Краткие содержания

Какие тематики представлены в творчестве блока. Главные мотивы и ведущие символы поэзии блока

Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

Поэтические сборники Блока – , — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили» , — писал Блок.

Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений» . Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

Обращаясь к творчеству Блока, нельзя обойти вниманием одну из его последних работ. Она написана 11 февраля 1921 года и называется «Пушкинскому дому». Необычна история появления этой работы. Пятого февраля 1921 года одна из служащих Пушкинского дома Е.П.Казанович обратилась к Александру Блоку с просьбой написать ей в старинный альбом стихотворение. Поэт согласился. Но женщина заболела, и смогла передать альбом поэту лишь спустя полтора месяца. «Каково было мое смущение, восхищение и радость, когда, открыв альбом, я увидела на первых трёх страницах его большое, написанное прекрасным блоковским почерком новое стихотворение. Оно называется «Пушкинскому дому». В этом стихотворении Блок подтверждает верность идеалам Пушкина. И его главным лозунгам: Гармонии, Красоте, Радости…

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

В сокращённом варианте «Пушкинскому дому», Александр Блок

Особенности творчества
«Он говорил: - Я пишу стихи с детства, а за всю жизнь не написал ни одного стихотворения, сидя за письменным столом. Бродишь где-нибудь - в поле, в лесу или в городской сутолоке... И вдруг нахлынет лирическая волна... И стихи льются строка за строкой... И память сохраняет все, до последней точки. Но иногда, чтобы не забыть, записываешь на ходу на клочках бумаги. Однажды в кармане не оказалось бумажки - пришлось записать внезапные стихи на крахмальной манжетке. Не писать стихов, когда нет зова души, - вот мое правило». (Карпов, 1991, с. 309.)

Характеристика творчества Блока

В первый том стихотворений Блока (1898-1903) вошли три цикла:

«Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши. С другой – тяга к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества.

«Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Идеи Соловьева о «двоемирии», сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки» и т.п. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы – противопоставление «земного» «небесному» и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды – и сомнения в них, ожидание любви – и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы – и допущение того, что он может быть искажен.

«Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той «тезой», от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антитезу», противостоящую «тезе», и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

«Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».

«Разные стихотворения» и «Город» – в этих двух циклах расширяется охват явлений действительности. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенный, не считает себя достойным оказаться в их рядах. В этих циклах начинает звучать одна из главных проблем для Блока - народ и интеллигенция. Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в этих циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной. По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). Русь – это тайна – вот исходное и итоговое резюме, подчеркнутое кольцевой композицией стихотворения. Поначалу кажется, что тайна Руси проистекает из «преданий старины». Но разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы ее постичь, надо жить одною жизнью с народом.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом». Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных», обитатель городских подвалов и чердаков. Названия и зачины стихов, а в еще большей степени детали обстановки, окружающей героя кажутся неожиданными в устах певца Прекрасной Дамы. Но удивительно то, что лирический герой воспринимается как авторское «я». И это не актерский прием поэта, играющего соответствующую роль. В этом проявляется существенная особенность блоковского лиризма, которую он не только сознавал, но и активно защищал. Самораскрытие блоковского лирического героя в ряде случаев происходит через «растворение себя» в чужих «я», через «сораспирание» его с этими чужими «я», благодаря чему происходит обретение самого себя.

Поэма «Двенадцать»

Стихотворение «Скифы»

«Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихии природы и повседневной жизни теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти. Отдаваясь своему чувству, герой «Снежной маски», «настигнутый метелью», погружается в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». Символы ветра, метели пройдут через всю поэзию Блока вплоть до поэмы «Двенадцать», знаменуя собой стихийную, динамическую сторону жизни. Героиня цикла почти лишена конкретных примет, ее черты романтически условны. В цикле «Фаина» образ героини обогащается новыми свойствами. Она не только воплощение «стихии души», но и выражение стихии народной жизни. Однако из мира стихий, «бушующих лиловых миров», как определяет сам Блок период «антитезы», отраженный во втором томе, художник выходит не столько с утратами, сколько с обретениями. Теперь «за плечами все «мое» и все «не мое», равно великое…» (Блок – Белому)

«Вольные мысли» – завершающий цикл второго тома, в котором отразилось новое мироощущение поэта. Именно здесь звучат слова, предвещающие переход к третьему, завершающему этапу его «вочеловечения».

Третий том – завершающий, высший этап пройденного поэтом пути. «Тезу» первого и «антитезу» второго тома сменяет «синтез». Синтез – это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущие и в то же время соединяющая в себе по-новому некоторые их черты.

«Страшный мир». Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Она присутствует и в первом, и особенно во втором томе. Ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». Но есть и другая, глубинная его суть, быть может еще более важная для поэта. Человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное воздействие. При этом страдают и нравственный ценности. Стихия, «демонические» настроения, губительные страсти овладевают человеком. В орбиту этих темных сил попадает и сам лирический герой. Душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. Любви тоже нет. Есть «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови». Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличиях.

«Жизнь моего приятеля» - в основе этого цикла прием «двойничества». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. «Очень неприятные стихи Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». (Блок)

«Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Если в «Возмездии» расплате подвергается личность, допустившая воздействие на себя губительных ядов «страшного мира», то в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. Смысловой и ритмической основой цикла стал «гневный ямб».

«Итальянские стихи» (1909). В этом цикле Блок определяет позицию «чистого искусства» как «творческую ложь». «В легком челноке искусства» можно «уплыть от скуки мира», но подлинное искусство – «ноша на плечах», долг, подвиг. Другой вопрос, глубоко волнующий поэта и поставленный им в цикле, - о соотношении цивилизации и культуры. В современной цивилизации поэт усматривает бездуховное, а значит, разрушительное начало. Подлинная культура, по Блоку, неразрывно связана со «стихией», т.е. с жизнью народа.

