Лето

На творческую деятельность он не. Любимые темы для устного творчества. Концепции художественного творчества

отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта. Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов. Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в кон. курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путем четкой постановки проблемы учителем; путем создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путем создания ситуации с более или менее четко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определенных исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и педагогика, М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3.

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
  • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.

Существует множество , которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество как процесс

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый , которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим . Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Виды творческой деятельности

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Духовная творческая деятельность

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Стадия первоначального накопления информации

Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.

Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.

Стадия формирования замысла или разработки идеи

Этот этап может протекать в двух формах:

  • в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
  • в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.

Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.

Разработка замысла

Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.

Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.

Практическая творческая деятельность

Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.

Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.

Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.

С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.

Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» - наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.

С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.

Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.

Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.


Содержание.

Введение………………………………………………………… ………….3

    Творчество и человек: их взаимные связь, влияние, роль……………..…5
    Творчество как потребность………………………………………………. .7
    Творчество как вид деятельности………………………………………... 10
    Заключение…………………………………………………… ……………13
Список литературы…………………………………………………… …...….14
Введение.

Что есть творчество для современного человека? Творение нового своими руками и мыслями, преобразование окружающего мира. Творчество – неотъемлемая часть жизни любого из нас, дарующая стимул развиваться, жить и продолжать творить.
Согласно Новой философской энциклопедии, творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.
В частности, в данной работе будет рассматриваться аспект понятия творчества как человеческой потребности и вида деятельности.
Современный окружающий человека мир многообразен и ярок. Он динамично развивается и постоянно меняется. И все благодаря человеку – разумному существу, способному преобразовывать, развивать, дополнять мир чем-то совершенно новым и ранее неизвестным. И при этом человек сам подстраивается под созданный им окружающий мир и условия жизни, он сам решает, что делать дальше.
В создании и развитии человеком окружающего мира большую роль играют такие факторы, как человеческие мотивации и потребности, от которых всецело зависит характер деятельности человека.
Таким образом, рассмотрение вопроса о творчестве как потребности и виде деятельности человека является актуальной философской, психологической и социологической проблемой и задачей, решение которой важно для понимания влияния творчества на нашу жизнь и его роли в ней.

    Творчество и человек: их взаимные связь, влияние, роль.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск субъекта творчества.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления или производства - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора творения, не сможет воспроизвести в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Но тогда это будет уже не творчеством. Ведь оно обязано быть уникальным и неповторимым. В процессе творчества человек вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности и свое состояние.
Творчество представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид отличается от остальных тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Он отличается способностью эффективно оперировать противоречивой информацией. Другими творческими качествами творческой личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Творческие личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации.
Люди творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Ряд культурных эпох отождествляли с творческими личностями высокую социальную оценку. Ключевыми словами, относящимися к данной области, всегда были и являются «одаренность», «оригинальность», «фантазия», «интуиция», «воодушевление», «техническое изобретение», «научное открытие», «произведение искусства».
О творчестве можно говорить только при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Таким творцом может быть только человек.
Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры - всей той второй природы, которую человек «надстраивает» над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека - от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество.
Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы.
    Творчество как потребность.
Творчество - это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации во внешнем мире. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель, средство реализации цели и результат.
В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется.
Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. «Цель творчества – самоотдача», - утверждал Борис Леонидович Пастернак. Человек творческий - это человек, отдающий, дарящий себя другим.
Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения обуславливается уровнем общекультурного развития, характером способностей и склонностей творческого человека, развитием его эмоционального и интеллектуального фона.
Для автора, творческой личности творчество - это средство самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.
С точки зрения рассмотрения творчества как человеческой потребности, стоит выделить теорию человеческих потребностей, предложенную в 40-е гг. XX века американским психологом и экономистом Абрахамом Маслоу.
Потребность, по его определению, это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.
На схеме показана пирамида – иерархия человеческих потребностей по теории А.Маслоу. Он утверждал, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.

Таким образом, А.Маслоу выделяет потребность в самовыражении и самоактуализации как наивысшую человеческую потребность.
«Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
Творчество – это один из результатов самоактуализации, причем самый прекрасный и наивысший, по мнению А.Маслоу. Ведь другими результатами могут быть просто человеческие реакции на окружающий мир – самовыражение, причем не всегда приемлемое в обществе, не всегда красивое или воспитанное поведение.
«Совершенных людей нет! Есть люди, которых можно назвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы, пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Таких людей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существования вселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный к саморазвитию. Но даже эти люди несовершенны…»
    Творчество как вид деятельности.
При рассмотрении творчества как вида деятельности, необходимо обратиться к различным аспектам данного вопроса.
С точки зрения психологии и философии можно утверждать, что творчество – это не сама деятельность, а атрибут человеческой деятельности, ее свойство, которое лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Таким образом, «творческий подход» может быть свойственен и применен практически к любой деятельности человека: общению, производству, ремеслу, да и, в общем, к его образу жизни. При этом человек продолжает выступать автором, творцом уникальных событий или вещей. Применение такого «творческого подхода» всецело зависит от человека, от его воли и желания сделать что-то неповторимое и новое.
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.
Так через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Ведь предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.
Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, то есть творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной) .
Культура дает возможность творчеству превратиться из свойства деятельности в саму деятельность – искусство. Из творчества как деятельности, как способа самореализации человека и народов, из новых неповторимых открытий, давших миру красоту и удобство жизни, рождается традиция.

Заключение.

Творчество сильнейшим образом влияет на нашу жизнь, на ее изменения и на дальнейшее развитие. Творчество – это и есть сама жизнь, активная, прекрасная. Без творчества жизнь перестает быть полноценной, превращается в подчинение сложившимся обстоятельствам, человек теряется как личность, он не способен самореализоваться. Каждому человеку в жизни необходимо творчество, будь то «творческий подход» в его занятии или творчество как искусство.

Список литературы.

    Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.
    и т.д.................

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее -- проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

Творчество как форма деятельности человека

Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).