Краткие содержания

Сделанные из природных материалов предметы использовались древними. Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из железа и алюминия, однако в чистом виде в природе их нет. Откуда они берутся

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей , включающих в себя25 заданий .

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняетсяна бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число илипоследовательность слов,

чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

5)Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.

Ответ: ______1_____________________.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором

(2) предложении текста? Выпишите это слово.

необычные

некоторые

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный .

Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

натуральный ,-ая, -ое; -лен, -льна.

1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.). Натуральная история.

2. Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.

3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный налог. Натуральный обмен.

4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный. Натуральный шелк, мех.

Натуральный кофе.

5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех.Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ракУшка принЯться обеспЕчение пОнявший облегчИть

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.

Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

пять ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

опытныеШОФЕРЫ

Несколько ГЕКТАРОВ

деепричастным оборотом

Б) Большинство возражали против такой оценки

2) нарушение в построении предложения

его творчества.

с несогласованным приложением

В) Получив начальное домашнее образование в

3) смешение прямой и косвенной речи.

Москве, этого было достаточно для поступления

в Пажеский корпус.

Г) Я читал роман « Анну Каренину».

4) нарушение связи между подлежащим и

сказуемым

Д) Я знаком с группой ребят, болеющими

5) одновременное употребление полной

за «Динамо».

и краткой формы прилагательного в

составном сказуемом

6)неправильное употребление падежной

Формы существительного с предлогом

7) нарушение в построении предложения с

причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неприк..сновенный

сбивч..вый

орнам..нт похв..ла

к..рьерист

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..говорчивый, во..делывать пр..дедушка, пр..бежка пре..почесть, о..бить

бе..жизненный, в..бодрить

пр..милый, пр..крыть

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

успока..ваться

гор..вать

насла.вать

приветл..во

затраг..вать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

каракул..вый

объявля..шь

дремл..шь

вскоч..шь

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен. Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы. Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)? (ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем. Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишетсяНН.

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставитьОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

16 Расставьте знаки препинания:

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим

хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.

(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Ф. Искандер

20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Роль книги в жизни человека.

2) «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина нужно читать вслух.

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной.

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

5) Любовь – главнее всех.

Ответ: ____15_______________________

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 содержит описание.

2) В предложениях 7–12 содержится рассуждение.

3) Предложение 5 содержит повествование.

4) Предложения 17–18 содержат элементы рассуждения

5) В предложении 15 присутствует элемент описания.

Ответ: __24_________________________.

22 Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23 Среди предложений 11–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя

задания 20– 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем придают

художественные средства выразительности в предложениях 9-10 (Б)________, а также в предложении 8 (В)____ . НазываяМарину Цветаеву «будущей мятежной поэтессой», автор использует (Г)___________.

Список терминов:

1) метафора

2) сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)

3) однородные члены предложения

4) повтор согласных звуков (аллитерация)

5) вопросно-ответное единство

6) неполные предложения (парцелляция)

7) сравнение

8) риторический вопрос

2. эти

3. 4

4. понявший

5. гордость

6. положите

7.А-5 Б-4 В-1 Г-2 Д-7

8.похвала

9.безжизненныйвзбодрить

10.горевать

11.вскочишь

12.необыкновенной

13.вследствиепоэтому

22.хозяинслуга

вокруг нас удивительный мир- мир предметов, которые мы подчас не замечаем: карандаш ручка бумага... не хочется ли вам произнести гимн одному из этих

предметов. Помогите пожалуйста. Вообщм надо похвалу какому либо предмету

Что мне делать если учительница занизила оценку за четверть?

У нас в школе новая учительница по русскому языку и литературе. С прошлой учительницей у меня всегда была твердая 5. Я сдавала все домашние и классные работы, отвечала у доски, даже брала дополнительные задания. В конце четверти я открыла классный журнал (когда мне классная руководительница сказала что у меня 3 выходит) и заметила что у меня по русскому: 2 3 3, и по литературе: 3 3 2 2. Откуда у меня эти оценки я не знаю.
Я подошла к учительнице по русскому языку и спросила, мол, "почему у меня 3 выходит? где все мои оценки?" на что она просто ответила что я круглая двоечница и из за "доброты душевной" она завысила мне оценку на 3., а выходила 2. Я сказала что у меня было много работ, которые она оценила на 5, на что она сказала что в журнале их нет, так что придумывать не надо. Я спросила где оценка за дополнительные задания. она сказала что листок потеряла, но уверенна что выше чем на 3 я написать не могла.
Когда выставили оценки за четверть, я заметила что у девочки, с которой она грызется, и которая целый месяц прогуливала ее уроки, стоит 4!!! Каким образом у нее 4 может стоять, если она вообще на уроках не была? Еще 1 девочка выпросила 5, и она ее ей поставила. У нас была дидактическая работа, одноклассница набрала 3 балла, ей за четверть 5, я набрала 18 балов, получила 3, из за "доброты душевной".
классная руководительница даже разбираться не стала, ссылаясь на то, что исправлю в следующей четверти....
Как мне исправить оценку? единственную 3 по русскому и литературе я не хочу, т.к. по остальным предметам у меня 5....