Раздел «Разные стихотворения» содержит «разные» по своему содержанию стихи. Несколько из них посвящены теме «поэта и поэзии».

«Арфы и скрипки» - название этого цикла связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент Бывают скрипки расстроенные и скрипки настроенные. Расстроенная скрипка всегда нарушает гармонию целого; ее визгливый вой врывается докучной нотой в стройную музыку мирового оркестра Художник – это тот кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя» (Блок). Если скрипки могут быть расстроенными и настроенными, то арфа для Блока – символ музыки, звучащей всегда в унисон с «мировым оркестром». Тематический диапазон цикла весьма широк. Верность или неверность человека «духу музыки» может выражаться в самых разнообразных проявлениях: от высоких взлетов души до ее подчинения «темным стихиям», падения, капитуляции перед «страшным миром». Поэтому многие стихотворения цикла находятся как бы в оппозиции друг другу.

«Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость». С одной стороны, он живо напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания (цикл посвящен оперной певице Л. А. Дельмас) и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви. Да и сам поэт признавался, что в марте 1914 года он «отдался стихии не менее слепо, чем в января 1907», когда была написана «Снежная маска». Однако «Кармен» не повторение пройденного. Гимн стихийной любви звучит здесь уже на новом витке спирали блоковского пути. Образ Кармен у поэта многолик, синтетичен. Кармен – и героиня оперы Бизе, и современная женщина. Она и независимая, вольнолюбивая испанская цыганка, и славянка, которую герой под «заливистый крик журавля» обречен «ждать у плетня до заката горячего дня». Стихийное начало выражено в ней в самых различных его проявлениях – от стихии сжигающей страсти, стихии природы и космоса – до творческой стихии «музыки», дающей надежду на грядущее просветление. Этим и близка героиня цикла лирическому герою. «Кармен» - последний блоковский цикл о любви – не только связан с предшествующими ему «Арфами и скрипками», но является своеобразным переходом к поэме «Соловьиный сад», которая была новым шагом Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней.

«Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии Блока. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Однако наиболее целеустремленно он обратился к воплощению этой темы в период реакции. «Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные, и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира». Но смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России.

«О чем поет ветер» – небольшой цикл, исполненный грустных, элегических раздумий. «Завершая этим сумеречным – с редкими просветами – финалом композицию третьего тома, Блок, по-видимому, стремился к тому… чтобы внутреннее движение в книге не вытягивалось в прямолинейную и подозрительную этой прямолинейностью круто восходящую линию» (Д. Е. Максимов).

Поэма «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.

Стихотворение «Скифы»

В этом стихотворении Блок противопоставляет «цивилизованный» Запад и революционную Русь и от имени революционной «скифской» России призывает народы Европы положить конец «ужасам войны» и вложить «старый меч в ножны». Стихотворение заканчивается призывом к единению.

Характеристика творчества Блока, особенности поэзии блока, Общая характеристика творчества Блока, блок общая характеристика творчества, суть творчества блока, особенность цикла стихи о прекрасной даме

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

Екатерина

Александровна,

Учитель русского

Языка и литературы

МОУ Гимназия №56»

П. Красково

Тема урока

А.А.Блок. Мотивы лирики.

Цели урока:

Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

Развивающие

  1. Способствовать

Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

По систематизации материала,

Участия в дискуссии,

Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

Формировать представление о вечных ценностях,

Воспитывать любовь к Родине,

Воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

Проектная технология,

Технология опережающего обучения,

Технология группового обучения,

Блочно-модульная технология,

Технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

История,

Музыка,

Живопись,

Кино,

Философия,

Психология.

Оборудование:

Портрет Блока,

Репродукции картин русских художников,

Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

Ярцевой,

Схемы, опорные конспекты,

Компьютер и мультимедийная доска.

Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

1) «Стихи о Прекрасной Даме».

2) Цикл «Город».

3) Тема Родины в поэзии Блока.

4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

Беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

Проект «Родина в лирике Блока»,

Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

Образы,

Мотивы,

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд…

Вот только замучит проклятый,

Ни в чём неповинных ребят

Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат…

Печальная доля – так сложно,

Так трудно мучительно жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Зарыться бы в снежном бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда.

Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

(1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

О любви,

О Родине,

О женщине,

О России,

О революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»


Рита Соловьева

Основные мотивы лирики Блока

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Поэтому по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин появился в работах литературоведа Тынянова в его статьях о поэзии Блока. По его словам, самой большой лирической темой Блока стала сама личность поэта. «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона, обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности, самоотрекающегося ради идеалов добра и красоты.

Система мотивов - образные, лексические, интонационные повторы, связывающие отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, категория формально-содержательная. То есть мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, цифрами, цветовыми обозначениями). Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. Сюжет стихов «О прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирические герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосфера средневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся мотивы - «неведомые тени», «непостижимая тайна», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные церковные знаки - лампады, свечи, алый, белый и золотой цвета. Герой в то же время боится встречи с музой: «… Весь горизонт в огне, и близко появление. Но страшно мне - изменишь облик Ты. И резкое возбудишь подозрение, Сменив в конце привычные черты.» (Короче, все это закончилось тем, что Блок ни разу не притронулся к Менделеевой, и так ей надоел своим рыцарством, что она ушла к Белому. Это как раз говорит о том, что Блок очень буквально воспринимал и переживал свою лирику, и это было не всегда совместимо с практической жизнью.) Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание об высоком идеале в мире разврата и пьяниц. Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! Третий том. Ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки. Стихотворение «Россия» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный путь».

Отрывок из поэмы "Hа поле Куликовом". Александр Блок 1. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске.............................безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плач... Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

Александр Александрович Блок
(1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства.
Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль.
Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.