Лето

Ближайшее окружение ивана 4 в период реформ. Иван IV и его реформы

Восхождение Ивана Грозного к единовластию было долгим и трудным. Оно прошло через различные этапы, каждый из которых был необходимой ступенью этого восхождения. Даже собственная система взглядов царя приобрела законченный вид лишь в начале 60-х гг.

До венчания на царство, в годы боярского правления мальчик, а затем юноша великий князь московский был "пленником" боярской олигархии, правившей страной.

Несмотря на ранние проявления своего властного характера, молодой великий князь оставался орудием в руках то одной, то другой боярской клики. Трудно сказать, как долго пришлось бы Ивану IV оставаться "боярским" царем, если бы не июньское восстание1547г.

Московские события показали царю Ивану, что высокий титул сам по себе не дает ни силы, ни защиты, если носитель этого державного титула не обладает реальной силой.

Для того чтобы укрепиться царская власть оказалась заинтересованной в проведении программы реформ, создания общегосударственного законодательства, упорядочения взимания всякого рода налогов и даней.

Для достижения важнейшей цели - увеличения и укрепления дворянского войска нужен

был фонд выдачи "оклада" каждому дворянину, т.е. земля. В силу этой необходимости, а также в интересах укрепления своего авторитета главы государства царь Иван становится активным участником выработки внешнеполитической линии, направленной на расширение государства. Речь прежде всего идет о завоевании Казанского ханства.

К началу 1549г. влияние на Ивана IV костромского дворянина А. Адашева и протопопа Сильвестра значительно усилилось. Они представляли интересы не только боярства, но и широкого круга феодалов. С именем А.Ф. Адашева связаны реформы 1540 - 1550-х гг. Так же с ним историки справедливо связывают и успехи внешней политики Русского государства в середине XVI в.

Одновременно в Думе выделился небольшой круг лиц, который князь Курбский позднее по польскому образцу назвал "Избранной радой". Главным лицом в правительстве Избранной рады с 1549г. был А.Ф. Адашев. Адашев обладал широким политическим кругозором. В течение десятилетия, будучи у кормила власти, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований, часть которых удалось провести в жизнь.

Позднее царь будет всячески чернить своих бывших соратников. Трудно сказать с самого ли начала испытывал Иван IV ненависть к своим советникам, вызванную вынужденным подчинением и смирением, или она созрела в нем постепенно. Так или иначе, его согласие с Адашевым и Сильвестром в течение многих лет стойко выдерживало весьма тяжелые испытания.

Созыв собора 27 февраля 1549г., получившего в литературе название "Собора примирения", свидетельствовал о превращении Русского государства в сословно-представительскую монархию. Земский собор ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. Была выдвинута широкая программа реформ управления, таможенной и земельной политики, в согласии с нею был составлен судебник, проведены земская и другие реформы.

Новорожденная монархия в лице Ивана Грозного имела к вопросу о характере царской власти свое отношение. Она тяготела к единовластию, к созданию и укреплению монархической системы правления, неограниченной ни в какой форме, ни в какой степени, ни с чьей стороны. Однако для того чтобы стать реальностью, единовластие нуждалось не только в формальном его провозглашении, не только в намерении самого монарха быть самодержавцем и даже не просто в поддержке тех или иных влиятельных социальных слоев. Как и всякое государство, оно нуждалось в организованной политической силе - в собственных вооруженных отрядах и в аппарате власти.

Одним из первых решений правительства, которое была вынуждена утвердить Боярская дума, явился указ о местничестве 1549г. Назначение на службу стало государственной обязанностью. Неисполнение ее влекло наказание. Арбитром в решении местнического спора стал глава государства. Служебное начало при назначении на должность было поставлено выше родового.

Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники и старосты становились "чиноначальными" людьми государства.

Создавая таким способом широкую, разветвленную систему служащих ей чиновников, центральная власть избавляла себя от недовольства подданных из-за их злоупотребления.

Реформы, проводимые в этой области, больше чем что-либо другое, помогало создать впечатление, что власть является защитником интересов "всей земли", что царь и его советники устанавливают "суд и правду" для всех, "кто ни буди".

Важнейшие законодательные меры фактического правительства - новый Судебник 1550г. и учреждение повсеместно выбранных земских властей - были связаны между собой неразрывно. Судебник 1550 г. в категорической форме требовал участия присяжных заседателей при каждом судебном разбирательстве, проводимом судьей, назначенным государством - наместником или его подчиненным. Судебник ставил наместников под прямой и жесткий контроль со стороны местных земских властей - городовых приказчиков как представителей уездного дворянства, а также дворских старост и целовальников как представителей посадских людей и крестьян. Так же были ликвидированы привилегии монастырей, затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путём увеличения размера пожилого.

Согласно приговору 1550г., запретили местнические споры между воеводами во время походов, все они теперь подчинялись воеводе большого полка - главнокомандующему. Тогда же появляется стрелецкое войско, состоящее из постоянно служащих воинов, вооружённых холодным и огнестрельным оружием. Они получали обмундирование и денежное жалование.

