Краткие содержания

Полезные ископаемые значение и использование. Конспект урока на тему "полезные ископаемые и их значение в жизни человека". Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию

1)полезные ископаемые,известняк.Запах есть или нету,пропускает ли воду,другие свойства. 2) Приведи примеры использования полезных ископаемых. 3)Разгадай

кроссворд.1)движение воздуха 5 букв.2)летательный аппарат 7 букв.3)газ,которого больше всего в воздухе 4 буквы.4)газ,необходимый для дыхания 8 букв.5)ветер разрушительной силы 6 букв.6)отражение звуков от предметов,передающееся по воздуху 3 буквы. 4)Какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнения?

Привет,помогите с кубановеденьем.Это будет 4 класс страница 12-13.Тема "Полезные ископаемые". 1.Всё то,что добывается из недр земли и

используется человеком,называют_____________.

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

ривет,помогите с кубановеденьем.Это будет 4 класс страница 12-13.Тема "Полезные ископаемые". 1.Всё то,что добывается из недр земли и

Используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

Познание мира

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

    Создать условия для :

    • усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

      осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

    Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

    Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
    Проверка знаний.
- Составление кластера.

      Индивидуальная работа по карточкам.

(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)

Содержание карточки:

1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.

2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.

3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.

    Изучение нового материала

1. Составление плана изучения:

- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется кластер.)


2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google , со словарем С.И.Ожегова:

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3 группа - Что называют шахтой, карьером?

3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «– » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

Таблица «Инсерт»


«V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

4. Составление кластера.

Термины

Полезные ископаемые Шахта Строительство

Месторождение Карьер Машиностроение

Руда

Физминутка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру .) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд .) Ты чувст­вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и рас­слабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд .)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подви­гай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

Карточка для первой группы учащихся:

Тип источника информации

Карточка для второй группы учащихся:

Тип источника информации

Карточка для третьей группы учащихся:

Тип источника информации

    Закрепление изученного

      Работа в парах.

      - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.

1. Полезные ископаемые добывают из земной коры. 2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках. 3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым. 4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты. 5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа. 1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями. 2. Существуют две основные группы полезных ископаемых. 3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым. 4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области. 5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

    Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору)

Шаврин Иван

Научно - исследовательская работа по географии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся БОУ г. Омска «СОШ № 133»

Образовательная область «Науки о Земле»

«Рациональное использование полезных ископаемых»

Шаврин Иван, 9 «А» класс

БОУ г. Омска «СОШ № 133»

Научный руководитель –

Невротов Вячеслав Валерьевич,

учитель географии БОУ г. Омска «СОШ № 133»

Омск, 2012

ВВЕДЕНИЕ - с. 3-4

1. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ - с. 5-8

1.1. Классификация полезных ископаемых - с. 5-6

1.2. Распределение и запасы минерального сырья в мире и России - с. 6-7

1.3. Использование недр человеком - с. 7-8

2. ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ - с. 9-13

2.1. Основные направления по рациональному использованию

И охране недр - с. 9-10

2.2. Правовые основы охраны и рационального

Использования недр - с. 10-12

2.3. Государственный мониторинг геологической среды - с. 12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - с. 14

БИБЛИОГРАФИЯ - с. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ - с. 16-17

Тема моей научной работы «Рациональное использование полезных ископаемых». Эта тема очень актуальна в настоящее время. Ведь наши недра богаты полезными ископаемыми, которые издавна используются человеком и составляют основу ведущих отраслей мирового хозяйства. Совокупность полезных ископаемых, заключенных в недрах, составляет понятие «минеральные ресурсы», которые являются основой для развития важнейших отраслей промышленности (энергетика, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, строительство). На территории России известно несколько тысяч месторождений топливно-энергетического комплекса, нерудного сырья и подземных вод. Вместе с тем после распада СССР возникла проблема создания собственной сырьевой базы многих руд, крупные месторождения которых на территории страны практически отсутствуют. При наличии сырьевой базы не добываются титан, ртуть. Прогнозные ресурсы практически всех видов минерального сырья в целом по стране весьма значительны, но реализация их требует систематических инвестиций в геологическое изучение недр.

