Краткие содержания

Из донесения мичмана энгельгардта. Владимир Васильевич Арбузов Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов” Барон энгельгардт капитан 1 ранга

ЭЙК (Eick) Альфред (9.3.1916, Эссен -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант. 21.9.1937 поступил на службу в ВМФ кадетом. 1.5.1938 произведен в фенрихи, 1.8.1939 – в лейтенанты. Служил на эсминце «Герман Бейтцен», на котором в первый год войны совершил 16 боевых походов. В нояб. 1940 перешел в подводный флот. Совершил 2 боевых похода на подлодке U-176. 22.5.1943 назначен командиром подлодки U-510, на которой совершил 4 боевых похода (проведя в море в общей сложности 354 дня). Первый поход совершил к берегам Бразилии, а затем был переведен с лодкой на Монсунскую базу. После этого основным районом его действий стал Индийский океан. 31.3. 1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Оставался командиром U-510 до конца войны. В начале 1945 совершил переход в Северную Атлантику и в конце апр. 1945 прибыл на базу Сен-Назар во Франции. Всего за время военных действий Э. потопил 10 кораблей общим водоизмещением 67 191 т и повредил 1 корабль водоизмещением 3702 т. В мае 1945 интернирован французскими войсками. В июле 1947 освобожден. После войны окончил Гамбургский университет и успешно работал поверенным в делах.

Альфред Эйк


ЭЙССЕН (eyssen) Роберт (2.4.1892, Франкфурт-на-Майне – 31.3.1960, Баден-Баден), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.1.1941). 1.4.1911 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» (1912) и в военно-морском училище (1913). 3.8. 1914 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, обер-лейтенант (26.4.1917). 25.4.1914 назначен на легкий крейсер «Карлсруэ», затем плавал на легком крейсере «Амазоне» (1915-16), тяжелом крейсере «Императрица Александра» (май-июль 1916). С 1916 служил на миноносце. В авг. 1918 переведен в училище подводного флота. После демобилизации армии оставлен на флоте. С 24.3. 1924 командир миноносца G 8, с 24.9.1926 офицер связи в штабе II военного округа в Штеттине. С 30.9.1929 1-й офицер гидрографического корабля «Метеор». 20.9.1930 переведен в центральный аппарат ВМС. С 26.9.1935 командир гидрографического корабля «Метеор». 7.10.1937 Э. был назначен начальником Военного отдела Административного управления ОКМ. После начала 2-й мировой войны Э. 1.12.1939 получил в командование вспомогательный крейсер «Комет», с которым действовал на океанских коммуникациях союзников. 29.11.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 20.2.1942 сдал командование, а 20 марта назначен офицером связи ВМС при командовании 4-го воздушного флота. С 18.8.1942 начальник Морского управления в Осло. С 15.7.1944 поставлен во главе военного командования «Вена III». 30.4.1945 вышел в отставку.

Роберт Эйссен


ЭЙХЕЛЬ (eichel) Эдуард (21.12.1880, имение Линов, Уккермарк – 3.5.1956, Киль), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.8.1941). 10.4.1899 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штош» (1900) и в военно-морском училище (1901). 27.9. 1902 произведен в лейтенанты. Служил на различных надводных кораблях. В 1907 – 09 находился в плавании в Восточной Азии. В июле 1909 переведен на службу в кораблестроительные подразделения флота. С 15.6.1911 навигационный офицер легкого крейсера «Кольберг». 1.12.1912 переведен в Адмирал-штаб. Участник 1-й мировой войны; капитан 3-го ранга (19.4. 1916). С 13.8.1914 по 3.9.1915 навигационный офицер тяжелого крейсера «Мольтке». В нояб. 1915 вновь переведен в Адмирал-штаб, с 11.8.1918 начальник отдела Управления вооружений. С 15.11.1918 начальник отдела Морского руководства. 7.11.1919 уволен в отставку, но уже 10.9.1920 назначен председателем морского отдела Управления кадров военно-морской станции «Нордзее», одновременно с 25.11.1920 временно исполнял обязанности начальника управления. С 19.3. 1921 начальник штаба командующего ВМС в Северном море. 24.3.1925 назначен командиром крейсера «Амазоне». 24.9.1926 возглавил управление боевой подготовки Морского руководства. С 5.10. 1928 верфь-обер-директор военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 30.9.1932 вышел в отставку. 25.5.1939 Э. вновь призван на службу и 6.8.1940 назначен верфь-обер-директором военно-морских верфей в Тронхейме (Норвегия). 30.4.1943 вторично (и на этот раз окончательно) вышел в отставку.

Эдуард Эйхель


ЭКХАРДТ (eckhardt) Альфред (30.5. 1872, Кассель – 10.2.1960, Над-Висзее), один из руководителей строительного ведомства ВМФ, министериальдиректор (20.4. 1942). Окончил Высшее техническое училище, дипломированный инженер. С 1896 служил в железнодорожной дирекции в Ганновере. 18.3.1901 перешел на службу на имперские военно-морские верфи в Вильгельмсхафене. 30.4.1906 переведен в Имперское морское управлении, где 7 июля возглавил отдел. В 1908-19 работал в конструкторском отделе в Гельголанде. 16.2.1920 назначен директором отдела портового и речного строительства военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 1.10.1933 возглавил аналогичный отдел в Морском руководстве (с 1935 – ОКМ). С 20.4.1938 министериальдиригент. С 1.11.1939 руководитель управленческой группы верфей, портов и речных кораблей (K I V) в составе Главного управления кораблестроения ОКМ. 1.4. 1944 Э. возглавил Строительное управление ОКМ. 14.7.1944 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМФ (на его место назначен один из фаворитов А. Гитлера – Ф. Дорш ). 2.8.1944 награжден Серебряным Германским крестом. 8.5.1945 интернирован союзными властями. 31.10. 1945 освобожден.


«ЭМДЕН» (emden), легкий крейсер германского флота. Заложен 8.12.1921 на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене; спущен на воду 7.1.1925. Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 15.10.1925. Имел следующие параметры: длина – 155 м, ширина – 14,3 м, осадка – 5,9 м, водоизмещение 6990 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 45,5 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 29 узлов. Вооружение: 8?150-мм орудий SK, 2?88-мм зенитных орудия, 4?37-мм зенитных орудия, 11?20-мм зенитных орудий, а также 4 (с 1934 – 12) торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Экипаж: 19 офицеров и 464 унтер-офицера и матроса.


Легкий крейсер «Эмден»


Совершил 9 зарубежных походов в различные регионы, в т. ч. в Южную Африку, Японию, США, Турцию и др. В апр. 1933 направлен на верфь на перестройку и только 28.9.1934 вернулся в действующий флот, после чего был подчинен инспекции учебных заведений и использовался преимущественно как учебный корабль. В сент. 1939 участвовал в операции по установке минных заграждений в Северном море («Восточный вал»). 4.9.1939 корабль был атакован британской авиацией, на нем погибло 9 чел. и 20 ранено. В апр. 1940 во время операции «Везерюбунг» вошел в состав 5-й боевой группы, предназначенной для захвата Осло. Один из немногих кораблей, не получивший в Норвежской кампании никаких повреждений. В нояб. 1940 – февр. 1941 находился на модернизации. В сент. 1941 вошел в состав Балтийского флота, участвовал в обстреле береговых батарей Рижского залива. В июне-нояб. 1942 вновь находился в доках, затем использовался как учебный корабль, а в сент. – окт. 1944 принимал участие в установке минных заграждений в Скагерраке. С 1942 использовался как учебный корабль. 9.12.1944 «Э.» сел на скалы к востоку от о. Флатегури и получил серьезные повреждения, после чего доставлен для ремонта в Кёнигсберг. При подходе советских войск к городу был 23.1. 1945 выведен из доков. Он должен был идти в Готенхафен. 24.1.1945 на крейсер погрузили много различных грузов (в т. ч. гроб с телом генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга), но выйти из порта он не смог до 26, поскольку его механизмы все еще находились в частично разобранном состоянии. 30 янв. прибыл в Готенхафен. В течение марта-апр. неоднократно становился жертвой авианалетов, особенно тяжелые повреждения он получил 9-10.4. 1945. В результате команде пришлось 14.4. 1945 выбросить корабль на берег бухты Хайкендорфер в Кильском порту. 26 апр. корабль был исключен из действующего состава ВМС, и 3.5.1945 его корпус был взорван. В 1945-47 остатки корабля разобраны на лом.

