Лето

Как сформулировать гипотезу в исследовательской работе. Цель, задачи и гипотеза исследования. Правила формулирования гипотезы

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования.

Примеры.

"Гипотеза. Эффективность решения психодиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагно­стического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе теоретического изучения психолого-педагогичес­кой литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психо­диагностических задач.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.

3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику поста­новки психологического диагноза в реальных условиях.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учи­телями".

Основные гипотезы.

Гипотеза состоит в том, что существуют связи между выска­зываниями личности, представленностью качеств в почерке и представленностью в физиогномике.

Предполагается, что за отдельными чертами лица стоят качества, которые "читаются" окружающими.

За начертаниями букв, за их особенностями также стоят при­знаки отдельных свойств и качеств личности, по которым можно судить о человеке.

Частные гипотезы.

Имеются зоны, где наиболее точно можно определить харак­теристику личности по почерку.

Имеются зоны, где наиболее точно можно определить харак­теристику личности по физиогномике.

Имеются зоны, которые могут быть эффективно определены по вербальным характеристикам.

Для проверки гипотез решались следующие основные задачи:

Определить по литературным источникам направления, по которым решалась проблема невербальных характеристик.

Провести эксперименты по выявлению индивидуальных осо­бенностей личности, проявляющихся в почерке и физиогномике.

Выявить проанализированные характеристики лиц по вер­бальным показателям.

Выявить объективные характеристики лиц, с которыми свя­заны полученные данные по вербальным и невербальным характе­ристикам.

5. Установить наиболее устойчивые связи между вербальными и невербальными характеристиками".

Методика исследования.

Помимо методики в исследовании следует различать цель и ре­зультат. Как отмечалось, цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат - это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того, чтобы харак­теристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы.

Научная новизна.

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке решений. Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным.

Что может составить новизну диссертационного, дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его бла­годаря этому в научно установленный факт.

Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Ку­лешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем.

Методика эксперимента заключалась в следующем. Испытуемый сидел за столом, на котором во фронтальной плоскости находилась панель. В панели был вырез, в который был смонтирован манжет типа фоторукава. Испытуемый должен был продвинуть руку в ман­жет, который не пропускал света, и положить руку на стол. На столе под ладонью испытуемого находился вырез круглой формы, через который на руку в случайном порядке подавались лучи света - зе­леный или красный. После зеленого света ничего не происходило, а после красного испытуемый получал удар электрическим током. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выработать у испытуемо­го условный рефлекс на удар электрическим током.

Как протекал эксперимент? Тридцать проб - испытуемый не убирает руку. Сорок проб - не убирает. Пятьдесят, шестьдесят, во­семьдесят, сто пятьдесят, триста, пятьсот проб - испытуемый по-прежнему не убирает руку. Условный рефлекс не вырабатывается. Прекратили эксперимент.

После этого набирают новую группу испытуемых и проводят вторую серию эксперимента. Но в отличие от первой серии испы­туемых посвящают в условия проведения эксперимента и говорят, что на ладонь руки в случайном порядке будут подаваться зеленый и красный лучи света и что после зеленого ничего не будет, а по­сле красного они получат удар электрическим током. Тем самым, в отличие от первой серии, испытуемые оказываются в ситуации ак­тивного поиска раздражителей.

Как протекает эксперимент в этом случае? Примерно на вось­мидесятой пробе испытуемые после красного луча начинают аккуратно убирать руку, избегая тем самым удара электрическим то­ком. Что это означает?

Это означает, что в ситуации активного поиска испытуемые кожей руки научились различать неспецифический раздражитель - свет. Из этого следует, что феномен Розы Кулешовой - это не искусно поставленный трюк, не субъек­тивные искажения и фантазии очевидцев, а реальность. Теперь это научно установленный факт, с которым должен считаться каждый исследователь.

Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этни­ческих, социокультурных, профессиональных, возрастных. Вы­полняя исследование на особой выборке, мы получаем новые дан­ные как в том случае, когда полученные результаты отличаются от ранее известных при проведении исследования по данной методи­ке, так и тогда, когда отличий в полученных данных по сравнению с уже известными не обнаружено. Новизна в последнем случае бу­дет заключаться в том, что известная ранее закономерность рас­пространяется и на новую выборку испытуемых.

Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

Изучение известного в науке психического явления более со­вершенными методами. Например, переход при измерении вре­мени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды бла­гоприятен для получения новых результатов.

Сопоставление, сравнительный анализ протекания психиче­ских процессов. Например, непроизвольного, произвольного вни­мания, памяти у нормальных и психически больных людей, воле­вых процессов у наркоманов и алкоголиков.

Измененные условия протекания психического процесса.

На­пример, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

Примеры.

"Научная новизна настоящего исследования заключается:

1. В экспериментальном изучении содержания процесса реше­ния психодиагностических задач. Ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике.

2. В исследовании процесса постановки диагноза на основе компьютерного моделирования психодиагностических задач.

3. В определении основных стратегий диагностического поис­ка, которыми пользуются психологи в процессе решения диагно­стических задач: полная схема, с пропуском одного из этапов и свер­нутая схема.

4. В установлении особенностей решения психодиагностиче­ских задач психологами и учителями.

5. В выявлении влияния опыта диагностической работы на эф­фективность постановки психологического диагноза".

"Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности.

2. Выделены критерии построения методики диагностики со­стояния эмоциональной сферы для детей первого и второго перио­дов детства.

3. Определены особенности эмоциональной сферы детей с раз­личным уровнем креативности".

Практическая значимость

Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе - с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может за­ключаться в возможности:

Решения на их основе той или иной практической задачи;

· проведения дальнейших научных исследовании;

· использования полученных данных в процессе подготовки
тех или иных специалистов.

Примеры.

Практическая значимость изучения динамики умственной ода­ренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практи­ческой работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.

Полученные в исследовании данные об особенностях алкоголь­ной или наркотической зависимости могут найти применение в соответствующем спецкурсе.

Как отмечалось, другое направление практической значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в ис­следовании разработана новая методика, то практическая значи­мость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач, для прове­дения дальнейших исследований и для подготовки специалистов.

Примеры.

Лабораторная методика для определения склонности к немоти­вированному риску может использоваться для решения практиче­ской задачи отбора специалистов, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными условиями, например, пожар­ных. Эта же методика может использоваться для проведения даль­нейших исследований по проблеме волевого поведения. И, нако­нец, данная методика может найти применение в практикуме по психологии при подготовке психологов.

Практическую значимость проведенного исследования, скла­дывающуюся из значимости его результатов и используемых ме­тодик, следует отличать от практической значимости темы иссле­дования, которая указывается до проведения исследования и рас­крывается при характеристике актуальности.

Оформление аппарата научного исследования требует значи­тельного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов кандидатских диссертаций ипо­знакомиться с первыми двумя-тремя страницами, на которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.

Заключение

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли, собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания. Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного часто называют фактуальным сфера общего при этом называется теоретическим. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат различные компоненты. Так, факт включает событийный, перцептивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них правилам. Поэтому под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Список использованной литературы:

1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креа­тивных детей: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999, с. 4.

2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М., 1985г.

3. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностиче­ских задач практическим психологом: Автореф. дис. ...канд. пси-хол. наук. - М, 1997, с. 2.

4. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. - Мн., 2000г.

5. Основы научных исследований / Под ред. В.И Крутов., И.М.Грушко, В.В.Попов. - М.: Высш. шк., 1989г.

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999г.

7. Сабитов В.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. - М., 2002г.

8. Сокова Т.О. Особенности настойчивости личности при алко­гольной и наркотической зависимости: Автореф. Дис. ...канд. пси­хол. наук. - М., 1999, с. 2-3.

9. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов. - Киев, 1981 г.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Ни одна серьезная студенческая работа, я имею ввиду хорошую курсовую работу или диплом не может быть подготовлена без научного предвидения – важнейшего условия научного исследования, так как помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи.

Конкретной формой научного предвидения является гипотеза. После определения объекта и предмета, цели и задач исследования, при разработке экспериментальной работы и ее осмыслении постоянно приходится возвращаться к гипотезе как опорной точке научно-исследовательской работы.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Пример 1

Гипотеза. Эффективность решения псходиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагностического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психодиагностических задач.
2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.
3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику постановки психологического диагноза в реальных условиях.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учителями.

Пример 2

Основные гипотезы.
1. Гипотеза состоит в том, что существуют связи между высказываниями личности, представленностью качеств в почерке и представленностью в физиогномике.
2. Предполагается, что за отдельными чертами лица (физиогномика) стоят качества, которые "читаются" окружающими.
3. За начертаниями букв, за их особенностями также стоят признаки отдельных свойств и качеств личности, по которым можно судить о человеке.

Частные гипотезы.
1. Имеются зоны, где наиболее точно можно определить характеристику личности по почерку.
2. Имеются зоны, где наиболее точно можно определить характеристику личности по физиогномике.
3. Имеются зоны, которые могут быть эффективно определены по вербальным характеристикам (фиксированным вербальным высказываниям).

Для проверки гипотез решались следующие основные задачи:
1. Определить по литературным источникам направления, по которым решалась проблема невербальных характеристик (почерка и физиогномики).
2. Провести эксперименты по выявлению индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в почерке и физиогномике.
3. Выявить проанализированные характеристики лиц по вербальным показателям.
4. Выявить объективные характеристики лиц, с которыми связаны полученные данные по вербальным и невербальным характеристикам.
5. Установить наиболее устойчивые связи между вербальными и невербальными характеристиками".

Пример 3

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития. Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в следующих задачах исследования:
1. Систематизация психологических причин сознательной смены профессии и оценка их как признаков профессионального развития.
2. Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации.
3. Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.
4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств в процессе овладения профессией.
5. Построение модели сознательной смены профессии

Методика исследования

Метод - это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика - это более узкое понятие. Например, в экспериментальном методе исследования Вы можете использовать методику электроэнцефалографии.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией - представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается «в уме».

