Краткие содержания

Ощущения человека: общая характеристика и роль в жизни. «Наблюдение за деревом». Развитие ощущений и восприятия

В трактовке проблемы отражения реальной действительности следует прежде всего обратить внимание на зависимость ощущения от материи и полную независимость существования материи от наших ощущений; материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е. от определенным образом организованной материи. При этом явления объективного мира отражаются посредством органов чувств адекватно, а искажения отражения имеют свои закономерности.

Следует отметить, что отражение зависит от форм существования материи. В неживой природе оно проявляется в виде механического, физического и химического изменений. В живой природе отражение может быть биологическим, когда организм ко всем внешним воздействиям относится избирательно, активно, что способствует формированию саморегуляции, и психическим, когда происходит реакция не только на биологически значимые раздражители, но и на сигналы о биологически значимых воздействиях среды, что вырабатывает предвидение.

Познавательный процесс, т.е. процесс отражения объективной реальности - предметов окружающего нас мира и явлений - начинается с ощущения. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстеро-, ингеро-и проприорецепторы.

При этом различают экстерорецепторы двух видов: дистантрецепто-ры, т.е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздражение, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство).

Рецептор - это периферический конец того или иного анализатора. При помощи рецептора осуществляется первичный, грубый анализ. Центральный конец анализатора находится в коре головного мозга, где происходит тонкий анализ. Принцип работы таков: при воздействии какого-либо раздражителя возбуждаются периферические нервные окончания соответствующево анализатора, возбуждение передается по аффе-рентному пути к центральным клеткам. В результате мы испытываем то или иное ощущение. И если раздражение - это сам факт контакта с объектом внешнего мира, если возбуждение - это физиологический процесс в нервных клетках и волокнах, то ощущение - психический процесс, следствие только что имевших место раздражений и возбуждения. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Таким образом, ощущением называется процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств. Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

Качество ощущения - внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета - синий, красный, коричневый и пр., слуховых - звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение, в дальнейшем продолжает нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома - оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

Длительность ощущения - это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжает иметь место. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения - после одномоментного касания раскаленным предметом. Ощущение имеет определенную пространственную локализацию. Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ошущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существующий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях - процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой - нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра. В частности, сложные аккорды (септаккорды) Н.А. Римский-Корсаков воспринимал так: до-ми, соль, си - окрашенными в синевато-золотистый цвет, ре-фа, ля-бемоль, си - в синевато-зеленовато-розовый с сероватым оттенком и т.д. Окраску для Н.А. Римского-Корсакова имели и некоторые трезвучия. При этом во всех трезвучиях ноты до-до "просветляли гармонию", си - "утемняла", а ля придавала аккорду "оттенок ясный, весенний, розовый".

Такое явление называется синестезией. Описавшие это явление французские авторы назвали его "цветным слухом" (audition colorde). Он может иметь место не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознание ощущений.

По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов - ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства ("темные чувства", как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.

Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интер-модальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).

В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому как недостаточно знания какого-либо одного симтома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение - "прозрачности". На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы и т.п. Новое ощущение - "объект твердый". Представление о воде исключается. Еще ощущение - "объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры". Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: "предмет при надавливании не деформируется и издает при постукивании характерный звук". Напрашивается вывод: "Вероятно, стекло". Вслед за синтезом всех этих - в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных - ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория - восприятие. Теперь человек уверен, что у него в руках находится пустой стеклянный стакан.

> Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Человек получает очень много знаний из внешнего мира с помощью ощущений. Ощущения бывают разные:

1. Осязательные ощущения — это то, как человек своей кожей может чувствовать то, к чему прикасается и признаки того, к чему прикасается.

2. Зрительные ощущения. Их можно назвать самыми главными ощущениями человека. С помощью глаз человек получает большую часть всей знаний, которые к нему попадают.

3. При помощи слуховых ощущений человек получает все сведения, которые попадают в виде звука к нему в ухо.

