Краткие содержания

Он совершил целых три кругосветных плавания. §14 Первое кругосветное плавание. Кругосветный мореплаватель и исследователь

(1788-1846)

В ряду замечательных русских мореплавателей первой половины XIX в. весьма видное место занимает Отто Евстафьевич Коцебу. За свою жизнь он совершил три кругосветных плавания, в каждом из которых были сделаны замечательные открытия; им выполнены также замечательные океанографические работы.

Отто Евстафьевич Коцебу родился 30 декабря 1788 г. в Ревеле (Таллинне), в семье весьма популярного в те времена писателя Коцебу. Еще будучи кадетом, он был зачислен волонтером на военный шлюп «Надежда», отправлявшийся под командой летом 1803 г. в первое русское кругосветное путешествие.

За три года, проведенных в этом плавании, О. Е. Коцебу стал настоящим моряком и по возвращении из похода был произведен в мичманы. На «Надежде» он получил воспитание в духе лучших традиций русского флота. На этом корабле он научился уважать матросов, относиться к ним внимательно и заботливо, научился гуманному отношению к туземному населению посещавшихся им земель. На «Надежде» же в нем пробудился глубокий интерес к научным исследованиям.

Уже в 1808 г. – всего двадцати лет – О. Е. Коцебу получил в командование первый корабль, а спустя шесть лет, уже в чине лейтенанта, он был назначен командиром специально строившегося корабля который должен был отправиться в кругосветное путешествие с научными целями. Этим кораблем был бриг «Рюрик», на котором О. Е. Коцебу совершил в течение 1815-1818 гг. свое первое самостоятельное кругосветное плавание, принесшее и судну и командиру широкую известность. Молодого лейтенанта рекомендовал в это плавание И. Ф. Крузенштерн, и он был вполне удовлетворен экспедицией своего молодого ученика. За успешное плавание командир «Рюрика» был награжден орденом и получил чин капитан-лейтенанта.

Через несколько лет ему было поручено командование кораблем «Предприятие», отправлявшимся в кругосветное плавание, которое продолжалось в течение 1823-1826 гг.

Об этих плаваниях О. Е. Коцебу написал книги: «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах» ч. I и II, изданные в 1821 г. (кроме того, в 1823 г. была издана ч. III, содержащая журналы наблюдений и статьи естествоиспытателей), «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие», изданную в 1828 г. Тогда же эти книги были переведены на немецкий, английский, голландский и шведский языки.

После этих замечательных плаваний О. Е. Коцебу недолго служил во флоте, командуя кораблем «Император Петр I» и затем флотским экипажем в Кронштадте. В конце 1828 г. он взял длительный отпуск для поправления здоровья, сильно расстроенного в плаваниях. В 1830 г. в чине капитана 1-го ранга он был уволен в отставку по болезни.

Этим почти исчерпываются весьма скудные биографические сведения о О. Е. Коцебу. Остаются только его книги, которые ярко обрисовывают фигуру их автора как одного из лучших представителей русского флота.

Как уже было сказано, в 1814 г. О. Е. Коцебу был назначен командиром брига «Рюрик», который предназначался для кругосветного плавания с научными целями; в этом состояла главная особенность путешествия. Совершенные ранее – да и почти все позднейшие – кругосветные плавания были связаны с транспортными задачами и организовывались для снабжения и охраны колоний. «Рюрик» же снаряжался на частные средства графа Н. П. Румянцева, известного мецената. Программа исследований была составлена Крузенштерном и Горнером, и главной целью было: «следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки, искать соединений Великого океана с Атлантическим». Кроме того, нужно было обследовать приэкваториальные и тропические пространства западной части Тихого океана, в то время еще очень плохо известные.

В программу исследований входили главным образом гидрографические работы: морская опись берегов, определение астрономических пунктов, рекогносцировочный промер глубин, сбор материалов для лоций и т. д. Важное место занимали также определения элементов земного магнетизма и некоторые гидрологические наблюдения.

Все эти работы велись самим О. Е. Коцебу и его помощником лейтенантом Шишмаревым, – на «Рюрике» было всего два офицера (третий, Захарьин, по болезни сошел с корабля сразу по приходе в Петропавловск-Камчатский). Известную помощь оказывали им «штурманские ученики», которых было трое. Кроме того, на борту судна было трое ученых-естествоиспытателей и художник. Эта группа занималась наблюдением и сбором материалов по этнографии, зоологии, ботанике и геологии.

