Краткие содержания

Лирическая и лиро-эпическая поэма как жанр. Лирика и ее жанры

Одекова Феруза Резвановна,кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры русской речи факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института СевероКавказского федерального университета (СКФУ), г. Ставрополь[email protected]

Жанровые особенности и типология русской лирической поэмы

Аннотация. В статье рассматривается и выделяется типология русской лирической поэмы и ее жанровое своеобразие.

Ключевые слова:лирическая поэма, обобщеннолирическая поэма, лирикопублицистическая поэма, лирикомедитативная поэма, лирикопсихологическая поэма.

В литературоведении термин ©лирическая поэмаª не является общепризнанным, но всеболее утверждается в своих правах.Начиная с поэм Н. Некрасова (©Тишинаª, ©На Волгеª, ©Рыцарь на часª), в русской поэзии становится фактом появление больших стихотворных произведений, обладающих рядом существенных признаков поэмы, но лишенных традиционнойповествовательной основы. Позднее своеобразные вариации произведений такого типа можно встретить у поэтовсимволистов. К концу XIXи к началу XXвека такая форма поэмы становится довольно распространенной. По мнению некоторых теоретиков, ©в произведениях подобного типа ведущим является лирическое начало, поэтому их нельзя относить к эпическому роду. Но в лирической поэме, несмотря на еезадушевный, исповедальный тон, внешний мир не исчезает. В отличие от лирического стихотворения поэт здесь не является единственным героемª . Самый существенный еежанровый признак в том, что непосредственным предметом отображения здесь является внутренний мир субъектахудожника, в большей или меньшей степени сопряженный с объективным миром действительности. Определяющей формой воссоздания этого объективного мира становится образ мыслипереживания.Одним из первых к характеристике лирической поэмы обратился Ю. Суровцев. Пытаясь понять отличие новой поэмы от эпической, сюжетной, с действием и характерами, он писал: ©Лирическая… автобиография, ‬это, собственно, не изображение пути человека, а сжатое, концентрированное выражение его итогов. Оно подчинено, как и всякая лирика, не сюжетнособытийной логике, а логике цельного в своей эмоциональной непосредственности монологаª . Суровцев приходит к выводу, что ©лирические отступленияª в такой поэме являются не отступлениями, а еекаркасом. ©На самом деле ‬они ‬опорные его пункты, тот внутренний огонь, который разлит по всей поэме…ª . При этом личность автора играет ведущую роль, он стоит ©вышеª своих героев и как бы ©навязываетª читателю своемироощущение и миропонимание, свои идеи: ©Автор лирическиструктурной поэмы должен удивить нас глубиной осмысления жизни, он должен быть ©вышеª не только героев, действующих в поэме, нои ожидаемого читательского восприятияª . Здесь же Суровцев указывает и на отличие лирической поэмы от большого лирического стихотворения. Одной из примет лирического стихотворения, по его мнению, является однотемность, стремление ©сконцентрироватьª, ©сжатьª ее, чтобы выиграть ©в силе эмоционального воздействияª. ©Лирической поэмемонологу явно мало одной темы, еесобственного развития, как бы важна эта тема ни была…Лирическиструктурная поэма сознательно развернута, в ней нет ©недосказанностиª стихотворения, она призвана исчерпать свои темыª .Эти теоретические положения Суровцева были развиты В. Гусевым, который основное внимание уделяет определению сущности лирической поэмы: ©Лирическая сущность ‬как и вообще содержание ‬здесь выражена в субъективных формах, впрочем, им присуща и та земная конкретность поэтического мышления, о которой сказано выше. Композиционноизобразительные приемы, как видим, символичны, условны, образная структура пронизана синтетизмомª .В лирической поэме раскрывается сложная ©диалектикаª души лирического героя, органически связанная с большим объективным миром. По содержательной структуре она представляет эмоциональнотематическую завершенность особого типа: ©сиюминутность чувства, настроения в его вариациях, оттенках перерастает в развернутую систему чувств, настроений, раздумий, основанных на такой же системе, цепи впечатлений от многих жизненных явлений, преломленных сквозь призму души поэтаª . И этот ©количественныйª фактор определяет рождение нового качества, то есть произведения ©о времениª, целой эпохе, раскрываемой во всей сложности и разносторонности еедвижения.