Лето

Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава") Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра1? За что любит поэт свой город

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

5.Вывод.


6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":
Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.
3) Работа по тексту поэмы.

  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

  • Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).
4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.
:промчался перед полками,

могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).
6) Вывод:

  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

произвести подробный анализ текста;

прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

историческому прошлому своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы 7 класс

Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

« Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

Произвести подробный анализ текста;

Прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

Историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: портрет Петра I, Карла 12, текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и целей.

2.Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

(ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

Слово учителя.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

3 Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

План:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя?

(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое?

(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»?

(У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует?

(В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

(Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

(Чтение отрывка наизусть)

Какое впечатление он на вас производит?

(впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев» «Полтавский бой».

Описание победы .

Какие чувства победы и как передает нам автор?

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

Подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

5.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.

6. Выставление оценок.

Литература:

  1. Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
  2. Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
  3. Коровина В. Я. « Пушкин в школе» М. 1999
  4. Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
  5. Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
  6. «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
  7. Пушкин А. С. « Сочинения» т.5., М. 1994
  8. Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998

Комитет по образованию Администрации Хабарского района

МБОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Пётр 1 и его эпоха»

(7класс)

Урок подготовили: учитель истории

Карасёва Ирина Николаевна,

учитель литературы

Трощенко Татьяна Ивановна.

с.Свердловское

201 4 г.

Интегрированный урок истории и литературы

по теме «Петр 1 и его эпоха»

(повторительно-обобщающий)

Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I;

раскрыть прогрессивный характер и классовую ограниченность петровских преобразований;

формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определённого исторического периода;

расширить представление о роли и значении исторической личности в истории;

выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к нему, произвести анализ текста «Полтава»;

рассмотреть образ Петра в поэме «Медный всадник»;

познакомить с новым понятием метонимия.

Оборудование: мультимедийная установка с показом презентации по теме урока, отрывок из видеофильма о Северной войне; выставка картин, книг, иллюстраций о Петровской эпохе; рефераты.

В презентации использованы интернетресурсы:http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kunstkamera_SPB.jpg?uselang=ru

http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=61626&month=&year=

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lomonosov_Poltava_1762_1764.jpg?uselang=ru

http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/surikov/img/54

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/9/data/p6.htm

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post169751856/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_Alexander_Danilovich_Menshikov1.jpg?uselang=ru

http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

Формы организации деятельности учащихся : «ведущие» урока, активные участники обсуждения темы урока – учащиеся.

ХОД УРОКА

    Организационный момент .

Демонстрация ребуса (О ком сегодня на уроке будет идти речь?)

Слайд1

Ведущий учитель истории

Сегодня наш урок посвящен эпохе преобразований 17-18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра. Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию.

II Актуализация опорных знаний.

Ведущий учитель истории

Слайд 2

Итак – «Преобразователь или разрушитель?» К концу урока вам нужно будет сформировать своё мнение, суждение:

«Кто же был Пётр 1? Преобразователь или разрушитель?»

Ведущий учитель истории : И наш первый выступающий учащийся Евдокимов Саша представит характеристику Петра 1. (рассказ учащегося)

Какие интересные случаи происходили с Петром 1 в жизни, раскрывающие его характер.

НестеренкоМ.

Ильченко Л.

Ведущий учитель истории:

Слайд3

Пётр был очень сильным, энергичным человеком (рост его составлял 2м 4см, размер обуви -47, руками гнул серебряные тарелки). Трудолюбив, постоянно тянулся к новым знаниям, носил на руке перстень с надписью «Аз есмь в чину учимых и учящих мя требую».

- Как вы понимаете эту надпись?

Выдающийся политик, был кузнецом и фортификатором, инженером и кораблестроителем, уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров, был автором многих законов, указов, умел держать в руках шпагу, был храбрым воином.

Ведущий учитель литературы:

Пётр 1обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремлённо учился. Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело.

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о нём А.С.Пушкин. Пётр 1 мог говорить на немецком, польском, голландском, английском, шведском, татарском языках, читать на латыни

Он был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения.

Посмотрите изображения Петра1

Слайд 4 – 5 – 6

(«Портрет Петра1», «Пётр 1 в Полтавской битве», медаль за Полтавское сражение, памятник Петру 1 и др.)

и ответьте на вопросы:

- Какие черты характера вас привлекают в личности Петра 1, а какие нет?

