Лето

Что такое научный стиль в русском языке. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Ведущие стилевые черты

Сфера общения – научная деятель­ность.

Функция речи – информативная (сооб­щение объективных обобщенных знаний).

Специфические черты – логичность, доказательность, бесстрастность, смысло­вая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объек­тивность изложения, некоторая сухость и строгость.

Типичные жанры:

    монография научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы;

    диссертация научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений;

    трактат научный жанр, в котором рассматривается отдель­ный вопрос или проблема;

    научная статья статья, отличающаяся сугубо научным из­ложением информации, отсутствием эмоциональности;

    словарные и энциклопедические статьи;

    рецензия отзыв на научную работу;

    аннотация краткая характеристика содержания научного произведения;

    тезисы кратко выраженные положения научного произведения;

    дипломная работа исследовательская работа студента-вы­пускника;

    курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на диплом­ную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы;

    лекция (академическая, учебная, научно-популярная);

    научный доклад.

Нормы научного стиля

Лексика

Использование лексики с четким значе­нием (однозначные слова) в целях исклю­чения двусмысленности толкования.

Употребление абстрактной и конкретной лексики для обозначения общих понятий.

Недопустимость использования нелите­ратурной лексики.

Широкое употребление специальных терминов.

Ограниченность использования эмоцио­нально-экспрессивной лексики и фразеоло­гии.

Минимальное использование лексиче­ских синонимов.

Намеренный повтор слов в результате нежелательности использования синони­мов и местоимений вместо существитель­ных.

Допустимость повтора слов.

Преобладание именной лексики над гла­гольной.

Синтаксис

Предпочтительное использование слож­ных по структуре и семантике предложе­ний.

Активность среди всех видов сложного предложения сложных синтаксических конструкций с причинно-следственными отношениями.

Ограниченное употребление неполных предложений.

Частотность односоставных обобщенно-личных и неопределенно-личных предло­жений, ограниченное употребление безлич­ных предложений.

Широкое использование вводных слов, вводных предложений для большей логич­ности, точности, достоверности речи.

Распространенность причастных и дее­причастных оборотов, страдательных кон­струкций.

Недопустимость избыточных языковых средств и разговорных конструкций.

Использование клишированных синтак­сических конструкций.

Преобладание последовательной (цеп­ной) связи частей текста за счет использо­вания личных и указательных местоиме­ний, наречий, вводных слов, повтора существительных.

Преобладание повествовательных по цели высказывания предложений.

Монологическая форма подачи научного текста.

Использование «интеллектуальной экс­прессивности» (точного и логичного упот­ребления языковых средств для придания тексту убедительности, эмоциональной оценочности) как специфического для на­учной речи средства образности.

Ограниченное употребление образных языковых средств.

Способ изложения

Объективность изложения, некоторая су­хость и строгость, не исключающая, однако, своеобразной экспрессивности, которая до­стигается точностью и лаконичностью изло­жения, его аргументированностью.

Бесстрастность, убедительность изложе­ния.

Обобщенно отвлеченный характер изложения за счет использования форм глаголов и личных местоимений с ослабленным грамматическим значением лица.

Пример текста научного стиля:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ – явление в мировой политике, связанное с распространени­ем насилия в форме террористических актов, ставящих под угрозу нормальный ход междуна­родных отношений. Это понятие носит скорее публицистический, чем юридический характер с точки зрения возможности разработать универсальное определение международного терроризма, а следовательно, и определить политико-юридические рамки ответственности за совершение террористических актов.

Необходимость в международном сотрудничестве возникает тогда, когда: попытка, организа­ция или участие в совершении террористического акта, а также форма и метод его осуществ­ления запрещены по международному праву или преследуются в силу обычая, который приоб­рел значение "jus obtio" в международных отношениях, или должны быть запрещены вследст­вие их противоречия основным нормам и принципам международного права; объекту насильст­венных действий предоставляется защита по международному праву; акт применения силы или угрозы ее применения совершены субъектом международного права и, таким образом, подлежат рас­смотрению в рамках этой системы, или же совершены физическим или юридическим лицом, но ситуация, в которой осуществлены эти действия, предопределяет международные последст­вия в силу опасности подобных действий для международного мира и безопасности или нали­чия международного элемента в составе этого деликта.

(Политология. Энциклопедический словарь)

Официально-деловой стиль

Сфера общения – официальная (законодательство, делопроизводство).

Функция речи – информативная.

Специфические черты – официальность, точность, однознач­ность, безличность изложения, стандартизованность.

Типичные жанры:

    конституция;

    законы (кодексы);

    послание Президента;

    устав;

    приказ;

    протокол;

    повестка в суд;

    кассационная жалоба;

    различные виды делового письма (письмо-заказ, сопроводи­тельное письмо и др.);

    договор;

    накладная;

    устные деловые переговоры;

    дипломатическое письмо;

    декларация о намерениях;

    соглашение.

Нормы официально-делового стиля речи

Лексика

Обусловленность выбора лексики необ­ходимостью выражения императивности и регламентированности (использование ин­финитивов, глаголов со значением должен­ствования, наречий, кратких прилагатель­ных, усилительных частиц, специфических форм времени глагола и т. д.).

Использование нейтральной лексики с четким значением, лишенной эмоциональ­но-экспрессивной окрашенности.

Употребление устойчивых оборотов де­ловой речи с невыраженной эмоциональ­ностью и экспрессивностью.

Ограниченное использование лексичес­ких синонимов.

Намеренный повтор слов.

Наибольшая, по сравнению со всеми остальными функциональными стилями, частотность использования именной лек­сики (отглагольных существительных, отыменных предлогов и союзов, кратких прилагательных).

Синтаксис

Наибольшая активность сложных син­таксических конструкций и простых осложненных предложений.

Использование простых предложений увеличенных размеров за счет включения средств «детализации», уточнения инфор­мативного содержания предложения: одно­родных и обособленных членов, вводных слов, цепочек инфинитивов и существи­тельных в род. п. и т.д.

Широкое использование односоставных (чаще инфинитивных и безличных) пред­ложений.

Распространенность предложений с пас­сивными конструкциями.

Использование клишированных синтак­сических построений.

Употребление сложнопод­чиненных предложений.

Среди придаточных предложений наи­большая активность условных, наимень­шая – причины.

Преобладание союзной связи над бессо­юзной.

Прямой порядок слов в предложении.

Использование образных средств

Отсутствие образных средств языка

Способ изложения

Особый предписующе-констатирующий характер речи.

Безличность изложения, исключающая использование форм 1-го и 2-го лица и соответствующих личных местоимений.

Официальность, сухость и строгость изложения.

Безэмоциональность.

Построение текста по определенному клише.

Пример текста официально-делового стиля:

РЕЗЮМЕ

Ф.И.О.: Орлов Игорь Иванович

АДРЕС: 127322, г. Москва, ул. Лескова, д. 7, кв.11

ТЕЛЕФОН: 2103318

ГРАЖДАНСТВО: Российская Федерация

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат

ОБРАЗОВАНИЕ: 1977 – 1982 – Московский институт стали и сплавов по специальности ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ с присвоением квалификации ИНЖЕНЕР-СИСТЕМОТЕХНИК. 1967 – 1977– средняя школа №27 (г. Москва). По окон­чании школы получил свидетельство о присвоении квалификации ПРОГРАММИСТ.

ОПЫТ РАБОТЫ : С 1992 г. по настоящее время – начальник отдела информатики в фи­нансовой компании "ФИН-ТРАСТ" (обеспечивал программную поддержку деятельности компании и функционирование вычислительной техники).

С 1982 по 1992 г. – инженер НИИ приборостроения, с 1985 г. – начальник сектора (разраба­тывал вычислительные комплексы).

С 1980 по 1982 г. – старший техник в Московском статистическом управлении (разраба­тывал алгоритмы АРМ).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: Имею опыт работы с электронными таблицами, тек­стовыми и графическими редакторами в средах DOS и WINDOWS, а также владею сис­темами программирования на языках PASKAL, С и СУБД, таких как DBASE, FOX PRO и др.

Имею ряд публикаций в специальном журнале "Домашний компьютер". Владею английским языком (читаю и перевожу со словарем). По требованию могу представить необходимые рекомендации. Подпись И.И.Орлов

Публицистический стиль

Сфера общения: 1) в широком смысле – массовая коммуникация: газета, радио, телевидение, кино и т. д.;

2) в узком смысле – многообразные жанры газетной речи.

Функции речи – информативная, воздействующая, популяризаторская.

Специфические черты – информативность, доказательность, точность, откры­тая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.

Типичные жанры:

    очерк – жанр изложения и анализа различных фактов и явле­ний социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором;

    статья короткое повествование в газете или журнале, рас­крывающее ту или иную тему;

    заметка краткое сообщение в газете на актуальную тему;

    эссе общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, по­казывая свою индивидуальную позицию;

    памфлет произведение со злободневным социально-полити­ческим обличением с элементами сатиры;

    прокламация печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки;

    манифест воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности;

    программа изложение основных положений и целей деятель­ности политической партии, организации, правительства;

    фельетон сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица;

    интервью беседа журналиста с одним или несколькими ли­цами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, ра­дио или напечатанная в газете, журнале;

    репортаж оперативное сообщение о каком-либо событии;

    адрес (приветственный адрес) письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании;

    резолюция митинга (собрания) – краткое изложение итогового решения митинга (собрания);

    выступление по радио, телевидению политолога.

Нормы публицистического стиля речи

Лексика

Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.

Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.

Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.

Широкое использование неологизмов, окказионализмов.

Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.

Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.

Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест­венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).

Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.

Широкое использование собственных наименований, аббревиатур. Общий именной характер газетной лек­сики.

Синтаксис

Допустимость простых и сложных пред­ложений только с четкой структурой.

Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных пред­ложений и простых, осложненных обособ­ленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).

Недопустимость использования однооб­разных синтаксических структур.

Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.

Активность пассивных синтаксических конструкций.

Использование прямой речи, диалога.

Употребление простого глагольного ска­зуемого, выраженного устойчивыми гла­гольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.

Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, града­ция.

Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.

Распространенность номинативных пред­ложений (использование цепочек номина­тивных предложений в начале и в середи­не текста).

Предпочтительное использование слож­ноподчиненного предложения среди дру­гих видов сложного предложения.

Малоупотребительность сложного пред­ложения с разными видами связи.

Использование образных средств

Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ­ной оценочностью.

Использование средств словесной образ­ности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифо­ры и т. д.).

Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.

Способ изложения

Использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;

Обобщенность и понятийность изло­жения;

Обобщенность и открытая оценочность изложения.

Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.

Аргументированность изложения.

Фактологичность изложения.

Пример текста публицистического стиля:

Единята – дружные ребята

Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,

кто такой Шойгу

В саратовском област­ном центре «Единство» – боль­шой праздник. В Пет­ровском районе ряды «медведей» пополни­лись сразу тремя тыся­чами школьников. Делу партии Шойгу присяг­нули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнад­цати лет.

Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием боль­шой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную орга­низацию, самую крупную в рай­оне. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколе­ние почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первона­чально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.

– В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и ре­шили все школьные организации объединить.

Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Един­ством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дально­видно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.

В организацию вступили поч­ти все подростки до 14 лет, а в це­лом половина школьников рай­она. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что ча­да хоть как-то пристроены <…>

(Н.Андреева Единята – дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 )

Художественный стиль

Сфера общения – эстетическая (художественная литература).

Функция речи – эстетическая (создание художественного образа).

Специфические черты – образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность.

Типичные жанры – роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Нормы художественного стиля

Лексика

Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жарго­низмами и т. д.).

Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Активность многозначных слов всех сти­левых разновидностей речи.

Большая предпочтительность использо­вания конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

Минимальное использование родовых понятий.

Широкое употребление народно-поэти­ческих слов, эмоциональной и экспрессив­ной лексики, синонимов, антонимов.

Общий глагольный характер художест­венной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений.

Синтаксис

Возможность использования всех типов простого и сложного предложения.

Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций.

Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобствен­но-прямой и косвенной.

Активность парцеллированных структур.

Немотивированное использование кли­шированных синтаксических конструкций.

Недопустимость синтаксически моното­нной речи.

Использование средств поэтического синтаксиса.

Использование образных средств

Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур.

Достижение образности за счет намерен­ного столкновения разностильных языко­вых средств.

Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов.

Способ изложения

Полисубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествова­теля, автора-создателя) с речью персонажей.

Пример текста художественного стиля:

Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, ти­шина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюш­не и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низ­кий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша завет­ная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зе­леную верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вер­шине, между двумя спокойно и высоко дымящимися тру­бами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скри­пя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, прохо­дишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные се­ни...

(И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

Разговорный стиль

Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера).

Функция речи – установление межличностных отношений.

Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации.

Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п.

Языковые черты разговорного стиля

Лексика

Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек ).

Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.).

Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.).

Синтаксис

Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро ).

Преобладание конструкций с бессоюзной связью.

Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь ).

Использование вопросительных и побудительных предложений.

Междометные сказуемые (Блузка не ах ).

Пример текста разговорного стиля:

Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!

(Из разговорной речи)

Вопросы для самоконтроля

    Что такое функциональный стиль речи?

    Охарактеризуйте систему функциональных стилей современного русского языка.

    Чем отличаются книжные стили речи от разговорного?

Которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография , научная статья, доклад , учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности , сжатости , однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста .

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания , они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность , как качество научной речи, предполагает понятность , доступность . По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор , эпитетов , художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности , доказательности . Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности , доходчивости изложения.

Эмоциональность , как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» - это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики .

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм , что соответствует принципу экономии языковых средств.

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:

  • Научный . Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
  • Научно-учебный . Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
  • Научно-популярный . Адресат - любой интересующийся той или иной наукой. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя.

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография , журнальная , рецензия , учебник (учебное пособие), лекция , доклад , информационное сообщение (о состоявшейся конференции , симпозиуме , конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация , научный отчёт . Эти жанры относятся к первичным , то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат , автореферат , конспект, тезисы , аннотация . При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция , семинарский доклад , курсовая работа, реферативное сообщение.

История научного стиля

Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология .

Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера , а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона .

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века , когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)

Литература

  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам: Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. СПб., БХВ-Петербург, , 496 с ISBN 5-94157-804-0.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научный стиль речи" в других словарях:

    Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

    Научный стиль - представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    стиль речи - ▲ стиль излагать стиль речи характер изложения. разговорный стиль. книжный стиль. художественный стиль. публицистический стиль. научный стиль. наукообразный. официально деловой стиль. канцелярский стиль [язык]. протокольный стиль. протоколизм.… … Идеографический словарь русского языка

    научный стиль Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Научный стиль - Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    научный стиль - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, обслуживающий сферы науки и образования … Словарь литературоведческих терминов

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

При написании научной статьи, дипломной или курсовой работы, необходимо придерживаться определенного стиля речи – научного. Научный стиль речи имеет свои особенности и специфику. Авторам научных работ необходимо придерживаться определенных правил и избегать некоторых языковых приемов.

Научный стиль речи предназначен для одной единственной цели – передача структурированной, логически выстроенной информации с аргументацией её истинности. Научный стиль подразумевает полное отсутствие эмоционально окраса текста. Умение писать научным стилем пригодится при написании научной статьи.

Подтипы научного стиля речи

Основываясь на дисциплине или тематике, выделяют следующие подтипы:

  • научно-технический
  • научно-естественный
  • научно-гуманитарный

В зависимости от сферы применения и формы изложения выделяют подтипы

  • собственно-научный – применяется в монографиях, статьях, докладах и т.д.
  • научно-информативный – применяется в рефератах, учебниках, учебных пособиях и т.д.
  • научно-популярный – применяется в очерках, книгах, лекциях и т.д.

Особенности и аспекты научного стиля речи

Несмотря на различия, подтипы научного стиля объединены один важным свойством – доминантой. Доминанта научного стиля – логичная речь, сухие факты, точность определений.

Под точностью научной речи понимается использование языковых средств, которые обладают однозначностью и способны лучшим образом передать суть определения или понятия (иначе говоря – логически полная мысль об явлении, предмете).

Примеры научного стиля речи

Научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Важно понимать, что термины-метафоры не попадают под эту категорию.

Примеры:

  • В физике – атомная масса
  • В биологии – пестик цветка
  • В анатомии – ушная раковина

Абстрактность и отвлеченность научного языка обособлено спецификой научного познания. Любая сфера науки выражает обобщенную мысль, требующая конкретизации и доказательства.

Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – любое слово в определении можно декомпозировать на отдельное определение.

К слову, не соблюдение научного стиля речи – одна из наиболее .

Что не следует употреблять в научном стиле речи

Научная работа выполняется в строгой структуре изложения и требует соблюдение логики повествования. Необходимо заранее продумать общую концепцию и раздробить ее на более мелкие определения, выстроив полноценную цепочку.

Цель научной работы – поиск существующей проблемы и предложение актуального решения с необходимой доказательной базой. Здесь неуместны авторское «я» и прочие местоимения: «мы», «вы», «они». Изложение должно вестись в одном времени (используется в основном «прошедшее время»).

Эмоциональный окрас текста также неприемлем. Текст должен излагаться четко, сухо, ясно, объективно. Согласитесь, сложно представить подобный текст в научной работе посреди формул и доказательств:

«Я долго бился над решением этой сложной проблемы и наконец нашел выход»

Используйте нейтральные языковые выражения без каких-либо обращений к читателю. Перед написанием собственной научной работы рекомендуем ознакомиться с чужими трудами и перенять у них стиль изложения – это значительно упросит для вас процесс написания текста и вдобавок разовьет лексикон.

Общие данные

Цели занятия: Характеристика лексических, морфологических и синтаксических особенностей НСР. Дать определение научному стилю. Сфера употребления научного стиля. Дать понятие научному стилю речи.

Вопросы для подготовки самостоятельной работы студентов:

1.Основные понятия науки

2.Сфера употребления научного стиля.

3. Морфологические и синтаксические особенности НСР.

Методы обучения занятия:

Научный стиль – это разновидность литературного языка применяется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.

В научном стиле широко используются следующие языковые средства: специальные слова (в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь(для чего применяются, например, вводные слова); конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются очень редко.

На лексическом уровне научная речь характеризуется использованием специальной лексики – научной терминологии, а также употреблением слов в одном, определенном, значении. В связи с этим лексика научного стиля характеризуется относительным однообразием, однородностью. Текст в научном стиле увеличивается в объеме столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. Поэтому для научных текстов характерна высокая частота употребления отдельных слов.

Морфологические особенности научной речи: глаголов 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, глаголы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться оставаться, характеризоваться, заключаться. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на –ость: важность, системность, последовательность, водонепронецаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Научному стилю свойственно широкое использование специальной лексики (терминологии). Это стиль научных книг, статей и исследований, посвященных отдельным проблемам науки. Он отличается строгой логичностью изложения, отвлеченностью и обобщенностью суждений, отсутствием экспрессивности. От строго научного стиля следует отличать научно-популярный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.



Научный стиль и его особенности

Научный стиль – это функциональная разновидность языка, характеризирующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере.

Научный стиль имеет следующие лексические особенности: лексический состав научного стиля формируется на основе книжно-письменной лексики; большое место занимает узкоспециальная и общенаучная терминология, во многом определяющая специфику стиля; привлечение заимствованной терминологической лексики, зачастую интернациональной, - в связи с этим возникновение синонимов-дублетов; употребление многозначных слов в одном значении – терминологическом; отсутствие слов с яркой стилевой и стилистической окраской, взятых из других стилей; широкое привлечение слов с отвлеченным значением; использование конкретных существительных в обобщенном значении; наличие сложных слов, аббревиатур и символических обозначений.

Научный стиль – понятие широкое. Он обслуживает научно-техническую сферу человеческой деятельности. Объединяет неоднородные по форме тексты, которые весьма разнообразны и по значению, содержанию. К научной литературе относятся монографии, статьи научных журналах, сборниках, справочно-энциклопедические издания: учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т.д. Для научного стиля особыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются абстрактность, отвлеченность, обобщенность, логичность, объективность и точность. Но научный стиль неоднороден по своему составу, поскольку тексты могут быть предназначены как для специалистов, так и для более широкого круга читателей. Отсюда и использование подстилей: собственно-научного и научно-популярного. Их ответвлениями являются учебно-научный, научно-публистический и научно-мемуарный подстили.



Лексика научного стиля речи.

Основные пласты лексики научной речи: общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика.

Научный стиль – это стиль, которым пишутся книги, статьи, исследования, посвященные отдельным проблемам науки. Ему свойственно в первую очередь использование слов-терминов, относящихся к определенной области науки.

От строго научного стиля следует отличать общенаучный, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для всех. Этому стилю свойственно использование общенаучной терминологии, доступной массовому читателю.

Одной из наиболее характерных черт научного стиля является отвлеченно-обобщенность изложения. Это сказывается прежде всего в том, что многие слова выступают как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Характерно, что даже конкретная лексика здесь используется для обозначения общих понятий. Например: Береза хорошо переносит морозы. Здесь слово “береза” обозначает не единичный

предмет, дерево, а породу деревьев, то есть выражает общее понятие, выступает в обобщенном значении.

1. Из учебника по изучаемой вами выписать 10 конкретных существительных, использованных в обобщенном значении.

2. Сравнить две словарные статьи, определить, в какой из них слово “значение” выступает в качестве термина философии, сформулировать значение этого терминологического слова.

Словарная статья №1

Знание… всякое, истинное, неполное, неточное, новое.

Знание развивается, складывается (чем?) отражением закономерностей обьективной реальности.

Обогащать (чем?) знанием.

Критерий, истинность, природа, отрыв, границы, области, закономерность, понятие, определение… знания.

Словарная статья №2

Знание хорошее, глубокое, поверхностное…

Знание (кого? чего?) людей, действительности, жизни, ремесла… .

Знание (кого-чего-л., кем?) – (о человеке) человеком, ученым, студентом, Бигайшой Барлыбаевой… .

Показать, продемонстрировать… знание; обладать (чем?) знанием.

Знание (кого-чего-л.) помогает (кому-л. в чем-л.), способствует (чему-л.)

3. Выписать из словарных статей отвлеченные существительные.

Отвлеченные существительные образуют группу слов, обозначающих различные абстрактные понятия, как качество, действие, состояние. Они отличаются от конкретных существительных лексически и грамматически: не способны определяться количественными числительными и, как правило, употребляются только в единственном числе.

В научной речи частотны слова иноязычного происхождения, особенно в составе терминов. Наличие заимствованных слов-терминов вызвано тем, что интернационализация науки порождает и интернационализацию ее языка.

Определенная часть заимствованной терминологии пополнила научную речь дублетами – полными синонимами. В качестве синонимов – дублетов в начном стиле используются различные символические обозначения. Синонимия терминов при неполном совпадении их значений в научной речи – нежелательное явление: оно свидетельствует о неустоявщихся процессах становления термина.

Рациональнее пользоваться терминами иноязычного происхождения, чем словами исконными в тех случаях, когда заимствованные слова употребляются в нескольких языках, разумеется, при совпадении значения слова в этих языках. Если такого совпадения нет, лучше выбрать исконное слово. Термины – дублеты могут иметь место и в составе одного текста для того, чтобы избежать частных повторений, хотя в научной речи повторы допускаются.

Следует учесть тот факт, что большая часть заимствованной терминологии в русском языке затем через его посредство перешла в казахский язык, сохранив то же написание (исключения касаются случаев формоизменения. Ср.: класс (рус.) – класс (каз.), но в классе (рус) – класта (каз.). Заимствованные слова, включаясь в систему другого языка, подчиняются и его грамматическому строю.

4. Определить стилевую принадлежность микротекста.

Сведениям о начальной численности людей современного вида (homo sapiens), выделившихся из древних гоминидов примерно 50 тысяч лет тому назад, демография не располагает. Уровень рождаемости в эпоху мезолита, неолита, видимо, был высоким и составлял 45-50 человек на 1000 населения.

Со времен образовались многомиллионные скопления населения в областях великих цивилизаций древности, в число которых входят Египет, Ассирия, Вавилон и др. В середине века численность населения росла невысокими темпами и составляла 250-300 миллионов человек. К началу нашего столетия населения насчитывало 1 миллиард 656 миллионов, причем на долю Европы приходилось чуть более 20 процентов.

5. Выделить из текста конструкции, которые выражают соотношение частного и общего, части и целого.

6. Записать употребленные в тексте терминологические слова, по словарям установить их происхождение: демография, цивилизация, homo sapiens, гоминиды.

7. Найти в тексте конкретные существительные, использованные в обобщенном значении.

Синтаксис научного стиля речи.

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегая при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируются в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми – союзы и союзные слова; вводные слова и вводные предложения; целый ряд наречий и наречных предложений, употребляющихся в функции связывающих слов, смысловое согласование, а также словопорядок – логико-грамматическое членение предложения.

«На логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы любое предложение любого языка всегда состоит из двух компонентов: 1) логико-грамматического предиката, несущего основную информацию и 2) логико-грамматического субъекта, несущего вспомогательную функцию». При этом в русской письменной речи в научной и технической литературе наблюдается принцип «линейной» подачи информации, согласно которому сначала в предложении вводится вспомогательная информация (ВИ), а затем основная информация (ОИ), причем основная информация располагается после сказуемого. (Например, в предложении «В лаборатории работало 20 человек»…сообщается, сколько в лаборатории работало человек, а в предложении «20 человек работало в лаборатории» сообщается, где эти люди работали).

Распространены в научной прозе безличные, неопределенно-личные предложения – при описании фактов, явлений, процессов; номинативные – в публикациях, в названиях книг, разделов, глав, параграфов, в надписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. Неполные предложения почти не употребляются.

Часто встречаются в научной прозе повествовательные предложения, реже вопросительные предложения и отсутствуют восклицательные предложения, как эмоционально-окрашенные.

Вводные слова и вводные конструкции в научной прозе играют особую роль. Они употребляются для связи мыслей, последовательности изложения (например, «во-первых», «во-вторых», «итак», «следовательно», «таким образом» и т.д.), для выражения предположения (например, «очевидно», «вероятно» и т.д), для оценки степени достоверности излагаемого (например, «действительно», «конечно», «разумеется»- при оценке факта как достоверного; «предположим», «надо полагать» - при оценке факта как предполагаемого; «вероятно», «возможно» - при оценке факта как возможного), для

указания на источник информации (например, «по нашему мнению», «по данным ЮНЕСКО»).

Характерной особенностью современного научного стиля является наличие в нем многокомпонентных сложных предложений с союзной связью и ограниченное употребление бессоюзных сложных предложений.

Морфология научного стиля

Морфологическиеособенности научной речи: глаголы 3-го лица настоящего вневременного значения в роли сказуемого, гла­голы 1-го лица множественного числа. В текстах научного стиля достаточно большое количество глаголов выступает в роли связоч­ных: быть, являться, называться, считаться, стать, становить­ся, делаться, казаться, оставаться, характеризоваться, заклю­чаться, состоять, обладать, отличаться и др. Преобладание в научном стиле абстрактной лексики над конкретной обусловливает и высокий процент существительных среднего рода, отвлеченных существительных на -ость: важность, системность, последова­тельность, водонепроницаемость и др., а также прилагательных в составе двусловных терминов.

Контрольные вопросы:

1.Как призван синтаксис научной прозы излагать ход мысли?

2.Как формируются синтаксические связи?

3.Что играет важную роль в синтаксисе научной прозы?

4.Из каких двух компонентов состоит литературы любое предложение любого языка на логико-грамматическом уровне в функциональном стиле научной и технической литературы?

5.Какие предложения часто встречаются в научной прозе?

6.Какую роль играют вводные слова и вводные конструкции в научной прозе и для чего они употребляются?

7.Что является характерной особенностью современного научного стиля?

8.Какие лексические особенности имеет научный стиль речи?

9.Какую сферу человеческой деятельности. обслуживает научный стиль речи?

10.Что объединяет он?

11.Что относятся к научной литературе?

12.Какие подстили научного стиля вы знаете?

13.Назовитие ответвления подстилей научного стиля речи.

14.Назовите основные пласты лексики научной речи.

15.Что обозначают обобщенные существительные?

16.Какие понятия обозначают отвлеченные существительные?

17.Что выступает в качестве синонимов – дублетов в научном стиле?

Понятие о типе речи

В зависимости от способа изложения информации выделяются разные типы высказываний, а именноповествование, описание, рассуждение.

В повествованиисодержится сообщение о развивающихся событиях, действиях, состояниях, об их последовательной смене. Отличительная особенность повествования – его динамичность. Сообщение имеет цель – дать информацию о новых событиях, фактах, назвать их, указать время и место. В описании содержится перечисление признаков предмета, явления; описание статично. В рассуждении автор на основе ряда умозаключений, суждений, связанных между собой особыми логическими отношениями, приходит к определенным выводам, которые содержат новые знания о предмете рассуждения.

Научные тексты обычно организованы как описание или рассуждение, которые могут чередоваться.

Рассуждение – особый вид текстов, содержащих доказательство, объяснение, размышление. Традиционная композиция текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод

Описание это один из функционально-смыловых типов речи. Оно представляет собой характеристику предметов, явлений и их частей путем указания на различные признаки, создающие целостное представление об описываемом объекте.

Описание может быть научным, деловым и художественным.

Научное описание должно включать в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, объективно. Цель научного описания – дать точное представление о предмете или явлении, сообщить проверенные фактические знания.

Научное описание обычно лишено эмоциональности, образности, живости, но это касается только строго научного описания (или собственно научного). В научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований.

Контрольные вопросы:

1.Назовите типы речи.

2.Что такое монологическая речь?

3.Что такое повествование?

4.Что такое рассуждение?

5.Что такое описание?

6.Что такое тезис?

7.Что такое вывод?

8.Что является целью научного описания?

Задание 1.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Укажите специальные слова (термины), нейтральную лексику, сложные синтаксические конструкции, ссылки на источники. В каком значении употреблены слова?

Синтаксис научной прозы призван строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, избегаю при этом избыточной информации. Синтаксические связи формируется в зависимости от логических связей. Поэтому в синтаксисе научной прозы особенно важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предложениями, абзацами и большими синтаксическими целыми, союзы и союзные слова, вводные слова и вводные предложения, целый ряд наречий и наречных выражений, употребляющихся в функции связующих слов, смысловые согласование, а также распорядок – логико-грамматические членение предложения по определению доктора филологических наук В.Панфилова.

Задание 2.

Ознакомьтесь с комментарием к словам. Выучить значения слов.

Гипотеза (греч.) – научное предположение, требующее объяснения или проверки в ходе опытной работы.

Эксперимент (лат.) – научно-поставленный опыт, многократное его воспроизведение с целью всестороннего изучения.

Практика (греч.) – определенные навыки и приемы какой-либо работы.

Задание 3.

Составить предложения с этими словами и словосочетаниями.

Познание, теория, обобщение, абстракция, эксперимент, наблюдение, систематизация, интерпретация, прогнозирование, прогноз, процесс познания, научная теория, обобщение наблюдений, абстрактное мышление, экспериментальное исследование, систематизация фактов, интерпретация фактов.

Задание 4. Вместо точек вставьте данные в скобках глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Студент весь вечер... трудную задачу и, наконец, ... ее (ре­шить – решать). 2. Он долго и внимательно.... задание. Он... за­дание и не нашёл в нем ошибок (проверять - проверить). 3. Акмарал всегда... на занятия вовремя, но сегодня она... с опозданием (приходить - прийти; являться - явиться). 4. Каждый месяц... промежуточные зачёты по изученным темам. В конце семестра мы... итоговый зачет по всему курсу (сдавать - сдать). 5. Ты не... в своём обещании? Он никогда не... о своих обещаниях (забыть -забывать). 6. Отправляясь в горы, мы всегда... с собой только са­мое необходимое. Но на этот раз пришлось... смену теплой одеж­ды (взять - брать). 7. Студенты старших курсов часто... после за­нятий на репетиции в сборной КВН. Сегодня и мы... посмотреть их выступление (остаться - оставаться). 8. Чтобы хорошо учить­ся, надо... делать очень много дел. В первую очередь надо... под­готовиться к самым трудным предметам (успеть - успевать). 9. Родители постоянно... нам о необходимости хорошо учиться. Я хочу..., что надо уметь сочетать учебу с полноценным отдыхом (говорить -сказать). 10. Мне всегда хотелось... несколькими ви­дами спорта. Сейчас мне пришлось... только любимым теннисом (заняться - заниматься).

Задание 5. Прочитайте текст и составьте к нему вопросы.

Роль науки в современном обществе

Наука в своём бурном развитии всё сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь. Она всё в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение в мире самих себя.

Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но и сама наука в её общем значении, сущности и путях развития, в её отношениях к этике, искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более если мы сами в нём участвуем.

Прежде всего, что мы должны понимать под наукой? Обратимся за этим, например, к Большой советской энциклопедии. Там даётся определение: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт».

