Лето

Искусство иллюстрации. Искусство книжной и журнальной иллюстрации. Классификация, история, художники-иллюстраторы

Данная статья содержит в себе информацию об иллюстрациях, дает исчерпывающий ответ, что такое иллюстрации, какими они бывают. Вас также ждет подборка замечательных иллюстраций от именитых гуру данного направления. Смотрите и наслаждайтесь...

Давайте немного разберемся, что же такое иллюстрации и какими они бывают. Начнем с того, что иллюстрация является визуализацией по принципу рисунка, либо другой работы, которая создается с целью выделения субъекта, но не формы.

Сопровождают содержимое газет, журналов и, разумеется, книг. Их целью можно считать пояснение и декорирование текстового содержимого. Наверняка, все мы хоть раз да видели мастерски прорисованные иллюстрации .

Изображение иллюстрации


И хотя день сегодняшний предоставляет проявляющей интерес публике целые «залежи» толковых иллюстраций, демонстрирующихся в музейных выставках, журналах и галереях искусств, все-таки в большинстве своем людей больше интересует иллюстрация в индустрии графического дизайна.

В общем целом термин «иллюстрация» охватывает очень многое и можно смело отметить, что его границы настолько же необузданны и неопределённы как и у колоритного, актуального графического дизайна. И все-таки давайте попробуем разобраться с иллюстрациями - насколько они универсальны и что собой представляют. С точки зрения категории дизайна, иллюстрации делятся на две подкатегории: редакционные и информационные.

Редакционные иллюстрации

Редакционные иллюстрации действуют исходя из тех понятий, которые представлены в тексте. Суть таких иллюстраций сводится к тому, чтобы усилить воздействие информации. Кроме того, они также подходят для визуального изображения рассказа, в котором напрочь отсутствует сопроводительный текст. Диапазон охвата может находиться в эпицентре - начиная от книжных обложек и заканчивая редакционными комиксами и постерами. Иллюстраторы, работающие в таком жанре, имеют колоссальное число возможностей творчески созидать и контролировать рабочий процесс. Им нет нужды напрягаться на предмет недостоверно по неосторожности представленных данных.


Пример редакционной иллюстрации


Главное отличие таких иллюстраций от информационных графиков состоит именно в том, что редакционные иллюстрации не подразумевают точное отображение конкретных фактов.

Разновидности редакционной иллюстрации:


Технические иллюстрации преобладают в графической коммуникации, являя собой специализированный сегмент данного вида иллюстраций. Включают разного рода схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты. Без некоторой научной или технологической подготовки, глубокого знания предмета, а также способности подавать сложные идеи в графической форме в этой области делать нечего.

Иллюстрации книжных обложек - последние годы в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, что некоторые обложки книг являются чисто фотографическими, другие же напротив всецело примыкают к изобразительному искусству, собственно говоря, которое использует традиционные средства, тогда как третьи утверждают, что это совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, ну а четвертая группа специалистов гласит, что это дизайнерская работа, соделанная при помощи компьютера. Иллюстрации книжных обложек можно отнести в категорию редакционной иллюстрации хотя бы потому, что они иллюстрируют концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

Журнальные иллюстрации служат приглашением к прочтению статьи. В данном случае они являются визуальными передатчиками определенной грани или темы, содержащихся в статье. По мнению экспертов-иллюстраторов одни журналы жаждут пикантности, визуализированного сарказма, юмора на пресловутую политэкономическую тематику, другие предпочитают легкие иллюстрации, созданные в пастельных тонах, с воздушностью и незамкнутостью линий. Общей отправной точкой для каждого редактора любого журнала можно считать следующее: изображение и содержание дизайна не должно вызывать негативных эмоций, оставаясь светлым и гармоничным.

Иллюстрации к календарям служат украшением в качестве дополнения. Кроме того, что календари предоставляют сведенья о датах года, они таким же удачливым образом используются как настенное украшение. С точки зрения дизайна данная разновидность иллюстраций схожа с теми, кои применяются в журнальном деле. То есть фундаментальное отличие в понятном и индивидуальном рабочем стиле.