4. Обонятельные ощущения — это запахи окружающего мира, которые человек узнает, дыша своим носом.

5. Вкусовые ощущения. Они позволяют человеку чувствовать вкус пищи, которую он ест.

Человек может управлять своими ощущениями. Например, он может принюхиваться к незнакомому запаху. Используя все ощущения, человек получает постоянно большое количество знаний о том, что с ним находится рядом, о том, с чем или с кем он взаимодействует.

Почему человек чувствует запах?

Нас везде окружают разнообразные запахи. Они бывают разные: неприятные и приятные, едкие и резкие и многие другие. Человеку нужно чувствовать запах, чтобы получать информацию о пище. Человек может понюхать еду и понять свежая она или нет. Запах предусмотрен для человека самой природой. Так, человек может почувствовать запах дыма и понять, что рядом пожар. Тогда он может спасти жизнь себе и другим людям. Получается, что запахи, которые чует человеческий нос, очень полезны в освоении им окружающего мира.

Нос человека состоит из хрящей. В носу есть специальная слизистая оболочка, на которой находятся нюхательные приспособления — рецепторы. Они и позволяют людям чувствовать запахи окружающего мира.

Почему человек чувствует вкус?

Люди чувствуют очень много разных вкусов, благодаря своему языку. Язык человека поделен на несколько разных зон, каждая из которых отвечает за какой-либо вкус. Человек различает следующие вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький, вяжущий и острый. Каждый из этих вкусов, попадая на какую-либо часть языка, дает информацию о своих качествах, которые передаются затем по нервам человека в мозг.

Существуют ощущения, близкие к вкусовым, например, жгучий вкус или терпкий, а еще есть жирный вкус. Однако их не относят к числу основных вкусов. А если использовать в пищу продукты, которые соприкасались с металлами, то можно почувствовать металлический привкус. Следует знать, что это ощущение может служить и признаком некоторых заболеваний, отравлений металлами или пестицидами (вещества, которые используются для борьбы с вредными организмами), а также действия некоторых лекарственных средств и т.д.

Что такое горячо и что такое холодно?

Люди чувствуют тепло и холод в зависимости от климатических условий, в которых они находятся. Например, на Северном Полюсе, всегда холодно, и люди всегда чувствуют там холод. В тропиках всегда жарко, и люди там привыкли чувствовать жару.

Холод — это температура, которая намного меньше температуры человеческого тела. При холоде человек начинает мерзнуть, то есть низкая температура начинает забирать у него тепло. Он старается надеть на себя теплые вещи и зайти в теплый дом. Жара — это довольно высокая температура, которая близка к температуре человеческого тела — это +36ºС или даже выше. При жаре человеку горячо, он пытается укрыться от жары в тень, либо старается пить прохладительные напитки.

Почему человеку становится больно?

Люди часто чувствуют боль. Боль — это страдание человека, который мучается, если какая-то часть его тела повреждена. Например, человек упал с велосипеда и получил ссадины, ему больно, так как повреждена нога или рука. Но, с другой стороны, боль очень полезна, потому что она сигнализирует о том, что у человека болит, и он вовремя может обратиться к врачу, не запуская болезнь. К примеру, если человек чувствует, что у него болит зуб, то он идет в больницу к стоматологу, где врач лечит ему кариес. А если бы он не чувствовал боли, то его зуб мог бы совсем разрушиться и лечение было бы бесполезно. Таким образом, боль стоит на страже человеческого здоровья, поэтому если ее нет, считается, что человек здоров. Но полностью доверять этому утверждению не стоит, потому что в начале развития болезни человек может совсем не чувствовать боли.

Как человек видит?

Люди могут видеть с помощью глаз, ведь именно на их специальный орган — сетчатку и попадает изображение. Потом полученное изображение попадает в мозг человека, где уже и создается картинка, которую мы постоянно видим. Глаза очень сложные и уязвимые части человеческого тела, поэтому их нужно беречь. Если сильно поранить глаз, то можно лишиться зрения и человек станет слепым. Люди с плохим зрением носят очки. Ни в коем случае нельзя передразнивать их. Плохое зрение и слепота лишают человека многих радостей жизни, таких людей нельзя обижать, а наоборот нужно делать им добро, например, помогать переходить дорогу.

Как человек слышит?

Человек слышит звуки окружающего мира благодаря ушам. В ухо попадает звук. Этот звук при помощи специального органа воспринимается ухом. Ухо состоит из нескольких составляющих: ушной раковины, барабанной перепонки, молоточка, наковальни и стремени.

Человек слышит двумя ушами — это создает хорошее восприятие звука. Если у человека из-за болезни слышит только одно ухо, то он воспринимает все звуки окружающей среды не так четко, как двумя ушами.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека

Ощущение и восприятие человека.

Ощущение и восприятие человека необходимы в повседневной его жизнедеятельности. Они поддерживают активную работу . Резкое ограничение ощущений человека вызывает сон - полное или почти полное головного мозга. Вместе с тем ощущения служат человеку орудием ориентировки в окружающей среде. Животные не могли бы удовлетворить свои биологические потребности, не ориентируясь в среде при помощи ощущений. Если бы не обладал слухом, зрением, осязанием и другими видами ощущений, он тоже не смог бы практически ориентироваться в окружающем мире и совершать целесообразные действия. Таким образом, ощущение является одним из психических процессов, регулирующих жизнедеятельность и поведение человека.

К ощущению есть «субъективный образ объективного мира» . Это означает, во-первых, что вне мозга субъекта ощущений не существует. Каждое ощущение есть результат , который имеет своего обладателя. Это означает также, что интенсивность, длительность и другие особенности ощущения зависят не только от свойств объекта, но и от состояния и жизненного опыта субъекта. Так, например, чувствительность зрения значительно снижается под влиянием утомления и повышается при легкой мышечной работе. Чувствительность слуха заметно повышается под влиянием специальных упражнений и определенных видов трудовой (у музыкантов, радистов) .

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | ощущение и восприятие человека

Виды ощущений у человека.

Все виды ощущений у человека - «человечны», т. е. являются продуктом их исторического развития. Ощущения человека существенно отличаются от ощущений животных. В процессе труда и социального общения у людей развилось очень тонкое и точное осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.

Научному, материалистическому взгляду на ощущения издавна противостоят взгляды ненаучные, идеалистические. Субъективные идеалисты Беркли, Мах и их последователи отрицают материальный источник происхождения ощущения. Отрицая вообще существование материи, они утверждают, что окружающие нас предметы - это не более как комбинации или комплексы наших ощущений. Получается, что, кроме субъекта и его ощущений, ничего в мире не существует.

Идеалистичны взгляды и так называемых агностиков, которые, не отрицая существования материального мира и его воздействия на органы человека, сомневаются, однако, в истинности отражения реальных свойств предметов посредством ощущений. Так, ученый Гельмгольц, исходя из того факта, что ощущение какого-либо свойства и само свойство предмета это не одно и то же, назвал ощущения символами, условными знаками вещей. Символ может обозначать как то, что реально существует, так и то, что вовсе не существует в действительности. Теория символов неизбежно приводит к агностицизму, к сомнению в правильности отражения человеком окружающего мира. На самом деле ощущение есть верное отражение действительности.

Широко известны взгляды другого ученого Иоганна Мюллера, который утверждал, что мы ощущаем не свойства реальных предметов, а лишь состояние собственных органов чувств. В подтверждение своего взгляда И. Мюллер ссылался на следующие общеизвестные факты: при действии разными раздражителями на один и тот же орган чувств всегда возникает одинаковое ощущение, специфичное для этого органа чувств. Так, если действовать на глаз светом, электрическим током или механическим (давление, удар), во всех случаях возникает зрительное ощущение. С другой стороны, при действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств всегда возникают разные ощущения, опять-таки специфичные для этих органов чувств. Так, если действовать электрическим раздражителем на глаза, уши, кожу, возникнут соответствующие для этих органов ощущения: зрительное, слуховое, тактильное. Следовательно, по Мюллеру, наши ощущения порождены не действием материальных предметов, существующих независимо от сознания людей, а «специфической энергией органов чувств» человека. Другими словами, они являются отражением не свойств объектов материального мира, а отражением состояния собственных органов чувств. Один из критиков И. Мюллера шутливо сказал, что если бы это было так, то кошка вместо того, чтобы схватить увиденную ею мышь, вцепилась бы в собственные глаза. Вывод Мюллера из упомянутых фактов ложен. Эти факты имеют иное объяснение. Из истории развития животного мира мы знаем, что специфичность органов чувств, как и органов движения, является результатом длительного биологического приспособления животных к изменяющимся условиям их существования. На низших ступенях эволюции ее не было.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Роль ощущений в жизни человека.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

ощущения мозга человека | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Свойства ощущений человека в психологии.

Свойства ощущений человека в . Физиологической основой ощущений и чувств является работа анализаторов. Как известно, анализатор представляет собой сложную анатомо-физио-логическую систему нервных приборов: рецепторов, т. е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части. Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, проводящим путем - зрительные нервы, соединяющие сетчатки с корой головного мозга, центральной частью - скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга. Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого анализатора, через которые осуществляется связь анализаторов друг с другом. Функции анализаторов состоят прежде всего в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов - оптических, акустических и т. д. Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях - низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществляется рецепторами и имеет безусловнорефлекторную природу. Глаза новорожденного сразу, после рождения реагируют на свет (зрачковый ); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем уровне обеспечивается коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т. е. имеет условнорефлекторную природу.

Свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Ощущения мозга человека.

Ощущения мозга человека . Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом. Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь). От коры в ответ на раздражение после новой переработки импульсов идет обратный поток их к исполнительным приборам органа чувств: к мышечно-секреторному и сенсорному его аппаратам. Но на этом рефлекторная деятельность анализатора не кончается. От указанных приборов органа чувств тут же идет в кору новый поток импульсов, приносящий ей информацию о выполнении или невыполнении нужной функции (обратная связь, обратная афферентация). В коре происходит уточнение анализа раздражителей и новые «приказы» исполнительным и чувствующим приборам органа чувств и так далее до тех пор, пока не наступит точное отражение действующего на анализатор объекта, точное его ощущение.

В нервной системе на разных ее уровнях происходит не только анализ, но и синтетическая деятельность. Ни один из анализаторов не работает изолированно от других анализаторов. Кора представляет собой единый комплексный анализатор, осуществляющий одновременно процессы анализа и синтеза; мозг работает как сложная функциональная саморегулирующаяся система.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.

Ощущения это психический процесс отражения отдельных свойств, признаков объекта при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Ощущения очень важны. Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Обоняние несет особо важное значение. Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей. При овладении многими профессиями и выполнении профессиональной деятельности важную роль играют проприоцептивные (кинестетические) ощущения, которые отражают движение и положение отдельных частей тела. Особое место в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, такие, например, как чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций; удовлетворение потребностей, связанных с этими ощущениями, например, сопровождается положительными эмоциями. Органические ощущения оказывают сильное влияние на психические состояние человека, его работоспособность. В тоже время эти ощущения испытывают сильное влияние от волевых усилий человека, его мотивов.

Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. Тактильная чувствительность дает знания о качестве предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. В болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качества (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия

39. Определение ощущения как познавательного психического процесса.

Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Итак, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.

Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной ᴨпервичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.

Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение - продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость - общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Чувствительность - способность реаᴦᴎҏовать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реаᴦᴎҏующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Итак, ощущение - это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).