- Как художники того времени изображали Петра1?

- Что общего можно заметить в скульптуре и живописи того времени?

Ведущий учитель истории :

Во время поездки за границу в составе Великого посольства царь посещал заводы, монетные дворы, научные учреждения, работал на судоверфях, встречался с дипломатами, мастерами.

В Курляндии при изучении артиллерийского дела получил аттестат, в котором значилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника»

Слайд 7

В Голландии за работу на верфях получил соответствующий аттестат.

Слайд 8 - 9

Корабельный мастер Поль засвидетельствовал, что «Пётр Михайлов был прилежным и разумным плотником,… кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучал так основательно, что может, сколь мы сами разумеем, в том и другом упражняться»

В Англии в г.Дептфорде изучал чертежи и пропорции корабельной структуры, осматривал лондонские предприятия, ездил в Гринвичскую обсерваторию, наблюдал морское сражение.

Царь не имел заранее плана преобразований, четкой программы реформ. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других, вопросы военные не могли быть решены без определенных экономических перемен.

Ведущий учитель литературы:

А.С.Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в Стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царём Пётр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить её роль на международной арене. В результате азовских походов был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (До этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода)

А для связи с западом необходим был выход к Балтийскому морю.

- Как Пётр пытается решить эту проблему? (ответы учащихся)

Видеоролик «Северная война»

Остановить.

Ведущий учитель литературы:

(«И грянул бой, Полтавский бой» А.С.Пушкин

Отрывок из поэмы «Полтава»)

Этому событию Пушкин посвятил поэму «Полтава». В которой сочетаются лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве. Перед началом битвы обратился Пётр к своим войскам с речью. Речь его была ясной, слова его запали в душу каждого солдата.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Пётр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах.

- Рисковал ли Пётр своей жизнью в этом сражении?

Подтвердите примерами.

(первая пуля пробила шляпу, вторая ударила в седло, третья попала в грудь Петра, в серебряный крест, оставив глубокую вмятину на нём)

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории Родины, героем, которого выступает народ защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к своему герою.

Дома вы должны были составить план отрывка из поэмы «Полтава» Зачитать.

    Начало боя

    Появление Петра

    Передышка в бою

    Образ Петра и Карла

    Битва в разгаре

  1. - Как рисует Пушкин начало боя?

    - Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?

    - Почему поле брани роковое?

    - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

    - Найдите эти глаголы?

    - Как поэт передаёт ощущение топота множества ног?

    - Что такое звукопись?

    Найдём это четверостишие в тексте.

    Зачитайте появление Петра.

    - Какое впечатление он на вас производит?

    - Как поэт добивается этого эффекта?

    - С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

    - С чем сравнивается образ битвы?

    Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

    - Как изображается появление Петра перед своими воинами?

    А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла 12?

    - Как вы понимаете выражения: «Смущённый взор изобразил; и «Желанный бой в недоуменье»?

    Пётр уверен в своих силах и стремлении завоевать победу, внушает эту уверенность своим солдатам. Карл слабый больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения. Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра.

    Включить ролик.

    Но мы возвращаемся к тексту. Работа по вариантам

    1вариант.

    Выбрать глаголы напряжённость стремительность рукопашного боя

    2вариант

    Звукопись в описании боя.

    - Какие чувства победы и как передаёт нам автор?

    - За каких учителей поднимает кубок Пётр 1?

    - Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чём оно говорит?

    - Каким предстаёт перед нами Пётр Великий в изображении Пушкина?

    - Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

    - Кем же является в этой поэме Пётр 1?

    Продолжение ролика

    Ведущий учитель истории :

    Задача:

    Когда в 1912г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведёт через Полтаву».

    О чём предупреждал Наполеона русский генерал?

    Россия становится одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.

    Некоторые историки, литераторы, например, Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работы. Они прославляли такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни.

    Пётр часто сетовал, что не может одновременно держать в руке шпагу и перо.

    Отгадав эти ребусы мы справедливо можем сказать, что Пётр был прекрасный ……………….. (Полководец) и ему одновременно нужно было проводить ……………………. (реформы).

    Слайд 10-11

    Сообщение Подсорина Камила. Экономические преобразования были очень существенны. Создаются металлургические базы на Урале, строятся заводы, выпускавших железо. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Петербурге, Воронеже, Архангельске, на одной Адмиралтейской верфи в столице работали 10 тысяч человек. В 1719 г все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали передаваться предприятия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Государство проводило протекционистскую политику и в отношении торговли. Создавались крупные купеческие компании, строились речные каналы. Благодаря политики меркантилизма, повышению таможенных пошлин, в 1726 году российский экспорт вдвое превысил импорт.