Иллюстрации постеров используются ввиду анонсов мероприятий, будь-то фестиваль, открытие галереи, стильная тусовка, кинофильм и т.д. и т.п. Постеры по праву относят к стилистической помеси словесного с визуальным. Все постеры выполняют одну единственную задачу - привлечение взгляда зрителя и информирование публики. Цвета, применяемые в постерах зачастую подчиняются особенным критериям. Примечательно, что их популярность базируется в основном на моде, превалирующей в текущий момент времени.

Информационные иллюстрации

Цель информационных иллюстраций состоит в создании визуального отображения информации. Среди профессионалов данный вид называется инфографика (информационная графика). Наиболее часто пользуется популярностью в научных кругах, в журнальном и газетном деле, во всевозможных сложных интерфейсах, дабы визуально презентовать статистические значения (числовые данные).


Инфографика являет собой синтез визуально привлекательных данных наряду с сохранением целостной информации в ней.

В журнально-газетной среде информационные иллюстрации или графики используются в целях:

  • отсеивания слишком затянутой, долгочитабельной информации;

  • подогревания интереса у читателя к тщательному чтению всей публикации (статьи);

  • стирания слишком продолжительных текстовых блоков.
Статистические, цифровые сведенья, безусловно, вмещают в себе конкретные вещи. При визуальном представлении оных, сильно ограничивается свобода творчества. Точность - неотъемлемый критерий информационных иллюстраций.

Иллюстрации на холсте

Получив некоторые сведенья об иллюстрации в целом, самое время перейти к творчеству некоторых, на мой взгляд, безумно талантливых художников-иллюстраторов. На сайте планируется написать довольно много постов (статей) на тему творчества конкретных иллюстраторов, так что самое время к этому подготовиться. На данном этапе приступим к знакомству с оригинальными иллюстраторами.

Сюрно по-сказочному или иллюстрации от Яцека Йерка!

Его имя всемирно известно, благодаря экстраординарному стилю, который едва ли возможно или, если хотите, точно невозможно вписать в узкие рамки одного жанра. Одни критики относят работы Jacek Yerka к сокровенному , сюрреализму, другие, словно оглашенные, горланят о неподражаемом фэнтези.


Сюрреализм Яцека Йерка


Однако мы не станем заострять внимание, давая определение стилю. Так или иначе, бесспорным остается факт, что картины Яцека Йерка просто-таки веют сюрреализмом и старой доброй сказкой. Сегодня его творения являются иллюстрациями к книжным историям…

Сам автор в детском возрасте ощутил присутствие архитектуры Средневековья, которая не канула в лету, сохранилась постум Второй Мировой войны. Кроме того, на творчество Яцека успешным образом оказали влияние дворик и кухня бабушкиной обители. Если приглядеться, то в его работах нередко мелькают подобные мотивы. Подлинное имя автора - Яцек Ковальский.

Галерея работ Яцека Йерка

Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

Художник-иллюстратор пан Морски, родившийся в городе Познань, снискал мировую известность лишь после успешного старта Интернет эры. До этого периода, его известность была ограничена пределами родной Польши и государствами, расположенными по соседству.


Обретя популярность, Igor Morski не изменил места жительства, что достаточно популярно практикуется среди его коллег. Уроженец Польши продолжает проживать и творить на родине, в Познани. Кроме иллюстрации он также занимается графическим дизайном. Образование действенный художник получил в местном университете, а уже в 25 лет, молодой человек Игорь Морски работал на местном канале, занимая пост арт-директора. Едва ли Игорю стукнуло тридцать один, как он враз организовал свою персональную студию дизайна и рисунка.

Сегодня, занимаясь профильной работой, польский сюрреалист ко всему прочему преподает дизайн и изобразительное искусство в «альма-матер». Впечатление от творчества талантливого иллюстратора получаем «не отходя от кассы».

