Краткие содержания

Психологические вопросы для познания себя. Вы хорошо спали прошлой ночью? Вопросы о правильном способе действия

Многим из читателей блога Армена и моего блога знакома практика составления «списков из 100». Они могут быть самыми разными. В этот раз я хочу предложить желающим составить два таких «списка из 100»: 1) «список из 100 вопросов, на которые я хотел (а) получить ответы, когда мне было 14 лет» и 2) «список из 100 вопросов, на которые я хочу получить ответы сейчас».

В отличие от обычной инструкции по составлению «списков из 100», когда надо писать весь список, 100 пунктов и не меньше, за один присест (20-25 минут), с любым количеством повторов, - я предлагаю возвращаться к составлению списков в течение 7-10 дней, дописывая вопросы по мере вспоминания/возникновения. Если получится меньше 100, в принципе, не страшно, но чем больше, тем лучше. По окончании «вылавливания» и записывания вопросов важно написать рефлексивный отклик - что вы осознали, поняли в ходе этого упражнения (в том числе в ходе сравнения этих двух списков), что из этого оказалось для вас наиболее важным и интересным.

Результаты нашего эксперимента

В первую очередь, хочу поблагодарить тех, кто прислал отклики на это задание: Людмилу Казанцеву, Ригину Аракелову, Яну Рулеву, Алексея Лучникова, Виолетту Новик, Екатерину Голованову, Эркина Алиева, Дениса Паринова, Сергея Осипова, Вадима Хурина.

Ниже - небольшое обобщение разных типов вопросов, примеры которых участники приводили в своих отчетах. Если у вас есть под рукой ваши собственные списки, вы можете сравнить, какие типы вопросов присутствуют у вас. Возможно, у вас есть какие-то вопросы, относящиеся к другим типам.

В прошлом

Возраст 14 лет был выбран потому, что в общем и целом примерно в этом возрасте происходит так называемое «рождение Я», становление рефлексивного самосознания.

Вопросы об устройстве мира - природного и социального, исследовательские вопросы:

«Почему у действия Х бывает результат Y?», «Что получится, если сделать Z?», «О чем думают и что понимают животные?», «Почему долгожданный Новый год не приносит чудесных изменений?», «Почему радость от полученного короче, чем от ожидаемого?»; «Существуют ли инопланетяне?»; «Почему люди предают?»

Вопросы об устройстве собственного внутреннего мира и причинах собственного поведения:

«Почему я не могу перестать опаздывать?»

Вопросы об устройстве внутреннего мира других людей:

«Почему отец такой строгий?»

Вопросы о способе действия, приводящем к желаемому состоянию/результату:

«Как сделать так, чтобы получить A?»

Вопросы о смысле и/или потенциальной полезности разных элементов жизни, которые человек сам не выбирал:

«Зачем мне английский язык?»

Вопросы о том, сбудется ли желание:

«Позвонит или не позвонит?»

Вопросы о том, как понять других людей:

«Как понять, нравлюсь я ему или нет?»

Вопросы о том, как человек выглядит в глазах других, как он воспринимается ими:

«Неужели я выгляжу слишком доступной?»

В настоящем

Мы не спрашивали о возрасте респондентов, поэтому отнесем их всех в единую категорию «взрослых»:)

Вопросы о способах изменения себя в сторону соответствия образу «идеального Я»:

«Как стать более (или менее) Х?»

Вопросы о правильном способе действия:

«Как правильно делать Х?»

Вопросы, направленные на выявление препятствий на пути к желаемому

состоянию/результату:

«Что мешает мне реализовать Y?»

Вопросы, направленные на выявление оптимальных условий для реализации желаемого:

«Что нужно, чтобы реализовать Y в еще большей степени?»

Вопросы об альтернативном настоящем:

«Как бы сложилась моя жизнь, если бы я не принял (а) решение Z?»

Вопросы о смысле жизни:

«Зачем я пришел (а) на эту Землю?»

Вопросы о «генеративности» (термин Э. Эриксона), внесении ценного вклада в жизнь других людей, о востребованности:

«Чем еще я могу быть полезной людям?», «Какие мои знания, опыт и навыки могут быть нужны людям?»; «Какие свои таланты я еще не раскрыла?»; «Что я могу сделать для мира вокруг, чтобы он стал осмысленнее, добрее и светлее?»

Вопросы о продуктивности и балансе:

«Как больше успевать и не загнать себя?»; «Как разобраться с хаосом и внести в жизнь хоть какую-то упорядоченность?»; «Как совмещать свои проекты, интересы, семью и друзей, чтобы никто не страдал?»; «Что такое лень? Откуда она берется и зачем она?»

Вопросы из любопытства, не привязанного к достижению результата:

«Кто и как построил египетские пирамиды на самом деле?»; «Как себя ощущают гениальные люди?»; «Вдохновляет ли летчиков небо так же,

как людей, которые летают не так часто?»; «Как рождается музыка в голове у гения?»; «Что чувствовали первооткрыватели космоса?»

Конкретные вопросы о развитии своего дела, о проектах:

«Какие темы лучше брать для постов на блоге, чтобы раскрывать тематику блога?»; «Какой исследовательский вопрос поставить в моем дипломном проекте в магистратуре?»

Конкретные вопросы о решении бытовых, практических задач:

«Стоит ли покупать квартиру?»; «Куда поехать на Новый год?»; «Где найти сноубордический костюм на мой рост?»; «Что делать, если не дадут визу?»; «Как переехать жить к морю?»

Вопросы о верификации информации, связанной с техниками поддержания здоровья, с техниками саморазвития и т.п.:

«Могут ли люди в сибирском климате с пользой для себя заниматься сыроедением?»; «Все-таки, пить воду во время еды - вредно? Или нет?»

Вопросы о психологическом саморазвитии и самоисцелении, о внутренней цельности:

«Как чаще слышать своего „внутреннего ребенка“?»; «Как поменьше заниматься „самоедством“?»; «Почему я знаю, но не делаю?»; «Как перестать делить себя на тело и душу?»