В 1551 г. церковный собор принял Стоглав, укреплявший дисциплину, регламентировавший церковную жизнь - службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода.

В Москве складывалась система приказов: Посольский приказ ведал внешними связями с соседними странами; Разрядный - дворянским войском, назначал воевод, руководил военными действиями; Разбойный - судом над "лихими людьми" и так далее. Челобитный - "приказ над приказами". Он разбирал жалобы по разным делам, контролируя другие приказы (глава-Адашев).

Глубина и значение судебных реформ фактического правительства конца 40-50гг. оказались выше всех попыток реформировать судебную систему в течение трех последующих столетий, в частности при Петре I и при Екатерине II.

Сущность земельной политики фактического правительства состояла в ограничении посягательств церковного и монастырского землевладения на земли светских феодалов и служилого дворянства. Законодательство стремилось охранить от экспансии церковных феодалов также земли крестьян.

Надо сказать, что характер реформ меняется в зависимости от времени их появления. Реформы, а тем более проекты реформ, принятые в годы близкие к 1547-му, носят значительно более демократический характер. В середине 50-х гг. правительство проводит целый комплекс реформ, направленных на "огосударствление" взаимоотношений между классом феодалов и центральной властью. Важнейшими из них являются приговоры о кормлении и о службе. Устанавливается единая норма военной службы с земельных владений. Все феодалы-землевладельцы независимо от размера своих владений становились служилыми людьми государства. Даже вотчинная земля превратилась в государственное жалование за службу.

Во всех установлениях фактического правительства налицо признаки компромисса. Князья и бояре были еще настолько сильны и экономически и политически, что с ними приходилось считаться. В известной мере их традиционные права поддерживал и царь. События более поздних лет уничтожили многие результаты реформ.

Предпосылкой для создания неофициального правительства послужили волнения 1547 г., получившие название Московского восстания. Ивану IV в это время было всего 17 лет. Причиной восстания стало обострение социальных противоречий в 30-40 годы. В это время очень ярко проявился произвол бояр в связи с малолетством Ивана IV. Тон задавали князья Глинские, так как матерью венценосного мальчика была Елена Васильевна Глинская.

В широких народных массах росло недовольство непомерными налогами. Толчком для восстания послужил пожар в Москве в конце второй декады июня месяца. По масштабам этот пожар был огромен, он нанёс непоправимый урон имуществу москвичей. Озлобленные люди вышли на улицы столицы 21 июня 1547 г.

Разъярённая толпа растерзала всех попавшихся под руку князей Глинских. Возмущённый народ начал искать молодого Царя, но тот уехал из Москвы, укрывшись в селе Воробьёво (Воробьёвы горы, в годы Советской власти носили название Ленинские горы).

Государь вышел к народу, ему удалось уговорить народ успокоится и разойтись. Тем временем по приказу Ивана IV в Москву были стянуты войска, целью которых был арест зачинщиков восстания. В результате чего многие из них были казнены.

Именно поэтому Царь и собрал вокруг себя прогрессивно мыслящих людей. Таким образом, в 1549 г. Избранная Рада начала свою работу по реформированию государственного устройства в Московском царстве.

Избранная рада была выражением компромисса между разными слоями господствующего класса в начале правления Ивана IV. Это был небольшой круг приближённых царю лиц, точный состав которого не вполне ясен. Само выражение «Избранная Рада» было употреблено бывшим её участником князем А.М.Курбским в одном из его посланий к Ивану Грозному. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник / А.П.Шикман. - М.: Изд. «Наука», 1997. - С. 55-56.

В составе «Избранной Рады» оказались представители: служилых людей, каким был А.Ф.Адашев выходец из незнатных, но крупных землевладельцев, представители духовенства, какими были митрополит Макарий и духовник царя, протопоп кремлёвского Благовещенского собора Сильвестр, из княжеско-боярской знати, какими были молодой князь Андрей Курбский и князь Михаил Воротынский, представитель придворной администрации И.М.Висковатый, и др. Рада не была официальным государственным органом, но, фактически, в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени Царя, по этому решения его приравнивались к Царской воле.

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549 г., фактически, первого Земского Собора - высшее сословно-представительное учреждение в России с середины XVI - по конец XVII вв. В литературных памятниках XVII в. такой Собор часто называется «Советом всея земли». Появление Земских Соборов было результатом объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и верхов посада.

По своей структуре Земский Собор в России приближается к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от них, он имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимали участие Боярская Дума во главе с Царём.

Земский Собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первый Земский Собор включал в себя членов Освящённого Собора (Высшее духовенство), Боярской Думы (удельные князья, бояре), государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Заседания Собора проходили по чинам, решения фиксировались как единогласные. Собор состоял как бы из двух палат: Первая - бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; Вторая - воеводы, княжата, Дети боярские, большие дворяне. Совещание продолжалось два дня. Было проведено три выступления Царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской Думы.