Экипаж «Рюрика» состоял из 34 человек, причем основной состав был подобран самим О. Е. Коцебу.

Корабль строился в Або (ныне Турку) под личным наблюдением О. Е. Коцебу и его офицеров. Командир принял меры для того, чтобы сделать корабль возможно более удобным «как для офицеров, так и для матросов, ибо я не жалел для этого места, будучи уверен, что от этого зависит сохранение здоровья всего экипажа». И действительно, все отмечали отличное внутреннее устройство корабля, чему Коцебу очень радовался, ибо все было сделано по его указаниям.

«Рюрик» был двухмачтовый бриг, имевший восемь небольших пушек и бравший всего 180 тонн груза. Такие небольшие размеры создавали существенные трудности в плавании, как, например, обеспечение провизией и запасными материалами на долгий срок. Но в то же время малые размеры делали судно более маневренным, позволяли подходить близко к берегам и уменьшали риск посадки на мель в мелководных районах.

11 мая 1815 г. новый корабль был спущен на воду и в торжественной обстановке на нем был поднят русский военно-морской флаг.

По окончании всех сборов 30 июля 1815 г. «Рюрик» покинул Кронштадтский рейд. После заходов в Копенгаген и Плимут «Рюрик» вышел в Атлантический океан, направляясь к проливу Дрейка. По пути он заходил на Канарские острова и остров Екатерины (у берегов Бразилии южнее Рио-де-Жанейро) для пополнения запасов продовольствия и отдыха команды. Через полгода после выхода из Кронштадта. 28 декабря 1815 г. «Рюрик» взял курс на мыс Горн; 23 января следующего года прошел меридиан этого мыса и 13 февраля отдал якорь в заливе Консепсьон в Чили. Здесь корабль простоял около месяца, подготовляясь к новому трудному переходу через Тихий океан, и только 8 марта О. Е. Коцебу покинул Чили.

Отсюда он направился сначала к острову Пасхи, а затем – к Камчатке. На этом пути ему удалось открыть целую цепь новых островов – цепь Радак в Маршалловом архипелаге, уточнить положение известных ранее островов и снять с карты острова, ошибочно нанесенные прежними исследователями. О. Е. Коцебу, торопясь на север, знакомился с вновь открываемыми островами вскользь, откладывая более подробные исследования на следующую зиму.

19 июня 1816 г. «Рюрик» отдал якорь в Петропавловском порту и тотчас же начались приготовления к самому ответственному этапу плавания: к походу в Ледовитый океан. В середине июля «Рюрик» вышел из Авачинской губы и направился на север. Обойдя о. Лаврентия с запада, корабль двинулся к мысу Принца Уэльского, обогнул его и пошел вдоль берега на восток. Здесь О. Е. Коцебу начал поиски пути в Атлантический океан. Берег уходил на северо-восток, а затем на юго-восток, и Коцебу уже начал думать, что ему удалось обнаружить проход, но оказалось, что он нашел только залив, глубоко вдающийся в сушу. Кук и Клерк, плававшие здесь лет на сорок раньше, не видели этого залива, получившего имя Коцебу. Подробно обследовав берега 14 августа О. Е. Коцебу направился к выходу из Ледовитого океана рассчитывая продолжить поиски в следующем году. Обратный путь он использовал для работ в Беринговом море и обследования залива Лаврентия на Чукотке и юго-восточного края о. Лаврентия. Затем он пошел на юго-восток и 7 сентября встал на якорь в гавани Иллюлюк на Уналашке. Задержавшись здесь на неделю, корабль затем направился в Калифорнию для ремонта, отдыха и пополнения провизией перед походом в тропики для продолжения работ, начатых по пути на Камчатку.