    Слайд 12 - 13

    Также Петр перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думы пришел Сенат. Вместо приказов создано 12 коллегий.

    И еще один сторонник Петра выступит перед вами. Комаров Андрей

    Я поддерживаю предыдущего выступающего и заявляю, что Петр совершил переворот в культуре российского общества. Преобразования требовали большого количества образованных людей. С этим связано внимание Петра к образованию. В 1698 г. первая группа дворян была направлена на учебу за границу. В 1701 г. были открыты Навигацкая и Артеллирейская школы, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Образование имело светский характер: первое место занимали математика, астрономия, инженерное дело и другие предметы. Для обучения использовались новые учебники, например, «Арифметика»» Л. Магницкого. Слайд 14 – 15 - 16

    Был создан новый гражданский алфавит, который упростил обучение грамоте и облегчил чтение. В декабре 1699 г. Петр приказал перейти на общеевропейское летосчисление, началом года считалось не 1 сентября, а 1 января.

    Символом России стал Петербург, первый город в стране, построенный по плану.

    Слайд 17 – 18

    Летний дворец Петра, Кунсткамера, Гостиный двор, здание двенадцати коллегий олицетворяли европейскую архитектуру.

    Ведущий учитель литературы:

    Слайд 19

    Одним из символов Петербурга является «Медный всадник».

    - Кому посвящён этот памятник и кто его автор?

    Образ Петра запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе «Медный всадник». И своеобразным памятником дел образа Петра 1 стало произведение Пушкина. У него своё видение этого образа.

    - Чем объяснить его интерес к этой личности?

    Мы уже увидели отношение Пушкина к Петру в поэме «Полтава», а теперь ещё раз увидим бессмертие дел Петра в поэме «Медный всадник!

    Поставим перед собой задачу : каким мы увидим Петра в этой поэме?

    Слайд 20

    Люблю тебя Петра творенье

    Люблю твой строгий стройный вид

    Невы державное теченье

    Береговой его гранит

    - Как строился этот великий город?

    Сообщение Кононенко Дарья.

    - Каков был замысел Петра?

    Слайд 21

    (на берегу пустынных волн

    Стоял он дум великих полн,

    И вдаль глядел. Пред ним широко

    Река неслася; бедный чёлн

    По ней стремился одиноко.

    И думал он: отсель грозить мы будем шведу.

    Слайд 22

    Здесь будет город заложён

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно,

    Ногою твердой стать при море.

    Сюда по новым им волнам

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.)

    - Для чего Пётр замыслил преобразования?

    - Что нужно сделать в интересах государства?

    - Как вы понимаете смысл выражения: «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Обратите внимание на метафору в Европу прорубить окно.

    - Каково значение строк? «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам».

    С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово флаги употреблено вместо слов «корабли разных стран». Такого рода выражение когда называется часть места целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного(«отсель грозить мы будем шведу») называется метонимией.

    Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.

    Составим таблицу в тетради.

    - Что же хотел сказать поэт, рисуя эти две картины?

    Всё преобразилось за сто лет. Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна. Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной болотистой местности.

    - Каково отношение Пушкина к городу Петербургу?

    - За что любит поэт свой город?

    Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», когда поэту хочется творить уйти в свои творческие думы.

    Петербург для Пушкина олицетворение государственности. Замысел Петра был реализован ценой насилия над природой и людьми. Таким образом, появляется конфликт между человеком и природой.

    - А что такое конфликт?

    - Какие конфликты вы смогли бы ещё выделить в поэме? (человек и государство)

    Конфликт человек и природа(Пётр 1 победил, потому что цели его общие, государственные, исторические).

    Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из топи блат.

    Человек должен покорить природу, но природа будет мстить. (– наводнение.)

    Второй конфликт – человек и государство (интересы простого человека и государства)

    Образ Петра это символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Возведение города было государственной необходимостью. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны, но это всё-таки историческая необходимость и такие преобразования были под силу не каждому царю.

    - За какие деяния вошёл Пётр в историю?

    - Каким показал Пушкин Петра в данном отрывке?

    - С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра1?

