Лето

Самый известный современный историк. по дисциплине «История России»

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.)

Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории - «Истории Российской». Татищева по праву называют отцом русской истории. “История Российская” (кн. 1-4, 1768-1784) – главный труд Татищева, над которым он работал с 1719 до конца своей жизни. В этом труде им впервые были собраны и критически осмыслены сведения из многих исторических источников. Русская Правда (в краткой редакции), Судебник 1550, Книга Большого Чертежа и мн. др. источники по истории России были открыты Татищевым. “История Российская” сохранила известия не дошедших до нашего времени источников. По справедливому замечанию С. М. Соловьева, Татищев указал “путь и средство своим соотечественникам заниматься русской историей”. Вторая редакция Истории Российской, являющаяся главным сочинением Татищева, была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II – в 1768 году. Первая редакция Истории Российской, написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.

Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790 гг.)

Русский историк, публицист. Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1776 года, член Российской академии (1783). Щербатов был историком и публицистом, экономистом и политиком, философом и моралистом, человеком поистине энциклопедических познаний. В «Истории Российской от древнейших времён» (доведена до 1610) подчеркивал роль феодальной аристократии, сводя исторический прогресс к уровню знаний, наук и разума отдельных личностей. В то же время труд Щербатова насыщен большим количеством актовых, летописных и др. источников. Щербатовым были найдены и опубликованы некоторые ценные памятники, в том числе «Царственная книга», «Летопись о многих мятежах», «Журнал Петра Великого» и др. По мнению С. М. Соловьева, недостатки трудов Щербатова были результатом того, что «он стал изучать русскую историю, когда начал писать её», а писать её он очень торопился. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей.

Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826 гг.)

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В.Н. Татищева и М.М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

Николай Иванович Костомаров (1817-1885 гг.)

Общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.

Общее значение Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая – о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.

Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879 гг.)

Русский историк, профессор Московского университета (с 1848 года), ректор Московского университета (1871-1877 гг.), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник.

30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора. «История России» доведена до 1774 года. Будучи эпохой в развитии русской историографии, труд Соловьёва определил известное направление, создал многочисленную школу. «История России», по верному определению профессора В.И. Герье, есть национальная история: впервые исторический материал, необходимый для такого труда, был собран и исследован с надлежащей полнотой, с соблюдением строго научных приёмов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Монументальный труд Соловьёва впервые схватил существенные черты и форму исторического развития нации.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.)

Видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата по истории и древностям Русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы “Методология русской истории”, “Терминология русской истории”, “История сословий в России”, “Источники русской истории”, цикл лекций по русской историографии.

Важнейшей работой Ключевского стал его "Курс лекций", изданный в начале 1900-х гг. Ему удалось не только составить его на серьезной научной основе, но и достигнуть художественного изображения нашей истории. "Курс" получил всемирное признание.

Сергей Фёдорович Платонов (1860-1933 гг.)

Русский историк, академик Российской академии наук (1920). Автор курса лекций по русской истории (1917 г.). По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. Окружённое почти одновременно с трёх сторон врагами, действовавшими наступательно, великорусское племя вынуждено было принять чисто военную организацию и постоянно воевать на три фронта. Чисто военная организация Московского государства имела своим следствием закрепощение сословий, что на много столетий вперёд предопределило внутреннее развитие страны, в том числе и знаменитую «Смуту» начала XVII века.

«Раскрепощение» сословий началось с «раскрепощения» дворянства, которое получило своё окончательное оформление в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 года. Последним актом «раскрепощения» сословий явилась крестьянская реформа 1861 года. Однако, получив личные и экономические свободы, «раскрепощённые» сословия не дождались свобод политических, что нашло выражение в «умственном брожении радикального политического характера», вылившемся, в конце концов, в террор «народовольцев» и революционные потрясения начала XX века.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по Истории отечества

Им И И Мечникова.. Кафедра социально гуманитарных наук экономики и права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческ

Вспомогательные исторические дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам

Восточные славяне
Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центра

Образование Древнерусского государства
Роль варягов в образовании Древнерусского государства. Вопрос о происхождении Русского государства и роли в его образовании варягов уже в XVIII в. разделил историков н

Политический и социально-экономический строй
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Верховная власть – законодательная, военная, судебная принадлеж

Церковь, внешняя политика, удельный период
Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, госуд

Русь и Золотая Орда
Нашествие Батыя. Установление татаро-монгольского ига. В начале XIII в. произошло объединение монгольских племён (располагавшихся в районе современной Монголии и Бурятии) под властью Тиму

Этапы и особенности процесса объединения русских земель. Характерные черты Московского государства. XIV – первая половина XVI вв
Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель. К концу XIII – началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система. Свершившимся фактом стал перенос

Реформы середины XVI века. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III до воцарения его сына Ивана IV (1547 г.) фактической правительницей была его мать, молодая вдова Елена Глинская. Она расправилась с соперниками – Дмитровским княз

Смутное время. Россия при первом Романове. Земские соборы
Борис Годунов. После смерти Ивана Грозного (1584 г.) политический кризис, вызванный неудачной ливонской войной и опричным террором, принял характер открытой борьбы различных боярских

Соборное уложение 1649 г., крепостное право, народные движения, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, канун реформ
Начало правления Алексея Михайловича. (1645-1676 гг.). В 1645 г., после смерти Михаила Федоровича, трон наследовал его единственный 16-летний сын Алексей Михайлович

Реформы Петра I
Личность Петра I. После смерти Федора Алексеевича (1682 г.) по требованию стрельцов были возведены на престол сразу два царя, сыновья Алексея Михайловича – первый, Иван V Алексеевич (от Мило

Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Эпоха дворцовых переворотов. Время после смерти Петра (1725 г.) и до вступления на престол Екатерины II (июль 1762 г.) вошло в историю как эпоха дворцовых переворотов, в тече

Россия в XIX веке
1. Россия в первой половине XIX в.: от либеральных проектов Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I. 2. Либерально-буржуазные реформы 60-70-х

Состояние России в конце XIX- начале XX вв
Экономическое развитие страны. Промышленность. В 90-е годы XIX в Россия переживала бурный промышленный подъём, ускоренную индустриализацию, крупная промышленность выросл

Становление Советского государства
(1917-1939 гг.) 1. Большевики у власти. Гражданская война. НЭП. 1917-1926 гг. 2. Форсированная индустриализация и коллективизация. Тотал