Этот первый Земский Собор был назван «Собором Примирения» и ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию через создание центрального сословно-представительного учреждения, в составе которого значительно возросшую роль играли дворяне. При этом феодальная аристократия должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служилого люда. Собор принял решение о составлении нового Судебника.

В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев или дворецких, создается Челобитная изба. В неё поступали челобитные на имя Государя, здесь же по ним принимались решения. Челобитная изба была своего рода апелляционным ведомством и контрольным органом, надзирающим над другими правительственными учреждениями.

Одновременно с «Собором Примирения» проходит заседание и Церковного Собора, в процессе которого было установлено церковное празднование 16 святых и рассмотрены их жития. В условиях роста реформационного движения, церковь, канонизацией своих видных деятелей, стремилась укрепить свой падающий авторитет.

1549 г. был годом активного наступления на особенные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549 г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

В дальнейшем в Соборах участвовали представители черносошного крестьянства и торгово-ремесленного посадского населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, в которой указывались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы представителей на Земские Соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определённых чинов. Выборные созывались рассылкой грамот по городам, которые, со своими уездами, составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а так же люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Этот протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платили. Заседания Соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись всем необходимым.

Каждый Земский Собор открывался службой в Кремлёвском Успенском Соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего проходило торжественное заседание Собора в полном составе. Царь произносил речь и ставил задания. После начинались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам проходило в специальных палатах. Нередко в конце Земского Собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Обычно решения принимались единогласно. При закрытии Собора Царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была довольно широкой. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось, также, и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г. все Соборы были совещательными (после смерти Царя Фёдора Ивановича, то есть, после пресечения царствовавшей линии Рюриковичей, стали созываться «избирательные» Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царём Бориса Годунова, в 1613 г. - Михаила Романова, в 1682 г. (на последнем Соборе) был утверждён Царём Пётр I совместно со старшим братом Иоанном V).

После февральских Соборов правительственная деятельность в 1549 г. развернулась в различных областях. Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С.Пересветова Зимин, А.А. Пересветов и его современники / А.А. Зимин - М.: Изд. «Наука», 1958. - С. 344-359., защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого «воинника» - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений, с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении земельный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

Так уже в 1550 г. начала проводиться военная реформа. Стали формироваться стрелецкие войска. Это была гвардия, в задачу которой входила охрана Государя. Сначала их насчитывалось всего 3 тысячи человек, со временем стрельцов стало значительно больше. А конец таким воинским подразделениям положил Пётр I в 1698 г. Таким образом, просуществовали они почти 150 лет.

Был наведён порядок в воинской повинности, выделилось две категории служилых людей: Первая категория - бояре и дворяне, то есть все люди благородного происхождения должны были служить в армии или на какой-либо иной государственной службе (Только родившихся мальчиков сразу же записывали на военную службу, годным к ней он становился с 15-ти лет). Служили все, в противном случае, независимо от возраста, мужчины считались «недорослями» (Такое прозвище была крайне постыдно).

Военные тех лет жили не в казармах, им выделялись земельные наделы и личные дома. Образовывались целые военные поселения. В них военнослужащие жили обычной размеренной жизнью: сеяли, пахали, собирали урожай, женились, растили детей. В случае войны всё мужское население становилось под ружьё.

В русской армии служили и иностранцы. Это были наёмники, численность которых никогда не превышала пары тысяч человек.

Серьёзному реформированию была подвергнута вся вертикаль власти. Был установлен жёсткий контроль над местным самоуправлением. Содержать его стало не население, а государство, после чего последовало введение единой государственной пошлины, взимать которую могло только государство. Для землевладельцев был установлен единый налог с единицы площади.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он, по сути, явился развитием Судебника Ивана III 1497 года Черепнин, Л.В. Памятники русского права. Выпуск III / Под ред. Л.В. Черепнина - М.: «Государственное издательство юридической литературы», 1955. - С. 339-374. . Судебник исходил из старой системы управления и суда на местах, но при этом ограничивал власть наместников и волостелей, сокращая их полномочия в суде и усиливая контроль над ними со стороны Царской администрации. Судебник отменял торговые привилегии феодалов и передал право сбора тамги (основной торговой пошлины) Царской администрации, что отвечало интересам верхушки купцов и ремесленников. Отменялись податные льготы монастырей, что ослабляло материальную базу Церкви и укрепляло центральную власть. Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил размер «пожилого», что означало дальнейшее закрепощение крестьян.

По инициативе Ивана IV в январе-мае 1551 г. состоялся Церковный Собор. Его решения сведены в 100 глав, по этому, он вошёл в историю под названием «Стоглавого». На Соборе Царь призвал присутствующих одобрить новый Судебник и другие реформы. Стоглавый Собор унифицировал богослужение и все церковные обряды, признал общерусскими 50 «местно-чтимых» угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых, а так же поставил задачу улучшить нравы духовенства.

