Лето

«Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов. Корчма на литовской границе. Начальный вариант текста

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро-тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: а действительно ли царевича сгубил Борис? И оба князя рассуждают о том, что невелика честь для Руси — иметь царем вчерашнего раба, татарина и зятя Малюты Скуратова. Они, представители древнейших родов, более достойны быть избранными на царство. Борис же «умел народ очаровать», а они давно из воинственных властителей превратились в царс-ких подручников. Шуйский смотрит в окно и видит, что толпа на площади разошлась. Оба князя уходят, чтобы узнать о принятом на Соборе решении.

На Красной площади собрался народ, и слышны разговоры о том, что Борис снова отказался взойти на царский престол. Вер-ховный дьяк Щелкалов с Красного крыльца сообщает народу о том, что завтра в последний раз будет отслужен молебен и пред-принята последняя попытка уговорить Бориса Годунова на цар-ствование. Православным предложено идти по домам и молиться.

Народ собрался на Девичьем поле перед Новодевичьим монас-тырем. Один человек из толпы говорит, что к царице, сестре Го-дунова, в келью вошли Борис и патриарх с толпой бояр. Народ поднимает вой и плач, наконец слышится крик, что царь согла-сился, и возносятся здравицы царю Борису.

В Кремлевских палатах Борис Годунов говорит, что принял власть со страхом и смиреньем, и просит помощи у господа и бояр в управлении государством. После своей речи он призыва-ет всех поклониться гробам «почиющих правителей России», а уж после этого можно сзывать народ на пир.

Ночью в келье в Чудовом монастыре монах, отец Пимен, пи-шет свое последнее сказанье, завершающее летопись. Он говорит о том, что по страницам его летописей потомки православных будут изучать земли родной минувшую судьбу. Григорий пробуж-дается и сетует на то, что один и тот же сон ему снится в третий раз. Бросает взгляд на Пимена, сидящего перед лампадой. Гово-рит о том, что любит спокойный вид пишущего старика, погру-женного душой в минувшее. Размышляет, о чем же на этот раз пишет старик, который одинаково равнодушен к добру и злу. Пимен обращает внимание на то, что Григорий проснулся. Юно-ша просит старца благословить его и рассказывает о том, что три раза подряд видел один и тот же сон. Просит объяснить его зна-чение. А сон таков: Григорию снилось, что его ведет на башню крутая лестница. С высоты ему виделась Москва, похожая на му-равейник. Внизу на площади кипел народ и указывал со смехом на юношу. Ему становилось стыдно и страшно, и, падая стрем-глав, он пробуждался. Пимен говорит, что в Григории играет мла-дая кровь, и советует смирять себя молитвой и постом. Григорий отвечает старцу, что тому есть о чем вспомнить — его молодость была полна событий, а вот ему, Григорию, с молодости приходит-ся скитаться по монастырям да по кельям. По мнению Пимена, Григорию не о чем печалиться, он советует молодому послушни-ку не горевать оттого, что тот рано отдалился от мира. Старец вспоминает о том, что в молодости многим насладился, но лишь тогда изведал настоящее блаженство, когда отдалился от мира и пришел в монастырь. Вспоминает о царях, которые, как только царский венец становился им тяжел, меняли его на монашеский клобук. Сокрушается о том, что они прогневали бога — нарекли владыкою цареубийцу.

Григорий расспрашивает старца о смерти малолетнего цареви-ча Дмитрия. Пимен вновь уходит в воспоминания и рассказывает, что во время убийства Дмитрия находился в Угличе. Вместе со всеми он побежал на площадь, на которой лежал зарезанный ца-ревич. Народ бросился вослед бежавшим трем убийцам и привел их к еще теплому трупу убиенного младенца. Случилось чудо — мертвец затрепетал. Народ завопил, чтобы убийцы покаялись. Убий-цы же под топором палача, раскаявшись, назвали имя Бориса Годунова.