Советский Союз в годы Второй мировой войны
(1939-1945 гг.) 1. СССР накануне и в начале второй мировой войны. 1939-1941 гг. 2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Начало войны с Германией. Первый период войны – с 22 июня по ноябрь 1941 г. был самым тяжёлым для нашей армии и страны. Он сопровождался значительным превосходством пр

СССР, Россия в эпоху глобализации мировой истории
(1945 – 2011 гг.) 1. СССР в послевоенные годы. 1945-1953 гг. 2. СССР в 1953-1964 гг. 3. СССР в 1964-1985 гг. 4. «Пер

СССР в 1964-1985 гг
Перестановки в высшем руководстве. На Пост первого секретаря ЦК был избран Л.И. Брежнев (58 лет), более предсказуемый человек без ярких лидерских качеств и вождистских амбиций

Перестройка» в СССР. 1985 -1991 гг
Объективная необходимость глубоких перемен была обусловлена кризисом в государстве и обществе, который приобрел всеобъемлющий характер и проявлялся

Россия в 2000 – 2011 гг
Корректировка политического курса. На президентских выборах в марте 2000 г. В.В. Путин (являвшийся кандидатурой Б.Н. Ельцина) победил уже в пер

Тема № 1-2
Барщина – это отработочная рента - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве земельного собственника - феодала. Барщина в Р

Тема №3
Баскаки – особые чиновники татаро-монгольских ханов, собиравшие натуральные и денежные повинности, дань с населения в покоренных землях. Они посылал

Тема №4
Казачество – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Складывалось постепенно (с XIV в.), по мере расселения на окраинах русских княжест

Тема №5
Бироновщина – режим в России в 30-х гг. XVIII в., в царствование императрицы Анны Иоанновны, назван по имени ее фаворита Эрнеста Йогам на Бирона (1690 - 1772), курляндского дворяни

Тема №6
Анархизм – (от греческого слова anarchia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате &

Тема № 7
Винная монополия (казённая продажа питей) – исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков. Монополия была введ

Тема №8
«Белое» движение – вооружённая борьба воинских формирований и нелегальных военных организаций на территории бывшей Российской империи при поддержке Антанты против Советской власти

Тема №9
«Барбаросса» – план (названный так по имени средневекового завоевателя) агрессивной войны фашистской Германии против Советского Союза, разрабатывался с 21 июля 1940

Тема №10
«Косыгинские реформы» – программа реформирования экономики, принятая в 1965 г. по инициативе председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина. Была направлена на преодоление традици

Историки России XVIII-XX вв.

Татищев Василий Никитин (1686-1750)

В. Н. Татищев, которого по праву считают «отцом русской историографии», был крупным государственным и общественным деятелем России первой половины XVIII в. Более 16 лет продолжалась его служба в армии. Он участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской битве, Пругском походе. В дальнейшем действовал на административном поприще: ведал металлургической промышленностью на Востоке страны, был членом, а затем главой Монетной конторы, начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским губернатором. Неоднократно бывал Татищев и за границей, где изучал опыт строительства крепостей, артиллерийское дело, геометрию и оптику, геологию. Тогда же у него зародился глубокий интерес к истории.

Делом всей жизни Татищева стал обобщающий многотомный труд - «История Российская с древнейших времен», которую он довел до 1577 г. И хотя это сочинение не было опубликовано при его жизни, оно навсегда вошло в золотой фонд отечественной историографии. По словам

С. М. Соловьева, заслуга Татищева-историка состоит в том, что «он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии страны, получившей после название Россия, одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей».

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Н. М. Карамзин - знаменитый литератор и историк конца XVIII - первой четверти XIX в. Его имя стало широко известно после публикации «Писем русского путешественника», повести «Бедная Лиза» и других сочинений, имевших успех во всех слоях общества. Большой популярностью пользовался созданный им журнал «Вестник Европы». Одновременно с литературной работой, редакторской и общественной деятельностью он активно занимался отечественной историей. В 1803 г., получив по указу императора Александра I должность историографа, Карамзин уединяется в Остафьеве, подмосковном имении князя Вяземского, на дочери которого он был женат, и приступает к созданию своего главного труда - «Истории государства Российского».

Выход в свет в 1816 г. первых восьми томов «Истории» Карамзина стал подлинным событием, произвел поистине ошеломляющее впечатление на читающую Россию. А. С. Пушкин писал по этому поводу: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную... Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом». В последующие годы работа была продолжена. Последний, двенадцатый том, в котором события доведены до 1613 г., вышел уже после смерти автора.

«История государства Российского» и сегодня пользуется неизменным спросом у читателей, что свидетельствует об огромной силе духовного воздействия на людей научного и художественного таланта Карамзина-историка.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879)

С. М. Соловьев - крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Афористично высказывание о Сергее Михайловиче его знаменитого ученика В. О. Ключевского: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева».

Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие - опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Особенно поражает новизной выдвинутых идей и богатством фактического материала «История России с древнейших времен»; все 29 томов регулярно, с 1851 но 1879 г., выходили в свет. Э го - подвиг ученого, равного которому не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после него.

Труды Соловьева аккумулировали новейшие для его времени философские, социологические и исторические концепции. В частности, в молодости он с увлечением изучал Г. Гегеля; большое влияние на русского ученого оказали теоретические воззрения Л. Ранке, О. Тьерри, Ф. Гизо. На этом основании отдельные авторы рассматривали Соловьева как эпигона философии истории Гегеля, подражателя западноевропейских историков. Подобные утверждения совершенно несостоятельны. С. М. Соловьев - не эклектик, а крупный ученый-мыслитель, самостоятельно разработавший оригинальную историческую концепцию. Его труды прочно вошли в сокровищницу отечественной и мировой исторической мысли.

Забелин Иван Егорович (1820-1908)

И. Е. Забелин - выдающийся русский историк и археолог второй половины XIX в., один из ведущих знатоков Московской Руси, истории Москвы - имел за плечами лишь пять классов сиротского училища. После этого единственным в его жизни систематическим обучением стал небольшой курс лекций, прослушанный на дому у профессора Т. Н. Грановского. Тем более поражают уникальные познания этого выходца из провинциальной семьи бедного чиновника. Сочинения ученого-самоучки, его глубокие размышления о задачах исторической науки получили широкое признание современников.

