Краткие содержания

Восточные славяне. VI–VIII век. Восточные славяне в vi–viii веках. Восточные славяне в догосударственный период

Славянские древности V-VII вн. известны на обширной территории Средней и Восточной Европы - от Ольбы на западе до Днепра н Волхова па востоке и от побережья Балтийского моря па севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса па юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство п погребальная обрядность. Именно но этим признакам славянские древности отчетливо выделяются среди синхронных, оставленных другими европейскими этноязыковыми группами - германской, балтской, фракийской, тюркской, фишю- угорской.

Эти же элементы существенны и для дифференциации славянских древностей па отдельные куль- турно-племеппыо группы. Материальная культура славян того времени уже не была единой. Расселившись на обширнейших пространствах, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении дифференцировались па несколько локальных групп.

На основании археологических материалов V- VII вв. выделяются три крупные группировки славянства (Седов В. В., 1979. с. 101-143).

Первая характеризуется пражско-корчакской керамикой, подробное описание которой дано ниже, наземными срубпыми домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В VI - VII вв. появляются первые курганные захоропепня, которые весьма постепенно приобретают господствующее положение, вытесняя грунтовые трутюсож- жеттпя. Эта группировка славян расселилась па широкой территории от верхней Эльбы па западе до Прштятского Полесья на востоке, включая верхние и средине течения Вислы и Одры.

Более южные регионы славянского мира (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, Среднее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали второй группировке, которой свойственны нра"жско-пеньковская керамика и полуземля- почпые жилища. Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, по наряду с пи.мн рано появились трупоположепня. Обычай сооружать курганы здесь не был известен, захоропепня совершались в грунтовых могильниках.

В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется третья группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Северо-западная группировка обособляется и по погребальной сбрядпости. Вплоть до начала X в. здесь был распространен обряд трупооожжеппя с захоронениями, тте фиксируемыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации па поверхности земли).

Эти три группировки славянства середины I тысячелетия п. э., нужно полагать, отражают диалект- по-племепное членение па последней стадии прасла- вяпского языка. Славяне в то время еще говорили на общеславянском языке, однако не были монолитными в языковом отношении. Как свидетельствуют языковые материалы, праславянский язык в начале средневековой эпохи уже дифференцировался на диалекты, и это деление было достаточно глубоким (Берн- штейн С. Б., 1961, с. 66-81). VI-VII веками завершается последний период праславяпской истории. В результате широкого расселения славян создались условия для распада единого славянского языка и формирования отдельных самостоятельных языков славян (Филин Ф. П., 1962, с. 110). Распад общеславянского единства был весьма сложным процессом, состоявшим не только в членении славянской территории, по и в сложных миграционных перегруппировках различных праславяпских племен. Диалектно- племенное деление праславян па поздней стадии их истории никак нельзя связывать с позднейшей трех- частной дифференциацией славянства.

В Восточной Европе, там, гле но свидетельству Повести временных лет расселились восточнославянские племена, для начала раннего средневековья (V-VII вв.) по материалам археологии выделяется семь крупных культурных группировок: культура пражско-корчакского типа, культура пражско-нень- ковского облика, древности колочинского тнпа, ту- шемлииско-банцеровская и мощинская культуры, древности, представленные длинными курганами и сопками (карта 1). Носители этих культур непосредственно или в качестве субстрата припяли самое активное участие в генезисе восточнославянского населения.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Византия потому заговорила о славянах, что с ними ей пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, уступать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (Хв.) с грустью констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе переселений и передвижений славян приняли участие и славяне Восточной Европы.

Что же говорят о них источники?

«У левого их (Карпат.- В. М.) склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих (племен)-распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»1. Так говорит о венедах, славянах и антах писатель VI в., историк восточных германцев-готов Иордан.

Где были земли славян и антов. О расселении славян и антов

Иордан определяет границы этих земель: от Приду- найской низменности до Днестра и Днепра, а на севере до Вислы. Славяне и анты - прямые потомки древних венедов.

Кстати _ отметим, что в названии склавены к-вставка в греческом языке, неизвестная ни в языке самих славян, ни в языках тех, кто со славянами сталкивался непосредственно. Так, у германцев - славянин (slav, slave). У тех же народов, которые познакомились со славянами через греков, в названии славян всюду встречается к (sclavos)2. Арабы называли славян сакалиба.

Другой писатель VI в. Прокопий Кесарийский говорит о славянах и антах, «которые имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его берега», «живут по Истру»3. Он же указывает, что далее на север ог них4 занимают место «бесчисленные племена антов»5.

О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает и третий источник того же VI в. Имеется в виду «Стратегикон», приписываемый обычно императору Маврикию. В той части «Стратегикона», где речь идёт о славянах и антах, указывается, что «их реки вливаются в Дунай»6.

Повествуя о военных столкновениях готов с антами в IV в., Иордан все события связывает со Средним или Нижним Поднепровьем7. Следовательно, писатели VI в. именуют антами славян, живших на востоке Европы от Днестра до Днепра.

Всех ли славян Восточной Европы они называют антами?

Судя по тому, что их интересовали только те славяне, с которыми сталкивались византийцы или готы, антами именовались тогда только славяне, занимавшие юго-запад Восточной Европы. К западу от Днестра обитали ничем или почти ничем не отличавшиеся от антов славяне, называвшиеся «своим именем». Кто жил в лесах, как жили славяне более северных земель, византийцы не знали и не могли знать. Их интересовали только те славяне и анты, силу ударов которых испытала на себе Византийская империя.