Григорий интересуется, каких лет был убиенный царевич, и получает от старца ответ, что сейчас бы он с Григорием был одних лет.

В палатах патриарха игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о том, что Григорий Отрепьев, из роду Галицких бо-ярских детей, с детских лет скитавшийся по разным обителям и, наконец, примкнувший к братии Чудова монастыря, вот уже три дня как сбежал. Патриарх произносит вслух слова Григория о том, что тот будет царем на Москве, и приказывает поймать «врагоугодника» и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

В царских палатах между собой разговаривают два стольника о царе, запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном, которых в последнее время стало очень много возле государя.

Стольники уходят, идет царь Борис. Годунов говорит о том, что он достиг высшей власти, шестой год как царствует спокойно. Однако не веселят ни власть, ни жизнь. Он думал успокоить свой народ довольствием и славой, но оставил эти помыслы. «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мерт-вых», — думает Годунов. Во время голода он накормил народ, дал людям работу — они же его проклинали. После пожара, ис-требившего жилища людей, Борис приказал выстроить новые дома, а люди этим же пожаром его и попрекали. Царь хотел най-ти счастья в своей семье и осчастливить дочь браком — смерть унесла жениха. Молва снова стала упрекать Бориса уже за вдов-ство дочери и винит в смерти царя Федора и своей сестры. Царь говорит о том, что среди мирских печалей может успокоить лишь одна совесть, если она чиста, но если на ней есть хоть одно пят-но, то душа сгорит. Жалок тот, у кого совесть нечиста.

В корчме на Литовской границе сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам. Здесь же Отрепьев в мирской одежде. Они пьют, едят и мирно разговаривают. Здесь Григорий узнает от хозяйки что везде расставлены заставы — ищут кого-то беглого. Входят приставы и говорят про царский указ о поимке беглого еретика Григория Отрепьева. Григорий вызвался зачитать указ, сказав, что обучен грамоте. Пытается свести приметы, указанные на бу-маге, к приметам отца Варлаама. Но Варлаам тоже умеет читать и раскрывает хитрость Григория. В указе — приметы Отрепьева. Беглый преступник достает кинжал, все перед ним расступают-ся. Он бросается в окно, а приставы бегут за ним в беспорядке.

В Москве, в доме Шуйского становится известно о том, что по слухам царевич Дмитрий жив. Боярин рассуждает о том, что кто бы ни был этот человек — спасенный царевич или бесстыд-ный самозванец — но Дмитрий появился. Этот человек вхож и к литовским панам, и в тайную палату короля, обласкан поляками. Умен, ловок, обворожил всех. Король его ласкает и обещает по-мощь. При такой угрозе царю Борису не сносить венца.

В царских палатах дочь Годунова Ксения все плачет о. своем умершем женихе, а сын занят учением — чертит географичес-кую карту. К царю с докладом приходит Семен Годунов, царь про-сит дочь удалиться. Семен Годунов докладывает о собрании в доме Шуйского и о том, что сам Шуйский уже здесь. Вошедший Шуй-ский сообщает царю о том, что в Кракове объявился самозванец, все паны и король — на стороне этого человека. Самозванец под именем царевича Дмитрия движется к литовской границе и тем опасен, что в случае перехода границы к нему примкнет толпа безумцев, которую привлечет имя убитого царевича. Царь допы-тывается у Шуйского, правда ли, что убиенный в Угличе отрок был царевич Дмитрий, и не было ли подмены. Шуйский успока-ивает царя, говоря о том, что погибший — действительно царе-вич Дмитрий.

В Кракове, в доме Вишневецкого, Самозванец тем временем беседует с представителями польской, литовской и русской зна-ти, умело находя подход к каждому собеседнику. В конце беседы поэт преподносит Самозванцу стихи, написанные по-латыни, и получает в подарок перстень.

