Времена года

Виртуальные прогулки по бурятии. Виртуальная экскурсия по иволгинскому району. Панорамные фото улиц Улан-Удэ

«Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»

Актуальность

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Министерство образования и науки Российской Федерации среди задач на 2014 год поставило в качестве приоритетной задачу развития и укрепления в школе воспитательной составляющей. В связи с этим особое значение приобретает духовно-нравственное формирование школьников, развитие у детей интереса и любви к отечественной культуре, уважение к другим культурам .

Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения зависит не только от содержания образования, но и его организации: реализации основной образовательной программы, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и т.д.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащегося:

любящий свой край и своё Отечество, знающий родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

активно усваивающий гуманистические, демократические и традиционные ценности многонациональной Родины;

имеющий чувство долга и ответственности перед Родиной и т.д.

Данный проект в контексте ФГОС направлен на расширение электронного образовательного пространства в регионе, позволяющего совершенствовать образовательные, ключевые компетенции, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине у обучающейся молодежи посредством создания виртуальной экскурсии по родному краю – республике Бурятия.

Подбор и компоновка материалов по своему району для открытия виртуальной экскурсии посредством исследовательской деятельности способствует повышению у учащихся предметных, надпредметных, личностных результатов.

Реализация проекта будет осуществлена на основе системно-деятельностного подхода, где основными проектировщиками, исследователями и экскурсоводами будут дети, т.е. учащиеся школ-модераторов. В экскурсии будут представлены 10 основных маршрутов (разделов) по каждому району, т.е. в целом по республике.

Учащиеся образовательных организаций, выставляя в электронное пространство виртуальную экскурсию по своему району, имеют возможность пройтись по просторам любого другого района

Виртуальную экскурсию по просторам Бурятии может пройти любой желающий: дети, их родители, а также туристы. Главное действующее лицо - это учащиеся школ нашей республики. Им предоставляется возможность в новом формате изучать свой регион. Исследовать достопримечательности и особенности каждого района. Оценить по достоинству традиции, обычаи многонациональной республики и полюбить по-настоящему свой родной край, познать великолепие, красоту своей республики.

Учителя предметники могут использовать ресурсы данного электронного образовательного пространства на уроках истории, биологии, географии, бурятского языка и литературы, иностранного языка и т.д. в качестве национально-регионального компонента.

Взрослому населению республики также предоставляется возможность более подробно познакомиться с материалами краеведения, климатическими особенностями, с местными достопримечательностями, святыми местами, ветеранами войны, известными на международном уровне спортсменами, как своего района, так и других районов.

Образовательным организациям, координирующим работу в районе, будет присвоен статус модератора. В конце 3 этапа будет организован конкурс на лучшую реализацию проекта и вручен победителю хрустальный ЛОТОС, символизирующий совершенство (Л – любовь к родному краю, малой Родине; О - образование; Т – творчество; О - объединение; С - совершенство, сила). Познание подрастающим поколением своего родного края, формирование у них бережного отношения к малой родине, чувства гордости и патриотизма лежат в основе данного проекта.

Организатором и координатором проекта является кафедра инновационного проектирования» и центр информатизации и дистанционного обучения и сопровождения АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики

Цели проекта

    Формирование духовно-нравственной культуры у подрастающего поколения на основе изучения родного края;

    Расширение электронной образовательной среды;

    Формирование личностных компетенций, универсальных учебных действий у учащихся посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Разработка маршрутов (разделов) виртуальной экскурсии;

2.Создание сети образовательных организаций-модераторов (из каждого района республики по одному или два образовательных учреждения), заинтересованных в участии реализации проекта.

3.Подготовка модераторами материалов по маршрутам экскурсии.

4.Проведение экспертизы собранных материалов.

5. Открытие виртуальной экскурсии по просторам Бурятии.

6. Дальнейшее пополнение экскурсионного материала.

7.Публикация сборников детских литературных произведений.

8.Выпуск электронного пособия на основе собранных материалов.

Участники проекта

В региональном проекте «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» принимают участие образовательные организации, стажировочные площадки АОУ ДПО РБ «БРИОП», которым присваивается статус «модераторы». В ходе реализации проекта могут подключаться родители, другие желающие образовательные организации.

Условия и порядок проведения

Региональный проект реализуется в четыре этапа:

1-й этап – январь 2014 г.- февраль 2014 г.

    Создание сети образовательных организаций-модераторов, которые будут координировать работу в районе;

    Определение содержания основных маршрутов (разделов) виртуальной экскурсии ;

    Проведение установочных мероприятий (курсов, семинаров).

2-й этап – март – май 2014 г.

    Подбор и компоновка материалов для создания электронного образовательного пространства «Виртуальная экскурсия по просторам родного края» участниками проекта;

    Посадка собранных материалов в шаблон электронного пространства;

    Проведение конкурса на лучшую реализацию проекта.

    Экспертиза собранных материалов;

    Публичная защита и награждение победителей регионального проекта.

3-й этап – июнь 2014 год.

    Открытие портала электронного образовательного пространства «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии».

4-й этап дальнейшее пополнение материалов, выпуск электронного пособия.

Маршруты виртуальной экскурсии по районам.

1.Визитная карточка района (общие сведения).

2.Краеведение.

3.Достопримечательности района.

4.География района.

5.История района.

6.Животный и растительный мир.

7.Образовние.

8.Здавоохранение.

9.Культура и спорт.

10. Для туристов: Декоративно-прикладное творчество,

художественно-фольклорные объединения и национальная кухня

Механизм реализации проекта

Разработка концепции проекта – КИП;

Определение внутреннего содержания по маршрутам – КИП и школы – модераторы от каждого района республики;

Отбор и компоновка материалов по маршрутам экскурсии - участники образовательных учреждений под руководством районных модераторов;

Разработка единого шаблона (программы) электронного пространства согласно маршрутам – центр информатизации и дистанционного обучения и сопровождения;

Посадка образовательных продуктов в шаблон – районные модераторы.