Вопросы, направленные на то, чтобы лучше понимать других людей и улучшать взаимоотношения с ними:

«Почему одних людей однажды „торкает“, и они начинают искать смысл жизни, ответы на вопросы, личностно расти, а других - никогда?»; «Что еще я могу сделать для моих близких, чтобы отношения стали еще лучше?»; «Как у джазовых музыкантов получается так тонко чувствовать друг друга? Как можно научиться такому чувствованию?»; «О чем мои родители мечтали в молодости? О чем они мечтают сейчас?»

Вопросы о понимании устройства мира (экономического, политического, социального):

«Почему в современном мире не всем хватает еды и воды?»; «Почему в России очень распространена идея неверия в других людей, в проекты, в успех?»

Вопросы о собственном пути, об актуальных ситуациях выбора:

«Если бы не кризис среднего возраста, начала бы я так кардинально менять свою жизнь?»; «Как я пойму, что путь, который я нашла - это мой путь?»; «Как мне мой интерес превратить в профессию?»

Вопросы о будущем, влияющие на «прокладывание курса»:

«Сколько еще активных лет мне отведено?»; «Какой я вижу свою жизнь в будущем?»

Вопросы о трансперсональном, экзистенциальном и философском, влияющие на принятие этических решений:

«Живет ли человек несколько жизней?»; «Как подмечать знаки Вселенной на тонком уровне?»

Видно, что у взрослых гораздо больше разных типов вопросов к себе и миру, и большинство этих вопросов связано с самореализацией - не только поиском своего пути, но и конкретным воплощением желаемого, со способностью влиять на собственную жизнь. Подростки, по очевидным причинам, менее способны влиять на свою жизнь.

Из рефлексивных откликов участников:

«[Заметила, что у меня] вопросы чаще возникают по тем моментам, которые не нравятся или вызывают сильный интерес, удивление, желание объяснить самой себе, понять. А то, что хорошо, комфортно, понятно и привычно, в вопросах не нуждается».

«Обратила внимание, что вообще не привыкла „думать вопросами“. Больше обращаюсь к себе императивно („надо“, „сделать“) или описательно».

«Совсем не помню свои вопросы в 14 лет. Чем я жила? О чем мечтала? Неужели ни о чем..? Помню основные события и лишь немногие вопросы, которые запомнились. Поэтому список короткий».

«Я осознала, что любой мой шаг к новому уровню развития начинался с того, что в голове возникали вопросы: „Неужели это возможно? Как такое возможно?“ И даже если за этим следовали мысли, что да, возможно, но у других, а не у меня, то со временем все получалось именно в этом направлении».

«Во втором списке было много вопросов об устройстве мира и происходящих в нем процессах. В „14-летнем“ списке таких вопросов нет вообще. Видимо, в 14 лет я думал, что знаю о мире значительно больше, чем сейчас».

«Самими вопросами очень хорошо „вычищается“ голова. Чище мысли и яснее видны ценности».

«Вообще, сложно было представить, какие вопросы могли меня интересовать в 14 лет. Хотя это помогает снова почувствовать себя ребенком и попробовать представить, какие вопросы могли меня тогда волновать. Буквально через пять юношеских вопросов я задумалась: а почему у меня везде вопрос „Почему?“... Позже проанализировав, что подобные вопросы уже во взрослом состоянии трансформировались в вопрос „Зачем?“. И я нашла ответ на этот вопрос. Ведь именно благодаря тем трудностям, которые меня беспокоили, тревожили, а порой и вовсе изматывали в юности, я стала тем человеком, который я есть сейчас, чем, собственно, и горжусь. Вопросы меня взрослой, в основном, начинаются со слова „Как“ и, насколько понимаю, предполагают определенных действий для достижения желаемого. Прописывая и просматривая „взрослый список“, отметила, что в момент задавания вопроса сразу же происходит мысленный поиск путей его решения. Даже больше скажу, в большинстве случаев приходит вполне конкретный ответ. Написание списка волнующих вопросов помогло поднять на поверхность, возможно, бессознательные тревоги, беспокойства, да и просто увидеть и признать то, что интересует меня сейчас и, благодаря этому, осознанно сфокусировать свое внимание на важном для меня».

«Пока писал вопросы, выудил для себя очень много идей для сегодня и для будущего. По упражнению:

Оказалось, у меня есть вопросы, которые до сих пор не закрыты. Это было очень интересно и заставило задуматься.

Есть вопросы, которые уже закрыты, т.е они были в 14 лет, а сейчас уже не волнуют.

Когда задавал вопросы, я поймал себя на мысли, что сам себе задаю вопросы. И ответы мог дать на них я сам.

Идеи, которые возникали, пока делал упражнение, могли касаться совершенно других тем и сфер жизни, нежели сегодняшнего дня. И это тоже было интересно.

Еще одним открытием было то, что пока я писал вопрос, ответ уже начинал вырисовываться, и я начинал двигаться в этом направлении!

Те вопросы, которые до сих пор меня волновали, помогли охватить мою жизнь одним взглядом, дали какое-то понимание, как я сам развивался, и тем самым, в какой-то мере, предопределили будущее».

«Спасибо большое за открывшуюся возможность притормозить. Неожиданно удалось увидеть общее в структуре размышлений над вопросами 14 и 38 лет. Первая группа вопросов (удивительно для меня нынешнего) обращена в краткосрочную перспективу с неопределенным способом их разрешения. Надо было реагировать по месту и ситуации. Вторая группа вопросов кричит и вопит о средне- и долгосрочной перспективе. И при этом все вопросы определяют совершенно понятные последовательности действий по поиску ответа на них».

Ниже я расскажу еще немного о том, как можно подойти к анализу вопросов самому себе.

Конструктивные и неконструктивные вопросы по Дженет Коннер

Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры конструктивных и неконструктивных фор-матов вопросов, адресуемых пишущими самим себе и Миру. Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?» Любой ответ себе на такие вопросы - это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.

Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся - нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону. Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» - и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.

Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, - это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса - это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»

Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер - это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе - о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека - не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение - вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.

Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий. Ниже я приведу несколько примеров вопросов из каждой категории.

1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности.

«Где я чувствую, что застрял (а) в своем движении? Что мне мешает?»

«С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»

«Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»

«Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»

«От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»

«Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»

«Какие „части меня“ сейчас хотят быть услышанными?»

«В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»

«Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»

«Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»

«Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаю?»

