Краткие содержания

Исторический процесс: его закономерность, движущая сила и направление. Россия и мировой исторический процесс

В современном мире обществу известны истории множества народов, государств, цивилизаций, эпох и войн. С древних времен люди стали делить мир на "мы" и "они", на "мое племя" и "чужое племя", на "эллины" и "варвары", на "рабов" и "свободных". В эпоху Нового времени с развитием мореплавания, колонизации новых земель, с развитием торговли и новыми географическими открытиями расширялся кругозор европейцев. Они увидели, что у разных народов, с одной стороны, имеются общие черты, а с другой - глубокие различия в культуре, нравах, религии и даже во внешнем облике. Так в философии стали возникать концепции локальных культур http://biofile.ru

В своей работе «Закат Европы» Освальд Шпенглер не признал единой истории. Он полагал, что всех людей можно разделить на самостоятельные категории, поскольку каждая культура существуя, подчиняется присущим ей принципам, с учетом ее ценностей.

Сторонником взгляда Шпенглера был Арнольд Джозеф Тойнби. Однако Тойнби полагал, что возможно человечество в будущем сможет достичь единства на основе религии.

В своей работе «Постижение истории» Тойнби рассматривал всемирную историю с точки зрения системы условно выделяемых цивилизаций, которые проходят в своем развитии одинаковые фазы от рождения до гибели и составляют ветви так называемого «единого дерева истории».

В эпоху формирования капитализма к поиску единства истории стимулировало развитие экономических связей в целях формирования единого мирового рынка. Данный процесс втягивал государства в установление экономических отношений, в связи с чем, появились представления о единстве всего человечества.

Общественный процесс, формирование мировых экономических связей сделало невозможным отрицание единства мировой истории. Истоки единства следует искать в антропогенезе и социогенезе. Орудийная деятельность и членораздельная речь превратили человекоподобное существо в человека, формирование физического облика современного человека, его сознания и общественных отношений представляют собой единый процесс http://biofile.ru . Единство и многообразие мировой истории. Научно - информационный журнал Биофайл..

Таким образом, в настоящее время к единым историческим истокам относят:

Образование и развитие государств и мировых экономических отношений;

Создание материальных благ;

Культурные связи народов и государств.

Вместе с те выделяют критерии, позволяющие говорить о многообразии истории. К ним принято относить:

Географическое местоположение. Люди, жившие в более благоприятных климатических условиях, имея плодородные земли, перешли от охоты к земледелию, что позволило обосноваться в одном месте, формировать запасы пищи, увеличивать численность населения. Как следствие, на таких землях стали формироваться города.

Разделение труда и развитие производительных сил. Разделение труда и наиболее развитые производительные силы обуславливали развитие более быстрыми темпами.

Многообразие исторической среды. Отсталые в своем развитие страны под воздействием более развитых стран не преодолевают определенные пути своего развития, а перескакивают целые формации, что в основном происходило насильственным путем.

Внутренняя историческая среда. Развитие страны (народа), находившейся под влияние авторитетной выдающейся личностью в ходе истории.

Временное многообразие. Наличие неравномерности в различных сферах своего развития.

Таким образом, современная история знает и общее и различное в своем развитии, поэтому нет однозначного утверждения по поводу единообразия и многообразия истории.

КАФЕДРА ИСТОРИИ

“История”

МОСКВА 2012

Class=WordSection2>

Class=WordSection3>


а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота!!!

Как называется основное историческое сочинение Геродота?

а) «История» !!!

б) «Повествование о Пелопоннесской войне»

а) Евсевий Кесарийский (кон. Ш – нач. 1Ув.) !!!

б) Фукидид (кон. Ув. до.н.э.)

в) Тацит (ок.55-ок.120)

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

А) познавательная предвидение будущего

б) прогностическая выявление закономерностей

исторического развития

Что такое бортничество?

а) добыча бобровых шкур

б) сбор меда диких пчел!!!

в) расчистка леса под пашню

Что означает термин «басма»

а) пластина, которую выдавали монгольские ханы в качестве пропуска и верительной грамоты +

б) вид холодного оружия

в) налог на торговлю, который платили русские земли Золотой Орде.

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия

Северо-Восточная Русь в XIV в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Борьба московских князей за доминирование в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы и ее роль в объединении северо-восточных русских земель. Специфика формирования единого Российского государства: социально-экономические и политические предпосылки.

Свержение монголо-татарского ига. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения, этапы закрепощения крестьян. «Судебник» Ивана III. Приказная система.

Иван Грозный. Реформы 50-х гг. XVI в. и складывание форм сословно-представительной монархии. Опричнина, причины и последствия. Укрепление самодержавия.

Западная политика Ивана IV. Ливонская война. Борьба за выход в Прибалтику. Экспансия Московского царства на Востоке. Покорение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Сибири. Значение русской колонизации. Формирование этнически и социально неоднородного общества. Влияние пространства на формирование национального характера, политическую культуру, принципы государственной организации, воспроизводство традиционализма в новых масштабах.

Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России. Русская идея: «Москва - Третий Рим».

1. Благодаря какому событию Иван Калита Получил «ярлык» на Великое Княжение Владимирское и право сбора дани?:

а) строительству кремля;

б) приглашению в Москву митрополитом;

в) участию в подавлении восстания в Твери. !!!

2. Событие, вошедшее в историю как «стояние на реке Угре», привело к:

а) разгрому ордынского войска;

б) возобновлению выплаты дани Золотой Орде;

в) окончанию зависимости Руси от Золотой Орды. !!!

3. В конце XIII в. для того, чтобы стать великим князем на Руси, необходимо было получить:

а) благословение Константинопольского патриарха;

б) согласие магистра Ливонского ордена;

в) ярлык на великое княжение от Орды. !!!

4. В чем заключалась специфика социально-экономического развития Руси в IX-XI вв. по сравнению с Западной Европой:

а) в утверждении крепостного права;

б) в наличии натуральных хозяйств;

в) в преобладании среди населения свободных общинников. !!!

5. Характерная черта феодализма:

а) условный характер собственности на землю; !!!

б) вольнонаемный труд;

в) частнособственнические отношения.

6.Первое упоминание о Москве встречается в летописи в:

б) 1147 г.; !!!

7. Кто был родоначальником Московских удельных князей:

а) Александр Невский;

б) Даниил Александрович; !!!

в) Иван Калита.

8. Между какими двумя княжествами шла борьба за гегемонию в Северо-Восточной Руси в первой четверти XIV в.:

а) между Москвой и Рязанью;

б) между Москвой и Нижним Новгородом;

в) между Москвой и Тверью. !!!

9. Назовите русского князя первого «собирателя» Руси:

а) Андрей Боголюбский;

б) Иван Калита; !!!

в) Иван Красный.

10. Когда в Москве был построен белокаменный Кремль:

а) в 1272 г.;

б) в 1328 г.;

в) в 1367 г. !!!