Проведение конкурса на лучший образовательный электронный продукт –«Виртуальная экскурсия по району» - АОУ ДПО РБ «БРИОП».

Открытие портала «Виртуальная экскурсии по просторам Бурятии».

Пользование порталом в УВП в образовательных организациях республики и за ее пределами. Выпуск электронного пособия.

См.схема 1

Возможные риски и пути их устранения

Учет результативности в аттестационных процедурах.

Стимулирующие баллы (деятельность на республиканском уровне)

Поток возникающих вопросов от школ - модераторов по реализации проекта

График встреч в вебинар- режиме

Схема 1

Содержание разделов (маршрутов)

Раздел 1. Визитная карточка

    1. . Государственная символика :

1.1.1 герб

1.1.1.1 фотография;

1.1.1. 2 краткое описание пояснение каждого элемента в символике;

1.1.2 гимн

1.1.2.1 текст, дата рождения;

1.1.2.3. Звуковое представление гимна (аудиофайл).

1.2. Визитная карточка района :

1.2.1 карта Бурятии с обозначением района (интерактив);

1.2.2 административно – территориальное деление (краткая характеристика поселения: 1 фотография в режиме панорамы, описание не более 0,5 стр. 12 шрифт; интервал 1; поля со всех сторон по 2 см.);

1.2.3 районный центр (видеообзор районного центра с комментарием, продолжительностью 2 мин, если возможно-3 D панорама, привязка к картам гугл);

1.2.4 карта района с обозначением поселений;

1.2.5 площадь; расстояние от центра района до г.Улан-Удэ, маршруты: автобусы, железная дорога, авиация.

      1. национальный состав (%);

1.3. Глава района:

1.3.1 фотография, Ф.И.О, краткая биография (не более 5 предложений)

1.3.2 видеофайл (обращение главы к участникам проекта – подрастающему поколению, продолжительностью не более 2 минут во время встречи со школьниками);

1.4. Депутаты народного Хурала

1.4.1 фотография, Ф.И.О, краткая биография (не более 5 предложений)

1.4.2 видеофайл (обращение депутата к участникам проекта, т.е. подрастающему поколению, продолжительностью не более 2 минут, его встреча со школьниками)

1.5. Эссе обучающихся на тему «Мой отчий край…» (1 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.);

Раздел 2. Краеведение

2.1. Родословные района

2.1.1 Родовые племена их тотемы (фотографии с краткими пояснениями не более 5 предложений);

2.2.Топонимика района

2.2.1 географические названия населенных пунктов района, их происхождение, смысловое значение

2.2.2 написание и произношение (озвучивание на русском и бурятском языках)

2.3. Культура и традиции района

2.3.1 национальный состав (интерактив)

2.3.1.1 история их появления, вклад личности и персоналий в развитие района, республики.

2.3.1.2 национальные костюмы (2 фотографии костюмов – женского и мужского, с пояснениями);

2.3.1.3 бурятский национальный костюм (2 фотографии костюмов – женского и мужского, их основные отличительные особенности);

2.3.2 Язык, особенности диалекта

2.3.2.1 Характерные особенности языка

2.3.2.1.1 видеоролик: небольшой сценарий на бурятском языке, отражающая традиции или обычаи бурят района продолжительностью не более 5 минут (необходимо четкое произношение слов для демонстрации диалекта, характерного для района);

2.3.2.1.2 видеоролик: произношение одного и того же текста в объеме 3 предложений на языках народов разных национальностей, проживающих на территории района.

2.3.3. Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на территории района (не более 10 слайдов с описанием);

2.3.4. Легенды (не более 2-3 легенд из уст старожилов);

2.3.4.1 текстовой вариант с фотографиями (объем одной легенды не более 2-х стр., фотография - панорамный обзор объекта-источника легенды)

2.3.4.2 видеопредставление одной легенды в инсценированном формате из уст старожилов (отражение связи времен и поколений)

2.3.5. Религия

2.3.5.1. Вероисповедание жителей района, формы религий (текстовое представление исторических событий на основе архивных данных и современное состояние, не более 1 стр.)

2.3.5.2. Слайдовая презентация фотографий храмов настоящего и прошлых времен с описанием не более 7 слайдов)

2.3.5.3. Видеообращение настоятелей храмов к подрастающему поколению с призывом здорового образа жизни, бережного отношения к окружающему миру (видеоролик организованной встречи настоятеля храма с детьми, продолжительность ролика –не более 7 минут)

Раздел 3 . Достопримечательности района

3.1. Природные

3.1.1. Орографические элементы (презентации фотографий с краткими описаниями, не более 10 слайдов);

3.1.2. Видеообзор достопримечательных мест района, орографических элементов (ролик, продолжительностью не более 2 мин.)

3.2. Культурные исторические памятники

3.2.1. Текстовое изложение об исторических памятниках (1 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.);

3.2.2. Презентации фотографий с описанием не более 10 слайдов.

3.3. Музеи

3.3.1 краткое описание музеев района (не более 1-ой стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.);

3.3.2 презентации, на слайдах которых фотографии наиболее интересных экспонатов с кратким описанием (не более 10 слайдов);

3.4. Святые места

3.4.1. Видеоэкскурсии на святые места, которые представляют большой интерес и ценность со стороны жителей не только района, но и всей республики (видеоролик с комментарием гида, продолжительностью не более 7 минут).