В Сан-Франциско «Рюрик» простоял месяц, а затем направился к Гавайским островам, где задержался еще на три недели, и только после этого направился к Маршаллову архипелагу. По пути 1 января 1817 г. был открыт остров Нового года. Затем был сделан еще ряд открытий и проведено подробное обследование островов цепи Радак. Эта весьма обстоятельная работа заняла два с половиной месяца; только в середине марта «Рюрик» покинул коралловые острова и направился снова в Уналашку, чтобы продолжить исследования на севере. На этом пути «Рюрик» попал в шторм исключительной силы, во время которого О. Е. Коцебу был сбит с ног и ударился грудью об острый угол так сильно, что потерял сознание. С этих пор О. Е. Коцебу все время недомогал и поэтому не сумел закончить экспедицию так, как хотел.

«Рюрик» пришел в Уналашку в апреле 1817 г., а 29 июня он пошел дальше на север. После посещения о. Павла корабль отдал якорь у о. Лаврентия 10 июля. После краткой стоянки Коцебу снялся с якоря и пошел к северу, но очень скоро встретил лед. Командир «Рюрика» чувствовал себя совершенно больным, началось кровохаркание, и врач настаивал на прекращении плавания. Хотя О. Е. Коцебу очень хотел продолжать путь на север, но благоразумие взяло верх, и он повернул обратно.

Обратный путь в Россию по инструкции должен был лежать через Торресов пролив, но О. Е. Коцебу этого требования выполнить не мог – не позволило ни состояние корабля, ни его собственное здоровье. Поэтому он решил идти через Манилу. По пути «Рюрик» снова заходил на Гавайи, где пробыл с 26 сентября по 14 октября, а в конце октября он снова был среди коралловых островов цепи Радак, производя дальнейшие исследования. Затем корабль направился на о. Гуам, а 28 октября вышел отсюда, чтобы идти в Манилу, где он и оказался после почти трехнедельного перехода.

Дальнейший путь лежал через Зондский пролив и Кэптаун, затем – мимо о. Святой Елены, Вознесения и Азорских островов к Портсмуту, а отсюда с коротким заходом в Копенгаген – в Петербург, где «Рюрик» встал на якорь на Неве против дома графа Румянцева 3 августа 1818 г.

Через пять лет после этого О. Е. Коцебу был назначен командиром шлюпа «Предприятие». Этот новый корабль, специально построенный на Охтенской верфи, предназначался для перевозки грузов в русскую Америку. Это было судно небольшое, но все же значительно крупнее «Рюрика»: шлюп «Предприятие» брал 750 тонн груза, был вооружен двадцатью четырьмя пушками и имел 118 человек экипажа. Кроме перевозки груза, на корабле должны были вестись научные исследования. За организацию их взялся И. Ф. Крузенштерн. Он составил общий план исследований и написал подробную инструкцию командиру судна, подобрал научный персонал и обеспечил корабль оборудованием.

Научная группа состояла из трех человек – студентов Дерптского университета, в числе которых был Э. X. Ленц – будущий знаменитый ученый-физик. Студенты были выбраны И. Ф. Крузенштерном по рекомендации их профессоров. Особенно удачным оказалось назначение Э. X. Ленца: именно его участие определило огромную роль плавания шлюпа «Предприятие» в развитии новой науки – океанографии, хотя Ленцу в год выхода экспедиции исполнилось всего 19 лет.

Военный шлюп «Предприятие» под командой капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу вышел из Кронштадта 9 августа 1823 г., направляясь в русскую Америку западным путем. 14 ноября шлюп был в Рио-де-Жанейро, а 10 декабря он вышел из Бразилии, чтобы успеть обойти мыс Горн при более благоприятной погоде. Это удалось: в конце декабря корабль находился вблизи мыса Горн, а 13 января 1824 г. Огненная Земля уже была пройдена. Как и в предыдущем плавании, О. Е. Коцебу направился к заливу Консепсьон, где моряки запаслись свежей провизией, отдохнули перед переходом через Тихий океан, провели поверку хронометров, и 15 февраля «Предприятие» отправилось в дальнейший путь, держа курс к островам Туамоту.

Как и всегда, О. Е. Коцебу проложил путь по не посещенным некем районам, и ему удалось здесь сделать открытие: 14 марта был обнаружен новый остров, который Коцебу назвал островом «Предприятие», «имея причины полагать, что до сего времени он не усмотрен ни одним мореплавателем».