Кем были анты?

Иордан указывает, что те, кто некогда именовался венедами, теперь называются венедами, славянами и антами. Он добавляет, что «эти (венеты),-как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, именно при перечислении племен,- происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов»8.

Нет никаких сомнений в том, что Иордан отчетливо представлял себе происхождение современного ему славянского мира и его деление, имевшее место в те времена. В отличие от ряда своих современников - Прокопия Кесарийского, Менандра, Феофилакта Симокатта, не знавших венедов, Иордан располагал хорошей информацией и мог проследить историческое развитие и корни всех ветвей славянства. Иордану вторит Прокопий. Говоря об общности языка и обычаев славян и антов, он подчеркивает, что «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками»9.

Мы еще вернемся к этому очень интересному месту в «Войне с готами», к этимологическим упражнениям Прокопия, но сейчас для нас важно отметить, что он считает необходимым вести славян и антов от одного корня, от одного предка и подчеркивает их чрезвычайную близость друг другу.

«У тех и у других один и тот же язык... И по внешнему виду они не отличаются друг от друга...» «И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы...»,- сообщает Прокопий о славянах и антах 10. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам...»,- читаем мы в «Стратегиконе» и.

Итак, не может быть сомнений в том, что деление славян VI в. на склавинов (греческая форма именования славян) и актов является отнюдь не этническим расчленением,- славянский мир еще един, и лишь намечаются некоторые особенности, приведшие со временем к выделению из общего славянского мира славян западных, южных и восточных. Поэтому по отношению к началу интенсивных славянских передвижений, переселений и расселений следует говорить не о восточных или западных славянах, а о славянах, живущих к западу ог Днестра, и славянах, живущих к востоку от него, славянах Восточной Европы.

Что же касается названия славян и антов по Проко- пию Кесарийскому спорами, то, видимо, он пытался осмыслить какое-то слово, звучащее так, что у него оно могло превратиться в спорое. Это, как ему казалось, вполне соответствует смысловому значению этого слова в греческом языке, где оно означает рассеянно, рассеянные. То, что было известно об антах и славянах Проко- пию, да и не ему одному, казалось бы, подтверждало его комментарии. Так как они живут «рассеянно», «то и земли им надо занимать много»12.

По Тациту, венеды совершают «разбойничьи набеги» на огромном пространстве от феннов до сарматов. В «Стратегиконе» об антах и славянах говорится, что они «ведут жизнь бродячую»13.

Видимо, передвижения, расселения и переселения венедов и их потомков -славян и антов, охватившие огромную территорию, а также малолюдность их поселков, большие расстояния между ними, что вполне естественно, если учесть непрерывное расширение в те времена области расселения славян, и создали такое представление у Прокопия. Возможно, что наименование сербы, сорбы, широко распространенное в разных местах славянского мира в те времена и позже и сходное по звучанию со споры, послужило основой для подобного рода догадок Прокопия.

Откуда произошло название анты, и было ли оно самонаименованием?

Сами себя антами славяне Восточной Европы не называли. Термин ант в славянских языках времен славянских письменных источников отсутствует. Кроме того, нельзя не обратить внимания на исчезновение с 602 г. названия антов в византийских источниках. Это может быть объяснено тем, что в жизни антов произошел какой-то перелом. Им был разгром, учиненный тюрками- аварами, «обрами» «Повести временных лет», антам, не раз выступавшим и в качестве союзников аваров, а в тюркских языках ант означало союзник, «принесший клятву верности». Не стало аваров, они «погибоша аки обры», не стало и их «союзных» славян, носивших это тюркское название. Причем союз этот был вынужденным и далеко не равноправным. Авары «примучили» славян и вынудили их принести присягу («роту») и таким образом стать антами. Быть может, в такое положение попала какая-то часть славян еще раньше, во времена гуннского нашествия. Термин ант примерно в этом значении встречается в тюркских, монгольских, алтайских языках, а гунны говорили на каком-то древнем тюркском языке 14.

После того как авары - «обры» - исчезли без «наследия», подчиненные им славяне стали выступать под другими, своими именами. Имя славяне являлось, несомненно, самоназванием славян. Причем им назывался то весь славянский мир, то какая-то часть его, обычно занимавшая окраины славянской территории (словене ильменские, словаки, словенцы, словинцы на побережье Балтийского моря).

Как произошло название славяне (древнее словене)? Что оно обозначало?

Происхождение самоназвания славян уходит в такую даль веков, которая исключает возможность точного и единственного ответа на этот вопрос. Существует много различных предположений о происхождении наименования словене. Словен или славян производят от слово, т. е. говорящие, владеющие языком, в отличие от неумеющих говорить, немых, немцев; от славы в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень слов или слав (по аналогии с русскими волжанами или волгарями, уральцами, поморами, сибиряками). Предполагают, что в глубокой древности слав означало просто народ, племя. Аналогии имеются в кельтских языках, где slougas, sloug означает народ, община, в ряде других языков, как, например, корякском, чукотском, камчадальском, эскимосском, где самоназвания нымылан, лоуроветлан, ительмен, иннуит буквально означают настоящие люди, люди. Существует еще много гипотез о происхождении названия славян, но вряд ли на данном уровне развития науки можно будет одну из гипотез, и только одну, признать единственно правильной. Важно отметить наличие у славян этнонима, т. е. общего наименования - славяне. Следовательно, сознание единства всех славян восходит к очень далекому прошлому. Нельзя не отметить, что соседи славян - балты и германцы такого общего этнонима не знали 15.

Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями и писатели древности ничего не говорят об их хозяйстве, социальном строе, то иначе обстоит дело со сведениями об антах. Политические события времен великого переселения и расселения славян вынудили Византию заинтересоваться славянами и антами. Анты - земледельцы. «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, особенно проса и пшеницы»,- сообщает «Стратегикон» 16. «Вместо городов у них болота и леса»,- пишет о славянах и антах Иордан 17. «Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивая в своих жилищах (поселениях.- В. М.) много выходов вследствии случающихся с ними, что естественно, опасностей»,- продолжает автор «Стратегикона».

Его рассказ дополняет Прокопий Кесарийский: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места - жительства» 18. Это подтверждает «Стратегикон», сообщающий о славянах и антах, что они «ведут жизнь бродячую»19.

Как примирить указания на «бродячую жизнь» славян и антов, на постоянную смену «мест жительства» славян и антов, напоминающую «разбойничьи набеги» венедов на земли от феннов до сарматов, с их оседлым земледелием и скотоводством?

С тех времен, как они под названием венедов появились в письменных источниках, славяне находились в состоянии постоянного и непрерывного расселения. Поэтому они жили «рассеянно» («спораден»), «на большом расстоянии друг от друга», и так как «часто меняли места жительства», то византийцам казалось, что они «ведут жизнь бродячую». Славянские полуземлянки, служившие жилищем для славян и антов, а они, как сообщает «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам», что подтверждает и Прокопий, указывающий, что у антов и славян «вся жизнь и законы одинаковы», византийцам казались «жалкими хижинами».

Славяне и анты представляют собой отнюдь не народ, а совокупность «бесчисленных племен». «Эти племена, славяне и анты,- сообщает Прокопий Кесарий- ский,- не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»20. У них не г «единого начальника», и «так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступать другому»21.

Множество мелких племен, то объединявшихся, то враждовавших друг с другом, что, конечно, ослабляло славян в их борьбе с Византией и аварами,- вот что представлял собой мир антов и славян во времена Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега и Иордана.

Анты, по свидетельству Прокопия, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Речь идет, по-видимому, о сходках родов или племен, о родовых и племенных вечевых собраниях. Но объединения племен не прочны. Они то складываются, то рассыпаются. Союзы племен, формирующиеся по взаимной договоренности на межплеменных сходах, недолговечны и непостоянны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединиться под властью одного вождя. Многочисленность предводителей у антов, которых «Стратегикон» называет «риксами», а Феофилакт Симокатта - «рекса- ми», заявляя, что «так варвары называют на своем языке» вождей, десятки «вельмож», о которых говорит Иордан, давала возможность византийцам подкупать некоторых из них и этим самым усиливать среди них вражду и препятствовать им стать «под-власть одного вождя»22. Правда, в середине VI в. анты были объединены под властью одной семьи антов. Менандр знает отца - Идара, его сыновей Межамира и Келагаста. Их авторитет, власть и могущество дали возможность Межа"миру Идаричу держать себя в ставке аварского кагана гордо и независимо23. Они свободолюбивы, и «их никоим образом нельзя-склонить к рабству или подчинению»24.

Антам присуще исключительное гостеприимство и радушие к иноземцам. У них существует кровная месть, и она распространяется на иноземцев. Если ант примет у себя чужестранца, то он охраняет его и в дальнейшем пути, а если кто-либо из антов причинит ему какой-либо ущерб, нанесет какую-либо обиду, то первый ант будет мстить обидчику за иноземца25. У антов существует собственность. «Необходимые для них веши они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют»,- читаем мы в «Стратегиконе». Появление самого понятия лишнее, т. е. не представляющее предмет первой необходимости, является свидетельством накопления богатства. А так как оно возбуждает зависть и агрессивность, то его доверяют тайникам, земле, боясь выставить открыто. Войны и набеги на Византию, во время которых славяне и анты взимали денежные контрибуции, захватывали много добычи и уводили пленных, обогащали антов и в первую очередь их верхушку - «рексов», или «риксов»26. Об этом говорит Иоанн Эфесский, сообщающий, что в результате походов на Византию они стали богатыми, имеют много лошадей, оружия, золота и серебра27.

У антов существовало рабство, но оно очень отличалось от того рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и только плен. Ант у анта рабом быть не мог. Ант, попавший в рабство в чужих краях, «придя в родные земли... в дальнейшем согласно закону будет уже свободным»28.

Но и пленный иноземеи, превращенный в раба, пребывает в таком состоянии у антов недолго. Срок рабства пленников-рабов ограничен определенным временем, а затем анты «предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или оставаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»29.

Византийские источники о древних славянах

Византийцев поражали семейные отношения антов. «Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь»30. Это указание «Стратегикона» является свидетельством господства у антов прочной патриархальной семьи.

В византийских источниках мы находит отрывочные, но ценные сведения о религии антов. Они не верят в судьбу, но в трудную минуту обращаются к богу, и если спасутся, то приносят ему жертву, считая, что их долг перед богом исполнен. «Владыкой над всеми» анты считают бога, творца молний, в котором нетрудно усмотреть древнерусского бога Перуна. Ему они приносят в жертву быков «и совершают другие священные обряды». «Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания»31.