11. Под руководством какого русского князя произошел разгром Мамаева войска 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле:

а) Александра Невского;

б) Ивана Калиты;

в) Дмитрия Ивановича;!!!

12. Основное отличие в процессе создания единого централизованного государства по сравнению с аналогичными процессами в Западной Европе?:

а) внешнеполитический фактор;!!!

б) активизация торговли;

в) Европейское Возрождение.

13. Заключительный этап образования Московского централизованного государства:

а) конец XIII – начало XIV вв.;

б) конец XIV – начало XV вв.;

в) вторая половина XV – начало XVI вв. !!!

14. Когда было свергнуто ордынское иго на Руси:

а) в 1480 г.; !!!

б) в 1500 г.;

15.Первым русским митрополитом, избранном на общем собрании русских епископов, был:

б)Антоний

г)Иларион

16. Какое из приведенных утверждений верно? Флорентийская уния:

а) была попыткой Папы Римского подчинить своему влиянию русскую православную церковь!!!

б) была заключена между русским Патриархом и Папой Римским для противостояния исламу

в) была заключена между Польшей и Литвой, в результате чего возникло государство Речь Посполитая

г) договор между Папой Римским и Русью о совместной борьбе против Золотой Орды

17. Плата «за пожилое» впервые была введена:

а) Иваном Грозным в «указе о заповедных летах»

б) в Судебнике 1550 г.

в) в Судебнике 1497 г.!!!

г) в «Русской правде»

Поместьем называлось(лась)

а) поселение, полностью или частично освобожденное от государственных налогов;

б) земельное владение, переходившее по наследству;

в) торгово-ремесленная часть города.

г) земельное владение, предоставляемое на условиях несения службы!!!

46. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена…

а) Владимира I, Ивана IV

б) Ярослава Мудрого, Бориса Годунова

в) Ивана Калиты, Дмитрия Донского!!!

47. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена…

а) княгини Ольги, Ярослава Мудрого

б) Даниила Московского, Ивана Калиты!!!

в) Василия Темного, Василия Ш

48. В период правления Ивана Ш имело место:

а) провозглашение России империей

б) создание регулярной армии

в) принятие первого общерусского Судебника!!!

г) «принятие Соборного уложения»

Иван IV правил в

а) 1533-1584гг. !!!

б) 980-1015гг.

в)1325-1340гг.

г) 1598-1605г.г.

85. Впервые венчание на царство имело место в…….. году

2. Всемирная история: справочник школьника и студента/Губарев В.К.─ Ростов н/Д: «Феникс», Донецк: «Кредо», 2007.

4. История Росси для поступающих в вузы: учеб./В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов.М.: ТК «Велби», изд-во Проспект, 2006.

5. Кузнецов Н.И. Отечественная история: Учебник.−М.: «Даш-ков и К0». 2004.

6. Новое время. Факты. События. Люди.//Всемирная история для школьников и студентов/Под ред. В.П. Будановой. М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006.

Тема 12. Современная Россия

Отказ от социалистических идеалов и смена модели общественного развития. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Экономические реформы: либерализация цен, приватизация экономики, становление рынка как регулятора общественного производства, включение России в мировую экономическую систему. Изменение социальной структуры общества: формирование новых классов и социальных групп, рост имущественной дифференциации. Сокращение доли национального дохода на душу населения. Общая характеристика демографической ситуации. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Становление парламентаризма и института президента. Конституция 1993 г. Экономический и социальный кризис, конфликты законодательной и исполнительной ветвей власти, нарастание центробежных тенденций как результаты первого этапа реформ.

Поиски путей оптимального общественного развития. Стабилизация экономики и первые признаки экономического роста. Укрепление вертикали власти, рост численности и влияния центристских партий и движений как основа политической стабилизации. Проблемы дальнейшей демократизации политической системы в условиях малочисленности средних слоев.

Россия в системе международных отношений. Россия и страны СНГ. Россия и Европейский Союз. Россия и США. Россия и мусульманский мир. Отношения России с Китаем и Индией. Проблемы национальной безопасности России.

1. Конституция Российской Федерации была принята …

2. Первые выборы Президента России состоялись в…

3. Органом исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. является…
а) !!!Правительство Российской Федерации
б) Федеральное собрание
в) Государственный совет
г) Президент Российской Федерации

д) Государственная Дума

4. Органом представительной и законодательной власти по Конституции Российской Федерации 1993г. является…
а) !!!Федеральное собрание
б) Правительство Российской Федерации
в) Совет Безопасности

г) Федеральные службы
д) Президент Российской Федерации

5. Верхней палатой парламента по Конституции Российской Федерации 1993г. является…
а) !!!Совет Федерации
б) Государственная дума
в) Правительство
г) Администрация Президента

д) Федеральное Собрание

6. Нижней палатой парламента по Конституции Российской Федерации 1993г. является…
а) !!!Государственная дума
б) Совет Федерации
в) Правительство Российской Федерации
г) Администрация Президента

д) Общественная палата

7. Конституция Российской Федерации 1993г. была принята…
а) !!!всенародным голосованием
б) указом Президента В.В. Путина
в) решением Федерального собрания
г) решением Правительства Российской Федерации

д) указом Президента Б.Н. Ельцина

8. Референдум о принятии Конституции Российской Федерации проходил одновременно с выборами в новый парламент…

9. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в 1993г. завершилось…

а) !!!роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР

б) созданием федеральных округов

в) подписанием Федеративного договора

г) одновременным избранием Президентом РФ В.В. Путина

д) созданием Конституционного Суда

10.Укажите событие, которое произошло в России в сентябре-октябре 1993 г.:

а) образование комитета в составе Г. Янаева, В. Крючкова, Д. Язова и их сторонников

б) !!!конфликт между исполнительной и законодательной властью

в) победа КПРФ на выборах в Думу

г) всероссийский референдум о принятии Конституции

д) распад СССР и создание СНГ

11.В состав СНГ вошли:

а) 9 республик бывшего СССР

б) !!!11 республик бывшего СССР

в) все бывшие республики, кроме Прибалтики

г) 10 республик бывшего СССР

д) Россия, Украина, Белоруссия

12.Проведение либеризации цен (шоковая терапия) в январе 1992 г. связывают с именем…

а) !!!Е.Т. Гайдара

б) В.С. Черномырдина

в) А.Б. Чубайса

г) Б. Березовского

д) Г. Зюганова

13. Советы народных депутатов всех уровней в 1993 году были упразднены …

а) по требованию Общественной палаты

б) в связи с проведением «шоковой терапии»

в) в связи принятием Федеративного договора

г) в связи с осуществлением либерализации цен

д)!!! в связи с созданием новой структуры органов власти

14. Политический кризис 1992-1993гг. проявился, главным образом, в…

а) !!!противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти

б) роспуске СССР и создании СНГ

в) переходе к рыночным реформам

г) принятии Федеративного договора

д) добровольной отставке Б.Н. Ельцина

15. Становление в 1990-е гг. новой политической системы в России началось…

а) !!!после принятия Конституции 1993г.