Описав новооткрытый остров и определив его координаты. О. Е. Коцебу направился дальше. Пройдя мимо островов, открытых им самим (Румянцева, Спиридова, цепи «Рюрика» и др.) и Беллинсгаузеном (Аракчеева, Грейга и др.), и проверив их координаты, шлюп «Предприятие» 24 марта встал на якорь в Матавайском заливе на острове Таити (по Коцебу – Отагейти). Во время стоянки здесь О. Е. Коцебу занимался описанием островов и между прочим обнаружил новую, до тех пор совершенно неизвестную, чрезвычайно удобную гавань; в ней впоследствии расположилась столица острова Таити (и всей французской Океании, а в наши дни Французской Полинезии) – Папеэте.

С Таити О. Е. Коцебу направился к островам Самоа. Здесь ему удалось открыть новую группу островов, которую он назвал островами Беллинсгаузена. Затем он занялся описанием и уточнением положения уже известных островов, причем ему удалось исправить ряд ошибок прежних мореплавателей, а затем он направился к Камчатке, опять прокладывая курс через еще неизвестные места и через группу Радак. 11 мая 1824 г. шлюп встал на якорь у о. Отдия, где старые знакомые встретили О. Е. Коцебу с большой радостью: его помнили здесь еще с первого посещения «Рюрика» в 1817 г.

Через неделю шлюп отправился дальше, и 20 июня «Предприятие» было в Петропавловске. Здесь был сдан груз, после чего 1 августа путешественники направились в Ново-Архангельск (Ситку). Так как оказалось, что колонии русской Америки не нуждаются в «Предприятии» до марта следующего года, то О. Е. Коцебу отправился в Сан-Франциско за провизией и для отдыха. Простояв в этом порту довольно долго – О. Е Коцебу отсюда вышел только 7 декабря, – «Предприятие» легло на курс к Гавайским островам; имея еще много времени впереди. О. Е. Коцебу решил использовать его для научных работ и для практики своих молодых офицеров. После трехнедельного перехода шлюп вошел в гавань Гонолулу. Стоянка здесь была использована и для ремонта судна, после окончания которого шлюп отправился в Ново-Архангельск в середине февраля 1825 г. Здесь зимнее время обычно чрезвычайно трудно для плавания, однако «Предприятию» повезло и, встретив только одни короткий шторм, корабль встал на рейде крепости уже 8 марта.

Выполнив все поручения. О. Е. Коцебу 23 августа направил свой шлюп в обратный путь, имея в виду пройти мимо Гавайских и Филиппинских островов. Инструкция рекомендовала использовать для научных работ четвертый год плавания, но практически это было неосуществимо, так как корабль требовал ремонта.

На пути между Гавайскими и Марианскими островами были открыты еще некоторые острова, в частности атолл Бикини (его О. Е. Коцебу назвал именем Эшшольца – одного из участников экспедиции на «Рюрике»). Затем после короткого захода на Гуам корабль отправился а Манилу, куда прибыл 8 ноября.

После двухмесячной стоянки в Маниле шлюп вышел в дальнейший путь, держа курс на Зондский пролив, а затем на мыс Игольный, который был обойден 27 марта. Миновав Кэптаун, Коцебу зашел на о. Святой Екатерины, затем – в Портсмут и Копенгаген. 22 июля 1826 г. шлюп «Предприятие» вернулся в Кронштадт. Так закончилось трехлетнее плавание этого корабля.

Плавания О. Е. Коцебу на «Рюрике» и на «Предприятии» были чрезвычайно плодотворны, и очень трудно в немногих словах подвести их итоги. Прежде всего было открыто множество новых островов: считают, что общее число их 399, и среди них такая крупная группа островов, как цепь Радак. Конечно, большая часть открытых островов – мелкие необитаемые атоллы, но такие открытия нельзя не считать важными, так как безопасно плавать можно только при хорошей и точной карте, на которой показаны все островки, мели, проходы и т. д. Сам О. Е. Коцебу по этому поводу замечает: «Подобные открытия сами по себе маловажны, но верные описания и точные определения положения их необходимы для мореплавателей».