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точнее - умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение. Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель - аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система, экосистема национального парка «Лосиный остров» и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого «биологические модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Помимо методики в исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат - это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того, чтобы характеристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы.

§ 5. ПРИМЕРЫ ГИПОТЕЗ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПОЗНАНИИ

Велика роль гипотезы в познании. Законы и теории науки в свое время (до их подтверждения) прошли стадию гипотезы. Великие ученые вкладывали огромный труд как в процесс сбора научных фактов, так и в их систематизацию при построении и подтверждении научных гипотез.

К.Э. Циолковский - основоположник теории космических полетов. В 1903 г. он опубликовал свою замечательную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая, по словам академика СП. Королева, определила его жизненный и научный путь. К.Э. Циолковский сформулировал гипотезу: «Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю - таков путь к космическим полетам». «Вычисления могли указать мне и те скорости, которые необходимы для освобождения от земной тяжести и достижения планет», - пишет Циолковский. Итак, в качестве фактов здесь выступают вычисления. Циолковский отмечал: «Почти вся энергия Солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества, ибо Земля получает в два (точнее, в 2,23) миллиарда раз меньше, чем испускает Солнце. Что странного в идее воспользоваться этой энергией! Что странного в мысли овладеть и окружающим земной шар беспредельным пространством...»* Так писал К.Э. Циолковский в начале XX в. Сколько новых научных гипотез сформулировано здесь! Как велика и гениальна сила его научного предвидения! Известно о научных успехах нашей страны в освоении космоса, а также о гелиоэлектростанциях, которые, по предположению (т.е. по гипотезе) ученых, смогут конкурировать с тепловыми и атомными электростанциями.

* Цит. но: Жизнь науки / Антология вступлений к классике естествознания. Сост. Капица СП.: М., 1973. С. 431.

Теорию естественной радиоактивности создали Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, которые в 1903 г. за открытие радиоактивности (естественных радиоактивных элементов полония и радия) награждены Нобелевской премией. После четырех лет упорного труда, переработав вручную на старом складе более тонны урановой руды, Марии Кюри удалось выделить чистый хлорид радия - таков результат огромного накопления и обобщения фактов, экспериментов, превращения гипотезы в теорию путем получения предполагавшегося химического элемента. Позднее, в 1911 г., Мария Кюри за получение металлического радия (совместно с Дебь-еном) получила Нобелевскую премию по химии. Она - единственная, в мире женщина - дважды лауреат Нобелевской премии. Мария Кюри пишет: «Правда, некоторые главные положения уже установлены, но большая часть выводов носит гадательный характер (курсив мой. -А.Г.)... Исследования разных ученых, изучающих эти [радиоактивные] вещества, постоянно сходятся и расходятся»*. Эти высказывания М. Кюри свидетельствуют о гипотезах («гадательный характер») и о появлении конкурирующих гипотез, когда мнения ученых зачастую расходились.

* Кюри М. Исследования радиоактивных веществ // Жизнь науки. М., 1973. С. 511.

В настоящее время ряд физиков пытаются создать теорию, а пока выдвигают различные гипотезы относительно «великого объединения» электромагнетизма, сильных и слабых ядерных взаимодействий, а также тяготения. Высказываются гипотезы о возможности создания единой теории, которая описывала бы все физические явления как в космических масштабах, так и на микро- и макроуровне. Но это дело будущего, и оно покажет, можно ли это сделать или нет. Познание безгранично, и мы верим в силу человеческого разума!

Много гипотез имеется и в химии. Классический пример - Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, на основании которой он высказал гипотезы о существовании еще не открытых тогда элементов. В частности, он предсказал значения атомных весов урана, тория, бериллия, индия и ряда других химических элементов. Эти его предвидения подтвердились. Д.И. Менделееву принадлежит и ряд других гипотез: «о химической энергии...», «о пределе химических соединений», «о строении кремнеземистых соединений» и др.*

* Менделеев Д.И. Основы химии // Жизнь науки. М., 1973. С. 252.

Менделеев написал более 400 работ. О его всемирной славе свидетельствует то, что он был членом более 100 научных обществ и академий.

В науках, изучающих живые организмы, «густой лес гипотез». Карл Линней прошел пешком почти 7000 км по северу Скандинавии, изучая этот край и собирая фактический материал для построения гипотез и своей искусственной классификации растений. Он посетил многие страны Европы, просмотрел гербарии многих ученых-ботаников, его ученики побывали в Канаде, Египте, Китае, Испании, Лапландии и оттуда присылали ему собранные растения. Друзья Линнея из различных стран присылали ему семена и высушенные растения. Линией пишет: «Соваж дал всю свою коллекцию - редчайший и неслыханный случай, благодаря которому я приобрел необычно богатое собрание растений»*. Таков огромный материал, который послужил Линнею для его систематизации.