б) после «августовского путча»

в) с избранием президентом В.В. Путина

г) с переходом к «шоковой терапии»

д) с победы на президентских выборах в 1996 г. Б.Н. Ельцина

16. Введение чрезвычайного положения, артобстрел и штурм «Белого дома» связаны с…

а) !!!политическим кризисом 1993г.

б) «августовским путчем»

в) началом «шоковой терапии»

г) выборами Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации

д) началом контртеррористической операции в Чечне

17. Разногласия в вопросах о выборе путей развития России в новых исторических условиях стали причиной в 1992-1993гг. ...

а) !!!политического кризиса

б) перехода к «шоковой терапии»

в) начала перестройки

г) принятия концепции «развитого социализма»

д) избрания на пост Президента РФ Путина В.В.

18. Либерализация цен и начало приватизации государственной собственности в России связаны с именем…

а) !!!Е.Т. Гайдара

б) М.Е. Фрадкова

в) С.В. Кириенко

г) В.С. Черномырдин

д) Е.М. Примакова

19. Отказ от государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг – это … цен.

а) обвал цен

б) приватизация

в) секуляризация

г) национализация

д) !!!либерализация

20. Программа радикальных реформ по переходу от плановой экономики к рыночной получила название…

а) !!!«шоковая терапия»

б) инфляция

в) либерализация цен

г) экономическая стабилизация

д) монетизация

21. Переход России к «шоковой терапии» начался в … году

22. Одним из последствий перехода к «шоковой терапии» в начале 1990-х гг. стал(о) ...

а) !!!обесценивание вкладов населения в Сбербанке

б) сокращение инфляции

в) рост реальных доходов населения

г) сокращение безработицы

д) развитие высокотехнологичного и конкурентноспособного производства

23. Замена льгот денежной компенсацией в 2005г. – это…

а) диверсификация

б) приватизация

в) национализация

г) секуляризация

д) !!!монетизация

24. Отказ от уплаты по внешним и внутренним долгам в 1998г. – это…

а) монетаризация

б) «шоковая терапия»

в) !!!дефолт

д) секуляризация

д) приватизация

25. Создание в Российской Федерации федеральных округов связано с именем…

а) !!!В.В. Путина

б) Л.И. Брежнева

в) М.С. Горбачева

г) М.Е.Фрадкова

д) Б.Н. Ельцина

26. В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации в … году.

27. Досрочное прекращение полномочий президента России Б.Н. Ельцина в 1999 году связано с…

а) !!!добровольным уходом в отставку

б) поражением на выборах

в) «августовским путчем»

г) импичментом

д) итогами всероссийского референдума

28. В 2006 году был создан новый институт -…

а) !!!Общественная палата

б) Федеральное Собрание

в) федеральные округа

г) Конституционный суд

д) Государственный Совет

29.Федеральные округа в структуре государственного управления России созданы для:

а) !!!усиление вертикали власти

б) усиление местного самоуправления

в) увеличение налоговых поступлений в бюджет

г) для борьбы с организованной преступностью

д) все вышеперечисленное

30. Содружество независимых государств (СНГ) было создано в…

31. Для внешней политики России в 1990-е – нач.XXI в. характерно(а, ен)…

а) !!!членство в «большой восьмерке»

б) поддержка бомбежек НАТО в Югославии

в) отказ от поддержки ООН ввиду падения ее авторитета

г) участие в создании НАТО

д) членство в Европейском Союзе

32. Для внешней политики России в 1990-е – нач XXI в. характерно (а, ен) …

а) членство в «большой восьмерке»

б) участие в антитеррористической коалиции развитых государств

в) участие в Программе НАТО «Партнерство во имя мира»

г) членство в Совете Безопасности ООН

д)!!! все вышеперечисленное

33. Для внешней политики России в 1990-е – нач XXI в. не характерно (а, ен) …

а) поддержка бомбежек НАТО в Югославии

б) отказ от поддержки ООН ввиду падения ее авторитета

в) поддержка США во всех военных операциях за рубежом

г) одобрение выхода США из договора 1972г. по противоракетной обороне (ПРО)

д) !!!все вышеперечисленное

34.Основная проблема во взаимоотношениях России с Японией на рубеже XX-XXI вв. состоит:

а) в масштабном промышленном шпионаже, проводимым японскими фирмами

б) !!!в претензиях Японии на острова Южно-Курильской гряды

в) в контактах ряда российских чиновников с представителями организации «Аум Сенрике»

г) в поддержке Россией курса противодействия Японии в регионе, проводимого Китаем

д) в личной неприязни представителей правящих кругов России и Японии

35. Россия является членом…
а) !!!«большой восьмерки»
б) Организации Варшавского договора
в) Организации Североатлантического договора
г) Европейского Союза

д) Союза балтийских государств

36 За бывшими республиками СССР закрепилось понятие…
а)!!! страны «ближнего зарубежья»
б) страны дальнего зарубежья
в) страны Европейского Союза
г) члены НАТО

д) страны-соседи

37. С распадом СССР встала задача создания … мирового порядка.
а) !!!многополюсного
б) двухполярного
в) однополярного
г) биполярного

д) многоликого

38. Правопреемником СССР на международной арене стала(о)…
а) !!!Россия
б) СНГ
в) Украина
г) Белоруссия

д) Грузия

39. Обострение проблемы национальной безопасности постсоветской России связано с…

а) !!!активизацией международного терроризма

б) созданием единого союзного государства России и Белоруссии

в) созданием многополюсной системы международных отношений

г) активным сотрудничеством с ЕС

д) вступлением стран Балтии в СНГ

40.В борьбе против какой международной опасности в 2001 г. Россия и США объединили свои усилия:

а) против нарастания мирового экономического кризиса

б) !!!против международного терроризма

в) против нарастания мирового голода

г) против роста мировых цен на энергоносители

д) против расширения НАТО на восток

1. Зуев М.Н. История России: Рек. НМС МО и науки РФ в кач. учеб. пособия для вузов. -М.: Юрайт-Издат, 2009.- 634 с.

2. История России в схемах: Учеб. пособие для вузов / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.-М.: Проспект, 2009.- 303 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: В 2-х тт.: Учебник для вузов / Сахаров А.Н., ред.- М.: Проспект. Т.1.-2009.-540 с.; Т.2.-2009.-718 с.

4. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / В.А.Федоров, В.И.Моряков, Ю.А.Щетинов. -М. :Кнорус, 2010.-536 с.

5. История России: Рек. МО и науки РФ в кач. учебника для вузов / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. -5-е изд., перераб. и доп.-М.: НОРМА, 2009.-751 с.