Правильное нанесение новые островов на карту, так же как исправление неверного положения или полное «уничтожение» островов, нанесенных без достаточных оснований, составляет очень существенную долю заслуг этих кораблей. Правда, некоторые из иностранных географов не поверили О. Е. Коцебу и обвинили его в том, что он дал неверные определения и присвоил себе чужие открытии. На эти несправедливые упреки дал резкую отповедь Крузенштерн в статье, напечатанной в книге Коцебу о плавании «Рюрика» Крузенштерн последовательно и убедительно, при помощи весьма веских аргументов – сравнением различных карт с картой Коцебу и анализом условий плавания – доказал, что это были настоящие открытия и что приоритет их безусловно принадлежит «Рюрику».

Кроме новых открытий и карт новых районов, в этих путешествиях по многим из уже известных районов сделаны весьма полезные описания подходов к бухтам, якорных стоянок и других важных для мореплавателей сведений.

Огромный материал был собран по этнографии. И ученые-естествоиспытатели, специально принявшие участие в плавании, и сам командир уделяли много внимания изучению языка и обычаев населения посещаемых стран. Делались зарисовки, записи, собиралась домашняя утварь, украшения, оружие, орудия труда и прочие предметы. Обилие такого материала объяснялось тем, что в подавляющем большинстве случаев местное население встречало русских моряков весьма радушно, особенно на новооткрытых островах или там, где прежде побывали только русские. О. Е. Коцебу отмечает страшное влияние «европейской цивилизации», которая безжалостно «внедрялась» в колониальных владениях жестокими хищниками-колонизаторами из Европы и Америки. О. Е. Коцебу приводит много примеров такого «внедрения культуры». В одном месте он описывает страшную картину существования индейцев, приведенных в христианскую веру, в другом он говорит о гнете миссионеров, под которым находятся местные жители на Таити; сообщая о том, что со времени Кука население Таити уменьшилось с 80 тысяч до 8 тысяч человек, он заключает: «Отчего произошла эта ужасная разность? Где на островах Южного моря поселился европеец, там опустошительная смерть, сопутствуя ему, истребляет целые племена, ибо эти переселенцы редко бывают достойны своего отечества».

О. Е. Коцебу держал себя с островитянами совершенно по-иному. Он смотрел на них не как на «дикарей», а как на детей – простых и наивных, имеющих весьма смутные представления о том, что называли «европейской культурой». Он не допускал жестокости, а тем более убийств, а наоборот, всегда дружелюбно обращался с местными жителями, где бы это ни было: на тропических островах вроде о. Отдия или у полярного круга на Чукотке, – всегда был с ними честен, не допускал грабежей или обмана; даже когда путешественники находили различные «беспризорные» вещи и брали их, они оставляли в обмен свои.

О. Е. Коцебу высоко оценивал культуру островитян, которая выражается даже в таких мелочах, как соблюдение гигиены. А их мастерство как мореплавателей и пловцов он ставил исключительно высоко. Ему удалось выяснить, что на своих маленьких лодках-пирогах островитяне совершают переходы на сотни миль. Быстро усвоив язык жителей Радака, он узнал расположение групп основной цепи, и после ухода с открытой им группы Румянцева он плавал уже в определенных направлениях: один из жителей изобразил ему из камней на песке несколько групп островов и показал не только их относительное расположение, но и расстояния между ними. Он узнал также, что у островитян имеются своеобразные лоции и правила для мореплавания, которые существуют в виде песен и так передаются от поколения к поколению.

Большие результаты были получены и по океанографии. Еще на «Рюрике» О. Е. Коцебу широко поставил гидрометеорологические наблюдения причем велись наблюдения не только на поверхности, но и на глубинах (получено 116 отдельных наблюдений). Определялся также удельный вес и прозрачность воды, причем для последней цели впервые был применен белый диск; этот метод определения прозрачности продолжает существовать и до сих пор, только прибор этот – белый диск – почему-то называется «диском Секки», хотя он был применен впервые Коцебу. Большое внимание уделялось определению океанских течений и колебаний уровня. Замечания об этом у О. Е. Коцебу чрезвычайно многочисленны в обеих книгах, но особенно значительные океанографические работы производились на шлюпе «Предприятие», где, как уже упоминалось, плавал Э. X. Ленц. Под руководством Е. И. Паррота Э. X. Ленц сконструировал два важнейших прибора, без которых невозможно было развитие океанографии: батометр для взятия проб воды с различных глубин и глубомер (вьюшку) для измерения глубины и спуска за борт приборов. Именно эти приборы позволили собрать первоклассный материал. Недаром С. О. Макаров с особенной похвалой отзывался о наблюдениях «Рюрика» и исключительно высоко ставил (даже выше собственных и выше «Челленджера») наблюдения на «Предприятии».