Раздел 4. География Бурятии

4.1. Географическое положение

4.1.1. Границы (карта Бурятии, отражающая в центре район и граничащие с ним другие районы)

4.2.1. Координаты, высота над уровнем моря (текст не более 0,5 стр., 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.);

4.2.2 Рельеф территории (текст с описанием географического положения, физико-географического районирования не более 0,5 стр., 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.);

4.2.3. Природно-климатическое районирование:

4.2.3.1.Особенности климата (таблица с указанием максимальных и минимальных температурных данных по месяцам, количество осадков по сезонам, ветра и их направления, образец таблицы см. в прил.№1).

4.2 Водные ресурсы

4.2.1 Водоразделы

4.2.1.1 реки крупные, средние, малые (текст с описанием истоков, протяженности, дельты, устья, глубины, паводок объемом не более 0,5 стр.)

4.2.1.2 презентации фотографий рек с окружающим природным ландшафтом (не более 5 слайдов с описанием: название, расположение от населенного пункта и если имеются, то интересные информации)

4.2.3.Озера

4.2.3.1 физико-химическая характеристика (текст с описанием площади водного зеркала, происхождения названия, особенностей берегов, исторических данных прошлых времен и современного состояния. Объем текста не более 0,5 стр., 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.2.4.Минеральные источники

4.2.4.1 физико-химическая характеристика (текст с описанием бальнеологической роли для жителей района, республики и других регионов, исторические справки об обнаружении этих источников и т.д. Объем текста не более 1-ой стр.)

4.2.4.2 видеоэкскурсия (видеоролик со звуковым сопровождением не более 7 минут)

4.2.4.3 если возможно – гиперссылки

4.3.Типы почв

4.3.1 краткое описание характерных для района типов почв, их плодородие, особенности (текст не более 1-ой стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.3.2 Почвенные разрезы и растительный покров (презентация фотографий с изображением почвенных разрезов и наиболее характерных растительных покровов для района с кратким описанием, не более 7 слайдов)

4.4.Минеральные ископаемые

4.4.1 краткое описание минеральных ископаемых района, их потенциальные запасы, деятельность ГРП в прошлом и настоящем времени (текст не более 1-ой стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.4.2. презентации фотографий минеральных ископаемых (к примеру: вольфрама, молибдена и т.д.)

4.3 Сельское хозяйство (краткое описание специализации района и

уровня его развития)

4.3.1 Растениеводство

4.3.1.1. Выращиваемые растительные культуры (описание культурных растений, выращиваемые на территории района, их значений. Текст не более 1-ой стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.3.1.2 Видеоролик с комментарием, где представлены засеянные той или иной культурой поля, сами растительные культуры, продолжительность не более 3 минут.

4.3.2. Животноводство

4.3.2.1 Краткая характеристика развития животноводства в районе

(текст о развитии животноводства в районе в прошлом и настоящем времени не более 1-ой стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.)

4.3.2.2 Презентации фотографий с изображением наиболее интересных редких пород животных, разводимых в районе: яки, хайнаки, верблюды и т.д. не более 10 слайдов с описанием либо видеоролики со звуковым сопровождением)

4.3.4.Лесное хозяйство

4.3.4.1 краткая характеристика лесного фонда района (текст с описанием лесного фонда, его богатства, площади, антропогенных факторов, негативно влияющих на лесное хозяйство. Объем текста не более 0,5 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см.)

4.3.1.2 Презентация слайдов, где отражены лесные массивы, древесные породы, характерные для района (не более 7 слайдов с описанием)

4.3.5 Промышленность

4.3.5.1 краткое описание градообразующих предприятий (Объем текста не более 0,5 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.3.5.2 презентация фотографий (не более 5 слайдов с описанием)

4.3.6.Туризм

4.3.6.1 краткая характеристика рекреационного потенциала, возможности; перечень малых турфирм, предоставляемые их услуги (Объем текста не более 0,5 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

4.3.6.2 туристические маршруты (презентация с указанием т.м. на карте, особенности передвижения, контактные данные)

4.3.7.Экология района

4.3.7.1 Сочинения школьников на тему «Экологические проблемы района, проводимые профилактические мероприятия»

(тексты 3-х сочинений школьников 10-х классов, где отражаются видения детьми наиболее острых экологических проблем района и путей их разрешения, объем текстов сочинений не более 0,5 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см)

5-й раздел История Бурятии.

5.1. Историческая справка района

(краткое описание истории образования района. Объем текста не более 1 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см .).

5.2.Исторические события:

5.2.1. Участие жителей района в Отечественной войне 1812 года (небольшой текст с архивными данными);

5.2.2. Декабристы и их роль в развитии Бурятии (презентация с описанием 10-15 слайдов);

5.2.3.Роль казачества в районе (презентация с описанием 10-15 слайдов);

5.2.4.Старообрядчество в Бурятии (презентация описанием 10-15 слайдов);

5.2.5.Район в годы революции и Гражданской войны (краткое описание, объем текста не более 1 стр. 12 шрифт, интервал 1, поля со всех сторон по 2 см );

5.2.6.Годы репрессий (интервью от репрессированных лиц, видеоролик, продолжительность не более 3 мин.);

5.2.7.Коллективизация. Индустриализация (небольшой текст с архивными данными);

5.2.8.Они ковали Победу (1941-45гг) (презентация из 7-10 слайдов, возможно фотографии и воспоминание о них от родных и близких)

Ушедшие на фронт - … человек

Погибшие - … человек

Вернувшиеся - … человек

Пропавшие без вести-… человек

Герои, кавалеры ордена Славы трех степеней (их фотографии и краткая биография)

Вклад тружеников тыла в победу– (архивные данные, 1-2 воспоминания «детей войны»)

5.3.Район в годы советского периода 1945-1991 (краткое описание, архивные данные, слайды либо текст, объемом не более 3 стр.)