Основной труд Забелина - «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии» имеет подзаголовок: «Домашний быт русских царей» (т. 1) и «Домашний быт русских цариц» (т. 2). Однако в центре внимания исследователя не государев двор, а народ. Ни один из русских историков того времени не уделял проблеме народа столько внимания, сколько Забелин. Именно в нем, в его толще, в его истории искал ученый объяснение превратностям судьбы России. По верному наблюдению Д. Н. Сахарова, Забелин не только утверждал ценность народа, простого человека, но и мощь народных движений, их впечатляющее влияние в истории». Одновременно с этим он изучал «историю личностей»; через личности показывал народ и, характеризуя его, шел к обрисовке характера личности.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911)

Уже первый большой труд студента Московского университета В. О. Ключевского - выпускное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» - получил высокую оценку современников. Магистерскую диссертацию молодой ученый посвятил изучению древнерусских житий святых как исторического источника. Итоги предшествующих исследований были подведены им в докторской диссертации «Боярская дума Древней Руси», которая охватывает весь многовековой период существования Боярской думы от Киевской Руси X в. до начала XVIII в. В центре внимания автора - состав Думы, ее деятельность, взаимоотношения правящих классов и крестьянства.

Интерес Ключевского к социальной истории стоит на первом месте и в его «Курсе русской истории». Этот труд - результат более чем 30-лет- ней научной и преподавательской деятельности ученого - признается вершиной его научного творчества. «Курс» получил всемирную известность, переведен на основные языки мира. В знак признания заслуг Ключевского в год 150-летия со дня его рождения Международный центр по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория, США) присвоила имя русского историка одной из планет. Отныне малая планета № 4560 Ключевский - неотъемлемая частица Солнечной системы.

Широко был известен Ключевский и как блестящий лектор. Он «покорил нас сразу», признавались студенты, и не только потому, что говорил красиво и эффектно, а потому, что «мы искали и нашли в нем прежде всего мыслителя и исследователя».

Платонов Сергей Федорович (1860-1933)

Современники называли С. Ф. Платонова одним из властителей дум в русской историографии начала XX столетия. Его имя в то время было известно всей читающей России. Свыше 30 лет преподавал он в университете и других учебных заведениях Петербурга, в 1903-1916 гг. был директором Женского педагогического института. Настольными книгами учащейся молодежи стали его «Лекции по русской истории» и «Учебник русской истории для средней школы», выдержавшие множество переизданий.

Высшим достижением всей своей жизни ученый считал монографию «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)»: эта книга «не только дала степень доктора, но, можно сказать, определила мое место в кругу деятелей русской историографии».

Научная и административная деятельность Платонова продолжалась и после Октябрьской революции. Однако его кредо - беспартийность науки, исключающая «какие бы то ни было предвзятые точки зрения» - не соответствовало утверждавшейся в те годы методологии. В начале 1930 г. Платонов был арестован, обвинен в участии в мифической «контрреволюционной монархической организации» и сослан в Самару, где вскоре скончался.

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863-1919)

А. С. Лаппо-Данилевский - уникальное явление в русской исторической науке. Поражает широта диапазона его исследовательских интересов. Среди них - древняя, средневековая и новая история, проблемы методологии, историография, источниковедение, археография, архивоведение, история науки. На протяжении всего творческого пути существенное значение имел для него религиозно-этический момент, восприятие российской истории как части всемирного бытия.

Выдающиеся научные достижения Лаппо-Данилевского получили признание в виде избрания его в 36 лет в Российскую академию наук. Большое влияние оказал он на многих современников, ставших гордостью отечественной историографии. Вместе с тем следует признать, что вплоть до настоящего времени сделаны лишь первые шаги в освоении богатейшего литературного наследия этого ученого-энциклопедиста. До сих пор не опубликован основной труд Лаппо-Данилевского - «История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики». Но и то, что издано - монографии «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований», «Очерки внутренней политики императрицы Екатерины II», «Методология истории», «Очерк русской дипломатики частных актов», «История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв.», многочисленные статьи и документальные публикации - яркое свидетельство его выдающегося вклада в развитие исторической науки России.

Покровский Михаил Николаевич (1868-1932)

М. Н. Покровский принадлежит к тем русским историкам, споры о творческом наследии которых не утихают в течение десятилетий. При этом одни авторы пишут главным образом о выдающемся вкладе ученого в отечественную историографию, его оригинальной концепции исторического развития России, другие - всячески подчеркивают негативные моменты деятельности Покровского, несостоятельность его «опутанного псевдомарксистскими догмами» классового, партийного подхода к изучению прошлого.

Уже в ранних произведениях Покровский заявил о себе как о стороннике материалистического мировоззрения. Дальнейшую эволюцию его взглядов отражает брошюра «Экономический материализм» (1906). Интересны конкретно-исторические работы ученого, прежде всего статьи в девятитомной «Истории России в XIX веке» братьев Гранат. Главный труд Покровского - пятитомная «Русская история с древнейших времен» (1910-1913) - стала первым систематическим марксистским освещением истории страны от первобытнообщинного строя до конца XIX в.

После Октябрьской революции Покровский оказал огромное влияние на становление советской исторической науки, был ее общепризнанным лидером. Однако вскоре после смерти историка его концепция была признана «антимарксистской, антибольшевистской, антиленинской», а его имя на десятилетия вычеркнуто из истории. Предвзятые оценки ученого сохраняются до сих пор.

Тарле Евгений Викторович (1874-1955)

От своего учителя - профессора Киевского университета И. В. Лучиц- кого Е. В. Тарле спроецировал тезис, которому следовал всю свою жизнь: «Может быть не интересен сам историк, а история всегда интересна». Вероятно, именно поэтому всегда интересны и поучительны, насыщены огромным фактическим материалом, смелыми выводами и гипотезами сочинения Тарле. Но не менее интересна и биография ученого, изобиловавшая взлетами и падениями. Еще в конце XIX в. он был взят иод негласный надзор царской полиции, а в Советском Союзе почти три года Тарле находился в тюрьме и ссылке. При этом уже первый его капитальный труд - «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1 - 1909 г.; т. 2 - 1911 г.) принес автору европейскую и мировую известность. Впоследствии он был избран действительным членом АН СССР Норвежской АН и Филадельфийской академии политических и социальных наук (США), почетным доктором Сорбонны (Франция), был трижды удостоен Сталинской премии.