Командиры: капитан 1-го ранга Рихард Фёрстер (15.10.1925-30.9.1928); капитан 1-го ранга Лотар фон Арно де ла Пейер (9.1928-10.1930); капитан 1-го ранга Роберт Виттхёфт-Эмден (10.1930-3.1932); капитан 2-го ранга Вернер Грассман (3.1932-4.1933); капитан 2-го ранга Карл Дёниц (1.10.1934-9.1935); капитан 1-го ранга Йоханнес Бахман (9.1935-8.1936); капитан 1-го ранга Вальтер Георг Ломан (8.1936-6.1937); капитан 1-го ранга Леопольд Бюркнер (28.7.1937-15.6. 1938); капитан 1-го ранга Пауль Вефер (6.1938-5.1939); капитан 1-го ранга Вернер Ланге (5.1939-8.1940); капитан 1-го ранга Ганс Миров (8.1940-7.1942); капитан 1-го ранга Фридрих Трауготт Шмидт (7.1942-9.1943); капитан 1-го ранга Ганс Хенигст (9.1943-3.1944); капитан 1-го ранга Ганс Эбергард Мейсснер (3.1944-1.1945); капитан 1-го ранга Вольфганг Кэхлер (1.1945-3.1945); капитан 2-го ранга Викманн (3.1945-4.1945, и.о.).


ЭММЕРМАН (emmermann) Карл (6.3. 1915, Гамбург – 25.3.1990), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.12.1944). 1.7.1934 поступил на службу в ВМФ кадетом. 1.7.1935 произведен в фенрихи, 1.4.1937 – в лейтенанты. Служил инструктором в военно-морской школе в Мюрвике. В 1939 переведен в подводный флот и в нояб. 1940 назначен 1-м вахтенным офицером на построенную в Турции подлодку U-А, которой командовал Г. Экерман. Во время своего 1-го похода U-А повредила британский корабль «Империя Аттендант» (водоизмещением 7524 т). С 5.11.1941 командовал подлодкой U-172. На ней он совершил 5 боевых походов в Карибское море, Южную и Северную Атлантику (проведя в море в общей сложности 373 дня). Крупнейшим достижением Э. стало потопление британского транспортного корабля «Оркадес» водоизмещением 23 456 т. 27.11.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 4.7.1943 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту, а 1 окт. – Знак подводника с бриллиантами. После возвращения из 5-го похода 1.11.1943 назначен командиром 6-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Сен-Назаре (Франция). В авг. 1944 Э. возглавил исследовательскую группу по подлодкам Типа XXIII, в конце 1944 ему поручена разработка инструкций по применению новых подлодок Типа XXII с электрическими двигателями. 3.3.1945 назначен командиром подлодки U-3037, он оставался в этой должности до 22 апр., но в боевых походах участия уже не принимал. Всего за время военных действий Э. потопил 26 кораблей общим водоизмещением 152 778 т. С апр. 1945 командовал 31-й флотилией подлодок в Гамбурге. В самом конце войны из его подчиненных была сформирована пехотная часть, получившая название морского батальона Эммермана, с которой он участвовал в боях с союзниками под Гамбургом.

Карл Эммерман


ЭНГЕЛЬ (engel) Зигфрид (10.5.1892, Берлин – 12.6.1976, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 1.4.1911 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Герта» (1912) и в военно-морском училище в Мюрвике (1913). 3.8.1914 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, обер-лейтенант (26.8.1917), служил на линейных кораблях «Вестфалия» (1913-18) и «Ольденбург» (авг. – дек. 1918). 1.3.1919 демобилизован. 1.10.1923 вновь поступил на службу на флот, с 25.2.1924 вахтенный офицер на линейном корабле «Эльзас», с 29.9.1924 командир роты 2-го батальона береговой обороны, с 1.10. 1926 – 2-го морского артиллерийского батальона. С 28.9.1927 командир вспомогательного судна «Цитен». 29.9.1929 переведен в Управление вооружений Морского руководства, а 16.10.1933 назначен командиром 1-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Нордзее». С 1.3. 1934 1-й офицер крейсера «Кёльн». 26.3. 1936 назначен директором группы зарубежных флотов (т. е. начальником военно-морской разведки). С 17.5.1938 начальник штаба 2-го адмирала на Северном море. 14.4.1943 занял пост 2-го адмирала на Северном море. В его функции входило руководство охраной этого морского района и руководство кораблями, не предназначенными для ведения крупных наступательных действий. 19.4.1945 взят в плен британскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных. 17.5.1948 освобожден.

Зигфрид Энгель


ЭНГЕЛЬГАРДТ (engelhardt) Конрад (26.3.1898, Люнебург – 28.10.1973, там же), военно-морской деятель, контр-адмирал (16.9.1944). 4.4.1916 поступил добровольцем в ВМФ, окончил ускоренный курс военно-морского училища в Мюрвике (1916). Участник 1-й мировой войны, плавал на тяжелом крейсере «Фрейя» (июнь-авг. 1916), линейных кораблях «Тюрингия» (авг. – дек. 1916) и «Восточная Фрисландия» (1916-18). 19.6.1918 произведен в лейтенанты. С 1.12.1918 командир роты 54-го полевого артиллерийского полка. 20.8.1919 назначен командиром роты батальона береговой обороны в Куксхафене, с 26.9.1919 – полка береговой обороны в Вильгельмсхафене. 13.11.1919 в числе большого числа офицеров ВМФ уволен в отставку. 1.10.1923 вернулся на службу и был назначен инструктором военно-морских курсов в Мюрвике. С 8.5. 1924 адъютант 4-го батальона береговой обороны, с 15.2.1926 адъютант и вахтенный офицер гидрографического судна «Метеор». В 1927-29 вахтенный офицер на миноносце «Ильтис», с 30.9.1927 преподаватель училища береговой обороны, с 28.9.1932 офицер связи на линейном корабле «Гессен». С 24.9.1934 командир миноносца «Кондор», со 2.10.1936 командир роты 2-го морского артиллерийского батальона. С 8.10.1937 1-й артиллерийский офицер броненосца «Адмирал Шеер». 7.11.1938 Э. был назначен директором артиллерийской подготовки в морском артиллерийском училище. После начала 2-й мировой войны Э. 14.9.1939 был назначен командиром зенитной группы в соединении Брунсбюттель, а 4.12. 1939 возглавил все соединение. С 25.3. 1940 начальник штаба командующего на Северном море, с 26.7.1940 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего ВМС в зоне Ла-Манша. С 15.12.1940 комендант морского оборонительного района Гасконь-Луара-Жиронда. 16.2.1941 командирован в состав штаба связи ВМФ Германии в Риме. С 16.5.1941 начальник штаба командующего ВМС на Восточных территориях. С 5.3.1943 командующий морскими транспортными судами в Италии, с 5.1.1944 начальник отдела транспортных перевозок Штаба руководства морской войной Верховного командования ВМС (ОКМ) и шеф морского транспорта вермахта. 11.9.1943 награжден Серебряным Германским крестом, а 24.2. 1945 – Рыцарским крестом за военные заслуги с мечами. Осуществлял руководство перевозками войск из Прибалтики и Восточной Пруссии. Именно на Э. лежит ответственность за гибель многих кораблей и плохую организацию перевозок, повлекшую гибель большого числа людей, в т. ч. кадровых подводников. В то же время при нехватке транспорта Э. удалось организовать эвакуацию практически всего немецкого населения Прибалтики и Восточной Пруссии, что стало самой крупной подобной операцией в мировой истории. На своем посту Э. оставался до 23.5.1945, когда был арестован британскими войсками. 2.12.1946 освобожден.

Конрад Энгельхард


ЭНДЕЛЬ (endell) Вернер (5.3.1894, Берлин-Штиглиц – 23.12.1985, Киль), кавалер одной из высших воинских наград Германии, капитан 1-го ранга (1.7.1944). 1.4.1914 поступил в ВМФ. Прошел подготовку на борту тяжелых крейсеров «Винета» и «Дерффингер». Участник 1-й мировой войны, с 1915 служил на линейных кораблях «Мекленбург» и «Великий курфюрст», в авг. 1915 – мае 1916 – на легком крейсере «Эльбинг», а затем на линейных кораблях «Эльзас» и «Лотарингия». В июне 1917 переведен в 8-ю флотилию миноносцев. С июля 1918 флаг-лейтенант штаба 2-го командующего миноносцами. За боевые отличия награжден Железным крестом 2-го класса; лейтенант (13.7.1916). 11.11.1919 уволен в отставку. 25.2.1935 поступил на службу в Морское руководство Имперского военного министерства в качестве офицера запаса. 3.1.1938 переведен в штаб военно-морской базы «Остзее», а в сент. 1939 – во Фленсбург. С 26.6.1940 Э. служил в охранной флотилии гавани Варнемюнде, а 11.9.1940 был назначен 1-м адъютантом командующего ВМС в Ла-Манше. С 28.9. 1942 комендант гавани Дьепа, с 20.1.1943 – гавани Сфакс (Тунис). После капитуляции немецкой армии в Северной Африке 1.6. 1943 переведен на должность коменданта гавани Сен-Мало. Вместе с комендантом крепости Сен-Мало полковником Андреасом фон Аулоком руководил обороной гавани во время высадки войск союзников в Нормандии. 12.8.1944 награжден Золотым Германским крестом. Находившиеся под командованием Э. части были разгромлены превосходящими силами противника, и город был захвачен 5.8.1944, однако Э. продолжал оборонять цитадель до 17 авг., когда был взят в плен британскими войсками (последний бастион сдался на следующий день). 18.8.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Впоследствии содержался в американском лагере для военнопленных. 14.5.1946 освобожден.


ЭНДРАСС (endrass) Энгельберт, «Бертл» (2.3.1911, Бамберг – 21.12.1941, северо-восточнее Азорских островов), офицер-подводник, капитан-лейтенант (2.7.1941). Служил в торговом флоте. 1.7.1935 поступил в ВМФ кадетом. 1.1.1937 произведен в фенрихи, 1.4.1937 – в лейтенанты. Некоторое время служил на крейсере «Дойчланд» и эскортных кораблях. Участвовал в военных действиях в Испании. В подводный флот поступил в окт. 1937 и в дек. 1938 был назначен 1-м помощником на U-47 к Г. Прину . Участвовал в прорыве лодки в Скапа-Флоу и потоплении «Ройал Оук», за что был награжден Железным крестом 1-го класса (17.10.1939). В дек. 1939 Э. был отправлен на курсы переподготовки и 22.5.1940 назначен командиром U-46, на которой совершил 8 боевых походов (проведя в море в общей сложности 195 дней). В первом же походе Э. потопил 5 кораблей (общим водоизмещением 35 347 т), в т. ч. британский вспомогательный крейсер «Каринтия». Во 2-м походе Э. удалось отправить на дно еще 5 кораблей (водоизмещением 27 038 т), в т. ч. еще один британский вспомогательный крейсер – «Дагвеген Касл» (15 007 т). В июне 1940 стал вторым, после Прина, результативным подводником. 5.9.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 15.10.1941 получил в командование подлодку U-567 (тип VII–C). 10.6.1941 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, а 18 июля получил Знак подводника с бриллиантами. 21.12.1941 лодка Э. была потоплена глубинными бомбами английского эскортного корабля «Дептфорд» и корвета «Сэмфайр». Погибли все 47 членов экипажа. Официально о гибели лодки было сообщено только 31.3.1942. Всего за время военных действий Э. потопил 23 корабля общим водоизмещением 123 144 т и повредил 4 корабля водоизмещением 25 491 т.

Энгельберт Эндрасс; рисунок Вольфганга Виллриха


«ЭРИХ ГИЗЕ» (erich giese), эскадренный миноносец z-12, класса Тип 1934А. Спущен на воду 12.3.1937 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 4.3.1939. Имел следующие параметры: длина – 119 м, ширина – 11,3 м, осадка – 4,23 м, водоизмещение 3190 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5?127-мм орудий SK, 4?37-мм зенитных орудия, 6?20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Во время Норвежской кампании потоплен 13.4.1940 британским флотом в районе Нарвика.

Командир: капитан 3-го ранга Шмидт (3.1939-4.1940).


«ЭРИХ КЁЛЬНЕР» (erich koelner), эскадренный миноносец z-13, класса Тип 1934А. Спущен на воду 18.3.1937 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 28.8.1939. Имел следующие параметры: длина – 119 м, ширина – 11,3 м, осадка – 4,23 м, водоизмещение 3190 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволить ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5?127-мм орудий SK, 4?37-мм зенитных орудия, 6?20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Потоплен во время Норвежской кампании 13.4.1940 в Офот-фьорде.

Командир: капитан 2-го ранга Шульце-Хинрихс (8.1939-4.1940).


Эскадренный миноносец Z-13 «Эрих Кёльнер» в Готенхафене


«ЭРИХ ШТЕЙНБРИНК» (erich steinbrink), эскадренный миноносец Z-15, класса Тип 1934А. Спущен на воду 24.9.1936 на верфи фирмы «Блом унд Фосс» (Гамбург). Включен в состав флота 8.6.1938. Имел следующие параметры: длина – 121 м, ширина – 11,3 м, осадка – 4,23 м, водоизмещение 3165 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволить ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5?127-мм орудий SK, 4?37-мм зенитных орудия, 6?20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. После окончания войны и раздела германского флота в 1946 передан СССР.

Командиры: капитан 2-го ранга Йоханнессон (6.1938-1.1942); капитан 3-го ранга барон Фрейтаг фон Лорингофен (1.1942-12.1942); капитан 2-го ранга Отто Тейхман (12.1942-11.1943); капитан 2-го ранга Рёвер (11.1943-5.1945).


ЭРХАРДТ (ehrhardt) Вернер (25.5.1898, Либштедт, Тюрингия – 23.9.1967, Киль), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.8.1944). 4.7.1916 поступил добровольцем на флот, прошел ускоренный курс военно-морского училища в Мюрвике (1916). В 1916 плавал на тяжелом крейсере «Фрейя», в 1916-18 на линейном корабле «Кронпринц» (с 15.6.1918 – «Кронпринц Вильгельм»). 18.9.1918 произведен в лейтенанты. После окончания войны оставлен на флоте, служил 3-м адъютантом в штабе военно-морской станции «Остзее», вахтенным офицером на миноносце, флаг-лейтенантом. 27.9.1928 назначен командиром миноносца «Фальке», 16.2. 1929 – «Гриф». С 27.9.1930 флаг-лейтенант командования флотом. С 22.9.1931 командир роты 2-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Остзее». С 29.9. 1933 офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Остзее». С 30.11. 1936 навигационный офицер броненосца «Адмирал граф Шпее». 1.11.1938 переведен в Управление личного состава ОКМ, где 25.11.1939 возглавил один из отделов. Одновременно с 1.11.1942 по 5.1. 1943 исполнял обязанности начальника Управления личного состава. 31.1.1943 переведен в распоряжение начальника Управления личного состава ОКМ, а 15.3. 1943 назначен командиром тяжелого крейсера «Принц Евгений». 4.1.1944 заменен капитаном 1-го ранга Г. Рейнеке и назначен начальником военно-морского училища в Шлезвиге. Э. оставался на этом посту до 25.5.1945, когда был арестован британскими войсками. 30.11.1946 освобожден из плена. 16.6.1957 поступил на службу в ВМС ФРГ и был зачислен для особых распоряжений при министре обороны, 6.12.1957 ему было присвоено звание контр-адмирала. С 1.7.1957 командующий военно-морской боевой подготовкой. 1.8.1960 вышел в отставку.

Вернер Эрхардт


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (zerstorer), надводные корабли германского флота. К началу 2-й мировой войны (1.9. 1939) в составе ВМФ Германии состояло 22 Э. м., среди них Z-1 «Леберехт Маас », Z-2 «Георг Тиле », Z-3 «Макс Шульц », Z-4 «Рихард Бейтцен », Z-5 «Пауль Якоби », Z-6 «Теодор Ридель », Z-7 «Герман Шёман », Z-8 «Бруно Хейнеман », Z-9 «Вольфганг Ценкер », Z-10 «Ганс Лоди », Z-11 «Берндт фон Арним », Z-12 «Эрих Гизе », Z-13 «Эрих Кёльнер », Z-14 «Фридрих Ин », Z-15 «Эрих Штейнбринк », Z-16 «Фридрих Эккольдт », Z-17 «Дитер фон Рёдер », Z-18 «Ганс Людеман », Z-19 «Герман Кюнне », Z-20 «Карл Гальстер », Z-21 «Вильгельм Хейдкамп », Z-22 «Антон Шмите ». Уже после начала войны на воду были спущены Э. м., которые не получили собственных названий, а лишь обозначения, состоявшие из литеры «Z» и номера – от 23 до 39, от 43 до 45 (см. о них статьи под названием ЗЕТ-23 и т. д.). Кроме того, во время 2-й мировой войны в состав германского флота были включены захваченный в Голландии ZН-1 (см. Зет-Аш-1 ) и греческий ZG-1 (см. Зет-Джи-1 ).

Э.м. находились в подчинении фюрераминоносцев (а тот, в свою очередь, подчинялся командующему разведывательными силами). 26.10.1939 они были выведены из ведения фюрера миноносцев и подчинены фюреру эскадренных миноносцев (с 1.8.1940 – в непосредственном подчинении командующего флотом).

В рамках рубрики «Исторический календарь», мы начали новый проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии ‒ профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции ‒ сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный Б.А. Энгельгардту - гвардейскому полковнику и депутату Государственной думы, сыгравшему хоть и короткую, но крайне важную роль в революционных событиях весны 1917 года.

Борис Александрович Энгельгардт не принадлежит к числу самых известных участников Февральской революции, однако ему довелось сыграть в ней не последнюю роль. Именно он стал первым революционным комендантом Петрограда, тем самым взяв на себя значительную долю ответственности за происходившие в столице империи революционные выступления.

Б.А. Энгельгардт родился 7 июля 1877 года в православной дворянской семье Смоленской губернии, имевшей швейцарские корни. Его отец Александр Петрович Энгельгардт (1836‒1907) был видным военным деятелем, генерал-лейтенантом и выдающимся артиллерийским конструктором, создателем первой в мире полевой мортиры. Окончив привилегированный Пажеский корпус (1896), Энгельгардт начал свою воинскую службу в лейб-гвардии уланском полку. Затем последовало обучение в Николаевской академии Генерального штаба (1903), по окончании которой он был назначен командиром эскадрона 2-го Нерчинского полка. Когда началась война с Японией, в звании есаула Энгельгардт отправился на театр военных действий в качестве помощника старшего адъютанта управления генерал-квартирмейстера 1-й Маньчжурской армии. В 1907 г. Энгельгардт состоял старшим адъютантом штаба 8-й пехотной дивизии, но уже в мае следующего года по состоянию здоровья вышел в отставку.


Поселившись в родовом имении в Могилевской губернии, крупный землевладелец Энгельгардт занялся сельским хозяйством, прославившись тем, что практиковалпочерпнутые им во время поездки в Данию новейшие достижения агрономии и агротехники, а также образцовыми винокуренным заводом и сыроварней. Одновременно с этим Энгельгардт занимался и общественной работой, являясь уездным земским гласным.

Политическая карьера Б.А. Энгельгардта началась с 1912 года, когда он был избран депутатом IV Государственной Думы от Могилевской губернии. Незамеченный ранее в оппозиционных настроениях и, тем более, чуждый революционных устремлений, Энгельгардт вошел во фракцию центра, представлявшую собой объединение умеренно-правых депутатов, стоявших на монархических позициях, но выступавших за необходимость широких реформ (фракция занимала место между националистами и октябристами). В Думе Энгельгардт определенно не относился к числу ее лидеров и лучших ораторов, но активно работал в целом ряде комиссий, в том числе и в комиссии по военным и морским делам.

С началом Первой мировой войны офицер Энгельгардт посчитал своим долгом отправиться на театр военных действий, и в 1914‒1915 гг. в звании полковника занимал различные должности в штабе гвардейского корпуса, исполнял должность начальника штаба в боях под Ивангородом и Ломжей, был награжден Георгиевским оружием. Его воинская служба закончилась летом 1915 года, когда согласно Высочайшему указу депутаты, находившиеся на фронте, были возвращены к думской работе. Вернувшись осенью в Петроград, Энгельгардт активно включился в политическую и общественную работу, стал членом Особого совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства.

Как известно, 1915 год стал годом тяжелых поражений Русской армии и роста оппозиционных настроений в обществе. Этим воспользовался либеральный лагерь, перешедший от «священного единения» с Царем и правительством, объявленного в 1914 году, к «патриотической тревоге», а затем и к «штурму власти». В августе 1915 года возник Прогрессивный блок, объединивший шесть оппозиционных думских фракций (от кадетов до прогрессивных националистов), требовавший широкой программы либеральных реформ, а также введения в стране «министерства общественного доверия» (по сути, министерства, ответственного не перед Царем, а перед оппозиционным большинством Думы). Б.А. Энгельгардт, поддавшись этим настроениям, также оказался в рядах оппозиции. Перейдя по настоянию М.В. Родзянко во фракцию земцев-октябристов (1915), он с 1916 года стал активным участником Прогрессивного блока, сторонником министерства доверия и, кажется, искренне стал верить, что Император, якобы подпавший под влияние Распутина, не способен довести страну до победы и ведет ее к краху.

Граф А.А. Игнатьев так передает тогдашние настроения своего бывшего товарища по Пажескому корпусу: «"Неужели у нас помышляют о мире с немцами?" - спросил я Энгельгардта, выходя с обеда и прогуливаясь по Елисейским полям. (...) "Нет, (...) все (...) неприятности исходят от распутинской и тесно связанной с нею сухомлиновской клики. Она бесспорно сильна, но мы с ней справимся". "Но каким способом?" - спросил я Энгельгардта. "Да, пожалуй, придется революционным", - не особенно решительно ответил мой старый коллега. - "Опасаемся только, как бы "слева" нас не захлестнуло"» .

Не удивительно, что Февральскую революцию гвардии полковник Энгельгардт встретил с полным сочувствием. Впрочем, не один он. Отмечая настроения, царившие во время крушения самодержавной монархии в привилегированном гвардейском Преображенском полку, Энгельгардт отмечал: «Настроение офицеров было повышенное, бодрое. В их отношениях к Царю чувствовалась большая перемена: видно было, что Николай II утратил симпатии даже среди офицеров наиболее близкого к нему полка. Они не только не рвались на его защиту, но ставили себя в распоряжение учреждения, которое не так давно многие из них считали "крамольным". Они включились в революционное движение, в тот момент, не давая себе отчета в том, чем грозит им революция» .

Пользовавшийся особым расположением председателя Государственной думы М.В. Родзянко, Энгельгардт возглавил военную комиссию Временного комитета Государственной думы (ВКГД), занимавшуюся организацией восставших войск, и вскоре был назначен революционным комендантом Петрограда. «Энгельгардт привлек к себе внимание уже в первые дни Февральской революции, когда 26 февраля по просьбе депутатов Думы ездил в казармы Павловского полка с целью "принести оттуда точно проверенные сведения" о восстании павловцев, ‒ отмечает историк революции А.Б. Николаев. ‒ На решение поставить Энгельгардта во главе Военной комиссии, несомненно, повлияло и то, что он был офицером - полковником Генерального штаба».

«Особенную энергию проявляет Военная комиссия, во главе которой становится Гучков, ‒ вспоминал жандармский генерал А.И. Спиридович. ‒ К ней неохотно, но присоединяется и тот, действительно, революционный "штаб", та небольшая революционная группа с Масловским, Филипповским и другими, которая первой начала вчера что-то делать. Но настоящий штаб формирует одевшийся в военную форму отставной полковник Энгельгардт. (...) Штаб уже знает, конечно, что на Петроград "двигается" Иванов... Штаб делает распоряжения о занятии революционными войсками вокзалов, дворцов и иных важных пунктов. О прекращении грабежей и разгромов, об аресте стреляющих с крыш из пулеметов. Последняя легенда была самой популярной тогда. Но особенно тревожит штаб оборона вокзалов и самого Таврического дворца. Кто знает, как будут действовать части, которые двинутся на столицу с фронта... С утра в Думу приводят и привозят арестованных видных деятелей царского режима Их арестовывает каждый, кто хочет. Но есть и список кого нужно взять, санкционированный, будто бы, Комитетом. Привозят арестованного, якобы, за измену престарелого Штюрмера и как бы для курьеза, чтобы скрыть все следы настоящих изменников и шпионов военного времени, Энгельгардт утром отдает приказ некоему "Наезднику Сергею Архипову", с нарядом в 50 человек, арестовать в д. № 41 по Знаменской улице Контрразведывательное Отделение Штаба Округа, с его начальником полковником Якубовым. Арестовали генерала Курлова, митрополита Питирима, председателя Союза Русского народа Дубровина, сенатора Владимира Трепова, всех офицеров Губернского Жандармского Управления, кроме начальника. Начальник Управления генерал Волков убит толпой. А управление подожжено».