5.4.Воины- интернационалисты (кол-во воинов, Ф.И.О., фотографии, можно интервью во время организованных встреч)

На базе Гильбиринской средней школы прошла научно-практическая конференция «Виртуальная экскурсия по Иволгинскому району», в которой приняли участие 26 учащихся из Иволгинской, Каленовской, Нижне-Иволгинской, Сужинской и Гильбиринской СОШ. Гостей приветливо встретил образцовый хореографический ансамбль «Улаалзай» .

Данное образовательное событие проведено в рамках реализации регионального проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии». На региональном уровне реализацию проекта координируют образовательные учреждения республики, которым присвоен статус «Базовая площадка». В нашем районе такой статус получили Гильбиринская и Гурульбинская школы.

Известно, что образовательным продуктом данного проекта является электронный портал «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», который будет являться достоянием не только одного района, но и всей республики. И 24 сентября мы стали первыми слушателями докладов и сочинений о нашем районе проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии». В работе конференции принимали участие Дымбрылова Д. Ч., заведующий РМК РУО МО «Иволгинский район», Добдонова Т.Д. и Будаева Л.С., методисты РМК РУО МО «Иволгинский район» и родители Санжиева Н.Б., Чердонова А.И. и Будожапова З.Ч. Юные исследователи работали в 5 секциях. Самой многочисленной была секция «Славен человек труда», где учащиеся рассказывали биографии своих родственников, которые внесли значительный вклад в развитие своего поселения и района. Победителями в своих секциях стали: Босхолова С. (Нижняя Иволга), Шелкунова Т. (Каленово), Таряшинова С. (Гильбира), Норбоев Б. (Сужа), Афанасьева Д. (Гильбира), а призерами: Дашиева Т. и Будаева А. (Гильбира), Тыхеева М. (Иволга), Жалсараев Ж. (Гильбира), Ким Л. (Гильбира), Ганжурова С. (Сужа), Черных В. (Каленово), Батясова О. (Иволга).

Все подготовленные учащимися материалы собраны для дальнейшей публикации на портале. Далее предстоит работа над публикацией сборников собранных материалов (детских литературных произведений, исторических материалов из архивных данных). Будет подготовлен электронный сборник материалов конференции и выпущен сборник творческих работ учащихся в печатном виде.

Участники конференции отметили, что некоторые доклады были интересные, о малоизвестных местах района. В целом, было отмечено, что часть докладов ранее была представлена на других конференциях и конкурсах. Хотя согласно Положению преимущество должны иметь впервые предъявляемые работы с яркими красочными и эстетически оформленными презентациями.

Оргкомитет выражает Благодарность Иволгинской, Каленовской, Нижне-Иволгинской, Сужинской СОШ за участие в конференции. Также выражаем благодарность за спонсорскую помощь в проведении конференции торговым точкам Хурамши и Кокорино: «Наран», «Шанс», «Сэсэг» (Гомбоцыренова Г.В.), ИП «Доржиева Г.Р.», ИП «Доржиев Э.С.».

Проект «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» является одним из механизмов формирования толерантного отношения через приобщение к культурным и историческим традициям. Более того, данный проект является эффективным средством повышения качества общего образования, так как основными проектировщиками, исследователями, экскурсоводами являются дети - учащиеся школ, которым предложены 10 основных маршрутов по каждому району. Подбор и представление материалов по своему району для виртуальной экскурсии на основе исследовательской деятельности способствует формированию у детей предметных, метапредметных и личностных результатов. Ключевым моментом проекта является формирование информационной компетентности учащихся, которая является одной из базовых компетентностей современного человека. Именно поэтому думается, что на следующих этапах Проекта все школы района примут активное участие. Желаю всем плодотворного участия и удачи на других этапах Проекта!

Арсаланова Р.Э., зам директора по УВР МОУ Гильбиринская СОШ.

Ирина Хомякова
Виртуальная экскурсия по городу «Любимый наш Улан-Удэ»

слайд Виртуальная экскурсия по городу

«Любимый наш , Улан-Удэ » .

Цель : Расширить представления детей об истории возникновения города , его достопримечательностях, дать представление о гербе Улан-Удэ . Воспитывать положительное эмоциональное отношения к городу , родной природе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу

Задачи : Развивать познавательный интерес у детей к родному городу , его историческому прошлому, развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города .

Город Улан-Удэ (прежнее название Верхнеудинск) расположен на слиянии двух рек : Селенги и Уды. По данным археологов здесь примерно 7 тысяч лет назад было поселение древнего человека. Город начинался со строительства в 1666 году казачьего зимовья. Это место называлось «Заудинским камушком» , почиталось бурятским населением как священное, через него проходила «ханская дорога звонкая» в Монголию и Китай. В том же году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван по пути, получившим название «Чайного пути» . В 1678 году здесь были возведены крепостные стены Удинского острога. В 1682-1685 острог подвергался нападению монгольских войск, и ему была оказана помощь бурятским племенем хори, обративших захватчиков в бегство. В 1687 году Удинский острог был укреплен по приказу царского посланника, генерал - фельдмаршала, друга Петра I Ф. А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем.

В 1934 был переименован в Улан-Удэ . (Существует несколько версий происхождения названия реки : 1) от меркитского племени уду (удуит, жившего в XII веке по Орхону и Селенге; 2) от монгольского слова «удэ» , что в переводе означает «полдень» . Древняя легенда говорит, что однажды монгольские войска или кочевники прибыли к этой реке во время обеда, в полдень, и назвали безымянную реку Удой; 3) от селькупского «ут» - вода; 4) в переводе с бурятского языка «Красная Уда»

Герб Верхнеудинска Иркутского наместничества (1782-1803) утвержден Высочайшим Указом Екатерины II 26 октября 1790 года. До 1920 года являлся официальным гербом Верхнеудинска. Описание герба : «Щит разделен на две части : в верхней герб Иркутский. В серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь. В нижней части, в золотом поле, Меркуриев жезл и рог изобилия, в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге».

