ли ожидать повышения зарплат педагогам в 2017 году?

Проблема повышения финансирования сферы образования заключается, отчасти, в сложной ситуации в мире в целом, на которую Россия вынуждена реагировать, повышая обороноспособность. В федеральном бюджете на 2016 год наблюдается наличие дефицита в размере почти в 2 триллиона рублей. Компенсация данного дефицита будет происходить за счет Резервного Фонда. Естественно, это отражается на планах правительства по финансированию работников, чья заработная плата формируется на основании . На настоящий момент приоритеты правительства (исходя из ситуации внутри страны и на внешнеполитической арене) выглядят следующим образом:

l Основную часть средств, затрачиваемых правительством на финансирование бюджета, планируется потратить на финансирование обороны;

l Следом в приоритете финансирование государственных служащих;

l Остаток средств предполагается поделить между финансированием здравоохранения и образования.

Говоря языком цифр, затраты на финансирование и увеличение объема заработной платы учителям и медработникам уменьшатся примерно на 33 миллиарда по сравнению с предыдущими планами правительства. То есть, ожидаемая прибавка в 7% уменьшится примерно до 2,5. Таким образом, увеличение финансирования ожидается, но не в таких объемах, как было запланировано.

Помимо этого, был поднят вопрос о том, чтобы разделить зарплату учителей на базовую и стимулирующую часть (в процентном соотношении 70 на 30). По логике правительства, это должно неким образом стимулировать учителей на увеличение нагрузки. Но насколько это реально?

За последние пять лет сформировалась тенденция к увеличению начислений учителям, это, действительно, так. Но все равно - для того, чтобы получать заработную плату приемлемого уровня, учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку: классное руководство, внеклассные и факультативные занятия, дополнительные часы. Дидактический материал для углубленного изучения отдельных предметов приобретается либо за счет преподавателя, либо за счет родителей учащихся - что, понятное дело, не добавляет таким занятиям популярности, равно как и самому учителю. Курсы повышения квалификации, которые необходимы для обеспечения приемлемого уровня заработной платы, большинству учителей приходится проходить за свой счет. Попробуем представить суммарную нагрузку на преподавателя и примерно прикинуть, будут ли эти 30 процентов настолько уж стимулирующими? Маловероятно. Это лишь усугубит ситуацию и приведет к очередному спаду уровня жизни учителей, из чего будет следовать уменьшение как количества преподавателей в школах, так и количества молодых преподавателей, которые после окончания педагогических вузов пойдут работать по специальности.

Что говорят в правительстве о повышение зарплат учителям

К заявлениям о том, что зарплаты планируется увеличивать, многие относятся весьма скептически. Это вполне обоснованно - ведь федеральная власть то и дело говорит о предстоящем повышении, а результатов не так уж и много. Индексации, которые происходят, кстати говоря, нерегулярно, не решают поставленный вопрос. Давайте разберемся, почему так происходит и что по поводу увеличения учительской зарплаты говорят в правительстве.

"Загвоздка здесь заключается в том, что федеральный центр не повышает непосредственно зарплату" - отмечает секретарь ЦК Профсоюзов работников образования. "Федеральный центр лишь распределяет финансовые ресурсы на уровне регионов, для того, чтобы регион мог реализовать то повышение, о котором идет речь. Но региональные власти решают по своему усмотрению, как, кому и насколько повышать".

Получается, что для эффективной реализации комплекса мер, направленного на повышение уровня жизни учителей и работников народного образования, необходимо плотное сотрудничество профсоюзных организаций с региональной властью. В ином случае, даже при наличии денег, выделяемых на увеличение заработных плат, кошельки преподавателей рискуют остаться пустыми.