«Какой „продукт“ производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»

2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности.

«Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»

«Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»

«Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»

«Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»

«Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»

«Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»

«Что „жмет мне на кнопки“, запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»

«Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»

«Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя „вынужденным“ делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»

3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию.

«Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»

«От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу „в позе страуса“?»

«Что я делаю „на автопилоте“, воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»

«Есть ли у меня привычная маска - косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»

«Чего я в глубине души боюсь больше всего?»

«Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой - в высшем и лучшем смысле?»

«В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»

«Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»

«Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»

«Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»

«Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»

«Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»

4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего.

«Что запрещает мне мечтать?»

«Как я распознаю непривычные, возможно - грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»

«Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»

«Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»

«Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»

«Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»

«Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»

«Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»

5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего.

«Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»

«С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»

«Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»

«Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»

«Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»

«Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»

«Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»

«Что нужно сделать сегодня?»

Что дальше?

Вы можете взглянуть на свои списки вопросов, перечитать свои дневниковые записи и оценить, какие категории вопросов представлены шире, а каких, возможно, нет совсем. Возможно, вам захочется завести свою собственную кол-лекцию интересных вопросов себе, чтобы брать оттуда вопросы для письменных размышлений и самоисследования, по мере необходимости. Можно попробовать поэкспериментировать с вопросами, которые вы задаете другим людям, и посмотреть, какие вопросы помогают им рассказывать свои истории так, чтобы становиться свободнее и сильнее. Можно научиться задавать хорошие вопросы к своим и чужим историям, специально «заточенные» для конкретного случая (о том, как можно это сделать, я писала в первом выпуске «Жить интересно!»).

А может быть, готовясь к Новому году, вместо списка «решений и данных себе обещаний», вы попробуете сформулировать вопросы, ответы на которые хотелось бы найти в наступающем году - и посмотрите, что из этого выйдет...

«В ваших дневниках должно быть много вопросов. Вопросы - это путь, приводящий нас к новому уровню осознанности. Когда мы пишем в дневник, мы всегда пишем в ответ на вопросы, неважно, выписали ли мы их на страницу, неважно, осознаем ли мы их. Но чем точнее и четче вопрос, тем точнее ответ, который мы получаем. То, как мы задаем вопросы, что за вопросы мы задаем, и как мы отвечаем на них, определяет скорость и направление нашего роста - и наши находки и новое понимание.

Задавать себе вопросы - это приключение, доступное каждому. Вопросы - это могущественная преобразующая сила, запускающая процесс изменения, начиная с записей в дневнике - и вовне, наружу, в жизнь».

Вы хотите узнать свою вторую половинку получше, выявить все его/ее привычки, недостатки и фобии? У меня есть список вопросов, с помощью которых вы сможете не только скоротать скучный вечер, длинную поездку, весело провести время, но и в точности узнать, а какой же….

Итак, 55 легких вопросов, которые помогут вам лучше узнать друг друга.

1. Какой был твой первый мобильный телефон?


2. Какую самую большую шалость ты совершил в детстве и как тебя за нее наказали?

3. Какую самую худшую работу тебе приходилось делать?

4. Какого известного человека ты встречал?

5. Что самое странное и гадкое ты ел?

6. Есть такая еда, который ты б не стал делиться?

7. От чего тебе трудней отказаться: от кофе или алкоголя?

8. Если бы ты мог изменить страну проживания, куда б отправился?

9. Ты бы решился на ограбление банка, если б знал, что тебя не поймают?

10. Если б ты выступал в цирке, кем бы ты был?

12. Какое насекомое тебе больше всего не нравится?


13. Какая была твоя первая любимая песня?

14. Если каждый раз при входе в комнату начинала бы играть одна и та же мелодия, какую б ты выбрал?

15. Кто-нибудь когда-нибудь спасал твою жизнь? А ты?

16. Что для тебя личный ад и рай?

17. Какой персонаж из фильмов ужасов, по-твоему, самый страшный?


18. Если б твоим дальним родственником оказался король, ты б стал этим гордиться?

19. Какую страну ты не хотел бы посещать?

20. Если б тебе предложили окзаться на обложке любого журнала, какой бы ты выбрал?

21. Какая из диснеевских принцесс самая красивая?

22. Сколько литров пива ты можешь выпить за один раз?


23. В какой книге ты б изменил конец?

24. Какую б песню ты исполнил на «X-фактор»?

25. Опиши свой день невидимки.

26. Что из прошлого в истории ты б хотел изменить?


27. Если б тебе предложили стать президентом на день, чтоб ты изменил?

28. Какую самую смешную комедию ты знаешь?

29. В какой стране ты бы ни за что не стал жить?

30. Где у тебя был самый незабываемый секс?


31. Какой последний ужин ты б заказал перед смертной казнью?

32. По шкале от 1 до 10 какую боль ты испытал?

33. Есть ли у тебя шрамы, и как они появились?

34. Каким животным ты б хотел быть и почему?

35. За какое преступление ты мог бы попасть в тюрьму?

36. Как ты думаешь, в «Игре Престолов» хоть кто-то выживет?


37. Если б ты мог воплотить в жизнь вымышленного персонажа, кто б это был?

38. Если б ты выиграл миллион, что бы купил в первую очередь?

39. Какой твой самый любимый вид спорта на Олимпиаде?

40. Если б ты попал на необитаемый остров, смог бы выжить?

41. Какой твой самый нелюбимый запах?

42. Ты веришь в Лох-несское чудовище или снежного человека?

43. Какую последнюю книгу ты прочитал?


44. Если б ты мог побить мировой рекорд, что за рекорд это был бы?

45. Ты бы смог жить на Марсе, если б это было возможно?


46. Какую историческую личность ты б уничтожил и почему?

47. Какой самый странный сон ты видел?

48. Если б тебе предложили выбрать инструмент и научиться на нем играть, что бы ты выбрал?

49. Ты б хотел иметь гарем? Если да, то кто в нем я?

50. Если б тебе надо было отказаться от одного из пяти чувств, чтоб ты выбрал?

51. Если б тебе предложили остаться в одном возрасте навсегда, какой бы ты выбрал?

52. Ты б хотел быть бессмертным?

53. Какой твой любимый мультфильм?


54. Сколько максимально ты б хотел иметь детей?