Герб Улан -Удэ утвержден Решением сессии горсовета 24 сентября 1998 года. «Гербовый щит пересечен. В верхнем лазуревом поле золотое соёмбо (с герба Бурятии, в нижнем поле, пересеченном серебром и золотом, скрещенные кадуцей и рог изобилия.»

Современный герб Улан-Удэ . 20 октября 2005 года Улан-Удэнский городской Совет депутатов утвердил положение о современном гербе города Улан-Удэ .

В новой редакции изменены цвета : вместо прежних трех полос (синий, белый, желтый) утвержден золотой фон. По рекомендации Государственного геральдического совета РФ, в верхней части гербового щита добавлено изображение короны. Геральдическое описание герба города Улан-Удэ гласит : «В золотом поле накрест зелёный опрокинутый отворённый влево рог изобилия с исходящими из него зелёными листьями и червлёными (красными) плодами, поверх которого чёрный Меркуриев жезл. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, на центральном зубце изображено соёмбо - традиционный бурятский символ вечной жизни (солнце, луна, очаг) - круг, сопровождённый внизу положенным в поясе полумесяцем, вверху - пламенем о трёх языках, в нижней части короны изображён национальный орнамент, символизирующий национальные традиции.». Башенная корона указывает на статус города Улан -Удэ - столицы субъекта Российской Федерации. Изображённое на центральном зубце короны соёмбо указывает на принадлежность к Республике Бурятия. В нижней части щита - лента Ордена Трудового Красного Знамени, в память о награждении города в 1984 году .

Улан-Удэ город Восточной Сибири , столица Бурятии. Население 404,0 тыс. человек (предварительные данные переписи 2011 года, 45-й по численности населения город России . Улан -Удэ расположен в Западном Забайкалье на расстоянии около 100 км на восток от озера Байкал в пределах Иволгино-Удинской межгорной впадины, на правом берегу реки Селенги при впадении в неё реки Уды.

20-21 июня 1891 года во время путешествия по Восточной Сибири г. Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ ) Республики Бурятия посетил цесаревич Николай Александрович. В честь этого события в нем так же, как и в других городах , удостоенных чести принять у себя высокого гостя, была построена Триумфальная арка «Царские ворота» , которая тогда называлась «Царские врата» . Украшали арку «Царские ворота» двуглавые орлы, которые были сброшены в феврале 1917 года. Сама арка простояла до 1936 года и затем тоже была снесена. Ко дню города 12 июня 2006 года Триумфальную арку в Республике Бурятия восстановили.

На правом берегу реки Уда у моста под горой был построен Спасский собор в честь иконы Спасителя, чтобы спасти город от наводнений . Снесён в 1034 году, хотели взять кирпич для нужд, но не смогли их отделить друг от друга, разрушили и вывезли.

Свято-Одигитриевский -Первое каменное здание в городе Улан-Удэ , памятник архитектуры сибирского барокко. Расположен в историческом центре города , на правобережье реки Уды близ её впадения в Селенгу.

Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Возводился храм на средства верхнеудинских и кяхтинских купцов и пожертвования горожан . Как многие сибирские соборы строился он в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящён 3 мая 1785 года епископом Михаилом.

Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Этнографический музей народов Забайкалья один из крупнейших в России музеев под открытым небом. В музее собраны исторические находки начиная от эпохи хунну до середины XX века, в том числе уникальное собрание образцов деревянной архитектуры народов Сибири более 40 архитектурных памятников. Музей природы Бурятии современная экспозиция музея включает в себя уникальные палеонтологические, зоологические, геологические и ботанические коллекции. Музей истории Бурятии располагает богатой археологической коллекцией эпохи бронзы, железа, средневековья, хунну; этнографической коллекцией и коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства народов, населяющих Предбайкалье и Забайкалье с XVIII века по настоящее время. Особое место занимает буддийская коллекция культовых предметов.

Иволгинский Дацан – центр буддизма России

Иволгинский дацан расположен в селе Верхняя Иволга Республики Бурятия. Он является центром буддизма России и притягивает множество паломников и туристов со всех концов света.

Иволгинский дацан «монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости» - Резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, центр буддизма России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры.

Дацан Хамбын Хурэ

Дацан расположен в окрестностях столицы Бурятии - г. Улан-Удэ , в поселке Верхняя Березовка.

Он был основан в 1994 году Пандито Хамбо Ламой Д. Б. Аюшеевым.

Дацан представляет собой целый архитектурный комплекс из нескольких храмов, субурганов -ступ, служебных зданий. Главный храм - Цогчен-дуган, был освящен в 2003 году. Здесь проводятся традиционные буддийские службы

Буддийский храм «Ринпоче Багша»

В 2000 году с благословения Ело Ринпоче центром было начато строительство здания дацана (храма) в городе Улан-Удэ , в местности Лысая гора.

В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая на тот момент в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни.

С территории центра открывается восхитительный вид на весь город и долину реки Селенга. Сопка, на которой он расположен – самая высокая точка города , одна из многочисленных вершин хребта Хамар-Дабан.

В храме центра хранятся уникальные большие чётки, преподнесеные в дар Буддийскому центру «Ринпоче Багша» 1 сентября 2008 года японским монахом Хаяши Хироши. Они сделаны из древесины ценного африканского дерева бубинга. Общий вес чёток составляет 350 килограммов.

