Краткие содержания

Идеалистические и материалистические подходы к определению предмета в психологии. Основные направления западной психологии. Основные подходы к определению природы воли

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.

Ассоционизм

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Впервые его постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

Бихевиоризм

Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Гештальтпсихология

Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, 3. Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Фрейдизм, неофрейдизм

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога 3. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан (США).

При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения:

человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, интенциональное творческое существо.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в...

Его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти. 2. Основные идеи и факты гештальт-психологии 2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он...

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя - вторичными, производными от духа, идей, сознания.

Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

Становление психологии как самостоятельной науки произошло в последней четверти XIX в., когда она отделилась от филосо­фии, сблизилась с естественными науками и разработала собствен­ный экспериментальный метод. Развитие взглядов на сущность пси­хики связано с решением основного вопроса философии - о со­отношении материи и сознания, соответственно формирование психологии как самостоятельной дисциплины происходило под влиянием борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением.

В первобытном обществе люди верили, что внутри человека находится другое существо, временно выходящее из него во вре­мя сна и покидающее тело через рот после смерти.

Демокрит (V-IV вв. до н.э.) постулировал идею, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. При этом душа - материальное, движущее начало.

ВIV в. до н. э. греческие философы высказали мысль, что суще­ствует дух - нечто нематериальное, похожее на пламя или дуно­вение, ответственное за поведение человека.

Платон (472-348 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ко­торому противостоит материя. Посредник между этими мирами -душа. Человек не познает, а скорее вспоминает то, что уже знала душа. Платон считал, что душа имеет три части: чувственная часть находится в печени, как у животных; в сердце она пребывает в виде гнева и совести; разумная часть помещается в голове челове­ка. Душа бессмертна, и после смерти она, согласно Платону, пе­реносится «в мир идей».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал трактат «О душе», который считается первым трудом по вопросам психологии. В сво­их работах Аристотель использовал такие понятия, как «ощуще­ние», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные дви­жения». Он считал, что душа может существовать вне всякой свя­зи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, сле­довательно, познать ее нельзя, поскольку это знание лежит за пределами человеческих возможностей. По мнению Аристотеля, душа - внутренний движитель, позволяющий человеку реализовывать себя. Центр ее находится в сердце, куда поступают впечат­ления от органов чувств, где они накапливаются и объединяются в результате рассудочного мышления и в конечном итоге определя­ют поведение. Проявлениями души являются мышление, знание, мудрость. Аристотель полагал, что одна часть души смертна, как у животных, а другая принадлежит вечному разуму, и поэтому бес­смертна и духовна. Всего он выделял три составляющие души человека:

1) душа растительная, которая ведает функциями питания,
размножения;

2) душа чувствующая, животная, обеспечивающая чувства ося­зания, боли, удовольствия;

3) душа разумная.

У растений, по мнению Аристотеля, имеется только расти­тельная душа, у животных - растительная и чувствующая, но все, что растет и развивается, полагал он, имеет душу. Аристотель придерживался позиции, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем.

Идеи философов Древней Греции господствовали до V в. н. э. Средние века характеризовались демонологическим понимани­ем психических болезней. Близкие к научным воззрения в обла­сти психологии стали формироваться в эпоху Возрождения, в XV-XVI вв., когда появилось представление о том, что мышле­ние есть свойство материи.

Следующий этап развития психологии связан с развитием ме­ханики, математики и естественных наук.

Р.Декарт (1595-1650) ввел понятия рефлекса и сознания, а также создал механистическую модель человека, согласно кото­рой раздражения от органов чувств по чувствительным нервам идут к отверстиям в головном мозге, «животные души» вытекают из мозга по трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются и двигаются; в головном мозге находится «ра­зумная душа», управляющая страстями. Декарт противопоставлял душу и тело, т.е. был представителем дуализма, предполагавшего существование двух независимых субстанций: материи и духа.