Большинство месторождений полезных ископаемых содержит ряд компонентов, извлечение которых представляет немалую экономическую выгоду для народного хозяйства. Иногда сопутствующие вещества имеют самостоятельное значение, а общая экономическая ценность их нередко превышает ценность основного компонента. Комплексное использование минеральных ресурсов существенно сокращает потери ископаемых и расширяет сырьевую базу, представляет большую экономическую выгоду.

На территории России запасы полезных ископаемых составляют Единый государственный фонд. В настоящее время отношения пользования Государственным фондом недр регулируется законом РФ «О недрах» и «Об охране окружающей среды». Непрерывный рост потребления минерального сырья в народном хозяйстве вызывает настоятельную необходимость бережного и хозяйственного использования богатств наших недр. От того, как будут использоваться эти богатства, во многом зависит успешное развитие экономики, рост материального благосостояния и культурного уровня жизни населения. Улучшение использования минерального сырья - одно из важнейших условий снижения материальных затрат в народном хозяйстве. Оно способствует совершенствованию структуры производства, повышает отдачу основных фондов.

Цель моей работы - проанализировать запасы полезных ископаемых и их рациональное использование, как охраняются недра в нашей стране.

Исходя из цели, у меня возникло несколько задач:

Подобрать и изучить литературу по выбранной теме;

Систематизировать полученные знания;

Выявить, как распространяются полезные ископаемые;

Определить основные направления по охране недр.

Моя работа состоит из двух основных частей, а также введения и заключения, вторая часть работы содержит таблицу «Основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие охрану недр России».

Объектом моего исследования стали полезные ископаемые, а предметом исследования – их рациональное использование.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении экологии, социальной и экономической географии России и мира.

При написании работы были использованы различные источники, в частности: закон Российской Федерации, постановление Правительства РФ, учебные пособия, научная литература, статьи из периодических изданий.

Полезные ископаемые – это горная порода, непосредственно используемая в народном хозяйстве, и природные минеральные образования, из которых могут быть извлечены минералы, ценные для различных отраслей. Природными ресурсами для основных видов продукции горных предприятий служат полезные ископаемые, которые делятся на металлические, неметаллические и горючие. Классификация полезных ископаемых:

Топливо-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды и т.д.);

Рудные ресурсы (железная и марганцевая руда, бокситы, хромиты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, сурьмяные руды, руды благородных металлов);

Природные строительные материалы и нерудные полезные ископаемые (известняк, доломит, глина, песок, мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмазы);

Горно-химическое сырье (апатиты, фосфориты, поваренная и калийная соль, сера, барит, бром, йодсодержащие растворы);

Гидроминеральные ресурсы (подземные, пресные и минерализованные воды);

Минеральные ресурсы океана (рудоносные жилы, пласты континентального шельфа и железомарганцевые конкреции на глубинах 3-6 км);

Минеральные ресурсы морской воды (железо, свинец, уран, золото, натрий, хлор, бром, магний, поваренная соль, марганец).

Согласно Конституции РФ недра являются государственной собственностью и предоставляются в пользование организациям в целях геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений различного назначения специальным разрешением в виде лицензии и оформляются на основании акта, удостоверяющего горный отвод и определяющего размеры выделенного участка недр. Потребителями полезных ископаемых является железорудная промышленность, цветная металлургия, угольная промышленность, промышленность горно-химического сырья и строительных материалов. Продукция рудников и карьеров - природное минеральное сырье, называемое рудой. Руда - это горная порода, содержащая металлы и их соединения или неметаллические материалы (асбест, барит, сера, алмазы, слюда и т.д.) в количестве и виде пригодном для их извлечения при современном состоянии техники. Продукция угольных шахт - уголь, которым по химическим и технологическим свойствам подразделяется на бурый, каменный, антрацит, горючие сланцы. Помимо этого, каменный уголь делится еще на десять классов - марок. Основанная продукция горных предприятий промышленности нерудных материалов: щебень, гравий, песок, песчано-гравийная смесь, бутовый камень.

В настоящее время большинство добываемых полезных ископаемых в своем природном виде не соответствует требованиям потребителей в отношении качества. Продукция горных предприятий соответствующего качества и в достаточном количестве получается после обогащения. В стране ведутся государственные кадастры природных ресурсов как определенный свод данных: земельный, месторождений полезных ископаемых, лесной, животного мира, водный.