На территории храмового комплекса есть парковая зона с садом в японском стиле и дорогой долгой жизни протяженностью в 1 километр. На оборудованной тропе построены 12 беседок для медитации. Каждая беседка соответствует одному из двенадцати животных календарного цикла, которые в форме скульптуры встречают путников на тропе.

Буддийский женский дацан «Зунгон Даржалинг»

У Буддийского женского центра «Зунгон Даржалинг» своеобразная история создания. В 90-е годы прошлого столетия, называемые годами «перестройки» , произошел всплеск интереса всей общественности к духовным истокам. Именно в этот период инициативная группа, состоявшая из верующих людей и ученых, работавших в Бурятском научном центре, решила создать общественно - религиозную организацию буддистов-мирян. Главную роль в организации и регистрации Международного объединения буддистов-мирян сыграли Цынгуева Дарима Самбуевна, Даши Дашипунсыкович Дарижапов и Николай Вячеславович Абаев. Первого марта 1991 года вновь созданная организация получила свидетельство о регистрации в министерстве юстиции.

Строительство буддийского центра началось на территории 20-го квартала. Дацан «Зунгон Даржалинг» начал свою деятельность в 1993 году.

Буддийский центр "Ламрим"

Буддийский центр "Ламрим" создан в октябре 1995 года, экс-Хамбо ламой Чой Доржи Будаевым, для распространения Учения Будды. Строительство Буддийского комплекса "Ламрим", заложено в апреле 2001 года, и продолжается по сей день. Первое пожертвование на храм, внес Его Святейшество Далай Лама XIV. В храме проводятся молебны и ритуалы, монахами тантрического монастыря Гьюме. Основная статуя Будды, высотой 2 метра, изготовлена в Непале, непальскими мастерами.

Центром торговли и города стали Большой Гостиный двор (1804-1856) и Малые торговые ряды (1804-1856) . Торговые ряды были построены богатым купцом, почетным гражданином Верхнеудинска Курбатовым. (Большие гостиные ряды проектировались архитектором А. И. Лосевым в каменном варианте большим квадратом, с обширным внутренним двором и аркадой с наружной стороны, на что было получено «высочайшее благоволение» царя. В 1834 г. началось строительство Малого гостиного двора с северной стороны. Со временем ансамбль утратил Малый торговый ряд и на его месте в 1960 г. был построен Центральный универмаг. - слайд 17.

Создание памятника начато в 1970 году по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Прежде в Улан -Удэ было 3 памятника В. И. Ленину, гораздо меньших размеров, расположенных на центральной улице города . Было решено заменить их одним большим монументом. Был вырублен сквер и перенесён памятник Павшим борцам за коммунизм. Градостроители отказались от тривиальных решений и обратили внимание на проект скульпторов Георгия Васильевича и Юрия Георгиевича Нероды, народных художников РСФСР, получивших за него награды на выставках в Париже, Монреале и Москве. Архитектурная часть была разработана и осуществлена в натуре архитекторами Алексеем Николаевичем Душкиным и П. Г. Зильберманом. Скульптура высотой 7,7 метра, наибольшей шириной 4,5 метра и весом 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан -Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов перед Домом Правительства Республики Бурятия на полированном гранитном постаменте. Высота постамента 6,3 метра. Задняя сторона постамента наклонная. Постамент имеет размеры в верхней части 4,52х4,71 метра и 4,52х5,8 метра в нижней части. Памятник опирается на постамент в передней части как бы в одной точке, так как ограничен снизу косым срезом. От памятника к площади ведут лестницы. Официальное открытие произошло 5 ноября 1971 года, с тех пор памятник наряду с Байкалом является символом Улан-Удэ .

Скульптура «Мать Бурятия» . (Гостеприимная Бурятия)

Эта скульптура была установлена в 2002 году и размещается в центре города Улан-Удэ . В 2008 году этот памятник перенесли к Селенгинскому мосту и встречает гостей города со стороны аэропорта. Скульптуру Мать Бурятия можно назвать бурятской версией статуи свободы в Нью-Йорке. Высота скульптуры составляет 8 метров и изображается в виде бурятской женщины с традиционным хадаком в руках. В целом получилась замечательная скульптура Мать Бурятия, или как ее еще называют «Гостеприимная Бурятия» .

У кинотеатра "Октябрь" на Комсомольской - площади 9 мая 1970 года был открыт памятник в честь 25-летия Великой Победы. На постаменте : два воина, русский и бурят. Памятник символизирует мужество и стойкость советского народа. Автор памятника - А. Тимин.

В памятнике замуровано письмо-обращение комсомольцев и молодежи 70-х годов к ровесникам XXI века. Письмо будет вскрыто 29 октября 2018 года в 100-летие со дня рождения Ленинского комсомола.

ПАМЯТНИК-МОНУМЕНТ ТАНК "Т-34". В ноябре 1967 года, в канун 50-летия Великого Октября, состоялось открытие величественного монумента на проспекте Победы. На постаменте танк "Т-34" и надпись : "В память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Трудящиеся Бурятии - воинам-фронтовикам". Монумент символизирует несокрушимую силу и героизм многомиллионного советского народа.

В годы войны трудящиеся республики внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. На строительство танковой колонны Советская Бурят-Монголия вложила из личных сбережений сорок один миллион рублей, сдано облигаций на сумму шестьдесят миллионов рублей, десять фунтов золота, восемь пудов серебра. А комсомольцы собрали один миллион триста тысяч рублей на постройку танковой колонны "Молодой колхозник Бурят - Монголии".

Памятник «Красавица Ангара» находится в городе Улан-Удэ , перед зданием Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова. Скульптурная композиция посвящена известной балерине Бурятии Ларисе Сахьяновой и солисту театра Петру Абашееву. Театр был основан в 1939 году и поставил более 300 спектаклей. В их число входит и знаменитая балет-поэма «Красавица Ангара» , которую впервые зрители увидели ее в 1959 году. Постановка получила премию М. Глинки и носит название национальной. В 2002 году у входа в театр появилась скульптурная композиция Сахьяновой и Абашеева и они запечатлены во время танца в грациозных позах. Скульптура выполнена из бронзового сплава и установлена на постаменте, а вторами данной композиции стали А. Миронов и Д. Уланов .

Бурятский Государственный академический театр оперы и балета (БГАТОиБ) ведет свою историю с 20 декабря 1939 года, с организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета. Учредителем является Миннистерство культуры Республики Бурятия.

70 лет наш театр продолжает нести высокую и благородную миссию – возвышать человека над бездуховностью, восторгать и волновать сердца людей, заставляя их думать и сопереживать.

Богатейший репертуар театра, замечательные театральные традиции, заложенные первым поколением творческой интеллигенции Бурятии, мастерство и самоотдача артистов, музыкантов, специалистов театра приумножали славу многонационального искусства нашей республики.

Рождение музыкального театра, было явлением не случайным. Сокровища музыкального эпического творчества бурятского народа стали основой формирования национального репертуара. Музыкальный театр Бурятии прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов.

Бурятский театр оперы и балета единственный оперный театр в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Коллектив театр на протяжении 70 лет достойно представляет профессиональное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России. Интересный и разнообразный репертуар, высокий профессионализм труппы принесли театру заслуженный авторитет и признание «Музыкального центра» не только Бурятии, но и всего огромного региона восточной части нашей страны.

За последние годы театр осуществил международные проекты с Монголией, США, Китаем.

Гастроли театра последних лет проходят в соседних регионах : Алтайском крае, Томской и Иркутской областях, Забайкальском крае, Агинском Бурятском округе.

Театр оперы и балета является площадкой для реализации российских и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашения солистов балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода , Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии, стали одним из направлений деятельности театра.

Три могучих коня возвышаются на постаменте в столице Бурятии. Дикие и необузданные, они символизируют непокорство первозданных стихий. Найдутся ли богатыри, способные оседлать вздыбленных жеребцов, неизвестно. Опасная красота коней и отпугивает, и притягивает одновременно.

Скульптурная композиция была установлена в 2008 году на пересечении улиц Терешковой, Сахьяновой и Павлова. Торжественное открытие памятника было приурочено к празднованию дня города . Автором проекта стал Александр Миронов, который создал целый ряд скульптур, украшающих Улан-Удэ . Три лошади символизируют стихии огня, воды и воздуха. В них будто сокрыта великая сила природы. Памятник с лошадьми, мощь и красота которых сразу бросается в глаза, также напоминает о развитии и возможностях республики, воплощает в себе ее образ.

Выполненные из бронзы величавые кони топчут копытами мраморный постамент. Их разъяренный вид напоминает буйство стихий. Кажется, что невидимый дрессировщик щелкает рядом с конями гибким хлыстом, пытаясь управлять непокорными животными. Однако возможно ли приручить стихию? Когда-то в незапамятные времена человеку удалось сесть на коня, подчинить сильное животное своей воле. Но бронзовые лошади, по замыслу скульптора, оказались дикими и свободными : ни на одной из них нет ни седла, ни узды. Памятник установлен на возвышенности, отчего кони имеют еще более грозный вид. Две лошади стоят на дыбах, а третья прочно стоит на земле, высоко подняв одну из передних ног.

Гривы жеребцов развеваются, их мышцы напряжены, вот-вот раздастся громкое призывное ржание. Кажется, что кони очнутся от бронзового сна и затопчут слишком близко подошедшего прохожего своими копытами. Некоторые горожане считают скульптуру слишком агрессивной, ведь лошади, судя по их внешнему виду, настроены вовсе не миролюбиво . Тем не менее, автор пытался изобразить стихии, а жеребцы – лишь образ, в который скульптор заключил свое видение непокорных и изменчивых элементов природы.

Облик города быстро меняется в последние 10 лет. В 2016 отмечено 350-летие со дня основания, ежегодно празднуется День города . Город развивается , прежде всего, как торговый центр, чем напоминает прежний Верхнеудинск. Это связано с его расположением и экономическими связями. Вместе с тем – это крупный научный, промышленный, финансовый, религиозный и культурный центр.

В нем проживает более 400 тысяч человек. Здесь работает несколько институтов, национальных и культурных обществ, музеев и театров. Отреставрировано и построено заново несколько православных церквей и буддийских дацанов, один католический костел.

В городе идет интенсивная и богатая событиями культурная жизнь.

Приезжают на гастроли музыкальные группы и театральные коллективы.

Проводятся различные праздники, фестивали, спортивные состязания. Построено несколько средних и малых гостиниц, реконструирован аэропорт.

ПОЦВЕТАЙ, БУДЬ ВЕЧНО МОЛОД, НАШ РОДНОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД !

Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором объединены на добровольной основе разноплановые государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира. Но в условиях глобализации особую актуальность приобретает проблема сохранения этнической идентичности.

Республика Бурятия - многонациональная республика, на территории которой проживают рядом буряты и русские, татары и немцы, украинцы и евреи и т.д. Многовековое соседство разных народов способствовало формированию толерантного отношения населения республики к представителям других национальностей, других религиозных конфессий. Толерантность - это одна из ценностей культурного симбиоза, сложившегося на территории нашей республики, сохранение которой позволит экстраполировать этот опыт на другие регионы РФ. Одним из действенных механизмов формирования толерантного отношения является приобщение к культурным и историческим традициям посредством создания информационного ресурса «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии».