Творческое наследие Е. В. Тарле превышает тысячу исследований, а диапазон этих научных трудов поистине феноменален: он успешно занимался отечественной и всеобщей историей, древностью и современностью, проблемами политики, экономики и культуры, историей церкви, развитием военного искусства и т.д. Только одних монографии, принадлежащих перу Тарле, насчитывается 50, не считая 120 их переизданий. Особой популярностью и поныне пользуется его книга «Наполеон», которая была переведена на все основные языки народов мира. Сочинения этого выдающегося ученого-историка нс потеряли своей актуальности и сегодня.

Греков Борис Дмитриевич (1882-1953)

Как ученый Б. Д. Греков сформировался еще до Октябрьской революции 1917 г. Однако в полной мере его талант исследователя и большие организаторские способности в науке проявились со второй половины 1930-х годов, когда он стал директором Института истории АН СССР и был избран академиком. Д. С. Лихачев вспоминал о нем в 1982 г.: «Для меня Греков был подлинным главой советской исторической науки, и не только потому, что он занимал в ней высшие административные посты, но и потому, что благодаря своим научным и моральным качествам был в исторической науке самым крупным авторитетом».

Первым фундаментальным трудом Грекова был «Новгородский дом Святой Софии» (первая часть была опубликована в 1914 г. и вскоре защищена им как магистерская диссертация, а работу над второй частью он завершил в 1927 г.). Шесть изданий выдержала его книга «Киевская Русь», в которой была обоснована выдвинутая им концепция феодального характера общественного строя Древней Руси. Вершиной творчества ученого является монография «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

Этот монументальный труд в двух книгах, впервые увидевший свет в 1946 г., до сих пор остается непревзойденным классическим произведением отечественной историографии по богатству использованных автором источников, широте географического и хронологического охвата анализируемой проблематики, глубине наблюдений.

Дружинин Николай Михайлович (1886-1986)

В день столетия Н. М. Дружинина академик Б. А. Рыбаков назвал его праведником исторической науки. В этой оценке - не только признание выдающегося вклада ученого в исследование актуальных проблем прошлого, но и характеристика его высокого морального авторитета, ценных человеческих качеств. Вот типичный пример проявления личности ученого. В годы борьбы против «безродных космополитов» Дружинин добивался от сталинских властей реабилитации многих историков, восстановления их в ученых степенях и званиях. И это при том, что он сам не раз подвергался арестам, как до революции, так и при советской власти.

Н. М. Дружинин - историк самых разносторонних научных интересов. Еще в студенческие годы он приступил к изучению движения декабристов. Его первая монография была посвящена «Журналу землевладельцев», выходившему в 1858-1860 гг. Большую научную значимость имели и теоретические статьи Дружинина по социально-экономической тематике. Однако главным делом его жизни стало изучение русского крестьянства. Эта проблематика была блестяще им исследована в книгах «Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева» и «Русская деревня на переломе (1861-1880 гг.).

Дружинин по праву считается одним из ведущих историков-аграрников в отечественной историографии.

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973)

Г. В. Вернадский, сын выдающегося отечественного философа и естествоиспытателя В. И. Вернадского, принадлежит как российской, так и американской историографии. Вплоть до вынужденной эмиграции в 1920 г. его научная деятельность была теснейшим образом связана как с Московским, так и с Петербургским университетом. В этот же период им были изданы и первые научные труды - «Русское масонство в царствование Екатерины II», «Н. И. Новиков» и ряд других. Особое место в его творческой биографии занимает «пражский период» (1922-1927), когда Вернадский своими работами подвел историческую основу под доктрину «евразийцев». Дальнейшее развитие концептуальных взглядов ученого было связано уже с «американским периодом» его жизни. Переехав в 1927 г. в США, Вернадский стал преподавателем Йельского университета, читал лекции в Гарвардском, Колумбийском и других университетах. В целом его научная и преподавательская деятельность сложилась весьма успешно. Он воспитал немало видных специалистов, ставших гордостью американской школы изучения истории России.

Основной труд Вернадского - пятитомная «История России», в которой изложение событий доведено до 1682 г. Многие выводы и положения, обоснованные ученым в этом капитальном труде (теория цикличности государствообразующего процесса, влияние природно-климатических и географических факторов на своеобразие исторического развития нашего Отечества и ряд др.), в современных условиях приобрели особую актуальность.

Тихомиров Михаил Николаевич (1893-1965)

М. П. Тихомиров - выдающийся исследователь отечественной истории X-XIX вв. Среди более трех с половиной сотен его трудов - монографии, брошюры, статьи, публикации исторических источников, которые он считал основой любых научных построений в области изучения прошлого. По инициативе ученого была восстановлена Археографическая комиссия, возобновилось издание Полного собрания русских летописей (ПСРЛ), а также ценнейших летописных памятников, выпускавшихся вне серии томов ПСРЛ. Перу Тихомирова принадлежат фундаментальные монографии «Исследование о Русской Правде», «Древнерусские города», «Россия в XVI столетии», «Русская культура X-XVIII веков», «Российское государство XV-XVII вв.», «Русское летописание», а также две объемные книги по истории Москвы XII-XV вв. и много других исследований, в том числе по историографии, археографии, источниковедению.

Всю свою творческую жизнь Тихомиров высоко ценил труды и заслуги предшественников на ниве исторической науки, в том числе своих учителей - Б. Д. Грекова, С. И. Смирнова, В. Н. Перетца, С. В. Бахрушина. В свою очередь, он воспитал целую плеяду учеников - «детей» и «внуков», среди которых немало крупных ученых. Отдавая дань учителю, они публикуют в «Археографическом ежегоднике», основанном Михаилом Николаевичем, материалы «Тихомировских чтений», посвященные современным научным изысканиям.

Нечкина Милица Васильевна (1899-1985)

Широкую известность как в нашей стране, так и за ее пределами М. В. Нечкина получила прежде всего как талантливый исследователь отечественной истории. В центре ее внимания и научных изысканий находились история движения декабристов, освободительного движения и общественной мысли в России на рубеже 50-60-х годов XIX столетия, а также проблемы историографии. По каждому из этих научных направлений она достигла весомых результатов, которые внесли серьезный вклад в отечественную историческую науку. Ярким свидетельством этого являются ее фундаментальные монографии «А. С. Грибоедов и декабристы», «Движение декабристов», «Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества», «Встреча двух поколений».

Отличительной чертой трудов Нечкиной является мастерское умение соединять в научной работе анализ и синтез, тщательное изучение источников и блестящий литературный язык.