Полезные ископаемые, вовлеченные в сферу общественного производства, называют в настоящее время минеральным и топливно-энергетическим сырьем. Минеральные ресурсы подразделяются на горючие, металлические и неметаллические. Их относят к категории невозобновляемых природных ресурсов. Горючие ископаемые иногда считают восстановимыми ресурсами, поскольку в течение длительного геологического времени они способны возобновляться. Однако скорость их восстановления несоизмеримо мала по сравнению со скоростью их извлечения из недр и интенсивностью использования человеком.

Крупные запасы основных полезных ископаемых распределены следующим образом: нефть - Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак; природный газ - Россия, Иран, Объединенные Арабские Эмираты; каменный уголь - Китай, США, Россия; железная руда - Бразилия, Россия, Китай; бокситы - Гвинея, Бразилия, Австралия; медные руды - Чили, США, Заир; Марганцевые руды - ЮАР, Австралия, Габон. Разведанные запасы железа на Земле оцениваются в 100 млрд.т. Основные запасы железа сосредоточены в Америке (47,8%), Африке (15,9%), Австралии и Океании (15,7%). Разведанные запасы фосфоритов, оценивающиеся в 40-50 млрд.т, размещены в Африке (62%), Америке (29,1%), и Азии (5,9%). Запасы алюминия оцениваются в 20-25 млрд.т, размещены они в Африке (59,4%), Америке (19%), Австралии и Океании (11,6%). Мировые запасы нефти и газа составляют соответственно 136094 млн.т и 141026 млрд.м3. Основные запасы нефти сосредоточены на Ближнем Востоке (65,7%), в Америке (16,2% в том числе в США 3,3%) и Африке (6,1%); запасы газа - в Восточной Европе (40,2%, в том числе в России 39,2%), в Америке (10%) и Африке (6,9%).

Минерально-сырьевую базу отечественной промышленности (энергетики, топливной, химической, строительной, черной и цветной металлургии) составляют месторождения с разведенными и с достаточной точностью оцененными запасами. В России открыто и разведено около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из которых примерно 37% введены в промышленное освоение. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, примерно одну треть мировых запасов газа, 12% угля, 28% железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По количеству разведанных запасов золота, платиноидов и платины Россия занимает второе место в мире, алмазов и серебра - первое.

Распределение месторождений на территории России весьма неравномерное. Наибольшим валовым минерально-сырьевым потенциалом обладают Сибирь, Дальний Восток и Приморье (месторождения цветных, редких, благородных металлов, бора). Несмотря на относительно низкую долю разведанных запасов от общего потенциала минеральных ресурсов (3%), в регионе добывается практически все: олово, сурьма, алмазы, бор, более половины золота, свинца, плавикового шпата, треть вольфрама от всей добычи по России. Важную роль в общероссийском балансе добычи играют месторождения железных руд Курской магнитной аномалии, нефти Поволжья, вольфрама и молибдена Северного Кавказа. Бедны минеральными ресурсами Центральный и Волго-Вятский районы. Важнейшие месторождения угля: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский угольные бассейны.

Полученные в результате добычи и последующей переработки минеральное сырье и минерально-сырьевые продукты составляют основную статью российского экспорта. Наиболее критическая ситуация возникла в России в конце 90-х годов, когда воспроизводство минерально-сырьевой базы серьезно ухудшилось. Во-первых, сократились объемы добычи (особенно по нефти и газу), во-вторых, не происходило прироста запасов, а ранее созданный поисково-разведочный задел постоянно таял. Природно-ресурсный потенциал России использовался неэффективно. Основные причины были таковы:

Несбалансированная микроэкономическая и инвестиционная политика в области природопользования, приводящая к интенсивному использованию естественных богатств, диспропорциям между добывающими инфраструктурными комплексами;

Несовершенное законодательство, порождающее противоречия в сфере природопользования;

Неразвитость рыночных механизмов и государственного регулирования в сфере природопользования в новых условиях;

Недоучет ассимиляционного потенциала природной среды как экономической ценности при определении альтернатив развития страны и регионов.