И тут перед нами предстают языческие верования русских дохристианских времен, совершавших моления (жрущих) у воды, у кладезя, почитавших берегинь (русалок), упырей, покровителей Чура, Рода и Рожаниц и пр., и приносивших им жертвы.

Познавшие всю силу ударов славян и антов, византийцы, естественно, в первую очередь интересовались их военным искусством. Особенное внимание этим качествам славян и антов уделял автор «Стратегикона». Он сообщает, что славяне и анты «выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище». Они вооружены небольшими копьями (каждый воин имеет по два-три таких копья), луками и маленькими стрелами, отравленными сильнодействующим ядом. Отравленные стрелы широко применяли скифы, от которых, видимо, это оружие перешло к антам. У многих имеются прочные, но тяжелые щиты. Панцырей они не знали32.

Византийцы подчеркивали коренное различие между своим военным строем и военным искусством славян и антов. «Не имея над собой главы...- сообщает «Стра- тегикон»,-они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве»33. Такое суждение вполне понятно. У феодальной Византии была армия, прошедшая многовековой путь развития, строившаяся на определенных принципах, подчинявшаяся сложившимся правилам, придерживавшаяся определенной тактики, стратегии, военной доктрины. Славяне и анты были вооруженным народом. Поэтому, естественно, они предпочитали сражаться в лесах, теснинах, оврагах, «пользоваться (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных) способов» («Стратегикон») ведения боя. Славяне и анты не любят сражаться «на открытых и ровных местах», «они умеют отлично сражаться» в лесах и «среди теснин» («Стратегикон»). «Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей» («Стратегикон»). Застигнутые врасплох, анты укрывались в камышах и, опустившись на дно у берега реки или озера, дышали через выдолбленные камышины, мужественно часами выдерживая пребывание в воде и укрываясь от глаз врага34.

Нет никакого сомнения в том, что в византийских источниках VI в.- а уж кто, как не византийцы, интересовался воинскими качествами славян и антов - они выступают как вооруженный народ. Анты не знали ни дружин «риксов», ни дружинной организации как военно-политической силы, стоявшей над народом. Единственное деление среди этого вооруженного народа - это деление возрастное: на старших по возр-асту и уже по этому одному более опытных, искушенных в битвах, и молодежь. Деление это дожило до времен Киевской Руси, когда существовала передняя, отня (отцовская), старшая дружина и дружина молодшая: детские, отроки, юные (уные), паробки; причем сами термины старшая, молодшая в ту пору, как правило, означали уже социальное членение, хотя восходили ко временам антов, когда знаменовали деление лишь возрастное. Так начался боевой путь антов и славян в борьбе с Византией, о котором говорят писатели VI в.

В непрерывных походах и войнах «грубые варвары»- славяне и анты, шедшие в бой с «ремеями» (византийцами), в начале своих вторжений в Византию с простым оружием, без «военного строя» научились военному искусству у своих же противников, вооружились их же оружием, и настала пора, когда «благодаря своей доблести» (Прокопий) анты, «сильнейшие из обоих (племен)» (Иордан), «научились вести войну лучше, чем римляне» (Иоанн Эфесский)35. Немудрено, что они стали богаты, имеют золото и серебро, «табуны коней и много оружия» (Иоанн Эфесский).

Византийские источники, хоть и очень скупо, но все же говорят об одежде, о внешности славян и антов. В бой они идут в рубашках и шароварах, но «иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах»36. «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем черный, но все они тёмнокрасные (русые.- В. Л1)»37. «Образ жизни у них грубый, без всяких удобств... но-по существу они не плохие и совсем не злобные»,- заключает свою характеристику славян и антов Прокопий Кесарийский38. В «Стратегиконе» славяне выступают тоже как «желтый народ», т. е. русый, светловолосый. Интересно отметить, что Ибрагим ибн-Иакуб (X в.), как и все арабы, называвший славян «сакалибами», что означает «светловолосые», пишет: «Интересно, что жители Чехии смуглые». Следовательно, в его представлении все славяне светловолосы, и смуглые жители Чехии, тоже славяне, его удивили. Феофилакт Симокатта пишет о трех славянах с берегов «Западного океана», что они были рослы, стройны, красивы39.

Каким был социальный строй у антов в 6-7 веках. Каковы общественные отношения, которые рисуют византийские источники?

Вооруженный народ, народоправство, собрания племен и их союзы, патриархальное гостеприимство и патриархальное рабство, накопление богатств в результате войн - все это свидетельствует о том, что общественный строй антов следует охарактеризовать как развивающуюся из родового строя «военную демократию». «Военную» «потому, что война и организация для войны теперь становятся нормальными функциями народной жизни» (Ф. Энгельс), «демократией» потому, что перед нами вооруженный народ, управляющийся народным собранием, советом старейшин - «риксов», еще не, знающий не только власти, противопоставляющей себя народу, но даже органически отделенной от него.

Обратимся к археологии. В отличие от предыдущей главы, в которой мы указывали на чрезвычайную сложность причисления тех или иных культур к славянским, определения той или иной культуры как прото- и пра- славянской, археологическая культура славян VI- VII вв., времен антов, теперь нам хорошо известна, хотя еше не так давно мы терялись среди множества определений и предположений, выдвинутых археологами.

