Лето

Белый флот. Префикс кораблей и судов

Большой (великий) белый флот.

USS Коннектикут. Флагман Великого белого флота.

Великий белый флот (англ. Great White Fleet ) — популярное название военно-морской группировки США, совершившей кругосветное плавание в период с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Группировка состояла из четырех эскадр, каждая из которых включала броненосец и корабли сопровождения. Плавание было совершено по приказу президента США Теодора Рузвельта и было призвано продемонстрировать военно-морскую мощь США — в частности, наличие у них флота открытого моря.

На закате своего правления президент Рузвельт отправил 16 ЭБР атлантического флота в кругосветное плавание, продолжавшееся с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Корпуса кораблей были окрашены в привычный для мирного времени цвет — белый, за что позже они стали известны как «Великий белый флот».

Кругосветное плавание преследовало несколько целей. США заявляли о себе как о крупной морской державе, получали возможность проверить мореходность флота, а также продемонстрировать свою доброжелательность, посетив многочисленные страны и порты. Дополнительно, оно демонстрировало Японии, которая получила статус крупной морской державы после разгрома российского флота в Цусимском сражении в 1905 году, что американский флот, несмотря на то что он базируется в Атлантическом океане, может быть развёрнут в любой точке мира и сможет защитить американские интересы на Филиппинах и в Тихом океане . После того как американский флот пересёк Тихий океан, японские политики осознали, что баланс сил на востоке изменился. Этому поспособствовало принятие соглашения Рута-Такахиры, определившее важные сферы интересов США и Японии.

Так как строительство Панамского канала ещё не было завершено, путь следования был проложен через Магелланов пролив. Масштаб операции был беспрецедентным в истории США: прибыв к месту встречи с разных сторон, флот продолжил путь согласно тщательно продуманному плану. В организацию были вовлечены практически все ресурсы ВМФ США. Во время плавания было установлено несколько мировых рекордов, одним из которых было рекордное количество кораблей, одновременно совершивших кругосветное плавание.

Тысячи людей собирались в портах, чтобы увидеть и поприветствовать флот. С 1 по 4 мая 1908 года флот посетил г. Монтерей, штат Калифорния. Для моряков был организован роскошный бал в ближайшем отеле Дель Монте (Hotel Del Monte), г. Дель Монте. В 1942 г. Этот городок был передан ВМС США для организации школы подготовки пилотов, а после второй мировой войны сюда перевели военно-морскую аспирантуру.

В Австралии прибытие флота 20 августа 1908 года использовали, чтобы обеспечить поддержку создания собственного военно-морского флота. Японцы пошли на беспрецедентные меры, желая проявить своё мирное отношение к США: тысячи японских школьников размахивали американскими флагами, когда моряки сходили на берег в порту г. Йокохама. На Сицилии экипаж корабля принял участие в восстановительных работах после землетрясения в городе Мессина.

В феврале 1909 года на военно-морской базе Хэмптон Роудз, штат Виргиния, президент Рузвельт наблюдал триумфальное возвращение флота, тем самым показывая, что для него это подходящее завершение своего президентства. Обращаясь к офицерам и матросам он сказал: «Другие страны тоже могут совершить кругосветное путешествие, но вы были первыми». Благодаря этому продуманному поступку Рузвельта, США удалось заслужить ещё большее уважение, а также укрепить свои позиции на международной арене.

December 16th, 2017 , 11:58 pm

Ровно 110 лет назад, 16 декабря 1907 года США сделали первый демонстративный шаг к мировому господству. Из бухты Хэмптон-Роудз в штате Вирджиния отправился в кругосветное плавание "Великий белый флот" в составе 16 эскадренных броненосцев, которых сопровождали шесть эсминцев и несколько вспомогательных кораблей. Все броненосцы были новыми, построенными после окончания Испано-американской войны 1898 года.

Таким наглядным способом Америка выдвинула претензию на роль глобальной морской державы, способной бороться за гегемонию не только в Западном полушарии, но и по всему миру. Конечно, британскому флоту американский пока еще уступал, но заявка была сделана весьма серьезная. Она оприалась на индустриальную мощь Америки, которая к началу ХХ века превзошла "мастерскую мира" и вышла на первое место по уровню экономического развития.