К сожалению, приборы Паррота-Ленца были довольно скоро забыты, а за границей спустя несколько десятилетий появились приборы либо аналогичные («вьюшка Томсона»), либо очень похожие (батометр Петтерсона-Нансена).

В результате исследований, проведенных на «Предприятии», были не только обнаружены новые океанографические факты, но и дано им нужное объяснение. Так, Э. X. Ленц обратил внимание на существование максимумов солености в тропических зонах океанов и правильно объяснил их усиленным испарением в этих зонах; он подметил, что соленость Атлантического океана сравнительно с соленостью других несколько повышена, он указал на однородность солевого состава океанской воды, несмотря на различие в солености морской воды; он исследовал характер изменения солености и температуры с глубиной (до глубин около 2000 м); он сопоставил температуры воды и воздуха в разных широтах, изучал годовой ход температуры воды, сжимаемость воды, даже соленость воздуха над морем. Весьма интересно и теоретическое исследование Э. X. Ленца о форме троса с лотом в воде. Словом, океанографические работы велись Ленцем в широком масштабе и, главное, с исключительной точностью, свойственной ему как первоклассному физику; поэтому-то его данные во многом до сих пор не потеряли своего значения.

Кроме океанографических работ Э. X. Ленц вел еще гравиметрические («маятниковые») измерения, также давшие прекрасные результаты.

Даже беглый перечень работ, проводившихся в экспедициях О. Е Коцебу, показывает, какое крупное место занимает он в истории отечественной и мировой океанографии. Он является одним из основоположников этой науки и предшественником знаменитого С. О. Макарова.

Можно было бы рассказать еще о многом, что сделано О. Е. Коцебу, например об открытии ископаемого льда (в заливе Коцебу), о гипотезе по поводу происхождения Берингова пролива, о гипотезах о происхождении коралловых островов и многое еще. Но и без этого уже видна удивительно плодотворная работа экспедиций под его начальством.

О. Е. Коцебу был замечательным моряком – смелым, находчивым и знающим. Это видно из множества эпизодов, описанных им самим. Оба плавания изобиловали большими штормами, и корабли часто теряли рангоут и даже людей. Это началось еще с выхода «Рюрика» из Плимута, когда внезапный ночной шторм едва не выбросил судно на камни; с переломленным гиком на рассвете ему едва-едва удалось войти обратно на рейд. Затем – плавание в совершенно неизвестных водах среди низменных коралловых островов и рифов, поднимающихся почти к самой поверхности воды или едва выступающих над ней. Здесь только исключительная внимательность и умение командира не раз выручали из почти неминуемой беды. Но не только умение командира решало в таких случаях дело – играла громадную роль выучка команды. О. Е. Коцебу неоднократно с похвалой отзывается о своих матросах. Так, в связи с описанием похода на байдаре в заливе Коцебу, когда ветром ее едва не унесло, он говорит: «Нашим спасением мы обязаны только мужеству матросов, и я с большим удовольствием свидетельствую здесь, что в продолжение всего путешествия я был совершенно доволен поведением всего экипажа. Неустрашимость, мужество и твердость духа матросов всегда меня радовали. Поведение их везде было примерным; как в местах известных, так и в новых странах видно было их тщательное старание предотвратить всякое дурное о себе мнение. Таким образом и самое затруднительное предприятие, совершаемое с русскими матросами, обращается в удовольствие».

Но самое главное, что позволило О. Е. Коцебу совершить такие замечательные плавания,– это его бескорыстная преданность науке и своей родине. Это можно видеть хотя бы по эпизоду с открытием залива Коцебу. Командир «Рюрика» пишет: «Этот зунд должен со временем доставить значительные выгоды для торговли пушными товарами, которыми изобилует эта страна. Мы сами могли бы возвратиться с богатым грузом, если бы торг входил в число наших занятий». В другом месте он говорит, что у него «все внимание обращено на новые открытия».

Перед решением прекратить поиски северо-западного прохода он говорит о своих чувствах: «Долго я боролся с самим собой: неоднократно решался, презирая опасность смерти, докончить свое предприятие, но, когда мне приходило на мысль, что, может быть, с моей жизнью сопряжено сбережение «Рюрика» и сохранение жизни моих спутников, тогда я чувствовал, что должен победить честолюбие. В этой ужасной борьбе меня поддерживала твердая уверенность, что я честно исполнил свою обязанность. Я письменно объявил экипажу, что болезнь принуждает меня возвратиться в Уналашку. Минута, в которую я подписал эту бумагу, была одной из горестнейших в моей жизни, ибо этим я отказался от своего самого пламенного желания». О. Е. Коцебу, когда писал это, еще не подозревал, что болезнь окажется затяжной и позволит ему совершить только одно плавание – правда, замечательное, но последнее. Из-за этой прекрасный моряк прекратил свою работу на флоте за 16 лет до своей кончины. Сколько еще он мог бы сделать со своим опытом, знаниями! Но и то, что он успел совершить, навсегда обеспечило ему почетное место в истории науки.

Список литературы

  1. Добровольский А. Д. Отто Евстафьевич Коцебу / А. Д. Добровольский // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 439-449.
28.02.2017

Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии - Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.

Предшественники

Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».

Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.

Подготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.

Первая русская кругосветная экспедиция

Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.


И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.

Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.

В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.

Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.

Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».

Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.

Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.

Н. П. Резанов

На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.

Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.

К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.

Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.

Путешествия Коцебу

Среди добровольцев, отправившихся с Крузенштерном на «Надежде», был 15-летний юнга, немец Отто Коцебу. Мачехой мальчика была родная сестра капитана-лейтенанта – Кристина Крузенштерн. Когда «Надежда» вернулась в порт, Коцебу был произведён в мичманы, а ещё через год – в лейтенанты, и хотя он не был выпускником морского училища, Отто Евстафьевич получил самую лучшую из морских школ – школу кругосветного плавания, и с тех пор уже не мыслил жизни без моря и служения Отечеству.

Бриг «Рюрик» на марке Маршалловых островов

По окончании кругосветного плавания Крузенштерн неустанно работал над результатами экспедиции, подготавливал отчёты, выпускал и комментировал карты и «Атлас южных морей», и в частности вместе с графом Румянцевым разрабатывал новую кругосветную экспедицию. Перед ней была поставлена задача: отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция должна была отправиться на бриге «Рюрик». Командование бригом, по рекомендации Крузенштерна, было предложено Коцебу.

Эта экспедиция вернулась через 3 года, потеряв всего одного человека и обогатив географию массой открытий. На карту были нанесены и подробно описаны малоизученные или вообще неизвестные острова, архипелаги и побережья Тихого океана. Метеорологические наблюдения, исследования морских течений, глубины океана, температуры, солёности и прозрачности воды, земного магнетизма и различных живых организмов были бесценным вкладом в науку – и имели немалую практическую пользу.

В плавании на «Рюрике», между прочим, в качестве естествоиспытателя принимал участие немецкий учёный и поэт-романтик А. фон Шамиссо – переводчик Пушкина на немецкий язык. Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России.

Третье кругосветное путешествие О. Е. Коцебу совершил в 1823–1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта.

Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях – и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером.

Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек – лейтенант Головнин. И действительно, их ожидания оправдались – отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808–1809 гг. завершилось успешно.

«Джентльменский» плен у англичан не был слишком тягостен для наших моряков, а вот заключение во время второго путешествия оказалось совсем не шуточным. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму – к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов – в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства – и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани – война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина

Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. И. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное – вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии.

Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель – начальник Аляски

В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался.

Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник – остров Врангеля. На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей – будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина.

Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком – и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири.

Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля

Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения. Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился – столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах.

Земля неведомая

«Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , – эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи – всё равно коммерчески провальные.

Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г. Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился.

Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре» . Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях» .


В. Волков. Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г.

Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, – «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, – командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев – молодой, но очень многообещающий капитан. Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя.

Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней – во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки.

Джеймс Кук руководил тремя кругосветными плаваниями, каждое из которых дало мировому сообществу значительные открытия.

Мореход, картограф, исследователь и первопроходец Джеймс Кук появился на свет 27 октября 1728 года.

