Краткие содержания

Сбитый самолет в грузии. Как грузинский «Бук» сбил российский «Ту» - неизвестные ранее детали

Потери российской авиации в Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года

Антон Лавров

Потери российской авиации в краткосрочной Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 г. явились одной из главных неожиданностей для наблюдателей. Гибель нескольких российских самолетов в столь быстротечном конфликте с противником совершенно другой весовой категории заставила предположить, что ПВО Грузии оказалась чрезвычайно эффективной и стала едва ли не наиболее успешным родом войск в грузинской армии в этой войне. Но при внимательном рассмотрении обстоятельств гибели российских самолетов картина существенно меняется. Официальные данные сторон о потерях российской авиации в краткосрочном военном конфликте России и Грузии значительно расходятся. По заявлениям высокопоставленных лиц Министерства обороны Российской Федерации, были потеряны четыре самолета: три штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3 (выступления заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Анатолия Наговицына). Версию грузинской стороны вечером 12 августа озвучил президент Грузии Михаил Саакашвили. По его словам, за период боевых действий был сбит 21 российский самолет. Следует отметить, что впоследствии в СМИ Грузии появились видеоматериалы и фотографии с обломками только одного российского самолета.

Представители Министерства обороны России не озвучили каких-либо подробностей и обстоятельств потери самолетов и их принадлежности. Более того, ими так и не были официально признаны потери в боевых действиях двух фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Но появившиеся со времени войны материалы СМИ и сведения из неофициальных источников позволяют частично заполнить пробелы официальной информации.

Первой потерей российских ВВС в конфликте с Грузией стал штурмовик Су-25БМ подполковника Олега Теребунского из 368-го штурмового авиационного полка (аэродром Буденновск), сбитый над территорией Южной Осетии в районе Зарского перевала, между Джавой и Цхинвалом. Он был поражен залповым пуском нескольких ракет из ПЗРК южноосетинскими ополченцами около 18 часов 8 августа. Падение горящего самолета и его обломки были зафиксированы на видеокамеру съемочной группой российского государственного телеканала «Вести» и показаны по телевидению как уничтожение грузинского самолета. Неправильная идентификация самолета, вызвавшая «дружественный огонь» и приведшая к первой боевой потере, вероятно, произошла из-за того, что это был один из первых вылетов российской авиации в конфликте и южноосетинская сторона еще не была осведомлена об участии в нем российской авиации. Кроме того, всего за несколько часов до того, четыре грузинских Су-25 нанесли бомбовый удар по близлежащему району, после чего осетины имели основания предполагать продолжение грузинских авианалетов. Подполковник Теребунский успешно катапультировался, был быстро обнаружен и эвакуирован российской стороной.

Первого и самого крупного успеха системы ПВО Грузии достигли спустя более суток после начала боевых действий, ранним утром 9 августа, когда им удалось сбить в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка). При выполнении несколькими Ту-22М3 полка ночного вылета на бомбардировку базы одной из пехотных бригад Грузии группа бомбардировщиков проследовала обратно тем же маршрутом, что и к цели, при этом, по неофициальным источникам, по неясной причине снизилась с высоты полета 12000 м до 4000 м. По данным анонимного российского военного источника, самолеты были обстреляны грузинским ЗРК «Оса-АК/АКМ». Попадание ракеты в бомбардировщик вызвало отказ ключевых систем самолета, он оказался обесточен.

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. При приземлении он получил компрессионный перелом трех позвонков и перелом руки, был помещен в поселковую больницу, а впоследствии переведен в Тбилисский госпиталь. 19 августа Малков был обменен на грузинских военнопленных. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор. Впоследствии грузинской стороной были переданы образцы ДНК неопознанного тела, которые на 95% совпали с ДНК матери подполковника Ковенцова. Дополнительные анализы должны определить, найден ли наконец командир российского бомбардировщика.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа, майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Следует указать, что вопреки ранним ошибочным сообщениям СМИ сбитый Ту-22М3 не являлся самолетом-разведчиком.

Утром того же дня, в 10.20 9 августа, ПВО Грузии удалось сбить еще один российский самолет, на этот раз фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава 929-го Государственного летно-испытательного центра (аэродром Ахтубинск). Он совершал вылет в составе группы из трех бомбардировщиков с задачей подавления грузинской артиллерии в районе села Шиндиси (между Гори и Цхинвалом). После совершения первого захода самолет был сбит на глазах многочисленных грузинских очевидцев, моменты попадания по нему и падения горящего самолета были сняты на камеры мобильных телефонов и позже выложены в Интернете. , По рассказу очевидца, по самолету было произведено два неудачных пуска ракет из ПЗРК, но третьей ракетой он был поражен. По сведениям польских СМИ, Су-24М якобы был поражен из ПЗРК польского производства Grom 2.

Попадание вызвало сильный пожар, и экипаж катапультировался, но обломками самолета был поврежден купол парашюта штурмана полковника Игоря Ржавитина, в результате чего он погиб при ударе о землю. Командир экипажа полковник Игорь Зинов, получивший обширные ожоги и сильный ушиб позвоночника, был взят в плен, после чего доставлен в Горийский военный госпиталь, а оттуда эвакуирован в госпиталь в Тбилиси и помещен вместе с майором Малковым. 19 августа оба они были обменены на грузинских военнопленных. Сбитый Су-24М упал в сад частного дома в селе Дзевери, не вызвав жертв и разрушений на земле. Его обломки были сняты на видео и в тот же день продемонстрированы по грузинским телеканалам. Фотографии обломков этого самолета позднее были опубликованы в грузинском журнале «Арсенал» и некоторых иностранных СМИ.