* Линней К. Виды растений. Предисловие // Жизнь науки. М„ 1973. С. 275.

И.М. Сеченов занимался многими проблемами физиологии и психологии. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) он впервые попытался решать проблемы психологии с позиций физиологии. Его книга сразу подверглась судебному преследованию. Сеченов сформулировал общую гипотезу, которую блестяще доказал: «Все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение»*. Так как мышечные движения по происхождению делятся на невольные и произвольные, то Сеченов анализирует их отдельно. При этом он выдвигает новые общие гипотезы, но уже по степени обобщения менее общие, чем ранее выдвинутая гипотеза.

** Семенов И.М. Рефлексы головного мозга. Предисловие // Жизнь науки. М., 1973. С. 360.

В биологии ценны работы И.П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения и особенно высшей нервной деятельности. И.П. Павлов пишет о подлинной истории их 20-летней коллективной работы так: «Он (читатель. - А.Г.) увидит, как мало-помалу расширялся и исправлялся наш фактический материал, как постепенно складывались наши представления о разных сторонах предмета и как, наконец, перед нами все более и более слагалась общая картина высшей нервной деятельности»*.

* Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. Предисловие // Жизнь науки. М, 1973. С. 390.

Интересны работы Л. Пастера, сначала занимавшегося химией. Он, после того как местные виноделы обратили внимание на проблемы болезни вина, в результате 20-летних исследований открыл биохимическую теорию брожения; разработал процесс, названный впоследствии пастеризацией; пять лет занимался проблемой болезни шелковичных червей, имевшей огромное практическое значение, так как в результате этой болезни в бедственном положении оказались более 3,5 тысяч владельцев недвижимого имущества шелководческих департаментов Франции. Л. Пастер почти пять лет жизни посвятил трудным экспериментальным исследованиям, потерял на этом свое здоровье, но тем не менее считал, что он счастлив, ибо принес пользу своей стране. И о долге ученого Л. Пастер писал так: «...Дело чести ученого, перед лицом несчастья пожертвовать всем ради попытки помочь от него избавиться. Поэтому, может быть, я дал молодым ученым благотворный пример длительных усилий в разрешении трудной и неблагодарной задачи»*.

* Пастер Л. Исследование болезни шелковичных червей // Жизнь науки. М., 1973. С. 370.

В науке биологии, кроме этих классических гипотез, превратившихся в подтвержденное научное знание, имеются и современные биологические гипотезы, которые в ряде случаев выдвинуты на стыке ряда наук. Мы их лишь перечислим, не имея возможности раскрыть их содержание и статус. Совместные работы физиологов и генетиков, специалистов по радиационной биологии и технологии, виноградарству и селекции способствуют созданию сорта винограда с заранее намеченными свойствами. Жизненно важными являются гипотезы о возможности получения значительных урожаев на солончаках, которых в мире 10 млн. км 2 , в то время как общая площадь культивируемых сегодня в мире земель составляет 15,5 млн. км 2 , т.е. значительный процент от всех земель в мире занимают засоленные почвы. Одной из них является гипотеза о культивации на этих землях галофитов - растений, устойчивых к соли. Селекционеры выводят сорта растений (галофиты), которые могут приносить урожай на ныне бросовых землях при поливе их соленой водой. С развитием генной инженерии количество гипотез на этот счет будет увеличиваться, и можно предвидеть значительные успехи в целенаправленном изменении многих видов живых организмов.

Мы привели гипотезы из различных областей естествознания. В общественных науках также возникает большое число разнообразных гипотез. Ранее было приведено несколько единичных гипотез, выдвигавшихся по поводу картины Рафаэля (1483-1520) «Портрет женщины под покрывалом (Донна Ве-лата)», написанной в 1515-1516 гг. Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» - возлюбленная художника, прекрасная булочница Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены - Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало velo ), спускавшееся с головы на грудь, - знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, - жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отмечалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой»*.

* См.: Аннотация к картине Рафаэля «Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)». Л.: Эрмитаж. Выставка западноевропейского искусства, 1989.

В настоящее время все шире вводится преподавание философской науки логики в средних учебных заведениях: средних школах, гимназиях, лицеях, педучилищах, педколлед-жах, юридических колледжах и других государственных и негосударственных учебных заведениях. В этой связи автор настоящей книги выдвигал две педагогические гипотезы:

1) многие элементы логики надо вводить в обучение с 1-го класса;

2) преподавание систематического курса логики желательно начинать с 4-5 класса.

Нельзя преувеличить значение гипотез для юриспруденции и юридической практики. Здесь они называются версиями. Любое расследование преступления требует выдвижения всех возможных версий, объясняющих преступление, и их проверки.

В педагогической науке, в особенности в методике преподавания математики, физики, химии, биологии, истории и методике начального обучения, также выдвигаются свои гипотезы о путях более эффективного процесса обучения и воспитания и проводятся эксперименты в школах для подтверждения этих гипотез.

