Лето

Методы контроля на уроках физики. Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках физики. Функции учебного контроля

В 1976 году закончил Хабаровский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики». Стаж педагогической работы – 29 лет. Работает над темой по самообразованию «Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках физики».

Контроль включает в себя различного вида диктанты, индивидуальные домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Используя различные методы контроля знаний по физике, Игорь Васильевич надеется, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

В связи с тем, что уменьшается количество часов физики, а требования остаются прежними, Игорь Васильевич считает, что для успешного усвоения материала учащимися наиболее приемлема подача нового материала крупными блоками, используя метод Шаталова. Это позволяет сэкономить время для решения задач.

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Моей темой самообразования является: «Методы контроля знаний по физике». Контроль включает в себя различного вида диктанты, домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Итак, по порядку: физические диктанты. Диктанты я начинаю проводить с 7 класса. Они включают в себя: буквенное обозначение, единицы измерения, формулы, перевод единиц измерения в систему СИ. На последнем остановлюсь подробнее. Например,200 см2 превратить в м2. Сначала я требую, чтобы усвоили понятие – стандартное число, объясняю, зачем оно нужно, (не будет учебника за 7 класс, и калькулятор не позволит пользоваться очень маленькими и очень большими числами), после этого объясняю назначение приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц, и уже только потом, используя знания математики, устный счёт, перевожу в систему СИ и стандартный вид. Как правило, работаю с приставками: С,Н,К. физические диктанты в старших классах я уже разбиваю на два типа. Первый тип –по физическим понятиям. Эти диктанты в готовом виде печатались в газете «Физика в школе»(Приложение к 1 сентября). Смысл состоит в том, что я по вариантам читаю незаконченное какое- нибудь определение, а ученики должны его закончить. Например, сила, с которой Земля притягивает все тела….Ученики пишут: сила тяжести. Варианты выбирают так: нечётные вопросы – первый вариант, чётные – второй. Если ученики за диктант получают отрицательную отметку, то они могут исправить её, но другим способом. Теперь я у доски говорю: сила тяжести…, а ученик должен ответить: сила, с которой Земля притягивает все тела. Второй тип- только по формулам. Перед началом каждой темы в классе вывешивается список всех формул данной тематики без названий. (см. приложение). В процессе объяснения нового материала ученики подписывают названия формул. Как только тема заканчивается, проводим диктант. Особенность заключается в том, что диктант проводится быстро и формулы, и формулы называются в разброс, (см. приложение.) так что время на списывание не остаётся.

Домашнее задание. Это не традиционное задание, которое мы делаем после каждого урока, а строго индивидуальное задание каждому ученику. Первый раз я даю домашнее задание в 9 классе по теме: « Механические колебания», где по графику нужно определить амплитуду, период, и по формуле рассчитать частоту колебаний, длину математического маятника и т.д. В 10 классе домашнее задание даю уже в системе: «Газовые законы», «Принцип ионизации», «Магнитное поле».Например, тема:«Газовые законы» - ученик, используя индивидуальную карточку, готовит сводную таблицу, в которой указывает: закон, процесс, какой параметр остаётся постоянным, и какие параметры меняются, и так по каждой теме.

Тесты. Тестирование как способ контроля уровня знаний в нашей стране начал применяться не так давно. До сих пор ведутся споры, какой вид проверки объективнее: устный или письменный экзамен, либо тестирование? Есть много доводов «за» и «против». В плане психологического комфорта тестирование обладает большим преимуществом: есть время настроиться, «собраться с мыслями», исключатся субъективное отношение педагогов, можно вернуться к сложному вопросу, не надо отвечать перед комиссией. Если во время экзамена, ученик, решая задачу, не смог довести решение до верного ответа, экзаменаторы всегда могут проследить ход его мысли и по достоинству оценить знания. Во время тестированием с дихотомическим оцениванием -(верно – неверно) ученику засчитываются лишь абсолютно правильные ответы. Поэтому проводится эксперимент по внедрению более гибкой – политомической (дифференцированной) оценки результатов. Суть состоит в том, что,если ученик знает формулы, умеет ими пользоваться, правильно сделал чертёж и верно составил систему уравнений, но по каким – то причинам не смог получить правильный ответ, то этот ответ достоин хотя бы полбалла. Использую тесты в 7-8 классах по книгам: «Проверка знаний учащихся по физике», автор А.В.Постников. В старших классах пользуюсь тестами из различных источников. При выполнении тестов возникает вопрос: что должен ставить ученик в клетку, если он не знает ответ, - ставить наугад или оставлять клетку пустой.