1)Философская дисциплина, предметом которой является научное познание в его специфических характеритиках, есть: а) Аксиология

б)Эпистемалогия

в)Праксиология

г)Онтология

2)Направление в теории познания, которое основным источником знания считает данные органов чувств (чувственный опыт), называется:

а. Рационализм

б. Мистицизм

в. Сенсуализм

г. Эмпиризм

3.Для какой эпохи характерен «гносеологический поворот» в философии?

а. Современная эпоха (XX-XXI в.)

б. Эпоха Возрождения

в. Средневековье

г. Новое Время.

4.Какие из указанных методов научного познания используются сугубо на теоретическом уровне исследования?

а. Формализация

б. Сравнение

в. Идеализация

г. Эксперимент

5. Какой из ниже перечисленных критериев истинности положен в основу данного определения: «Истина – это полезность, эффективность знания»?

а. Герменевтический критерий

б. Прагматический критерий

в. Критерий практики

г. Критерий логической полноты и непротиворечивости

6. К формам чувственного отражения действительности относятся:

а. Понятие

б. Представление

в. Восприятие

г. Суждение

7. Философская концепция, выдвигающая сомнение в качестве главного принципа познания, называется:

а. Агностицизм.

б. Релятивизм.

в. Скептицизм.

8. В качестве основных познавательных способностей человека в иррационализме выдвигаются:

в. Мистическая интуиция

г. Рассудок

9. Среди предположенных суждений выберите верное:

а. Практика – чувственное восприятие мира

б. Практика – только материально-производственная деятельность людей.

в. Практика – логическое обоснование действительности

г. Практика – многообразная и разносторонняя, целеполагающая и целесообразная, чувственно- предметная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

10.Какое из перечисленных пониманий истины является классическим в истории философии?

а. Истина- это полезность знания, его эффективность.

б. Истина – это соответствие знаний действительности.

в. Истина – это свойство самосогласованности знаний.

г. Истина – это соглашение

перевидите с русского на немецкий:1)ЗАВТРА Я ПОЛУЧУ ЭТУ КНИГУ. 2)ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ,КОТОРЫЙ СЕЙЧАС БУДЕТ,МНЕ ТРУДНО ДАЁТСЯ. 3)МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ СУМКА

КОТОРУЮ ТЫ КУПИЛА. 4)ТЫ БУДЕШЬ ЗАВТРА ПЕТЬ? 5) НЕТ Я НЕ БУДУ ПЕТЬ.6)ЗДЕСЬ НЕ ИЗУЧАЮТ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. 7)Я УВЕРЕНА, ЧТО ТЫ СТАНЕШЬ ВРАЧОМ. 8)Я СЧИТАЮ,ЧТО УЧИТЕЛЬНИЦА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОЧЕНЬ СТРОГАЯ. 9) ТЕБЕ НРАВИТСЯ МОЁ ПЛАТЬЕ? 10) ДА СКОЛЬКО ОНО СТОИТ? 11)ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ-ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Вариант 2 (Задания 1-3)

Задание 1

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)<...> современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

4) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

5) Запасы природных материалов, которые используются с древности по сегодняшний день, не безграничны, и это должен помнить современный человек.

2. Задание 2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Хотя Благодаря этому Лишь Однако Например,

3. Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИА́Л [рья ], -а, муж.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3. обычно мн. Собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

Вариант 2 Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1 .ВО время похода нам пришлось немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, но домой мы возвращались довольные и совершенно счастливые.

Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.

ГУМАННОСТЬ по отношению к животным нужно проявлять не на словах, а делом.

Слезливый ГУМАНИЗМ знаком каждому, а нам нужен реальный, помогающий и поддерживающий.

С трибуны звучали слова ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ в адрес учителей и родителей.

2 . Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.

Эти двое парней обладали ДЕЙСТВЕННОЙ силой, благодаря которой ситуация быстро разрешилась.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ в нашей организации правила не позволяют сотрудникам отлучаться с рабочих мест более чем на 10 минут.

Да и сам директор обладал, как говорят, «ДЕЛЯЧЕСКИМ» подходом и видением проблем.

ДОЖДЕВУЮ воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы.

3 . Среди ДОВЕРЧИВЫХ людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Руководство определило ЖЁСТКИЕ сроки для реализации проекта.