В последние годы труды советских археологов и их коллег из Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии значительно продвинули вперед изучение славянских древностей той поры. В результате этих исследований было установлено определенное единство культуры славян VI-VII вв. на всей территории, занимаемой славянами и актами. Этой областью единства материальной культуры славян (с учетом, конечно, местных особенностей их археологической культуры) явилась обширная территория, охватывающая Днепровское Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верхнюю Оку, Припять, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Восточную Румынию (Прут, Серет, Нижний Дунай), Чехословакию от границы с СССР до Южной Моравии (так называемая «культура керамики пражского типа»). Это территория, которая определена как область обитания славян и антов в источниках VI-VII вв., территория древней славянской топонимики, которая непрерывно расширялась. Указывая на то, что в VI в. поступательное движение германцев приостановилось, Ф. Энгельс отмечает^ что речь идет об участии в великом переселении народов, именно германцев, «а не славян, которые и после них еще долгое время находились в движении»40. Ф. Энгельс подчеркивает, что это были подлинные переселения народов. Целые народности или по крайней мере значительные их части отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом.

Наличие одних и тех же племенных наименований в разных концах славянского мира - дулебы восточнославянские и чешские, севера или северяне на Дунае, в Польше (в верховьях Варты, северо-западнее Кракова) и на Левобережье Днепра (Северская Земля, Север- ская Украина, Северский Донец), поляне «ляшские-> и «русьские», хорваты карпатские и адриатические, дре- ване приэльбские и древляне Днепровского Правобережья, дреговичи Полесья, получившие свое наименование от его болот, «дрягв», и дреговичи в горах (!) Родопы на Балканах, кривичи верховьев Днепра и кривичи в Добрудже и т. д.- является свидетельством расселения славян в разных направлениях на определенной территории. Славяне продвигались, и довольно быстро, во всех направлениях: на юг, где они в VI-VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V-VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря, поселяются даже в юго-восточной Англии. В IV-V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современном Чехословакии, Австрии, Баварии, Венгрии.

Как уже говорилось, посетивший ставку вождя гуннов Аттилы в Паннонии Приск Панийский сообщает, что гунны употребляли «мед» и «камос», а по покойнику справляли «страву». Мед и страва - славянские слова. Они свидетельствуют о том, что в V в. в Паннонии среди гуннов были славяне41.

Уже в первые века нашей эры в Дакии и Паннонии встречается явно славянская топонимика (Patissus - Потиссье, Pelso-Пелсо, Плесо, Bistra - Быстре, Быст- рице, Tsierna - Черная), славянское слово в надписях (dzoapan - жупан).

Рубеж 5-6 веков – время начала соприкосновения с Римской империей славян, которое делится на два периода и продолжается вплоть до 10 века. Весь 6 век проходит под знаком давления славян на Византию. В этот период вторжения славян в пределы Римской империи по своим последствиям было равнозначно вторжению германских племен. В этот период на рубежах Византийской империи и вокруг Константинополя строятся оборонительные сооружения, отделяющие ее от земель, заселенных славянами, но это не останавливает их натиска. В этом веке славяне осуществляют прорыв на Дунае и проникают на Балканский полуостров в Македонию, Истрию, Далмацию, занимают часть Греции.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи, выходят к Дону, колонизируют междуречье Волги и Оки , …
подходят к Ладожскому озеру, Неве, Нарве. Коренное население этих областей: тюркские, финно-угорские, прибалтийские племена, — ассимилируются восточными славянами и привносят в их образ жизни свой духовно-культурный вклад.

До первых веков нашей эры славяне были единым целым. К 6 веку они разделились на три части : венедов(обитавших к северо-востокуот Карпат в верховьях р. Вислы) , склавинов (обитавших к Западу от р. Днестр и в Прикарпатье) и антов (живших между Днестром и Днепроми к северу от Азовского моря).

Позднее на основе этих племенных групп о формились западные и восточные славяне.Ядро западных славян составили склавины и венеды , восточных анты. Анты исчезают с исторической арены к концу 6 века. Никаких упоминаний о восточных славянах в источниках вплоть до 9 века нет. Однако развитие восточных славян не прерывалось, анты были лишь частью восточно-славянских племен.

К концу 6 века руководящая роль у восточных славян переходит в росам (русам ). Первое упоминание о них относится к 6 веку. Обитали они в Приднестровье в бассейне р. Роси . В 6-7 веках имя «русы» вытесняет другие племенные названия и распространяется на всю территорию лесостепной полосы Восточной Европы, заселенную славянскими племенами.

В 6-8 веках восточные славяне проникают в южно-русские степи и Нарве.

В «Повести временных лет» упоминаются 13 восточнославянских племен:

1. Поляне (русь) р-н г. Киева;

2. Северяне к востоку от полян в бассейнах рек Десны, Сейма, Суры, Св. Донца;

3.Уличи – южнее полян в Междуречье Днепра и Буга;

4. Д ревляне – западнее полян в припятском Полесье;

5. Дулебы (волыняне) – еще западнее на Волыни и Галицкой земле;

6. Хорваты – крайние на Западе, Закарпатье;

7. Тверцы от Днестра до нижнего течения Дуная;

8. Дреговичи – на севере от древлян и полян по р. Сожу;

9. Родимичи – восточнее дреговичей;

10. Вятичи – восточнее дреговичей в глухих лесах по р. Оке и далее; 11. Кривичи – в северных областях восточнославянской территории в верховьях Днепра, Волги, Зап. Двины;

12. Полочане – по р. Двине;

13. Словены бассейн р. Двины, Волхова, Ильмень озера.

Описание этнического облика русов сохранилось в текстах в византийских и арабских текстах 6-10 веков.

Христианизация восточных славян начинается после их проникновения на Балканский полуостров и захвата греческих территорий и установления достаточно тесных контактов с Византией. Они осуществлялись посредством постоянных торговых связей с Византией и Востоком, а также благодаря службе славянских дружинников в византийских войсках, где они отличались высоким уровнем военного искусства, храбростью, мужеством и жестокостью. Активный характер она приобретает в 9 веке при византийском патриархе Фотии. К этому времени постоянные конфликты Византии и славянских племен сменяются стремлением Византийских императоров установить славян к колонизации незаселенных территорий греческого мира, отношения взаимовыгодного сотрудничества и даже привлечь. В этот период славяне проникают не только в северную, но и в среднюю и южную Грецию, на Крит и Юг Италии. В середине 8 века в текстах средневековой Европы Македония именуется «Склавинией», а юг Пелопоннеса «Славянской землей» (slavinia terra).

В 9 веке – синхронно для западных и восточных славян начинается христианизация славянского мира . В 863 году, под патронажем Фотия была осуществлена миссия «первоучителей» славян византийских монахов Кирилла (Константина) и Мефодия в Великую Моравию. Ими была создана славянская грамота и переведены на славянский язык ряд священнослужебных книг. В 865 году было осуществлено крещение Болгарии .

В 864-866 Первое крещение Руси .

В 869 – керещение сербов

В 7-8 вв . основным занятием славян было примитивное (подсечное) земледелие. Повсеместно развито ремесло (производство с/х орудий, оружия, столярных изделий). В 9 в. появляются на территориях, заселенных славянскими племенами, города с постоянным населением, состоявшем в основном из купцов, ремесленников, дружинников князя (Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск). В 9-12 веках оформляются два древнейших государственных центра восточных славян: Киевская Русь куява ) славянских племен среднего Приднестровья – полян, северян, вятичей) с центром в Киеве и Новгородская Русь (ее ядром стал политический союз (славия), в него вошли племена чудь, словене, меря, кривичи) с центром в Новгороде.

Закрытие Платоновской академии. Византийский полководец Велизарий высаживается в Италии.
Захват Рима Велизарием.
Остготы во главе с королем Тотилой изгоняют византийцев из Рима и отвоевывают большую часть Италии, Сицилию, Сардинию и Корсику.
Византийский полководец Нерсес разбивает войска Тотилы.
538 -594 Григорий Турский – епископ г. Тура в своей «Истории франков» сожалеет об утрате античного наследия в результате того,что изучение свободных искусств пришло в упадок, или, скорее,совершенно исчезло в городах Галлии. Традиция перестала с этого момента быть живым опытом, оставаясь прекрасным воспоминанием. За этими словами сожаления образованного христианского мыслителя стоит осознание того очевидного факта, что наступило время упадка культуры раннего Средневековья, которое сопровождалось уходом культуры в монастыри.
540-604 Григорий I (Великий ) – папа римский. Идеолог ортодоксального христианства .Стремился к расширению влияния христианской церкви на всю Европу. Провозгласил папу высшим судьей над любыми делами. Обратил в христианство лангобардов. Приобщил к Риму территории, ставшие затем основой «Папской области». С горечью писал об утрате «римского порядка»: «Повсюду мы видим войну, Повсюду слышим стенания. Наши города разрушены Наши деревни стоят пустые». Вместе с тем в своих богословских сочинениях и действиях в качестве верховного иерарха церкви решительно выступал против использования в монастырских школах памятников и опыта античной культуры. Так в письме к одному из епископов (600) он писал: «Нам так много хорошего говорили о ваших занятиях, и в сердце нашем поэтому родилась столь великая радость…Но потом дошло до нас, о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь какой-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление,такчто все то, о чем я говорил выше, обратило меня в горе и печаль… если вы докажете ясно, что все рассказанное о вас ложно, что вы не занимаетесь вздорными светскими науками, то мы будем прославлять Господа нашего, который не допустил оскверниться устам вашим богохульственною хвалою такого, о чем нельзя и молвить…» .
Италия полностью завоевана Византией.
Нападение славян на Константинополь.
Остготы частично истреблены, частично изгнаны из Италии.
Завоевание большей части Италии восточно-германскими племенамилангобардов (они в наименьшей степени, чем другие германские племена подверглись романизации. Их называли народом «еще более диким, чем все остальные дикие германцы») Окончательное разрушение римского порядка, еще сохранявшегося готскими правителями. УпадокИталии.Гибель и разрушение городов:население Рима сократилось с миллиона до 50 тыс. человек. В городе стали сеять хлеб. Милан был снесен до основания. Неаполь разграблен,Кампанья – житница Италии – превратилась в пустыню. Резко сократилось население Италии.
Король вестготов Реккард , исповедовавший арианство, принимает католичество и приказывает сжечь все арианские книги. В Испании наступает период строжайшей христианской ортодоксии. Римские обычаи на территории бывших провинций римской империи еще сохраняются хотя и в христианизированной форме.В городах Галлии они фактически исчезают. Умирает эпоха великих христианских теологов и философов христианской античности. Постепенно утрачивается интерес кантичной традиции, которые возродится только в VII веке. В VI веке окончательно утверждается христианская ортодоксия.
VI-VII Заселение славянами Балкан.
VI–VIII Вестготское королевство в Испании . В нем была сохранена римская административная система. Образование. Короли пользовались абсолютной властью, они издавали законы и собирали налоги. Власть короля была приоритетной и по отношению к власти церкви. В городах и епископских центрах сохранились школы, в которых изучались наряду с богословием и правом «свободные искусства». В VI веке на смену распространенному арианству пришло католичество.

Современное население России, Украины и Белоруссии относится к многочисленной группе восточнославянских народов, имеющих общее происхождение, культурные, религиозные и бытовые традиции. Вопросы общественного устройства, культуры и быта восточнославянских племён являются довольно изученными. А вот дать однозначный ответ на вопрос о том, когда они появились и какова территория их расселения, историки не могут.

Проследить историю славянских народов довольно сложно , так как достоверные письменные источники датируются 5−6 веками н. э. Для всестороннего изучения этого вопроса учёные прибегают к результатам исследований в области археологии, лингвистики, этнографии. Опираясь на них можно рассказать о происхождении славян кратко. Самое главное представление о появлении славян получают во время сопоставления всех видов данных.

На основании данных, полученных лингвистами, носители восточнославянских языков относятся к большой общности индоевропейских народов. Временем, когда славянские племена выделились из индоевропейских народностей является II тыс. до н. э. В это время индоевропейцы разделились на три большие ветви:

  1. Протогерманские народы, занимающие территории Западной и Южной Европы. К ним относились кельты, германцы, романы.
  2. Балто-славянские народы, занимавшие обширные земли Центральной Европы между реками Эльба, Висла, Днепр и Дунай.
  3. Иранские и индийские народы, расселившиеся на азиатских просторах.

В середине I тыс. до н. э. произошло разделение балто-славянских народов на две самостоятельные ветви: балтов и славян. К 6 веку нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы проживало около 150 праславянских племён, объединённых в три группировки:

  • венеды населяли земли в бассейне реки Висла;
  • склавины расселились в междуречье Днестра, Дуная и Вислы;
  • анты заселили земли между реками Днестр и Днепр.

В начале I тысячелетия нашей эры древний византийский историк написал, что эти группировки имели общие язык, религиозные и правовые нормы, культурные и бытовые традиции. Современные историки считают, что назвать предков современных народов Восточной Европы довольно легко, так как ими были представители всех трёх праславянских группировок.

В 6−7 вв. н. э . единая праславянская народность распадается на несколько ветвей, на этот процесс повлияли события Великого переселения народов. Миграция славянских племён проходила в трёх направлениях:

  • южное направление (Балканский полуостров);
  • северо-западное (вниз по течению рек Висла и Одер);
  • северо-восточное (на север и восток Восточноевропейской равнины).

В результате этих миграционных процессов образовались современные группы славянских народов: западные славяне (поляки, словаки, чехи); южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, боснийцы, хорваты, словенцы); восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Расселение народа

В результате миграции в северо-восточном направлении восточные славяне в древности заселили огромную территорию Восточноевропейской равнины. В VIII-IX вв. на эту территорию переселились порядка 150 славянских племён, достигших на севере Ладожского озера, верхнего течения Волги и Оки на востоке, причерноморских степей на юге.

К IX в. н. э . в Восточной Европе образовались 14 крупных племенных союзов, которые объединили более маленькие племена. Таблица и карта в атласе по истории за 10-й класс помогут запомнить названия и географическое расположение племенных союзов.

Каждый племенной союз имел свой язык, культурные и бытовые традиции, методы ведения хозяйства. Раздробленности восточнославянских племён способствовали различия в природно-климатических условиях занимаемых земель. Их список, если следовать с севера на юг, выглядит следующим образом:

Расселение наших предков в основном носило мирный характер . Приходя на новые территории, славяне или ассимилировали малочисленные местные племена, или мирно сосуществовали и обменивались культурными и бытовыми традициями с коренным населением. Такие отношения поддерживались с западными соседями:

  • балтийские племена: эсты, литы, литва, латгалы, ятвяги;
  • западнославянские племена: ляхи, словаки, чехи.

На северо-востоке от восточнославянских племён проживало коренное угро-финское население: карелы, весь, чудь, меря, мурома, мещёра.

Довольно напряжённые отношения складывались у восточнославянских племенных союзов с восточными и южными соседями, тюркоязычными племенами.

На востоке в верхнем течении Волги располагалось государство Волжская Булгария , образованное частью многочисленного племени болгар. Часть этого народа мигрировала на Балканский полуостров, смешалось с местным славянским населением и образовало Болгарское царство.

На нижней Волге существовало мощное государство Хазарский каганат, данниками которого довольно долго являлись некоторые славянские племена: поляне, вятичи, радимичи и северяне. Они должны были прислать в каганат дань в виде шкур пушных зверей.

В устных источниках упоминались набеги на славянское племя бужан аваров - кочевого тюркоязычного народа, которому удалось создать государственное объединение Аварский каганат, просуществовавший до конца VIII века.

Племена, жившие в лесостепной полосе, периодически подвергались набегам со стороны кочевых народов, продвигавшихся с востока на запад по черноморским степям. К ним относятся: угры (венгры), печенеги, половцы.

Укрепление позиций восточнославянских племенных союзов привело к образованию больших объединений, обладающих признаками государственности. В арабских источниках, датируемых 10 веком, упоминается о трёх суперсоюзах восточных славян: Славия с центром в Новгороде; Куябия, центром которого был Киев. Местонахождение третьего суперсоюза - страны Артании - доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи помещают его в районе Ростова. Также называются земли в районе Чернигова и Рязани.

Согласно главному письменному источнику по древнерусской истории - Повести временных лет - государство восточных славян зародилось на севере в землях ильменских словен в середине 9 века. Это событие связывают с призванием на княжение в Новгород варяга Рюрика, который подчинил себе к концу княжения большинство северо-восточных славянских племён и соседние угро-финские народы. Его преемник князь Олег продолжил расширение влияния варяжской княжеской династии на юг, завоевав в 882 году Киев. Эта дата считается временем образования древнерусского государства - Киевская Русь.

Расселение славян по Восточной Европе происходило в двух направлениях: на север в зону густых лесов, озёр и болот; и на восток в лесостепь , где леса чередовались с большими открытыми пространствами чернозёмных земель. Эта разница в природных условиях наложила отпечаток на быт, хозяйственную деятельность и нравы славян.

Хозяйственная деятельность

Основным видом деятельности у славянского населения Восточной Европы было земледелие . На севере из-за природных условий стал преобладать подсечно-огневой вид обработки земли. Он заключался в следующем: в первый год земледельцы выкорчёвывали участок леса, оставшиеся пни и корни сжигали, удобряя их золой почву, а на следующий год засаживали участок сельскохозяйственными культурами. Такой участок истощался за 2−3 года, и крестьяне переходили на новую землю.

На юге древние славяне занимались переложным видом земледелия, который заключался в выжигании трав на определённой площади и последующим её использованием в течение 4−5 лет. После этого участок оставлялся на 20−25 для восстановления его плодородия.

Не менее важным занятием древнего населения Восточной Европы в древности являлось скотоводство . Его специфика различалась в зависимости от географического расположения племени. На севере население отдавало предпочтение разведению крупного рогатого скота (волов, коров), которых использовали в качестве тягловых животных при сельскохозяйственных работах. Восточнославянские скотоводы в южных землях отдавали предпочтение разведению лошадей, среди которых были и тягловые породы и верховые разновидности.

Помимо крупного скота, разводили свиней, коз, домашнюю птицу.

На севере древнеславянской ойкумены были также распространены бортничество (сбор мёда диких пчёл), рыболовство и охота. Следует отметить, что мёд и шкуры пушных животных являлись основными товарами в торговле с соседями и иностранными купцами.

Довольно активно развивались ремёсла: кузнечное, гончарное, ювелирное, кожевенное. Восточнославянские племена и их соседи вели между собой активную торговлю.

Общественное устройство

Довольно трудные условия жизни и необходимость работать в коллективе способствовали сохранению в восточнославянском обществе общинного строя . Изначально она носила родовой характер, но с развитием методов ведения хозяйства и орудий труда родовые отношения трансформировались в соседские. Соседская община просуществовала на территории России, Украины и Белоруссии до начала XX века.

С развитием общественных отношений на смену полигамным отношениям приходят моногамные семьи, которые стали составной частью соседской общины и основой общественного устройства восточнославянского этноса.

Особенности быта

жила в жилищах полуземляночного типа с двух или трёхскатной крышей. Внутри находилась одна комната с печью без дымохода (дым выходил через дверь и отверстие в крыше строения). Несколько дворов объединялись в посёлок, который располагался в излучинах рек, окружался земляным валом и обносился частоколом. Это защищало жителей поселения от зверей и врагов.

Хозяйственная утварь изготавливалась из дерева или глины. Железо использовалось редко. В основном из него изготавливали орудия труда и оружие.

Одежду шили из льняных и хлопковых тканей, которые самостоятельно пряли женщины в каждой семье. Вещи украшали вышивкой, по которой можно было определить на какой территории проживает её владелец.

Религия и верования

Наши предки до 10 века исповедовали язычество . Они обожествляли природу, верили в духов и сверхъестественные силы. У каждого племени был свой пантеон богов и бог-покровитель. Можно выделить ряд богов, общих для всех восточнославянских племён: Перун - бог грома и молний; Род - плодородия; Ярило (Дажьбог, Хоре) - солнца; Макошь - домашнего хозяйства; Велес - скотоводства и богатства; Сварог - бог неба; Симаргл -подземного мира. Главного бога в славянском пантеоне не было. Только с укреплением княжеской власти происходит возвышение и укрепление культа Перуна, который становится богом войны и покровителем дружинников.

Чаще всего богов изображали в виде каменных или деревянных идолов, установленных в специальных местах - капищах. Они являлись местом проведения религиозных обрядов, часто сопровождавшихся жертвоприношениями. Довольно долгое время были распространены человеческие жертвы. Важную роль в языческом культе играли жрецы.

К 10 веку наши предки осели на территории Восточной Европы. Их трудолюбие, стойкость, миролюбие позволили им активно развиваться и способствовали появлению древнеславянского государства - Киевская Русь.