Почти одновременно с ахтубинским Су-24М, около 10.30 утра 9 августа, были сбит и модернизированный штурмовик Су-25СМ командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Сергея Кобылаша. Пара штурмовиков, в которой он был ведущим, атаковала грузинскую колонну к югу от Цхинвала, на дороге Гори–Цхинвал. На выходе из первого захода самолет Кобылаша получил попадание ракеты ПЗРК в левый двигатель, в результате чего тот вышел из строя. Кобылаш вынужден был прервать атаку и с ведомым возвращаться на базу. Через некоторое время при пролете над южными окраинами Цхинвала на высоте 1000 м самолет был поражен ракетой ПЗРК уже в правый двигатель, оставшись без тяги. Летчик в планировании постарался отвести самолет как можно дальше от «линии фронта», чтобы катапультироваться в расположении дружественных войск. Катапультировался он уже севернее Цхинвала и успешно приземлился на территории Южной Осетии, в одном из сел грузинского анклава в Большом Лиахвском ущелье, после чего был быстро подобран российским вертолетом Ми-8 поисково-спасательной группы из состава 487-го отдельного вертолетного полка (Буденновск). При катапультировании и приземлении травм Кобылаш не получил.

Кем был сбит Су-25СМ полковника Кобылаша, остается неясным. В Цхинвале, над которым он получил второе попадание ракеты ПЗРК, на тот момент не было грузинских войск, но они были сосредоточены неподалеку, в селах у окраин города. С другой стороны, спустя примерно полчаса после падения его самолета Государственный комитет печати и массовой информации Южной Осетии распространил заявление об сбитии над городом силами ПВО Южной Осетии одного из двух грузинских штурмовиков, попытавшихся осуществить налет на Цхинвал. По имеющейся информации с грузинской стороны, 9 августа грузинские штурмовики вылетов уже не совершали, так что, по всей видимости, за грузинские самолеты были приняты и обстреляны поврежденный самолет Кобылаша и сопровождавший его ведомый, вошедшие в воздушное пространство над городом со стороны Грузии.

9 августа стало самым тяжелым днем для российской авиации, в общей сложности в этот день было потеряно четыре самолета. Четвертым стал штурмовик Су-25БМ майора Владимира Едаменко из 368-го штурмового авиационного полка. Об обстоятельствах этого вылета телеканалу «Рен-ТВ» рассказал его ведомый капитан Сергей Сапилин. Их пара штурмовиков получила задание на сопровождение с воздуха российской военной колонны, следовавшей из Джавы в Цхинвал. Сразу после пересечения Кавказского хребта и вхождения в воздушное пространство Южной Осетии экипажи визуально обнаружили приближение истребителей, идентифицированных ими как МиГ-29 неизвестной принадлежности. В качестве предосторожности штурмовики начали выполнять противоистребительный маневр. Российские МиГ-29, сблизившись и проведя визуальную идентификацию, отвернули.

Практически сразу после этого, в районе Джавы, над территорией, контролируемой российскими войсками, ведомый майора Едаменко обнаружил радиооблучение своего самолета с земли и увидел горящий Су-25БМ своего ведущего, идущий в пологом пике к земле. На запросы ведомого по радио Едаменко не отвечал, не сделал он и попытки катапультироваться, что может говорить о том, что майор был убит или тяжело ранен. Самолет врезался в землю и взорвался, майор Едаменко погиб. Впоследствии начальник войсковой ПВО Вооруженных сил России генерал-майор Михаил Круш заявил об уничтожении российскими средствами ПВО «грузинского Су-25КМ». Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко.

Приблизительно между 15 и 16 часами дня 9 августа корреспондент телеканала НТВ Александр Викторов наблюдал обстрел воздушной цели российской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка», прикрывавшей Гуфтинский мост. Впоследствии по направлению обстрела, на берегу реки Большой Лиахви у поселка Итрапис, на удалении около 1,6 километра от моста были обнаружены обломки штурмовика Су-25. Они были объявлены остатками сбитого «грузинского штурмовика» и 5 сентября подорваны специалистами российского МЧС, так как среди них находилось большое количество поврежденных неуправляемых реактивных снарядов. Побывавшие впоследствии на этом месте российские журналисты обнаружили на обломках российские опознавательные знаки.

Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко, поскольку ко времени ввода в Южную Осетию российских комплексов ПВО грузинские самолеты вылетов уже не совершали. Проблемы с опознанием штурмовика российскими истребителями и установкой ПВО могут свидетельствовать о неисправности системы опознания «свой-чужой» на его самолете.

Шестой и последний сбитый самолет ВВС России был потерян уже под конец активной фазы конфликта, около 11 часов утра 11 августа. Это был фронтовой бомбардировщик Су-24М. По неофициальной информации из авиационных кругов, он входил в состав 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (Липецк). Колонна российских войск, выдвигавшаяся из района Цхинвала в сторону Гори, ошибочно идентифицировав этот Су-24М как вражеский, произвела по нему несколько пусков ракет ПЗРК, в результате чего самолет был сбит , в нескольких километрах к западу от Цхинвала, над территорией Южной Осетии. Летчики успешно катапультировались и были эвакуированы, обломки Су-24М упали в труднодоступной гористой местности.

Уже после завершения активных боевых действий, в ночь с 16 на 17 августа, в Южной Осетии произошла катастрофа вертолета Ми-8МТКО авиации Пограничной службы ФСБ России (в/ч 2464). При посадке ночью на временную вертолетную площадку у села Угарданта, недалеко поселка Джава, он задел вертолет Ми-24 487-го вертолетного полка (Буденновск), стоявший на земле, перевернулся и загорелся. В результате пожара и последовавшего взрыва боеприпасов был также серьезно поврежден Ми-24 и легко – несколько других вертолетов, находившихся на площадке. Погиб бортмеханик старший прапорщик Александр Бурлачко, три других члена экипажа получили тяжелые ожоги.

Всего, таким образом, за время боевых действий погибли четверо членов экипажей российских самолетов:

Майор Владимир Едаменко – 368-й шап;

Майор Игорь Нестеров – 52-й гтбап;

Майор Виктор Прядкин – 52-й гтбап;

Полковник Игорь Ржавитин – 929-й ГЛИЦ.