Все готовы идти в поход. Звучат здравицы в честь Дмитрия, великого князя Московского.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Вишневецкий и Мнишек говорят о том, что Самозванец занят одной Мариной, дочерью воеводы. Мнишек вспоминает, как посоветовал дочери не упус-кать Дмитрия, и вот он уже в ее сетях. Вишневецкий замечает: думал ли Мнишек о том, что его слуга взойдет на трон москов-ский, а дочь воеводы будет царицей?

Ночью в саду у фонтана происходит свидание Марины и Са-мозванца. Он признается красавице в своих чувствах и спраши-вает ее, любила бы она не князя? Вслед за этим открывает свою тайну. Марина в гневе заявляет, что Самозванец недостоин ее, когда так легко, из одной только любви к ней, сознался, что он всего лишь беглый монах. Спрашивает, почему же он не сообщил истину ее отцу или королю Вишневецкому? Как же она может соединить свою судьбу с человеком, так ветрено открывшим свой позор? Марина угрожает раскрыть тайну Самозванца, но тот отве-чает, что ему нечего бояться. Она всего лишь польская дева, а он — русский царевич в глазах людей. Марина отвечает, что рада слы-шать речь не мальчика, но мужа, и посылает Самозванца скорее сесть царем в Кремле.

Самозванец ведет свои полки к Литовской границе. С ним Курб-ский.

В Боярской думе обсуждают последние события — бояре воз-мущены тем, что расстрига ведет дружины на Москву и дерзает писать угрозы государю. Басманов клянется, что не пройдет и трех месяцев, как преступник будет привезен в столицу в же-лезной клетке.

Царь раздает указания по созданию войска и усмирению смут-ных мыслей в народе, вызванных подметными письмами Само-званца. Патриарх предлагает перевезти святые мощи царевича из Углича в Кремль, чтобы народ увидел обман Самозванца-злодея. Князь Шуйский против этого: не скажут ли, что святыню делают орудием в мирских делах? Он предлагает самому выйти к народу и уговорить, усовестить его безумство. Бояре обсуждают поведе-ние Шуйского и хвалят его, замечая при этом, как побледнел царь Борис.

Близ Новгород-Северского Дмитрий, поддерживаемый ино-странными войсками, одерживает первую победу. Материал с сайта

В Москве в церквях объявляют анафему Гришке Отрепьеву, а в Севске Самозванец допрашивает пленного и расспрашивает его о настроениях в Москве. Назначает сражение на завтра.

На следующий день Лжедмитрий после сражения скрывается в лесу. Его войско разбито.

В Москве в царских палатах Годунов сетует на то, что Само-званец вновь собрал войско и угрожает уже со стен Путивля. Обе-щает, управившись с Самозванцем, заняться боярами. Впредь нуж-но ставить превыше всего «не род, а ум». Пора презреть «ропот знатной черни».

Царю объявляют о прибытии иностранных гостей, он ухо-дит. Оставшийся наедине со своими мыслями Басманов желает царю скорее управиться с Отрепьевым и «сломить рог боярству родовому».

Вдруг шум, тревога. Оказывается, царь занемог. Внезапно хлы-нула кровь из уст и ушей, и он упал. Царя выносят на стуле. С ним все семейство. Царь чувствует, что умирает, и дает последние наставления сыну. Перед смертью над царем совершается обряд святого постриженья.

В Ставке Басманов и Пушкин спорят о том, кто будет москов-ским царем — сын Бориса или Дмитрий, которого уже признали и Россия, и Литва. Пушкин советует Басманову прислушаться к холодному рассудку и присягнуть Дмитрию, которому без боя уже сдались целые города. Басманов задумывается и колеблется, рассуждая о своих дальнейших действиях и их последствиях.

На Лобном месте Пушкин призывает народ истребить семей-ство царя Бориса и покориться законному наследнику престола — царевичу Дмитрию. Народ отвечает боярским речам криками о том, что надо идти в Кремль и «вязать Борисова щенка».