Избранная Рада большое внимание уделяла кадровой политике. Была создана так называемая «Дворовая тетрадь». В ней записывались государевы люди, которых можно было назначать на различные высокие должности: дипломатические, военные, административные. То есть человек попадал в «обойму» и мог перемещаться с одного высокого поста на другой, принося везде пользу государству. В последствии такой стиль работы с кадрами скопировали коммунисты и создали партийную номенклатуру.

Центральный государственный аппарат был значительно усовершенствован. Появилось много новых приказов (министерств и ведомств, переводя на современный язык), так как функции местной власти перешли к чиновникам центрального аппарата. Помимо общегосударственных приказов возникли и региональные, курировавшие определённые территории и отвечающие за них.

Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение Губной реформы. 27 сентября 1549 г. Был выдан Губной наказ крестьянам Кирилова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа Детей боярских.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые Московский Великий Князь давал своим боярам и вольным слугам, «приказывая» им ведать какую либо отрасль дворцового хозяйства и управления. Изначально, приказ - это частное поручение, а не орган. Но в XVI-XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов». Вместе с приказом ведать дело они получили определённые полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти Царя и были от неё неотделимы.

Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой. Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела Князя к Москве, территория его удела превращалась во «дворец», куда посылался дворецкий - наместник Великого Князя Московского. Удельный же Князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьёй. Вокруг такого наместника (дворецкого) образовывался круг ближайших помощников, позже составлявших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания приказной системы начинается на рубеже XV-XVI вв., когда только начинают складываться её основы. При Иване III и Василии III уже действую некоторые территориальные приказы: «Чети» или «Четверти»; и некоторые отраслевые приказы: «Казенный», «Разряд». Время Ивана Грозного - время рассвета приказного строя Московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившиеся Царём.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были Судами для лиц в подведомственных им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранцы в Иноземном приказе и т.д. Приказы, являясь административными органами, рассматривали дела, порученные их надзору, самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

По составу приказы представляли собой следующую систему:

Приказ возглавлялся судьёй, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трёх, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа.

Также, во многих приказах во главе стояли дьяки, назначавшиеся не из бояр, а из грамотных и неродовитых служилых людей. Делалось это специально для того, чтобы противопоставить государственный аппарат боярской власти и её влиянию, то есть, приказы служили Царю, а не родовитой знати, у которой были свои интересы, часто расходящиеся с государственными.

Структурно приказы разделялись на «Стволы» и «Повытья». В каждом приказе или судной избе было два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Так же, там были подьячие - помощники дьяков, их количество колебалось от 20 - до 50, в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело, дьяк эти грамоты подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами, грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу Государя. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукой дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьёзной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одним и тем же делом могли ведать несколько приказов. В результате в Московском Царстве было довольно много коллизий.

Приказы классифицировались по группам: 1) Финансово-казённая - это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание - 1547 г.). Его главной функцией были не финансы, а Суд. Этот приказ, также, ведал Гербовым сбором и рядом других налогов. И Казённый приказ или приказ Большой Казны (первое упоминание - 1578 г.). В ведомстве этого приказа был Монетный Двор. Казенный приказ заведовал государственным золотом и иным запасом.

Приказ Большого Прихода, Счётный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы, практически каждый приказ ведал своей статьёй доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казённого управления.

  • 2) Судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного приказа (первое упоминание - 1539 г.) подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ включал в себя и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы - исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, «Московских чинов люди», во Владимирском - все остальные. Челобитный приказ (первое упоминание - 1571 г.) также являлся судебным приказом. Он являлся необходимой инстанцией перед Верховной Апелляционной инстанцией, которой была Боярская Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам Царь. Челобитный приказ, также, являлся Высшим Административным Судом России, т.е. - это высшая отраслевая судебная инстанция, до него, тяжущийся должен был пройти Суд в низших инстанциях.
  • 3) Полицейские приказы: Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (первое упоминание - 1516 г.), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.
  • 4) Приказы по военному делу: Разрядный приказ (первое упоминание - 1535 г.) - аналог генштаба, Стрелецкий приказ, Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (первое упоминание - 1511 г.) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный приказ (первое упоминание - 1573 г.) отвечал за изготовление конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ.
  • 5) Приказы иностранных дел: Посольский приказ (первое упоминание - 1567 г.) - в его ведении состояли иностранцы. Этот приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским Патриархом. Также он ведал некоторыми городами: Касимов, Романов, уезд Великая Пермь. Печатный приказ отвечал за хранение государственной печати, которую прикладывали к государственным актам, посылаемым за границу. Полоняночный приказ состоял в подчинении посольского приказа, ведал всех военнопленных, равно как и денежный сбор на их выкуп (существовал с 1663 г. по 1678 г.). Панский приказ.
  • 6) Областные приказы: Это чети и четверти, появившиеся в результате проведения централизации. При этой реформе, уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы - чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей в том, что они были инкорпорированы силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.
  • 7) Приказы государственно-церковного управления: Патриарший разряд, Приказ Церковных дел, Патриарший Двор, Монастырский приказ - ведал судом над церковными властями.
  • 8) Группа приказов, выделенная а отдельную группу - приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы: Панихидный приказ, ведавший отправлением панихид по умершим Царям. Также существовали Приказ Немецких кормов, Приказ Государя Тайных дел (первое упоминание - 1658 г.) - был лично подчинён Царю, занимался слежкой за высшими должностными лицами государства, также ведал многочисленными церковными делами. В Приказе Тайных дел служили дьяки «в государеве имени», имевшие право подписывать указы за Царя. Но это не означало что они могли издавать законы, просто, таким образом, они оформляли частную волю Царя, облекая её в письменную форму. Во многом Приказ Тайных дел можно считать органом эпохи абсолютизма. Монастырский приказ (первое упоминание - 1649 г.) - ведал управлением церковных земель, являлся первым шагом к постепенной секуляризации церковных земель.