Начиная с этого времени психология стала наукой не о душе, а о сознании. Душа начинает пониматься как сознание, связанное с работой мозга: способность думать, чувствовать, желать. Таким образом, доминировала интроспективная трактовка сознания, для которой был характерен отрыв психического начала от объектив­ного бытия. Психическая жизнь рассматривалась как субъектив­ный мир, познаваемый лишь путем самонаблюдения. Основным методом психологии сознания стала интроспекция («заглядывание внутрь»). Почти все теории конца XIX и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Это вело к ограничению предмета исследований областью осо­знаваемых переживаний, рассматриваемых в отрыве от окружаю­щей действительности и деятельности человека. Доминировал описательный, а не объяснительный подход к изучению психики.

Эволюционное учение Ч.Дарвина (1809-1882) утвердило ве­дущее значение окружающей среды в динамике эволюционного развития психических процессов. Благодаря концепции Дарвина психическую жизнь стали рассматривать как результат биологи­ческой эволюции. Его последователь Э.Геккель (1834-1919) ут­верждал, что основы психологии нужно искать исключительно в физиологии нервной системы.

В этот же период активно развивалась физиология органов чувств. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Г.Фритче и Ф.Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а П. Брока и К. Вернике - моторный и сенсорный центры речи).

Большое значение также имело изменение статуса психиатрии и отношения к душевнобольным в обществе. Принятие положе­ния о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, положило начало сравнительным исследованиям психи­ки в норме и при патологии. Знания о психической деятельности, накопленные в медицине, явились основой для создания научной психологии, возникновение которой было связано с проникно­вением в нее экспериментальных методов.

Первое психологическое исследование заключалось в изучении зависимости между силой действующего раздражителя и величи­ной вызываемой им реакции, что легло в основу структуралистического подхода. Так же как в физике и химии, где свойства вещества определяются по составляющим его элементам, струк­туралисты старались выявить и описать психические элементы, каковыми, по их мнению, являются ощущения, образы и чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать наиболее детальное описание этих элементов. Для достижения этой цели структу­ралисты применяли метод экспериментальной интроспекции: ис­пытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просили описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.

Исследования, посвященные общим закономерностям разви­тия чувствительности и функционированию отдельных органов чувств, имели огромное значение для становления психологиче­ской науки. С работ Г. Гельмгольца по психофизиологии органов чувств началось систематическое изучение ощущений, восприя­тия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Труды Э. Вебера, по­священные экспериментальному исследованию чувствительности человека, позволили определить соотношение между силой сти­мула и величиной ощущения, т.е. между приростом раздражения и ощущением. Впоследствии Г. Фехнер дал математическую интер­претацию найденной Вебером закономерности. Способы матема­тической обработки и обобщение результатов этих исследований заложили основы экспериментального психофизиологического метода.

Эксперимент быстро внедряется в психологию. В 1879 г. в Лейп­циге В.Вундтом (1832-1920) создается первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. В России подобная лаборатория была основана в 1885 г. В.М.Бехтеревым (1857-1927) при меди­цинском факультете Казанского университета. В 1896 г. С. С. Корса­ков организовал такую же лабораторию в Москве на базе психи­атрической клиники. Несколько позднее лаборатории эксперимен­тальной психологии открылись при медицинских факультетах це­лого ряда университетов России: в Одессе, Киеве, Дерпте (Тарту). Начинает осуществляться интроспекция в специально созданных условиях. Экспериментальные исследования позволили изучать память, внимание, эмоционально-волевую сферу. Однако, при­меняя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистической позиции. Основным источни­ком знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях. Описыва­лись психические элементы (ощущения, образы, чувства). Есте­ственно, что у разных испытуемых они очень редко совпадали и даже у одного и того же человека в разное время проявлялись по-разному. Поэтому дальнейшее изучение психической деятель­ности стало базироваться на наблюдении поведения человека со стороны.