Уже после завершения боевых действий в катастрофе вертолета на территории Южной Осетии погиб старший прапорщик Александр Бурлачко (в/ч 2464).

Были сбиты, взяты в плен грузинской стороной и позднее обменены на грузинских военнопленных:

Полковник Игорь Зинов – 929-й ГЛИЦ;

Майор Вячеслав Малков – 52-й гтбап.

Числится пропавшим без вести:

Подполковник Александр Ковенцов – 52-й гтбап.

Общие боевые потери российской авиации во время Пятидневной войны составили шесть самолетов:

1 – Су-25СМ и 2 – Су-25БМ;

2 – Су-24М;

1 – Ту-22М3.

Из них два самолета были достоверно сбиты огнем противника, три самолета наверняка «дружественным огнем», определить, кто сбил еще один, представляется затруднительным. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии и только одного – Су-24М из 929-го ГЛИЦ – на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы. Официально подтверждено повреждение трех модернизированных Су-25СМ (заявления главного конструктора ОКБ Сухого Владимира Бабака и директора 121-го авиаремонтного завода Министерства обороны России Якова Каждана ) из состава 368-го штурмового авиационного полка. Известно, что два из них пилотировались летчиками капитаном Иваном Нечаевым и подполковником Олегом Молостовым. Кроме того, известно о повреждении еще одного Су-25 (бортовой номер «47 красный», летчик майор Иван Конюхов) из состава 461-го штурмового авиационного полка (аэродром Краснодар). Все они были поражены ракетами ПЗРК. Самолеты других типов и вертолеты существенных боевых повреждений не получали.

Таким образом, самые тяжелые потери в технике понес буденновский 368-й штурмовой авиационный полк, в котором были сбиты и серьезно повреждены шесть машин Су-25 – то есть не менее четверти самолетов от штатной численности, причем в основном только недавно модернизированные Су-25СМ, с наиболее подготовленными пилотами, включая командира полка.

При этом первоначальные оценки эффективности грузинской ПВО, сделанные исходя только из количества потерянных Россией самолетов, без учета причин их потерь, оказались преувеличены. Грузинской ПВО, несмотря на наличие в ее составе таких достаточно эффективных ЗРК, как «Бук-М1», «Оса-АК/АКМ» и Spyder-SR, а также значительного числа ПЗРК, не удалось надежно прикрыть свои войска и территорию страны. В течение всех первых суток войны, 8 августа, системе ПВО Грузии не удалось сбить ни одного российского самолета, несмотря на то, что в эти сутки те действовали в условиях неподавленной ПВО противника и наличия у него единого радиолокационного поля над самой Грузией, ее сепаратистскими регионами и ближними приграничными территориями.

За первые сутки боевых действий российская боевая авиация совершила несколько десятков самолетовылетов, причем наносила удары не только непосредственно в зоне вооруженного противостояния, но и на всю глубину территории Грузии, применяя почти исключительно неуправляемое оружие. Например, основная база ВВС Грузии Марнеули, расположенная более чем в ста километрах от зоны конфликта и границы с Россией, недалеко от Тбилиси и границы Грузии и Армении, днем 8 августа трижды беспрепятственно подвергалась бомбардировке мелкими группами самолетов Су-25 и Су-24М. Оба (или в лучшем случае три) самолета, которые можно записать на счет грузинских средств ПВО, были сбиты 9 августа, в первой половине суток. С полудня 9 августа и до завершения конфликта грузинским вооруженным силам не удалось сбить ни одного российского летательного аппарата.

В общей сложности за весь период боевых действий грузинским средствам ПВО удалось достигнуть только одного попадания в российские самолеты из мобильных комплексов ПВО. Более успешными оказались действия переносных зенитно-ракетных комплексов. Грузинским войскам удалось добиться не менее трех, но не более шести попаданий из ПЗРК по российским самолетам, включая один близкий промах, не причинивший тяжелых повреждений.

Потеря же не менее половины российских самолетов от «дружественного огня» стала неприятным сюрпризом. Это продемонстрировало серьезнейшие проблемы Российских вооруженных сил с координацией и управлением войсками в зоне боевых действий. Практическое отсутствие взаимодействия между сухопутными войсками и ВВС РФ привело к тому, что они вели фактически две отдельные войны. Летчики не в полной мере были оповещены о ситуации на земле, получали неточные и запаздывающие разведывательные данные, к началу войны, по словам командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Кобылаша, они не имели и точных сведений о структуре и силах ПВО Грузии.

Российские наземные войска также не владели данными о ситуации в воздухе и до завершения боевых действий даже не были уверены в господстве в воздухе российской авиации. Несмотря на то, что грузинские штурмовики Су-25 совершили лишь один боевой вылет ранним утром 8 августа и больше в воздух не поднимались, зачастую российские самолеты принимались российскими и осетинскими силами за грузинские и подвергались обстрелу без их идентификации и при отсутствии с их стороны агрессивных действий (хотя имеются и отдельные свидетельства о случаях «дружественного огня» со стороны авиации. ) В результате российскими войсками и осетинским ополчением было произведено не менее десяти пусков ракет ПЗРК по своим самолетам, огонь по ним открывался также из пушек БМП, зенитных пулеметов танков и ручного автоматического оружия. Имеются также сведения о проблемах в работе системы опознания «свой-чужой» и лишь эпизодическом применении ее при использовании ПЗРК. Все это и привело к столь большим потерям российских самолетов от «дружественного огня».