Как правило, лирическая поэма лишена событийного сюжета и объективированных характеров. Сюжетное движениев ней основывается на развитии раздумий и переживаний лирического героя. Связь ееконструктивных компонентов (отдельных событийных ситуаций, картин природы, течения мыслей и чувств и т. д.) подчинена, прежде всего, эмоциональноассоциативному началу.Лирическая поэма как тип обнаруживает и свои преимущества, и свои недостатки. С одной стороны, она предоставляет возможности широчайшего охвата жизнииоткрывает более прямые пути к философскому углублению в предмет и к сердцу, и к разуму читателя.Но, с другой стороны, ©широкий охват действительности иногда приводит к скольжению по поверхности, в результате глобальных обобщений ускользает суть явлений, утрачивается острота художественного анализа. Свобода композиции нередко оборачивается еерыхлостью, идейноэстетической неравноценностью компонентов, когда часть, взятая отдельно, впечатляет больше, чем целоеª . Здесь всерешает талант поэта. В течение не очень длительной своей истории русская лирическая поэма предстала в целой системе разновидностей, сложившихся в прошлом или появляющихся сейчас, в наше время. Многое здесь обусловлено относительной молодостью данного жанрового образования. Здесь особенно активны художественные поиски поэтов. Этим же и объясняется большая пестрота разновидностей данного типа поэмы в сравнении с более установившимися формами поэмы повествовательного характера.В сформировавшемся типе лирической поэмы первых десятилетий XXв. А.Васильковский выделил четыре еежанровых разновидности: обобщеннолирическую, лирикопублицистическую, лирикомедитативную и лирикопсихологическую. Рассмотрим особенности каждого типа лирической поэмы более подробно.Выделение обобщеннолирической поэмы в особую разновидность лирического типа поэм во многом условно. В самом термине заключено обобщение жанровых черт и признаков, простирающихся за пределы одного жанра и присущих всей поэзии первых послеоктябрьских лет.Поэзия периода революций и гражданской войны раскрыла преимущественно эмоциональное восприятие совершающихся общественных процессов, вела к созданию произведений, отражающих лишь общий пафос времени, но не его исторически конкретные приметы (©Двенадцатьª А. Блока).Типологические черты обобщеннолирической поэмы отмечены в таких произведениях, как ©Главная улицаª Д. Бедного, ©Восстаниеª, ©В огнеª В.Александровского, ©Преображениеª С. Есенина и во многих других поэмах.Лирическая доминанта определяла особый тип сюжета. Непосредственным предметом отображения были поток переживаний и размышлений лирическогогероя.©Преобладание субъективного начала в сюжете обусловливало соответствующую композицию, заостренную экспрессивность тропов, выражавшуюся нередко в усложненности метафор, в причудливой деструкции поэтического языка, в субъективизме словотворчестваª .Лирический герой здесь олицетворен не в традиционном ©яª, а в обобщенном ©мыª. Этим поэт подчеркивал, что выражает не свои мысли и чувства, а общенародные. Если же он всетаки обращался к форме ©яª (например, С. Есенин), то вкладывал в нееподчеркнутое обобщение: это ©яª принадлежит народувеликану, который познал величие и силу, преобразует мир и дает всему свою оценку.Таким образом, в содержательной сущности лирического начала наметилась и проявилась тенденция к расширению до пределов общенародного взгляда на жизнь, до преломления в себе величайших исторических процессов и явлений, характеризующих всю эпоху, приобретая черты эпичности.Лирикопублицистическая поэмапредставленапроизведениями В. Маяковского ©Владимир Ильич Ленинª и ©Хорошо!ª. Данный тип поэмыявилсяего открытием и созданием, выражая дух времени, неповторимость авторского дарования и темперамента.Страстная публицистичность характеризует всетворчество В. Маяковского, в частности его лучшие поэмы. Речь идет об их публицистичности ‬©в смысле пламенной гражданственности, прямоты и остроты авторского отношения к предмету. Публицистичность в данном случае является особой формой выражения лирического началаª .Такой характер лиричности обусловлен спецификой жанрового содержания произведения, ‬то есть тех особых сторон и аспектов, которые акцентируются в отображаемой действительности.Главное в поэме данной жанровой разновидности ‬осмысление величественных исторических событий и деяний народа, осмысление одновременно авторское и общенародное, объективированное. То есть на первом плане здесь раскрытие сложного и многогранного процесса духовного прозрения трудящихся, постижение ими себя как творцов истории.Избранный аспект отображения действительности обусловил особый способ обрисовки героев (обобщенного, коллективного образа народа), событий (осмысление их исторической сущности), своеобразие сюжета, фрагментарность композиции, подчинение всей системы тропов задачам аргументации, убеждения, господство патетикоагитационной интонации.Лирикопублицистическая поэма 20х годов создавалась на историкореволюционном проблемнотематическом материале. События революции, деяния народа, как главной движущей силы революционных преобразований, непримиримый конфликт между двумя социальными мирами, страсти, мысли, чувства участников грандиозной исторической битвы ‬всеэто составило тематическое содержание историкореволюционных поэм. Осмысление всех этих событий, процессов, явлений, воспевание их сущности явилось всеобъемлющим пафосом поэм данной разновидности.Мысли и чувства лирического героя были выражением мыслей и чувств борющегося народа. Отсюда их содержание и движение составили ту важнейшую сущность, которая называется народностью. В этом слиянии поэта с народом, личного и общественного рассматривают как синтез лирики и эпоса. Но лирика по своей природе призвана выражать эмоции независимо от того, принадлежат они отдельной личности или коллективу, который как бы передает свой голос отдельной личности. И в данном случае лирическое начало не теряет своей родовой сущности.В публицистике раскрывалась душа поэта. ©Публицистичность гражданской лирики никогда не была противопоказана истинной поэзии, она как ©открытое авторское отношение к предмету изображенияª и есть одна из форм лиричностиª . В публицистическом образе главное не в том, чтобы воспроизвести явление в его данной форме, а в том, чтобы проникнуть в его сущность, вскрыть, еечерез отношение поэта к явлению.В выборе и использовании граней и штрихов господствует один ракурс: подчеркнуть в персонаже его главную социальнополитическую сущность, определяющую то или иное место в борьбе двух миров. При этом преобладает публицистическая, прямая оценка его сущности, окрашенная разной долей авторской лирической теплоты или иронии, сарказма.Лирикопублицистическое начало в поэме ‬это авторское, субъективное начало: оно явилось решающей силой, которая определила характер и отбора материала, и его художественной организации.Исследователи истории русской литературы отмечают усилившееся в 20е годы взаимовлияние жанров. Внешне оно выражалось во взаимном обмене изобразительновыразительными средствами. С другой стороны, продолжалось использование богатых жанровых традиций. Так, в поэмах В. Маяковского несомненны некоторые черты романтической поэмы: выделение этапных моментов в развитии сюжета; контрастность противопоставляемых событий, ситуаций, лиц. Известные жанровые нити к поэмам В. Маяковского идут от старинной дидактической поэмы, когда основным предметом выражения является какаялибо идея, облеченная в образные формы. Мы можем увидеть в них и своеобразную жанровую ©инерциюª, рожденную в ближайшем типе русской поэмы ‬обобщеннолирической, принесшей в поэмы В. Маяковского открытый лирикопублицистический пафос и намеренную обобщенность образов.Такимобразом, поэмы В. Маяковского формировались и развивались не в изоляции от многовековых традиций этого литературного вида и от завоеваний других, современных сопутствующих жанров литературы, а в живом общении с ними. На основе творческого использования всех достижений художественной практики только и возможно было создание подлинно своеобразной, качественно новой формы поэмы ‬лирикопублицистической.