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: Учебник.М.: Академия, 2007.

2. Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох. Осмысление ХХ столетия российской истории. М.: СОБРАНИЕ, 2006.

3. Данилов А.А. Отечественная история. Учебник. М.: «Проект», 2003.

4. Данилов В.П. Возникновение и падение советского общест-ва: социальные истоки, социальные последствия // Россия на рубеже XXI века. М.: Наука, 2000.

5. Длин Н.А. Россия и мировое сообщество: Запад и Вос-ток.−М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001

6. История Росси для поступающих в вузы: учеб./В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов.М.: ТК «Велби», изд-во Проспект, 2006.

7. Кузнецов Н.И. Отечественная история: Учебник.−М.: «Дашков и К0». 2004.

8. Новейшая история России 1914 − 2002 г.: Учебное пособие / Под ред. М.В. Ходякова. М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

тестовая база учебной дисциплины

“История”

МОСКВА 2012

Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. д.и.н., профессор Гусарова М.Н.

Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «Отечественная история». Рекомендована для проведения промежуточного и итогового тестирования знаний студентов.

Тестовая база по учебному курсу «Отечественная история» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н. М., 2012, 133 с.

Class=WordSection2>

Class=WordSection3>

Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития............................................................................ 4

Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья.................................................................. 10

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия.................. 27

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства........................................ 40

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке.......................................................................................... 47

ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. ........................................................................... 60

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века 73

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г................................................................................................................ 81

Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства....................................................................... 90

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века 99

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её влияние на ход общественного развития........................................................................................................................................................................................................ 113

Тема 12. Современная Россия............................................................................................................................................... 125


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный.

Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития.

Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории.

а) Полибия;

б) Тацита;

МОСКВА 2012

Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. к.и.н., доцент Гусарова М.Н.

Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «История». Рекомендована для проведения промежуточного и итогового тестирования знаний студентов.

Тестовая база по учебному курсу «Отечественная история» для студентов технических специальностей /Московский государственный университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н. М., 2012, 133 с.


Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития. 4

Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья. 10

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление самодержавия 27

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства. 40

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке. 47

ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. 60

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. 73

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 81

Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства. 90

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века. 99

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её влияние на ход общественного развития. 113

Тема 12. Современная Россия. 125


Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Подходы к изучению истории: стадиальный и цивилизационный.

Исторический процесс и проблема выбора путей развития. Человек и история. Единство и многообразие человечества. Проблема типологии истории. Цивилизация как целостная общественная система. Крупнейшие мировые цивилизации. Типы исторического развития и их характеристика. Взаимодействие и взаимовлияние типов исторического развития. Рост взаимозависимости мира. Проблемы периодизации мировой истории. Основные этапы всемирно-исторического процесса. Типология и периодизация истории как средство выявления закономерностей развития.

Проблема места и роли России в мировой истории. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Проблема выбора пути развития. Россия - органическая часть мировой истории.

а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота

2.Как называется основное историческое сочинение Геродота?

а) «История»

б) «Повествование о Пелопоннесской войне»

а) Евсевий Кесарийский (кон. Ш – нач. 1Ув.)

б) Фукидид (кон. Ув. до.н.э.)

в) Тацит (ок.55-ок.120)

4. Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением

а) познавательная предвидение будущего

б) прогностическая выявление закономерностей

исторического развития

Земная цивилизация многообразна и включает множество человеческих обществ, сходных или отличных друг от друга. Для упрощения структуры человеческого сообщества используют термин «локальная цивилизация» - это целостная общественная система, сориентированная в пространстве и времени, включающая одно или несколько человеческих сообществ, в которой экономика, социальная структура общества, политика и культура органически взаимосвязаны и освещены единой религиозной или идеологической доктриной. Каждая цивилизация имеет определенную структуру, включающую в себя лидера (государство или группа государств, которые на данном отрезке исторического времени являются наиболее развитыми и сильными), центр (наиболее характерные для данной цивилизации сообществами), периферию (государства и народы, совмещающие черты разных цивилизаций) и сферу влияния (сообщества, относящиеся к другим цивилизациям, но зависящие от данной). При этом жесткой границы между структурными элементами цивилизации нет.
Для выявления закономерностей всемирно-исторического процесса используется понятие «тип цивилизационного или исторического развития» - цивилизация или несколько цивилизаций со сходными основными принципами ведения хозяйства и организации политической власти, общностью фундаментальных основ менталитета и исторической судьбы. Изучение всемирной истории позволяет выявить четыре типа исторического развития: развитие в рамках годового цикла или непрогрессивный тип, восточный или тип циклического развития, западный или тип прогрессивного развития и смешанный тип развития.
Первым по времени возникновения является развитие в рамках годового цикла (развитие по кругу), которое несколько условно называют типом непрогрессивного развития, который возник одновременно с появлением человека современного типа примерно 40 тысяч лет назад. В настоящее время он сохранился у индейцев Америки, аборигенов Австралии и Новой Зеландии, ряда малых народов Сибири и Крайнего Севера, некоторых племен Центральной Африки. Основными занятиями людей были охота и собирательство, а также бортничество и рыболовство, затем земледелие и скотоводство. Существовали общественная собственность на средства производства и социальное равенство. Основной социальной единицей являлась родовая община, которую возглавляли старейшины. Общины объединялись в племена. Сознание древних людей было мифологическим. Ему свойственно единство зачатков религии, философии, науки и искусства. Сущность данного типа развития в полной мере характеризует его название. Формы деятельности человека и общества меняются в зависимости от времени года и воспроизводятся из поколения в поколение. Если перемены и происходят, то в течение тысячелетий.
Вторым по времени возникновения является восточный тип или тип циклического развития. Он зародился с появлением первых государств на Древнем Востоке в 4-3 тыс. до н.э. и также продолжает существовать в наши дни. К этому типу развития относится ряд древних цивилизаций (шумерская, аккадская, древнеегипетская, хеттская, ассирийская и др.), цивилизации доколумбовой Америки (инков, ацтеков, майа, сапотеков и др.), средневековая монгольская; современные восточные цивилизации, образовавшиеся в периоды древнего мира и средних веков (китайско- конфуцианская, индо-буддийская, исламская).
Для государств этого типа основным принципом организации жизни является коллективизм. Верховным собственником земли в древности и в средние века являлось государство, а в настоящее время в экономике большинства восточных стран имеется большой государственный сектор. Тип государства - восточная деспотия. В настоящее время эта черта проявляется в том, что в большинстве восточных государств существует авторитарный политический режим, а демократические процедуры, если они есть, формальны и не обеспечивают контроль над властью со стороны населения. Частная собственность на средства производства для данного типа развития не характерна. Гармония человека и природы рассматривается как ценность, и, в общем и целом, сохраняется. Религия является не столько системой взглядов, сколько образом жизни. Человек ориентирован на духовное самосовершенствование и потусторонний мир. Земное существование рассматривается как нечто преходящее, а потому и не очень ценное.
Современные восточные цивилизации, хотя и относятся к одному типу развития, существенно различаются между собой и имеют в постоянно меняющемся мире неодинаковые возможности и перспективы.
Китайско-конфуцианская цивилизация возникла во II - I тыс. до н. э. Ее основные черты сложились под влиянием идеологической системы Конфуция, предполагающей патернализм, уважение к старшим, дисциплинированность и инициативность. В ней высоко ценится гармоничное общественное устройство, где каждый по мере сил содействует процветанию целого, неукоснительно выполняя свои обязанности. К этой цивилизации относятся Япония, Китай, Тайвань, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур.
В странах этой цивилизации государство традиционно является сильным. Человек ориентирован на достижение справедливого общественного устройства, социальную гармонию, но в то же время и на материальный успех в жизни при соблюдении этической нормы и постоянном самосовершенствовании. Эта цивилизация способна активно приспосабливаться к влиянию извне. В настоящее время такое воздействие оказывается со стороны стран Запада. Наблюдается тенденция к синтезу традиционных и европейских ценностей, принципов организации хозяйственной жизни. Высокая дисциплина труда в сочетании с привычкой довольствоваться малым определяет возможность быстрого прогресса данной цивилизации в современном мире. Лидером цивилизации первоначально был Китай, теперь эта роль перешла к Японии.
Индо-буддийская цивилизация возникла также во II - I тыс. до н. э. К ней относятся Индия, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Тибет, Бирма, Монголия и некоторые другие страны. Цивилизация сформировалась под воздействием того, что объединяет буддизм и индуизм как религиозные системы: представления о желательности освобождения от цепи бесконечных перерождений в результате активного внутреннего самосовершенствования, о второстепенности земной жизни по сравнению с вечным истинным бытием.
В данной цивилизации государство не является сильным. Способность населения к самоорганизации исключительная. Общество чрезвычайно сильно и способно заменить слабое и объективно не нужное ему для нормального существования государство. Человек ориентирован на индивидуальное духовное совершенствование с целью достижения нирваны. Проблема социальной гармонии, справедливости в земной жизни, материального успеха волнует людей слабо. Идея равенства успехом не пользуется. Эта цивилизация не отторгает внешнее влияние, но и не идет ему навстречу. Она достаточно послушно изменяется под воздействием извне. В настоящее время, в силу пассивного восприятия западного влияния, в регионе сосуществуют традиционные и европейские (привнесенные колониализмом) структуры. Лидер цивилизации - Индия.
Исламская цивилизация возникла позже других - в VII веке н.э. Системообразующей идеологией для неё является ислам - религия, требующая безоговорочного подчинения правоверных воле аллаха и своим духовным лидерам, призванным заботиться о небесных и земных интересах мусульман. К этой цивилизации относятся азиатские и североафриканские страны, такие как Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Тунис, Марокко и др.
Государство в странах мусульманской цивилизации сильное и сливается с обществом. В идеале духовный лидер и верховный правитель представлены одним лицом. Общество, организованное на принципах ислама и следующее законам шариата, представляет собой религиозную общину. Личность подавляется государством и обществом, вся жизнь жестко регламентирована. Идеи равенства и справедливости присутствуют в общественном сознании: все равны перед Аллахом; духовные лидеры обеспечивают справедливость. Но все это только для мусульман.
Это наиболее консервативная и идеологизированная среди восточных цивилизаций. Отторгая внешнее влияние, она стремится противопоставить западным принципам организации жизни свой, «исламский» путь развития. Лидерство в мусульманском мире первоначально принадлежало арабам, затем Османской турецкой империи. В настоящее время наиболее экономически развитым государством является Турция, а наивысший жизненный уровень демонстрируют страны - производители нефти.
Западный тип развития зародился в 8 веке до н. э. на территории Греции. К западному типу развития относится одна единственная цивилизация, западная или европейская. Она сложилась на территории Западной Европы, а затем была привнесена на другие континенты массами эмигран- тов-европейцев, которые вытеснили коренное население с привычных мест обитания. К этой цивилизации в настоящее время относятся европейские страны - Англия, Франция, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Бельгия и др.; государства Северной Америки - США и Канада; Австралия, Новая Зеландия и одно африканское государство - ЮАР. Сущность данного типа развития в быстром, в целом линейном развитии.
Основополагающим принципом организации жизни является индивидуализм. Считается, что интересы личности выше интересов общества и государства. Человек имеет право отстаивать эти интересы, защищать себя от государства и притязаний других людей или организаций. На всем протяжении истории данной цивилизации частная собственность на средства производства играет крайне существенную роль, создавая ограничительные барьеры для политической власти, поскольку собственность обеспечивает экономическую независимость. Соответственно государство вынуждено вести с обществом диалог, и нормой является наличие демократических институтов и процедур. Европейское государство нигде и никогда не имело столь самодовлеющего характера как на Востоке и, как правило, было подконтрольно, если и не всему обществу, то тем или иным его классам или социальным слоям.
Гармония со средой обитания ценности не имеет. Человек активно преобразует и покоряет природу, полагая, что существующий мир во всех отношениях не совершенен и нуждается в улучшении.
Конкретная идеологическая система, придающая целостность западной цивилизации, на протяжении ее истории менялась (олимпийская языческая религия и античная философия; католичество; протестантизм и реформированный католицизм), сохраняя общие черты: идею превосходства европейцев (и всех общественных и государственных институтов, религии, культуры и системы ценностей) над остальным человечеством - отсюда обоснование внешней экспансии как несущей прогресс неевропейским народам; представление о том, что главным в человеческой жизни является материальный успех (богатство), ставшее главенствующим с XV-XVI вв.; особая роль идеологии в жизни человека и общества - считается, что личность свободна по отношению к идеологическим и религиозным доктринам. Существование официальной идеологии в любой форме отрицается, хотя так было и не всегда.
На данный момент запад лидирует в мире, тем не менее, многие историки и социологи полагают, что в настоящее время эта исключительно динамичная цивилизация переживает кризис. Непосредственный контроль стран европейской цивилизации над миром во второй половине ХХ века также ослабел, что связано с распадом мировой колониальной системы.
В качестве лидеров цивилизации сменяли друг друга Древняя Греция и Рим, Голландия, Англия. Теперь эта роль принадлежит США.
Смешанный тип развития сформировался позже других в результате взаимодействия государств и народов, относящихся к рассмотренным выше типам. В процессе «наложения» друг на друга различных принципов организации жизни и способов восприятия мира в ряде регионов образовались качественно новые цивилизации, часто называемые пограничными.
Основные черты смешанного типа исторического развития: система хозяйства основана как на различных формах общественной собственности (общинная, родовая, государственная), так и на частной собственности на средства производства; политическое устройство характеризуется сочетанием деспотизма и системы представительства. Государство нестабильно: характеризуется неустойчивостью и слабостью, или является сильным, но периодически распадается; религиозные системы, условия жизни и особенности исторического развития формируют такую систему ценностей, в которой значимость материального и идеального примерно уравновешены, а богатство не является главной целью земной жизни.
В целом можно дать следующую периодизацию всемирной истории.
1. Первобытное общество (40 тыс. лет назад - 4-3 тыс. до н. э.) Развитие осуществлялось в рамках одного единственного исторического типа - развития в рамках годового цикла.
2. Древний мир (4-3 тыс. до н.э. - V век н.э.). В это время сформировались основные типы исторического развития: восточный и западный, началось формирование древнейшей цивилизации смешанного типа - православной - в лице Византии. В начале периода наиболее развитыми были восточные общества, примерно с VI века до н.э. лидерство стало переходить к западному типу, так как относящиеся к нему общества (Древние Греция и Рим) имели значительно более быстрые темпы исторического развития. Это время первой волны масштабной западной экспансии и образования в неевропейской зоне западных (античных) структур.
3. Средние века (V - XV века.). Период кризиса Запада и лидерства Востока. В результате арабских, монгольских, османских завоеваний сфера распространения западного типа развития резко сократилась, европейские структуры в восточных обществах исчезли. Молодые восточные цивилизации успешно развивались и обогнали по уровню развития Европу. Это время расцвета, упадка и исчезновения Византии, время формирования современной православной цивилизации и ее заметных успехов.
4. Новое время (XVI в. - 50-е годы XX века). Период, когда освободившаяся от восточного влияния Европа расширила зону западного типа развития и успешно осуществила вторую волну масштабной западной экспансии, принявшей в полном смысле слова общемировой характер. На Востоке вновь возникли европейские структуры, на этот раз значительно глубже трансформировавшие традиционное восточное общество. Образовались новая цивилизация смешанного типа - латиноамериканская, шло формирование центрально-африканской цивилизации.
5. Новейшее время (с 60 - х годов XX века). Сохраняется лидерство западной цивилизации в условиях как дальнейших ее успехов, так и нарастающего кризиса. Территория, непосредственно контролируемая западной цивилизацией, сокращается: распалась мировая колониальная система, успешно развиваются восточные общества и Латинская Америка, что объективно ведет к падению роли Запада в мире. Запад вновь испытывает влияние Востока, поскольку современное постиндустриальное общество имеет некоторые восточные черты. Незападные общества имеют колоссальный нереализованный потенциал, который может и должен быть востребован в процессе поступательного развития земной цивилизации.