После того, как ВКГД установила контроль над Главным телеграфом и Главным почтамтом, 1 марта 1917 года Энгельгардт отдал приказ задерживать все шифрованные телеграммы «вплоть до особого распоряжения». Энгельгардт как председатель Военной комиссии отдал приказ о занятии революционными войсками Адмиралтейства и по приказу Родзянко отправился в казармы Преображенского полка, проведя беседу с его командиром и офицерами, которые изъявили желание перейти на сторону Государственной думы. «Энергичный, юркий комендант передал Преображенцам поручение Комитета: атаковать отряд Хабалова и арестовать правительство, что, однако, выполнено не было. Около 3 часов ночи Энгельгардт приехал в офицерское собрание Преображенцев. Он передал благодарность Комитета. "Энгельгардт подчеркнул офицерам решающую, положительную роль Преображенского полка в борьбе Госуд. Думы и народа со старым правительством. - Знайте, господа, ваше геройское решение первыми придти к нам на помощь, прекратило все колебания Родзянки встать во главе Исполнительного Комитета Думы. Теперь можно сказать, что мы уже победили"», ‒ пишет в своих воспоминаниях А.И. Спиридович со ссылкой на книгу И.С. Лукаша «Преображенцы».

И именно Энгельгардт издал приказ, сыгравший далеко не последнюю роль в торжестве революции в Петрограде запретил офицерам под страхом смертной казни разоружать восставших солдат.

«Этот приказ, ‒ отмечает историк А.Б. Николаев, ‒ пожалуй, явился наиболее важным эпизодом в деятельности Энгельгардта на посту председателя Военной комиссии. А.Ф. Керенский, сравнивая приказ Энгельгардта и приказ №1, вспоминал, что раздел приказа №1, "касающийся офицеров, заподозренных в контрреволюционной деятельности, был написан в значительно более мягких выражениях, чем те, которые использовал Энгельгардт". Керенский продолжал: "В нем не содержалась угроза смертной казни". Трудно сказать, имел ли приказ Энгельгардта практическое значение для сохранения хрупкого мира, сложившегося между офицерами и солдатами к 1 марта. Но то, что левые получили прекрасный пропагандистский козырь, неоспоримо. Достаточно привести слова Ю.О. Мартова, сказанные им 10 октября 1917 г. на заседании Предпарламента: "Часто, при страстной полемике напоминают знаменитый приказ №1. Но я позволю себе напомнить, что одновременно с приказом №1 был опубликован приказ, подписанный комендантом Петрограда, назначенным самочинно Врем[енным] комитетом Гос[ударственной] думы бар[оном] Энгельгардтом. Этот приказ гласил: солдатам предписывается разоружать контрреволюционных офицеров и в случае сопротивления не останавливаться перед расстрелом. Приказ № 1 этого не говорил"».

«Крайне неприятное впечатление произвел приказ военного губернатора, члена Государственной Думы и подполковника генерального штаба Энгельгардта, грозившего всякими репрессиями офицерам за якобы отбирание оружия у солдат, что совершенно не имело места, а было как раз наоборот» , ‒ отмечал в своих воспоминаниях генерал-лейтенант Э.А. Верцинский. «Этот юркий полковник, ‒ вспоминал А.И. Спиридович, ‒ из желания ли подделаться под настроение толпы или по растерянности, успел отдать по гарнизону приказ, воспрещавший офицерам отбирать у солдат оружие, причем грозили виновным строгими наказаниями до расстрела включительно. Такой приказ настраивал солдат на офицеров. Он был как раз на руку Исполкому и его главному идеологу Суханову-Гиммеру...». Сам же автор приказа объяснял его так: он был суровым предупреждением для тех, кто мог решиться на попытку «возврата к старому», а этого возврата гвардии полковник Энгельгардт не желал.

С апреля 1917 года Энгельгардт работал в Военной комиссии под председательством генерала А.А. Поливанова, созданной по приказу военного министра Временного правительства А.И. Гучкова для подготовки проекта реформ в армии; был членом Исполкома Совета офицерских депутатов г. Петрограда, его окрестностей, Балтийского флота и Отдельного корпуса пограничной стражи. Октябрьской революции он, естественно, не принял и летом 1918 года, после начавшихся вслед за убийством Урицкого арестов, бежал из Петрограда. Оказавшись вне досягаемости большевиков, Энгельгардт присоединился к белому движению. С осени 1918 года он был заведующим политической частью представительства Добровольческой армии в Киеве, с декабря того же года - в Одессе, а весны 1919-го ‒ стал помощником управляющего отделом пропаганды (ОСВАГа) Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженных сил Юга России. После краха белой борьбы, Б.А. Энгельгардт бежал за границу, жил в эмиграции во Франции, работал таксистом. Перебравшись в Латвию, бывший владелец скаковых конюшен стал тренером Рижского ипподрома.

После вхождения прибалтийских республик в состав СССР, Б.А. Энгельгардт как белоэмигрант «не вредивший Советскому Союзу», был отправлен советской властью в административную ссылку, которую с 1940 по 1946 годы отбывал в Хорезмской области (по некоторым сведениям, мягкость приговора объяснялась еще и тем, что в эмиграции Энгельгардт сотрудничал с советскими спецслужбами). В это время Энгельгардт работал художником в Хиве, тренером Госконезаводства в Ургенче, на Ташкентском ипподроме и агрономом в Ташкенте. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, он обратился лично к И.В. Сталину с просьбой отправить его как бывшего офицера в действующую армию, но эта просьба белоэмигранта была оставлена без внимания. Получив в 1945-м паспорт советского гражданина, Энгельгардт на законных основаниях вернулся через год в Ригу и устроился в Гидрометеослужбу переводчиком с французского, английского и немецкого языков. Последней его должностью стала работа секретарем судейской коллегии на Рижском ипподроме. Скончался Б.А. Энгельгардт 2 сентября 1962 года в Риге, где и был похоронен.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Одиссея капитана Энгельгардта

Интересный пример зигзагообразного пути героя «той единственной, Гражданской» – судьба ближайшего соратника Балаховича, боевого офицера, аристократа, палача, бандита и провокатора барона Энгельгардта.

Энгельгардт Борис, из дворян, год рождения 1889-й. Род Энгельгардтов – знаменитый. Остзейцы, потомки крестоносцев, эстляндские бароны, а с XVIII века – смоленские помещики, родня самого Потемкина, они обладали широчайшими связями в светском обществе Петербурга. Один из Энгельгардтов, Егор Антонович, был директором Царскосельского лицея и наставлял шалуна Пушкина на путь истинный. В роскошном особняке другого Энгельгардта, Василия Васильевича, расположенном на углу Невского проспекта и Екатерининского канала, во времена Николая I устраивались многолюдные и блистательные маскарады. Могущественный Константин Петрович Победоносцев в немолодые уже годы женился на юной красавице Екатерине Александровне, урожденной Энгельгардт. И так далее. В общем, славный род.

Нет ничего удивительного в том, что молодой небогатый отпрыск баронской династии был принят на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. В начале XX века этот полк считался в гвардии самым демократичным, хотя и благородным. Здесь служили и титулованные выпускники Пажеского корпуса, и бедные провинциальные дворяне. Среди последних – Михаил Тухачевский. Так эстляндский барон Энгельгардт оказался с сыном помещика и крестьянки Тухачевским под одной крышей – в казармах на Загородном проспекте.

К началу войны они оба подпоручики. Отношения не то чтобы дружеские, но приятельские. Оба – участники тесного и весьма вольнодумного офицерского кружка. О Тухачевском в этом кружке шепотом рассказывали, что еще юнкером, удостоенный на смотре царского рукопожатия, красавец Миша, рисуясь, говорил товарищам: «А здорово было бы его, государя, тут же и убить!» Но началась война. Близ Ломжи, в том самом бою, в коем Тухачевский попал в плен, младший офицер 5-й роты Энгельгардт был тяжело ранен.