Конкретножанровая специфика лирикомедитативной поэмы заключается в том, что она является поэмойразмышлением. Сюжет ее‬это ©диалектика души лирического героя, противоречивый процесс в развитии раздумий и переживаний, варьирование моментов и этапов в этом процессеª . Поэтому фабульные элементы здесь минимальны или отсутствуют. Основную композиционную нагрузку несет личность поэта, пропускающего сквозь своесердце и сознание волновавшие его явления объективной действительности.Круг проблем, лежащих в основе жанрового содержания лирикомедитативных поэм самый разнообразный, но в каждом конкретном случае определяется степенью масштабности индивидуального поэтического мышления автора. И характер решения их обусловлен мерой философского проникновения в сущность предмета. К данной разновидности лирической поэмы можно отнести ©Цветыª, ©Письмо к женщинеª, ©Поэтам Грузииª С. Есенина, ©Одна ночьª П. Васильева.Важнейшая жанровая особенность лирикопсихологической поэмы заключается в том, что непосредственным предметом отображения в ней являются ©тончайшие переливы и оттенки психики лирического субъекта, в свете которых воспринимается и воссоздается объективный мирª .Своеобразие предмета и преобладающий аспект его раскрытия предопределяет конструктивные особенности такой поэмы. На первом плане здесь начало эмоциональнопсихологическое, требующее особых изобразительных и выразительных средств.Лирическая поэма данной разновидности возникает в тот переходный период, когда ©старые нравственные устои оказались ©развороченными бурейª революции, новые же, социалистические, только складывалисьª .Герой лирикопсихологической поэмы обычно представал прежде всего в самом себе, в относительной изоляции и от обстоятельств, в которых сложился его характер, и от многогранных связей с обществом. В этом смысле ‬он личность одинокая.В лирикопсихологической поэме можно говорить и о наличии элементов фантастики, переплетающейся с самой обыденной реальностью.Основные жанровые черты лирикопсихологической поэмы складывались в творчестве В. Маяковского: в поэмах ©Облако в штанахª, ©Флейтапозвоночникª, ©Человекª. Попреобладающему аспекту художественного воссоздания действительности выделяется поэма С. Есенина ©Черный человекª.Вариации лирикопсихологической поэмы 20х годов наблюдаются и у М.Цветаевой (©Поэма Горыª, ©Поэма Концаª), ещераньше ‬у Б. Пастернака (©Разрывª).©Озаª А. Вознесенского, ©Линия перемены датª Р. Бородулина продолжили эту традицию, но здесь, как отмечает А.Васильковский, ©большое имеет место внешнее подражание, чем подлинно творческое развитие жанровой традицииª .Таким образом, полагаем,что решение вопроса о содержании и объеме, вкладываемых в понятие ©поэмаª, должно осуществляться на двух уровнях: общевидовом и конкретножанровом, то есть с учетом тех ееспецифических признаков, которые формируются в конкретных исторических условиях. Последний из этих уровней не представляет возможности найти общую, универсальную формулу, так как реализуется на локальном, относительно частном материале. Каждый из отдельных типов или разновидностей нуждается в своем особом определении. Но поскольку в каждом из них присутствуют какието общевидовые черты и качества, которые дают основание назвать произведение поэмой, то именно они, эти черты и качества могут служить опорой для определения поэмы как вида.Итак, в самом общем типологическом выражении отличительные черты и признаки поэмы заключены в специфике ееобщевидовых содержании и формы. Так, предметом поэмы, как уже говорилось, во все времена и во всех еежанровых модификациях является нечто общезначимое, представляющее как бы отражение народного духа, нечто поднимающееся над уровнем обыденного и заурядного, связанное с высшими, прекраснейшими устремлениями человека (народа, класса). Говоря словами В. Белинского, она заключает в себе ©глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы совершенного человечестваª .Развитие жанра поэмы в начале XXв., сохраняя определенную независимость от авторского произвола, тем не менее значительно активизировалось индивидуальными жанровыми поисками. Поэтому в рамках типологического исследования небесполезным является изучение творчества тех поэтов, у которых жанр поэмы нашел самое широкое и разнообразное применение.