Человек использует недра, добывая полезные ископаемые. В последнее время недра становятся средой временного обитания человека (метро, бомбоубежища, шахты, штольни). В старых выработках организуют подземные хранилища продуктов. Отработанные пространства в месторождениях каменной соли используются для лечения астмы, аллергии и некоторых других заболеваний. Возможно, в дальнейшем в недрах будут строить жилые помещения, уже теперь строят метро, многоэтажные подземные гаражи, торговые центры и т.д. Человек получает 36% энергии за счет сжигания нефти, по 24% - за счет сжигания газа и угля, 6% - на атомных электростанциях (АЭС), 5% - за счет гидроресурсов, 5% - при сжигании древесины и торфа. Источники получения энергии постоянно меняются в зависимости от изменения ресурсов, научно-технического прогресса, экономических затрат.

Интенсивность добычи полезных ископаемых постоянно нарастает. Если за последние 25 лет население Земли увеличилось на 50%, то потребление угля возросло в 2 раза, железной руды - в 3, нефти и газа - почти в 6 раз. Деятельность людей становится мощным геологическим фактором. Подсчитано, что за шесть последних лет XX столетия из недр Земли добыто 8,3 млрд.т руд и горючих ископаемых. Объемы добываемых руд сравним с объемом ежегодного стока рек. Известно, что в Мировой океан ежегодно выносится около 15 млрд.т твердых частиц.

Темпы роста производства и потребления минеральных ресурсов за период с 1980 по 2005гг. составили 650-1100% в развитых странах и 310% в развивающихся. Происходит резкий рост потребления энергоресурсов: за указанный период: оно выросло с 4-5 до 8-9 млн.т условного топлива в год. К концу 2010 года потребление энергоресурсов возрасло до 13-14 млн.т условного топлива в год. Сейчас в горнодобывающей промышленности объем перерабатываемой горной массы составляет около 30-32 млрд.м3 в год. Наибольший объем добычи приходится на железную руду.

Таким образом, перспектива нехватки сырьевых ресурсов - реальная опасность для человечества, а энергетический голод не выдумка скептиков: некоторые страны уже испытывают недостаток энергетических и сырьевых ресурсов. Поэтому охрана недр становится важнейшей проблемой всего человечества.

Под охраной недр понимается научно обоснованное рациональное и бережное использование полезных ископаемых, максимально полное, технически доступное и экономически целесообразное их извлечение, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам. Основные мероприятия по охране недр базируются на ресурсосбережении: предотвращение потерь при добыче, транспортировке полезных ископаемых, при их обогащении и переработке, использовании готовой продукции.

Значительные потери полезных ископаемых и ущерб окружающей среде происходят при разработке месторождений подземным способом. При этом потери угля (остается в недрах) составляют 20-45%, руд цветных и черных металлов 15-25%, горно-химического сырья 20-60%, при открытом способе разработки полезных ископаемых потери снижаются до 12% . Исключительно открытым способом добываются стройматериалы (песок, глина, щебень, гравий) и россыпные ископаемые. Однако обратной стороной открытого способа разработки полезных ископаемых являются нарушения естественных природных ландшафтов. Например, при извлечении 1 млн. т. угля шахтным способом отвалы занимают 8 га, а при открытом - нарушенные земли занимают 30 га и более. Чрезвычайно велики потери полезных ископаемых из-за несовершенства технологий извлечения. Сейчас доля извлеченной нефти по отношению к разведанным запасам составляет 50-60%, потери же попутного газа - 20 млрд. т. в год (он сжигается в факелах) просто потрясают воображение.

В мероприятия по охране недр входит комплексное использование ресурсов, которое предусматривает при добыче одного полезного ископаемого более полное извлечение сопутствующих компонентов. Ликвидация системы валовой выемки, своевременное разделение руд, их сортировка во время добычи позволяют сохранить ценные компоненты сырья, что дает большой экономический эффект. Таким образом, основные мероприятия по охране недр на стадии добычи минерального сырья сводятся к совершенствованию технологии его разведки, расчета запасов, добычи с применением ряда правовых и экономических регламентирующих механизмов.

Значительные потери полезных ископаемых происходят при их транспортировке к местам переработки и использованию. Например, на территории России в 2005 году эксплуатировалось 378 тыс. км промысловых трубопроводов, на которых за год случилось более 40 тысяч прорывов. В Западной Сибири свыше 100 тыс. км промысловых трубопроводов с 35-летним стажем работы нуждаются в замене. В результате за 2005 год разлилось 2650 тонн нефти из магистральных труб и 1438 тонн нефтепродуктов.