55. Ты меня любишь?

Живите весело, общайтесь, находите общих героев и вместе побеждайте зло. Главное, ВМЕСТЕ и НАВСЕГДА.

Вопросы, которые вы найдёте в этой статье, помогут вам лучше узнать себя. Примерив на себя различные ситуации и задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить те мысли и закономерности в поведении, которые обычно упускаете из виду. Берите блокнот, ручку, и приступим.

Познай самого себя.

1. Кто вы?

Как назло, ничего не приходит в голову. Вопрос настолько обширный, что даже вызывает раздражение. Мы не можем просто заглянуть внутрь себя, обычно в этом помогают психологические зеркала. Психологическое зеркало - это умный человек (в идеале - психотерапевт), который направлял бы вас. Но если таковых нет поблизости, то их заменят правильные вопросы. А также ручка и бумага, чтобы улавливать те мысли и чувства, которые могут очень хорошо замаскироваться и долго оставаться незамеченными.

2. В чём смысл жизни? Что такое любовь? Кто вы есть?

Эти вопросы имеют плохую репутацию не потому, что они некорректны. Просто они не разбиты на более точные кусочки, поэтому с трудом поддаются обработке. Вопрос о том, кто мы есть, нужно разделить, чтобы он легче усваивался. Не «Кто я?», а «Кто я на работе, в отношениях, с друзьями, детьми?».

3. Что случилось с вами в детстве?

Jordan Whitt / Unsplash.com

Вопрос кажется нелепым, но, к сожалению, это не так. Почти всё, что мы представляем из себя сегодня, - это результат моделей поведения, заложенных ещё в детстве (и благополучно забытых). Дети из-за своего склада ума не могут полностью понимать особенности собственной психики. Первые 10 лет мы проживаем вслепую, прежде чем хоть немного научимся понимать свои мотивы и эмоции. Теперь настало время вернуться и переосмыслить их.

Теория Фрейда переоценена, дискредитирована и считается неправильной, возразите вы. В некоторых ключевых направлениях так и есть. Но основная идея Фрейда считается в психологии неоспоримой и определённо верной: бессознательное и детство в значительной степени определяют выбор партнёров, сексуальные предпочтения и моральные принципы. Поэтому не остаётся ничего другого, как работать с этим непростым материалом.

4. Что изображено на этой картинке?

Это карточка из ассоциативного теста, который разработал швейцарский психолог Герман Роршах (Hermann Rorschach). Идея в том, чтобы продемонстрировать вам нечто неясное, неопределённое, а затем ваше воображение заполняет эти неясности собственными ассоциациями, в то же время выпуская некоторые ваши подавленные страхи, ожидания, желания. Люди со скрытой агрессией будут видеть враждебность, скандал. Люди, подавляющие сексуальные желания, - вагину. А что видите вы?

5. Продолжите следующие предложения:

  • В душе все мужчины…
  • Когда вы получше узнаете их, все женщины…

Излюбленная методика психологов - предложить вам быстро, не задумываясь, закончить незавершённое предложение. Мы не сможем в полной мере контролировать своё бессознательное, и потому откроем для себя некоторые важные установки, которые обычно подавляем. В процессе самопознания вас, скорее всего, напугают некоторые вещи. Но это нормально, мы все очень странные.

6. Нарисуйте свою семью на листе бумаги

Изобразите на рисунке родителей, братьев и сестёр, дом, солнце, дерево. Это не строго научный метод, но он наводит на определённые мысли.

  • Тот, кого вы нарисовали рядом с собой, наиболее близок вам.
  • Тот, кто находится от вас на самом большом расстоянии, и в эмоциональном плане далёк от вас.
  • По размеру фигуры, изображающей вас, можно сказать, высокая или низкая у вас самооценка.
  • Дом - это продолжение вас, ваше эго. Он в хорошем состоянии?
  • Окна характеризуют степень вашей общительности. Есть ли в вашем доме дверь? Пускаете ли вы людей в свою жизнь?

7. Вы настроены оптимистично в отношении человечества и будущего планеты?

8. Вы хорошо спали прошлой ночью?


nomao saeki / Unsplash.com

Мы склонны отрицать, что между ответами на эти два вопроса есть какая-то связь, приписывая все свои мысли о высоком беспристрастному рациональному расчёту. Но мы должны принять тот факт, что в некоторой степени на наши мысли влияет физическое состояние: как мы , что съели на обед, как давно нас обнимали. В этом смысле, несмотря на большой мозг, мы не так далеко ушли от младенцев, какими были когда-то.

9. За что вы вините своих родителей?

Почему, как вы думаете, они были такими, какими были? Что на них давило и какие трудности они испытывали? Что может рассказать о них хороший друг?

Конечно, родители могут взять на себя большую часть вины за ваши неудачи. Но перекладывание ответственности мешает лучше понимать происходящее в вашей жизни. Ваши родители были в таком же положении по отношению к своим родителям и тоже не могут полностью отвечать за свои психические особенности. Что, если мы начнём думать о чувствах своих родителей, которые, как ни странно, тоже жертвы?

10. Допустим, что вы традиционной сексуальной ориентации. Вам никогда не хотелось прикоснуться к телу человека того же пола, что и вы?

Зигмунд Фрейд совершил гениальное открытие: многое остаётся в сфере бессознательного из-за нашей собственной брезгливости или, как он называл этот феномен, сопротивления. Бессознательное содержит те чувства и желания, которые бросают вызов нашему удобному видению себя. Но цена за комфорт высока: сложно докопаться до причин беспокойства и неврозов. Поэтому нам необходимо примириться со своими милыми странностями и противоречиями.


Nathan Walker / Unsplash.com

Люди, которых мы склонны считать привлекательными, кажутся нам такими не только по объективным причинам (потому что они дружелюбны, с ними можно поговорить о политике или они, как и вы, любят спорт). Но ещё и потому, что они тянут за собой проблемы и трудности, которые особенно притягательны для нас. Большинство из нас проживает одни и те же страдания, которые, как правило, связаны со страданиями и переживаниями, испытанными в детстве.

12. Как именно партнёр вызывает у вас раздражение?

Не нужно просто обвинять другого человека в недостатках, например в отстранённости или излишней чувствительности. Мы должны признать, что, наоборот, именно эти недостатки привлекают нас. Мы ищем их, чтобы воспроизвести модель неудовлетворённости, которую узнали в детстве.

В целом в отношениях мы ищем не того, что доставляет больше всего удовольствия, а того, что кажется знакомым, близким. Осознание природы этой движущей силы поможет нам научиться сопереживать себе и с большим пониманием относиться к партнёру. В конце концов, откуда ему знать, что мы находим его привлекательным отчасти потому, что он может расстроить нас?

13. Напишите пять качеств партнёра, с которыми вам действительно трудно жить

Хорошее партнёрство возможно не столько между двумя здоровыми зрелыми людьми (таких на нашей планете не так уж много), сколько между двумя сумасшедшими, которым повезло найти для другого человека безопасное место в себе, среди своего относительного безумия.

14. Как вы себя чувствуете, когда начинаете кому-то нравиться?

Вы можете почувствовать себя подавленным и начать надоедать этому человеку или, наоборот, попытаться сбежать от поклонника или поклонницы («Почему у него/неё такой плохой вкус?»). Это характерный ответ человека, который не умеет любить себя, а таких примерно половина (в основном потому, что самые важные для нас люди в прошлом не интересовались нами). Начните сопротивляться подозрениям в отношении себя. Хотя бы для того, чтобы не вываливать их с яростью на человека, который проявляет к вам интерес.

15. Какова главная проблема в ваших отношениях с матерью?

16. Какова главная проблема в ваших отношениях с отцом?


monkeybusiness / depositphotos.com

Возможно, эти вопросы звучат как банальное клише, но нужно время, чтобы проявилась их истинная значимость. Проведите, скажем, один час, письменно отвечая на каждый из вопросов. Если вы будете честны, то испытаете не самые приятные эмоции: грусть, злость, обиду. Но, чтобы жить дальше, нужно разобраться со своими обидами и переживаниями.

17. Что вы узнали об отношениях от своих родителей?

Человечество демонстрирует небывалый рост в плане технологического прогресса: мы узнаём всё больше и эффективнее передаём свои знания. Но мы не добились даже приблизительно такого же прогресса в эмоциональной сфере. Потому что не осознаём в достаточной степени, что негативные шаблоны поведения, которые приобретаем в детстве, мы воспроизводим и во взрослой жизни. Попробуйте распознать свои, прежде чем выпускать их наружу.

18. Какие немного нездоровые, странные вещи кажутся вам привлекательными в партнёре?

Есть ли эти черты характера у ваших родителей? Согласно теории навязчивого повторения из психоанализа, всех нас тянет к проблемным вещам, с которыми мы столкнулись, будучи детьми. Это не значит, что мы будем повторять все действия, которые приведут к эмоциональной травме. В некоторых случаях мы, наоборот, будем избегать каждого аспекта, связанного с этим переживанием, и тем самым будем продолжать оставаться привязанными к нему.

19. Составьте список людей, которые действительно притягивают вас

Вы когда-нибудь испытывали, пусть даже мимолётно, сексуальное влечение любого рода по отношению к каждому человеку из этого списка? И влекло ли это притяжение какие-либо трудности за собой, неважно, по какой причине (возможно, у этого человека была пара, или он вас, или это заставило вас сомневаться в своей сексуальной ориентации)? Причины такого возбуждения всегда скрыты в нас самих.

20. Если бы вы беспристрастно оценили себя, то о чём бы предупредили друга, если бы он задумался об отношениях с вами?

Люди могут многое рассказать о себе и о своих проблемах. Ведь на самом деле нам не нужны те, кто полностью свободен от любых проблем или недостатков. Нам нужны люди, которые в состоянии объяснить свои проблемы и то, как они справляются с ними.

21. Объясните, что, по-вашему, происходит на этой картинке?

Непонятно, что происходит на этом рисунке, потому что изображение (преднамеренно) неопределённое и неоднозначное. Следовательно, всё, что вы говорите, исходит изнутри. То, какие детали вы добавляете, какую историю рассказываете, отражает состояние вашего внутреннего мира. Особенно если вы точно уверены, что понимаете изображённое на картинке, и настойчиво это доказываете. Это изображение - тест, с помощью которого психологи оценивают ваш механизм психологической защиты, проекцию.

22. Что изображено здесь?

Ещё одно неоднозначное изображение. Здесь можно увидеть много историй: мать и её больной ребёнок, жена, которая убивает мужа за мгновение до поцелуя. Напишите, что, по-вашему, тут происходит. Затем попросите друга сделать то же самое. Обсудите, какие аспекты своей жизни и личности вы, сами того не подозревая, проецируете на картинку.

23. Напишите, что вы ответите на фразу «Я очень извиняюсь, что мы забрызгали вашу одежду, хотя и очень старались объехать лужу»?

По вашему ответу можно судить об отношении к разочарованиям. Как правило, возможно три варианта:

  • мы злимся, впадаем в бешенство;
  • мы не впадаем в бешенство из-за внутреннего чувства стыда, которое не даёт нам доходить до крайней точки, даже когда на то есть причина;
  • мы не впадаем в бешенство, потому что нам кажется, что реакция других людей окажется бурной и неприятной, если мы выразим своё недовольство.

24. Как бы отреагировали другие люди, если бы вы объяснили им, что чувствуете?

В детстве у нас формируется убеждение, что наверняка произойдёт, если мы откроем свои чувства. Так как от нас часто отворачивались, мы научились прятать свои «плохие» мысли. И на первый взгляд мы можем показаться послушными и дружелюбными, но стоит только заглянуть поглубже…

Чтобы стать зрелым человеком, нужно понять основу самопознания: мир детства - это ещё не весь мир. Это одна его часть, хоть и оказывающая значительное влияние, от которой мы не могли никуда деться в своё время. Но, к счастью, мы стали более красноречивы и выносливы, чем когда нам было по пять лет. Наберитесь смелости и выразите свои чувства.

25. Какие у вас есть (или могли бы быть) недостатки как у родителя?

Очень трудно представить себе возможные недостатки, особенно если мы по-настоящему хотим быть любящими и добрыми родителями. Тем не менее недостатки у нас будут, и их можно разделить на две группы:

  • воссозданные по типу нездоровых моделей поведения из собственного детства;
  • чрезмерная реакция на нездоровые модели поведения в детстве, которые оказали влияние на наши собственные шаблоны поведения.