На основании приведенных примеров, иллюстрирующих гипотезы, выдвигаемые в физике, химии, биологии, в практике обучения и воспитания, можно с уверенностью сказать, что гипотеза является формой развития любого знания, в том числе в юриспруденции.

Чтобы правильно построить все возможные версии в юридической практике, надо знать как общие логические принципы построения гипотез, способы подтверждения гипотез, способы опровержения гипотез, так и учитывать специфические (особенные) признаки, присущие данным версиям, и единичные признаки, которые свойственны именно данному объекту, происшествию, событию, трагической гибели, катастрофе и др. социальным или природным явлениям.

В ходе расследования всякого преступления или трагического события следователи выдвигают множество версий, затем каждую из них проверяют. Например, версии по поводу гибели атомной подводной лодки «Курск», аварии на Чернобыльской АЭС, убийства какого-либо человека"и др. Подробнее о выдвижении версий будет сказано в задачах к данной теме.

/. Сколько и каких гипотез содержится в приведенном ниже тексте американского психофизиолога Ф.И. Макгигана? Определите вид гипотез и найдите их подтверждение. В какой форме сформулировано подтверждение? Прямой или косвенный способ подтверждения?

«Чрезмерный стресс убивает. Стрессовые ситуации повседневной жизни могут убивать медленно или внезапно... Проблема, как «разумно» реагировать на стрессовые ситуации, не нова. Предлагалось множество решений проблемы борьбы со стрессом. Самая распространенная: расслабить свое тело, если оно напряжено. Как же научиться достигать этого желательного состояния?

Релаксация - одно из старых понятий, но только в начале нашего столетия в научных работах оно обрело свое действительное клиническое значение. Наиболее тщательно апробированным и оригинальным методом обучения расслаблению является, на наш взгляд, разработанный американским ученым Э. Джекобсоном еще в 1908 г. метод прогрессивной релаксации.

Клинические наблюдения Джекобсона на протяжении семи десятилетий показали, что те из пациентов, кто научился расслабляться, вероятно, добавляли лет двадцать к своей жизни. И хотя прямых экспериментальных доказательств у него не было, огромный клинический опыт говорил в пользу такого предположения (гипотезы. - А.Г.).

К тому же наблюдения были вполне обоснованы физиологически, так как метод прогрессивной релаксации позволяет значительно снизить многие функции организма. Например, у многих овладевших этим методом, частота дыхания снижается" до 8 дыханий в минуту, а частота сердцебиений - до 40 ударов в минуту. В состоянии общей релаксации практически у всех прекращаются когнитивные (познавательные) процессы, хотя это бывает лишь при полном расслаблении мышц.

Существует гипотеза, что перенапряжение многих систем организма уменьшает тем или иным способом продолжительность жизни. Но твердо установлено, что хроническое перенапряжение организма в конце концов приводит к повреждению какой-либо системы, будто то сердечно-сосудистая, пищеварительная, когнитивная или другая. По-видимому, лишь точные экспериментальные данные могли бы ответить на вопрос о влиянии релаксации на продолжительность жизни».

//. Проанализируйте два отрывка из произведения Дж. Кри-зи «Приключения Барона».

Ситуация - украдены драгоценности. 1. «Все они (сейфы. - А.Г.) были вскрыты мастерской рукой. И этот мастер умел первоклассно работать газовым резаком. Пять из шести дверей сейфов зияли, распахнутые настежь. Стирн застонал от ужаса. А Бристоу со знанием дела изучал работу взломщика.

Насколько мне известно, на такое способны только трое, - сказал он. - Один в тюрьме. Остаются, стало быть, Ларк-Белка и Дейл-Мандраж.

Это, безусловно, не Ларк, - отозвался Джон.

Тогда это Дейл». Разъяснение.

Здесь применен косвенный способ подтверждения гипотезы (версии). Структура его такая:

Надо помнить, что при этом методе необходимо выполнить два условия:

1) перечислить все возможные гипотезы (версии), причем дизъюнкция может быть как строгой, так и не строгой;

2) следует опровергать все ложные гипотезы (версии).

Косвенный способ подтверждения гипотез может использоваться в следственной практике, давая достоверный вывод, но не в уголовных преступлениях.

Именно этот случай подтверждения гипотезы (версии) использован Дж. Кризи в приведенном отрывке.

Докажите, что оба вышеназванных условия выполнены, а поэтому заключение было сделано правильно. Какие суждения обозначают буквы а, Ь, с?

2. После обнаружения вскрытых сейфов и похищения драгоценностей потерпевший и полицейские выдвигают следующие гипотезы (версии).

«Гипотеза первая: тот, кто продал первую половину коллекции, уже пожалел об этом и хочет снова завладеть ею.

Гипотеза вторая: владелец второй половины жаждет восполнить коллекцию, как и Джон. Во всяком случае, маловероятно, что двадцатилетний молокосос способен самостоятельно провернуть такое ограбление. Кто-то, стоящий за его спиной, тщательно разработал операцию - парень был слишком хорошо информирован».

Сколько гипотез (версий) выдвинуто (две или три)? Какой вид гипотез (версий) приведен в этом тексте: общие, частные или единичные?

III . Проанализируйте два отрывка из произведения О.Блика «Дневники Прокейна». Сколько версий сформулировано в первом отрывке? Какой способ подтверждения гипотезы (версии) использован автором во втором отрывке?

1. «И он выпрыгнул из окна, или упал, или его выкинули».

2. «- Кроме нас четверых, Оллера и Дила, только вы знали о причастности к этому делу.

Констебль покачал головой.

Этого недостаточно.

Почему же? Джанет была со мной. Уайдстейн - дома, с женой и детьми, детективы - в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы».

Сравните с разъяснением к задаче № II .1. Все ли условия (первое и второе) здесь выполнены?

IV . Рассмотрите ряд гипотез (версий), сформулированных Д.Х. Чейзом в произведениях «Западня» и «Лучше бы я остался бедным».

1. «- Сегодня утром мистер Мастере, управляющий банка, позвонил помощнику окружного прокурора и сказал ему, что вашему мужу срочно понадобились пятьсот тысяч долларов. Оказывается, администрация банков информирует полицию в тех случаях, когда вкладчикам в срочном порядке выдаются большие суммы мелкими купюрами. Полиция вплоть до окончательного выяснения исходит из гипотезы, что эти деньги предназначены для выкупа».

2. «Он сообщил Ренику, что Одетта вчера вечером не встретилась с подружкой и не вернулась домой. Окружной прокурор сопоставил факты и сделал вывод. Он уверен, что Одетта похищена, и готовится к самой большой сенсации со времен дела Линдберга».

3. «- Нам неизвестно с достоверностью, что она похищена, - заметил я. - Деньги могли понадобиться ему для какой-то сделки.

Реник покачал головой.

Не думаю. Даже миллионер не станет просить управляющего открыть банк в воскресенье, если речь идет не о жизни и смерти. Готов биться об заклад, она похищена. Надо доложить Медоузу».

4. «- Джон полагает, что девушка похищена, но я не стал бы ломать над этим голову, пока подозрения не подтвердятся. Лично я думаю, что деньги понадобились Мальру для совершения крупной сделки».

5. «- Я понимаю, это кажется невероятным, - сказал Тре-верс, - но моя гипотеза прекрасно объясняет все известные нам факты.

Я не верю! Это только предположение. Ты же сам сказал, что у тебя нет доказательств!

Да... пока нет. Я понял, что это Кэлвин, лишь час назад. Но я найду доказательства. Я не сомневаюсь в этом. Послушай, я объясню тебе, почему я уверен, что это Кэлвин».

6. «- Не будем ссориться, милая, - сказал он. - Может, я ошибаюсь, но, если моя гипотеза подтвердится, наши отношения не изменятся, да?»

7. «Внезапно ей пришло в голову: если деньги действительно в подвале, они лежат в одном из индивидуальных боксов - какая остроумная идея спрятать деньги в таком ящике. Она подтащила стул к поставленным друг на друга боксам, забралась на него и взяла в руки верхний ящик. Он был замкнут.

Она проверила второй бокс, не сдвигая его с места; он тоже не открывался».

V . Проанализируйте фрагменты повести А.С. Пушкина «Дубровский». Сформулируйте все версии:

а) о причине пожара в доме Дубровского;

б) о предводителе разбойников;

в) о причинах пощады поместий Троекурова.

1. «- Теперь все ладно, - сказал Архип, - каково горит, а? чай из Покровского славно смотреть.

Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кисте-невки.

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми. Некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием...

Бабы Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и, вероятно, главный, если не единственный виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Кирила Петрович послал губернатору подробное описание всему происшествию, и новое дело завязалось».

2. «Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В *** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями. Удивлялись одному: поместья Троекурова были пощажены; разбойники не ограбили у него ни единого сарая, не остановили ни одного воза. С обыкновенной своей надменностью Троекуров приписывал сие исключительно страху, который умел он внушить всей губернии, также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях. Сначала соседи смеялись между собой над высокомерйем Троекурова, и каждый ожидал, чтоб незваные гости посетили Покровское, где было им чем поживиться, но наконец принуждены были с ним согласиться и сознаться, что и разбойники оказывали ему непонятное уважение... Троекуров торжествовал и при каждой вести о новом грабительстве Дубровского рассыпался в насмешках насчет губернатора, исправников и ротных командиров, от коих Дубровский уходил всегда невредимо».

VI . Сформулируйте (назовите) виды гипотез (общая, частная, единичная, рабочая, временная), которые выдвигают дети при анализе непонятных им слов, на основе книги К. Чуковского «От двух до пяти» (раздел «Ложное истолкование слов»).

Проанализируйте речь тех детей, с которыми вы встречаетесь, и найдите их аналогичное «словотворчество», т.е. вымыслы ребенка, подобные тем, которые привел К. Чуковский.

«Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам...