Ссылки на источники1.Гуляев Н.А. Теория литературы. ‬М., 1985. ‬С. 127.2.Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси, 1962. ‬С.66‬67.3.Гусев В. Форма и суть // Литературная газета. ‬1965. ‬19 августа. ‬С. 25.4.Васильковский А.Г. Жанровые особенности русской советской поэмы 1917‬1941 гг. Опыт типологической характеристики. ‬Киев, 1979. ‬С. 14, 130‬136, 150, 168‬169, 178.5.Белинский В.Г. ПСС:Изд. АН СССР, т.VI, с. 415. ‬М., 1955.

История

Сборник «Тишина» вышел вскоре после поездки Бальмонта в Европу , в частности, в Англию , где он читал лекции по русской поэзии в Оксфорде . Впечатления от многочисленных путешествий поэта 1896-1897 годов легли в основу многих стихотворений книги («Мёртвые корабли», «Аккорды», «Пред картиной Эль Греко», «В Оксфорде», «В окрестностях Мадрида», «К Шелли») :13 .

Эпиграфом к сборнику были избраны строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Видение»: «Есть некий час всемирного молчанья» .

Сборник «Тишина» был отмечен появлением в нём новой жанрово-композиционной структуры, положившей начало традиции «скреплять» группы стихотворений в разделы, выстраивая подобие архитектурного или музыкального ансамбля. В этих разделах нет последовательного сюжета, но ощутима внутренняя, ассоциативная связь .

В стихотворениях этого периода, с одной стороны, оформился акцент на импрессионистскую импровизационность («…Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, - и непосредственно, стихийно рождается образ») , с другой - возникли новые настроения; появились ницшеанские мотивы и герои: в частности, «стихийный гений», «непохожий на человека», порывающийся «за пределы предельного» и даже «за пределы - и правды и лжи» :14 .

Отзывы

Князь А. И. Урусов в письме поэту так отозвался о книге: «Сборник носит на себе отпечаток все более и более окрепшего (нужно бы иначе выразиться: крепнущего, что ли) стиля Вашего, собственного, бальмонтовского, стиля и колорита» . В целом сборник был сдержанно встречен критикой. Но даже в негативных рецензиях (в частности, в «Северном вестнике ») отмечалось, что «поэт владеет певучим музыкальным стихом, в котором есть своя красота» :13 .

Известные стихотворения

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тишимка
  • Тишина в библиотеке

Смотреть что такое "Тишина. Лирические поэмы" в других словарях:

    Тишина (значения) - Тишина: Тишина полное отсутствие каких либо звуков, то есть внешних раздражителей слуховой системы, безмолвие; Тишина фильм СССР, студия «Казахфильм», 1961; Тишина фильм СССР, 1963; Тишина фильм США, 2006; Тишина … … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    Бальмонт, Константин Дмитриевич

    Известный поэт. Род. в 1867 г. в дворянской семье Владимирской губ. Предки его выходцы из Скандинавии. Учился Б. в Шуйской гимназии, откуда был исключен за принадлежность к нелегальному кружку и курс кончил во Владимирской гимназии. В 1886 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бальмонт Константин Дмитриевич - Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился в 1867 году в дворянской семье Владимирской губернии. Предки выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец председателем земской управы в Шуе. Мать из литературной семьи Лебедевых … Биографический словарь

    Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Блок, Александр Александрович - (1880 1921) русский поэт. Сын профессора Варшавского ун та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Блок А. А. - Блок А. А. БЛОК Александр Александрович (1880–1921) поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.).… … Литературная энциклопедия

Антология любовной лирики.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Стихи о любви, ныне столь востребованные, лучше всего представить в Антологии, по определению коротких стихов, или эпиграмм, жанр, который в той или степени проступает в любовной лирике всех времен и народов.