Свою исследовательскую деятельность Нечкина сочетала с огромной педагогической и научно-организационной работой. Многие годы она была профессором МГУ и Академии общественных наук, научным сотрудником Института истории АН СССР, возглавляла Научный совет по истории исторической науки и Группу по изучению революционной ситуации в России. В 1958 г. она стала академиком. Ее многообразная научная деятельность - крупное явление нашей отечественной культуры.

Арциховский Артемий Владимирович (1902-1978)

А. В. Арциховский обладал феноменальной способностью: подержав лист с текстом перед глазами 2-3 секунды, он не только прочитывал его, но и запоминал наизусть. Отличная память помогала ему легко запоминать имена и даты, изучать иностранные языки - он читал литературу почти на всех европейских языках.

Став археологом, Арциховский принимал активное участие в исследовании курганов вятичей на территории Московского края, в изучении древнего Новгорода, первых археологических раскопках в столице, связанных со строительством Московского метрополитена. В 1940 г. на историческом факультете МГУ он возглавил кафедру археологии, защитил докторскую диссертацию «Древнерусские миниатюры как исторический источник». Однако всемирную известность ему принесло открытие в 1951 г. берестяных грамот XI-XV вв. в Новгороде. Значение этой находки нередко сравнивают с открытием папирусов эллинистического Египта. Особая ценность берестяных грамот заключается в том, что в них отражен повседневный быт средневековых новгородцев. Издание и исследование этого нового уникального документального источника стало главным делом жизни и научным подвигом Арциховского.

Ковалъченко Иван Дмитриевич (1923-1995)

И. Д. Ковальченко сочетал в себе талант ученого, педагога и организатора науки. Пройдя горнило Великой Отечественной войны, десантник- артиллерист пришел на студенческую скамыо исторического факультета МГУ, где затем стал аспирантом и впоследствии ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой источниковедения и историографии отечественной истории. Одновременно он в течение 18 лет являлся главным редактором журнала «История СССР», с 1988 по 1995 г. был акаде- м и ком-секретарем Отделения истории и членом Президиума АН СССР (РАН), сопредседателем Международной комиссии по квантитативной истории, вслед за Нечкиной руководил работой Научного совета по историографии и источниковедению.

В золотой фонд отечественной исторической науки вошли труды этого замечательного ученого-новатора. Среди них - «Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX в.» (в соавторстве с Л. В. Миловым), «Методы исторического исследования», «Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX века».

С именем Ковальченко связана разработка методологических проблем исторического исследования и теоретических основ применения математических методов исследования. Принципиальную позицию занимал ученый в последние годы жизни. Современные преобразования, считал он, будут иметь успех только при условии их соотнесения с богатейшим опытом отечественной истории.

Милов Леонид Васильевич (1929-2007)

На становление академика РАН Л. В. Милова, как и на многих других людей его поколения, огромное влияние оказала пережитая в отрочестве Великая Отечественная война. В МГУ, где он учился в 1948-1953 гг., Леонид Васильевич избрал своей специализацией историю Древней Руси. После окончания аспирантуры, где его руководителем был М. Н. Тихомиров, работал в академических институтах славяноведения и истории СССР, был заместителем главного редактора журнала «История СССР», ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой (1989-2007) истории СССР периода феодализма (с 1992 г. переименована в кафедру истории России до начала XIX в.) МГУ.

Милова-исследователя отличали широчайший спектр изучаемых проблем, новизна подходов, скрупулезная работа с источниками. Влиянию природно-климатического фактора на развитие России посвящена его монография «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», удостоенная в 2000 г. Государственной премии РФ.

ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ (1795-1881)Английский мыслитель, историк, публицист. Пытался объяснить всемирную историю решающей ролью великих личностей.Карлейль родился в местечке Эклфекан (Шотландия), в семье сельского…

Тьерри Огюстен

ОГЮСТЕН ТЬЕРРИ (1795-1856)Выпускник Высшей нормальной школы, Тьерри в 19 лет стал секретарем и ближайшим учеником Сен-Симона (см. Утопический социализм). Совместно с ним написал ряд публицистических статей. В…

Франсуа Пьер Гийом Гизо

ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ ГИЗО (1787-1874)Французский историк и политический деятель. С 1830 г. Гизо занимал посты министра внутренних дел, просвещения, иностранных дел и, наконец, премьер-министра.Внутренняя…

Фукидид

ФУКИДИД (ОК. 460 - ОК. 400 ДО Н. Э.)Фукидид принадлежал к той группе античных мыслителей, молодость которых совпала с “золотым веком” афинской демократии (см. Древняя Греция). Это в значительной мере определило…

Чулков Михаил Дмитриевич

Чулков Михаил Дмитриевич (1743-1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М. И. Поповым, И. А, Третьяковым, а в дворянской…

Шлецер Август Людвиг

Шлецер Август Людвиг (1735-1809). Родился в семье немецкого пастора. Учился в Виттенбергском и Геттингенском университетах. В 1761 г. отправился в Санкт-Петербург в качестве помощника Миллера в издании…

Щербатов Михаил Михайлович

Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790). Один из основателей российской исторической науки, родился в известной княжеской семье 22 июля 1733 г. в Москве. С детства был записан в Семеновский полк и состоял…

Эдуард Гиббон

ЭДУАРД ГИББОН (1737-1794)Английский ученый, первый профессиональный историк, в трудах которого передовые философские идеи 18 в. соединились с высоким научным уровнем критического анализа широкого круга…

Татищев Василий Никитич

Татищев Василий Никитич (1686-1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. - на службе в Азовском драгунском…

Тойнби Арнолд Джозеф

АРНОЛД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ (1889-1975)Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего…

Томас Бабингтон Маколей

ТОМАС БАБИНГТОН МАКОЛЕЙ (1800-1859)Английский историк, поэт, литературный критик, оратор, общественный и политический деятель партии вигов-либералов. Родился в Лестершире (Англия), получил гуманитарное…

Сыма Цянь

СЫМА ЦЯНЬ (145 ИЛИ 135 -ОК. 86 ДО Н.Э.)В Древнем Китае большую роль играл культ прошлого. Оценка любого деяния, любого политического шага обязательно соотносилась с примерами прошлого, реальными или иногда…

Тарле Евгений Викторович

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (1876-1955)Русский историк, академик. Родился в Киеве. Учился в 1-й херсонской гимназии. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Работал под…

Публий Гай Корнелий Тацит(ОК.58-ОК.117)

ПУБЛИЙ ГАЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (ОК.58-ОК.117)Тацит родился в незнатной семье, в Нарбон-ской Галии и получил традиционное для этой среды образование. Незаурядные способности и трудолюбие позволили ему уже в…

Соловьев Сергей Михайлович

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879). Крупнейший историк дореволюционной России, родился в семье церковнослужителя. Обучался в духовном училище, гимназии, Московском университете. В 1845 г. защитил…

История русского народа является частью всемирной, поэтому важность ее изучения понятна каждому. Человек, знающий историю своего народа, может адекватно ориентироваться в современном пространстве и грамотно реагировать на возникающие трудности. Изучать науку, повествующую о делах прошедших веков, помогают историки России. Остановимся подробнее на тех, кто сыграл значительную роль в научных исследованиях этого направления.