Также, классификация делила приказы на постоянные (Посольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный и Тайных дел, упразднёные после смерти Алексея Михайловича, Даточный).

Во внешней политике Избранная Рада ориентировалась, в первую очередь на восток. К Московскому царству были присоединены Астраханское и Казанское ханства. На западе в зону государственных интересов попала Прибалтика. 17 января 1558 г. началась Ливонская война. Некоторые члены неофициального правительства выступили против неё. Но война, всё же, затянулась на долгих 25 лет, что послужило причиной тяжелейшего экономического кризиса (1570-1580 гг..), который получил название «Порухи».

В 1560 г. неофициальное правительство было расформировано. Причиной стали разногласия между его членами и Иваном Грозным. Копились они долго, а их начало лежит в непомерном властолюбии и амбициях Московского Царя.

Ивана IV стало тяготить присутствие рядом с ним людей, имеющих самостоятельные и независимые взгляды. Пока власть Царя была слабой, он терпел реформаторов и во всём их слушался. Но благодаря грамотным преобразованиям, центральный аппарат очень сильно укрепился, Иван Грозный вознёсся над боярами и стал настоящим самодержцем. Избранная Рада начала ему мешать.

Реформы Избранной Рады сделали своё дело - больше она была не нужна. Царь стал искать повод, чтобы отдалить от себя бывших друзей и преданных помощников, а так как отношения Сильвестра и Адашева с ближайшими родственниками первой и любимой царской жены - Анастасии Захаровой-Юрьевой были напряжёнными, когда она умерла, Иван IV обвинил бывших любимцев в пренебрежительном к ней отношении.

Внешнеполитические разногласия, обострённые Ливонской войной, усилили эту конфронтацию между Царём и Избранной Радой. Но самыми серьёзными стали внутриполитические конфликты. Реформы Избранная Рада проводила очень глубокие, рассчитанные на десятилетия, но Царю же были нужны немедленные результаты. А так как государственный аппарат был ещё слабо развит, он не умел быстро и эффективно работать.

По этому Царь посчитал, что на данном этапе развития все недостатки и недоработки центральной власти мог «исправить» только террор. Иван Грозный и пошёл этим путём, а реформы Избранной Рады стали казаться ему отсталыми и неэффективными.

В 1560 г. был сослан в Соловецкий монастырь Сильвестр. Адашев с братом Даниилом отправились по Царскому указу воеводами в Ливонию, где вскоре и были арестованы. Адашев умер в тюрьме, а его брата казнили. Так как князь Курбский, возглавлявший русские войска в Ливонии, находился в дружеских отношениях с Адашевым, то понимал, что его тоже ждут опала и казнь. И в 1564 г. он бежал в Великое Княжество Литовское, а затем завязал гневно-обличительную переписку с Иваном Грозным Новиков, В.И. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI?XVII вв. / Ред. и сост. В.И. Новиков - М.: «Олимп»: ACT, 1998. - С. 425-450..

Таким образом, падение Избранной Рады послужило началом одному из самых жутких периодов русской истории - Опричнины.

Если подвести итог второму периоду реформ «Избранной Рады», то придётся отметить, что в 1550-1560 годах правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос, за счёт ликвидации монастырского землевладения, поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый аппарат власти с Боярской Думой во главе вынужден был уступить свои позиции Дьяческой Приказной Администрации. Уложением о службе и другими военными реформами строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окружённая дворянством.


Задание №11 «Реформы Ивана Грозного».

Введение.

Глава I . Реформы

1.1. Необходимость реформ.

1.2. Избранная Рада

1.3. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

1.4. Ограничение кормлений и изменение органов управления

1.5. Изменение церкви. Культура в 50-е годы

1.6. Дипломатические и торговые контакты

1.7.Изменение налоговой системы

1.8. Реформы армии

1.9. Местничества

1.10. Земельное законодательство

Глава II. Решение практической задачи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя, и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного.

Реформы этого человека сыграли важную роль в истории. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал».

Я выбрала именно эту тему для своей контрольной работы, потому что меня интересует царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».

Реформы Ивана IV актуальны и останутся актуальны еще на долгое время. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение собственно для самого государства.