Услышала, например, трехлетняя Кира, что у какой-то женщины родились двойняшки, и в ту же минуту прибежала ко мне:

Понимаешь: родились два мальчика, и оба называются Яшки. Их так и назвали два Яшки (двояшки). А когда они вырастут, их будут звать Миша и Лева...

А когда маленькой Тане сказали, что у нее на наволочке ржавчина, она без смущения спросила:

Это мне лошадка наржала?

Лодырь - это человек, который делает лодки, а всадник - «это который в саду»; «деревня - где деревьев много», «кустарник - сторож, который караулит кусты». Мельница - жена мельника, а казак, конечно, муж козы. «Дядя Филя - спец», - про человека, который любит поспать.

Ни одного из этих слов дети не придумали сами, а услыхали от взрослых. И истолковали их по-своему. И при первом удобном случае попытались пустить в оборот...

Он (ребенок. - А.Г.) требует логики от каждого слова и если не находит ее, то выдумывает. Когда пятилетняя Елка впервые увидела ломоть пеклеванного хлеба, она всмотрелась в него и сказала с уверенностью:

Я понимаю. Это птицы его поклевали.

В самом деле, если не знать польского глагола питловаць (т.е. молоть чисто и мелко), приходится прибегнуть к такой выдумке.

Буржуазные психологи относятся к этим детским догадкам не слишком почтительно: «Уж не раз изучали, - говорит Пиаже, - спонтанную(!) этимологию, к которой дети питают такое пристрастие, и затем их изумительное стремление к вербализму, то есть к фантастическому истолкованию плохо понятых слов: если эти два явления показывают, как легко ребенку удовлетворить свой ум произвольными обоснованиями»*.

* Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932. С. 168.

Я же не могу не восхищаться упорной и планомерной работой ребенка, направленной к овладению языковыми ресурсами взрослых.

Без устали работает его самонадеянный мозг над анализом каждого непонятного слова и выдвигает одну за другой ряд рабочих гипотез, которые должны внести в этот хаос хотя бы иллюзорный порядок.

Незнание жизни заставляет ребенка поневоле оперировать этими временными гипотезами, но тут ничего страшного нет, так как гипотезы вскоре вытесняются точными данными, главным образом благодаря педагогическому вмешательству взрослых. Работая над подобными вымыслами, ребенок тем самым приручается к работе над реальными фактами» (курсив мой. - AT .).

Гипотеза в дипломных работах выступает в качестве наиболее ценного методологического инструмента осуществляемого исследования. Благодаря гипотезе, научными изыскателями обнаруживается новое знание и идеи. Гипотеза представляет собой предположение, которое следует из теории. Существование такого предположения, обозначаемого во введении дипломной работы , ещё не доказано и экспериментально не опровергнуто. Автору лишь предстоит на протяжении всей исследовательской работы успешно обнаружить его истинность или доказать ложность.

Гипотеза выступает в роли утверждения, в котором предполагается наличие или существование связи между несколькими переменными. Гипотеза словно мостик, построенный между действительными фактами и новыми, неизвестными, теми, наличие которых ещё нужно доказать.

Гипотеза не приходит из ниоткуда. Её появлению предшествуют различные догадки, не представляющие собой гипотезу как таковую. Догадку можно назвать гипотезой, если она включает логическое обоснование, базирующееся на доказанных положениях.

Необходимо помнить, что формулировка гипотезы осуществляется на основании изучаемой проблемы . Блестяще сформулированное допущение отвечает таким требованиям, как адекватность вопросу исследования, отсутствие конфликта между новым и старым знанием, доступность для проверки. Помимо этого предсказание должно быть корректным и простым, не сводиться к банальным фактам.

Существует несколько этапов создания и дальнейшего развития гипотезы . Первый из них - выявление некоторой группы фактов, не укладывающихся в давно известные теории, нуждающиеся в объяснении новым предположением. Второй - непосредственно формулировка гипотезы , призванной объяснить обнаруженные факты. Третий - глубокое исследование обозначенного предсказания и выделение из него всевозможных следствий. Четвёртый — сравнение следствий гипотезы с существующими научными открытиями. Пятый - становление нового научного знания из гипотезы в случае подтверждения выведенных из неё следствий и отсутствия противоречий с давно известными постулатами науки.

Гипотезу можно проверить либо активным экспериментом, либо обнаружением корреляций между теми величинами, взаимосвязь которых вызывает научный интерес.

Примеры гипотез дипломных работ

«Мотивация деятельности управляющих работников».

Гипотеза : Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.

«Документооборот в организации».

Гипотеза : Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.

«Развитие любознательности детей школьного возраста».

Гипотеза : Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

«Разработка Web -сайта для кафедры «Педагогика и психология».

Гипотеза : Взаимодействие преподавательского состава кафедры «Педагогика и психология» со студентами вуза станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web -сайт кафедры.