Первые летописи

Пока не существовало письменности, исторические знания передавались из уст в уста. И такие предания имелись у разных народов.

Когда появилась письменность, события стали фиксироваться в летописях. Специалисты считают, что первые источники датируются X-XI веками. Более древние писания не сохранились.

Первая сохранившаяся летопись принадлежит перу монаха Киево-Печорского монастыря Никона. Наиболее полная работа создана Нестором, это «Повесть временных лет» (1113 год).

Позже появился «Хронограф», составленный монахом Филофеем в конце XV-начале XVI века. В документе предоставлен обзор всемирной истории и изложена роль Москвы в частности и России в целом.

Конечно, история - это не просто изложение событий, перед наукой стоит задача осмыслить и объяснить исторические повороты.

Появление истории как науки: Василий Татищев

Формирование исторической науки в России началось в XVIII века. В это время русский народ пытался осознать себя и свое место в мире.

Первым историком России считается Это выдающийся мыслитель и политик тех лет. Годы его жизни - 1686-1750. Татищев был весьма одарённым человеком, и ему удалось сделать успешную карьеру при Петре I. После участия в Северной войне, Татищев занимался государственными делами. Параллельно он собирал исторические хроники и приводил их в порядок. После его смерти был издан 5-томный труд, над которым Татищев трудился в течение всей жизни, - «История Российская».

В своей работе Татищев устанавливал причинно-следственные связи происходивших событий, опираясь на летописи. Мыслитель по праву считается родоначальником Российской истории.

Михаил Щербатов

Историк России Михаил Щербатов также жил в XVIII веке, он был членом Российской академии.

Щербатов родился в богатой дворянской семье. Этот человек обладал энциклопедическими знаниями. Он создал «Историю Российскую от древнейших времен».

Ученые более поздних эпох критикуют исследования Щербатова, обвиняя в некоторой торопливости при написании и пробелах в знаниях. Действительно, Щербатов принялся за изучение истории уже тогда, когда начал трудиться над ее написанием.

История Щербатова не пользовалась спросом у современников. Екатерина II считала его и вовсе лишенным дарования.

Николай Карамзин

Среди историков России Карамзин занимает ведущее место. Интерес к науке у писателя сформировался в 1790 году. Александр I назначил его историографом.

Карамзин на протяжении всей жизни трудился над созданием «Истории государства Российского». Эта книга представила историю широкому кругу читателей. Поскольку Карамзин был более писателем, чем историком, в своей работе он трудился над красотой выражений.

Основной идеей «Истории» Карамзина была опора на самодержавие. Историк сделал выводы, что только при сильной власти монарха страна процветает, а при ее ослаблении - приходит в упадок.

Константин Аксаков

Среди выдающихся историков России и известных славянофилов свое почетное место занимает родившийся в 1817 году. Его работы продвигали идею противоположности путей исторического развития России и Запада.

Аксаков положительно относился к возвращению к традиционным русским корням. Вся его деятельность призывала именно к этому - возврату к истокам. Сам Аксаков отпустил бороду и носил косоворотку и мурмолку. Подвергал критике западную моду.

Аксаков не оставил ни одного научного труда, но его многочисленные статьи стали существенным вкладом в русскую историю. Известен также как автор филологических работ. Проповедовал свободу слова. Считал, что правитель должен слышать мнение народа, но не обязан его принимать. С другой стороны, народу не нужно вмешиваться в правительственные дела, а нужно сосредоточиться на своих нравственных идеалах и духовном развитии.

Николай Костомаров

Еще один деятель из числа историков России, трудившийся в XIX веке. Был другом Тараса Шевченко, имел знакомство с Николаем Чернышевским. Трудился в должности профессора в Киевском университете. Издал «Русскую историю в жизнеописаниях ее деятелей» в нескольких томах.

Значение работы Костомарова в отечественной историографии огромное. Он продвигал идею народной истории. Костомаров изучал духовное развитие россиян, эта идея была поддержана учеными более поздних эпох.

Вокруг Костомарова образовался кружок общественных деятелей, романтизировавших идею народности. По донесению все члены кружка были арестованы и подвергнуты наказаниям.

Сергей Соловьев

Один из самых известных историков России XIX века. Профессор, а позже и ректор Московского университета. На протяжении 30 лет работал над «Историей России». Этот выдающийся труд стал гордостью не только самого ученого, но и исторической науки России.

Весь собранный материал был изучен Соловьевым с достаточной полнотой, необходимой для научного труда. В своей работе он обратил внимание читателя на внутреннем наполнении исторического вектора. Своеобразие русской истории, по мнению ученого, заключалось в некотором опоздании развития - по сравнению с Западом.

Сам Соловьев признавался в своем горячем славянофильстве, которое немного остыло при изучении им исторического развития страны. Историк выступал за разумную отмену крепостничества и реформу буржуазного строя.

В научной работе Соловьев поддержал реформы Петра I, тем самым отходя от идей славянофилов. С течением лет взгляды Соловьева переходили от либеральных к консервативным. В конце своей жизни историк поддерживал просвещенную монархию.

Василий Ключевский

Продолжая список историков России, следует сказать и о (1841-1911 гг.) Он трудился профессором Московского университета. Считался талантливым лектором. На его лекциях присутствовало множество студентов.

Ключевский интересовался основами народной жизни, изучал фольклор, записывал пословицы и поговорки. Историк является автором курса лекций, который получил всемирное признание.