Из книги Грузия - Материалы по попытке её захвата в августе 2008 г автора Автор неизвестен

ГРУЗИЯ МАТЕРИАЛЫ ПО ПОПЫТКЕ ЕЁ ЗАХВАТА РОССИЕЙ В АВГУСТЕ 2008 ГОДА Новодворская, Саакашвили 28.8.2008. Выступление Зянковича в ООН. Кротов, 3.9.2008 ("Письмо совести") и 12.8.2008. О Г. о.А.Кордочкин, 2008 в связи с нападением России на Г. "Ответы на стандартные вопросы" по Грузии эпохи

Из книги Газета Завтра 825 (37 2009) автора Завтра Газета

Лаврентий Гурджиев КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ Об «августовской войне» 2008 года и не только о ней Эта статья - отрывок из послесловия к книге "Сталинизм", готовящейся к печати. Автор - свидетель и участник ряда описываемых в ней событий.РОССИЯ… Альтернативная историческая ось,

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

18 декабря 2008 года Бывший полковник КГБ для ДЗЕННИКА "У Российской агентуры влияния больше, чем при СССР" http://www.dziennik.pl/swiat/article284030…niz_w_ZSRR.htmlBy?y pu?kownik KGB dla Dziennika "Rosyjska agentura wp?ywu wi?ksza ni? w ZSRR".- В Кремле всё ещё господствует советская убеждённость в том, что пропаганда всемогуща. Что

Из книги Танки августа. Сборник статей автора Лавров Антон

Из книги Русский Newsweek №39 (306), 20 - 26 сентября 2010 года автора Автор неизвестен

10 августа 2008 года Канцелярия Президента о войне в России. Каминьский считает, что мы следующие http://www.dziennik.pl/swiat/wojna-gruzja/…y_nastepni.htmlKancelaria Prezydenta o wojnie w GruzjiKami?ski uwa?a, ?e jeste?my nast?pniПо мнению Михала Каминьского, госсекретаря в Канцелярии Президента, история учит одному - сегодня

Из книги Дмитрий Медведев: двойная прочность власти автора Медведев Рой Александрович

3 июня 2008 года Анджей Новак За российской стеной http://www.rp.pl/artykul/142408.htmlAndrzej Nowak Za rosyjskim muremУже 175 лет тому назад Адам Мицкевич в «Отрывке» III части «Дзядов» создал в нашей литературе самый яркий образ русского-раба. Опыты польских исторических контактов с Россией, кажется, лишь

Из книги Разруха в головах. Информационная война против России автора Беляев Дмитрий Павлович

29 апреля 2008 года Россия: Мы готовы к войне http://forum.gazeta.pl/forum/72,2.html?f=9…amp;v=2&s=0Rosja: Jeste?my gotowi na wojn?Россия предупредила, что использует все доступные способы, в том числе и военные, для защиты своих граждан в Абхазии и Южной Осетии, если Грузия доведёт до вооружённого конфликта с

Из книги Что было… Что ожидать… Демографические этюды автора Башлачев Вениамин Анатольевич

Реформирование грузинской армии при Саакашвили до Пятидневной войны 2008 года Вячеслав

Из книги Куда ведут Россию современные правители? автора Тарнаев Александр Петрович

Хронология боевых действий между Россией и Грузией в августе 2008 года Антон

Из книги Русские и государство [Национальная идея до и после «крымской весны»] автора Ремизов Михаил Витальевич

Послевоенное реформирование Российской армии в контексте противостояния с Грузией Если послевоенные изменения в грузинской армии позволили повысить ее возможности по ведению общевойскового боя уже к настоящему времени, то начавшаяся глобальная реформа армии России

Из книги автора

Из книги автора

Президент Дмитрий Медведев в августе 2008 года Еще в конце мая и в июне во время первых посещений Дмитрием Медведевым уже в качестве Верховного Главнокомандующего воинских частей в Московском военном округе некоторые из оппозиционно настроенных наблюдателей не

Из книги автора

Потери во Второй мировой войне Гитлер не был гуманистом. Напротив, задолго до пришествия к власти он занимался «арийским вопросом». Теория о высшей расе, называемая евгеникой, была импортирована фюрером из США, где задолго до Освенцима, Саласпилса и Бухенвальда

Из книги автора

Про потери в Великой Отечественной Войне О подвигах и потерях в годы Великой Отечественной Войны написаны сотни книг и мемуаров.Но фактографические «цифры» потерь крайне скудныВ публикациях о людских потерях в войне есть две крайностями:Одна крайность - в

Из книги автора

Российской авиации «подрезали» крылья Сегодня, оценивая результаты дел за период прославляемых нынешней властью «рыночных реформ», в отличие от времени «сталинского рывка», впору произносить: «У нас была авиационная промышленность – теперь у нас её нет… У нас была

Из книги автора

Пять мифов о пятидневной войне После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, состоявшегося 26 августа 2008 года, в московском воздухе разлилась атмосфера конца эпохи. И дело не в том, что ухудшение конъюнктуры, внешнеэкономической и внешнеполитической,

Министерством обороны России официально признана потеря 4 самолётов, одного Ту-22М3 и трёх Су-25. Потеря ещё двух Су-24 не признана. Кроме указанных ниже сбитых и разбившихся летательных аппаратов, известно, что ещё несколько самолётов получили повреждения, но сумели вернуться на базы. Достоверно известно о серьёзных повреждениях ещё 4 российских Су-25.

1. Днём 8.08.2008, Су-25БМ 368-й штурмового авиаполка
Сбит, предположительно в результате "дружественного огня". Пилот, подполковник, военный лётчик 2-го класса Олег Михайлович Теребунский , катапультировался и приземлился на территории, контролируемой российскими и южноосетинским частями. При приземлении получил травмы. Награждён орденом Мужества.


2. около 9:00 9.08.2008, Ту-22М3 52-го тяжёлого бомбардировочного полка.
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 был сбит утром 9 августа в районе Карели, предположительно комплексом Оса-АК или Бук-М1. Из экипажа в составе подполковника Александра Ковенцова , майора Виктора Прядкина , майора Игоря Нестерова , майора Вячеслава Малкова , катапультировался и выжил майор Малков. Катапультировавшийся подполковник Ковенцов пропал без вести. Остальные члены экипажа остались в самолёте и погибли. Малков получил травмы, был пленён и госпитализирован в грузинский госпиталь, после чего 19 августа обменян на грузинских военнопленных.

Сюжет о сбитом в Грузии российском Ту-22М3. Программа Рен-ТВ "Неделя с Марианной Максимовской" от 21.02.2009


3. 10:20 9.08.2008, Су-24М 929-го государственного летно-испытательного центра
Вылет тремя Су-24 на подавление грузинской артиллерии. Сбит после нанесения бомбового удара в районе села Шиндиси, самолёт упал в село Дзевери. Экипаж, полковник Игорь Леонидович Зинов и штурман-испытатель 1-го класса полковник Игорь Викторович Ржавитин катапультировался. Ржавитин погиб, тяжело травмированный Зинов попал в грузинский плен и 19 августа был обменен на грузинских пленных.
Грузинская газета "Kviris palitra" №38/2008 так описывает их сбитие: "Жители Шиндиси могли утешить себя тем, что российский бомбардировщик, разрушивший их дома, был сбит спустя две минуты после атаки. Две ракеты с инфракрасным наведением промахнулись мимо цели, но третья попала точно, и самолёт рухнул в село Дзевери. Один из двух катапультировавшихся пилотов выжил, второй же погиб после того, как горящие обломки самолёта упали ему на купол парашюта и подожгли его. Пилот попытался открыть запасной парашют, но было уже поздно и он разбился об землю. Это наблюдали множество людей ".

4. 10:30 9.08.2008, Су-25СМ 368-й штурмового авиаполка
Вылет парой Су-25 на штурмовку грузинской колонны. Лётчик - командир 368 шап, полковник Сергей Кобылаш . После атаки колонны к югу от Цхинвали попадание ракеты ПЗРК в левый двигатель, в результате которого он вышел из строя. При возвращении на аэродром повреждённого самолёта, над южной окраиной Цхинвали произошло второе попадание из ПЗРК в правый двигатель, который также вышел из строя. Полковник Кобылаш катапультировался и приземлился в грузинском анклаве к северу от Цхинвали, после чего был подобран вертолётом поисково-спасательной группы. Самолёт упал в безлюдном месте у реки в горном ущелье и взорвался.
Менее чем через час Государственный комитет печати и массовой информации Южной Осетии распространил заявление о сбитии над Цхинвали силами ПВО Южной Осетии грузинского Су-25, что позволяет предположить о том, что уже повреждённый самолёт Кобылаша, летевший со стороны Грузии, был ошибочно идентифицирован как грузинский и сбит в результате "дружественного огня".

Интервью с Сергеем Кобылашем

5. 9.08.2008, Су-25БМ 368-й штурмового авиаполка
Вылет парой Су-25 на сопровождение российской армейской колонны выдвигавшейся из Джавы в Цхинвал. Сбит в районе Джавы дружестенным огнём, предположительно из ЗСУ "Шилка", прикрывавшей Гуфтинский мост. Лётчик, майор Владимир Евгеньевич Едаменко погиб. Обломки самолёта упали у села Итрапис и 5 сентября 2008 годы было уничтожены путём подрыва сотрудниками центра операций особого риска «Лидер» МЧС России. Майору Едаменко присвоено звание Героя России посмертно.

Рассказ ведомого о гибели Едаменко


Фотографии (с) Сергей Узаков

Война в небе очень быстро превратилась в соперничество российских ВВС с ПВО Грузии – российские военно-воздушные силы и средства ПВО, задействованные с 10 августа, быстро смогли завоевать полное превосходство в воздухе.

Однако досталась победа достаточно непросто – за пять дней боев российская сторона потеряла четыре боевых самолета: три фронтовых штурмовика Су-25 и один стратегический бомбардировщик Ту-22.


Основным противником российских ВВС стала грузинская ПВО


Основным противником российских ВВС стала грузинская ПВО. Именно она препятствовала выполнению главной задачи российских самолетов – выводу из строя объектов военной инфраструктуры в тылу противника: аэродромов, складов, мостов, транспортных артерий и т. п.

Ту-22М3

Дальний сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Основное применение – поиск и поражение наземных и надводных целей на дальнем и сверхдальнем расстояниях. Принят на вооружение ВВС СССР в 1989 году. Боевое применение самолет нашел на завершающем этапе войны в Афганистане и в ходе первой чеченской кампании. Экипаж – 4 человека, может нести 3 сверхзвуковые крылатые ракеты, 10 гиперзвуковых аэробаллистических ракет, а также бомбовую нагрузку.


Особенно существенными потери российских ВВС были в первые дни боев. 9 августа грузинская сторона сообщила о сбитии двух российских самолетов – Су-25 и Ту-22. Трое из летчиков оказались в плену, в том числе командир «тушки» полковник Игорь Зинов, один из летчиков погиб. Позже, в нарушение Женевских конвенций, грузинское телевидение покажет кадры того, как тяжелораненого полковника Зинова допрашивают телевизионщики.

В эфире грузинского телевидения полковник Зинов скажет, что его самолет Ту-22 выполнял разведзадание и не бомбил Грузию. Позднее российские военные эксперты будут в один голос утверждать, что выбор стратегического бомбардировщика Ту-22М3, а именно эту модификацию самолета сбили грузинские ПВО, для выполнения разведки был не обоснован командованием российской авиации. Разведку местности и системы организации огня ПВО Грузии нужно было поручить другим, более специализированным самолетам.

Тем не менее выбор Ту-22 в качестве разведчика имел все основания. И прежде всего таким основанием являлась безопасность пилотов – по версии российского военно-воздушного командования, Ту-22 благодаря своим тактико-техническим характеристикам не мог быть сбит грузинскими ПВО. Сегодня российские эксперты утверждают, что все российские самолеты в зоне конфликта были потеряны в результате эффективных действий зенитно-ракетного комплекса «Бук М-1» украинского производства, однако первая версия Минобороны РФ относительно причин потери Ту-22 была иной. Была высказана версия о том, что грузинская сторона использовала зенитный комплекс С-200, незаконно приобретенный на Украине и не зарегистрированный в составе грузинских ПВО в официальном реестре ООН для обычных вооружений. Однако эта версия не нашла подтверждения. Только он, по мнению командования ВВС РФ, мог «достать» такую сложную цель, как Ту-22М3.