Комплексное, наиболее полное извлечение и использование химических элементов позволяет сохранить месторождение, не тратить дополнительные средства на переработку отходящих газов, пыли и промышленных стоков. Пыль, задержанная фильтрами, представляет собой высококачественное сырье; нефть и масла, собираемые в отстойниках нефтеперерабатывающих заводов, на ремонтных, транспортных и других предприятиях, рафинируются и используются в народном хозяйстве. Можно сделать вывод, что комплексное использование и бережное расходование минерального сырья при его добыче, транспортировке и переработке неразрывно связано с охраной окружающей природной среды. Преобразование малоцелевых горных предприятий и перерабатывающих заводов в многоцелевые, отказ от отраслевого подхода к разработке минеральных ресурсов - это одновременно и сбережение минерального сырья и ресурсов. Необходим постоянный и строгий контроль за соблюдением режима эксплуатации месторождений, организацией и ведением мониторинга силами разработчика, за рекультивацией и реабилитацией ландшафтов.

Для охраны недр существенное значение имеет использование полезного ископаемого строго по его назначению. Еще Д.И. Менделеев говорил: «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями». И если нефть или коксующиеся угли используются в качестве топлива - это растранжиривание минеральных ресурсов. Резервом в экономии минеральных ресурсов являются: более полное использование вторичного сырья и побочной энергии, замена дефицитных металлов менее дефицитными материалами. Так, современная металлургическая промышленность может работать на 40% и более на вторичном сырье. Это сырье может дать почти половину объема выплавляемой стали. Вторичная переработка лома цветных металлов потенциально может давать ежегодно 1/5 мировой продукции меди, более 1/3 алюминия, около 1/5 цинка. Конечно, рост добычи топлива и производства энергии связан с существенным повышением капиталовложений, которые идут не только на добычу и разведку, но и на мероприятия по охране окружающей среды. Однако игнорирование их в угоду сиюминутной прибыли оборачивается, как правило, негативными последствиями, на ликвидацию которых затрачивается значительно больше средств, чем на их предотвращение.

Еще одним резервом сбережения, использование которого сохранит недра, является применение искусственных заменителей дефицитного минерального сырья. Металл с успехом может быть заменен пластмассами, деревом и даже камнем. Судя по темпам производства пластмасс, полимеры в скором времени превзойдут металлы. Минеральное топливо может быть заменено геотермальной энергией термальных подземных вод. Например, в Венгрии тепличное хозяйство, животноводческие комплексы и даже некоторые жилые помещения обогреваются за счет геотермальных подземных вод.

Правовой основой охраны и рационального использования недр России служат государственные законы, правительственные постановления, ведомственные нормативно-правовые акты, определяющие порядок и характер проведения горно-геологических работ, эксплуатации месторождений полезных ископаемых, рекультивации и реабилитации природно-территориальных комплексов. Важное значение для бережного использования и охрану недр имеют международные договоры и соглашения нашей страны с другими странами, соответствие российских правоохранительных требований международным.

Международная правовая охрана недр действует сейчас на следующих принципах: недра имеют государственные границы и являются общим достоянием человечества. Должны соблюдаться свобода исследований и меры по сохранению недр и их компонентов, запрещается национальное присвоение недр и их компонентов. Отдается приоритет международному сотрудничеству и выполнению международных соглашений (конвенций) и обязательств, соблюдению международной ответственности всех государств за сохранение недр.

Юридической основой охраны и рационального использования недр является природоохранное законодательство. Оно представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия охраны и использований недр, деятельность государственных и общественных организаций, права и обязанности недропользователей и их ответственность ха охрану недр. Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающего производств, торфа и иных специфических минеральных ресурсов. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

Обеспечение полноты геологического изучения рационального комплексного использования и охраны недр;

Проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Достоверный учет извлекаемых и составляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

В случае нарушения требований право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

В 1998 году правительство РФ утвердило «Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет государственный геологический контроль непосредственно через подразделения центрального аппарата Министерства, ведающего вопросами государственного геологического контроля, и отделы государственного геологического контроля территориальных органов государственного управления фондом недр. Министр природных ресурсов РФ по должности является главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю. Основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие охрану недр, приведены в таблице № 1 (приложение № 1, с. 13). Эффективность этих законодательных актов полностью зависит от контроля за их выполнением.