Кругосветный вояж "Белого флота" с заходом во многие порты Южной и Северной Америки, Австралии, Азии и Европы продолжался более года и завершился 22 февраля 1909-го. За это время корабли прошли свыше 80 тысяч километров. Броненосцы "Мэн" и "Алабама" из-за поломок сошли с дистанции, но были заменены аналогичными кораблями "Висконсин" и "Небраска", а после починки - завершили маршрут самостоятельно, так что общее количество броненосцев, участвовавших в походе, составляло 18 единиц.

Столь внушительное шоу произвело впечатление на международное сообщество и правительственные круги ведущих стран Европы. В Лондоне, Париже, Берлине и Петербурге увидели, что силы молодого заокеанского хищника быстро растут и ему становится тесновато на Американском континенте. Однако еаропейцы были слишком заняты собственными разборками и пока не придали этому значения.


Маршрут "Великого белого флота"

"Великий Белый флот" проходит Магелланов пролив. Далее - флагманские броненосцы четырех эскадр, входивших в состав флота. Каждая эскадра состояла из четырех кораблей первого ранга. Сверху вниз: "Джорджия", "Коннектикут", "Миннесота", "Алабама".

собират. наименование формирований ВМС Белого движения во время Гражд. войны в России 1917 - 22. Формирования Б. ф. (флоты, мор. силы, фл-и, отряды кораблей и др.) действовали на различ. морях и озёрно-речных системах в составе сухопут. гр-к войск и самостоятельно. Включали корабли спец. постройки, вооруж. пароходы и мобилиз. коммерч. суда. При пр-ве верховного правителя А. В. Колчака существовало Мор. мин-во, в Вооруж. силах на Юге России (ВСЮР) - Военно-мор. управление при главно-команд. А. И. Деникине. В составе Б. ф. имелись также сухопут. формирования: д-ны мор. тяж. арт-и (кораб. орудия на ж.-д. платформах), бронепоезда, а также воинские части (бригады, полки, б-ны), укомплектов. моряками. Во Владивостоке функционировало Мор. уч-ще (нояб. 1918 - янв. 1920), в Севастополе - Мор. корпус (окт. 1919 - нояб. 1920, в Бизерте - до мая 1925).
Азовские отряды ЧФ - отряд обороны Азовского м. (май - июль 1919) и 2-й отряд (дек. 1919 - окт. 1920). Участвовали в поддержке войск на сев.-зап. побережье и Керчен. п-ове, в обороне Крыма, высадке Улагаев. десанта 1920. К кон. окт. 1920 все корабли были сосредоточены в Керчи для эва-куации войск из Крыма. Часть из них затем вошла в состав Бизертской эскадры.
Волжско-Камская флотилия, создана в нач. июня 1918 на Волге как Боевая фл-я для поддержки Че-хосл. корпуса и войск Комуча. Включала 3 д-на, действовавших изолированно друг от друга от Казани до Вольска. При потере р-на ср. Волги 1-й д-н отошёл к Самаре и вывез Золотой запас России. Осн. силы фл-и отошли на р. Кама, где в нояб. 1918 ко-рабли были захвачены Кр. Армией или затоплены. В нач. марта 1919 воссоздана как Речная (Камская) боевая фл-я. Вела боевые действия с Волжской воен. фл-ей РККФ. При оставлении Перми (июль 1919) корабли взорваны в устье р. Чусовая.
Волжский отряд ВСЮР, сформирован в июне 1919 в составе двух д-нов боевых катеров, трёх д-нов мор. тяж. арт-и, бронепоезда и пех. б-на моряков. До кон. 1919 действовал на реке и в прибреж. полосе у Царицына (Волгоград). Перебазирован в Крым.
Днепровские флотилии - Среднеднепр. и Нижне-днепр. фл-и, созданные в мае - июле 1919. Участ-вовали в наступлении ВСЮР 1919, боях против Днепр. воен. фл-и РККФ и формирований Н. И. Махно. В кон. 1919 корабли Среднеднепр. фл-и разоружены и выведены из строя. Нижнеднепр. фл-я зимой 1920 перебазировалась в порты Крыма.
Донская флотилия, создана в кон. 1918 для поддержки Дон. армии. В янв. 1919 в составе Воо-руж. сил Юга России преобразована в Дон. отряд. Боевых столкновений с Дон. воен. фл-ей РККФ он не имел. В авг. 1919 расформирован.
Каспийская флотилия, создана в апр. 1919 с базой в Петровске (Махачкала). В сент. 1919 усилилась за счёт кораблей, ранее захвач. англичанами. Вела боевые действия против Волжско-Каспийской воен. фл-и РККФ. В апр. 1920 из-за потери пунктов базирования перешла в Баку, затем в иран. город Энзели, где фактически интернирована (см. Энзелийская операция 1920).
Обь-Иртышская и Енисейская флотилии, созданы в июле 1919 как Обская (с авг. - Обь-Иртышская) и Енисейская речные боевые фл-и. Обь-Иртыш. фл-я действовала на рр. Тавда, Тобол, Иртыш, Ишим, Тура. Участвовала в отражении наступления Вост. фронта РККА 1919 - 20. При оставлении Омска и Том-ска в нояб. - дек. 1919 корабли были разоружены и выведены из строя. Енисейская фл-я боевых действий не вела. В янв. 1920 её корабли захвачены в Красноярске и вошли в состав Сиб. воен. речной фл-и РККФ.
Онежская озёрная флотилия, создана в кон. мая 1919 в сев. части Повенецкого зал. с базой Медве-жья гора. Действовала против Онеж. воен. фл-и РККФ. В кон. нояб. 1919 блокирована в базе, ко-рабли и гидросамолёты уничтожены экипажами.
Северного Ледовитого океана флотилия, формирование рус. ВМФ (см. Северного Ледовитого океана флотилия), с авг. 1918 в составе Б. ф. Активных боевых действий не вела. С занятием Кр. Армией Архангельска и Мурманска (февр. - март 1920) корабли фл-и вошли в состав Мор. сил Белого м. и Сев. Ледовитого ок. (позже - Беломорская военная флотилия).
Северо-Двинская речная флотилия, создана зимой 1919 в Архангельске. Находилась в подчинении союзников, а после их эвакуации действовала самостоятельно. В марте 1919 расформирована, из кораблей и судов образован Сев. отряд Сев.- Двин-ской воен. фл-и РККФ.
Сибирская флотилия, формирование рус. ВМФ, существовавшее с 1856 на Тихом ок. с базой во Владивостоке. В состав Б. ф. входила в июле 1918 - янв. 1920 (с нояб. 1918 - Мор. силы на Д. Востоке) и июне 1921 - окт. 1922. В кон. окт. 1922 сформирован отряд транспортов, к-рый вместе с бе-женцами покинул базу и в янв. 1923 прибыл на Филиппины, где суда были проданы.
Черноморский флот ВСЮР и Рус. армии (см. Черноморский флот).
Чудская озёрная флотилия, создана в кон. окт. 1918 с базой в Тарту. Участвовала в Петрогр. опер-и Сев.-Зап. армии 1919. Расформирована в нач. июня 1919.

Военно-морские формирования Белого движения в Гражданскую войну 1917-22 гг. в России, включавшие в себя флоты, флотилии, отряды и другие соединения кораблей и вспомогательных судов. В Белый флот входили как боевые корабли специальной постройки, так и мобилизованные и реквизированные суда.

Личный состав представляли морские офицеры и матросы российского военного и торгового флота, а также офицеры сухопутных армий.

Военно-морские соединения Белого флота подчинялись руководству Белых армий.

В правительстве адмирала А. В. Колчака в бытность его Верховным Правителем России имелось Морское министерство, возглавляемое контр-адмиралом М. И. Смирновым, пытавшимся управлять всем Белым флотом. Однако, реальное управление было существенно ограничено обстановкой.

Черноморский флот

Белый Черноморский флот был создан в январе 1919 года в Новороссийске в составе Добровольческой армии. В июле 1919 года база Черноморского флота была переведена в Севастополь.