В начале XX в. сформировалась единая концепция управления поведения человека нервной системой и в то же время наступил кризис интроспективной психологии, причинами которого яви­лись отрыв ее теории от практики и отсутствие объективного научного подхода в этой области. Кризис психологии сознания был предопределен успехами неврологии и психологии, особенно во Франции, где широко развивалось учение о подсознатель­ном начале в психической жизни человека. Как следствие кризи­са, в психологии стали складываться новые направления: бихе­виоризм, экзистенциализм, психоанализ, гештальт-психология.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) как новое психо­логическое течение возник во втором десятилетии XX в. Предме­том изучения стало поведение человека, а не его сознание. Пси­хика теперь рассматривалась как функция мозга - отражение, т. е. психология начала базироваться на философии диалектического материализма. Бихевиоризм выступал в качестве альтернативы ин­троспективной психологии и исключил из объектов рассмотре­ния все психологические феномены, не подлежащие объективно­му исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения пред­ставителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку именно оно является единственной пси­хологической реальностью, доступной непосредственному наблю­дению и обладающей параметрами, которые можно непосредствен­но измерить и на которые можно воздействовать, а следователь­но, изучать их так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм отождествляет психику и поведе­ние, понимаемое как совокупность реакций организма на воздей­ствия внешней среды, фиксируемые стимулы. Человек при этом рассматривается как носитель определенных форм поведения, об­разующихся по принципу «стимул - реакция». Все психологиче­ские феномены, опосредующие реакции человека, долгое время игнорировались как ненаблюдаемые. Однако в дальнейшем появ­ляется понятие промежуточных переменных (медиаторов, посред­ников) - процессов, опосредующих влияние внешних раздражи­телей на поведение человека. Усложнение традиционной бихеви­ористской модели «стимул - реакция» за счет введения проме­жуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму. Ос­новная формула поведения приобретает вид «стимул-промежу­точные переменные-реакция» (S-г-s-R). В соответствии с этим стимулы стали обозначать как независимые переменные, а реак­ции - как зависимые. В настоящее время понятие промежуточных переменных трактуется довольно широко. В качестве их рассмат­риваются внимание, представления, мотивы, установки, отно­шения и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии на современном этапе.

В становлении бихевиоризма огромную роль сыграли работы И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П.Павлова (1849-1936), посколь­ку ими были заложены основы материалистического понимания принципов работы нервной системы. И. М. Сеченов полагал, что внешнее воздействие лишь в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами рождает в конечном итоге образы, мысли, идеи. И. П. Павлов на основе теоретических вы­сказываний И.М.Сеченова о рефлекторной природе деятельно­сти мозга разработал экспериментально обоснованное учение. Со­зданная им условно-рефлекторная теория выделяла роль сигнала, внешней среды. Был доказан динамический характер локализа­ции функций в коре головного мозга, а также внесена ясность в понимание физиологической сущности типов нервной системы.

В рамках бихевиоризма были разработаны теории научения - приобретения опыта, умений и навыков.

Один из вариантов научения - классическое обусловливание - связан с именем И. П. Павлова. В классической павловской схеме условного рефлекса S -R, где S - стимул, R - реакция (поведе­ние), реакция возникает в ответ на воздействие какого-либо сти­мула (раздражителя). Павлов впервые объяснил, как нейтральный стимул может вызвать ту же, что и безусловный раздражитель, реакцию, которая протекает автоматически, на врожденной ос­нове, без предшествующего опыта индивида (т.е. как нейтраль­ный стимул становится условным раздражителем). Это происхо­дит при смежности (совпадении по времени) безусловного и ней­трального раздражителей, с некоторым опережением последне­го, а также при повторении - многократном сочетании нейт­рального и безусловного раздражителей.

Основатель бихевиоризма Дж.Б.Уотсон считал, что каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение, или реакция, и поэтому любую деятельность человека можно объяс­нить по вышеупомянутой схеме S -R («стимул - реакция»).

Его последователь Б. Скиннер (1938) высказал мысль, что по­ведение определяется своими последствиями. На организм воз­действуют условным раздражителем и подкрепляют его безуслов­ным, стимул следует после поведенческой реакции. Результатом научения является оперант (отсюда - оперантное научение). В этом случае подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий эффект, поэтому такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное, или инструмен­тальное, поведение - поведение типа R - это поведение, выз­ванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер, под­черкивая различия между респондентным и оперантным поведе­нием, указывает, что респондентное поведение вызвано стиму­лом, который предшествует поведению, а оперантное поведе­ние - стимулом, следующим за поведением. Другими словами, в классическом обусловливании стимул предшествует поведенче­ской реакции, а в оперантном - следует за ней. Позитивное или негативное подкрепление усиливает поведение. Позитивное под­крепление основано на применении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление за­ключается в усилении поведения за счет негативных стимулов. Наказание отличается от негативного подкрепления тем, что направ­лено на ослабление поведенческой реакции.

Наказание также подразделяют на позитивное и негативное: первое основано на лишении индивида позитивного подкрепле­ния, а второе - на предъявлении негативного (аверсивного) сти­мула.

Например, при позитивном наказании родители за плохую успеваемость лишают ребенка какого-то подарка, а при негатив­ном - ругают за плохую успеваемость.

Если бихевиористы и основоположники условно-рефлектор­ной теории в объяснении поведения человека отдавали предпоч­тение факторам внешней среды, сигналам, идущим извне, то уче­ник и последователь И.П.Павлова П.К.Анохин (1979) показал, что не менее важную роль в отборе полезных приспособительных действий играет работа самого мозга.

Представители экзистенциализма (идеалистического направле­ния) М.Хайдеггер и К.Ясперс занимались проблемой существова­ния (экзистенции) человека, которое трактовали как чисто ин­дивидуальное «бытие для смерти», изолированное от общества.

Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности.

Глубинная психология включает три направления:

1) психоанализ Фрейда;

2) индивидуальная психология Адлера;

3) аналитическая психология Юнга.

Психоанализ З.Фрейда (1856-1939) вначале применялся для лечения неврозов, и особенно истерии, затем стал научно-иссле­довательским методом и, наконец, самостоятельной дисципли­ной, которая попыталась дать философское истолкование фено­мена человеческой культуры и смысла жизни вообще. Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Большое влияние на него оказа­ли результаты исследовании Ж. М. Шарко (изучение связей между гипнозом и неврозом), а также случай из врачебной практики вы­дающегося венского врача И.Брейера, лечившего в 1880-1882 гг. с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне пациентка на­ходила взаимосвязи между симптомами своего заболевания и трав­мирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в под­сознание и неосознаваемыми в состоянии бодрствования. При этом больная реагировала на психотравмирующие факты бурным аф­фектом, «завершала подавленный психический процесс», в ре­зультате чего произошел «катарсис». После предварительного со­общения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 г. Брейер и Фрейд прекратили совместные исследования. В процессе даль­нейшего развития своего учения Фрейд пришел к убеждению, что невротические явления вызываются, как правило, возбужде­ниями сексуального характера, актуальными сексуальными кон­фликтами или возникают под влиянием ранее пережитых сексу­альных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстрой­ства половой функции. Фрейд создал метод свободных ассоциаций, которые больной воспроизводил, лежа на кушетке с закрытыми глазами. Позднее Фрейд предложил метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою символику, отражающую подавленные желания, как правило, сексуального характера. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в подсознание». В про­цессе психоанализа пациент оказывает психологическое сопротив­ление, иногда даже переносит на врача свою ненависть (transfer - перенос). Это противодействие пропорционально силе подавляе­мых влечений, которые Фрейд относил к периоду детской сексу­альности. Половая функция, вначале аутоэротическая, проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, садистическо-анальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд обо­значил термином «либидо». Психоанализ переоценил роль сексу­альности в жизни человека, за что Фрейда упрекают в пансексуа-лизме.

Согласно психоаналитической концепции большинство пси­хических процессов происходит в области бессознательного, и лишь незначительная их часть осознается. Между бессознатель­ной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, кото­рые были пропущены цензурой «Я». Психоанализ Фрейда игнори­рует историко-общественное развитие и экономические, обще­ственные отношения.

Большое значение для развития психологической науки имеют следующие аспекты учения Фрейда:

Создание динамической и глубинной концепции личности в противовес дедуктивной и статической психологии;

Акцент на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием;

Подчеркивание важности ранних детских впечатлений;

Выделение роли биологических потребностей;

Исследование механизма неврозов;

Изучение сновидений, их символики и так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т.п.).