У дома Бориса в Кремле выставлена стража. Семья Бориса от-ныне под арестом. В дом входят бояре и трое стрельцов. В народе, наблюдающем за событиями вокруг дома Годуновых, говорят, что бояре, верно, пришли приводить к присяге царевича Федора Го-дунова.

Из дома слышится шум, женский визг. На крыльце появляет-ся боярин Мосальский и сообщает, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравили себя ядом, и бояре видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Боярин призывает кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу. Народ безмолвствует.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе о борисе годунове
  • о чем, проснувшись, просит пимена григорий годунов?

А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Вариант 1

1) молится
2) пишет летопись
3) поёт псалмы

1) помолиться за него
2) помочь ему спрятаться
3) благословить его
4) помочь ему бежать

1) неверием
2) несоблюдением постов
3) великой греховностью

А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Вариант 2

1) помогает ему
2) молится
3) предаётся размышлениям
4) спит

1) смирять себя постом
2) уйти в монахи
3) не прекращать борьбу
4) собрать войско

1) при Иване Грозном
2) при Фёдоре
З) при Василии
4) при Иване III

1) Бориса
2) царицу
3) Иуду Битяговского
4) няньку

А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Вариант 2
1. Что делает Григорий в келье отца Пимена, пока тот пишет летопись?
1) помогает ему
2) молится
3) предаётся размышлениям
4) спит
2. Что советует Пимен Григорию?
1) смирять себя постом
2) уйти в монахи
3) не прекращать борьбу
4) собрать войско
З. При каком правителе, по словам Пимена, Русь «утешилась во славе безмятежной»?
1) при Иване Грозном
2) при Фёдоре
З) при Василии
4) при Иване III
4. Кого обвинили убийцы Дмитрия в смерти царевича?
1) Бориса
2) царицу
3) Иуду Битяговского
4) няньку
5. Назовите фамилию Григория, выдававшего себя за царевича Дмитрия

А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Вариант 1
1. Что делает отец Пимен, когда Григорий спит?
1) молится
2) пишет летопись
3) поёт псалмы
4) размышляет о судьбе Григория
2. О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий?
1) помолиться за него
2) помочь ему спрятаться
3) благословить его
4) помочь ему бежать
З. Чем, по словам Пимена, русский народ прогневал Бога?
1) неверием
2) несоблюдением постов
3) великой греховностью
4) тем, что сделал владыкою цареубийцу
4. Сколько раз Григорий видит один и тот же сон?
5. Сколько лет было убитому царевичу Дмитрию в момент смерти?

А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Вариант 2
1. Что делает Григорий в келье отца Пимена, пока тот пишет летопись?
1) помогает ему
2) молится
3) предаётся размышлениям
4) спит
2. Что советует Пимен Григорию?
1) смирять себя постом
2) уйти в монахи
3) не прекращать борьбу
4) собрать войско
З. При каком правителе, по словам Пимена, Русь «утешилась во славе безмятежной»?
1) при Иване Грозном
2) при Фёдоре
З) при Василии
4) при Иване III
4. Кого обвинили убийцы Дмитрия в смерти царевича?
1) Бориса
2) царицу
3) Иуду Битяговского
4) няньку
5. Назовите фамилию Григория, выдававшего себя за царевича Дмитрия

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, ‹…›
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится...

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища...

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Краткое содержание

В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро­тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: а действительно ли царевича сгубил Борис? И оба князя рассуждают о том, что невелика честь для Руси — иметь царем вчерашнего раба, татарина и зятя Малюты

Скуратова. Они, представители древнейших родов, более достойны быть избранными на царство. Борис же «умел народ очаровать», а они давно из воинственных властителей превратились в царс­ких подручников. Шуйский смотрит в окно и видит, что толпа на площади разошлась. Оба князя уходят, чтобы узнать о принятом на Соборе решении.

На Красной площади собрался народ, и слышны разговоры о том, что Борис снова отказался взойти на царский престол. Вер­ховный дьяк Щелкалов с Красного крыльца сообщает народу о том, что завтра в последний раз будет отслужен молебен и пред­принята последняя попытка уговорить Бориса Годунова на цар­ствование. Православным предложено идти по домам и молиться.

Народ собрался на Девичьем поле перед Новодевичьим монас­тырем. Один человек из толпы говорит, что к царице, сестре Го­дунова, в келью вошли Борис и патриарх с толпой бояр. Народ поднимает вой и плач, наконец слышится крик, что царь согла­сился, и возносятся здравицы царю Борису.

В Кремлевских палатах Борис Годунов говорит, что принял власть со страхом и смиреньем, и просит помощи у господа и бояр в управлении государством. После своей речи он призыва­ет всех поклониться гробам «почиющих правителей России», а уж после этого можно сзывать народ на пир.

Ночью в келье в Чудовом монастыре монах, отец Пимен, пи­шет свое последнее сказанье, завершающее летопись. Он говорит о том, что по страницам его летописей потомки православных будут изучать земли родной минувшую судьбу. Григорий пробуж­дается и сетует на то, что один и тот же сон ему снится в третий раз. Бросает взгляд на Пимена, сидящего перед лампадой. Гово­рит о том, что любит спокойный вид пишущего старика, погру­женного душой в минувшее. Размышляет, о чем же на этот раз пишет старик, который одинаково равнодушен к добру и злу. Пимен обращает внимание на то, что Григорий проснулся. Юно­ша просит старца благословить его и рассказывает о том, что три раза подряд видел один и тот же сон. Просит объяснить его зна­чение. А сон таков: Григорию снилось, что его ведет на башню крутая лестница. С высоты ему виделась Москва, похожая на му­равейник. Внизу на площади кипел народ и указывал со смехом на юношу. Ему становилось стыдно и страшно, и, падая стрем­глав, он пробуждался. Пимен говорит, что в Григории играет мла­дая кровь, и советует смирять себя молитвой и постом. Григорий отвечает старцу, что тому есть о чем вспомнить — его молодость была полна событий, а вот ему, Григорию, с молодости приходит­ся скитаться по монастырям да по кельям. По мнению Пимена, Григорию не о чем печалиться, он советует молодому послушни­ку не горевать оттого, что тот рано отдалился от мира. Старец вспоминает о том, что в молодости многим насладился, но лишь тогда изведал настоящее блаженство, когда отдалился от мира и пришел в монастырь. Вспоминает о царях, которые, как только царский венец становился им тяжел, меняли его на монашеский клобук. Сокрушается о том, что они прогневали бога — нарекли владыкою цареубийцу.

Григорий расспрашивает старца о смерти малолетнего цареви­ча Дмитрия. Пимен вновь уходит в воспоминания и рассказывает, что во время убийства Дмитрия находился в Угличе. Вместе со всеми он побежал на площадь, на которой лежал зарезанный ца­ревич. Народ бросился вослед бежавшим трем убийцам и привел их к еще теплому трупу убиенного младенца. Случилось чудо — мертвец затрепетал. Народ завопил, чтобы убийцы покаялись. Убий­цы же под топором палача, раскаявшись, назвали имя Бориса Годунова.

Григорий интересуется, каких лет был убиенный царевич, и получает от старца ответ, что сейчас бы он с Григорием был одних лет.

В палатах патриарха игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о том, что Григорий Отрепьев, из роду Галицких бо­ярских детей, с детских лет скитавшийся по разным обителям и, наконец, примкнувший к братии Чудова монастыря, вот уже три дня как сбежал. Патриарх произносит вслух слова Григория о том, что тот будет царем на Москве, и приказывает поймать «врагоугодника» и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

В царских палатах между собой разговаривают два стольника о царе, запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном, которых в последнее время стало очень много возле государя.