Он вернулся в строй. Воевал. И вот – революция, советская власть, перемирие, грядущая демобилизация. Но идти домой, коротать век тихим обывателем – не хотелось. Энгельгардт, имевший уже к тому времени чин капитана, остался в полку. Надо заметить, что Семеновский полк проявил среди всей гвардии наибольшую лояльность к новой власти. В начале 1918 года он почти в полном составе влился в Красную армию, охранял Наркомфин и Госбанк и позднее был преобразован в Полк охраны имени товарища Урицкого. И оставался таковым, пока весной 1919 года, тоже в полном составе (как говорится, под фанфары), не перешел возле поселка Выра под трехцветные знамена Северного корпуса генерала Родзянко…

Между тем в охваченную революционным сумбуром Россию вернулся бежавший из немецкого плена Тухачевский. Летом восемнадцатого он – командир красных соединений на Восточном фронте. Энгельгардт решил напомнить о себе старому другу. Он пробирается через бушующую страну из голодного Петрограда в Поволжье, находит однополчанина. Стремительно растущий «красный Бонапарт» Тухачевский в это время уже командир 1-й Революционной армии, ведет операции против Народной армии Комуча, против Чехословацкого корпуса. Энгельгардта он охотно берет под свое крыло, назначает командиром дивизии. Осенью 1918 года бывший барон участвует в боях на Сызрано-Самарском направлении. Его дивизия вносит решающий вклад в ход операции, закончившейся разгромом антибольшевистских сил. Командарм Тухачевский шлет в Реввоенсовет республики донесения, где расписывает воинские таланты и преданность делу революции красного комдива товарища Энгельгардта. Его даже вроде бы собирается наградить именным оружием сам Троцкий. И тут – красный комдив исчезает.

В то время положение Советской республики было крайне неустойчивым. Однопартийная диктатура установлена… Но где? В Москве, Питере, в нескольких городах и губерниях Центральной России. На всем остальном пространстве развалившейся империи уже вовсю полыхала всеобщая война. По стране из конца в конец носились никем не управляемые и не контролируемые «повстанческие» и «добровольческие» «армии», «дивизии», «отряды», возглавляемые удачливыми атаманами. Им было все равно, под каким знаменем убивать и грабить. Больше нравились, конечно, те знамена, под которыми можно было начисто забыть о дисциплине и ответственности. Пока самым вольным было красное знамя, пока оно пламенело символом разрушения старого мира, эти авантюристы и честолюбцы, пассионарии и отморозки охотно вливались в Красную армию – целыми отрядами, во главе с атаманами. Когда с осени восемнадцатого Реввоенсовет республики, руководимый Троцким, начал наводить в армии порядок, восстанавливать дисциплину, добиваться хоть какой-то управляемости – они так же, строем, под звуки маршей, стали уходить к белым. Надо сказать, что Белое движение осенью того года было дезорганизовано страшно. Между его руководителями, лидерами партий, генералами, этническими вождями и денежными тузами шла неостановимая грызня. Порядка по ту сторону дырявого фронта было еще меньше, чем по эту. Искателям приключений, безумцам и уголовникам становилось тем вольготнее у белых, чем опаснее у красных.

Через несколько недель после исчезновения из ставки Тухачевского Энгельгардт появляется – но где! В ставке Деникина! Большевики скрежещут зубами, но ничего поделать не могут. (Кстати, в окружении Деникина имелся свой Энгельгардт, тоже Борис, по отчеству Александрович, полковник, офицер Осведомительного агентства.) Нашему Энгельгардту тут нет доверия: в деникинском штабе хорошо знают, что пару месяцев назад он лихо воевал под красным знаменем на Сызранском направлении. Энгельгардт покидает негостеприимный кров и кружным путем пробирается в Эстонию. Там на деньги англичан и французов идет формирование белых войск. Много офицеров, но еще больше перебежчиков с красной стороны. Недавно к белым перебежал со своим полком Балахович. Барона Энгельгардта крестьянский сын Балахович радостно принимает к себе, производит в подполковники и назначает начальником контрразведки.

В Пскове Энгельгардт – правая рука батьки и главный его помощник по части заплечных дел. Он ведет допросы всех подозрительных личностей – воров, жидов и коммунистов. Но самыми подозрительными, с точки зрения его и Балаховича, личностями являются те, у кого есть что взять. Аресты, допросы и розги – до тех пор, пока не откупятся деньгами или иным добром. Особенно широко такого рода меры применялись по отношению к небедному псковскому еврейству. Впрочем, не меньше интересовали псковскую контрразведку зажиточные крестьяне окрестных деревень. Барон, потомок разбойных рыцарей-меченосцев, на пару с потомком литовского татарина орудуют теми же методами, что их предки в далеком XIII веке. Правда, оформлен разбой вполне в буржуазном духе: «Г[ражданину] (такому-то). По приказанию командующего войсками Псковско-Гдовского района предлагаю прибыть в штаб, помещающийся в здании Земского банка, к 5 часам вечера. Офицер для поручений подполковник Энгельгардт». На этой же бумажке снизу красноречивая приписка: «От гражданина… (того же самого) 20 000 (двадцать тысяч) рублей получил». Дата. Подпись.

Но денег и ценностей, награбленных у псковичей, не хватает. Энгельгардт участвует еще в одной прекрасной авантюре Балаховича. В глубокой тайне, в надежно охраняемых подвалах бывшего Земского банка они начинают печатать фальшивые деньги, старые «керенки», имевшие тогда еще хождение по обе стороны линии фронта, и купюры Северо-Западного правительства, обеспечиваемые поддержкой Антанты (так называемые крылатки). Если в делах застеночных еще можно усмотреть возрождение благородного разбойного промысла рыцарственных предков, то теперь перед нами обыкновенная уголовщина. Лейб-гвардеец и красный командир превращается в фальшивомонетчика.

За все эти деяния новый главнокомандующий Северо-Западной армией Юденич производит Балаховича в генерал-майоры, а Энгельгардту достаются полковничьи погоны. Но судьба – индейка. Готовясь к решающему наступлению на Петроград, Юденич начинает наводить порядок в тылу. Терпеть самостоятельного псковского диктатора и его буйную команду он более не намерен. В Псков врывается отряд бронемашин, посланный для того, чтобы установить здесь власть главнокомандующего. Балахович бежит к эстонцам, офицеры его штаба, в том числе Энгельгардт, арестованы. Им грозит суд… Проходит еще два месяца. Наступление, поражение и гибель армии Юденича совершаются с поразительной быстротой. Барон снова на свободе.

Но в Эстонии ему не сидится. Он мчится в Польшу. Там в 1920 году он вступает в вооруженные формирования «Народного союза защитников Родины и свободы», создаваемые для борьбы против красных войск Тухачевского (старый знакомый!) эсером Савинковым и «русским витязем» Балаховичем. Уже Польша заключила мир с большевиками, но Савинкову, Балаховичу и Энгельгардту никакие мирные договоры не указ. Ранней весной 1921 года их войска небольшими партизанскими группами вторгаются на территорию Советской Белоруссии. Тут даже Савинков ужаснулся. Балахович и Энгельгардт действуют дерзко, смело, жестоко. Обходя города, нападают на села, грабят крестьян без зазрения совести, жгут сельсоветы; совработников, коммунистов, учителей, комсомольцев вешают на деревьях, режут, топят в болотах. Несколько месяцев отряд Энгельгардта был ужасом Белоруссии.

Но красные и тут победили. Бросив остатки отряда, Энгельгардт едет на историческую родину, в Эстонию. Живет в Таллине. Другой потомок рыцарей, барон Врангель, назначает Энгельгардта руководителем эстонского отделения Российского общевоинского союза (РОВС). Союз этот ставит перед собой одну задачу – непримиримую борьбу с большевизмом. Диверсии в Совдепии, теракты против руководителей Красной армии и Советского государства – его основные методы. Для этого необходимо создавать белогвардейское подполье на территории СССР. Эстония – удобнейший плацдарм для переброски через границу, в Совдепию, своих людей. Энгельгардт принимает в этой работе активное участие. Но агентов РОВС в Советском Союзе преследуют провалы. Ни Врангель, ни сменивший его Кутепов так и не разгадали одной из существенных причин краха своих начинаний. Их представитель в Эстонии полковник Энгельгардт с 1923 года тайно и тесно сотрудничает с ВЧК – ОГПУ. Высокородный барон, ко всему прочему, становится двойным агентом и провокатором.