Галерея работ Игоря Морски

Иллюстрации Agus Wibowo

Галерея работ серии «Улыбка для будущего» и другое от Agus Wibowo

Современного мира красочны и безумно привлекательны. В этой небольшой статье мы познакомились с понятием иллюстрации и некоторыми работами профессиональных иллюстраторов и просто-напросто замечательных творческих личностей.

На прошлом уроке вы начали изучать тему «Искусство иллюстрации. Слово и изображение». Что нового вы узнали? Что такое буквица? Какие буквицы бывают? (шрифтовая, декорированная, одноцветная, красочная) Какие художники-иконописцы рисовали буквицы? (Андрей Рублёв, Феофан Грек)

Сегодня мы продолжим говорить о книгах и иллюстрациях, узнаем, какими бывают иллюстрации, обсудим рисунки известных художников-иллюстраторов, а также вы сами попробуете себя в роли художника-иллюстратора.

Книга - это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник. А главным художественным средством при оформлении книги является иллюстрация.

- Можете ли вы сформулировать определение слова "иллюстрация"?

- Иллюстрация (от лат. Illustratio - освещение, наглядное изображение) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения.

Запишите это определение в тетрадь.

- Как вы думаете, зачем нужны иллюстрации в книгах?

Иллюстрация – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. В дело вступают образы, и человек получает более полную информацию об объекте. Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения. Они помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста, полнее представить героев произведения. Конечно, иллюстрации бывают не только в книгах, но и в журналах, газетах, рекламках и других полиграфических изданиях. В некоторых книгах, например, комиксах, детских, сувенирных художественных выпусках иллюстраций больше, чем текста.

- Как вы думаете, почему?

Иллюстрация дает возможность творчески мыслить читателю и понять без слов, что художник хотел передать данным изображением.

- Все ли иллюстрации одинаковые?

- В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

    иллюстрация на обложке

    фронтиспис

    заставка

    полосная иллюстрация

    иллюстрация на развороте

    рисунки на полях

    концовка

Запишите виды иллюстраций в тетрадь.

Рассмотрим эти виды иллюстраций подробнее.

- Иллюстрация на обложке - расположена соответственно на обложке книги, чаще всего отражает суть произведения, показывает главного героя и его атрибуты. Обратите внимание, что присутствует еще на обложке - автор и название книги или произведения.

- Фронтиспис - рисунок, какое-нибудь изображение на развороте титульного листа книги или вверху страницы перед началом текста.

- Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги и означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.

- Иллюстрации полосные , на развороте , рисунки на полях - располагаются внутри текста.

Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

- Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Самым известным русским художником-иллюстратором является Иван Яковлевич Билибин . Всем известны его волшебные иллюстрации к русским народным сказкам. Источником сюжетов для художника были национальный эпос, былины, сказки. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству «голосом крови».

Вопросы к иллюстрациям:

- Что вы можете сказать об этих иллюстрациях?

- Какое настроение они передают?

- К какому произведению они выполнены?

- Передают ли они характер героев?

- Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

- Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был одним из лучшим художников анималистов. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Существует и много иллюстраторов - наших современников, чьи рисунки заслуживают внимания. Например...

- Антон Яковлевич Ломаев - русский художник-иллюстратор. Родился 13 марта 1971 г. Окончил Академический институт им. И. Е. Репина в 1998 году.

Книги с картинками уже давно стали привычны всем. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, рисунки тоже создавались от руки. Это было очень дорого и не всем доступно. С появлением книгопечатания такие книги становились все более популярными. Так что такое иллюстрация? Это любой рисунок или изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения.

Термин иллюстрация можно понимать в широком или узком смысле. В широком значении - это всякое изображение, которое поясняет текст произведения. Они помогают уяснить, что сказано в произведении, делают смысл наиболее образным и понятным. Это могут быть научно-познавательные рисунки (например, чертежи, карты или схемы)
или художественно-образные.

Что такое иллюстрация в узком значении этого слова? Это картинки, которые поясняют текст, толкуют его и помогают читателю лучше понять. Еще до чтения они дают возможность сориентироваться в содержании произведения. Существует множество картин известных художников, которые иллюстрировали книги. Например, полотна О. Домье к роману Сервантеса "Дон Кихот".