Он прославился как множеством открытий, в том числе в качестве первого исследователя южных полярных морей и Антарктики, так и мифологической историей своей трагической смерти от рук диких аборигенов во время кругосветного плавания. Также господин Кук известен сочиненной им диетой для дальних путешествий, при соблюдении которой никто в его экипажах не болел цингой, проклятьем путешественников того времени.

Знаменитый английский мореплаватель прожил 50 лет, 37 из которых был моряком. Сначала, с тринадцати лет, юнгой, затем шкипером, а в расцвете карьеры - членом Королевского общества и капитаном Королевских ВМС. И это при том, что у него не было морского, военного или хоть какого-то образования. С юности он учился всему легко и очень быстро, вскоре его признали опытным и умелым мореходом. Он даже признан ведущим специалистом своего времени по Тихому океану.

Достижения Кука не теоретические, а практические: он просто сам проплыл множество рек и морей, своими глазами увидел новые земли и нанес их на карту. По заданию Британского Адмиралтейства он с командой совершил три кругосветных плавания в военно-научных целях. Погиб он, можно сказать, на боевом посту - во время третьего кругосветного путешествия. Тогда его корабль натолкнулся на льды, был вынужден вернуться в теплые воды для остановки. Британцы остановились на Гавайских островах.

Нравы аборигенов разительно отличались от европейских, что привело к категорическому непониманию друг друга и в итоге к трагедии. Островитяне почитали белых людей за божеств, что не отрицало воровства. По их понятиям нужно было разживаться имуществом, которое принесли с собой божества. И однажды они украли даже инструменты для ремонта судна. Руководитель экспедиции Кук с восемью моряками прибыл в местную деревню разбираться. Аборигены набросились на делегацию, Кук и еще трое британцев погибли, остальные бежали на баркасе к шлюпе. По знаменитой легенде, гавайцы съели убитого Джеймса Кука. Но старинные источники рассказывают, что британцы потребовали выдать труп командира. И через пару дней аборигены принесли куски мяса и почти целую голову Кука. Товарищи сочли страшную передачу за останки Дждеймса Кука и похоронили их преданием водам Тихого океана.

Именем Кука названы острова в Тихом океане, залив у южных берегов Аляски, пролив между Северным и Южным островами Новой Зеландии, гора на Южном острове этой страны. Джеймс Кук руководил тремя кругосветными плаваниями, каждое из которых дало мировому сообществу значительные открытия.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить эти экспедиции и их итоги.

1. Первое кругосветное плавание 1768-1771гг на барке "Индевр" , длившееся более трех лет. Тогда британское адмиралтейство намеревалось отыскать Южный материк и присоединенить его к Британской империи. Судно Кука направилось в Тихий океан, где исследователи открыли четыре острова. Потом последовал долгий проход впустую и 8 октября 1769 наконец "Индевр" достиг большой неизвестной земли. Она была гористой и снежной, для ее обследования по контуру ушло больше трех месяцев, это оказались два крупных острова. Так европейцы обнаружили Новую Зеландию. Летом экспедиция добралась до восточного побережья Австралии и объявила его британским владением под названием Новый Южный Уэльс. Наградой Джеймсу Куку за такой подарок империи стало присвоение звания капитана 1 ранга.

2. Антарктическое кругосветное плавание - вторая экспедиция Кука в 1772-1775гг на двух судах - шлюпе "Резольюшен" и барке "Эдвенчер". Добиваясь своего, британское адмиралтейство снова отправляет людей на поиски Южного материка, а заодно обследования островов Новой Зеландии. Это плавание стало выдающимся событием в истории географических исследований 18 века. Ведь так далеко в полярные широты еще никто не заплывал. Экспедиция уточнила карты Океании и островов южной Атлантики, их геологию, флору и фауну. Впервые в истории мореплавания суда пересекли Южный полярный круг, это произошло в январе 1773 года. Джеймс Кук понимал, что земля где-то рядом, но льды ближе не подпускали, пришлось повернуть. Зато команда в Южном Ледовитом океане обнаружила Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова, а в Тихом океане - острова Новая Каледония, Норфолк и несколько атоллов. Кук также открыл и вовсе необычные "ледяные острова" - так он назвал в описаниях плоские айсберги.

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.