Краткие содержания

План произведения толстый и тонкий. Чехов, анализ произведения толстый и тонкий, план

Произведение "Толстый и тонкий" по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка.

Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве показывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам, надеясь, что "имеющий глаза - увидит". Таковым является и рассказ "Толстый и тонкий".

С самых первых строк писатель дает емкое описание своим героям - "толстый" и "тонкий". Это словно является характеристикой их общественного положения. А поскольку Чехов рассказывает нам о России тех времен, когда в обществе правят чинопочитание и жесткая социальная иерархия, определяющие поведение человека, такого описания действительно достаточно, и даже имена не важны.

Чехов, используя свой тонкий юмор, высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. В рассказе образ "маленького человека" вызывает смех, жалость и даже чувство отвращения. Примечательно то, что именно эти люди, некритично принимая общественные нормы, сами принижают себя, добровольно занимая позицию "маленьких".

Завязкой является встреча Толстого и Тонкого на вокзале. Развитие - общение друзей, они рассказывают каждый о своей жизни. Кульминация - Тонкий узнает о том, что Толстый дослужился "до тайного советника". Развязка - Толстого раздражает, что Тонкий пресмыкается перед ним.

План

Двое приятелей встречаются на вокзале. Беседа школьных товарищей. Изменение поведения Тонкого после того, как он узнал, какую должность занимает Толстый. Раздраженный Толстый уходит. Тонкий и его семья приятно удивлены встречей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных товарища: один толстый, другой тонкий. Толстый производил впечатление человека, который преуспел в жизни, Тонкий же, напротив, выглядел гораздо скромнее. Он только что вышел из вагона, нес в руках много картонных коробок, из-за его спины выглядывала худенькая женщина - его жена, и высокий гимназист - его сын. Встреча была бурной и радостной - "они троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные
    На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый - Миша, а другой тонкий - Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять семью: "Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса". Порфирий вспомнил, как они вместе с Мишей в гимназии учились: "Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то,
    Казалось бы, что могло заставить коллежского асессора, "съежиться, сгорбиться, сузиться" при встрече с приятелем Михаилом на вокзале Николаевской железной дороги? Однако не только сам Порфирий изменился внешне за какое-то мгновение. Казалось, что и его чемоданы, узлы и картонки тоже съежились, сморщились. Интересные изменения произошли и с его женой Луизой. Длинный ее подбородок стал еще длиннее. Их сын Нафанаил вытянулся и застегнул все пуговицы своего мундира. Михаил был толстым и выглядел благодушным,
    1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
    Наивысшим художественным образцом для Чехова была проза А. С. Пушкина, очаровывавшая его гениальной простотой и лаконичностью. Из зарубежных писателей он особенно высоко ценил Г. де Мопассана, в совершенстве владевшего искусством создания коротких психологических новелл. Поначалу в литературе Чехов заявил о себе как о талантливом юмористе, работавшем в характерных для периодики жанрах рассказа-сценки, рассказа-анекдота, фельетона, пародии и т. п. Многое из написанного в ранний период он позже забраковал. Вместе с тем уже
    1. Русские былины. 2. " Поучение Владимира Мономаха ". 3. Роберт Бернс " Честная бедность ". 4. Роберт Луис Стивенсон " Вересковый мед ". 5. В. А.Жуковский. " Перчатка ", " Светлана ". 6. А. С.Пушкин. " Узник ", " Цветок " и др. Повести. " Станционный смотритель ", " Метель ". 7. М. Ю.Лермонтов "Кавказ ", " Мцыри ". 8. Н. В.Гоголь. " Тарас Бульба ". 9. А. П.Чехов. Рассказы. " Толстый и тонкий ", " Хамелеон
    Тогда человек станет лучше, когда Вы покажете ему, каков он есть. А. П. Чехов А. П. Чехова с первых дней литературной деятельности привлекал заурядный поток жизни, "тина мелочей", барахтаясь в которой люди перестают замечать, насколько вздорны, мелочны и призрачны их страсти, как ничтожны идеалы и цели. В небольших рассказах Чехова затронуты важные явления современной ему жизни. В изображении Чехова мелкий чиновник - это обыватель, завистливый, злобный и трусливый. Он удовлетворен условиями своего существования, а
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ.

Цель: выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста; Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу.

Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)

Ход урока

1. Введение.

Слово учителя.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.

У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.

2. Основная часть.

Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

О чем эта деталь говорит?

«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?

А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.

Богатый и бедный.

Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

Прочитайте речь тонкого.

Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

Прочитаем ответ толстого.

Что мы узнаем о его положении в обществе?

Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

Зачем их так много?

Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

3. Заключение.

Для чего он это сделал?

Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?

Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?

Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?

4. Вывод. Оценка.

5. Домашнее задание : 1) Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на

На вокзале».


Анализ произведения

Произведение “Толстый и тонкий” по жанру является расска­зом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: ем­кость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка.

Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве пока­зывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам, надеясь, что “имеющий глаза – увидит”. Тако­вым является и рассказ “Толстый и тонкий”.

С самых первых строк писатель дает емкое описание своим героям – “толстый” и “тонкий”. Это словно является характери­стикой их общественного положения. А поскольку Чехов расска­зывает нам о России тех времен, когда в обществе правят чино­почитание и жесткая социальная иерархия, определяющие пове­дение человека, такого описания действительно достаточно, и даже имена не важны.

Чехов, используя свой тонкий

юмор, высмеивает людей, пре­смыкающихся перед должностью. В рассказе образ “маленького человека” вызывает смех, жалость и даже чувство отвращения. Примечательно то, что именно эти люди, некритично принимая общественные нормы, сами принижают себя, добровольно зани­мая позицию “маленьких”.

Завязкой является встреча Толстого и Тонкого на вокзале. Раз­витие – общение друзей, они рассказывают каждый о своей жизни. Кульминация – Тонкий узнает о том, что Толстый до­служился “до тайного советника”. Развязка – Толстого раздра­жает, что Тонкий пресмыкается перед ним.

План

1. Двое приятелей встречаются на вокзале.

2. Беседа школьных товарищей.

3. Изменение поведения Тонкого после того, как он узнал, какую должность занимает Толстый.

4. Раздраженный Толстый уходит. Тонкий и его семья прият­но удивлены встречей.

Глоссарий:

  • толстый и тонкий анализ
  • чехов толстый и тонкий анализ
  • анализ рассказа толстый и тонкий
  • Анализ произведения толстый и тонкий
  • толстый и тонкий чехов анализ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Краткое содержание На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных товарища: один толстый, другой тонкий. Толстый про­изводил впечатление человека, который преуспел в жизни, Тон­кий же,...
  2. План пересказа 1. Встреча двух приятелей на вокзале. 2. Школьные товарищи мило беседуют. 3. Изменение поведения Тонкого после того, как он узнал о служебном положении...
  3. Пересказ. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый – Миша, а другой тонкий – Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей...

Урок литературы в 6-м классе

Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста

Планируемые результаты :

Познавательные -анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

Смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

Коммуникативные -изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

Осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные -аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Задачи: познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.

Технологии : технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова.Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Рассказ «Толстый и тонкий» - юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

III. Работа с учебником

(Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.) Какое настроение возникло после прочтения? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Прежде чем приступить к чтению по ролям, обратите внимание на следующие моменты. В начале рассказа, как в театральной афише, Чехов представляет героев.

Какими средствами художественного чтения актер проявляет отношение автора к персонажам произведения? (Это интонация, тембр голоса, ритм речи, сила и эмоциональная окраска звучания.)

В эпизоде встречи бывших одноклассников звучит фраза: «Оба были приятно ошеломлены», а в конце (финале) рассказа: «Все трое были приятно ошеломлены».

В каком случае фраза передает реальное состояние героев, а в каком - иронию автора? Почему? (Примерный ответ. «Оба были приятно ошеломлены» передает реальное состояние двух героев, действительно обрадовавшихся встрече, фраза в финале - ирония автора по отношению к тонкому, пресмыкающемуся перед приятелем, достигшим высокого положения.)

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?


Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.


- Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

Психологический портрет литературного героя

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

Взгляд, фигура,

Поза, мимика,

Жесты, одежда)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)

Вывод:

Черты тонкого:

По отношению к толстому : приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе : полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

  • Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Чем отличается речь тонкого?
  • Определите кульминацию произведения.
  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?
  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность; 2) несоответствие; 3) гипербола.

Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена - лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке - исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

2 вариант – Тонкий

1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Домашнее задание.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

Выставление отметок.


Тема урока: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цель урока : знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах;

повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.

Ход урока .

I . Организация класса.

Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»

Как вы думаете, о ком эти слова?

Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.

Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.

Красный - «у меня нет настроя на работу, мне сегодня будет тяжело работать с учителем»; синий – « мне хочется работать, я постараюсь, но не уверен, что все удастся»; зеленый – «я настроен на работу, буду работать в полную силу. Хочу узнать и научиться новому».

(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.

Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.

II . Изучение нового материала.

1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.

Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.

2группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.

Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».

3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.

Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.

Отвечает один человек от группы.

    Ответы – рассказы групп.

    Беседа по прочитанному:

Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?

Какое это произведение по жанру?

Что такое рассказ?

(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).

Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

В литературе существуют понятия: юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).

Что такое юмор?

Что такое сатира?

Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?

Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?

Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.

Ещё раз скажите, как называется рассказ?

Какой прием использован Чеховым в названии?

Что такое антитеза?

(Найдите определение в задании №2)

    Определите, о ком из героев данное описание:

1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»

2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»

3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»

Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.

(Р/М задание 3)

5. «Узнай новое! »

Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.

Что такое герои - антиподы?

Выясните в задании №4. Р/М.

- Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.

Запишите определение в тетради.

6. Работа с текстом.

1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.

2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.

3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.

7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Инстинкт лакейства;

Угодничество.»

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

Важно для него то, что это друг детства;

Дороги воспоминания о прошлом.»

8 . Словарная работа.

Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.

- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

    Проверка выполнения индивидуальных заданий.

- Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

служебному положению

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Чинопочитание Государственный

Благоговение Глубочайшее почтение

- Индивидуальное задание.

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

9. «Внимательный ли ты читатель!»

1 группа: А)

Как звали тонкого?

Как звали толстого?

Имя жены тонкого?

Имя сына тонкого?

Прозвище тонкого в гимназии?

Прозвище толстого в гимназии?

2 группа: Б) - Кто такой Герострат?

Почему и за что толстого так дразнили в школе?

3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?

За что тонкий получил такое прозвище?

10. Сделаем вывод:

Сатирическое или юмористическое произведение?

Что высмеивает рассказ?

III . Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.

IV . Итоги урока.

Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:

Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)

    «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»

    «Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»

    «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»

    «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»

    «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать вдругом сочувствие.»

    «Они не суетны.»

    «Если они имеют в себе талант, то уважают его.

    «Они воспитывают в себе эстетику.»

Рефлексия- Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.

 На уроке я работал активно / пассивно

 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

 Урок для меня показался коротким / длинным

 За урок я не устал / устал

 Мое настроение стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен легким