Лето

Методы познания экономических процессов и явлений, их классификация. Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. 4

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ 7

ПРОЦЕССОВ.

3. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДА 11

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ.

4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ 15

ДОХОДОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях становления и развития рыночных отношений в мире и Российской федерации в частности, для научного обоснования радикальных экономических реформ, обеспечения жизнеспособности рынков, целесообразности применения методов регулирования хозяйственной деятельности - большое значение приобретает экономическая наука - область научных знаний, изучающая закономерности, управляющие потреблением и производством.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни.

Первым поводом к изучению экономической науки является то, что эта наука имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на рубль заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Актуальность экономической науки заключается в том, что с помощью неё мы можем выявить не только основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также, базируясь на знаниях и методах экономической науки, можем составить модель состояния экономики. На основе этих исследований мы можем также рассчитать будущее состояние дел в том или ином секторе экономики, спрогнозировать возможные риски, инвестиции и прибыль.

Экономическая наука позволяет оценить влияние кризиса на деятельность субъектов исследований и экономическую ситуацию в целом.Оценить эффективность государственных мер направленных на преодоление кризисных явлений.

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением из этого и экономическая наука. Вся история экономической науки показывает, что это был постоянный поиск целостного системного анализа экономической жизни общества, стремления описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений.

Экономическая наука, как и другие социальные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая наука имеет дело с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой в отличие от естественных наук, которые изучают не опосредованные волей и сознанием людей явления и процессы. Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономическая наука прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономической наукой задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т. д. В-третьих, в силу прямой связи экономической науки с экономическими интересами людей экономическую науку интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.

Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической науки имеет и другое определение.

Экономическая наука - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Экономическая наука, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

1. Что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения?

2. Как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования и какое влияние оказывает принятие экономических решений?

3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой?
Экономическая наука, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической науки - определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональные экономические решения, сделать правильный экономический выбор.

В силу сложности экономических систем экономическая наука в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, в современных условиях сформировалась достаточно стройная структура современной экономической науки.

Составные части современной экономической науки и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.

1. Экономическая наука развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической науки и возникновение новых направлений и школ.

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.

Экономическая наука, изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Больше того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты. Какой же метод используется в экономической теории? С помощью каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?

В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.

Изучая, экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы:

Всё развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении.

Внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.

Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.

Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.

Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.

Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.

Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.

Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое - синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.

Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.

Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности, закона спроса и закона предложения.

В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.

Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.

Необходимо отметить, что экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микроэкономическом уровне, макроэкономическом, на уровне мировой экономики.

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

  • I. Расчет термодинамических процессов, составляющих цикл
  • II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  • II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  • III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  • Экономическое исследование – сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработку мер по использованию результатов исследования на практике.

    В основе любого исследования лежит методология.

    Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Теоретической и методологической основой экономических исследований являются труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономических наук.

    Методология базируется на определенном наборе методов. В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Важное значение имеют методы, которые в целом определяют научность и продуктивность исследований. К ним, прежде всего, следует отнести диалектический метод, в соответствии с которым явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположных тенденций, изучаются путем восхождения от простого к сложному.

    Экономические науки для познания сущности изучаемых явлений и процессов используют общенаучные (методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие) и специфические методы исследования (экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический и др.).

    Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений.

    Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, при изучении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих других условий (ценовой политики государства, степени наполненности рынка, действия конкуренции и т. д.).

    Метод индукции связан с получением общего вывода на основе единичных фактов, то есть с ходом мысли от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции предполагает обратный переход – от общего к частному и единичному.

    Путем индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или группы явлений, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

    Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставить свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей собственной деятельности. Хорошо известный подход «затраты-результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

    Экспериментальный метод , являющийся основным в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности его развития, проверить истинность гипотез.

    Экономико-статистический метод - это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений на основе массовых цифровых данных. К основным приемам обработки и анализа статистических данных относятся группировка, расчет средних и относительных величин, индексов, графическое представление и др .

    Экономическая группировка предусматривает расчленение изучаемой совокупности на группы по существенным признакам с целью изучения типов, структуры и структурных сдвигов, закономерностей развития. Средние величины показывают типичные значения варьирующих показателей и размах их колебаний.

    Относительные величины показывают динамику развития изучаемых объектов, соотношения между их составными частями.

    Графическое представление (посредством геометрических образов - точек, линий, плоскостей, фигур и их сочетаний) дает наглядную картину изучаемых явлений и упрощает их интуитивное восприятие.

    Монографический метод предполагает изучение отдельных единиц в совокупности предприятий, которые достаточно типичны для нее или относятся к передовой их группе (это необходимо для выявления новых, прогрессивных тенденций).

    Расчетно-конструктивный метод позволяет найти научно обоснованное решение перспективных проблем. Он применяется, в частности, при разработке программ развития как отдельных организаций здравоохранения, так и всей отрасли.

    Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций - нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен.

    Существуют три подсистемы норм и нормативов:

    ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

    подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

    подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т.д.).

    В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

    Балансовый метод - это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса; он широко используется при разработке различных планов.

    Балансовый методпредставляет собой способ взаимоувязки и координации процессов воспроизводства на разных уровнях управления экономикой.

    При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

    Материальные (баланс запасов, поставок и объема реализации товаров);

    Трудовые (баланс рабочей силы);

    Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, бюджет и т.п.)

    Межотраслевые

    Экономические балансы строятся по принципу равенства величин ресурсов и их использования - соответствия показателей обеих частей с учетом создания резервов.

    Экономико-математический метод основан на использовании специальных приемов количественного анализа – математической статистики, производственных функций, экономико-математического моделирования; расчеты производятся на компьютере.

    Этот метод широко используется при оптимизации каких-либо процессов, наблюдаемых в здравоохранении, составлении моделей экономических явлений и процессов, выборе оптимального варианта управленческих решений.

    При использовании экономико-математических методов прогнозирование анализируемых процессов осуществляется в два этапа. Первый этап, индуктивный , заключается в обобщении данных и представлении соответствующих закономерностей в виде экономико-математической модели. Второй этап, дедуктивный , – это собственно прогноз, экстраполяция выявленных тенденций. В качестве прогностических моделей применяются различные виды средних (скользящие, экспоненциальные), уравнения трендов, регрессии, группировки и т. д. Получаемые на их основе прогнозы имеют смысл только в рамках тех условий, которые были учтены при разработке соответствующих моделей.


    | | | 4 |

    Министерство образования и науки российской федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Новосибирский филиал

    Торгово-экономический факультет

    К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

    по дисциплине «Экономическая теория»

    на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

    Новосибирск 2010

    Введение

    1.1 Основные понятия

    1. Анализ методологии

    2.1 Понятие и виды

    2.2 Методика факторного анализа

    3. Пути совершенствования

    Заключение

    Библиография


    Введение

    Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

    Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

    Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

    В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

    Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

    Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

    Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

    Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

    Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


    1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

    1.1 Основные понятия

    Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

    Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

    Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

    1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

    2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

    3) рационалистический;

    4) диалектико-материалистический.

    При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

    Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

    Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

    Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

    Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

    б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

    в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

    г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

    д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

    Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


    1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

    Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

    Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

    · единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.

    Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

    Метод науки (от гр. methodos - "путь исследования") призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

    Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

    Метод экономической теории - это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

    Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

    Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

    Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

    Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

    Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

    Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

    Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

    Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

    Индукция - это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция - метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

    Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

    Экономическое моделирование - это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

    Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации.

    Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

    Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

    Метод качественного и количественного анализа . Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

    Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

    Метод сравнения . Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

    Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

    Разработка научной гипотезы . Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

    Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.