Лето

Гидрографическая служба тоф. Гидрографическая служба тоф пополнилась новым кораблем. Начальник управления гидрографической службы Тихоокеанского флота

pressa_tof в Гидрографическая служба ТОФ пополнилась новым кораблем

В Приморском объединении разнородных сил состоялось знаменательное событие: гидрографическая служба флотилии пополнилась новым судном специального назначения проекта 19920 (большой гидрографический катер).


На торжественном митинге в честь поднятия флага на БГК-2151, присутствовали командующий Приморской флотилией контр-адмирал Вадим Кулить, начальник Управления навигации и океанографии Министерства Обороны РФ капитан 1 ранга Сергей Травин, начальник Гидрографической службы ТОФ капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев и директор ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» г. Благовещенска Вячеслав Попов.



С начала года на Тихоокеанском флоте это уже второе в этом году событие такого рода. Месяц назад в состав сил флота был принят новый противодиверсионный катер.
По словам командующего флотилией в ближайших планах — прием еще двух катеров противодиверсионного и десантного.
Новое гидрографическое судно, оснащено современным оборудованием, которое значительно расширит возможности гидрографических работ. На катере реализованы новейшие технические разработки, судостроителями устранены недостатки и все замечания, присутствующие на других катерах подобного типа. Установленные на катере современные технические средства позволят достойно выполнять задачи, поставленные перед гидрографической службой Тихоокеанского флота. У гидрографической части, в состав которой вошел новый катер значительный территориальный размах от залива Посьета до Татарского пролива. Теперь перед её командованием стоит задача подготовить грамотных специалистов для работы на новой современной технике, а капитану нового катера, обеспечить безаварийную эксплуатацию судна.


В своем выступлении капитан 1 ранга Сергей Травин отметил, что Управлением навигации и океанографии Министерства Обороны РФ взят курс на стопроцентное обновление судового состава и выразил надежду, что данные планы полностью реализуются к 2030 году. он пожелал экипажу безаварийного плавания и подарил экипажу телевизор.
От руководства гидрографической службы флота капитану катера была передана икона с образом покровителя мореходов Николая Чудотворца.

"На 2018 год запланирован поход гидрографического судна в период с августа по сентябрь с целью поиска РИТЭГ в районе мыса Низкий. Будет проведен мониторинг - эхолокация, водолазное обследование, зондирование температуры морской воды, замер уровня радиации и забор проб грунта и воды", - сообщил руководитель гидрографической службы ТОФ Геннадий Непомилуев в среду депутатам Сахалинской облдумы.

По его словам, в этом году изъявили желание поучаствовать в поисках РИТЭГа ученые Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". "Институт готов отправить сотрудников и оборудование, необходимое для поиска РИТЭГ", - сказал он, предложив и кому-нибудь из депутатов принять участие в экспедиции.

Он рассказал, что в 1970-1990-х годах на балансе ТОФ находилось 148 РИТЭГов. Из них 147 установок в настоящее время выведены из эксплуатации и переданы на временное хранение в Дальневосточный центр ДальРАО (Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами). По всем установкам у ТОФ есть документы - где они сегодня находятся, когда были утилизированы.

Один РИТЭГ при доставке в 1987 году вертолетом гражданской авиации на маяк ТОФ в районе мыса Низкий был аварийно сброшен в море из-за неблагоприятных метеоусловий и риска падения вертолета. Координаты затопления - неизвестны. Поиски генератора, по данным ТОФ, велись все эти годы, но результатов не дали. С 2012 года ТОФ ежегодно в районе мыса Низкий проводит мониторинг - эхолокацию, водолазное обследование, замер уровня радиации, забор проб грунта и воды. Данный район закрыт для промысла и прочей производственной деятельности, пока не найден РИТЭГ, подчеркнул Г. Непомилуев.

Сахалинский общественник Вячеслав Федорченко, ссылаясь на официальные документы Главного управления навигации и океанографии Минобороны РФ, сообщил депутатам, что к 1996 году в Охотском море военно-морским флотом было затоплено 39 РИТЭГов (возле маяков и в районе базирования гидрографических отрядов ВМФ), так как до 1998 года не было регламентирующего документа, который бы обязывал их сдавать радиоизотопные генераторы на утилизацию.

"Находясь в агрессивной морской среде, изделия типа РИТЭГ саморазрушаются. Таким образом, резкое увеличение онкозаболеваний в ДФО может являться следствием санкционированной утилизации РИТЭГов методом затопления", - считает он.