Черноморский флот подчинялся последовательно командованию Добровольческой армии, Вооружённым силам Юга России (ВСЮР) и Русской Армии генерала барона П. Н. Врангеля.

Командовали флотом в разное время вице-адмирал В. А. Канин; контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. П. Саблин; вице-адмирал Д. В. Ненюков; вице-адмирал А. М. Герасимов, контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс.

В состав флота первыми были включены реквизированный ледокол «Полезный», подводная лодка «Тюлень» и канонерская лодка «К-15». В апреле 1919 года к ним присоединился крейсер «Кагул». К лету 1919 года флот уже имел более 10-ти военных кораблей и судов иного назначения. Особенно многочисленным флот стал в 1920 году: в его составе было более 120 судов, в число которых входили линейный корабль «Генерал Алексеев», 1 крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок.

В состав Черноморского флота входил подчинённый ему морской отряд обороны Азовского моря, включающий в себя 8 канонерских лодок. С мая 1919 года этот отряд действовал на Азовском море, в июле 1919 года в связи с изменившейся обстановкой был перебазирован на реку Днепр. С декабря 1919 года на Азовском море появился второй отряд кораблей Черноморского флота, включавший в себя броненосец «Ростислав», 12 канонерских лодок и ряд других судов. Этот отряд в зависимости от обстановки периодически усиливался двумя-тремя эсминцами из Севастополя.

Корабли Черноморского флота участвовали в десантных операциях Русской армии барона Врангеля, перевозили войска, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, ставили минные заграждения, вели бои с кораблями Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), после поражения армии Врангеля корабли флота эвакуировали войска и беженцев из Крыма.

В ноябре 1920 года белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и до 1924 года базировался в порту Бизерта в Тунисе. В 1924 году Русская эскадра была расформирована, а её корабли были переданы СССР. Однако, переданные СССР корабли остались в Бизерте, а позднее они были проданы во Францию на металлолом.

Сибирская военная флотилия

Сибирская военная флотилия перешла на сторону Белого движения после выступления Чехословацкого корпуса в июле 1918 года, в ходе которого были захвачены суда флотилии: вспомогательный крейсер, канонерская лодка, пять эсминцев, девять миноносцев, 13 транспортов, вспомогательных и прочих судов.

Командовали флотилией в разное время контр-адмирал С. Н. Тимирёв, контр-адмирал М. И. Федорович, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал Г. К. Старк.

После образования Дальневосточной республики в 1920-21 флотилия вошла в состав её Народно-революционного флота, но после переворота во Владивостоке 26.05.1921 года вновь перешла в состав Белого флота. В ходе боевых действий провела ряд десантных операций.

В октябре 1922 года после поражения «белых» один отряд кораблей флотилии эвакуировал из Владивостока 10 тысяч беженцев. Этот отряд взял курс на Филиппины и прибыли туда лишь в январе 1923 года. По пути часть кораблей затонула. Прибывшие на Филиппины корабли затем были проданы. Остальные корабли остались во Владивостоке и в конечном счёте перешли в состав РККФ.

Флотилия Северного Ледовитого океана

После захвата войсками Антанты в августе 1918 года флотилия Северного Ледовитого океана была включена в состав вооружённых сил Верховного управления Северной области, а затем Временного правительства Северной области.

К началу 1920 года в состав флотилии входили броненосец «Чесма», четыре эсминца, одна подводная лодка, четыре тральщика, семь гидрографических и ряд других вспомогательных судов.

Флотилии Северного Ледовитого океана подчинялись гидрографические экспедиции Белого моря и Северного Ледовитого океана, а также ряд речных и озёрных флотилий (Печорская, Северо-Двинская, Онежская), а также порты Архангельска и Мурманска.

Флотилия Северного Ледовитого океана в основном занималась проводкой судов с грузами для армий Колчака и гидрографическим обеспечением флотилии.

Командовали флотилией контр-адмирал Н. Э. Викорст, а затем контр-адмирал Л. Л. Иванов; гидрографическим обеспечением руководил контр-адмирал Б. А. Вилькицкий.

После взятия Красной армией 21 февраля 1920 Архангельска и 7 марта 1920 года Мурманска корабли флотилии были включены в состав РККФ.

Каспийская флотилия

Весной 1919 года была сформирована Каспийская флотилия, имевшая к началу 1920 года в своём составе 9 вспомогательных крейсеров, 7 канонерских лодок и военно-морскую авиацию, включавшую 10 гидросамолётов на двух авиатранспортах, а также ряд вспомогательных судов.

Флотилия входила в состав ВСЮР, командовали флотилией капитан первого ранга, а затем контр-адмирал А. И. Сергеев, затем капитан первого ранга Б. М. Бушен.

Каспийская флотилия вела активные боевые действия против «красных»: сражалась с кораблями Волжско-Каспийской флотилии РККФ в районе дельты реки Волга, вокруг Астрахани поставлиа минное заграждение из двухсот мин, обеспечив тем самым морскую блокаду города, оказывала существенную поддержку войскам «белых» на приморском фланге.

В связи с успешным наступлением Красной армии, захватившей основные пункты базирования Каспийской флотилии в Гурьеве и Красноводске, вынуждена была в апреле 1920 года перебазироваться в Баку, а из Баку в находившийся под контролем союзной Великобритании иранский порт Энзели. При этом вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой» покинули флотилию и перешли на сторону большевиков.

В Энзели флотилия была фактически интернирована англичанами. 17-18 мая 1920 года после успешной для красных Энзелийской операции 23 корабля флотилии и 4 гидросамолёта были отбиты у англичан, возвращены в Советскую Россию и включены в состав РККФ.

Речные и озёрные флотилии

  • Речной боевой флот Поволжской народной армии - имел в своём составе более сорока вооружённых пароходов, вспомогательных судов и катеров. Действовал в течение лета и осени 1918 года, 1 августа 1918 года участвовал во взятии Казани.
  • Северо-Двинская речная флотилия была сформирована в Архангельске зимой 1918/1919 гг. Сначала действовала в составе британской флотилии, затем отделилась от неё и действовала самостоятельно. Флотилия располагала двумя канонерскими лодками, тремя вооружёнными пароходами, пятью плавбатареями и некотороми другими вспомогательными судами. К 1920 году в ней остались 7 плавбатарей, канонерская лодка и некоторые другие суда. В марте 1920 года флотилия была расформирована, а её корабли вошли в состав РККФ.
  • Чудская озёрная флотилия просуществовала с октября по ноябрь 1918 года, после чего корабли флотилии были захвачены Эстонией.
  • Онежская озёрная флотилия действовала в период с лета 1919 года до зимы 1920 года.
  • Речная боевая флотилия на реке Кама , существовала с марта по июнь 1919 года, в составе имела 15 вооружённых пароходов, две плавбатареи, одну баржу с гидросамолётами и вспомогательные суда. Начальник штаба - Д.Н. Федотов-Уайт.
  • Печорская флотилия действовала в 1919 году, имея в своём составе 11 пароходов и вспомогательные суда.
  • Донская флотилия была создана в марте 1918 года и просуществовала до августа 1919 года.
  • Волжская военная флотилия действовала в течение июня-декабря 1919 года, имея в своём составе четыре бронекатера и ряд вспомогательных судов.
  • Среднеднепровская флотилия служила белым в течение мая-декабря 1919 года. Имела в своём составе четыре канонерские лодки, восемь бронекатеров и ряд вспомогательных судов. В сентябре 1919 года провела удачный рейд к Чернигову по реке Десна и захватила там 9 пароходов.
  • Нижнеднепровская флотилия из шести канонерских лодок и ряда вспомогательных судов действовала с мая 1919 г. по январь 1920 г.
  • Байкальская флотилия создана в августе 1918 года.
  • Енисейская речная боевая флотилия действовала в марте-декабре 1919 года, имея в своём составе три вооружённых парохода и вспомогательные суда.
  • Обь-Иртышская речная боевая флотилия имела 15 вооружённых пароходов, два бронекатера и ряд вспомогательных судов. Действовала с августа по октябрь 1919 года, пока корабли флотилии не были захвачены красными.