Таким образом, исходя из вышесказанного, цели и задачи моей контрольной работы: выделить, в чем сущность реформ Ивана Грозного; что принесли эти реформы России, что положительное, что отрицательное; какие цели преследовали, чьи интересы выражали; как их проводили в жизнь; какую роль играл в них главный их инициатор Иван Грозный.

Глава I. Реформы.

1.1. Необходимость реформ.

Важнейшей вехой политического развития стало восстание в Москве, происшедшее вскоре после коронации Грозного. В 1547 году в Москве участились пожары. Самый крупный из них уничтожил большую часть деревянного города. На второй день после «великого пожара» была сформирована боярская комиссия для наказания виновников бедствия. 26 июня бояре собрали народ перед Успенским собором и выясняли, кто зажигал Москву. Чернь обвинила в поджоге Анну Глинскую. Народ вышел из повиновения и учинил расправу над боярином Ю. В. Глинским. 29 июня чернь двинулась в Воробьево, требуя выдать на расправу бабку царя Анну Глинскую. Но восстание было разогнано и его зачинщики подверглись наказанию.

Напуганные мятежом в столице и убийством одного из членов семьи, Глинские попытались бежать в Литву. В погоню за ними был послан боярин князь П. И. Шуйский. В последний момент М. В. Глинский ускользнул от преследователей и явился в Москву с повинной. В итоге он был арестован и навсегда лишился высшего титула конюшего. Какие политические последствия имело падение Глинских? По мнению И. И. Смирнова, «наступил конец периоду боярского правления».

Главное следствие восстания в том, что родня царя по матери - Глинские принуждены были уступить свое место при дворе родне царицы - боярам Захарьиным, которые занимали высокое положение при дворе Ивана III и Василия III. Но они утратили его после смерти опекуна М. Ю. Захарьина. Брак царя с Анастасией вернул Захарьиным прежнее влияние при царе.

В 1547-1550 годах произошли волнения в других городах. Положение народа ее более ухудшилось из-за неурожая 1548-1549 года.

«Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти»

Москва завершила объединение русских земель в конце XV-начале XVI века. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений оказалось невозможным. Общерусский Судебник 1497 года безнадежно устарел. Источником постоянного недовольства детей боярских был боярский суд, знаменитый своими злоупотреблениями. Лишь только с помощью дворянских отрядов можно было пресечь народные волнения. Эти факты также говорят нам о необходимости российских реформ.

Таким образом, видно, что в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна.

1.2. Избранная Рада

Последовательные неудачи попыток различных «боярских партий» навсегда утвердиться у верховной власти, недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

На политическую авансцену времен «Избранной Рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев, а также князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.

Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Возникла «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.

«Избранная Рада» носила продворянский характер. Выражать собственные интересы это объединение не могло. «Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.

Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел», а бояре же рассматривались источником «сил», «обид» и «продаж». Следовательно, реформы 50х годов носили продворянскую окраску.

В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

1.3. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты - сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства - первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора - «Собор Примирения». На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник.

Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличено «пожилое»; усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено подавать в холопы детей боярских; введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Таким образом, в середине XVI века в России начала закрепляться сословно-представительная монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника.

1.4. Ограничение кормлений и изменение органов управления

Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, и создание взамен их принципиально новых органов местной власти. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным». Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Одним из элементов попытки отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением.

Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления.

Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.

Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах становлением целого ряда центральных ведомств - приказов и разрастанием функций канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование новых центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу.

Происходящая централизация власти привела к появлению новой структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Территориальная дробность местного управления соединялась еще с его ведомственной сложностью.

В результате преобразований создается огромный бюрократический аппарат, который, конечно, нельзя считать положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность и целенаправленность.

Летом 1550 г. был принят царем и Думой Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права, полностью соответствовавший нуждам времени.

Однако эти реформы привели к образованию новой структуры, отличающейся бюрократизмом, который вряд ли является положительным результатом.

1.5. Изменение церкви. Культура в 50-е годы

Одобрив Судебник, Иван провел в Москве Собор Слуг Божьих. Собор, который утвердил все постановления Иоанна.

Вслед за законодательной реформой, последовали изменения в церкви, также одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение было предназначено для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества.

Собор провел ряд мер, которые принесли положительный эффект. Принимаются меры, ограничивающие права церкви, воспитываются «грамотные» служители церкви, также проводятся изменения самой службы, ее унификация.

Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства, хотя для этого еще не пришло время. Чтобы утвердить новое отношение государства к церкви, создается ряд трудов, проповедовавших новые выгодные идеи.

Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается обогатить культуру России и «просветить» ее с помощью западной культуры. Это были годы реализации грандиозных замыслов.

Наступает период усиленного развития культуры России.

Реформы церкви обуславливались укреплением самодержавия и интересами государства, таким образом, они были необходимы, ведь тогда церковь играла огромную роль во всех областях жизни страны и без изменения ее не возможны дальнейшие преобразования.