Однако была высказана еще одна точка зрения на причины боевых потерь российских ВВС. Существует вероятность того, что грузинские зенитные комплексы получали информацию от американской системы раннего предупреждения о воздушном нападении «Скайвотчер», завязанную на систему получения информации от американских средств слежения. Обслуживалась она иностранными специалистами и была недоступной для непосредственного уничтожения российскими войсками

Как правило действия российской авиации в данном конфликте большинство оценивает очень низко, говоря о "неоправданно высоких потерях", "тупом командовании" и как правило всегда делается сравнение с действиями авиации НАТО. Попробуем разобраться, насколько всё это соответствует истине.

К началу войны в Южной Осетии ВВС Северо-Кавказского военного округа были одним из ключевых элементов, обеспечивающих военное превосходство армии РФ над грузинской армией. Имевшиеся у России в тогда ещё потенциальной зоне конфликта войска не имели существенного численного превосходства над грузинской армией, кроме того в случае войны им предстояло выдвигаться в зону боевых действий к крайне тяжёлых природных и географических условиях. В планах на случай войны с Грузией, авиации РФ отводилась одна из решающих ролей, особенно на первых порах. Предполагалось, что наступление грузинских войск должно было сдерживаться в первый день преимущественно авиацией.

На лето 2008-го ВВС СКВО состояли из 4-й воздушной армии, насчитывавшей около 200 самолётов - 2 полка Су-27, 2 МиГ-29, 3 полка штурмовиков Су-25 и 2 бомбардировочных полка на Су-24М. Лётчики этой армии имели пожалуй, наилучшую подготовку среди остальных авиачастей армии РФ, также данная воздушная армия отличалась наибольшей степенью исправности авиатехники - 70-75%.

ВВС Грузии были ничтожными и сколь либо серьёзно на ход боевых действий повлиять не могли. Основу ВВС Грузии составляли 12 штурмовиков Су-25КМ "Скорпион" - модернизированные израильской фирмой "Ebit Systems" Су-25, остальная часть представляла свалку из всякого говна типа L-29, L-39, а также "солянки" из чуть более 10 различных вертолётов - Ми-24, Ми-8, а также американские старички UH-1, переданные американцами и возраст которых на тот момент уже значительно превышал 30 лет.

Несмотря на абсолютную никчёмность авиации, Грузия располагала достаточно мощной для своей армии системой ПВО. В её состав входили две РЛС 36Д6(украинского производства, обычно придаются дивизиону ЗРК С-300ПС), дивизион ЗРК "Бук-М1"(продан Украиной из "резервов", предворительно прошёл капитальный ремонт и был приведён в работоспособное состояние), 5 ЗРК "Оса", а также свыше 40 ПЗРК различных типов - "Стрела-2", "Игла", "Гром", что весьма много для такой армии, как грузинская. Также Грузией был приобретён у Израиля ЗРК "Спайдер", но на его счету сбитых самолётов нет. По некоторым данным он впоследствии был захвачен российскими войсками.

Ночью 8 августа грузинская авиация совершила свой первый и единственный боевой вылет, пытаясь разбомбить Гуфтинский мост(мост рядом с селом Джава), однако вылет оказался безрезультатным. Стоит заметить, что не смотря на наличие высокоточного оружия(у Грузии имелись ракеты Х-25МЛ и Х-29Л), а также весьма неплохой уровень подготовки в данном вылете грузинские штурмовики использовали обычные свободнопадающие бомбы. После того как утром в небе появились российские истребители, грузины рассредоточили свою авиацию и больше в небо она так и не поднималась.

Утром 8 августа российская авиация приступила к решению следующих задач - противодействие наступлению грузинских войск, изоляция поля боя, а также нанесение ударов по объектам в тылу на непосредственно территории Грузии. Уже в 10.30 Су-24 нанесли первые удары по непосредственно грузинской территории, и подвергли бомбардировке пункт сбора резервистов в Вазиани. Несмотря на достаточно высокие результаты(наиболее известный из которых это единовременное уничтожение 42 солдат 4-й грузинской пехотной бригады в роще на подступах к Цхинвалу, что сильно деморализовало грузинских солдат, и даже по некоторым источникам создало кратковременную панику), в первый день войны авиация РФ понесла первые потери - по ошибке был сбит свой же Су-25. 9 августа российские ВВС понесли наиболее тяжёлые потери – всего за несколько часов были сбиты сразу три самолёта.

Ту-22М3 из Шайковки, Су-24 и Су-25СМ. Потеря бомбардировщика Ту-22М3 стала наиболее чувствительной и «резонансной”. Скорее всего данный самолёт в составе группы бомбардировщиков осуществлял ковровые бомбардировки Кодорского ущелья. Учитывая, что грузинские войска очень быстро ушли от туда и это ущелье было беспрепятственно захвачено абхазскими войсками, такая версия выглядит наиболее правдоподобной. Многие задаются вопросом - зачем он действовал как бомбардировщик, а не ракетоносец? Как правило в подобных конфликтах применение стратегических бомбардировщиков по своему самому прямому назначению является весьма оправданным, к примеру в "Буре в Пустыне", операции против Югославии, а также во время боевых действий в Ливии ВВС США привлекали бомбардировщики В-52 и В-1 для решения бомбардировочных задач.

После выполнения бомбардировки, группа Ту-22М3 сделала «крюк” через грузинскую территорию, видимо имелись какие-то второстепенные цели. И пролетая над Сачхерским районом Грузии группа попала в так называемую «ракетную засаду”. Суть её в следующем – ЗРК находится в «выключенном” режиме, не выдавая себя работой РЛС, цель при этом обнаруживается другими РЛС или пассивными средствами, например оптико-телевизионным визиром. Когда цель входит в глубину зоны поражения, ЗРК быстро включает РЛС, осуществляет «захват” цели и пуск ракет. Именно так и был сбит Ту-22М3, грузинским ЗРК «Бук-М1”. По самолёту было выпущено по разным данным от 4 до 6 ракет, из которых две поразили цель, а остальные были уведены средствами РЭБ(крайне мощными на таких самолётах). Эта потеря привела к тому, что стратегическая авиация прекратила дальнейшие вылеты в ходе войны.