Самостоятельные работы. После прохождения какой- либо темы я даю по задачникам Рымкевич 5- 6 задач. На следующий урок спрашиваю, есть ли какие- нибудь затруднения? Если таковые имеются, то решаем задачу, которая вызвала трудности. На второй урок вызываю решать одну- две задачи у доски. Затем на третьем уроке проводится самостоятельная работа по оставшимся задачам.

И, наконец, контрольные работы. Раньше, когда было много дидактического материала, и можно было выбирать задания, т.е. три- пять задач включать в контрольную работу, и причём, сразу несколько вариантов. Сейчас пришлось вернуться к записи контрольной работы на классной доске для основной массы учеников (I уровень сложности), более сильным учащимся даю задачи II уровня сложности.

Таким образом, используя различные методы контроля по физике, надеюсь на то, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

Методы контроля обучения

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах (рисунок 2).

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Рисунок 2. Формы устного контроля

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала (рисунок 3). При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Рисунок 3. Формы письменного контроля

Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;

определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний позволяет контролировать одновременно большое число учащихся. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ.

Пример. «Физический диктант: Архимедова сила.

Сила Архимеда направлена в сторону противоположную силе тяжести

Чем больше объем погруженного тела, тем сила Архимеда, действующая на тело, больше.

Тело тонет в жидкости, если сила тяжести, действующая на тело больше силы Архимеда

Тело плавает на поверхности жидкости плотностью с, если плотность тела меньше плотности жидкости

Свинец в ртути будет плавать на поверхности (плотность свинца равна 13600 кг/м3 плотность ртути равна 13600 кг/м3)

Воздушный шарик, наполненный кислородом, будет опускаться вниз. (плотность кислорода равна 1,43 кг/м3 плотность воздуха равна 1,29 кг/м3)

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках - с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля.

Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

В настоящее время сложилось представление о традиционных и инновационных формах и методах контроля знаний. Традиционные – это формы и методы контроля знаний, используемые в процессе обучения на протяжении нескольких десятилетий. К инновационным относится, в основном, метод тестирования, получивший широкое распространение в последние годы.

Традиционные методы проверки знаний и умений учащихся при обучении физике делятся на три основных класса: устная проверка, письменная проверка и проверка практических умений. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Устная проверка осуществляется в двух формах – фронтальный опрос и индивидуальный опрос. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. При фронтальном опросе учитель может проверить знание основных понятий, законов, формул у достаточно большого числа учащихся, задавая вопросы, требующие кратких ответов. Однако такая форма проверки не дает представления о мыслительной деятельности учащихся и глубине их знаний, не выявляет умения применять знания на практике.

Индивидуальный опрос позволяет выявить знания нескольких учащихся - то есть определить на сколько качественно и глубоко усвоен учебный материал, одновременно обучая их вести связный рассказ, анализировать, классифицировать процессы и явления.

Письменный метод проверки знаний и умений осуществляется с помощью контрольных, самостоятельных работ разной продолжительности от 10 – 15 минут до целого урока, физических диктантов, физических сочинений и рефератов. Письменные работы дают возможность проверить знания учащихся всего класса; особенно ценны они для выяснения умения решать задачи, оперировать наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и др. Однако объем материала, проверяемого в процессе письменной контрольной работы, ограничен. Кроме того, проверка письменных работ требует много времени. Физические диктанты не требуют больших временных затрат. Однако с их помощью целесообразно осуществлять лишь проверку способности учащихся репродуцировать небольшие единицы учебного материала.

Проверка практических умений учащихся при обучении физике проводится в виде экспериментальных работ. К ним относятся

    кратковременные опыты на уроке;

    фронтальные лабораторные работы;

    работы физического практикума;

    самостоятельное домашнее экспериментирование.

Все перечисленные методы практической работы отличаются друг от друга количеством затраченного времени и степенью самостоятельности учащихся.

Кратковременные опыты , как правило, используются на начальных этапах обучения физике и проводятся под непосредственным контролем учителя. Часто они могут проводиться по принципу «делай как я». Этот вид учебной деятельности закрепляет ранее полученные знания, развивает практические умения учащихся, позволяет проверить способность учащихся осуществлять физический эксперимент.

Во время фронтальных лабораторных работ весь класс выполняет одну и ту же практическую работу по ранее изученной теме. На этом этапе осуществляется проверка умения применять полученные знания на практике, анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы по результатов проведенного эксперимента. Учитель на этом этапе осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности и правил выполнения эксперимента.

Работы физического практикума проводятся, как правило, в конце учебного года в 9 – 11 классах. Их цель проверить знания учащихся, полученные ими в течение года, и умения применять их на практике. В физический практикум входят несколько лабораторных работ (5 или 10), который наиболее качественно и объективно позволяют проверить практические умения по изученному курсу.