По данным В. Федорченко, возле Сахалина также затоплен космический спутник, оборудованный ядерной энергоустановкой (из-за неуспешного запуска ракетоносителя в 1993 году с космодрома Байконур), и стратегический бомбардировщик с двумя ядерными бомбами, потерпевший катастрофу в 1976 году в заливе Терпения.

Ссылаясь на издание экологического совета при президенте РФ, общественник рассказал и о затоплении в Японском и Охотском морях 38 кораблей с ядерными отходами (из них 18 кораблей были с ядерными реакторами) и о сбросе почти 6,9 тыс. контейнеров с твердыми радиоактивными отходами. По его словам, военные также сливали в море жидкие радиоактивные отходы.

"Уже сейчас фактически в каждой пойманной рыбе имеется радиоизотопное загрязнение стронцием-90 и цезием-133, которые имеют свойство накапливаться в организме человека. Есть закон об охране окружающей среды, запрещающий сброс радиоактивных отходов в море, где затопленные РИТЭГи по классификации отнесены к первому классу опасности. Значит, РИТЭГи должны быть найдены и соответствующим образом захоронены. Таков закон. Все остальное - демагогия", - считает В. Федорченко. Он добавил, что в противном случае затопленные установки будут представлять опасность еще 600-800 лет.

В. Федорченко готов представить властям свою программу, которая позволит снизить радиоизотопное загрязнение дальневосточных морей, она получила положительное заключение профильных специалистов.

Депутат Александр Болотников сообщил, что областная дума направляла обращения в Росатом и в Минобороны РФ по данной информации общественников, но эти ведомства не подтвердили затопление 39 РИТЭГов, бомбардировщика и космического спутника. Тем не менее, констатировал депутат, население региона обеспокоено ростом онкозаболеваний, причина такой тенденции до сих пор неизвестна.

В этой связи облдума собирается подготовить обращение к правительству РФ с предложением рассмотреть вопрос о необходимости реабилитации акваторий дальневосточных морей и подъема потенциально опасных объектов. Депутаты также настоятельно попросили ТОФ найти и "безотлагательно поднять РИТЭГ в районе мыса Низкий".

Областную власть и ГУ МЧС региона депутаты просят профинансировать и провести водолазные работы в акватории Анивского залива вблизи бывшего села Кириллово, где общественники обнаружили, предположительно, еще один затопленный РИТЭГ.

Начальник управления гидрографической службы Тихоокеанского флота

Наши уральские парни не только достигали на ТОФе высот как командиры и командующие, но и как высококлассные специалисты в сфере обеспечения боевой и повседневной деятельности флота. и прежде всего, я имею ввиду гидрографическую службу. Для сухопутного читателя, видимо есть необходимость пояснить, что это за служба. Это не просто организация, где трудятся специалисты, занимающиеся съемкой и нанесением на карты водных объектов, но достаточно сложное и многопрофильное предприятие, без которого нормальная жизнь флота невозможна. Если совсем кратко обозначить круг задач, которые решали и решают в этой службе, то они могут быть представлены следующим образом.

В годы войны ее специалисты обеспечивали высадку десантов, постановку минных заграждений и траление мин, стрельбы корабельной и береговой артиллерии, разведку артиллерийских позиций противника, проводку конвоев, выбор и эксплуатацию ледовых дорог, в том числе Дороги жизни в блокированный Ленинград и многое другое.

В первые послевоенные годы важными задачами были навигационно-гидрографическое обеспечение траления, восстановление разрушенных во время войны маяков и знаков, плавучего ограждения и обеспечения безопасности плавания кораблей и судов в условиях серьезной минной опасности. Вместе с тем продолжалось гидрографическое изучение морей СССР и их картографирование.

С начала 60-х годов 20-го века практика обеспечения флота в океанах показала, что Военно-морской флот нуждается в новых данных о гидроакустике, морской геофизике, динамике водных масс, сведениях о физико-химических свойствах морской воды и т.п. поэтому суда гидрографической службы стали систематически проводить комплексные океанографические исследования в океанах и морях, внося свой вклад в познание гидрофизических процессов, рельефа дна, гидрохимии воды, в обеспечении безопасности мореплавания. Собранные гидрографической службой ВМФ данные используются не только в интересах военных моряков, но и для нужд народного хозяйства страны, развития отечественной науки, а также поступают в международные центры обработки научной информации.

Среди гидрографических служб флотов, естественно, самой большой является гидрографическая служба Тихоокеанского флота. Её оперативная зона простирается от Чукотки на севере до границ с Кореей и Китаем на юге на более чем 50 000 миль. Организационно в её состав входят районы гидрографической службы в Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани, Фокино и на Сахалине. Это масса гидрографических судов и катеров, 120 маяков, группы СНО и многое другое.

Капитан 1 ранга Суслонов, родившийся в селе Елань Байкаловского района Свердловской области, с 1996 по 2002 гг. был начальником управления этой самой большой в Российском флоте гидрографической службы. Должность эта была адмиральская, только вот наступившие перемены в жизни и страны и флота не позволили нашему земляку получить это звание. Михаил Павлович прибыл на Тихоокеанский флот в 1967 году, поступил на штурманский факультет ТОВВМУ им. С.О.Макарова и с 1972 г. по 2002 г. проходил службу на различных должностях в ГС ТОФа. Отрывался надолго от Великого океана только один раз – с 1983 по 1985 гг. – учился в Ленинграде в Военно-морской академии. А когда ему предложили после ее окончания на выбор: продолжить службу в Ленинграде в ГУНиО или вернуться на Тихоокеанский флот, он выбрал второе. По-другому и быть не могло, прикипел к Дальнему Востоку, к людям, которые многому его научили в профессии, на глазах которых он вырос, заслужил авторитет у начальства и признание в глазах сослуживцев.

Профессии его всю жизнь учили настоящие профессионалы, влюбленные в море и морскую службу. Естественно, это прежде всего, педагоги училища, офицеры и старшины БПК «Стерегущий», где проходила его первая корабельная практика, командир БЧ-1 капитан-лейтенант Довженко на РПК СН К-434 (штурманская практика после 4 курса) и сотрудники подразделений гидрографической службы, ставшей для него родным домом до самого увольнения в запас.

В 49 районе гидрографической службы военно-морской базы Стрелок Михаилу довелось контролировать техническое состояние и правила эксплуатации технических средств навигации (ТСН) и приборов гидроштурманского вооружения (ГШВ) различных кораблей. Молодому офицеру помогал в освоении приборов штурманского вооружения от тральщика 254 проекта до самых современных ракетных подводных крейсеров капитан 1 ранга Анатолий Иванович Мингалев. Он прекрасно знал математику, теорию гироскопов, механику. А его глубине проникновения в суть «Сигм», «Тоболов», «Медведиц», «Симфоний» и других навигационных комплексов поражались даже флагманские штурмана.

Еще одним учителем Суслонова стал капитан 1 ранга Груздев Александр Иванович – начальник 49-го района гидрографической службы. Это был прекрасный организатор производства, талантливый методист и глубокий знаток истории Тихоокеанского флота и его гидрографической службы. Умение разбираться в людях управлять ими, учить их педантичному и скрупулезному выполнению своих обязанностей Михаил Павлович почерпнул из общения с Груздевым. Кстати, именно по его рекомендации история ТОФа стала значительно более протяженной во времени: он убедил командование в том, что именно с Охотской флотилии флот Великого океана берет свое начало.

Естественно, и сама жизнь тоже была каждодневным учителем нашего земляка. Так, однажды ему довелось в составе государственной комиссии принимать из ремонта ПЛ 627А проекта. Её командиром был капитан 3 ранга Ломов (впоследствии Герой Советского Союза), а председателем приемной комиссии капитан 1 ранга Джавахишвили (впоследствии командующий ВМС Грузии).

По техническим и погодным условиям государственные испытания затягивались, а на дворе стоял декабрь и заводу надо было закрывать годовой план. Комиссия находится на борту лодки, а та в свою очередь на мерной линии в районе боевой подготовки. Для регулировки лага и определения ее поправок нужно часов 12 – 16, да еще обратного хода в базу 36 часов. А надвигающийся шторм, и если мы не побежим домой через 4, максимум 5 часов, то Новый год придется встречать в море. В этот момент Суслонова приглашают в ЦП и председатель комиссии и командир ПЛ начинают втолковывать представителю гидрографии, что акт приемки лага надо подписать сейчас, ибо он все равно работает, а поправки будут определены с возвращением к месту постоянного базирования при отработке курсовых задач. После долгих раздумий старший лейтенант акт подписал, и корабль взял курс в базу.

На заводском пирсе среди встречающих вернувшийся с испытаний корабль был и флагманский штурман флота. и он рассказал Михаилу о нем, как члене приемной комиссии, много нового. После чего тот уяснил на всю оставшуюся жизнь, что, независимо от звания, каждый должен сам отвечать за свои поступки и не прятаться за спины других, как бы широки они ни были.

В 1979 г. на флот пришел ТАВКР «Минск». Проверка его штурманской боевой части показала, что девиация магнитного компаса не уничтожена, радиодевиация радиопеленгатора АРП-50 не определена. На вопрос – а почему? – командир БЧ-1 скромно ответил, что он не знает, как это делается. Пришлось срочно организовывать эти работы силами гидрографической службы. На берегу были построены створные знаки, громаду авианосца помогал разворачивать буксир, таким образом была уничтожена девиация и определены поправки магнитного компаса. А радиодевиация была определена с помощью радиобота. В этой конкретной ситуации было приятно сознавать, что ты что-то знаешь лучше других, что тебя не зря учили.

Итак, с 1996 года капитан 1 ранга Суслонов – начальник Управления ГС ТОФ. О весомости должности говорит и такой факт: назначение на нее производится согласно указу Президента РФ. Спрашиваю Михаила Павловича о наиболее запомнившихся событиях на этом управленческом уровне. Далее его рассказ.

Первое, с чем пришлось столкнуться в новой должности – это проведение гидрографических работ по демаркации Российско – Китайской границы по рекам Уссури, Сунгари и озеру Ханко. К осени 1997 года эти работы были проведены, материалы проверены и сданы в МИД РФ. Нам оставалось выставить буи, обозначающие государственную границу на озере Ханко. Готовиться начали с лета. Не хватало средств, плановые сроки установки буев – три недели. А 3 ноября Главком ВМФ предложил завершить работы до 9 ноября, в связи с тем что в этот день в КНР прибывал Б.Н.Ельцин. естественно, что министру обороны Грачеву хотелось к этому дню доложить президенту о выполнении его ведомством поставленной по вопросам госграницы задачи.

И буи были выставлены за два дня, а к 18.00 06.11.97 г. доклад прошел на самый верх. Работа была выполнена с высокой степенью точности с использованием космической системы навигации. Хотя условия были очень непростыми: мела метель и береговые геодезические посты работать не могли. Через четыре года некоторые участники работы по демаркации государственной границы были награждены орденами, начальника управления ГС ТОФ среди них не было.

Но положительным было то, что мы поддержали авторитет флота, в короткие сроки выполнили очень ответственную задачу государственной важности. Получили за нее деньги и смогли на них отремонтировать некоторые суда, заменить устаревшее оборудование. В конечном итоге сумели поддержать техническую готовность гидрографической службы.

Еще один вид деятельности, которым пришлось заниматься в новой должности: сотрудничество с ВМФ и гидрографическими службами других стран, прежде всего Китая, Вьетнама и Кореи. Кстати, во Вьетнаме была наша база Камрань. По ней возникали вопросы, которые приходилось решать силами гидрографической службы. За границей ремонтировались некоторые наши суда, и эти вопросы были в моем ведении.

Сегодня порой приходится читать в периодической печати заявления «знатоков» истории, которые утверждают, коль боевых действий Тихоокеанский флот возле своих берегов не вел, то и минные заграждения выставлять не надо было. Хорошо им делать эти заявления в 21 веке. А тогда в 1941 году, когда война была еще в самом начале и как будут разворачиваться боевые действия, на каких театрах, кто станет реально участвовать на стороне фашистской Германии, в СССР не знал никто.

В связи с войной на Тихом океане руководство гидрографической службы беспокоила проблема ненайденных погибших наших кораблей. Например, в районе мыса Гамова в 1941 году затонули две наших подводных лодки. Рни находились на боевой службе. Причины их гибели не установлены. Координаты знаем лишь приблизительно. Но денег и топлива в 90-е годы на этот поиск не хватило. Жаль. Эту задачу все равно надо решать.