    Ведущий учитель литературы

    Реформы императора носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой.

    Слайд 23

    Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.

    Верхушка общества приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.

    Слайд 24

    Мне, кажется, мы могли бы так спорить до бесконечности…

    В деятельности Петра можно найти много положительного, прогрессивного, но также и негативного. Преобразования Петра были ярким примером реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Успехи в экономике и внешней политике были достигнуты ценой многократного увеличения налогов, обнищания и закабаления основной массы населения. По подсчетам ученых, налоги в эпоху преобразований выросли в три раза.

    Ведущий учитель истории

    Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. Закономерно, что петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику.

    Выскажите свою точку зрения. Кто же он? Преобразователь или разрушитель?

    Подведение итогов урока.

    Проведение закрепления

      Тестирование

      (Презентация - игра)

    Дата: Класс: 7урок 3­4
    Тема:А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное,
    историческое и злободневное в поэме
    Цель урока:познакомиться с отрывком из поэмы и выявить средства, с помощью которых поэт прославляет
    эти качества. Показать интерес Пушкина к истории России, мастерство поэта в изображении Полтавской
    битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
    3
    ми
    н.
    5
    ми
    н.
    20
    ми
    н.
    Деятельность учителя
    Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
    готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по
    приему «Атомы и молекулы»
    II. Мотивация к изучению нового.
    С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
    теме нового урока.
    Деятельность
    обучающихся
    Ученики
    осмысливают
    поставленную цель.
    Дети делятся на
    группы.
    Ученики отвечают
    на вопросы учителя.
    наглядности
    III. Актуализация знаний
    Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
    Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику
    выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем
    часть рассказа)
    Ученики работают
    над текстом.
    Демонстрируют
    свои знания.
    учебник
    карточки
    Группа 1 и посмотрите, какие слова вам знакомы. Дайте им
    объяснение. Пояснение незнакомых слов найдите на обороте.
    ­ теснины – узкий проход между
    возвышенностями.
    ­ рать – войско.
    ­ шатёр ­ большая палатка, крытая
    тканью.
    ­ лик – лицо человека.
    ­ гарцевать – лихо ездить верхом.
    ­ властелин – победитель.
    ­ око – глаз.
    ­ одрях – слабый, немощный от
    старости.
    ­ чело – лоб.
    Чтение отрывка.
    ­ Какие чувства вызывает у Вас содержание поэмы? (гордость,
    страх, опасность, радость, тревога).
    ­ Какие части речи создают напряжённость, ускоренный ритм?
    (глаголы)
    ­ Каких главных героев вы увидели?
    Группа 2

    Сравнительная характеристика главных героев.

    10
    ми
    н.
    Пётр I Карл XII
    “звучный глас”
    “глаза сияют” (зачеркните
    “лик ужасен” словосочетания,
    “движенья быстры” которые не
    “промчался пред полками” подходят данному
    “могуч и радостен” образу)
    “бледен, недвижим”
    “в душу тихо погрузился”
    “смущённый взор”
    “слабым манием руки”
    3 группа: выбрать глаголы, передающие напряженность,
    стремительность рукопашного боя.
    (рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
    4 группа: звукопись в описании боя.
    (использование звонких и шипящих звуков создает ощущение
    звона, грохота, скрежета).
    IV. Закрепление урока. По методу «Кресло автора»
    Как рисует Пушкин начало боя?
    (описание боя дается с точного указания места и времени, где
    он произошел)
    Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ
    зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
    ­ Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
    (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо
    вооруженной)
    ­ Почему поле брани роковое?
    (Рок – это судьба.Исход битвы решает судьбу народа.)
    ­ Кто такой « бог браней»?
    (У древних римлян Марс ­ бог войны.)
    ­ Кому этот Бог покровительствует?
    (В донном сражении он покровительствует русским).
    ­ Каким образом поэт достигает живости, динамичности
    повествования?
    (Все изображается в движении, много глаголов, которые
    подчеркивают быстроту.)
    Давайте найдем эти глаголы.
    Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
    ­ Как поэт передает ощущение топота множества ног?
    Для этого Пушкин использует звукопись.
    Что такое звукопись?
    (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий
    художественное выразительное значение.)
    Найдем это четверостишие в тексте.
    Волнуясь, конница летит;
    Пехота движется за нею
    И тяжкой твердостью своею
    Ее стремление крепит…
    (в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение
    Ученики делают
    внутренний и
    внешний круг.
    Внутренний­
    обсуждают тему, а
    внешний­
    наблюдает за их
    действиями.