Можно с уверенностью сказать, что в последние десятилетия благодаря усилиям российских и зарубежных ученых формационный подход к рассмотрению всемирно-исторического процесса был дополнен цивилизационным подходом. Социально-философская методология в связи с этим существенно обогатилась. Локальная цивилизация является объективной реальностью для общественного сознания всех входящих и не входящих в нее социально-политических организмов и этнокультурных общностей.

Принципиально разные варианты развития разных цивилизаций - прорыв на новую ступень развития, длительный застой или гибель – могут быть объяснены только при условии понимания цивилизации как целостности, в которой взаимодействие всех сфер общественной жизни локальных цивилизаций – объективный, закономерный, естественноисторический процесс.

Глубинно общим для большинства известных в истории локальных цивилизаций является рентная формация . В зависимости от того, какая разновидность рентной формации преобладает в данной докапиталистической локальной цивилизации – рабовладельческая, крепостническая, арендная или их своеобразное сочетание, – каждую из них можно отнести к определенным разновидностям рентной общественно-экономической формации, т. е. к особенному. Но основная специфика и в то же время главное отличие локальной цивилизации от рентной формации состоит в том, что она выступает не только как особенное, но и как отдельное в структуре всемирно-исторического процесса. Причем это отдельное особого рода, включающее в себя большее или меньшее количество отдельных социально-экономически и культурно более или менее сходных этносоциальных организмов и политических образований – государств.

Каждая из локальных цивилизаций характеризуется особой линией развития, заданной в основных чертах историческими, внутренними и внешними условиями своего возникновения. В рамках локальных цивилизаций постоянно взаимодействуют две противоположные тенденции – к интеграции и дезинтеграции, но в то же время каждая из локальных цивилизаций стремится оградить свою самобытность от проникновения чужеродных влияний. По сравнению с отдельными этносоциальными организмами локальная цивилизация обнаруживает большую устойчивость в пространственном отношении (она, как правило, охватывает крупный регион) и стабильность во времени.

Локальные цивилизации отличаются друг от друга преимущественно спецификой экономического базиса, социально-классовой структуры и политико-правовой надстройки, особенностями системы ценностей, которые ока-зывают существенное влияние на образ жизни тех этносоциальных организмов, которые входят в их состав. В некотором смысле локальная цивилизация – особый мир, имеющий свой особый алгоритм функционирования и развития, который лишь в конечном счете, а не непосредственно задается характером экономических законов рентной формации. Понятие конкретной локальной цивилизации фиксирует существенно общее у всех составляющих ее социальных организмов и, вместе с тем, особенное по отношению к данной формации.

Всемирно-исторический процесс с момента возникновения первых цивилизаций длительное время представлял собой процесс взаимодействия цивилизаций с варварским окружением, то есть с племенами и союзами земледельческих и скотоводческих племен, в которых процессы разложения перво-бытно-общинного строя и социальной дифференциации или еще не проявились, или только начались, или зашли уже достаточно далеко. С одной стороны, каждая локальная цивилизация стремилась расширить свой ареал и увеличить свое богатство за счет окружающей ее варварской периферии, а с другой – родоплеменная верхушка варваров была заинтересована в том, чтобы существенно повысить свое благосостояние за счет ограбления государств той цивилизации, с которой они постоянно соприкасались. Первые цивилизации часто гибли под ударами варваров, но, как правило, находясь уже или в стадии дезинтеграции или стадии упадка . Но как бы там ни было, воздействие локальных цивилизаций, будь они в стадии расцвета или упадка, на варварскую периферию шло в одном направлении – ее ареал постепенно, но неуклонно сужался.

Исторические карты свидетельствуют, что еще в III тыс. до н. э. цивилизации в долинах Нила, Двуречья, Инда и Ганга представляли собой островки в, казалось, безбрежном варварском море, но уже во II тыс. до н. э. между этими четырьмя центрами цивилизованного мира протянулись в качестве связующих звеньев новые первичные цивилизации, а в Европе, Центральной Азии и на Дальнем Востоке возникли новые автохтонные цивилизации. В I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. возникают автохтонные локальные цивилизации в Центральной и Юго-Восточной Азии, в Южной и Центральной Америке, в Тропической Африке.

На рубеже II и I тыс. до н. э. историческая среда в Передней, Центральной и Южной Азии, а также на Дальнем Востоке уже настолько изменилась, что всемирно-исторический процесс, убыстряясь, по сути стал протекать как процесс взаимодействия между цивилизациями. Именно в цивилизациях концентрировалась основная масса населения земного шара, именно отсюда шли импульсы к ускорению общественного прогресса. Это, конечно, не значит, что уже с тех пор варварская периферия выступала лишь в качестве пассивного объекта для военно-политического, экономического, культурного воздействия цивилизованных народов и что к ним полностью перешла историческая инициатива. Нет, это далеко не так. Достаточно вспомнить, что античная цивилизация в регионе Западной Европы в V в. погибла под ударами варварских германских племен, что арабские варвары-кочевники в VII–VIII вв. завоевали значительную часть территории византийской и парфянской цивилизаций, что монголо-татарское нашествие в XIII в. радикально перекроило политическую карту Азии и значительной части Европы, что в 1648 г. маньчжурские варвары завоевали китайско-конфуцианскую цивилизацию. Политическое господство маньчжуров в Китае, как известно, продолжалось до начала XX в.

Предел нашествиям варваров фактически кладет лишь западноевропейская феодальная цивилизация в период ее трансформации в капиталистическую. Феодальная Испания в начале XVI в. буквально поглотила первичные цивилизации Мексики и Перу. В XVI и XVII вв. вдоль атлантического и тихоокеанского побережий Америки стали селиться европейские колонисты. Завоевание феодальным Московским государством в середине XVI в. Среднего и Южного Поволжья, присоединение затем к нему Сибири и, наконец, выход в середине XVII в. русских первопроходцев на побережье Тихого океана также существенно ограничили возможность самостоятельного политического действия варварской периферии в регионах Восточной и Центральной Азии.

Взаимное влияние цивилизаций – непосредственное или опосредованное – шло по разным направлениям: техническом, экономическом, политическом, мировоззренческом и другим. Главными каналами взаимного влияния являлись мирные сношения, преимущественно торговля, и войны между государствами разной цивилизационной принадлежности.

Производственное влияние, влияние заимствований в области техники и технологии сельскохозяйственного и ремесленного производств, а также в области науки явились определяющими, но только в конечном счете. Как известно, ни порох, ни бумага, ни магнитная стрелка не являются европейскими изобретениями. Они были изобретены в пределах весьма удаленных от Европы китайской и индийской цивилизаций. В начале II тыс. оба эти изобретения были уже хорошо известны государствам арабо-мусульманской цивилизации, но к каким бы то ни было серьезным изменениям в общественном строе они не привели. Только в социально-экономических условиях средневековой европейской цивилизации, начиная, примерно, с XIV в., они смогли сыграть поистине революционизирующую роль в промышленности, торговле и военном деле. Благодаря активному использованию этих и многих других изобретений чужестранного происхождения, да и всё более увеличивающегося количества своих собственных изобретений (часы, печатный станок и др.) западноевропейская цивилизация в XVI веке от весьма опосредованных контактов с индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизациями смогла перейти к прямым, непосредственным контактам с ними, всё решительнее дополняя торговую экспансию в Азии и Африке военно-политическими акциями, колониальными захватами.

В истории нередко случалось, что государства, принадлежавшие к одной цивилизации, вступали в военно-политический союз с государствами другой цивилизации в целях ослабления мощи соседних государств своей же цивилизации. Эти факты, конечно, свидетельствуют об известной зыбкости границ между цивилизациями. Тем не менее эти границы сохранялись и, соответственно, сохранялись локальные цивилизации как относительно устойчивые, особые миры. Особой устойчивостью традиций отличались такие третичные цивилизации рентной формации, как арабо-мусульманская, индо-буддийская и китайско-конфуцианская. Лишь государствам западноевропейской капиталистической цивилизации, да и то лишь на индустриальной стадии ее развития, удалось пробить брешь в этих цивилизациях, покоившихся на азиатском способе производства, предварительно военной силой установив в государствах этих цивилизаций свое колониальное или полуколониальное господство. Трансформация этих цивилизаций в капиталистическую началась с насильственного насаждения в них западноевропейскими, а затем и североамериканскими завоевателями капиталистических форм хозяйствования и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности местных купеческих и ростовщических слоев. В меру развития капиталистического уклада хозяйства государства этих цивилизаций меняли свою формационную принадлежность, а вместе с ней и наиболее существенные черты своей прежней цивилизации.

Развертывание межформационной капиталистической общественно-экономической революции как естественноисторического процесса перехода от рентного (феодального и азиатского) способа производства к капиталистическому, занявшему во времени – если датировать его начало рубежом XV–XVI вв., то есть открытием Америки и океанического пути из Европы в Южную Азию, и завершение военно-политическим разделом мира между империалистическими державами к началу XX в. – значительный промежуток, заставляет нас рассматривать ее как революцию не только в материально-производственном и экономическом бытии общества, но и в его социально-полити-ческом бытии. Ведь не случайно К. Маркс называл насилие и экономической потенцией, и повивальной бабкой истории, то есть включал политические, в особенности революционные, действия масс в причинно-следственную цепь всемирно-исторического процесса.

Особенно интенсивно процесс нивелирования восточных цивилизаций и их перестройки по образу и подобию западноевропейских государств стал протекать после того, как страны этих цивилизаций из преимущественно аграрных стали превращаться в индустриальные. Только фабрично-заводское машинное производство, представляющее, по выражению К. Маркса, адекватную материально-техническую базу и доказавшее бесспорное превосходство капиталистического способа производства над рентным, дало возможность капиталистическим странам Европы и Америки колониальными и полуколониальными методами буквально втянуть страны Востока в мировую систему капиталистического хозяйства.

Показательна в этом отношении Турция, которая не только в пору своего политического могущества (с момента возникновения в виде мусульманской Османской империи в течение XIV–XVII вв. она серьезно потеснила христианские государства на юго-востоке Европы), но и в пору затяжного кризиса XVIII и XIX вв. лишь в малой степени поддавалась западноевропейскому буржуазному влиянию. И только в XX в. Турция, претерпев серьезные внутриполитические пертурбации, прочно встала на путь капиталистического развития, в какой-то мере явившись образцом модернизации материальной и духовной жизни для других мусульманских стран.

Капиталистическая цивилизация тем больше преуспевала в своей экспансии против восточных рентных цивилизаций, чем быстрее на европейском и латиноамериканском континентах феодальные порядки сменялись капиталистическими. Вполне понятно, что в силу генетической близости отсталых стран феодальной Европы и Латинской Америки с передовыми буржуазными странами Европы и Северной Америки (и те и другие рассматривали друг друга как принадлежавшие к одной и той же христианской цивилизации) переход первых на путь капитализма проходил значительно быстрее и менее болезненно, чем столь же отсталых стран, но входивших в состав восточных цивилизаций. В то же время генетическая близость многих феодальных европейских и латиноамериканских стран с передо-выми европейскими капиталистическими странами отнюдь не предопределяла такой ход исторического развития, согласно которому на путь капитализма сначала должны были стать все страны, ведущие свое происхождение от западноевропейской феодальной цивилизации, и лишь затем страны других цивилизаций. Такой роковой предопределенности не могло быть как в силу быстрой смены ситуаций в международных отношениях, так и в силу особенностей развития отдельных стран, входивших в состав западной и восточных цивилизаций.