1.6. Дипломатические и торговые контакты

Этот период можно считать периодом расцвета дипломатических и торговых отношений со странами Запада. Примером этого служит установление дипломатических отношений с Англией в 1533 году, а позже и установление с ней торговли. С началом контактов с Англией у России резко усилился интерес к европейской торговле. Однако вести торговлю через Белое море было неудобно, так как тому мешали жестокие естественные условия, и поэтому развивалась торговля через Балтийское море. Чтобы улучшить эту ситуацию в 1556 году строится новый порт.

Чтобы привлечь иностранных купцов, своим российским запрещается ездить в Ливонию, так как иностранцы могли свободно у нас торговать, но этот план оказался неудачным.

«Западные торговые суда продолжали плавать в Ригу, Ревель и немецкую Нарву, минуя русский «город», не имевший ни торговой биржи, ни налаженного товарооборота, ни складов»

Для поддержания прибыльности торговли Иван Грозный создает благоприятные условия для ее развития. Причиной этого является не только прибыль казны, государя, аристократии, но необходимость средств для проведения преобразований в стране. Таким образом, развитие торговли способствовало дальнейшему развитию общества, хотя меры принятые для этого вряд ли можно назвать завершенными.

1.7. Изменение налоговой системы

Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие за десятилетия платежные способности крестьян.

Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию.

«Отныне служилые люди платили гораздо меньшие налоги со своих земель, чем крестьяне с Севера и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить...разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской армии»

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

1.8. Реформы армии

С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года.

Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию:

« ...установив службу не только с поместьев, но и с вотчин боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идтив поход на коне и доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную за то цену в казну... Иоанн назначил всем денежное жалованье во время похода и двойное боярским детям, которые выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа»

Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

1.9. Местничества

К реформе армии относится ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную роль в управлении армией. Так как местничество - это назначение воевод по их роду или «отечеству», а способность к ратному делу имела второстепенное значение, в этот момент местничества приобретает особую остроту. В армии с особой отчетливостью выступала реакционная роль этого института власти. Отмена этого института в XVI веке столкнулась бы с мощным противодействием знати, потому что он обеспечивал ее монопольное право на руководящую роль важнейших органах государства. Поэтому реформаторам пришлось действовать в строго определенных рамках.

Царские указы о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя.

Чтобы предотвратить саботаж во время походов, на время военных мероприятий местничество ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных мер по местничествам принято не было.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 50-х годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики формы и пути реализации этой политики. Смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

1.10. Земельное законодательство

Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания.

«Реформа выдвинула чиновный принцип, в основе которого лежали такие признаки, как знатность и служебное преуспевание»

По этому, было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя списки всех детей боярских, вошедших в состав «тысячи».

К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. Реформа осуществлялась только частично. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал ряд мер, направленных против землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями и другими представителями церковного землевладения вотчин «без доклада» царю. « ...Запретили...епископам и монастырям покупать вотчины без ведома и согласия царского...»

Другой пункт приговора распространял обязательность доклада на земельные вклады в монастырь.

Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Любое отступление от этого принципа влекло за собой отчуждение княжеской вотчины в казну.

Взяв на себя обязательства об обеспечении дворян поместными землями, государство должно было постоянно заботиться о пополнении фонда поместных земель. Поэтому, регулируя вопросы монастырского землевладения, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя ряд пунктов, направленных на ликвидацию огромного количества монастырских земель, возникших за период боярского правления. Здесь выступает основной политический мотив, который обнаруживается во всех мероприятиях 50-х годов - интересы дворянства. По этой причине в период реформ власти вернулись к проекту частичной секуляризации церковных вотчин. Приговор содержал в себе ряд пунктов, соответствовавших данному проекту:

Согласно приговору 1 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада».

Из этих положений видно, что эти меры должны были предотвратить выход земель из службы, а также привести к уничтожению монастырской земельной «экспансии», выражавшейся в приобретении поместных и черных земель за долги, их захвате, установке монастырских починков на государственной земле. Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства - а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой системы Московского государства.

Глава II. Решение практической задачи.

На основе статей Русской Правды Пространной редакции докажите, что:

а) холоп не являлся субъектом права;

б) закуп являлся ограниченным субъектом права (с ограниченной правосубъектностью).

Заключение.

Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века.

Главной особенностью преобразований периода правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный прoдворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессе самих реформ, а четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели.

В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства. Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными.

Реформы 50-х годов подготовили страну к последующим реформам. Они были направлены в интересах государства и выражали интересы бояр и крупной аристократии. Данные реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Список использованной литературы.

Альшиц Д.Н., «Начало самодержавия в России», М., 1991г.

Головатенко А., «История России; спорные проблемы», М., Школа-Пресс, 1994г.

Зимин А.А., «Реформы Ивана Грозного», М., 1982г.

Исторический архив, М., 1956г.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», Калуга, 1993г.

Карамзин Н.М., «Предания веков», М., Правда, 1908г.

Ключевский В.О., «Исторические портреты», М., 1991 год.