Вся эта история закончилась закономерно. В сентябре 1939 года немцы и коммунисты поделили между собой Польшу; летом 1940 года советские войска вошли в Эстонию. Энгельгардт был арестован и расстрелян, невзирая на агентурные связи с ВЧК – ОГПУ – НКВД. Впрочем, к этому времени та же участь постигла всех тех, с кем он контактировал в этой организации. В те же дни Балахович был убит в оккупированной немцами Варшаве. Нелишне напомнить, что бывший однополчанин и покровитель, а впоследствии боевой противник Энгельгардта Тухачевский был расстрелян тремя годами раньше по обвинению в военном заговоре и шпионаже в пользу Германии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния автора Соловьев Александр

Одиссея Аристотеля Аристотель Онассис (Aristotelis Socrates Onassis, ??????????? ??????), 1906-1975 Место действия: ГрецияСфера интересов: судоходствоОнассис был мужчиной небольшого роста – ниже всех своих женщин, всех своих знаменитых любовниц и жен. С седой гривой и всегда в черных очках.

Из книги Взрыв корабля автора Черкашин Николай Андреевич

Часть первая. Одиссея мичмана Домерщикова

Из книги Из записок районного опера автора Куземко В

6. СЫН КАПИТАНА А этот случай буквально потряс весь РОВД…Рано утром в дежурку поступил тревожный сигнал: вчера вечером пропал 12-летний мальчик. Причём отцом ребёнка был наш коллега - 43-летний капитан из вневедомственной охраны (мать - продавщица в универсаме). Понятно,

Из книги Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений автора Черницкий Александр Михайлович

ОДИССЕЯ ХРИСТИАНСКИХ МИССИОНЕРОВ А вскоре грянуло 11 сентября 2001-го. Члены всевозможных национально-освободительных движений были объявлены наконец теми, кем они являлись на самом деле: Террористами. В своем стремлении отомстить за 3066 погибших 11 сентября США стали

Из книги Схватка гигантов автора Больных Александр Геннадьевич

История Kreuzergeschwader Одиссея эскадры графа фон Шпее 4 августа 1914 года за пределами Германии находились 8 крейсеров. Англичанам удалось справиться с ними довольно быстро. Призрак крейсерской войны, который всегда был кошмаром Адмиралтейства, примерно через полгода

Из книги Гомеровская Греция [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 «Одиссея» Песнь первая Если мы хотим узнать о тех событиях, которые произошли после завершения осады Трои, то должны обратиться к «Одиссее» Гомера, в которой описываются путешествия Одиссея. Интересно отметить, что если в «Илиаде» автор в самом начале обращает

Из книги Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945 автора Пиллар Леон

Одиссея U-188 Среди подводных лодок, приходивших в Японию и возвращавшихся обратно, подводная лодка U-188 наглядно проиллюстрирует операции в Индийском океане.30 июня U-188 (капитан-лейтенант Зигфрид Людден) вышла в море вместе с U-155, лодкой той же IXc серии, из Лорьяна. Обе лодки,

Из книги Чекисты рассказывают. Книга 3-я автора Шмелев Олег

В. ВОСТОКОВ, О. ШМЕЛЕВ ПО СЛЕДУ «ОДИССЕЯ»

Из книги 100 великих экспедиций автора Баландин Рудольф Константинович

Глава вторая ЧЕЛОВЕК С «ОДИССЕЯ» От Махинджаури, куда светловолосый пассажир «Одиссея» добрался рейсовым автобусом, путь его лежал на север, и ехал он, если можно так выразиться, на перекладных, то есть на попутных машинах. Обычно на окраине очередного населенного пункта

Из книги Тайна племени Голубых гор автора Шапошникова Людмила Васильевна

Одиссея Кусто и его команды Писать о какой-то одной экспедиции Жака-Ива Кусто (1910–1997) чрезвычайно трудно и вряд ли имеет смысл.Практически невозможно выбрать какое-то одно его путешествие из нескольких десятков. Но даже если положиться на жребий и остановиться, скажем, на

Из книги Океанская одиссея автора Сухомозский Николай Михайлович

я ищу капитана конгрива Капитан артиллерии Генри Конгрив заслуживает того, чтобы о нем написать отдельно. Он не был похож на своих собратьев - британских офицеров, убивавших время в английских клубах Утакаманда и проводивших дни на скачках. Довольно хорошо образованный

Из книги "Мафия, ЦРУ, Уотергейт" автора Геевский Игорь Александрович

Н. М. Сухомозский Океанская одиссея Им – случай во времена «холодной войны» небывалый! - адресовал письмо опытнейший американский моряк Джо Хаммонд: "Я, старая морская акула, знаю, что такое океан, когда у него плохое настроение. До сих пор я был убежден, что человек -

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Одиссея Фрэнка Серпико Встречи все-таки состоялись. Но не в ту пору, когда нью-йоркский полицейский Фрэнк Серпико в течение нескольких лет тщетно добивался приема у своего начальства и отцов города. Его попытки разоблачить коррупцию в рядах полиции наталкивались на

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Одиссея Морица Бениовского Об этом удивительном человеке еще при жизни сложилась головокружительная легенда, в которой трудно отделить правду от

Из книги Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. В 3-х томах. Том 3. автора Коллектив авторов

Сын капитана Будущий знаменитый пират родился в семье капитана торгового флота Бриджмена, близ окрестностей Плимута в 1671. С самого юного возраста мальчик хотел стать моряком. Свою карьеру он начал юнгой, плавал в Вест-Индию на торговых и корсарских кораблях. Молодой

Из книги автора

Илья Ветров. Одиссея «сибиряка» Стояла запоздалая весна. Среди вернувшихся локомотивов не было паровоза СО 17-122. Что сталось с ним? Никто не знал. Говорили, что у Северского Донца локомотив обстреляли фашисты, убили помощника машиниста Алексея Смирнова. Тогда же на имя его

Г. Ковны и Ковенский гражданский .

Родился в 1805 г. и происходил из дворян Курляндской губернии.

Отданный в Императорский Царскосельский лицей, он но окончании этого учебного заведения, по первому разряду, решил посвятить себя военной службе, и был произведен 3-го января 1824 г. в прапорщики, с назначением в Конно-егерский . Спустя четыре года, ему пришлось принять участие в наступившей русско-турецкой войне, причем за отличие и храбрость, выказанные в сражении с турками 30-го октября 1828 г. при р. Камчике, он был награжден 3-й степени с бантом.

В следующем году Энгельгардт был назначен полковым и в этом звании принял участие в подавлении первого польского восстания 1831 г. За отличную храбрость и мужество, проявленные в сражениях с 11-го по 15-е мая 1831 г., он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом; затем,

9-го июня, тоже за отличия в делах против польских мятежников он был произведен в штабс-капитаны, а за сражение 3-го августа того же года при селе Топалеве награжден золотою саблею с надписью "за храбрость».

В следующем году ему был пожалован 2-й степени, а еще через два года он был назначен командующим 7-м эскадроном.

В 1835 г. Энгельгардт был произведен в капитаны, в 1842 г. в полковники, а 14-го мая того же года утвержден командиром 3-го дивизиона, которым командовал до 12-го декабря 1844 г., когда был назначен командиром гусарского Е. И. В. Великого князя Михаила Павловича .

В том же году 17-го декабря он был награжден 4-й степени за 25-тилетнюю службу в офицерских чинах, а в 1845 г. получил орден св. Владимира 3-й степени.

Назначенный 3-го ноября 1849 г. командующим , он по производстве (6-го декабря 1851 г.) в генерал-майоры был утвержден в должности командира , а еще через два года пожалован орденом св. Станислава 1-й степени.

7-го августа 1856 г. Энгельгардт был назначен командиром 1-й бригады 2-й легкой кавалерийской дивизии, с оставлением в должности командира лейб-гвардии драгунского , и 26 того же августа получил 1-й степени. В следующем году, в виду расстроенного здоровья, он был зачислен по армейской кавалерии и в запасные войска, а через полтора месяца перечислен по гвардейской кавалерии и навсегда бросил строевую службу.

Назначенный 1-го июня 1859 г. членом военной кодификационной комиссии при Военном министерстве, он через несколько месяцев был назначен еще и членом Высочайше учрежденной комиссии для пересмотра и исправления свода военных постановлений.

Однако расстроенное здоровье принудило его снова просить об , и 28-го февраля 1861 г. произведенный в генерал-лейтенанты он был уволен от службы.

Оправившись немного, Энгельгардт еще раз попробовал было служить, и в виду выраженного им такого желания был назначен 4-го июня 1863 г. военным г. Ковны и Ковенским гражданским .