Важным элементом рационального использования и охраны недр является Государственный мониторинг геологической среды (ГМГС). Под ГМГС понимается федеральная система наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния геологической среды на территории России. Организацией, на которую возложены координация и проведение всей региональной политики управления и регулирования в сфере изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных недр, является Министерство природных ресурсов (МПС) России. Основой ведения Государственного мониторинга геологической среды является государственная наблюдательная сеть, насчитывающая 18,3 тыс. пунктов наблюдения. Основными функциями ГМГС являются:

Слежение за состоянием геологической среды;

Прогноз его изменения под воздействием природных и антропогенных факторов;

Информационное обеспечение недропользователей данными о состоянии геологической среды;

Ведение банка данных ГМГС.

Госгортехнадзором России совместно с МПР России определен порядок взаимодействия в вопросах рационального использования и охраны недр. Важным элементом системы ведения мониторинга является Государственный банк цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России (ГБЦГИ). Он подготавливает цифровые структурированные данные о геологическом строении недр, протекающих в них процессах и находящихся в них полезных ископаемых. Там же находятся данные по использованию и развитию минерально-сырьевой базы России, по добыче, транспортировке, экспорту, потреблению, по экономике и конъюнктуре рынка минерального сырья и другие данные, необходимые для разработки стратегии рационального использования и охраны недр. Основным видом информации, формируемой на базе данных мониторинга геологической среды, является Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

В заключении хочется сказать о том, что нельзя дальше мириться с парадоксом, когда при наличии колоссальных сырьевых ресурсов их постоянно не хватает. Такое положение является следствием того, что и сегодня наша страна в расчете на единицу национального дохода продолжает слишком много расходовать топлива, электроэнергии, металла, и это вынуждает выделять все новые средства для наращивания сырьевой и топливно-энергетической базы. Важно расширять требования к переработке минерального сырья. Повышение комплексности, полноты и качества извлечения из недр полезных ископаемых, ликвидация необоснованных потерь при их добыче, обогащении и переработке имеют огромное экономическое значение, так как позволяют повысить производство продукции на действующих предприятиях, в ряде случаев исключают надобность строительства новых предприятий, значительно повышают эффективность производства.

По прогнозам специалистов, при сохранении современных тенденций добычи, потребления и использования новых месторождений запасы полезных ископаемых истощатся примерно через 70-140 лет. Поэтому рациональное комплексное освоение ресурсов способно сохранить природные богатства для будущих поколений, защитить интересы народов нашей страны. Перспектива нехватки сырьевых ресурсов - реальная опасность для человечества, а энергетический голод не выдумка скептиков: некоторые страны уже испытывают недостаток энергетических ресурсов. Поэтому охрана недр становится важнейшей проблемой, стоящей перед человечеством. Необходим постоянный и строгий контроль за соблюдением режима эксплуатации месторождений, организацией и ведением мониторинга, за рекультивацией и реабилитацией ландшафтов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. ФЗ «О недрах». Принят съездом народных депутатов РФ 21 февраля 1992г. Изменения и дополнения приняты Государственной Думой 8 февраля 1995 г.;

2. Положение «О государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Утверждено постановлением Правительства РФ № 542 от 9 сентября 1998г.;

3. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1998;

4. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. - М.: Наука, 2003;

5. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. - М.: Высшая школа, 2002;

6. Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. - М.: Колос, 1999;

7. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003;

8. Константинов В.М., Чемдзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М.: Мастерство, 2002;

9. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1999;

10. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1998.

Приложение № 1.

Таблица № 1. Основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие охрану недр России


п/п

Наименование документа

Дата утверждения

Закон Российской Федерации «О недрах»

Положение о порядке лицензирования пользования недрами

Инструкция по применению «Положение о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории «лечебных».

Утверждена приказом Роскомнедр № 70 от 28 апреля 1994г. Зарегестрирована в Министерстве юстиции РФ 26 мая 1994г.

(рег.№583)

Закон Российской Федерации «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995г. Утвержден президентом РФ 30 декабря 1995г.

Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»

Принят Верховным Советом РФ 19 декабря 1991г. Утвержден Президентом РФ 19 декабря 1991г.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе»

Принят Государственной Думой 19 июля 1995г. Утвержден Президентом РФ 23 ноября 1995г.(№174-ФЗ)

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизе

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов

Утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992г.

Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недра, акваторией и участниками морского дна

Инструкция о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами

Принята Минфином РФ, Госналогслужбой и Госгортехнадзором 4 февраля 1993г. (рег.№ 229)

Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Положения о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитетам РФ по геологии и использованию недр

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре в России

Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр

Познание мира. 3 класс.

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа (Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

    Создать условия для:

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Ход урока .

    Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

    Актуализация знаний.

    Мозговой штурм.

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

Почему они полезные?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. (вывесить слово)

Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

    Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

    Рыхлые породы -это

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

    Горючие полезные ископаемые:

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

    Разведчики земных недр- это

А) геологи;

Б) географы;

В) топографы

6. Нефть и природный газ добывают в

А) шахтах;

Б) в скважинах;

В) в карьерах

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные, нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

1-Б 2-Б 3- А 4- Б 5- А 6-Б 7-Б

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

- Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

4. Самооценивание.

Давайте оценим себя

«+» - если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« -- если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

    Физминутка.

Мы геологами станем (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

    Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

1 ряд. (1и 2 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

    Что называется горючими полезными ископаемыми?

    Что относится к горючим пол. ископаемым?

    Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

Керосины для самолётов, вертолётов

Солярку для тракторов, комбайнов;

Мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ . Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

2 ряд (3,4,5 группы)

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун , затем чугун поступает в мартеновскую печь , где из чугуна варят сталь . У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

3 ряд (6,7, 8 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

    Что называется строительными полезными ископаемыми?

    Что относится к строительным пол. ископаемым?

    Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина . Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

    Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

негорючее

Используется в строительстве

Служит топливом

Используется для получения металлов

Известняк

    Рефлексия деятельности (итог урока).

Продолжите фразы

Я познакомился с…..

Было непросто..,.

Хотелось бы…

Мне запомнилось….

9. Итоги урока. Д.З. с91-98, ДН. С 51 №72..

Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

Полезные ископаемые и их свойства - это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

Полезные ископаемые и их свойства

Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

  • россыпи;
  • пласты;
  • жилы;
  • штоки;
  • гнезда.

Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

  • провинции;
  • районы;
  • бассейны;
  • месторождения.

Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

Виды полезных ископаемых

Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

  1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
  2. Жидкое - подземные минеральные воды и нефть.
  3. Газовое - природный газ, гелий.

Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

  1. Горючие. Примеры: нефть, горючие уголь, метан и другие.
  2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
  3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
  4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства - это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

Основные месторождения

Различные минеральные распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

  • Северная и Южная Америка.
  • Евразия.
  • Африка.

Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча - одно из самых распространенных явлений в горном деле.

Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

Добыча полезных ископаемых

Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

  1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
  2. Шахтный способ - более правильный, но дорогостоящий.
  3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
  4. Насосный способ.
  5. Геотехнологические методы обработки руды.

Разработка месторождений полезных ископаемых - это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

Рудные (магматические) породы

К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда - это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

  • цветных;
  • благородных;
  • неметаллических компонентов.

Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

  1. Железные.
  2. Никелевые.
  3. Аргентит.
  4. Касситерит.
  5. Берилл.
  6. Борнит.
  7. Халькопирит.
  8. Уранинит.
  9. Асбест.
  10. Графит и другие.

Золото - рудное ископаемое

Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

  • Россия.
  • Канада.
  • Южная Африка.
  • Австралия.

Горючие ископаемые

К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ (метан, гелий);
  • каменный уголь.

Применение полезных ископаемых такого рода - это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

Уголь - это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие - основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

  • Россия.
  • Алжир;
  • Мексика.
  • Индонезия.
  • Венесуэла.
  • Ливия.

Который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче - Россия и Саудовская Аравия.

Неметаллические или нерудные виды

К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

  • глина;
  • песок;
  • галька;
  • гравий;
  • щебень;
  • тальк;
  • каолин;
  • барит;
  • графит;
  • алмазы;
  • кварц;
  • апатиты;
  • фосфорит и прочие.

Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

  1. Горно-химические минералы.
  2. Металлургическое сырье.
  3. Технические кристаллы.
  4. Строительные материалы.

К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.