ЖЕСТОКАЯ, почти невыносимая боль пронзила его тело.

Проблема была что ни на есть ЖИТЕЙСКАЯ, немудрёная, но хлопотная.

4. Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

ДОПОЛНИТЬ описание новыми подробностям не составило труда.

С огромной ВЫГОДОЙ для себя он совершил не одну сделку.

Игорь пошёл в тренажёрный зал только с одной целью: НАРАСТИТЬ мускулы.

Тема следующего урока- "Типичная ВЫСОТНАЯ поясность растительности в тропической Африке".

5 . На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной -не то БОЛОТНОЙ, не то то речной- воде.

Вариант 2

Вариант2 Задание 5

4

величественная

дипломатических

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

2. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

3. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

4. Запасы используемых с древних времён природных материалов не безграничны, и современный человек должен об этом думать.

5. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Благодаря этому

3. Во-первых,

5. С тех пор

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ -а, м.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

портфЕль

приручЕнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.

2. Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

3. Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.

4. Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

5. Экскурсовод с гордостью продемонстрировал посетителям музея СТАРИННЫЙ сервиз.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара НОСКОВ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

квалифицированные ИНЖЕНЕРЫ

ЛЯГТЕ на спину

поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..рать

обл..котиться

прив..легия

бл..стательный

зам..рать (от восторга)

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..бросать, и..ход

с..гласие, поз..вчера

пр..образовал, пр..пух

по..держал, о..далил

пр..налёг, пр..обрёл

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый

перекле..вать

груш..вый

спрыг..вать

угодл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекормл. .нный

сфотографиру..шься

предвид..вший

задерж..шься

атаку..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

2. После ремонта комната ещё (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.

3. (НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.

4. (НЕ)СОВСЕМ обычная обстановка мешала сосредоточиться.

5. Когда смотришь на памятник М.Ю. Лермонтову, (НЕ)ВОЛЬНО складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

2. (НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

3. Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

4. Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

5. ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В состав фразеологизма могут входить как устаревшие слова так и слова в переносном значении.

2. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

3. Всю ночь крупный дождь лился ручьями и один за другим раздавались удары грома.

4. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

5. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

16

Созданный А.А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся в средней полосе около середины марта месяца, когда земля местами освобождается от снежного покрова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама купит ей платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама купила бы это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама.

(9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтобы найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники... (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства. (14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений.

(18)В самом мрачном настроении Натка брела по городу куда глаза глядят.

(19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика.

(20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и перед ней предстало платье, которое просто приворожило её. (21)Светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов и даже без лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена.

(24)Натка не могла не примерить это чудо и, глянув в зеркало, не узнала себя.

(25)Её фигура стала какой-то отточенной, с более длинной шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

2. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

3. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

4. Запасы используемых с древних времён природных материалов не безграничны, и современный человек должен об этом думать.

5. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Благодаря этому

3. Во-первых,

5. С тех пор

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ -а, м.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

портфЕль

приручЕнный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.

2. Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

3. Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.

4. Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

5. Экскурсовод с гордостью продемонстрировал посетителям музея СТАРИННЫЙ сервиз.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара НОСКОВ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

квалифицированные ИНЖЕНЕРЫ

ЛЯГТЕ на спину

поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..рать

обл..котиться

прив..легия

бл..стательный

зам..рать (от восторга)

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..бросать, и..ход

с..гласие, поз..вчера

пр..образовал, пр..пух

по..держал, о..далил

пр..налёг, пр..обрёл

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый

перекле..вать

груш..вый

спрыг..вать

угодл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекормл. .нный

сфотографиру..шься

предвид..вший

задерж..шься

атаку..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

2. После ремонта комната ещё (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.

3. (НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.

4. (НЕ)СОВСЕМ обычная обстановка мешала сосредоточиться.

5. Когда смотришь на памятник М.Ю. Лермонтову, (НЕ)ВОЛЬНО складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

2. (НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

3. Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

4. Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

5. ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В состав фразеологизма могут входить как устаревшие слова так и слова в переносном значении.

2. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

3. Всю ночь крупный дождь лился ручьями и один за другим раздавались удары грома.

4. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

5. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

16

Созданный А.А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся в средней полосе около середины марта месяца, когда земля местами освобождается от снежного покрова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама купит ей платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама купила бы это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама.

(9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтобы найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники... (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства. (14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений.

(18)В самом мрачном настроении Натка брела по городу куда глаза глядят.

(19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика.

(20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и перед ней предстало платье, которое просто приворожило её. (21)Светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов и даже без лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена.

(24)Натка не могла не примерить это чудо и, глянув в зеркало, не узнала себя.

(25)Её фигура стала какой-то отточенной, с более длинной шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам.