Лето

Боевые потери авиации в афганистане. Условия ведения боевых действий авиации на территории афганистана. Применение авиации в ходе войны

  • Проект
  • "Бронзовый век русской культуры"
  • 2008 г.
  • Авторы проекта – учащиеся 11-х классов
  • Руководитель проекта - Терентьева Н.С., учитель литературы
  • 1950 - 1980 годы
  • Слава Лен назвал это время «Бронзовым веком», продолжающим золотой век пушкинской поры и серебряный век русской культуры начала XX века.
  • цели
  • Систематизировать информацию о литературе 60-80 годов ХХ века.
  • Синтезировать результаты в проект.
  • Представить целостный проект школьной и городской общественности.
  • Литература Бронзового века
  • ПОЭЗИЯ
  • (Терентьева Евгения)
  • ПРОЗА
  • (Шумкова Юлия)
  • ДРАМАТУРГИЯ
  • (Грибанова Мария)
  • Поэты Бронзового века
  • Иосиф Бродский
  • Владимир Бурич
  • Генрих Сапгир
  • Белла Ахмадулина
  • Иосиф Александрович Бродский
  • Родился 24 мая 1940 года. Первая публикация Бродского - в 17 лет. В это время быстро распространялись его замечательные, ни на чьи не похожие стихи – «Рождественский романс», «Пилигримы», «Гость». В этот период у Бродского сложилась широчайшая известность лучшего, самого известного поэта самиздата.
  • СУД НАД ПОЭТОМ
  • 13 февраля 1964 года Иосиф Бродский был арестован. Суд по делу Бродского, обвиненного в тунеядстве, состоялся 13 марта 1964 года. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением труда.
  • В период ссылки были написаны такие известные стихотворения, как «Одной поэтессе», «Письмо в бутылке», «Гвоздика».
  • Нобелевская премия
  • В декабре 1987 года, в возрасте 47 лет, награжден Нобелевской премией «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины».
  • 1993 году русское телевидение сняло единственный фильм о Бродском.
  • Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет, 28 января 1996 года
  • Струна Беллы Ахмадулиной
  • Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года. Печататься Белла начала в 1954 году, в 1960 окончила литературный институт им. Горького. Стали выходить поэтические сборники «Струна», «Озноб», «Метель». В1979 участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь»
  • Пушкинская премия
  • В 1964 году Ахмадулина стала лауреатом Пушкинской премии , которая присуждается фондом А. Тёплера за высокие достижения в области литературы.
  • В 1964 снялась в фильме Шукшина «Живет такой парень».
  • Генрих Сапгир
  • Родился в 1928 году. Сапгир начал писать стихи с 8 лет. Это были рыцарские стихи. Первое стихотворение кончалось сообщением о том, что «я хочу быть писателем». Всего поэтом было написано около 20 поэтических книжек.
  • Его первый сборник «Голоса».
  • Сапгир – один из наиболее «богатых» русских поэтов XX века.
  • Владимир Бурич
  • Родился в семье сапожника в 1932 году. Бурич – поэт, теоретик свободного русского стиха. Очень любил кладбища, но безо всякого чувства печали. Бурич – один из первых, кто начал движение верлибра в СССР. Прожив тяжелую жизнь, он добился своего – свободный стих занял солидное место в русской поэзии.
  • Умер Бурич в 1994 году во время Стружеских вечеров поэзии в Македонии.
  • «То, о чем знаю только я
  • и о чем меня никто не спросит»
  • А.Г.Битов С.Д.Довлатов В.П.Аксенов
  • Л.Думцева
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городской округ Карпинск
  • В.П.Аксенов
  • Родился 20 августа 1932 г. В городе Казани.
  • Окончил Ленинградский медицинский институт в 1959г.
  • Работал врачом. В 1960 опубликовал первую повесть «Коллеги».
  • Автор известных произведений «Звездный билет»,
  • «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»,
  • «Московская Сага», «Золотая моя железка» и др.
  • А.Г.Битов
  • В 1980г. Эмигрировал из СССР. В данный момент живет в США, преподает русскую литературу в университете в Вашингтоне. Продолжает литературную деятельность: роман «Ожог» (1980г.), антиутопия «Остров Крым», роман «Желток яйца», «Редкие земли». С конца 80-х годов вновь издается в России. Часто ее посещает.
  • А.Г.Битов
  • Родился 27 мая 1937г. В Ленинграде в семье архитектора. Окончил Ленинградский Горный институт в 1962г. Высшие сценарные курсы в 1967г. И аспирантуру ИМЛИ. Печатается с 1960г. Автор книг «Большой шар», «Пушкинский Дом», «Человек в пейзаже», «Такое долгое детство», «Улетающий Монахов» и др. Член союза писателей СССР с 1965г.
  • 1987г. Орден «Знак почета»
  • 1989г. Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)
  • 1990г. Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт - Петербург)
  • 1992г. Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»
  • 1993г. Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)
  • 1997г. Премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные».
  • 1999г. Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения).
  • 1997г. Почетный доктор Ереванского государственного университета.
  • С.Д.Довлатов
  • Родился 3 сентября 1941г. В Уфе в семье театральных работников. С 1994г. Жил в Ленинграде. В 1959г. Поступил на филологический факультет, но не окончил его, ушел служить в армию. После поступил на факультет журналистики. Работал журналистом в Талине, в журнале «Костер». Первые рассказы были опубликованы на западе.
  • В 1978г. Из-за преследований властей эмигрировал в Вену, затем переселился в Нью-Йорк. Издавал эмигрантскую газету «Новый американец». Там вышли его книги «Соло на ундервиде», «Невидимая книга», повесть «Компромисс», «Зона», «Заповедник» и др. В США и Европе вел авторскую передачу на радио «Свобода». Наград в России не имел.
  • Классик сказки Бронзового века. Привнесла в русскую сказочную традицию новые черты: актуальность, новую предметность, новые стилистические приемы. Надо было обладать безоглядной смелостью чтоб в трудный для Бронзового века 1972г. Принести в советское издательство «Сказку о Веселом горнисте». С 1972г. Л. Думцева написала много сказок: «Баллада о русалке», «Несравненная», «Каждому свое счастье».
  • Лидия Думцева
  • Драматургия
  • театр.
  • Театр драмы и комедии на Таганке
  • Современник
  • Театр Романа Виктюка
«Московский театр на Таганке»
  • Создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии, в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина
  • Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964-1984), А.В.Эфрос (1984-1987), Н.Н.Губенко (1987-1989), Ю.П.Любимов (с 1989).
Время Любимова и Высоцкого Театр Виктюка
  • Я – пессимист. Наш век – плебейский. Я работаю для себя. Я думаю, что театр должен существовать, как и существует он во всем мире, для избранных. Театр элитарен по самой своей природе, он предназначен для тех, кому искусство действительно необходимо для постижения прежде всего самих себя. Круг интересующихся театром – избранный. Театр должен быть аристократичен, а аристократичен – значит качествен .
  • Роман Виктюк.
Спектакли 60-80 годов Московский театр "Современник"
  • Московский театр "Современник" основан группой молодых актеров в 1956 году.
  • Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков.
  • Основой репертуара "Современника" всегда были произведения, созданные современными авторами.
  • в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театра приняла на себя Галина Волчек.
Воспоминания актеров Исследовательская работа очень много значит для каждого из нас в личностном плане. Она учит ставить цели, собирать материал соответственно теме и проблеме. Мы познакомилась с творчеством новых писателей, о творчестве которых нет времени говорить на уроке. Само понятие «культура бронзового века» – новое в осмыслении литературы ХХ века. Причем новое не только для нас, но и для большинства учителей, потому что исследований в этой области не столь много.
  • Исследовательская работа очень много значит для каждого из нас в личностном плане. Она учит ставить цели, собирать материал соответственно теме и проблеме. Мы познакомилась с творчеством новых писателей, о творчестве которых нет времени говорить на уроке. Само понятие «культура бронзового века» – новое в осмыслении литературы ХХ века. Причем новое не только для нас, но и для большинства учителей, потому что исследований в этой области не столь много.
  • И конечно мы получили большое удовольствие и ощутили ответственность, работая в группе, когда понимаешь, что от тебя зависит успех работы всех.
  • Заключение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Характеристика русской поэзии серебряного века, наиболее яркие представители которой, определили в значительной мере дальнейшие пути развития русской литературы XX в. Отличительные черты поэзии А.А. Блока. Анализ темы России в лирике К.Д. Бальмонта.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Место Бориса Пастернака в русской поэзии как значительного и оригинального лирика, замечательного певца природы. Мотивы творчества поэта. Творчество как процесс, выводящий поэта к пониманию последней истины. Лирический герой в произведениях Пастернака.

    реферат , добавлен 31.08.2013

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Акмеизм - литературное течение, возникшее в начале XX в. в России, материальность, предметность тематики и образов, точность слова в его основе. Анна Ахматова – представитель акмеизма в русской поэзии, анализ жизни и творчество выдающейся поэтессы.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Развитие и значение русской поэзии XIX века. Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова. Жизнь и творчество Никитина. Творчество Сурикова и его современников. Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2006

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Человек и изменяющийся мир в поэзии "шестидесятников". Творчество Б.А. Ахмадулиной в контексте русской лирики 1970-1990-х гг. Концепция мира и человека в поэзии Б.А. Ахмадулиной. Эволюция художественной прозы и лирическая повесть в творчестве поэтессы.

    диссертация , добавлен 01.04.2011


"Иногда думается, что даже если из Русской культуры забрать Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Чернышевского Н.Г., Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., Писарева. Д.И, Толстого Л.Н., Куприна А.И, Бунина И.А., Некрасова Н.А. и многих других, и оставить только Рылеева К.Ф., Пестеля П.И., Бестужева-Рюмина М.П., Муравьев-Апостол С.И, Каховского П.Г., или даже только Пестеля П.И. и его "Русскую Правду", то нам и этого хватит на столетия, чтобы не утратить преемственности высочайшей нравственности, самопожертвования, справедливости, милосердия и доброты " "Бронзовый век русской литературы" Законодательство - это тоже литература и если мы сейчас творим его не думая,о том, как его прочитают и поймут потомки, то мы сами вполне можем и способны прочитать прошлое законодательство, историческое и смело признать его особым видом литературы, отражающей действительность в сжатой тезисной, специфической форме. Если следовать логике, что 19 век был Золотым веком русской литературы, то 20 век, что признано, уже не дотягивал до него и его можно смело назвать Серебряным веком, а настоящий, 21 век, "бронзовым веком" русской литературы. Опошлить можно всё. Достаточно только пересказать гениальное произведение, или переснять фильм по тому же сюжету, или написать в титрах "по мотивам", или выхолостить главное, сосредоточив внимание читателя или смотрителя на второстепенных мелочах, на фоне и подоплёке главного. Всё на этом, произведение закончилось, - оно уже не будет иметь той нравственной составляющей, которая была заложена в него автором. Казалось бы, и взятки гладки: что с нас взять, таких юродивых пересмешников, коль мы не лермонтовы и не салтыковы-щедрины. Смеятся тоже нужно гуманно, с умом, а не опошлять. Смех разный бывает, добрый и злобный, сочувственный и пустой. Заряд гениальности 19 века не исчерпаем, только надо уметь им пользоваться. Попробуем немного проделать это с Пестелем и его Русской Правдой. Родился Павел Иванович в 1793 году, в семье сенатора, сибирского генерал-губернатора, тайного советника, участник Бородинского сражения, деятельный член организаций декабристов, повешен вместе с иными четырьмя участниками восстания. Начинается Русская правда изумительно: "Русская Правда есть по сему верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового Государственного уложения" С правовой точки зрения - это временная Конституция государства Российского, с политической - манифест справедливого устроения жизни в русском государстве. Далее народу объясняется следующее: "И так Русская Правда есть наказ или наставление временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может . Она содержит обязанности, на временное верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что временное верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства, и, волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями, часто предпринимал беспокойные действия и, наконец, междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие зло и приводит государственное переобразование в положительные ход и действие тем, что все определяет и на все предметы коренные правила издает." Можно сказать, что кроме предмета Русской правды, здесь уже начинают проявляться основные её принципы. К ним относятся: гласность, свободы, подконтрольность правительства народу, плановое развитие русского государства, отвержение всего зла юридическими способами - изданием правовых актов, законов. Читая Русскую правду Пестеля, всё время думал, что же её так сильно отличает от действующей Конституции РФ, пока, наконец не понял, - она сама в себе многое объясняет, она и текст закона и его комментарий, и его толкование одновременно. Вот чего не хватает русскому праву, вот без чего нельзя обойтись. Всё дело в том, что наука теории права чётко делит и правовые нормы по видам, и принципы и методы, и предмет правового регулирования и структура акта, его вид, но это всё не нужно, если...акт всё это содержит в себе. Что же получается из такого способа написания законодательства, да ничего, кроме самого хорошего. Например, во многих актах, уставах Петра Первого, содержатся подабзацы именуемые кратко "Толк". Сначала подается текст закона, а потом он этим же законодателем комментируется. Пестель пошел еще дальше. В его Русской Правде не просто комментарий, а достаточно подробное объяснение почему и как то или иное положение нужно обществу. Это просто прекрасно - так рассматривать законодательный акт, как акт в первую очередь нравственный, а потом правовой. Понимаю, скажут, что Русская Правда больше похожа на декларацию о намерениях. Но, если эти намерения последовательно проводятся в жизнь путем принятия законов, как это делается сейчас и уже давно, то ничего плохого или голословного в таком акте я не вижу. Надо же никогда не забывать, что законы пишутся для всех, а не для юристов и любому человеку должно быть понятно, зачем такое правило, откуда оно взялось, в чем его назначение, чтобы он его добровольно исполнял. Именуется же "конституция" США "декларацией" и ничего. Поправляют её, только и всего, но тоже не объясняют. Все, что мы имеем, это преамбула действующей Конституции РФ, но там это набор отрывочных и очень хороших предположений и устремлений, которые желательно достигнуть, но как только мы открываем текст самой конституции, то идет сухой перечень юридических положений о правах, статусах, обязанностях, гарантиях и прочее. Для правоведа это манна небесная, потому что он востребован, как толкователь и не только конституции, а всего комплекса законов и подзаконных актов. Специализация - это хорошо, но не до грани с профессиональной деформацией. Специализироваться на работе со всем массивом законов и судебной и иной практики нужно, но нужно и законодательство "писать" таким образом, чтобы его можно было читать и главное - понимать всем. Если гражданин, человек не понимает смысл правовой нормы, по которой ему предстоит жить, то зачем такая норма. Если человек не разумеет, чего от него хочет закон, а за законом стоит его законодатель, то человек не понимает, чего от него хочет законодатель. В Гражданском кодексе РФ нет даже целей и задач правового регулирования гражданских отношений; получается, что имущественные отношения, а точнее регулирование имущественных отношений (это и есть гражданские за малым исключением), осуществляется законодателем ради самого регулирования. Спрашивается, а регулирование зачем, ради правового порядка, но тогда зачем правовой порядок и круг замкнулся, а правопорядок стал во главу угла - он сам ради себя, так легче жить, упорядоченность - залог благополучия. И всё это при том, что закон мало кому понятен. Что говорить о простом правоприменителе, не отягощенном юридическими знаниями, если юристы часто не в состоянии понять ни "букву", ни "дух" закона. Пестель понимал, Петр Первый понимал и поэтому в одном из "воинских артиклей" запрещал военнослужащим, находящимся в увольнении в Питере "петь блядскими голосами" (так в законе, а закон в хрестоматии по истории российского права), но не запрещал пить спиртное. Нам понятно сразу, что имел в виду законодатель, когда вводил такой эпитет, мягко говоря. Побольше в законе должно быть эпитетов и выражений о том, что хочет от народа законодатель и согласен ли народ с тем, что хочет от него этот "правотворец" тогда будет самым точным мерилом законопослушного поведения. Тогда можно будет сослаться на любую статью, которая в миниатюре будет содержать весь комплекс дефиниций теории права, от принципов, до прикладного правила. Иными словами, следует сделать закон понятным с помощью русского языка, взяв за образец имеющиеся в русской истории примеры. Представить приятно, как истец, не удовлетворившись текстом нормы права, приведет толкование права из этой же статьи, сошлется на то, что в этом толковании (а это уже тот же закон) сказано, для чего такое регулирование, что должно быть в результате применения нормы о, например, применении "приобретательной давности" или о "выморочном имуществе", или о "выселении бывшего члена семьи собственника". Возможно я наивный мечтатель, но мне хотелось бы, что вместе со мной, профессиональным правоведом, точно также читал закон истец и точно также как и я понимал бы его, руководствуясь ни обычаем делового оборота и ни аналогией права или закона, - они нужны бесспорно, как методы, но не только они, понятные только специалисту и то не каждому - а содержанием высоконравственного акта, вся нравственность в котором стала буквой и духом закона. "Имущественные отношения необходимо регулировать для того, чтобы возможно полнее люди могли использовать имущество для самосовершенствования, для освобождения времени, необходимого для творчества, а не только для извлечения прибыли из имущества ". Вот такие подобные правила, пусть, наконец станут мерилом развития, целью прогресса, целью освобождения человека от кабального труда, в интересах самораскрытия - сколько людей ушло и уходит так и не раскрыв свои способности, свои таланты, ибо мы всё равно глубоко уверены, что нет бесталанных людей, зато есть бестолковые общественные отношения, в том числе и бездарно урегулированные, хорошим в общем то средством, законом юридическим, вырастающим из закона нравственного. Очень жаль, что за "бронзовым веком" неизбежно начнется век оловянный, потом просто железный, каменный и деревянный, если не изменить нравственность, которая вполне может быть урегулирована законом юридическим и также поддаётся корректировке, как и всё остальное в обществе. Наоборот, даже легче писать законы высоконравственного содержания, потому что в этом случае перо вроде как само бежит по строкам, не то, что когда рождается безнравственный акт под личиной акта нравственного. Вот и литература, - что вообще литература, что литература юридическая, - все её виды требуют серьезного вдумчивого отношения.Общество не меньше страдает от бездарной и безнравственной, пустой книжонки для детей, чем от такого же законоуложения. Шахвердов А.В.

Московские сводки сегодня таковы: “Вестник культуры” упомянут в “Новом мире” в разделе “Периодика” (№ 8, 2005); выпускник Литинститута им. Горького стал президентом Монголии; на центральном канале телевидения крутят гламурный сериал о Есенине.
А в библиотеке фонда Солженицына “Русское зарубежье” 26 октября состоялась презентация книги “Родина” Юрия Кувалдина.

Вечер, организованный Ю. Кувалдиным, прошел под знаком выдвижения теории “рецептуализма” и упрочения концепции “Бронзовый век русской культуры”.
Презентация состоялась незадолго до юбилея писателя - 19 ноября ему исполнилось 60 лет. “Улица Мандельштама”, “Философия печали”, “Избушка на елке” и т.д. - сейчас Кувалдиным написано сочинений на десять томов. С 1988 года он является первым частным издателем в СССР, с 1999-го выпускает журнал современной русской литературы “Наша улица”, среди авторов которого можно отметить В. Астафьева, Е. Гришковца, Нину Краснову, П. Филимонова, Е. Лесина, Вл. Новикова, В. Позденева, Анжелу Ударцеву.
Кувалдин одновременно и мастер “чеховского” класса, и мастер бабелевской, а где-то кафкинской иронии. В обыденной речи допускает свободное цитирование Юрия Олеши, Альбера Камю и Йозефа Геббельса. Он декламирует свою прозу, не удостаиваивает любовью поэзию, однако свой рассказ “Савеловский вокзал” пишет гекзаметром.
Выступившие на вечере упомянули повести Кувалдина - “Счастье”, “Юбки”, “Станция Энгельгардтовская”. Последний текст, вместивший в себя результаты реалистической, модернисткой и постмодернисткой эстетик, я отношу, не утруждаясь статейной сдержанностью, к сильнейшему произведению нашего века.
Он носит серый демисезонный плащ, его часто можно встретить во дворике Литинститута. Высокий и бескомпромиссный человек. Упомянув однажды его имя в разговоре с молодым студентом Литинститута, я услышал: “Кувалдин. Кто ж его не знает?”

Вечер вел искусствовед Слава Лён. (В 1955 году вместе с Венедиктом Ерофеевым поступал на филфак МГУ. С 1987 года издает альманах “Нойе руссишен литератур”, в первом же номере которого размещает вступительную статью “Бронзовый век русской поэзии”. Организовал в Москве семинары “Классики Бронзового века”.)
Выступали: поэт Александр Тимофеевский, писатель Сергей Михайлин-Плавский, актер театра Армии Александр Чутко (в 60-х годах он с Кувалдиным занимался в театральной студии Высоцкого), художник Александр Трифонов, иллюстрировавший обложку книги “Родина”, поэт-бард и художник Евгений Бачурин, поэтесса Нина Краснова, поэт-авангардист, эссеист, критик, воспитатель многих московских поэтов - Кирилл Ковальджи, скульптор Дмитрий Тугаринов, солист оркестра Л. Утесова Анатолий Шамаргин и другие.

Вот отрывок из дискуссии.
Слава Лён:
- Все знают о существовании Золотого века русской литературы (Пушкин-Достоевский), Серебряного века (Блок-Мандельштам). Мы же являемся свидетелями Бронзового века русской культуры – с 1953 (года смерти Сталина) – по 1987 год, когда подняли “железный занавес” и появился самиздат. Национальную программу “Бронзовый век русской культуры” исследователи, прежде всего слависты, должны развивать не только в России, но и в Штатах и в Европе. Мы за деревьями не видим леса: из сидящих в этом зале концепцией “Бронзовый век русской культуры” пользуется мало кто. Чем уникален и отличен Бронзовый век от Серебряного? У нас четыре культуры: соцреализм, к которому уже пора относиться серьезно (хотя бы потому что он больше не создается и не воспроизводится), с уникальной, можно сказать, экзотической культурой, спроектированной величайшим искусствоведом, куратором культуры И. Сталиным. Далее - культура андеграунда, неподцензурная, неофициальная… Буферная культура, между андеграундом и соцреализмом, созданная людьми, сидящими меж двух стульев… Наконец, Бронзовый век.
После “Москва-Петушки” я уже 30 лет ищу, как редактор, выдающуюся русскую прозу. У нас есть 15-20 потрясающих поэтов во главе с Бродским, но с прозаиками сейчас тяжело. Роман “Родина” меня просто потряс. Я считаю, что это настоящий шедевр. Это итоговое произведение, закрывающее постмордернизм. После него в постмодернистской эстетике и стилистике никому не рекомендую писать. Придумывайте что-то новое. Об этом романе мы и будем говорить.
Ю. Кувалдин:
- Что такое постмодернизм? Определений существует много, но для меня это понятие раздражительное. Порой отсутствие мастерства авторы оправдывают тем или иным направлением, оправдывая какую-нибудь слабенькую фразу: “Я же постмодернист.
Для меня не существует такой защиты, когда говорят - “я Бальзак, право такое имею: писать одними диалогами”. Для меня существует литература настоящая, первой свежести, по Булгакову. Другой просто нет. Вот и весь критерий. Оцениваем по мастерству – как написано, как сделано. Во главе угла ставлю форму, которая и есть содержание. Форма, которой я пользуюсь – это слова. Как у каменщика есть кирпичи, так и в литературе: все зависит от степени таланта, от уровня мастерства, о чем я постоянно повторяю авторам моего журнала. Прежде всего нужно смотреть, как сделано...
Фабула романа достаточно проста. Героиня (доцент кафедры истории КПСС) в одночасье потеряла все. Гибнет все, с чем была связана ее жизнь. И здесь понятие “Родина” очень многозначно и полисемично. Те социальные факторы, влиявшие на ее мозги, ею совершенно забываются, она попадает в новое пространство, скажем – метафизическое…
Это пространство открывается для нее в реальных, зримых образах. Целая глава посвящена съезду представителей - покойников с московских кладбищ. Умершие в разное время, но ожившие в этот момент, они собираются в театре Красной Армии… Там происходит действо: на сцену выходят – мой любимый Алексей Саврасов, пьяненький, с картиной “Грачи прилетели”, входит Сергей Есенин... В ложе сидит Юрий Нагибин...
Писатель, не постигший систему перевоплощения – не вполне писатель. Писатель – исполнитель всех ролей своих персонажей и одновременно режиссер. Только тогда он достоверен.”
К. Ковальджи:
- Россия нуждается в таких людях, которые сами себя строят. Я свидетель его, Кувалдина, развития. Конечно, он обгонял меня со свистом. Он рос как на опаре. Это явление. Не только собственно писатель, но издатель. По сему поводу он напоминает мне фигуру Синявского… Вот люди, которые умеют не только строить свою судьбу, но и влиять на судьбу других. Они преодолевают ту глухую для литературы полосу, когда кажется, что не видно никакого света впереди…”
Слава Лён:
- Достоевский сказал - “Русскими не родятся, русскими становятся”. Каждый из нас знает, как очищается политура, но никто не знает, кто убил Пушкина… (Хохот и аплодисменты в зале.) Реалистическая проза преодолевается очень редкими талантами. Я предлагаю новый термин “гиперстиль” для тех прозаиков, которые владеют выламывающимся из ряда стилем. Это, прежде всего, Андрей Платонов. “Котлован”, “Чевенгур”, все его рассказы – это гиперстиль. Безусловно, гиперстилем обладал Андрей Белый, недооцененный прозаик Серебряного века, настоящий ренессансный человек. Гиперстилем, конечно, обладал Зощенко, но у него более легкий вариант – сказовый. В Бронзовом веке только феноменальные стили Венедикта Ерофеева, Саши Соколова и автора романа “Родина” претендуют на звание гиперстиля.
В третьем веке мы еще встречали великих греческих философов – Плотина и т.д. И вдруг за четвертый век их как корова языком слизнула. В пятом веке мы уже встречаем чистого византийца, который тысячу лет строит свою цивилизацию. Видимо, что-то такое происходит сейчас и в России. Вся тысячелетняя православная цивилизация была вытоптана. Мы вернулись не в 1907 год – год начала русского авангарда, а вернулись в непонятно что. И поэтому именно художники, а не какие там профессора-социологии способны чувствовать, что с нашей русской цивилизацией что-то окончательно произошло. Слово “Родина”, понятие Родина, трансформируется сейчас в очень стремительном темпе, и нужно очень глубоко осознавать, что Россию ждет в будущем.

Понукают русскую мысль: залежалась, мол, сомлела на печи. Но писатель традиционный, русский мыслитель, преодолевающий немощь, тление литературы, настоящий писатель по природе и кроток и дерзок. Кувалдин выбрал деспотический путь в литературе, и это важно. Он выстраивает своеобычную канву прозы, стиль, новое упорядочивание словесного дела. Что еще противопоставить современному Вавилону, в котором языки смешались в беспардонный кисель? Только новую гармонию, замешанную на классике и модернизме, захватывающую дух, присягающую всемирности и традиции.