    топота)
    Появление Петра I.
    Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
    (Чтение отрывка наизусть)
    ­Какое впечатление он на вас производит?
    (впечатление силы, величия, красоты)
    ­ Как поэт добивается этого эффекта?
    Поэт использует слова, которые сейчас называются
    устаревшими:
    «лик, глас», «Божия гроза»
    Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и
    столько же непредсказуем как ее появление.
    Вдумаемся в эти слова:
    Лик его ужасен.
    Движенья быстры.
    Он прекрасен.
    Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при
    описании Петра Великого?
    ­ С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для
    описания Петра?
    (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в
    действиях).
    .
    Постер для всех групп Тема;
    Учащимся предлагается изобразить главных героев, как они себе
    их представляют.(группам из 3­х человек даётся на листочке
    образ Петра I и Карла XII. Под лёгкую музыку они представляют
    героя литературного произведения. Задача класса – угадать образ
    героя. Выступающие по окончанию музыки должны замереть,
    приняв образ характерного героя.)
    V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
    Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
    пожеланиями соседу по парте и отправить.
    В чем современность поэмы «Медный всадник»?
    ­Можно ли считать проблему власти и народа одной из вечных
    тем?
    ­Чего больше в создании Петра­величия, государственной
    необходимости или источника страдания для простого народа?
    ­Стоит ли создание такого города, как Санкт­Петербург -
    страданий простых людей?
    ­Как в государственном масштабе должно соотноситься частное
    и общее, государственное и личное?
    ­ Чему научил вас урок?
    ­ Какое впечатление осталось у вас от урока?
    фишки
    стикеры
    Оценивают работу
    своих
    одноклассников,
    пишут телеграммы.
    На стикерах
    записывают свое
    мнение по поводу
    урока.
    VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
    домашней работы.
    Записывают
    домашнюю работу в
    дневниках.
    5
    ми
    н.
    2
    ми
    н.

    1

    "Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава")

    Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

    Разработка урока литературы. 8 класс.

    Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему ; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

    Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

    Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

    Тип урока: урок-изучение нового материала.

    План урока:

    1.Организационный момент.

    2.Исторический комментарий.

    3.Выразительное чтение отрывка.

    4.Анализ текста по плану.

    6.Выставление оценок, домашнее задание.

    Ход урока


    • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

    • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

    Отсель грозить мы будем шведу;

    Здесь будет город заложен

    Назло надменному соседу;

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно.

    1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

    На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

    Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

    На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

    В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

    2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

    План отрывка заранее записан на доске:


    • Начало боя.

    • Появление Петра.

    • Передышка в бою.

    • Образы Петра и Карла.

    • Битва в разгаре.

    • Победа.

    • Пир Петра.

    3) Работа по тексту поэмы.


    • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

    • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

    • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).
      Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

    • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

    • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
    Волнуясь, конница летит;

    Пехота движется за нею

    И тяжкой твердостью своею

    Ее стремление крепит...


    • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

    • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

    • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

    • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

    • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
    Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

    • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

    • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

    4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.

    :промчался перед полками,

    Могуч и радостен, как бой:

    За ним неслись толпой:

    Его товарищи, сыны:

    Тогда-то, свыше вдохновенный

    Раздался звучный глас Петра:

    "За дело, с богом!"

    Карл XII

    Несомый верными слугами,

    В качалке, бледен, недвижим,

    Страдая раной, кард явился:

    Он в думу тихо погрузился.

    Смущенный взор изобразил

    Необычайное волненье

    Казалось, Карла приводил

    Желанный бой в недоуменье:

    Вдруг слабым манием руки

    На русских двинул он полки...

    Вывод(запись в тетрадях):

    Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

    Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

    5) Продолжение работы по тексту поэмы:


    • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
    Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

    • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

    • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
    Браздами, саблями звуча...

    Бросая груду тел на груду,

    Шары чугунные повсюду
    Меж ними прыгают, разят,

    Прах роют и в крови шипят...

    (Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


    • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

    • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

    • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).

    6) Вывод:


    • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

    • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
    Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

    То академик, то герой,

    То мореплаватель, то плотник,

    Он всеобъемлющей душой

    На троне вечный был работник.

    Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

    7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

    Литература:
    1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

    2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

    3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

    4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

    5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

    6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

    7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

    8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г