Проект «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» преследует следующие цели:

  • Формирование информационной компетентности учащихся;
  • Формирование духовно-нравственной культуры средствами ЭОС;
  • Формирование личностных компетенций, универсальных учебных действий у обучащихся посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

Проект позволяет реализовать в соответствии с ФГОС общего образования системно-деятельностный подход к образовательному процессу способствующего:

  • формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования и т.д.

Проект ориентирован на становление личностных характеристик воспитанников и обучающихся:
. любящий свой край и своё Отечество, знающий родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
. активно усваивающий гуманистические, демократические и традиционные ценности многонациональной Родины;
. имеющий чувство долга и ответственности перед Родиной и т.д.

Данный Проект в контексте ФГОС направлен на расширение электронного образовательного пространства в регионе, позволяющего совершенствовать образовательные компетенции, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине у обучающейся молодежи посредством создания виртуальной экскурсии по родному краю - республике Бурятия.

Подбор и компоновка материалов по своему району для открытия виртуальной экскурсии на основе исследовательской деятельности способствует повышению у учащихся предметных, метапредметных, личностных результатов.

Реализация Проекта осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, где основными проектировщиками, исследователями и экскурсоводами будут дети, т.е. учащиеся базовых школ

Учащиеся образовательных организаций, выставляя в электронное пространство виртуальную экскурсию по своему району, имеют возможность «пройтись» по просторам любого другого района

Виртуальную экскурсию по просторам Бурятии может пройти любой желающий: дети, их родители, а также туристы. Главное действующее лицо - это дети республики. Им предоставляется возможность в новом формате изучать свой регион. Исследовать достопримечательности и особенности каждого района. Оценить по достоинству традиции, обычаи многонациональной республики и полюбить свой родной край, познать великолепие, красоту своей республики. Данный проект направлен на то, чтобы у подрастающего поколения формировалось чувство гордости за свою республику, патриотизм, желание бережно относиться ко всему, что его окружает, вносить личный вклад за дальнейшее процветание своей республики.

Учителя-предметники могут использовать ресурсы данного электронного образовательного пространства в рамках реализации национально-регионального компонента на уроках истории, биологии, географии и т.д.

Взрослому населению республики также предоставляется возможность более подробно познакомиться с материалами краеведения, климатическими особенностями, с местными достопримечательностями, «святыми» местами, ветеранами войны, известными на международном уровне спортсменами, как своего района, так и других районов.

Образовательным организациям, координирующим работу в районе, будет присвоен статус базовая школа. В конце 3 этапа будет организован конкурс на лучшую реализацию проекта и вручен победителю хрустальный ЛОТОС, символизирующий совершенство

Л - любовь к родному краю, малой Родине

О - образование

Т - творчество

О - объединение

С - совершенство, сил

Ула́н-Удэ́ (бур. Улаан Үдэ) - железнодорожная станция Улан-Удэнского региона Восточно-Сибирской железной дороги. Располагается в городе Улан-Удэ, столице Бурятии. Расположена на 5641 километре Транссибирской магистрали. По характеру работы является участковой, по объёму работы отнесена к 1-му классу.

Возникновение станции Верхнеудинск связано со строительством Сибирского рельсового пути в конце XIX - начале XX века. В 1898 году было построено основное депо. Первый поезд прибыл на станцию 15 августа 1899 года. В 1900 году локомотивный парк депо станции Верхнеудинск состоял из 30 паровозов. Из них: 2 паровоза серии Р, 24 паровоза серии К. Ещё 4 паровоза серии Т находились в оборотном депо на станции Мысовой. В 1923 году на станции была построена собственная электростанция - керосиновое освещение заменено электрическим. В 1932-1934 годах были построены ещё два корпуса депо, котельная, механический цех. Современное здание пассажирского вокзала сдано в эксплуатацию 18 октября 1938 года. После переименования города в сентябре 1935 года название изменено на станцию Улан-Удэ приказом № 209 Народного комиссара путей сообщения. После начала Великой Отечественной войны на станции был создан Линейный комитет Красного Креста и санитарная дружина (командир Анна Суслова). В начале 1942 года был сформирован военно-санитарный поезд № 281. Поезд совершил более 40 рейсов. В 1944 году в Улан-Удэнское депо начали поступать паровозы серии «Е-а» с механической подачей угля. После Великой Отечественной войны в депо было около 50 паровозов серии «Е-а» для грузового движения и 15 пассажирских локомотивов «С-у». Станция была электрифицирована на переменном токе; примыкающие двухпутные перегоны с 1955 по 1958 годы были оборудованы односторонней автоблокировкой, с запада Дивизионная - Улан-Удэ, с востока Улан-Удэ - блокпост 5647 км. В середине 1950-х годов вместо паровозов серии «Е» начали эксплуатироваться паровозы серии «Л». В 1961 году начали поступать первые тепловозы ТЭ3. Первый электровоз прибыл на станцию 30 декабря 1969 года. В 1969 году была электрофицирована линия Мысовая - Улан-Удэ, а в 1970 году была электрофицирована линия Улан-Удэ - Петровский завод.

Современное состояние

Станция отнесена к 1-му классу, имеет мощное путевое развитие, включающее два главных пути, приёмо-отправочные парки обоих направлений, местный парк. К станции примыкают путевое хозяйство локомотивного депо Улан-Удэ, пункта технического осмотра вагонов, пути отделения резерва проводников станции Улан-Удэ, восстановительного и пожарного поездов, а также подъездные пути ряда промышленных предприятий города Улан-Удэ. На станции производится смена локомотивных бригад, смена локомотивов и их экипировка, технический и коммерческий осмотр составов, производятся операции по обслуживанию подъездных путей, пассажирские и грузовые операции. Сортировочная система была перенесена в связи с расположением станции в густонаселённом районе - расформирование и формирование участковых и сборных…