Ключевский изучал суть сложных отношений крестьян и землевладельцев, уделял этой мысли большое значение. Идеи Ключевского сопровождались критикой, впрочем, историк не вступал в полемику на данные темы. Он говорил, что выражает свое субъективное мнение по многим вопросам.

На страницах «Курса» Ключевский дал множество блестящих характеристик и ключевым моментам русской истории.

Сергей Платонов

Говоря о великих историках России, стоит вспомнить и о Сергее Платонове (1860-1933 гг.) Он был академиком, лектором университета.

Платонов развивал идеи Сергея Соловьева о противодействии родового и государственного начал в развитии России. Он видел причину современных несчастий в приходе к власти дворянского сословия.

Сергей Платонов приобрел известность благодаря изданным лекциям и учебнику по истории. Октябрьскую революцию он оценивал с отрицательной точки зрения.

За сокрытие важных исторических документов от Сталина Платонов был арестован вместе с друзьями, имевшими антимарксистские взгляды.

Наше время

Если говорить о современных историках России, можно назвать следующих деятелей:

  • Артемий Арциховский - профессор исторического факультета МГУ, автор работ по древнерусской истории, создатель Новгородской экспедиции археологов.
  • Степан Веселовский - ученик Ключевского, в 1933 году вернулся из ссылки, трудился профессором и лектором МГУ, занимался антропонимикой.
  • Виктор Данилов - принимал участие в Отечественной войне, занимался историей российского крестьянства, удостоился награждения Золотой медалью имени Соловьева за выдающийся вклад в изучение истории.
  • Николай Дружинин - выдающийся советский историк, изучал декабристское движение, пореформенную деревню, историю крестьянских хозяйств.
  • Борис Рыбаков - историк и археолог XX века, изучал культуру и быт славян, занимался раскопками.
  • Руслан Скрынников - профессор Санкт-Петербургского университета, специалист по истории XVI-XVII веков, исследовал опричнину и политику Ивана Грозного.
  • Михаил Тихомиров - академик Московского университета, занимался изучением истории России, исследовал многочисленные общественные и экономические темы.
  • Лев Черепнин - советский историй, академик Московского университета, изучал русское Средневековье, создал собственную школу и сделал важнейший вклад в отечественную историю.
  • Серафим Юшков - профессор МГУ и ЛГУ, историк государства и права, участвовал в дискуссиях по Киевской Руси, занимался изучением ее строя.

Итак, мы рассмотрели самых знаменитых историков России, посвятивших науке значительную часть своей жизни.

Француз М. Блок назвал историю "ремеслом". Другой публицист добавил, что ремесло это - собачье: вилять хвостом и лаять (в зависимости от конкретной ситуации). Думается, что в современных условиях люди могут не только любить историю, но и полюбить историков. Но прежде чем историю изучать, надо изучить историков, которые её создавали.

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766 - 1826), писатель, историк.

"История Государства Российского"
есть не только создание великого писателя,
но и подвиг честного человека.
А. С. Пушкин

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.
В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".
В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи - "Аглая" (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и "Аониды" (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.
В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.
Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.
В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.
Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет - разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? "Есть", - ответил Карамзин.
Кто же он?
О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного - не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на действительную военную службу - это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то что Московский - Лейпцигский университет, да как-то не получилось.
Исключительная образованность Карамзина - его личная заслуга.
Военная служба не пошла - хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее? Литературе, исключительно литературе - решает Карамзин.
А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: "Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными". Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.
Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые трактаты, а путевые заметки ("Записки русского путешественника"), повести ("Остров Борнгольм", "Бедная Лиза"), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.
Наконец, решается выпускать журнал. Он назывался просто: "Московский журнал". Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: "У нас не было такой прозы!"
Успех "Московского журнала" был грандиозный - целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!
Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он "Детское чтение для сердца и разума". Только ДЛЯ этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.
Карамзин для своего времени - писатель номер один.
И вдруг Карамзин берется за гигантский труд - составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь - историк. Но так, видно, было надо.
Теперь - писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
Остромирово Евангелие 1056 - 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника" и много чего еще.
Говорят, обнаружив новую летопись - Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.
Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой - подробный, написанный большим мастером, рассказ - это для простого читателя; во второй - обстоятельные примечания, ссылки на источники - это для историков.
Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.
Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом.
Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов "Истории Государства Российского". Тираж - страшное дело! - 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей.
Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.
Все бросились читать. Мнения разделились.
Одни говорили - якобинец!
Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что "сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда". "Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть".
За что же так? Прежде всего - за независимость суждений. Это не всем нравится.
Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.
- Монархист! - восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.
Да, главный герой "Истории" Карамзина - российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен "добрый царь". Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.
И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин "пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: "Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое".
Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики.
Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: "Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства". Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.
Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того,как именно совершалось покорение вольного северного города:
"Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим".
И так почти на каждой странице - казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем... и так далее.
Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.
Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на "Историю Государства Российского" как на один из источников "вредных" мыслей.
Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась "вредной" для самодержавия.
И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. "Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам".
Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих - братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил "Историю" на немецкий).
Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".
После восстания Карамзин смертельно заболевает - простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды - рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.
Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, - вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.
Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер на междуцарствии 1611 - 1612 года. И вот последние слова последнего тома - о маленькой российской крепости: "Орешек не сдавался".
С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, - сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись - единственная в своем роде и больше такой не будет.
Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: "Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру".
Е. Перехвальская
Опубликовано в журнале "Костер" за сентябрь 1988 года

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ.

Ключевский Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова, К.Н. Победоносцева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева. Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, "какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет." Его кандидатская диссертация написана на тему: "Сказания иностранцев о Московском государстве". Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти "самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси". Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря", "Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века". В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси". В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI - XVII веков, - получил в "Боярской Думе" такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в "Русской Мысли" статьи "Происхождение крепостного права в России" и "Подушная подать и отмена холопства в России" дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался. В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья: "Русский рубль XVI - XVIII веков, в его отношении к нынешнему" ("Чтения московского общества истории и древностей", 1884). Статьями "О составе представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль" 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного, закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси ("Опыты и исследования". Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И.Н. Болтине, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, "Очерки и речи", М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал "Краткое пособие по Русской истории" как "частное издание для слушателей автора", а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в "Курсе" Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения "местной истории" в раскрытии "явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям", усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. "Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития". И на страницах "Курса" художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его "История сословий в России" (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс "Терминология русской истории". Всестороннюю оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского см. в сборнике "Ключевский, характеристики и воспоминания" (М., 1912). Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих "Чтений" за 1914 г. Здесь напечатаны речи ближайших учеников и сотрудников Ключевского, материалы для биографии и полный список его трудов.
Биографический словарь. 2000.

СОЛОВЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.

Соловьев Сергей Михайлович (05.05.1820, Москва – 04.10.1879, Москва) – историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. Родился в семье протоиерея, учителя Слова Божьего, преподававшего в Московском коммерческом училище. Восьми лет отроду мальчик был отдан в духовное училище, но учился неохотно, просиживая все время над книгами, далекими от училишной программы, и плохо отвечал на экзаменах. Наконец, отец решил перевести его в 1-ю Московскую гимназию, но и здесь в силу беспорядочной подготовки его едва смогли принять в третий класс. Однако, начиная с четвертого класса, Соловьев постоянно пребывает в числе первых учеников и оканчивает гимназию с серебряной медалью в 1838 г.
Осенью того же года юный Соловьев стал студентом историко-филологического отделения философского факультета Московского университета. В это время здесь вели преподавание такие известные профессора, как Т.Н.Грановский, М.Т.Каченовский, М.П.Погодин, С.П.Шевырев. Окунувшись в студенческую жизнь, Соловьев усердно конспектировал лекции и жадно читал все, что попадалось ему из исторических сочинений. Большое впечатление произвела на него гегелевская "Философия истории”.
Выделяясь в студенческой среде особым прилежанием и начитанностью, Соловьев отнюдь не сторонился общества сверстников и посещал кружок молодого А.А.Григорьева, где общался с А.А.Фетом, Я.П.Полонским, Н.М.Орловым (сыном декабриста) и К.Д.Кавелиным. Выбрав своей специальностью русскую историю, Соловьев стал работать под руководством М.П.Погодина. Маститый профессор вскоре увидел в молодом студенте большие научные способности, разрешил ему пользоваться своей богатой библиотекой и собранием древних рукописей, представил его университетскому начальству как своего лучшего ученика. Но за успехами Соловьева внимательно следил сам попечитель – граф С.Г.Строганов, который, не имея формального права отправить за границу исследователя, специализирующегося по русской истории, рекомендовал его по окончании университета в 1842 г. в качестве домашнего учителя своему брату, А.Г.Строганову, семья которого собралась в длительную поездку за рубеж.
В 1842-1844 гг. Соловьев слушал лекции выдающихся ученых Берлина, Парижа и Гейдельберга, посещал торжественные заседания Французской академии. Вернувшись в Москву, приступил к сдаче магистерских экзаменов. В 1845 г. в издательстве Московского университета вышла книга Соловьева "Об отношениях Новгорода к великим князьям”, которая была защищена им как магистерская диссертация. В том же году был утвержден экстраординарным профессором. В 1846 г. им была закончена рукопись докторской диссертации на тему "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома”, опубликованная и успешно защищенная в 1847 г. Вследствие этой защиты Соловьев в 1850 г. получает должность ординарного профессора Московского университета.
В 1851 г. вышел первый том его труда под названием "История России с древнейших времен, принесшего историку в дальнейшем всероссийскую и европейскую известность. Всего им было написано 29 томов (каждый год выходило по одному тому), охватывавших историю Отечества до правления Екатерины II (до 1774 г.). Последний, 29-й том, вышел посмертно в 1879 г. Как историку, Соловьеву свойственна, с одной стороны, глубина источникового анализа и тщательной разработки материала (так, например, он первым для характеристики эпохи использовал дипломатическую корресподенцию), с другой стороны, концептуальная ясность изложения, основанная на выработанном гегелевской философией представлении об исторических закономерностях, этапах, сменяющихся в определенной последовательности, в жизни каждого народа. "История России” – не только наиболее яркий памятник государственной школы, но и одна их вершин исторической мысли западников, и это непосредственным образом отразилось в характеристики личности Петра I, занимающей одно из центральных мест в историческом творчестве Соловьева (ср. "Публичные чтения о Петре Великом” (1871)).
С 1864 г. Соловьев избран членом-корреспондентом по разряду историко-политических наук историко-филологического отделения, а с 1872 г. – ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности (русская история) Петербургской академии наук.
Ученый пользовался авторитетом в царской семье: он занимался историей с цесаревичами Николаем и Александром Александровичами, читал лекции великому князю Сергею Александровичу.
Помимо большой научной и педагогической работы (в 1870 г. он утверждается в звании заслуженного профессора), тщательно продуманных лекций размышлений, ученый много времени посвятил организаторской деятельности. С 1855 г. по 1869 г. он был деканом историко-филологического факультета, а затем избирается ректором Московского университета и получает чин тайного советника.
За время своего ректорства Соловьеву удалось провести в жизнь ряд крупных научно-организационных и культурных проектов в Московском университете. Среди них – открытие в 1872 г. при университете первых в России высших женских курсов, организатором и директором которых стал коллега Соловьева, профессор всеобщей истории В.И.Герье, разделение историко-филологического факультета на отделения классической филологии, славянской филологии и исторических наук, что повысило уровень подготовки специалистов в указанных областях. С 1874 г. на историко-филологическом факультете стали проводиться "семинарии” по истории всеобщей литературы под руководством Н.И.Стороженко. В 1875 г. в университете прошел I съезд русских юристов.
Большого мужества требовала от ректора его твердая позиция в связи с работой правительственной комиссии во главе с графом И.Д.Деляновым по пересмотру университетского устава, вызвавшей резко отрицательную оценку университетской корпорации. Особенно возмущены были профессора и студенты нападками члена комиссии проф. Н.А.Любимова на университетскую автономию. В сложившейся ситуации Соловьев, не желая быть орудием в руках реакционного правительства, предпочел уйти в отставку.
В последние годы жизни Соловьев был председателем ОИДР, а также директором Оружейной палаты, некоторое время продолжал читать лекции как сторонний преподаватель, но вскоре тяжело заболел. Умер на 60-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Ценное книжное собрание ученого по русской и всеобщей истории после его смерти было передано в библиотеку Московского университета. В семье Соловьева было двенадцать детей (четверо умерли в раннем возрасте), из которых наиболее знаменит Владимир Сергеевич – русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Известными также стали сыновья Михаил (историк) и Всеволод (автор исторических романов), дочь Поликсена (поэтесса и писательница).