Художники-иллюстраторы

Многие иллюстрации художников воспринимаются сейчас как самостоятельные произведения, хотя часто их сюжет непонятен в отрыве от текста. Ведь они должны соответствовать содержанию и дополнять его. Художник помогает читателю лучше понять текст, представить героев и их окружение. Обычно он выбирает книгу, которая ему нравится и близка его восприятию мира. Кроме того, художнику-иллюстратору нужно много знать о быте и нравах людей того времени, которое описано в книге.

Иллюстрированные произведения лучше воспринимаются и особенно любимы детьми. Картинки привлекают внимание и заинтересовывают читателя. Существует много известных художников, которые создавали иллюстрации к книгам. Это И. Билибин, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин и многие другие. Такие произведения развивают эстетический вкус ребенка, учат его образному мышлению и прививают любовь к книге.

Виды иллюстраций

А что такое иллюстрация с точки зрения разнообразия ее видов? В книгах помещаются множество разных рисунков: это гравюры, офорт, факсимиле или литография. Это названия иллюстраций по способу их переноса на бумагу. Различаются они и по тому месту, которое занимают в книге.

В начале части или главы помещаются иллюстрации-заставки. Они помогают читателю настроиться на чтение и создают у него соответствующее настроение. Внутри текста помещаются иллюстрации полостные, полуполостные, двуполостные или оборонные. Бывают еще рисунки на полях. Все эти виды помогают читателю лучше понять произведение и представить описываемые события. Существуют еще иллюстрации-концовки, которые отражают самое важное в книге, ее основную мысль. И заставки, и концовки должны быть оформлены в одном стиле.

Все, кто любит книги, знают, что такое иллюстрация, но многие ее виды мало кому знакомы. Для оформления художественных произведений используются еще буквицы - цветные заглавные буквы в начале абзаца, расписанные узорами и рисунками, или виньетки - орнамент или сюжетная композиция в круге.

В этой книге представлено то, что, по моему опыту, является основой и фундаментом иллюстрации. Насколько мне известно, до меня никто не предпринимал попыток систематизировать и изложить эти основы. Поэтому я решил собрать все столь необходимые познания, черпая их из собственного опыта работы на поприще создания иллюстраций. Я постараюсь ясно изложить основные принципы, которые относятся скорее к рисунку в целом, чем к рисованию конкретных фигур или других объектов. Я предполагаю, что мои читатели уже умеют неплохо рисовать и имеют некоторую подготовку в этой области. Поэтому данная книга не может служить пособием для ранних опытов начинающего и не будет полезна тем, для кого рисование лишь хобби. Она предназначена для тех читателей, которые собираются стать художниками и готовы приложить все усилия и все усердие, которых требует эта профессия. Достигнуть успеха в искусстве нелегко; для этого недостаточно просто чиркать карандашиком в свободное время. Никакой дар или талант, даже огромный, не избавляет от необходимости знать азы, усердно практиковаться и усердно трудиться. Я не утверждаю, что любой человек может рисовать или писать красками. Я утверждаю вот что: любой, кто умеет рисовать или писать красками, сможет усовершенствовать свое умение, если приобретет дополнительные знания. Эндрю Лумис

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Искусство иллюстрации" Лумис Эндрю бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Иллюстрация (лат. illustratio - представление в наглядном виде) – рисунок, фото либо другое изображение на странице с печатным текстом, украшающее, служащее в качестве дополнения или поясняющее его.

Классификация иллюстрации

Изображения, используемые для оформления книг, можно разделить на типы по нескольким признакам:

По способу выполнения мастером. Картинки, представленные в тексте, могут быть оригинальными или заимствованными. К первой разновидности можно отнести авторский рисунок, графику, эксклюзивную фотографию, схему и т.д.;
по внешнему виду. Применяются черно-белые и цветные картинки;
по методу нанесения на бумагу. Для выполнения иллюстраций могут быть применены приемы либо высокой, либо глубокой печати;
по смыслу. В этом плане различают художественный рисунок, декоративный и документальный;
по месторасположению на странице. Картинки могут быть выполнены на обложке, на страницах, в начале глав, частей и т.д.