26. Назовите три сексуальных сценария, которые особо волнуют вас

Сексуальные фантазии можно трактовать как попытку воссоздать то, что вызывает у нас проблемы или является недоступным в мире за пределами секса. Так, например, форма может привлекать потому, что люди в погонах кажутся нам строгими и внушают страх. Или мы хотим быть увиденными и услышанными на публике, потому что наши родители были не в меру благонравными ханжами. - это маленькие утопии, которые рассказывают нам о проблемных кусочках нашей биографии.

27. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас?


DeborahKolb / depositphotos.com

Страх оказаться (или показаться) извращенцем есть у всех. Это часть того, что делает нас цивилизованными. Тем не менее самопознание включает в себя признание того, что бессознательное по своей природе полностью порочно и это не причина для тревоги. У нас есть чрезвычайно сильные механизмы цензуры, которые в 99,9% случаев не дают претворить что-то из этого в жизнь. В то же время мы можем исследовать без опаски то, что скрыто в нас и влияет на нашу жизнь.

28. Когда вы плакали или хотели заплакать во взрослом возрасте?

Большинство слёз во взрослом возрасте вызвано не болью, а видом чего-то невероятно красивого и близкого (примирение между отцом и сыном, внезапная щедрость скупого человека, красивый сад). Мы напоминаем себе, каким хотим видеть этот , и нам становится грустно оттого, что мы так редко видим его таким.

29. Запишите пять самых важных вещей в вашей жизни. Сколько времени вы им уделяете?

Существует огромная разница между тем, что, как мы говорим, мы ценим, и тем, что в конечном итоге делаем. Как это ни парадоксально, мы не уделяем достаточно внимания, времени и ресурсов тем вещам, которые заботят нас больше всего. Очень важно это осознать. Старайтесь сократить эту разницу.

30. Какие вещи вы часто покупаете, хотя это не приносит вам так уж много радости?

Мы верим рекламе, которая, помимо всего прочего, мастерски убеждает нас, чего мы должны хотеть. Неудивительно, что мы часто , которые не приносят нам никакого удовлетворения, а только скуку и тревожность: одежду, которая пылится в шкафу после одного выхода, автомобили, которые не оправдывают своей высокой цены, и так далее. Мы должны следить не только за своими расходами, но и за удовольствием (скажем, по шкале от 1 до 10), которое приносят нам покупки.

31. Что вы пытаетесь сказать своей одеждой?

Любую одежду можно приравнять к форме определённой категории людей. Она отражает то, кем мы видим себя и к какой группе принадлежим. Кроме того, наш внешний вид может дать важную информацию о некоторых наших тревогах. От чего вы пытаетесь защитить себя с помощью одежды?

32. Назовите три произведения искусства, которые много значат для вас


Dutchlight / depositphotos.com

Часто мы любим в искусстве то, чего нам не хватает в нашей реальной жизни. Наш вкус - свидетельство какой-либо потребности. Например, нам нравятся умиротворяющие картины, потому что мы всё время спешим. Или беззаботная музыка, потому что чувствуем много ограничений в своей жизни. Вкус отражает не только то, кто мы есть, но и то, какими бы мы хотели видеть себя.

33. О чём вы больше всего сожалеете?

Мы так часто о чём-то сожалеем. Ведь иногда в жизни приходится принимать важные решения, не имея представления, с чем предстоит столкнуться, например, за кого выйти замуж или на ком жениться, где жить, какую профессию выбрать. Приходится идти вслепую, и в этом нет нашей вины. Мы должны научиться делиться своими сожалениями и переживаниями. Это единственный способ чувствовать себя менее одиноким.

34. От чего вы немного зависимы?

Алкоголь, шопинг, сигареты, порно, споры… Зависимость нельзя строго определить как к привязанность к одному конкретному веществу, это понятие намного шире. - это ощущение сильной потребности в чём-то, и причиной чаще всего является серьёзная проблема в какой-либо области нашей жизни. Поэтому не нужно зацикливаться на том веществе или действии, которое вызывает зависимость. Сконцентрируйтесь на печалях и тревогах, которые подпитывают вашу зависимость от него. Поймите, что вы не плохой человек, просто таким образом проявляются ваши страдания. И решение проблемы зависимости кроется в преодолении этого страдания.

35. Составьте список из трёх мелочей, которые вас раздражают в человеке рядом с вами

Маленькие незначительные вещи расстраивают нас, потому что они имеют непосредственное отношение к более глобальным проблемам. Они идут вразрез с некоторыми нашими психологическими ожиданиями, такими как пунктуальность, неприкосновенность частной жизни, организованность… В идеале нужно понять, какие глобальные вещи имеют для нас значение, и защищать именно их, со снисхождением относясь к мелочам, которые люди иногда непреднамеренно совершают.

36. Какие негативные черты вашего характера вы бы не хотели показать людям?

Почти наверняка об этих недостатках все и так в курсе. Другие люди знают о нас больше через пять минут, чем мы о себе спустя десятилетия, потому что их знания о другом не подавляются бессознательным. Честность в отношении других даётся легко. Вместо того чтобы надеяться, что никто никогда не сможет заметить ваши , предположите, что все и так знают о них. И в будущем относитесь к ним с небольшой долей юмора и самоиронии.

37. Расположите следующие понятия в порядке убывания значимости в вашей работе:

  • деньги;
  • статус;
  • творчество;
  • влияние на общество;
  • коллеги.

Наши карьерные стремления подвержены влиянию трёх сил:

  • надеждам родителей;
  • ожиданиям общества (других людей);
  • чувствам, которые появляются у нас в процессе работы.

Обычно мы меньше всего склонны прислушиваться к себе. И чаще всего побеждают первые две силы. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем мы признаем ужасающий факт, что работали только в угоду родителю (который, может быть, уже умер) или ради посторонних и чаще всего безразличных к нам людей. Скорее всего, сейчас ещё не поздно .