Простая констатация факта тоже является, конечно, знанием. Но научное знание касается не только отдельных фактов, в какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как, скажем, в научном описании исторических событий, или с известной степенью обобщения, как в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, к выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений.

Итак, наука есть система знаний и основанных на них теоретических представлений, развиваемых соответствующими методами. Она – форма человеческой деятельности, состоящая в искании, открытии и утверждении истины. В будущем мечтает Блискунов, удлинение кости перестанет проблемой. Если человек болен, если у него есть медицинские показания, тогда операция и выхаживание будут бесплатными. А если хочется стать повыше (желающих довольно много) – это, считает доктор, тоже должно быть доступно, но за определенную плату.

Задание 6. Выучите наизусть стихотворение.

Сейча́с везде́ – нау́ке сло́во,

Её сего́дня звёздный час.

В наш век она́ всему́ осно́ва,

Ведёт она к высо́там нас.

К уче́нию до́лжен ты стреми́ться,

Не отверга́й сове́т просто́й –

Листа́й же кни́жные страни́цы,

Как борозду́ за бороздо́й.

Ведь в кни́гах о́пыт поколе́ний

И зна́ний чи́стое зерно́,

В твои́х дела́х и устремле́ньях

Пусть ко́лос выброси́т оно́.

Так че́рпай му́дрость по́лной ме́рой,

Упо́рно знанья умножа́й.

И мо́жешь быть вполне́ уве́рен –

Бога́тый сни́мешь урожа́й.

Задание 7. Прочитайте внимательно текст, выделите в нём смысловые части.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5 минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Ежедневно в конце учебного дня следует подытоживать результаты выполнения планируемых задач, анализировать удачи и неудачи, качество выполнения самозаданий.

Научиться правильно распоряжаться временем, ценить его и экономично использовать дорогие минуты работы и отдыха – это значить работать производительно.

А какие качества нужны в научно исследовательской работе? Необходимы: скромность, и увлеченность, хорошая память, и широкий кругозор, умение критически оценивать результаты исследований особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме.

В условиях научно технического прогресса учёба в любом вузе, где готовятся специалисты, становится сложной задачей. Объем научной информации, которую должны усвоить студенты не только вузах, но и в других учебных заведениях непрерывно растет. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации исследовательской работы студентов дано уже много рекомендации. Те студенты, которые им следует достигают хороших результатов и успехов. Если человек работает бессистемно, нецелеустремленно, без достаточной напряженности, то у него быстро наступает общее переутомление.

Научно исследовательская работа студентов, как и всякая другая, требует определенного времени на врабатываемость, т. е. быстрое и полное сосредоточение внимания на объекте исследования. Процесс врабатываемости сложный и трудный. У каждого студента он имеет свои специфические особенности. Одному студенту достаточно 3-5минут для ориентации в не законченной накануне работе, и он уже с головой уходит в привычное дело. Другому студенту требуется 20-30 минут и больше, чтобы войти в работу. Нужно учиться работать систематически, концентрировать волю и внимание на выполнении заданий.

Задание 8.

Сопоставьте выделенные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

Студент Сопбеков выступил на заседании научного студенческого кружка с докладом по чрезвычайно актуальной проблеме.

Его доклад (доклад студента Сопбекова) все слушали с большим вниманием.

Студентка Абдыханова выступила на заседании секции межвузовской научной студенческой конференции с интересным сообщением.

Её сообщение(сообщение студентки Абдыхановой) было признано на заседании секции лучшим.

Все слушалиеё (докладчицу, студентку Абдыханову) с огромным вниманием.

На заседании кафедры студенты Кулмаков и Альжанова выступили с отчетом о производственной практике.

Их отчет (отчет студентов Кулмакова и Альжановой) вызвал много вопросов.

Заведующий кафедрой поблагодарил их (Кулмакова и Альжанову) за собранные во время экспедиции и представленные на кафедру материалы.

Задание 9.

Выучить наизусть лексическое значение слов

Докладпубличное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему: доклад о международном положении.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Тезис1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-нибудь сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения: тезисы доклада, представить тезисы на конференцию.

Введение………………………………………………………………………………….3

Научный стиль речи……………………………………………………………………..4

Заключение………………….……………………………………………………………7

Литература……………………………………………………………………………….8

ВВЕДЕНИЕ

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

предварительное обдумывание высказывания,

монологический характер речи,

строгий отбор языковых средств,

стремление к нормированной речи.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются:

  • Точность
  • Абстрактность
  • Логичность
  • Объективность изложения

Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, в т.ч. и международной.

Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.

Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

Научная тематика текстов. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах. -М.: Эксмо, 2006
  2. Гайхман О.Я. Русский язык и культура речи: учеб.пособие. -М., 2003
  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб.пособие. -М.: Логос, 2002
  4. Чемко Л.А. Словарь синонимов русского языка. -М., 1986
  5. Бархударова С.Г. Орфографический словарь русского языка. -М.: Сов.энциклопедия, 1971