Ключевский В.О., «Краткое пособие по русской истории», М., Мысль, 1993г.

Ключевский В.О., «Русская история», М., 1992г.

Костомаров Н.И., «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», т. 1, М., Феникс, 1997г.

Платонов С.Ф., «Учебник русской истории», М., 1992 год.

Платонов С.Ф., «Полный курс лекций по русской истории», М., 1996г.

Платонов С.Ф., Очерки.

Псковская летопись, вып.1., М., 1941г.

Скрынников Р.Г. «Далекий век».

Скрынников Р.Г., «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный», Смоленск, Русич, 1996г.

Смирнов И.И., «Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века», М., Л., 1958г.

Соловьев С.М., «Учебная книга по русской истории», М., Освещение.

Толстой М.В., «История русской церкви», С-Пб монастырь, 1991г.

Шмидт С.О., «Становление российского самодержавства», М., 1973г. Юрганов А.Л., «Политическая борьба в годы правления Елены Глинской(1553-1538гг.)», АКД., М., 1987г.

Платонов С. Ф., «Учебник русской истории», стр. 135

Альшиц Д. Н., «Начало самодержавия в России», стр. 53

Черепнин Л. В., «К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России».

Платонов С.Ф., «Полный курс лекций по русской истории», стр.117.

Исторический архив, М., 1956 год, Т.7, стр. 295-296.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 84.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 95.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 92.

Платонов С. Ф., «Учебник русской истории», стр. 137

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр.158.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 97.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», стр. 486.

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр. 159.

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр. 173.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», стр. 545.

Платонов, «Учебник русской истории», стр. 137-138

Ключевский, «Исторические портреты», стр. 106

Кобрин, «Иван Грозный», стр. 59

  1. Реформы Ивана Грозного (5)

    Реферат >> История

    Москва 2009 СОДЕРЖАНИЕ: 1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..3стр. 2.Реформы Ивана Грозного ………………………...…4стр. 3.СУДЕБНИК…………………………………………. 5стр. 4.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА... Священной Римской империи. 2. Реформы Ивана Грозного Эпоха царствования Ивана IV как бы венчает...

  2. Реформы Ивана Грозного (6)

    Реферат >> История

    Проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых... всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного , в которой скрывались черты... возвысить дворянство. ГЛАВА2. Реформы правительства Ивана Грозного . 2.1 Избранная рада. ...

  3. Реформы Ивана Грозного (3)

    Реферат >> История

    Вопросы, связанные с реформой Ивана IV. Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе... фигуру. 1. Программа реформ . Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI ...

В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал необходимость реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.

1) Принятие Судебника. В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).

Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за «пожилое» Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.

Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине 16 века была установлена единая для всего государства единица взимания налога – большая соха. В зависимости от плодородия и социального положения владельца земли большая соха составляла 400 - 600 десятин земли.

2) Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. «Стоглав» стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.

Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.

3) Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже сначала 16 века отдельным боярам приказывалось ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми. Власть, таким образом, сосредотачивалась в руках выборных, а не назначаемым из центра людей. Правда должность губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому люди, исполняющие эту работу, выполняли ею не всегда охотно и хорошо.


4) Военная реформа . Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, которые ранее шли на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался теперь на возмещение затрат, понесенных служивыми людьми в походах. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.

Наряду со служивыми людьми по «отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди «по прибору» - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелецкое войско (первоначально 3 тыс. человек) . Они сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным , т.е. не распускалось после походов. Однако не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.

Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.

Одной из главных фигур в окружении царя Ивана IV, сыгравшей ключевую роль в реформах был митрополит Макарий - глава церкви.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было символизировать новое правительство - «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр.

Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Авторитет царя еще только складывался и поэтому авторитет как царского титула, так и самой личности царя еще только предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени.

Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны, родовая аристократия - с одной, служилое дворянство - с другой, а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

«Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличивал плату за «пожилое».

В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.

Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.

Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. В порядок дня встало создание аппарата чиновников для несения государственных функций. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались чернотяголовыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность также и под контроль подданных. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» - происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях - начальствования, равенства, подчинения, что и предки.

Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15 - 18 лет, а с 15 лет начинали службу, назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.

В 1555 - 1556 гг. было принято Уложение о службе - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению и по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек.

Власть на местах издавна принадлежала наместникам и волостелям, они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.

Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоящему из ста глав. Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян.

11 мая 1551 г., т.е. через несколько дней после завершения собора, была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда с 1533 года. Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 года.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40-50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.

Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В чем же они выразились? Первым успехом стало завоевание (или присоединение) Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань; таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города -- Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Здесь он поставил цель: пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной (взяли Нарву, Юрьев и около 20 ливонских городов), но потом повела к тяжелым военно-политическим осложнениям и неудачам. Не желая подчиниться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город Полоцк.

В 1560 г. произошел разрыв между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в государстве ограниченную монархию, где царь «почтен» лишь «председателем», обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находится в руках его советников. Правительство «Избранной рады» пало, началось время самодержавного царского правления.