Указанные флотилии белых вели боевые действия на перечисленных реках и озёрах против аналогичных флотилий красных, участвовали в высадке десантов и в поддержке действий сухопутных войск.


Великий белый флот проходит Магелланов пролив.

Наверно разговора о Цусиме все же не избежать:). Думаю в жизни каждого человека есть события, о которых хочется вспоминать как можно реже. Что то подобное можно сказать и о жизни целых народов. Если это так, то для нации Цусима именно такое событие. Но забыть нам о нем не дадут. Цусимой, в том числе и мне на страницах этого блога, пеняют постоянно. Что же. За нашими плечами прекрасная страна, с великой и удивительной историей. Потупить глаза и отвести взгляд в сторону? Не для русских! Цусима, так Цусима.

Как Вы думаете, если флот одной, весьма авторитетной в морском деле страны терпит сокрушительное поражение от флота другой страны, то о чем будут свидетельствовать уроки, извлеченные из этого сражения? Даже не так. У кого будут учиться державы, готовясь к следующим войнам, чьи действия будут пытаться повторить? Ясно, что победителя.

Однако применительно к Цусиме это не совсем не так. Я бы даже сказал совсем не так. Путь, которым пошло кораблестроение после Цусимы это во многом не продолжение того пути, которым пришел к ней японский флот, а это был флот, построенный в ведущих кораблестроительных державах – Англии(подавляющее большинство кораблей), Германии, Франции. И это был флот, где значительную роль играли советники из флота «владычицы морей». А это в значительной степени был путь, которым пришел к своей трагедии проигравший, что поистине удивительно. Казалось бы, ну какие положительные уроки можно извлечь из столь страшного разгрома? Сегодня об одном из них.

Когда «отец» теории о «морской мощи» государства адмирал Мэхэн в своей знаменитой книге «Влияние морской силы на историю» перечисляет факторы, объективно влияющие на морскую мощь государства, то первым из них идет географическое положение. А уж после все остальные. Недобросовестные критики флота Российской империи, применительно к его действиям в русско-японской войне, преднамеренно начисто игнорируют этот наиболее важный фактор. При том, что его огромное влияние на исход этой войны просто бросается в глаза.

В частности, если разговор идет о Цусиме, невозможно обойти вниманием эпический переход русского флота с Балтики к собственно Цусимскому проливу, причем в условиях военного времени. Естественно, что событие, которое игнорировали ангажированные отечественные историки, не ускользнуло от внимания заинтересованных сторон – современников этого, не побоюсь такой квалификации, грандиозного свершения. В данном случае речь идет об американцах.

Политическая ситуация после Русско-японской войны складывалась таким образом, что Россия была временно вычеркнута из числа тихоокеанских морских держав. Таким образом в регионе осталась лишь одна доминирующая на море сила – союз Англии и Японии, никакого достойного упоминания противовеса которой не осталось. А на кону стоял такой куш, как Китай. В отношении которого консорциум европейских держав, при всех их локальных противоречиях, придерживался политики его раздела, то есть явного размежевания зон влияния. Тогда как США стояли за политику открытых дверей, не без основания рассчитывая распространить свое влияние на весь Китай чисто экономическими методами, и таким образом полностью прибрать к рукам важнейший китайский рынок.

Однако для придания веса своей позиции американцам необходимо было что-то противопоставить мощным тихоокеанским флотам Японии и Англии. В то время как их флот, ориентируясь на Европу, как единственный тогда центр силы, в основном базировался на атлантическое побережье, а Панамский канал еще не был закончен.

Однако беспримерный переход русского флота подсказал американцам выход. Флот, не отдельными кораблями, а как боевая тактическая единица, может быть переброшен с атлантического побережья на тихоокеанское и обратно. Таким образом, США сохранили бы свое влияние и на европейские дела, и приобрели бы дополнительный вес в Китае.

Сказано – сделано. 16 декабря 1907 года с Хэмптноского рейда, того самого места, где произошел бой «Монитора» с «Мерримаком», вышел флот из 12 броненосцев. 6 мая 1908 года, пройдя путь в 26,958 километров, «Великий белый флот» прибыл в Сан-Франциско.

Торжественный смотр Великого белого флота в Сан-Франциско.

У нас распространено мнение, что неизбежность войны с США в Японии осознали после переговоров, предшествовавших заключению Портсмутского мира. Якобы США обманули Японию, пообещав надавить на Россию, если она будет упорствовать в своем нежелании принять японские условия. Действительно, ситуация на переговорах сложилась таким образом, что США, а на кону для них стояла репутация президента Теодора Рузвельта, вынуждены были давить на Японию, чтобы она приняла условия России, иначе переговоры бы сорвались, и США были бы отброшены в своей внешней политике на несколько десятков лет назад. Но преувеличивать значение этого момента не стоит. Японцы находились в отчаянном положении. Они всеми силами пытались его скрыть. То есть обмануть мировую общественность, и получить лучшие условия, чем те, на которые они реально наработали. Обман не прошел.

Кстати переломным моментом в переговорах, вернее в отношении к ним США, стала фраза, сказанная Николаем II американскому послу. Тут вот многие считают, что Николай ничего не контролировал, а заслуга в успешном окончании переговоров целиком принадлежит Витте. Рузвельт считал иначе. Он очень боялся срыва переговоров, эти дни оказались одними из самых тяжелых в его жизни. Поэтому Рузвельт считал необходимым лично держать Николая II в курсе всех ньюансов через своего посла в России. В начале переговоров Рузвельт считал, что Россия проиграла, и должна это признать, приняв японские условия в их основной части. В этом духе он настойчиво инструктировал своего посла. А посол посильно пытался доводить эту мысль до Николая II. Николай Александрович долго терпел и кивал, но на одном из приемов с металлом в голосе сказал, что Россия не находится в положении Франции после Седана, чтобы считать себя побежденной. Рузвельт понял, что от Николая он ничего не добьется, и альтернативы у него две. Или переговоры сорвутся, и тогда позор и открытое злорадство англичан. Или надо убедить Японию принять условия России. Естественно он выбрал второй вариант. С Японией обошлись не очень хорошо. Так как основным расхождением оставался вопрос о контрибуции, американские, а вслед за ними и мировые газеты, в начале переговоров расположенные к стране восходящего солнца, стали писать, что Япония хочет продолжать войну ради денег. Что оставалось бедным японцам?

Гм, большое однако получилось отступление. Поэтому краткий итог сказанному. Японцы имели повод считать себя обманутыми Рузвельтом. Но они и сами хотели обмануть Рузвельта, выдав за победу в общем ничейную кампанию, которую они гораздо в меньшей степени были готовы продолжать, нежели их оппонент – Россия. Поэтому большой обиды на американцев у них не было. Николай действительно готов был воевать дальше, а японцы действительно не готовы. Поэтому результат переговоров был справедлив.

Неизбежность войны японцы осознали только после прибытия в Сан-Франциско Великого белого флота. Именно тогда они убедились, что их планам по силовому разделу Китая США готовы противопоставить свою силу. И эта сила реальна. Так в итоге и получилось.

Начало политики «большой дубинки». На фото дубинка ver 1.0 – Великий белый флот.

Ну а Рузвельт, вслед за одной своей победой, заключением Портсмутского мира, которое вывело США в ранг ведущих держав в области политики, одержал другую, не менее масштабную победу. Теперь США вышли в разряд ведущих военно-морских держав. Именно так оценивали поход Белого флота современники, именно так его оценивают и сейчас. И даже выше. Этот поход , - пишет наиболее авторитетный на пару с Jane’s морской справочник Conways, - окончательно утвердил США, как перворанговую Великую державу. . Не больше и не меньше.

Впрочем, в Сан-Франциско поход не закончился. Несколько кораблей было заменено и 7 июля 1908 года флот вышел в обратный переход. Разделившись и посетив с визитом ряд крупных портов, пройдя еще в общей сложности 53,231 километр ВБФ вернулся 22 февраля 1909 года в Хэмптон Роудс.

Дядюшка Сэм, Джордж Вашингтон и Теодор Рузвельт приветствуют возвращение Великого белого флота. Присутствие одного из «отцов-основателей» подчеркивает масштаб события. Однако то, что для американского флота явилось триумфальным завершением великого похода, для русского стало только началом испытания.