Было много различного рода совещаний с участием руководителей самого высокого ранга. Некоторые из них запомнились. Ну, например, 1995 год, декабрь. На Камчатку прибыл Главнокомандующий ВМФ адмирал Громов. Встреча с офицерами органов управления в Доме офицеров. Кстати, всем камчадалам живется трудно: денег нет, топлива нет, идет сокращение сил и средств флота, а значит, кто-то может остаться и без работы, и без пенсии. В головах собравшихся смятение, в душах беспокойство за свои семьи. Ждем серьезного анализа состояния дел, разговора о наших перспективах. Вместо этого адмирал ругает всех за плохое содержание кораблей и вспоминает, как он, будучи старпомом на крейсере 68 проекта «Адмирал Сенявин», организовывал с личным составом изучение книжки «боевой номер».

И другая встреча. В июле 1989 года на флот прибыл Министр обороны маршал Д.Т.Язов. в ДОФе собрался руководящий состав флота. Суть его выступления:

Правительство и ЦК КПСС изыскали дополнительные возможности для поддержания офицерского состава и их семей. Но денежные средства пришли в виде надбавки за сложность и напряженность службы. И многие командиры начали лишать своих подчиненных этой надбавки. Это неправильно, им и так трудно живется. Не злоупотребляйте своими полномочиями.

Два выступления, два разных видения реального офицера и стоящих перед ним проблем.

Мне посчастливилось побывать с Михаилом Павловичем в некоторых подразделениях сложного хозяйства, которому он посвятил всю свою тихоокеанскую жизнь, которое возглавлял на заключительном этапе своей службы. И меня порадовало, с каким теплом его встречали маячные служители от Камчатки и Курил до Сахалина и Приморья. Командиры судов и катеров, рядовые матросы подходили поздороваться, интересовались, где и как он живет, как его семья. А в штабе флота его просто утащили от нашей делегации бывшие сослуживцы, и он появился только уже вечером в гостинице. Дорогого стоит такая память о начальнике, который уже на пенсии. Значит, на правильных фарватерах прошли его гидрографическая молодость и зрелость.

Из книги Павла Саенко

«У океана Тихого есть берег уральский», Екатеринбург, 2010

12.11.2015 (10:16)

Гидрографической службе Тихоокеанского флота - 159 лет

Сегодня на Тихоокеанском флоте (ТОФ) отмечают 159-летие со дня образования гидрографической службы ТОФ.

В настоящее время гидрографическая служба ТОФ имеет в своем составе более 40 судов и катеров различных классов и продолжает пополняться кораблями новых проектов, одновременно выполняя огромный объем работ в Мировом океане. И эта география довольно обширна. Районы деятельности флотских гидрографов протянулись от Чукотского до Южно-Китайского моря.

28 октября, после завершения 3-месячного похода, во Владивосток вернулось гидрографическое судно ТОФ «Вице-адмирал Воронцов». За это время судно прошло около 10 тыс. морских миль и побывало в Японском, Чукотском, Беринговом морях, где гидрографическая экспедиция проводила комплексное океанографическое исследование. Общая площадь обследования составила около 600 кв. км.

Наряду с северными исследованиями, театром плавания гидрографов в этом году стали южные районы Тихого океана. Гидрографический экспедиционный отряд в составе судна «Маршал Геловани» и спасательного буксира «Фотий Крылов» второй половине текущего года выполнял океанографические работы в южных и юго-западных широтах Тихого океана. Выполняя поставленные задачи, суда прошли около 20 тыс. морских миль. Это уже вторая экспедиция, которая проводила исследования в отдаленных районах.

«География работ наших судов значительно расширилось. 2015 год, как и предыдущий можно уже смело занести в актив гидрографической службы нашего флота. Была выполнена большая и скрупулезная работа по исследованию арктических морей России. Также мы активно продолжили работать и в южных широтах Тихого океана», - рассказал начальник гидрографической службы ТОФ капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев.

За последние два года гидрографами ТОФ было совершено 5 научно-исследовательских служб в различные районы Мирового океана. На ближайшие годы, по словам руководителя гидрографической службы флота, запланировано дальнейшее обследование побережья всего Дальнего Востока.

Справочно :

История гидрографической службы ТОФ начинается с позапрошлого века, когда Указом императора Александра II от 31 октября 1856 г. в штат Управления Сибирской флотилии была введена гидрографическая часть. На нее было возложено руководство маячной службой, лоцманской частью и обеспечение безопасности плавания кораблей флотилии.

В связи с быстрым ростом значения Владивостока как порта и центра развивающегося края с его выгодным географическим положением в 1880 г. создается Отдельная съемка Восточного океана, задачей которой являлось всестороннее гидрографическое изучение бухт, заливов и якорных мест, наиболее часто посещаемых судами.