Буквально сразу же после уничтожения Ту-22М3, в районе грузинского города Шиндиси был сбит бомбардировщик Су-24М. Спустя ещё час был сбит Су-25СМ командира 368-го штурмового авиаполка, полковника Сергея Кобылаша, уже в Южной Осетии. Он был подбит при атаке грузинской колонны и «потянул” на базу, но уже над Цхинвалом по ошибке сбит осетинами, принявших его за грузинский Су-25. Лётчик успешно катапультировался и через несколько минут был эвакуирован прибывшим спасательным вертолётом. Около 15 часов дня был сбит ещё один Су-25, снова по ошибке.

Помимо собственно сбитых самолётов сопоставимое число получили повреждения, преимущественно от огня грузинских ПЗРК. Понеся достаточно ощутимые потери, на третий день войны российские ВВС сменили тактику. Ударные самолёты начали действовать под прикрытием самолётов-помехопостановщиков Ан-12ПП, вертолётов РЭБ Ми-8ПП, а также приступили к активному подавлению грузинской системы ПВО. В бой вступили несколько новейших бомбардировщиков Су-34. Ими были успешно уничтожены обе РЛС 36Д6(были опробованы новые противорадиолокационные ракеты Х-31П), а также было осуществлено радиоэлектронное подавление "Бука". В последние 2 дня российская авиация потерь уже не имела.

Результаты действий ВВС России следующие:

В целом российская авиация справилась с поставленными задачами, нанеся существенный ущерб грузинским войскам, а также уничтожив большинство объектов грузинской военной инфрастуктуры. Были уничтожены ВПП практически все грузинские аэродромы, включая взлётную полосу Тбилисского авиазавода. Не бомбилась только ВПП аэропорта в Тбилиси. Практически все военные базы и военные объекты грузии подверглись бомбардировкам, большая часть военной инфраструктуры Грузии была уничтожена. Несмотря на достаточно высокие результаты, грузинской системе ПВО абсолютно не удалось хоть как то воспрепятствовать эффективному выполнению задач российской авиацией.

Суммарно ВВС РФ, включая транпортную авиацию совершили около 2,5 тыс. вылетов. В первые три дня войны фронтовая авиация совершала в среднем 3 полковых самолётовылета в сутки, в последние 2 дня - по 2. Потеряно 6 самолётов по разным оценкам - 1 Ту-22М3, 4 Су-25, 1-2 Су-24М. Стоит заметить, что данный уровень потерь весьма далёк от критического.

Значительная часть потерь пришлась на «дружественный огонь”. К сожалению, российскими ВВС не применялись какие-либо знаки «быстрого опознавания”(например в израильских ВВС во время боевых действий на кили самолётов наносят специальные яркие полосы). А учитывая, что Грузия располагала такими же штурмовиками, имеющие аналогичный камуфляж, в неразберихе боя это приводило к столь трагичным последствиям.

В целом результаты действий в ВВС РФ в Пятидневной войне можно признать удовлетворительными.

Теперь насчёт сравнения эффективности ВВС России с ВВС НАТО, что многие очень любят делать. Во-первых, это не совсем корректно, т.к. ВВС НАТО в войнах последних десятилетий и ВВС РФ решали несколько разные задачи. Основной задачей ВВС НАТО было уничтожение гражданской и военной инфраструктуры противника. Во время "Бури в пустыне" сухопутному наступлению войск Коалиции предшествовал месяц интенсивнейших бомбардировок Ирака, после чего сухопутным войскам оставалось лишь добить дезорганизованные иракские войска.

Во время операции НАТО против Югославии, удары наносились практически исключительно по объектам гражданской инфраструктуры. Во время Пятидневной войны ВВС России решали задачи поддержки сухопутных войск и вступали в непосредственное соприкосновение с войсками противника, находясь в зоне поражения ПЗРК и ЗРК малой дальности. Кроме того, "плотность" ПЗРК в армии Ирака была многократно меньше, чем в грузинской, при полном отсутствии каких-либо хотя бы относительно современных ЗРК СВ.

ВВС РФ столкнулись со средствами ПВО "своего" уровня. ВВС НАТО не встречали серьёзного противодействия со стороны средств ПВО. Все средства ПВО которыми располагали их противники были по сути музейными экспонатами, давно снятые в развитых странах с вооружения, и которые абсолютно не способны бороться с современной авиацией.

Ну и на счёт “тупости” командования. В странах НАТО тоже “умеют” воевать, мягко говоря, не идеально. К примеру во время "Бури в пустыне" англичане в первую же неделю войны крупно “облажались” потеряв 6 "Торнадо", в течении всего 300 самолётовылетов. А это критический уровень потерь – 2% на самолётовылет. Критический уровень потерь британской авиации был обеспечен следующими средствами - ЗРК С-75, ЗСУ-57-2, ЗСУ-23 "Шилка", а также “доисторическими” зенитными орудиями С-60 и КС-19(100-мм зенитка образца 1947-го). Во время вторжения в Ирак значительная часть потерь сил НАТО в том числе и в авиации была потеряна от "дружественного огня". Например американский ЗРК "Пэтриот" сбил британский "Торнадо"(расчёт принял его за тактическую ракету "Скад"(!!!)).

Во время войны в Южной Осетии, можно выделить следующие недостатки ВВС РФ:

Сосредоточение в первые дня всех усилий исключительно на нанесении ударов по противнику и пренебрежением борьбой со средствами ПВО Грузии.

Недооценка возможностей грузинских средств ПВО.

Недостаточный уровень взаимодействия между сухопутными войсками и авиацией. По сути и сухопутные войска, и ВВС вели "свою" войну.