Стольники уходят, идет царь Борис. Годунов говорит о том, что он достиг высшей власти, шестой год как царствует спокойно. Однако не веселят ни власть, ни жизнь. Он думал успокоить свой народ довольствием и славой, но оставил эти помыслы. «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мерт­вых», — думает Годунов. Во время голода он накормил народ, дал людям работу — они же его проклинали. После пожара, ис­требившего жилища людей, Борис приказал выстроить новые дома, а люди этим же пожаром его и попрекали. Царь хотел най­ти счастья в своей семье и осчастливить дочь браком — смерть унесла жениха. Молва снова стала упрекать Бориса уже за вдов­ство дочери и винит в смерти царя Федора и своей сестры. Царь говорит о том, что среди мирских печалей может успокоить лишь одна совесть, если она чиста, но если на ней есть хоть одно пят­но, то душа сгорит. Жалок тот, у кого совесть нечиста.

В корчме на Литовской границе сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам. Здесь же Отрепьев в мирской одежде. Они пьют, едят и мирно разговаривают. Здесь Григорий узнает от хозяйки что везде расставлены заставы — ищут кого-то беглого. Входят приставы и говорят про царский указ о поимке беглого еретика Григория Отрепьева. Григорий вызвался зачитать указ, сказав, что обучен грамоте. Пытается свести приметы, указанные на бу­маге, к приметам отца Варлаама. Но Варлаам тоже умеет читать и раскрывает хитрость Григория. В указе — приметы Отрепьева. Беглый преступник достает кинжал, все перед ним расступают­ся. Он бросается в окно, а приставы бегут за ним в беспорядке.

В Москве, в доме Шуйского становится известно о том, что по слухам царевич Дмитрий жив. Боярин рассуждает о том, что кто бы ни был этот человек — спасенный царевич или бесстыд­ный самозванец — но Дмитрий появился. Этот человек вхож и к литовским панам, и в тайную палату короля, обласкан поляками. Умен, ловок, обворожил всех. Король его ласкает и обещает по­мощь. При такой угрозе царю Борису не сносить венца.

В царских палатах дочь Годунова Ксения все плачет о. своем умершем женихе, а сын занят учением — чертит географичес­кую карту. К царю с докладом приходит Семен Годунов, царь про­сит дочь удалиться. Семен Годунов докладывает о собрании в доме Шуйского и о том, что сам Шуйский уже здесь. Вошедший Шуй­ский сообщает царю о том, что в Кракове объявился самозванец, все паны и король — на стороне этого человека. Самозванец под именем царевича Дмитрия движется к литовской границе и тем опасен, что в случае перехода границы к нему примкнет толпа безумцев, которую привлечет имя убитого царевича. Царь допы­тывается у Шуйского, правда ли, что убиенный в Угличе отрок был царевич Дмитрий, и не было ли подмены. Шуйский успока­ивает царя, говоря о том, что погибший — действительно царе­вич Дмитрий.

В Кракове, в доме Вишневецкого, Самозванец тем временем беседует с представителями польской, литовской и русской зна­ти, умело находя подход к каждому собеседнику. В конце беседы поэт преподносит Самозванцу стихи, написанные по-латыни, и получает в подарок перстень.

Все готовы идти в поход. Звучат здравицы в честь Дмитрия, великого князя Московского.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Вишневецкий и Мнишек говорят о том, что Самозванец занят одной Мариной, дочерью воеводы. Мнишек вспоминает, как посоветовал дочери не упус­кать Дмитрия, и вот он уже в ее сетях. Вишневецкий замечает: думал ли Мнишек о том, что его слуга взойдет на трон москов­ский, а дочь воеводы будет царицей?

Ночью в саду у фонтана происходит свидание Марины и Са­мозванца. Он признается красавице в своих чувствах и спраши­вает ее, любила бы она не князя? Вслед за этим открывает свою тайну. Марина в гневе заявляет, что Самозванец недостоин ее, когда так легко, из одной только любви к ней, сознался, что он всего лишь беглый монах. Спрашивает, почему же он не сообщил истину ее отцу или королю Вишневецкому? Как же она может соединить свою судьбу с человеком, так ветрено открывшим свой позор? Марина угрожает раскрыть тайну Самозванца, но тот отве­чает, что ему нечего бояться. Она всего лишь польская дева, а он — русский царевич в глазах людей. Марина отвечает, что рада слы­шать речь не мальчика, но мужа, и посылает Самозванца скорее сесть царем в Кремле.

Самозванец ведет свои полки к Литовской границе. С ним Курб­ский.

В Боярской думе обсуждают последние события — бояре воз­мущены тем, что расстрига ведет дружины на Москву и дерзает писать угрозы государю. Басманов клянется, что не пройдет и трех месяцев, как преступник будет привезен в столицу в же­лезной клетке.

Царь раздает указания по созданию войска и усмирению смут­ных мыслей в народе, вызванных подметными письмами Само­званца. Патриарх предлагает перевезти святые мощи царевича из Углича в Кремль, чтобы народ увидел обман Самозванца-злодея. Князь Шуйский против этого: не скажут ли, что святыню делают орудием в мирских делах? Он предлагает самому выйти к народу и уговорить, усовестить его безумство. Бояре обсуждают поведе­ние Шуйского и хвалят его, замечая при этом, как побледнел царь Борис.

Близ Новгород-Северского Дмитрий, поддерживаемый ино­странными войсками, одерживает первую победу.

В Москве в церквях объявляют анафему Гришке Отрепьеву, а в Севске Самозванец допрашивает пленного и расспрашивает его о настроениях в Москве. Назначает сражение на завтра.

На следующий день Лжедмитрий после сражения скрывается в лесу. Его войско разбито.

В Москве в царских палатах Годунов сетует на то, что Само­званец вновь собрал войско и угрожает уже со стен Путивля. Обе­щает, управившись с Самозванцем, заняться боярами. Впредь нуж­но ставить превыше всего «не род, а ум». Пора презреть «ропот знатной черни».

Царю объявляют о прибытии иностранных гостей, он ухо­дит. Оставшийся наедине со своими мыслями Басманов желает царю скорее управиться с Отрепьевым и «сломить рог боярству родовому».

Вдруг шум, тревога. Оказывается, царь занемог. Внезапно хлы­нула кровь из уст и ушей, и он упал. Царя выносят на стуле. С ним все семейство. Царь чувствует, что умирает, и дает последние наставления сыну. Перед смертью над царем совершается обряд святого постриженья.

В Ставке Басманов и Пушкин спорят о том, кто будет москов­ским царем — сын Бориса или Дмитрий, которого уже признали и Россия, и Литва. Пушкин советует Басманову прислушаться к холодному рассудку и присягнуть Дмитрию, которому без боя уже сдались целые города. Басманов задумывается и колеблется, рассуждая о своих дальнейших действиях и их последствиях.

На Лобном месте Пушкин призывает народ истребить семей­ство царя Бориса и покориться законному наследнику престола — царевичу Дмитрию. Народ отвечает боярским речам криками о том, что надо идти в Кремль и «вязать Борисова щенка».

У дома Бориса в Кремле выставлена стража. Семья Бориса от­ныне под арестом. В дом входят бояре и трое стрельцов. В народе, наблюдающем за событиями вокруг дома Годуновых, говорят, что бояре, верно, пришли приводить к присяге царевича Федора Го­дунова.

Из дома слышится шум, женский визг. На крыльце появляет­ся боярин Мосальский и сообщает, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравили себя ядом, и бояре видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Боярин призывает кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу. Народ безмолвствует.

Пушкин, Краткое содержание Борис Годунов


На этой странице искали:

  • борис годунов краткое содержание
  • борис годунов пушкин краткое содержание
  • пушкин борис годунов краткое содержание
  • краткое содержание борис годунов
  • борис годунов очень краткое содержание