Интересно сравнить исторические пути Японии и стран Латинской Америки.

Средневековая японская цивилизация во многом была похожа на китайско-конфуцианскую, тем не менее к середине XIX в. в отличие от последней здесь сложился капиталистический уклад хозяйства. Решительно отказавшись от изоляционистской политики и проведя ряд реформ буржуазного характера в ходе и после так называемой революции Мэйдзи, Япония уже в конце XIX века превратилась в сильную империалистическую державу.

В латиноамериканских странах, обретших политическую независимость в начале XIX в. в результате победы народов этих стран в национально-освободительной войне против испанских и португальских колонизаторов, капиталистический уклад, по сути дела, только-только начал зарождаться. Феодальные Испания и Португалия в течение трех столетий после завоевания Центральной и Южной Америки – с начала 1500-х по начало 1800-х гг. – не разрешали населению своих колониальных владений вступать в какие бы то ни было экономические связи с капиталистическими странами Европы и Северной Америки, давая им право вести торговлю только со своими метрополиями. Во многом замедленное экономическое развитие стран Латинской Америки объясняется также особенностями сложившейся в течение трех веков латиноамериканской цивилизации как синтезе европейской, точнее, пиренейской и местных, автохтонных культур. С первых же лет своего самостоятельного существования и фактически по сию пору эти страны развиваются как страны зависимого капитализма, они как бы обречены пребывать в разряде стран, которые догоняют, но так и не могут догнать передовые страны Европы, Северной Америки и Японию.

В каждый относительно короткий период истории, измеряемый жизнью одного поколения людей, выдвижение на первый план во всемирно-историческом процессе того или иного социально-политического организма, той или иной цивилизации оказывается результатом действия многих сил. Причем в глубине всемирно-исторического процесса этот результат является следствием взаимодействия различных сфер общественной жизни на основе экономики. На поверхности же всемирно-исторического процесса он выступает как следствие взаимодействия различных социальных организмов, принадлежащих к разным цивилизациям или к их варварской периферии. Сила же того или иного государства в каждый данный момент зависит не только от благоприятного стечения объективных внутренних и международных условий, но и от его субъективного состояния, от способности народа, которого представляет на международной арене государство, перестроить свои социально-экономические и политические порядки в соответствии со сложившейся в данной исторической ситуации закономерностью. Иными словами, роль субъективного фактора в каждой исторической ситуации чрезвычайно велика.

Субъективный фактор, его проявление на международной арене в виде самостоятельных действий отдельных государств или их коалиций, существенно влияет на характер и конкретный облик следующих одна за другой исторических ситуаций. Вот почему заблаговременно, за несколько исторических ситуаций вперед невозможно предсказать, какие народы в будущем выйдут на передний план во всемирно-историческом процессе, как нельзя и, возвращаясь мысленно на несколько исторических ситуаций назад, в прошлое, искать в них знамений авангардной роли того или иного народа в настоящем.

Из сказанного следует, что причинно-следственные зависимости, проявлявшиеся в эпоху перехода от первобытно-общинной формации к классово-антагонистической, рентной формации, а затем во взаимодействии цивилизаций друг с другом и с варварской периферией в эпоху рентной формации и, наконец, в эпоху перехода от рентной формации к капиталистической, весьма сложны. Необходимость перехода от первобытно-общинной формации к рентной, а от нее к капиталистической пробивает себе дорогу через практически бесконечную череду случайностей. Жестко детерминированный в своей основе процесс предстает на поверхности как процесс вероятностный. Но за всеми поворотами истории, за зигзагообразным ходом неявного соревнования параллельно развивающихся цивилизаций, за перемещениями центров всемирно-исторического процесса просматривается неуклонное поступательное движение по направлению, которое в основных своих чертах определяется развитием производительных сил. Причем сначала от тысячелетия к тысячелетию, а затем, примерно с XI в., от столетия к столетию явственно обнаружи-вается тенденция к ускорению общественного прогресса.

Известный ученый-востоковед В. П. Илюшечкин в своих трудах (см.: Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М, 1986; Илюшечкин В. П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах (опыт системно-структурного исследования). М., 1990) доказал, что социально-экономический и политический строй социальных организмов Европы, Азии и Северной Африки в древности, в средние века, а также в Новое время основывался на одной и той же ступени развития производительных сил – земледелии, скотоводстве и ручном ремесле, хотя и то, и другое, и третье претерпели значительную эволюцию с момента их появления. Одновременно он доказал, что в экономическом отношении древневосточная (азиатская), рабовладельческая и феодальная формы собственности на средства производства, а также соответствующие им способы соединения рабочей силы со средствами производства и формы эксплуатации являются лишь разновидностями одной и той же по своему характеру рентной собственности, рентного соединения рабочей силы со средствами производства и рентной эксплуатации.

Методологическую основу концепции В. П. Илюшечкина составляет то совершенно бесспорное положение, что Марксова теория общественно-эконо-мических формаций по своей наиболее глубинной сущности является теорией стадийного развития общества как саморазвивающейся системы на базе и под воздействием стадийного же (ступенчатого) развития его материальных производительных сил и производства и что именно этим она отличается от всех прочих концепций стадийной общественной эволюции. С данным основополагающим положением органически связан развиваемый В. П. Илюшечкиным столь же важный и бесспорный тезис, что основу и интегративное ядро каждой из общественно-экономических формаций составляет свойственный ей общественный способ производства, представляющий собой диалектическое единство определенной формационной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счете исторического типа производственных отношений.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что дезинтеграция не всегда связана с регрессом в развитии цивилизации. Например, стадия феодальной раздробленности в Западной Европе в IX–XIII вв., конечно, означала дезинтеграцию западноевропейской цивилизации, но в данном случае она вела ее не к упадку, а к расцвету. Но сама по себе эта дезинтеграция, несомненно, как это показала судьба Киевской Руси, ослабляла средневековое государство западноевропейской, византийской и других цивилизаций перед ударами варваров-кочевников.

Когда мы рассматриваем революцию одновременно и как процесс и как продукт жизнедеятельности общества, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что революция одновременно является и моментом его функционирования, и моментом его развития. Не переживая периодически революций, жизнестойкое общество не может функционировать, не может поддерживать себя как систему в состоянии динамического равновесия. Представить себе общество в виде только эволюционных изменений, значит, представить его в состоянии перманентного застоя.