38. Если бы вы знали, что не потерпите неудачи в профессии, то что попробовали бы?


emarts emarts / unsplash.com

Часто мы боимся опозориться из-за того, что наши стремления и желания относительно карьеры не соответствуют нашим реальным знаниям или умениям. И поэтому даже не пытаемся. А это точная гарантия, что ваши стремления так никогда и не станут реальностью. Мы обязаны сделать это ради себя и громко заявить о том, что мы хотим делать и кем хотим быть, даже если это будет непросто и без неудач не получится.

39. Какие вещи заставили вас завидовать в последнее время?

Нас учили, что завидовать - плохо, и строго-настрого запрещали это делать. Но на деле люди или вещи, которым мы завидуем, помогают нам лучше понять свои сокровенные желания, а это, в свою очередь, многое рассказывает нам о себе как о личности. Попробуйте вести дневник своих завистливых чувств, не копите их в себе и старайтесь воплощать свои мечты в жизнь.

40. За что коллеги по работе могут критиковать вас у вас за спиной?

И здесь не на что обижаться. Ваши страхи вполне обоснованны. Всё, о чем вы подозреваете, могло прийти другим в голову, а это уже реальность. Дело не в том, чтобы постараться избежать таких воображаемых сплетен, а в том, чтобы принять меры по борьбе с их существованием: не давайте другим повода для критики, стремитесь быть лучше.

41. С чем или кем вы себя ассоциируете?

  • Если бы я был(а) погодой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) мебелью, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) маркой автомобиля, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) жанром музыки, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) едой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) животным, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) шрифтом, я бы был(а)…

Для самих себя мы нечто туманное и бесформенное, но иногда ключевые черты своей личности мы можем узнать через метафоры и аналогии. Животное чаще всего оказывается особо показательным.

42. Бывали ли вы несправедливы по отношению к другим?

Составьте список событий, вызывающих чувство вины, когда вы были особо несправедливы по отношению к конкретным людям и сорвались на них.

Что заставляет вас беспокоиться? Если бы вы поделились своим беспокойством, ситуация могла бы измениться? В будущем попытайтесь рассказать другим, что вы находитесь в расстроенных чувствах, вместо того чтобы устраивать скандал по мелочам.

43. Как вы реагируете на раздражители?

Кто-то вас раздражает. Что вы скажете: «Ты так раздражаешь, когда…» или «Я чувствую раздражение, когда ты…»?

Психологам больше нравится вторая формулировка: по их мнению, в таком подходе и заключается суть хорошего общения. Описывая, какое воздействие на вас оказывают другие, а не обвиняя их, вы не ставите людей в оборонительную позицию. Поэтому, скорее всего, они выслушают вас. Самопознание помогает разделять, что относится к вам, а что к окружающим людям.

44. Какое из утверждений относится к вам?

  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я теряю интерес, отстраняюсь и хочу побыть в одиночестве.
  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я паникую, впадаю в ярость и начинаю скандал.

Это две самые распространённые и нездоровые реакции, когда вас ранят в . Психологи описывают первую ситуацию как избегание привязанности, а вторую как тревожную привязанность. Правильно выбрать третий вариант: объяснить, что вас ранит, спокойно, уверенно и без лишней мстительности. Только 10% людей поступают так. Но это самое верное решение, если вы хотите построить зрелые отношения.

45. Запишите всё плохое в своих отношениях с родителями, а затем - с любимым человеком

Обратите внимание на то, что проблемы всплывают одни и те же. Или, по крайней мере, можно увидеть связь между ними. В этом есть ирония. Возможно, пора решать конфликты?

46. Что мешает вам принимать решения?

У нашего мозга есть свои недостатки. Будьте готовы, что, принимая важные решения, вы на себе их прочувствуете. Воспринимайте ошибки как возможность узнать о своих слабостях и предпринять меры. Будьте бдительны, когда придёте к выводам о своих недостатках, не дайте им мешать вам.

47. Назовите первую пришедшую в голову ассоциацию, когда вы слышите эти слова:

  • юбка;
  • морковь;
  • шерсть;
  • замок;
  • фильм;
  • выстрел.

Мы так хорошо научились скрывать то, что происходит у нас на душе, что единственный способ распознать, что нас на самом деле беспокоит, - отключить на время свой ум. Проанализируйте свои ответы, подумайте, о каких скрытых страхах и желаниях они могут свидетельствовать.

48. Как вы можете описать себя?

Опишите себя, выбрав четыре прилагательных. Попросите трёх друзей сделать то же самое. Сравните и сопоставьте оценки. Что вы упустили? Что узнали о себе?

49. Составьте карту своих неудач

Запишите свои неудачи, указывая приблизительную дату, когда они произошли. Рядом с каждой неудачей напишите, чему она вас научила.

Вы должны распознать закономерности. И лучшее, что мы можем сделать, - понять, какое поведение приводит нас к и что в итоге они нам дают.

50. О чём вы буквально только что соврали кому-либо из своего окружения?

Никто из нас не живёт в абсолютно идеальных условиях. Белая ложь - это цена за принадлежность к обществу. Стремление к полной прозрачности - наивная и опасная иллюзия.

51. Продолжите фразы:

  • Если бы по-настоящему добрый человек захотел похвалить меня, он бы сказал…
  • Если бы по-настоящему жестокий человек оценивал меня, он бы сказал…

Учитесь придерживаться золотой середины между этими двумя крайностями. Будьте требовательным, но великодушным другом для себя.

52. В сексе вы доминируете или подчиняетесь? А в остальной жизни?

Обычно второй ответ противоположен первому. Другими словами, секс - это компенсация и снятие напряжения от обычного существования.

53. Какие вещи в вашей жизни заставили бы ваших близких волноваться, если бы они узнали о них?

Совершенно нормально иметь секреты, о которых не подозревают даже самые родные люди. Мы стараемся не пугать тех, кого любим.

54. Чего бы вы хотели достичь в карьере через год, пять, десять лет?

Иметь собственные планы - значит не быть исполнителем чужих.

55. Что вы больше всего любили делать в детстве?

Испытываете ли вы подобные чувства сейчас? Хорошая карьера предполагает связь вашей взрослой деятельности и детских увлечений и ощущений.

Как часто нам приходится принимать на себя тяжесть мнения окружающих? И в скольких из этих случаев мы воспринимаем это мнение всерьез и выдаем его для себя за действительное? Некоторые люди начинают относиться к себе и вовсе критично после нелестных отзывов. А ведь все дело в том, что мы себя практически не знаем, не имеем нормального представления о своей же личности и желаниях, отсюда и вытекает наша неуверенность в себе и в своих поступках. Как изменить такую ситуацию? И существует ли простой способ понять себя лучше?

Чтобы понять самого себя, достаточно немного времени и 7 правильных вопросов.

Вопрос первый. Спросите себя: «Кто я?» и постарайтесь максимально полно на него ответить.

Ведь за ним скрываются многим больше, чем кажется на первый взгляд. Так кто вы? Мать, жена, руководитель, подчиненный…Кем вы являетесь в данный период жизни. Не забываете ли вы о том, что вы еще и чей-то ребенок, друг, коллега. Не забываете ли вы порой о близких людях, которые нуждаются в вашем внимании? Задумайтесь и хорошо отложите внутри себя эту информацию, а лучше запишите.

Вопрос второй. Нелюбовь, нежелание, ненависть.

Кого или что вы не любите в своей жизни? Это касается всего: людей, пищи, обстоятельств. Не спешите с ответами, ведь порой очень сложно признаться самому себе в ненависти к кому-то, а может и к чему-то в себе, например, к своим плохим привычкам. Дайте своему «я» вдумчиво проанализировать всю информацию.

Вопрос третий. Самые сокровенные мысли.

С кем хотите общаться? Какую одежду хотите носить? Может, хотите перекрасить волосы в синий? Спрашивайте себя, загляните вглубь своих желаний и тайн.

Вопрос четвертый. Роем глубже – чем вы гордитесь?

Неважно, будь это цвет глаз, образование или умение красиво исполнять песни – попытайтесь вспомнить все мелочи, за которые стоит себя как минимум похвалить.

Вопрос пятый. Самый сложный. За что вам стыдно?

Трудность состоит в попытке обмануть самого же себя при ответе. Сосредоточьтесь, вспомните все самые худшие моменты и… мысленно сожгите их. Освободите себя от стыда и чувства вины, простите в себе того человека, который возможно был слаб при совершении старых поступков. Мир небезгрешен. И вы тоже. Вас есть за что любить, желать и благодарить.

Вопрос шестой. Где и с кем хотите жить, кем стать, что приобрести?

После того, как вы освободили себя от старого груза ошибок, пришло время заполнить пустоту радостью. Тут следует решить, чего же вы хотите на самом деле. Составьте своеобразный план, и вскоре, сами того не замечая, вы начнете воплощать его в жизнь.

Вопрос седьмой. Итоговый. Поговорите с совестью. Чего не сделали, кому не уделили время, что не увидели?

Найдите все эти моменты в себе и постарайтесь поскорее с ними разобраться, не откладывая на потом. Потом не будет. Есть только сейчас. Помните об этом и любите себя такими, какие вы есть.

После того, как ответите честно на эти 7 вопросов, вы лучше поймете себя и над чем вам предстоит поработать в ближайшее время.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Игра в вопросы» - это довольно занимательное развлечение, которое поможет узнать любого человека, как говорится, изнутри. Это отличный способ начать общение с незнакомцем и хорошая возможность раскрыть с неожиданной стороны давнего друга. После игры вам будет казаться, что вы буквально прочитали этого человека и знакомы с ним уже сто лет.

Мы в сайт предлагаем взять интересных вам людей «на слабо» и сыграть с ними в эту игру.

  • Собеседники поочередно задают друг другу вопросы. Вопросы абсолютно любые: неожиданные, личные, провоцирующие, но главное, предполагающие развернутый ответ, а не просто согласие или отрицание. Вопросы можно поворачивать в любое интересное вам русло (ниже мы привели 30 примеров, с которых вы можете начать, чтобы почувствовать вкус игры).
  • Но при этом стоит помнить, что ответный ход может быть еще более неожиданным, и на совсем запретные темы тоже переходить не стоит.
  • Нельзя отвечать односложно. «Да, нет, не знаю, не помню» - не принимаются, нужно давать максимально полные ответы.
  • По предварительной договоренности можно включить опцию «пропустить вопрос», но только 1 раз.
  1. Какой твой самый большой страх?
  2. Какие самые необычные люди встречались тебе в самолетах и поездах?
  3. Существует ли отрицательный книжный или киногерой, который тебе нравится?
  4. Бывало такое, что ты однажды сильно разочаровался в человеке?
  5. Ты обладаешь каким-нибудь бесполезным талантом?
  6. Расскажи о своем самом забавном свидании.
  7. Какую жестокую правду тебе говорили прямо в лицо?
  8. Ты можешь сказать, что 5 лет назад был совершенно другим человеком?
  9. Как звучала самая нелепая произнесенная тобой шутка?
  10. Назови самое приятное воспоминание за последний год.
  11. О каком своем поступке ты жалеешь больше всего?
  12. По какому поводу ты в последний раз плакал(а)?
  13. За что тебе больше всего стыдно?
  14. Существует ли фильм, после просмотра которого тебе стало реально не по себе?
  15. Какое у тебя было прозвище в школе?
  16. Ты доволен, как родители воспитали тебя? Что бы ты поменял?
  17. Какой у тебя был самый страшный и опасный момент в жизни?
  18. На твой взгляд, кто из твоих знакомых абсолютно счастлив и почему?
  19. Какой бы совет ты дал совершенно незнакомому подростку 18 лет?
  20. Какая маленькая вещь сделала бы тебя счастливее прямо сейчас?
  21. Что тебя раздражает в поведении окружающих?
  22. Ты когда-нибудь бескорыстно помогал незнакомому человеку?
  23. Кем стали твои одноклассники?
  24. Существует ли книга, которая поменяла твои взгляды на жизнь?
  25. Был ли момент в твоей жизни настолько счастливый, что ты понимал, что тебе больше ничего не нужно?
  26. Какое у тебя было самое интересное путешествие?
  27. Какой жанр кино наиболее тебя впечатляет?
  28. Какой был самый трудный выбор в твоей жизни?
  29. Расскажи свой самый запомнившийся сон.
  30. Самый безумный поступок, который ты сделал в своей жизни.