На тот момент очень низкий уровень оснащения ВВС новыми и модернизированными самолётами(в последние годы данные недостатки активно устраняются).

Штурмовая авиация РФ не располагает эффективными высокоточными средствами(например ПТУР) для борьбы с бронетехникой противника, что вынуждает применять свободнопадающие боеприпасы, что вынуждает входить в зону эффективного поражения ПЗРК противника. Также для штурмовиков Су-25 очень актуально отвратительное БРЭО(бортовое радиоэлектронное оборудование). На Су-25СМ с этим делом всё значительно получше.

Как видно данная война показала как множество недостатков российских ВВС, так и показала что они более чем "живые" и способны весьма эффективно решать поставленные задачи.

Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов покинул самолет после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа - майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Они не успели по какой-то причине катапультироваться. После этой потери ВВС России до самого конца конфликта перестали использовать дальнюю авиацию.

Что же случилось, почему и, самое главное, кем был сбит уникальный российский дальний бомбардировщик Ту-22М3?

Необходимое предисловие

Ту-22М («изделие 45»), по кодификации НАТО Backfire, - советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Первый опытный Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. В окончательном виде он был принят на вооружение в марте 1989 года.

Последний Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолет установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3

Пятидневная война

Любая война для не нападающей стороны всегда начинается внезапно. Следствием внезапности зачастую является паника в войсках страны, на которую напали. Южная Осетия не стала исключением.

В рядах ее защитников возникло точно такое паническое настроение, какое было в советских войсках в 1941 году во время Великой Отечественной войны.

Возникновению паники способствовало то, что обе стороны воевали оружием советского производства. Особенно это касалось самолетов. Например, хорошо известные штурмовики Су-25 строились на Тбилисском авиазаводе и находились на вооружении и российской, и грузинской армий. Поэтому осетинские ополченцы были вынуждены стрелять во все подряд, что летало.

Независимые военные эксперты утверждают, что общие боевые потери российской авиации во время пятидневной войны составили шесть самолетов: один Су-25СМ, два Су-25БМ, два Су-24М, один Ту-22М3.

Из них два самолета (!) были достоверно сбиты огнем грузин, а три - так называемым "дружественным огнем" осетин. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии, и только одного Су-24М - на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы.

Скорее всего, причиной этих потерь послужило неэффективное взаимодействие между родами войск, а также то, что системы распознавания «свой-чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целеполагания и ориентации была слишком слаба и неэффективна.

Как и почему его сбили?

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбила аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье.

Кто принял такое недальновидное решение, до сих пор неясно. Никто из российских военных не знал, какими средствами ПВО располагает грузинская армия, сколько их задействовано в грузино-осетинском конфликте.

Кто сбил Ту-22М3, тоже непонятно. Это мог быть как грузинский ЗРК «Бук-М1», так и грузинский же ЗРК «Оса». По мнению независимых экспертов, скорее всего, это был модернизированный комплекс грузинских ПВО «Оса-АК/АКМ». Правда, Минобороны России это не подтвердило.

Но тем не менее возникают определенные вопросы. Первый: как и почему сбили? Неужели на таком мощном самолете не было систем защиты от ракетного нападения?

На этот вопрос ответил второй пилот майор Вячеслав Малков. Вот что он рассказывал «От первой ракеты мы увернулись. А вторая попала прямо в воздухозаборник. Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: „Прыгай!“»

И Малков катапультировался. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Он потянулся к пистолету и потерял сознание.

Потом был плен, обмен на 18 грузинских военных, госпиталь, куда к нему приехал Владимир Путин. Тогда он занимал пост председателя правительства РФ.

Премьер присел на край кровати и спросил, почему сбили. Малков покосился на министра обороны (в то время им был тот самый Анатолий Сердюков), который там тоже присутствовал, потом махнул рукой и сказал правду.

«В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось». Вот так.

Казалось, страшное осталось для него позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске, который объявило правительство Грузии. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.

Но, как говорится, это дело второе.

Почему не катапультировались?

Второй вопрос в том, почему весь экипаж российского Ту-22М3 не сумел успешно катапультироваться, ведь высота полета позволяла это сделать.


ЗРК «Оса»

Что же говорит инструкция по катапультированию?

В соответствии с ней, каждый член экипажа самолета снабжен катапультным креслом КТ-1М разработки ОКБ Туполева с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле. Катапультирование, подчеркиваю, в нормальных условиях осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый летчик, командир корабля (запомните!). Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.

Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер «Принудительное покидание».

Командир катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную. Принудительное катапультирование является основным, а индивидуальное покидание самолета - резервным.

В случае покидания, еще раз подчеркиваю, обесточенного самолета возможно только индивидуальное катапультирование с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Так вот, в результате попадания ракеты Ту-22М3 был обесточен. Первым катапультировался второй пилот майор Вячеслав Малков.

Командир Ту-22М3, подполковник Александр Ковенцов, катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.


ЗРК «Бук-M1»

Не в укор ему сказано, но катапультироваться он должен был последним. Почему Ковенцов катапультировался вторым, неясно.

Но это сегодня только наши домыслы. Вопрос в том, почему погибли остальные члены экипажа. Как говорилось выше, индивидуальное катапультирование на этом самолете происходит с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Скорее всего, люки не сбросились и экипаж остался в катапультных креслах до самой земли. Или самолет так быстро развалился в воздухе, что они ничего не успели сделать.

Необходимое послесловие


Катапультное кресло КТ-1М

Что же показал грузино-осетинский конфликт?

В первую очередь чрезвычайно неэффективную работу российской авиации, а также ее плохое взаимодействие с наземными войсками.

Возможно, после всего, что случилось, генералы сделали какие-то выводы. Конечно, если успели - почти все высшее руководство почти всех родов войск, задействованных в пятидневной войне, было уволено.

Минобороны РФ заявило о том, что «с этого конфликта началась перестройка в российской армии». Это было очень интересное заявление, если учесть тот факт, что его главой в то время был Анатолий Эдуардович Сердюков.