«Антологию любовной лирики» задумал и составит поэт Петр Киле и при всех заимствованиях ссылка на его сайт Эпоха Возрождения обязательна.

Выбрать из мировой поэзии стихи о любви нелегко, хотя в основе лирики - любовь, любовь во всех ее проявлениях, любовь к женщине, любовь к мужчине, любовь к природе, к родине, к жизни, к искусству. Собственно любовная тематика звучала далеко не во все эпохи и не во всех странах. Но она доминировала в классической древности Греции и Рима, Китая и Индии и в эпохи Возрождения в странах Востока и Европы.

  • Антология любовной лирики. Презентация уникального сборника.

Петр Киле ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви

  • Пленники любви и красоты. Сборник стихов и поэм о любви и женской красоте.
  • ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви Новая версия сборника

Российская рапсодия Сонеты

Известно, сонеты - это стихотворения в 14 строк с весьма изощренной рифмовкой, при этом патетической тональности в выражении чувств, чаще любовных, и мысли. Здесь явно заключено противоречие. Недаром эта форма кажется искусственной у многих поэтов.

Но прибегал ли Петрарка к изощренной рифмовке? Он просто пользовался особенностями итальянского языка. Сонет и у Шекспира предельно прост. Ничего искусственного, свободное высказывание, непрерывный монолог поэта в драме его жизни. Нередко и речи персонажей у Шекспира обретают форму сонета без рифмы, а где-то и с рифмой.

Словом, существует особая внутренняя форма поэтического высказывания чувства или мысли, что нашло внешнее выражение в сонете, с ограничением числа строк и с той или иной рифмовкой. Здесь главное - внутренняя основа поэтического высказывания особой тональности. Если это есть, есть и сонет. Но самая изощренная конструкция стихотворения в 14 строк не создает еще песни души особой тональности.

Ранняя лирика.

Предисловие.
Первая книжка стихов могла бы выйти в свое время, если бы я не отвлекся на пьесу в стихах, а затем пьесу в прозе, - это все были пробы пера, каковые именно в прозе оказались более успешными. Не ведал я, что к стихам буду возвращаться не один раз, с созданием новой формы сонета, а также к драме в стихах и в прозе. Пришла пора разобраться с ранней лирикой, в основном студенческой поры, и новыми стихотворениями 70-х годов. Теперь я вижу, что сам первый недооценивал и ранние, и новые стихотворения. В них проступает поэтика, ныне осознанная мною, как ренессансная, с утверждением красоты и жизни в их сиюминутности и вечности, то есть в мифической реальности, если угодно, в просвете бытия. Это стихи о любви и стремлении к красоте по преимуществу, и о творчестве, таков предмет поэзии эпохи Возрождения. Разумеется, первые стихотворения предельно просты и наивны.

Эпиграммы.

Поэмы

Поэмы «Видение инока» и «Аристей», как и сонеты, необычны по содержанию и форме; это скорее мистерии или моралитэ, как в старину определяли жанр представлений и поэм с участием ангелов, дьявола и даже Господа Бога, жанр, редкий в русской литературе, вероятно, из-за цензуры, царской, церковной, светской.

Внешне «Видение инока» ближе к поэме Байрона «Видение суда», но мистерией он называет именно «Каина». Об «Аристее» как о мировой драме еще будет сказано.

Мистерия «Видение инока» набросана в июле-августе 1998 года как свидетельство о весьма удивительных происшествиях в горнем мире в связи с захоронением екатеринбургских останков в Петропавловской крепости с прямой трансляцией на весь мир. Сколько было шума, великолепия и плача, но здесь мы увидим то, что недоступно самым современным СМИ.

Что касается цензуры, ныне вновь дающей о себе знать, следует заметить: сфера поэзии не религия и не политика, а мифология и история в просвете бытия.

Поэма "Репетитор", как и "Двойное самоубийство подростков", посвящена современной жизни с ее трагическими коллизиями.

Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок-исследование

Класс: 8
Цели урока:

Последовательно преодолеть литературоведческие уровни;

Проанализировать поэму «Мцыри».
Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Путешествие в историю.

Учитель: История поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые происходили задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том, как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: «Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему стихотворные произведения были звучны и торжественны. Торжественные эпические произведения создавались и в России XVIII века. Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К XIX веку жанр громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более легкие по сюжету поэмы. К примеру, «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - поэма-сказка, завершившая жанровые поиски этого периода в нашей литературе. «Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература XIX века богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.

2. Вопрос на эрудицию.

Что изменил Байрон в жанре поэмы?

Ответ на вопрос.

«Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем:

Он ввел элементы лирики;

- сократил объем произведения;

- уменьшил количество персонажей;

Поставил во главе сюжета романтического героя.

3. Теоретическая разминка.

Поэма (от греческого - «делаю, творю») - лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям.
Вопрос для обсуждения. Обоснуйте свой ответ. Что общего и в чем отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы?

4. Задание-конкурс «Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова».


Кто больше «накопит» правильных ответов?

Выбери правильный ответ

1) Какая поэма написана

М.Ю. Лермонтовым в 1828 году?

2) Какая поэма написана

М.Ю. Лермонтовым в 1830 году?

3) Какая поэма написана

М.Ю. Лермонтовым в 1832 году?

4) Какая поэма написана

М.Ю. Лермонтовым в 1839 году?


1) «Мцыри»

2) «Черкесы»

3) «Джулио»

4) «Моряк»

5. Комментированное сопровождение учителя.

Учитель: Чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо подняться по «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства.
образ/ стиль

сюжет

жанр

тематика/ поэтика заглавия «Мцыри»
6. «Литературоведческая пирамида». Тематика «Мцыри». (Тематика - это совокупность тем.)

Комментированное чтение «Мцыри».
Тематика «Мцыри»

Тема свободы и воли

Тема изгнания

Тема гармонии

Тема Земли и неба

Тема одиночества

Тема природы

7. «Литературоведческая пирамида». Поэтика заглавия поэмы «Мцыри». Запись в тетради:

«М.Ю. Лермонтов колебался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания в рукописи он назвал ее «Бэри» (по-грузински «монах»). Но издал под названием «Мцыри» - «неслужащий монах». А на грузинском языке это слово имеет дополнительное значение: «пришелец, чужеземец; человек, не имеющий родных, близких».

Определить вид заглавия поэмы. Обосновать свой выбор.

8. «Литературоведческая пирамида». Жанр «Мцыри».

Запись в тетради:

«Мцыри» - лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий». {Доказать примерами из текста.) «Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик». (Доказать примерами из текста.)

9. «Литературоведческая пирамида». Сюжет«Мцыри».

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой - беглец.

Творческое задание.

Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.
10. «Литературоведческая пирамида». Образ M цыри.

«Увы! - за несколько

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…»
«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей…»
Творческое задание. «Нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?
11 .

Яркие средства художественной выразительности пользует Лермонтов как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя

Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафор! гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, ращениями, элементами фольклора.
12. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри».

Заполните таблицу.




Стилистические приемы

Примеры из поэмы «Мцыри»

1

Эпитеты

2

Сравнения

3

Метафоры

4

Гиперболы

5

Риторические вопросы

6

Восклицания

7

Обращения

8

Элементы фольклора

13. Творческий вопрос.

Помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства?
15. Заключительное слово учителя.

Учитель: Вершина лермонтовского мастерства - создание глубоко идейной и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями... звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могу чей натуры и трагическим положением героя поэмы».
16. Домашнее задание .

Напишите собственное суждение о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».