Большой вклад в дело изучения северо-западной части Тихого океана внесли выдающиеся русские военно-морские деятели и учёные генерал корпуса гидрографов Михаил Жданко и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Степан Макаров.

В суровые годы русско-японской и Великой Отечественной войн гидрография выполняла мероприятия по развертыванию средств навигационного обеспечения флота, координированию постановки минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому и другим городам. Была развернута военно-лоцманская служба.

Завязка сюжета: 1976 год, холодная война. Юго-восточное побережье Сахалина. Советский стратегический бомбардировщик Ту-95 терпит катастрофу и падает в море в 14 километрах от берега. Советское командование молчит. Полет самолета дальней авиации был сугубо секретным. Кроме того, на борту находились две атомные бомбы. Крушение у Сахалина обнаружил противник. Падение Ту-95 сперва зафиксировали японские станции радиослежения, а затем, в ходе поисковой операции, советский самолет и его груз обнаружила подлодка «Грейбек» ВМС США. Действия американцев были столь успешными, а «улов» из добытых со дна советских военных секретов столь внушительным, что операция была занесена как образцовая в анналы американских спецслужб.

Рассекретили эту невероятную историю в конце 90-х, причем одновременно — и с нашей, и с американской стороны. Но если Штаты официально раскрыли свои досье, то мы признали ЧП с самолетом, совсем не желая этого.

Контр-адмирал Анатолий Штыров (в 1976-м он служил на ТОФ в должности заместителя начальника управления разведки флотом) в книге мемуаров «Морские бывальщины» (1991 г.) рассказал и о катастрофе, и об операции «Грейбека», и о своем докладе тогдашнему комфлота адмиралу В.П. Маслову, и о том, как этот доклад лег под сукно.

Штыров первым из «наших» обнародовал ту историю. С тех пор вот уже 20 лет сюжет, подкрепленный американскими сведениями из открытых источников, гуляет по различным изданиям. Одна из последних книжек вышла в 2013 году и называется «Военно-морской шпионаж». Там, в частности, говорится: «Дерзкие подводные разведывательные операции проводили подлодки ВМС США «Хэлибат», «Сивулф», «Грейбек» и «Парче». Эти лодки подняли со дна Охотского моря некоторые элементы конструкции советских крылатых ракет, а в 1967 и 1976 гг. «украли» две мины у острова Русский и подняли две атомные бомбы с советского самолета, который упал в море». Авторы книги — бывший военно-морской атташе посольства США в Москве Питер Хухтхаузен и глава военно-исторического отдела ВМС Франции Александр Шелдон-Дюпле.

Впрочем, вся эта история с Ту-95, наверное, так и осталась бы в мемуарах. Но о событиях 1976-го узнали, наконец, и на Сахалине.

Вячеслав Федорченко — бывший директор ГУП «Сахалин-геоинформ», сейчас — частный предприниматель, первым из сахалинцев заявил, что Ту-95 с атомными бомбами на борту до сих пор лежит в заливе Терпения. По убеждению сахалинца, американцы, заполучив секретные документы и системы советского самолета, бомбы не поднимали.

Федорченко настаивает: вот координаты точки падения Ту-95, вот след излучения от «малоразмерных затопленных объектов, имеющих тепловой потенциал», вот надежный метод их поиска на основе дешифровки космических снимков.

Когда 4 года назад во время моей командировки на Сахалин по заданию «Комсомольской правды» мы познакомились с Федорченко, у него на руках уже была увесистая, в несколько килограммов, пачка бумаг — многолетняя переписка с Минобороны, Минприроды, Росатомом, Ростехнадзором и сахалинскими органами власти.

В бумагах мелькали фамилии Шойгу, начальника Генштаба Герасимова, бывшего министра обороны Сердюкова, бывшего губернатора Сахалина Хорошавина. К тому времени Федорченко уже обрел единомышленников в лице краевых депутатов и местных общественников. И прослыл известным борцом за радиационную безопасность дальневосточных морей, без устали повторяя, что две атомные бомбы в заливе Терпения — это, конечно, факт. Но если бы только это! Кроме них вокруг Сахалина, у берегов Приморья и в Охотоморье затоплены десятки принадлежавших флоту РИТЭГов («ядерных батареек»), отслуживших свой срок, списанных и варварски сброшенных в море.

Минобороны и ТОФ отвечали на все эти «происки», что никто ничего не топил, а все, что списано, находится где надо и под полным контролем, поэтому требования поднять со дна чреватый глобальной катастрофой утиль безосновательны.

Но настал момент, когда под давлением депутатов и рыбаков флот вынужден был признать, что кое-что все-таки «утонуло». Например, еще в 1987 году перевозили РИТЭГ вертолетом, да не довезли до места назначения — уронили в море у мыса Низкий (юго-восток Сахалина). А 10 лет спустя так же, с вертолета, близ мыса Марии на севере острова, уронили второй. Грянул скандал, и из переписки с ведомствами дальневосточники узнали, что суммарная радиоактивность двух утопленных РИТЭГов — 1,5 млн кюри (данные Росатомнадзора), а это в 4 раза превышает суммарный объем радиоактивных отходов, сброшенных всеми странами в Мировой океан.

РИТЭГ, утопленный 30 лет назад у мыса Низкий, не найден до сих пор. Второй, потерянный неподалеку от мыса Марии, гидрографическая служба ТОФ нашла лишь в 2007 году.

Но вернемся к Ту-95. Это ЧП в нашей стране никто пока официально так и не признал. «О местах нахождения стратегического бомбардировщика в заливе Терпения Охотского моря и космического аппарата в заливе Анива о. Сахалин (еще один обнаруженный Федорченко опасный объект. Н. О. ) информация в Минобороны РФ не поступала, — сообщил в своем ответе на запрос Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов. — С поступлением конкретной информации о координатах нахождения указанных объектов будут спланированы работы по обследованию акваторий».

Пока МО и Тихоокеанский флот «планировали работы», сахалинцы без дела не сидели. Месяц назад группа единомышленников отправилась в самостоятельную экспедицию, правда, не в залив Терпения, а к предполагаемой точке затопления одного из бывших флотских РИТЭГов у самых южных берегов Сахалина. По возвращении в Южно-Сахалинск активисты дали пресс-конференцию, где заявили, что сходили не зря — нашли-таки опасный объект. Списанное и утопленное флотское имущество находится в районе бывшей погранзаставы Кириллово (Корсаковский район острова) на глубине 14 метров на небольшом расстоянии от берега — чуть более километра.

Говорили на пресс-конференции и о будущей экспедиции в залив Терпения, к месту падения Ту-95. Поисковики рассказали, что космические снимки района бухты Тихой (все тот же залив Терпения) дешифрованы — на них хорошо видны лежащие на дне моря три больших куска алюминия и характерный след от радиации.

Сами атомные бомбы будут предъявлены миру, как только на Сахалин придет заказанное спецоборудование, позволяющее вести подводную съемку на глубинах до 60 метров.

В ответ на такую активность проснулось, наконец, и Минобороны. В распоряжении «Новой» есть переписка начальника гидрографической службы ТОФ Г.Н. Непомилуева с В.Л. Федорченко и депутатом Сахалинской областной думы С.В. Ивановой.

«Уважаемый Вячеслав Леонидович! В соответствии с планом мероприятий на Тихоокеанском флоте запланированы гидрографические работы в заливе Терпения Охотского моря в период с сентября по октябрь 2017 года, — пишет Непомилуев. — Прошу Вас сообщить известные Вам координаты затопленных потенциально опасных объектов техногенного происхождения (ОТП) в заливе Терпения».

В письме депутату С.В. Ивановой начальник гидрографической службы ТОФ еще более откровенен:

«Уважаемая Светлана Васильевна! Прошу Вас изыскать возможность направить по электронной почте или средствам факсимильной связи координаты падения советского самолета Ту-95 с двумя атомными бомбами».

Я позвонила в пресс-службу ТОФ с просьбой о комментарии.

— Комментариев не будет! Все комментарии дадим только по возвращении «Пегаса» во Владивосток, — коротко откликнулся начальник пресс-службы, капитан 1-го ранга Матвеев.

Но и без пресс-службы ясно: никем официально не признаваемая авиакатастрофа переходит из области фантастики в реальность.

Правда, едва ли ГИС «Пегас» что-нибудь найдет в заливе Терпения. Судя по письмам Г.Н. Непомилуева, точные координаты падения самолета флоту до сих пор неизвестны. А В.Л. Федорченко, как его ни просили, данными не поделился, ответив отказом на отказ командования ТОФ взять на борт представителя сахалинцев для участия в историческом рейсе.

Наталья Островская —
специально для «Новой»,
Владивосток