Индивидуальная психология Адлера сформировалась на основе теорий Фрейда и изучения неврозов, но избежала свойственных психоанализу генерализаций и стала самостоятельным направле­нием, уделяющим много внимания общественной детерминации психического развития. Адлер разработал понятие так называемой неполноценности органов и распространил его на любую недостаточно или дефектно-развитую функцию (задаток), как со­матическую, так и психическую: конституциональная слабость, сердечные дефекты, горб, заикание, «леворукость» и т.п. Психи­ческие процессы находятся в гармонии там, где имеется равнове­сие между потребностью в самоутверждении и потребностями об­щества. Неполноценность органов может привести к возникнове­нию повышенного чувства недостаточности, проявляющегося в избегании людей, потере уверенности в себе, отчуждении, утрате смелости. Противоположной реакцией является гиперкомпенса­ция: человек не только компенсирует свою неполноценность, но и гипертрофированно развивает функцию пораженного органа. Воз­можен и иной путь - замещение дефекта другим видом интен­сивной деятельности в доступной области, в которой индивид старается выделиться. Например, человек с физическим недостат­ком стремится к достижению в области культуры или политики. Адлер подчеркивает значение социальной среды, особенно се­мейной. По его мнению, необходимы правильная жизненная ли­ния, хорошее воспитание или психотерапия, направленная на фор­мирование жизненной смелости. Работы Адлера важны, поскольку в них содержатся описания продуманных мероприятий и теории, относящиеся к исправительной педагогике и психотерапии.

В аналитической психологии психиатра К. Г. Юнга фрейдовский термин «либидо» используется для обозначения жизненной энер­гии, проявляющейся не только как сексуальность, но и как твор­чество. Юнг видит в индивидуальном и коллективное бессозна­тельное, в котором заключены архетипы - прообразы, опре­деляющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной сферы жизни. Их создавал опыт человечества в тече­ние тысячелетий. К ним относятся, например: anima - символ женского естества в подсознании мужчины и противоположный ему animus - естество мужчин в коллективном обессознательном женщины.

Гештальт-психология сформировалась при господстве идеали­стической философии в Германии в начале XX в. В ней мир рас­сматривается как совокупность организованных форм (гешталь-тов). В основе этого направления лежит мысль Эренфельса о каче­стве формы: мелодия остается мелодией, несмотря на перенесе­ние (транспортировку) ее в любую тональность, так же как и ко­пии картины, нарисованные разными красками и разного размера. Следовательно, формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементом, а представляют собой новую структуру. Гештальт - это целостное образование, имеющее собственное свойство, которое не исчерпывается свойствами отдельных его частей. Хотя час­ти и целое взаимообусловлива­ют друг друга, свойства целого всегда превалируют, доминиру­ют над свойствами частей, ины­ми словами, наблюдается фено-минальная и функциональная доминантность целого над час­тями. Образ рассматривается как самостоятельный феномен. Кон­стантность, т. е. постоянство об­раза при меняющихся условиях восприятия, является основным свойством гештальта.

Оно нару­шается, если образ воспринимается изолированно от целостно­го зрительного поля. В этом заключается феномен «фигуры и поля». Фигура - это замкнутое, выступающее на передний план це­лое, отделенное от фона контуром. Фон - то, что находится позади фигуры. Реверсибильная фигура «ваза-лицо» демонстри­рует основные положения данного феномена (рис. 1). В гештальт-психологии интеллект трактовался как поведение, направленное на решение проблем.

Гуманистическая психология сформировалась как альтернатива бихевиоризму в 50-е годы XX в. Один из ведущих представителей этого направления Р.Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Целостный подход к личности является фундаментальным принципом гуманистической психо­логии, которая основывается на вере в возможность реализации способностей каждого человека при условии предоставления ему свободы выбора своей судьбы. В качестве детерминанты поведения и развития личности рассматривают потребность в самоактуали­зации, стремление к развитию и осуществлению своих потенци­альных возможностей, к достижению определенных жизненных целей. Основной стержень гуманистической психологии - опти­мистический взгляд на природу человека. Американский психолог К.Роджерс (1902-1987), один из основоположников гуманисти­ческой психологии, считал, что в каждом человеке заложено стрем­ление полностью проявить себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Обществен­ные нормы и воспитание принуждают его в ущерб собственным чувствам и потребностям принимать ценности, навязанные дру­гими, что служит источником неудовлетворенности и нарушения поведения. Терапевтический метод Роджерса основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно реализовать свои способности.

Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм . В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты : Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направление вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления : объективный идеализм и субъективный идеализм .

Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.


Субъективный идеализм . (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria - опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании . Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон . Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании . Основатель рационализма – французский философ 17 в екаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание, agnostos - недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе ». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности . Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в . был К. Поппер . Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.