Как мы видим, лишь сам по себе переход флота с атлантического побережья на тихоокеанское и обратно явился выдающимся достижением. И хотя по длине пройденного пути переход 2-й(33 тысячи километров) и 3-й Тихоокеанских эскадр уступал маршруту, пройденному американцами, достижение русских моряков было не меньшим. А даже большим. Потому, что совершалось в военное время.

Поясню значение этого фактора. Согласно законам войны, корабли воюющих сторон не имеют права нарушать нейтралитет невоюющих государств. В частности входить в их территориальные воды, тем более порты. Во время своего первого перехода – вокруг Южной Америки Великий белый флот посетил много портов. Например, в Рио-де-Жанейро стояли неделю. В Байя Магдалена – месяц. За это время можно было отпустить моряков в увольнительную, спокойно исправить повреждения, нанять портовых рабочих, чтобы погрузить уголь. Да и просто переждать непогоду.

Русские моряки грузили уголь сами. Нормальный запас угля броненосца класса «Бородино» составлял 800 тонн. Но его грузили гораздо больше – две, две с половиной тысячи тонн. Экипаж корабля 867 человек. По нескольку тонн на брата. Грузили в море, с угольщика. Иногда не было возможности даже зайти на защищенный от волн рейд – все побережье кому-то да принадлежит. Союзница России – Франция как правило сквозь пальцы смотрела на нарушение своего нейтралитета, но ее владения есть далеко не везде. Уголь надо было распихать по мешкам, с помощью талей поднять на борт броненосца, ссыпать в узкие люки, погрузить на тачки и развезти по любым пригодным(и не очень) для хранения угля помещениям. Все это силами команды. Поскольку корабли были перегружены(при проектном водоизмещении 13,513 тонн «Бородино» грузили до 17,000 тонн), они расходовали при переходах больше угля, и грузить его надо было довольно часто.

Надо ли говорить о том, что команды не то, что не могли сойти на берег, а корабли укрыться от шторма в каком-либо порту. А ведь в эскадре были миноносцы водоизмещением по 300 тонн. Наконец, не будем забывать - шла война. Вахты надо было нести по боевому расписанию. Гулльский инцидент не дал бы об этом забыть.

Не забудем и то, что американская эскадра состояла из 12 броненосцев, самый старый из которых – «Кирсардж», вошел в строй 20 февраля 1900 года. То есть ему было семь с небольшим лет от роду. Кроме того было шесть миноносцев и несколько транспортов и судов обеспечения.

Русская эскадра была не только гораздо многочисленнее, но некоторые ее корабли и гораздо старше. Например «Дмитрию Донскому»(пароходу а не человеку), исполнилось к моменту похода 18 лет. А всего в эскадре было 29 боевых кораблей, не считая вспомогательных крейсеров, и 8 кораблей обеспечения.

Надеюсь сказанного достаточно, чтобы показать насколько переход 2-й Тихоокеанской эскадры был тяжелее похода «Великого белого флота». Однако в одном случае это считается величайшим триумфом, поставившим США в ряд великих держав, а в другом неумелой судорогой прогнившего царизма, лишний раз явившего миру свою гнилость. Отсталость своего флота, неготовность своих моряков, и некомпетентность командиров.

Разница же состояла всего лишь в том, что американцев, после великого перехода их великого флота ждал заслуженный отдых, повышение в чинах и благодарность соотечественников, а русских ждал превосходящий по силе противник.

О"кей. Но в таком случае можно ли рассуждать о Цусиме в таком ключе, как рассуждают об обычных морских сражениях? Мерить килограммы бортового залпа, проценты попаданий, миллиметры брони? Делать это абсолютно бессмысленно. Потому, что противники находились в заведомо неравных условиях. Хотите сравнить боеспособность русского и японского флотов? На здоровье. Делайте это на примере боевых действий Первой тихоокеанской эскадры. Которая тоже, конечно, не была в равных условиях с противником. Но добилась в боях на море лучшего, чем противник результата. Хотите обличить пороки царизма? Ну тогда Цусима это ваша тема. Только не ждите при этом нашего, русских, понимания.