Однако вскоре наступившее польское восстание требовало для этой должности если и не более молодого, то по крайней мере более здорового человека, который мог бы действовать гораздо энергичнее, поэтому Энгельгардт 1-го августа по болезни снова вышел в , а 2-го января следующего года был зачислен в запасные войска, с оставлением по гвардейской кавалерии.

Энгельгардт скончался в начале 1870-х гг., не имея еще полных 70-ти лет.

Во время стрельбы электрические приводы для вращения башен действовали исправно, кроме кормовой башни, где якорь оказался неисправным, вследствие чего пришлось перейти к ручному приводу. Прицелы освещались небольшими ручными фонарями, сделанными на судне: фонари вполне удовлетворяли своему назначению. Освещение батареи производилось обыкновенными фонарями палубного освещения, которые тушились во время наводки. Башни освещались временно устроенными (на эту стрельбу только) лампами с абажурами. Приспособление это имело то неудобство, что проводники ламп пропущены были сквозь крышки башен. Устройство постоянного освещения в башнях считаю необходимым.

В 1 час ночи 17 августа, окончив ночную боевую стрельбу, пробил отбой, дал команде чай и. застопорив машины, держался в море. В 5 час. 3U мин. утра поднял щит, под парами в 5-ти котлах, пошел в Амурский залив. По осмотре щита оказалось в нем 5 пробоин, из которых 2 пробоины oi снарядов больших орудий, а 3 от скорострельных.

В 8 часов утра, войдя в Амурский залив, приступил к уничтожению полукруговой и определению остаточной девиации. Изменение девиации против последнего определения се объясняю установкой всех шестов сетевого ограждения на место и укреплением сетей по лееру вдоль наружного борта, тогда как-последние прежде хранились за двойным бортом. В 10 часов утра, закончив определение девиации главного компаса, стал на якорь у мерной мили; предполагая после обеда стрелять минами на ходу по щиту, спустил на воду паровой катер, баркас и цистерну. В 2 часа пополудни поднял якорь, сделал четыре прохода 8-ми узловым ходом мимо поставленного щита, выпустил четыре мины, направление движения которых было правильно. При стрельбе минами меняли положение аппаратов, с целью получить ход мины по траверзу. В результате получено для восьми узлового хода положение аппарата на 20° вперед. Во время стрельбы минами прислуга у орудий была занята промывкой орудий.

В 8 часов стали на якорь в 3 кабельтовых от мыса Птичий и о. Попова, с которым в 9 часов вечера устроили леерное сообщение; при работах светил кормовым боевым фонарем. Леерное сообщение к 10 часам вечера было убрано.

18 августа в 9 часов утра снялся с якоря, имея пары в пяти котлах, и произвел стрельбу минами по плавучему щиту с той же целью, как и накануне, т.е. для нахождения положения бортовых аппаратов, соответствующего ходу мины по траверзу, но уже при 10-узловом ходе крейсера. В 10 час.

30 мин. сделал 3 выстрела, стал на якорь на глубине 11 саженей у мерной мили. Подняв мины, дал команде отдых. В начале 2-го часа снялся с якоря и продолжал стрельбу минами. Сделав еще 3 выстрела, в 3 часа пополудни снова стал на якорь на то же место

Засвежевший ветер развел небольшое, но крутое волнение, помешавшее мне произвести на якоре предполагаемую необходимую стрельбу минами из кормового аппарата. Стрельба сего числа показала, что можно с достаточной точностью остановиться на положении бортовых аппаратов при 10-узловом ходе на 30" вперед от траверза. В 4 часа пополудни поднял свои гребные суда и в 4 часа 20 мин. снялся с якоря и пошел в море для практического плавания под парусами. В 7 часов, имея ветер в 3 балла, поставил все имеемые паруса и лег в бейдевинд правого галса. Машины были застопорены, в топках жар загребли.

В 10 час. 30 мин. ветер перешел на NO силой до 5 баллов. Лег в бейдевинд левого галса. Во втором часу ночи, для практики очередной вахты, закрепил брамсели. В 5-ом часу ветер отошел к NtW и задул с той же силой. В 5 час. 30 мин. утра, подойдя на меридиан Аскольда, в 7 милях от острова, вызвав всех наверх, попытался сделать поворот оверштаг, который не удался, вследствие чего поворотил через фордевинд и то, убрав все грото-вые паруса, лег в бейдевинд правого галса. Угол между курсами вышел в 160°. За все время скорость хода колебалась от 3 до 4,75 узла, крен 2°.

В 8-ом часу утра, при осмотре рангоута, на грот-марса-рее замечены 2 небольшие поперечные трещины. О серьезности оказавшихся трещин, до осмотра реи внизу, сказать ничего не могу. В 8 час. утра вызвал всех наверх и произвел парусное учение: обучали взятию и отдаче рифов у марселей, поставке, уборке фока и брамселей. В 10 час. 30 мин. закрепил паруса, отвязал грот-марсель, развел пары. В 11 часов взял курс на остров Скрыплева. В 5 часов, придя на Владивостокский рейд, стал на указанную бочку. За время плавания видел следующие суда: 16 числа при ночной стрельбе видел какое-то судно, светившее белым фонарем. 17-го коммерческий пароход, шедший во Владивосток и пароход “Новик”, шедший в бухту Посьет. 18-го отряд из трех миноносцев, заходивший в бухту на остров Попова. 19 августа около 1 часа пополудни встретил крейсер I ранга “Рында”.

За 4 дня (с 16-го по 20-е августа) хода крейсера выяснилось, что машина после последней переборки и исправления работала хорошо и исправно. Из 5 котлов, бывших все время под парами. 4 были те, в которых переменили дымогонные трубки. Давление пара при артиллерийской стрельбе держалось все время около 75 фунт., в другое время от 60 до 65 фунт. и. по временам, до 70; течи нигде не замечено. Все четыре дня в котлах жгется уголь Мгачинский; он загорается легко, горит довольно быстро; дает очень много дыма и, при сильной тяге, пламя выходит в дымовой ящик и очень легко поднимается даже во всю высоту дымовой трубы, почему приходится, при хорошей тяге, изредка прикрывать поддувало (во избежание сказанного).

При производстве стрельбы, несмотря на принятые меры, произошли следующие повреждения: разбиты стекла: полупортиковое 1, в машинном люкс 5, в штурманской рубке 1, в дверях офицерских кают 3 и иллюминаторных палубных 2.

командира крейсера “Адмирал Нахимов”

Ввиду того, что юнкера плавают на вверенном мне крейсере уже восьмой месяц, предлагаю гг. офицерам, которые с ними занимаются, перейти с 17 января к преподаванию морских специальных предметов. Изъявившим желание принять на себя труд по приготовлению юнкеров к экзамену: лейтенанту Дмитриеву поручаю занятия по артиллерии, лейтенанту Похвистневу - по минному делу, мичману Свербееву - по девиации, Гревенцу - по астрономии, старшему инженер-механику - Подгурскому по механике. Мичмана Зеленого за успешное преподавание курса навигации благодарю и прошу заняться приготовлением юнкеров по морской сьемке и фортификации. Заведование занятиями юнкеров остается по-прежнему за лейтенантом Небольсиным, которого прошу взять под свое покровительство, и гардемарина I класса Какулидиса.

Обращаю внимание юнкеров флота, что самой лучшей наградой для гг. офицеров, занимающихся с ними безвозмездно, будут результаты их успехов, а следовательно, вполне от них будет зависеть рассчитаться достойным образом со своими преподавателями.

Капитан 1 ранга Лавров

Из рапортов командира капитана 1 ранга А. П. Кашерининова

20 апреля 1895 года в 10 час. 30 мин. утра отслужили панихиду по случаю полугодовщины кончины Государя Императора Александра III. В 5 час. пополудни, имея пары в 5-ти котлах, снялся с якоря соединенно с крейсером I ранга “Рында” и мореходной канонерской лодкой “Кореец”, и в строе одной кильватерной колонны пошел по назначению. Дул свежий SW (от 4 до 6 бал.), почему спустил брам-стеньги, свежий противный ветер сильно задерживал крейсер “Рында” и потому должен был уменьшить ход. С рассветом подошел к узкости Kuruna Seto. Пройдя ее при изменившихся обстоятельствах погоды, прибавил ходу и переход до Simonoseki, сделал со скоростью в 9 узлов. Спустив лоцманов, в 8 час. 45 мин., взял курс севернее Ikisima. Суда держались соединенно очень хорошо; крейсер “Рында” и лодка “Кореец” пользовались косыми парусами.