Доказательство и опровержение гипотезы

Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:



«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, но чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не наблюдались ранее, но предполагается их связь с уже исследованной и ставшей частью достоверного знания реальностью. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме и содержанию.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые обнаружены исследователем и не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы как можно большего числа вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с наблюдениями, близкими данным фактов, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза живет до тех пор, пока предположения не станут достоверными знаниями.

Чтение

С какой целью? Что? Как?
Удовольствие, воздействие на чувства, эмоции и другое. Расширение кругозора. Художественная литература. Общее, глобальное понимание, запоминание информации, информация предназначена для развития критического отношения к миру.
Информирование с целью какого-либо воздействия, установки. Инструкции, рецепты, приказы, программы. Детальное понимание, информация предназначена для дальнейшего использования.
Образование, расширение языковых познаний профессионального кругозора. Тексты по специальности, газеты, журналы. Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря, запоминание информации.

Виды чтения

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Основные виды фиксирования информации: ключевые слова, план, тезисы, конспект

Чтение - важнейший путь познания окружающего мира. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, богаче его духовный мир. Правильное чтение предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи и т. п., необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно приучать себя пользоваться словарями, чтобы правильно понимать прочитанное. Вместе с тем чтение предполагает и работу памяти. Поэтому, прочитав книгу, журнал, следует подумать над тем, каковы основные мысли прочитанного текста, в чём автор хочет убедить читателей, чем обогатило вас чтение и т. п. Важно также выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Это позволит полнее, глубже воспринимать содержание прочитанного. Прочитанное лучше усваивается и запоминается, если процесс чтения сопровождается определёнными записями. Существует несколько видов записи прочитанного: ключевые слова, план, тезисы, конспект.

- План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Когда вы готовитесь к урокам, то тоже составляете план ответа. Работа над планом у вас чаще происходит мысленно, примерно так: сначала я скажу об этом, затем о том и т. д.

Для чего нужен план? Чтобы предусмотреть качественное выполнение работы, если это хозяйственная сфера деятельности; чтобы речь была логичной, если это выступление. У вас есть уже опыт в составлении планов к сочинению. Всегда ли он был удачным?

В чём основные недостатки плана? План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только то, о чём написано сочинение, но и то, какова его основная мысль. Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, содержать в себе какую-то оценку, позицию.

Тезис в записи - это положение, вбирающее в себя суть значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чём он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей? Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нём, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Слово конспект происходит от латинского - conspektum - и означает обзор. Рассмотрим несколько определений.

1) Конспект - это краткое изложени е чего-то (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);

2) конспект - краткий, но связный и последовательный вариант текста;

3) конспект - это систематизированная логическая запись, которая даёт возможность продуманно, самостоятельно осмыслить важнейшие положения и доказательства научного текста;

4) конспект - это самостоятельный вторичный текст, результат смыслового свёртывания информации. Он включает только отдельные элементы первоисточника, представляющие значимость для пишущего. Конспект имеет структурные, функциональные и языковые особенности. Главная цель конспекта - запись смысла, а не текста.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль текста. Сопоставьте приведённые ниже план, тезисы, конспект этого текста. Скажите, чем они отличаются?

На земном шаре существует множество языков. Количество языков на земле определяется по-разному. Основные затруднения в точных подсчётах обусловлены слабой изученностью некоторых языковых семей и отсутствием надёжных критериев при определении статуса языка или диалекта. В особенности это относится к странам Азии, Африки и латинской Америки.

Среди языков мира выделяется ряд языков, имеющих международное значение. Это обусловлено авторитетом народов и данных языков в современном мире, большой численностью говорящих на этих языках, фактическим использованием их в международном общении. Внешнее выражение статус мировых языков нашёл в официальном признании их со стороны Организации Объединённых Наций.

Официальными мировыми языками ООН признаёт английский, французский, испанский, русский, китайский и арабский (с 1973 года). любой официальный документ в ООН распространяется на этих шести языках.

(По Н. Кондрашову)

1) Сколько языков на земле?

2) Что необходимо для выдвижения языка в разряд мировых?

3) Какие языки признаны международными и почему?

1) На земле примерно 3 000 языков, но точных сведений нет.

2) Некоторые языки выдвигаются в разряд мировых, если приобретают функцию международного общения.

3) ООН пользуется шестью языками: английским, французским, испанским, русским, китайским и арабским.

Методы поиска информации

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилищесистемы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографическойзаписи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресномпоиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске - с точкизрения содержания.
При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.
В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Библиотека - собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данныхвторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в видебиблиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так ивторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащихфакты.

2. Фактологический (описание фактов), предпологающий создание новых фактографических описаний впроцессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса .

Запрос - это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователемсистемы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксисварьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системыпозволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса - это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системыпоиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, несуществует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки идругой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Вопросы для подготовки к экзамену (к зачету)

по дисциплине ОУД.11»Основы проектной деятельности»

1 . Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи курса.

Социальный, смешанный).

Этапы проектирования.

Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации.

Типы проектов

Публичные пробы.

Понятие «Гипотеза». Процесс построения гипотезы. Формулировка гипотезы.