История возникновения

Прообразом иллюстрации можно считать картинки на тему фольклорных произведений – былин, сказаний, мифологических сюжетов. Но поскольку картинки эти самостоятельны, иллюстрацией их назвать еще сложно. Настоящие же изображения, которые можно классифицировать данным образом, появились только в XV веке. В 1461 г. в книгах печатника А. Пастера начали выполняться сначала рисунки ручной работы, а потом и печатные тиражные – гравюры. В то время использовались рисунки, напечатанные с помощью ксилографии (печати на дереве).

Дело в том, что таким способом можно печатать одновременно и буквы, и картинки. Очень редко иллюстрации выполнялись и металлическими штампами. При этом лист приходилось прогонять через станок два раза – первый раз для нанесения текста, второй – для печати изображений. Художники, авторы гравюр в это время считаются соавторами произведений. Со временем появляется несколько разновидностей иллюстраций, используемых для дополнения книг (заставка, фронтиспис, полосная иллюстрация, рисунки на полях, оборонная). Подобное многообразие позволяло иллюстрировать книги любого содержания.

В XVIII веке огромнейшей популярностью начинает пользоваться так называемая виньетка – завершенное изображение небольшого объема, зачастую носящее тематический характер. Обычно подобного рода иллюстрации располагали на обложке, титульном листе или на последнем.

В XIX веке с появлением фотографии иллюстрации начинают выполнять с использованием фотохимических способов. В это время изобретаются такие методы, как:
цинкография – оттиск изображения (штрихового рисунка) с цинковой доски;
многоцветная печать. Таким образом создавались цветные иллюстрации;
автотипия. Так называют рисунок полутонами.

В это время образность иллюстрации сменяется максимальной реалистичностью. Она приобретает такое же значение, которое она имеет и сейчас – то есть точно привязывается с текстом.

Художники-иллюстраторы XX века

В двадцатом веке искусство иллюстрации достигает своего наивысшего расцвета. Появляются новые технологии и стили. Особое значение придается поясняющим рисункам в детской книге. Психология ребенка такова, что чем нагляднее визуально будет представлена информация, тем лучше она будет усвоена.

Одним из самых известных художников-иллюстраторов XX века, занимавшимся именно детской литературой, а в частности, сказкой, был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Сегодня этого художника считают создателем совершенно нового типа украшенной иллюстрациями книги. Именно И. Билибин первым придумал издавать сказку в форме тонкой тетради, иллюстрированной красочными крупными рисунками. Художник при этом создавал не только наглядные иллюстрации, но и брал на себя ответственность, выражаясь современным языком, за общий дизайн книги. В период с 1901-1903 гг. этим мастером было создано огромное количество иллюстраций. Его работы украшали страницы книг с такими сказками, как «Сказка о золотом петушке», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.

Немало оригинальных иллюстраций было придумано и воплощено в жизнь и известным русским художником В. Васнецовым (1848–1926). Этот живописец одним из первых пришел к запечатлению образов былин в рисунке. Большое значение русскому народному творчеству придавал и Ю. А. Васнецов (1900-1973). Именно им были проиллюстрированы, вышедшие в середине века сказки «Теремок», «Конек-горбунок», «Три медведя» и многие другие.

Из зарубежных авторов самый заметный след в искусстве выполнения иллюстраций оставил Эрнест Шепард (1879–1976). Именно им была оформлена книга Алана Милна «Винни Пух». Образцом для создания медвежонка стала игрушка его собственного сынишки Ворчун. В наше время, несмотря на большой скачок в плане развития техники и появление средств массовой информации совершенно нового типа, книга по прежнему остается одним из основных и самых популярных источников познания. И пока есть интерес к информации, представленной в печатном виде, будет популярной и графическая иллюстрация.