Самостоятельное экспериментирование предполагает выполнение физических опытов самостоятельно, вне урока, чаще всего дома. Этот вид деятельности учащихся позволяет оценить их способность самостоятельно составлять план экспериментального исследования, организовывать его, проводить опыт, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

Учитель физики: Мельник Е.Д.

Приоритетные виды и формы контроля на уроках физики:

В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2)
взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3)
самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).


Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль . Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.


Взаимный контроль позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективной стороне контроля результатов обучения. Проверяя работу одноклассника, ученик сверяет ее с эталоном и одновременно, во внутреннем плане, сверяет с этим же эталоном собственные знания. В ходе работы с эталоном ученик фиксирует в своем сознании составные элементы знания и основные этапы выполнения конкретного задания, уточняя и приводя в систему учебную информацию, т. е. превращая ее в знание. Взаимный контроль эффективно подготавливает ученика к самоконтролю.
Виды контроля

Входная диагностика обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Её функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. В начале года необходимо проверить, что сохранилось и что «улетучилось» из изученного школьниками в прошлом учебном году (прочность знаний или остаточные знания, в современной терминологии).
На основе входной диагностики учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути,
формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ).
устный и письменный контроль
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, физическом явлении, физической величине, приборе или установке, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Краткие опросы проводятся:
· при проверке пройденного на уроке в конце урока;
· при проверке пройденного на уроке в начале следующего урока;
· при проверке домашнего задания;
· в процессе подготовки учащихся к изучению нового материала;
· во время беседы по новому материалу;
· при повторении пройденного материала;
· при решении задач.
Более обстоятельный устный опрос может сопровождаться выполнением рисунков, записями, выводами, демонстрацией опытов и приборов, решением задач.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (ответы с места, фронтальный опрос) проводится обычно на первых этапах обучения, когда
· требуется уточнение и классификация знаний;
· проверяется, что уже усвоено на этом этапе обучения, а что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.
Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать высказывание, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.


Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.

Письменный опрос


п/п

Форма/цель

Время

Описание

Диктант


- выявление готовности к восприятию нового материала;
- проверка домашнего задания

10 мин

Проводится:

В начале урока;
- 2 варианта.
Текст вопросов:
- простой, лаконичный;
- легко воспринимаемый на слух;
- требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.).
Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем)

Самостоятельная работа

Контроль усвоения текущего материала;

- выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала);
- выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации

10–20 мин

Проводится:
- в начале урока или в конце урока;
- 2 варианта;
· без вариантов, общая для всех.
Задания для работы:
1. из задачника

2. аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения
2. задача с развивающимся содержанием
3. текст, составление таблиц

Практическая работа

Закрепление теоретических знаний;
- отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
- отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и

Т. п.);
- отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.)

10–20 мин

Проводится:


Задания для работы:
- одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения;
- разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения

Лабораторная работа

Закрепление знаний;
- открытие нового знания;
- знание правил и процедур прямых измерений физических величин;
- знание правил и процедур косвенных измерений физических величин;
- умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики;
- умение применять знания в новой ситуации

30–45 мин

Проводится:
- на любом этапе урока, кроме начала урока;
- возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
- работа по готовой инструкции;
- работа по инструкции, разработанной коллективно;
- одно задание на одинаковом оборудовании;
- одно задание на разном оборудовании

Тест

Выявление знаний и умений по текущему материалу;
- выявление остаточных знаний и умений;
- позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном

10–15 мин

Проводится:
- в любой промежуток времени на уроке;
- по вариантам;
Задания для работы:
- открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов;
- на соответствие, с записью ответа в виде числового кода;
- на установление изменения физических величин, характеризующих процесс

Блиц-контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала;
- выявление умения работать с формулами;
- выявление умения переводить величины из одних единиц измерения в другие;
- выявление умения проводить вычисления по формулам

10–15 мин

Проводится:
- в начале урока;
- по вариантам;
- в высоком темпе.
Задания для работы:
7–10 стандартных заданий в каждом варианте;
- требуют знания формул;
- на прямую подстановку величин в формулу;
- возможно алгебраическое преобразование формулы.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Релейная контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала

10–15 мин

Проводится:

В начале уроке;
- по вариантам.
Задания для работы:
- 2–3 стандартные задачи, из числа тех, которые разбирались учителем, решались учениками на предшествующих уроках и входили в домашние задания.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Контрольная работа

Позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения

30–45 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по вариантам.
Задания для работы:
- задания базового минимума;
- задания на связи изученного материала внутри темы;
- задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
- задания творческого характера

Зачет
- позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения;
- комплексная проверка предметных знаний и умений

45–90 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по индивидуальным вариантам.
Задания для работы:
- дифференцированные по уровню сложности;
- построены на основе перечня обязательных вопросов и задач;
- построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач;
- построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика