Лето

Темы учителей по самообразованию. Личностно- ориентированный подход в обучении Литература по самообразованию учителя

План работы по самообразованию на 2017-2018 год

Воспитателя Ясиевой Елены Александровны

тема: «Художественная литература как средство

всестороннего развития дошкольника»

Актуальность темы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педсовете.

Февраль

Доклад и презентация

План работы по теме самообразования

«Развитие навыков чтения в начальной ступени обучения»

Сроки

Планирование

Сентябрь

Рассмотреть и наметить задачи по теме самообразования.

Изучить статьи, работать с журналом «Начальная школа», интернет – ресурсы, методические пособия.

Ознакомить учащихся с различными видами дыхательных упражнений.

Провести разъяснительную работу с родителями, ознакомить с памятками для детей и родителей, способствующих улучшать работу над книгой и самочтением.

Разучить игровые упражнения.

Провести анкету для детей и родителей «Читаем сами».

Разучить упражнения для глаз, для тренировки и укрепления мышц вокруг глаз.

Посетить уроки чтения в начальной школе.

Беседа «Какие виды заданий можно употребить для произведений разного жанра».

Посетить уроки литературы в 5-ых классах.

Создать с учащимися папку «Литературная корзина»., провести конкурсы сочинений, стихотворений.

Провести дополнительную работу по теме самообразования «Русский язык и чтение - что их объединяет»?

Корректировать личное портфолио.

Провести открытое внеклассное мероприятие.

Работать с дополнительной литературой.

Сделать выводы по результатам педагогической деятельности.

«Развитие навыков чтения в начальной ступени образования»

Цели:

1.овладеть целостным, сознательным, выразительным чтением.

2. изучить научную литературу по выбранной теме;

3. систематическое расширение кругозора и повышение деловой классификации педагога;

4. способствовать формированию интереса к урокам чтения и русского языка;

5. развитие у младшего школьника логического мышления, любознательности, наблюдательности;

6. расширение читательского кругозора детей.

Задачи выбранной темы :

-Научить целостным приемам чтения, освоить темповое чтение, овладеть сознательным и выразительным чтением.

-Сформировать общеучебные умения: пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план.

-Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, знаний о жизни и окружающем мире. --Развивать самостоятельность мышления, получать художественное наслаждение.

-Развитие техники чтения.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место, так как, именно книги способны обогатить внутренний мир человека. Дать знания о жизни и окружающем мире, развивать самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Именно поэтому основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса ложится на учителя и наша задача: научить целостным приемам чтения, освоить темповое чтение, помочь овладеть сознательным и выразительным чтением, а так же сформировать общеучебные умения: пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план, а так же другие приемы работы с художественным произведением.

На уроках чтения в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Правильное чтение требует:

Отчетливого произношения слов: без искажений, без повторения, без пропусков слогов и звуков, без перестановки букв;

Правильной постановки ударений в словах;

Соблюдение правил литературного произношения (орфоэпических требований: например: «ево, што, красново…»

Чтение любого произведения должно быть сознательным и поэтому дети должны понимать:

Значение каждого слова;

Смысл каждого предложения;

Определять в тексте основные мысли, основное содержание, подтверждать ее частными мыслями;

Сознательности чтения помогает использование иллюстраций, способствуют более глубокому восприятию художественных образов, вызывает эмоции и способствуют более глубокому восприятию художественных образов, вызывают эмоции и способствуют выразительности, образности и яркости речи, стимулируют рассказывание.

Одновременно с сознательным чтением должна развиваться и беглость чтения, но мы должны понимать, что с беглостью чтения должна развиваться быстрота понимания.

Усовершенствованию навыков чтения содействует повторность чтения одного и того же текста, так как при повторном чтении ученик уже знаком с текстом, вырабатывается «поле чтения», то есть, читает одно слово, а боковым зрением подготавливает чтение следующего слова, таким образом развиваются навыки плавного чтения. Так же достижению правильности, беглости и выразительности чтения способствует четкая артикуляция при произношении звуков, слогов, слов. В своем классе я провожу такие упражнения:

Глубокий вдох на счет 1 – 3, задержка дыхания на счет - раз и выдох на счет 1 – 10, при выдохе произносим звуки гласные и согласные. Зате это же упражнение усложняем: на выдохе произносим скороговорку, предложение, строчку из стихотворений. Или же другое упражнение: сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести звуки согласный-гласный, при этом я показываю как произносить: «громко – тихо», «выше-ниже», «быстро-медленно». Данные упражнения занимают несколько минут и способствуют развитию голоса, дикции, укрепляют правописные навыки.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создавать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны.

Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.

С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков русского языка в первом классе.

Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).

На уроках литературного чтения, при работе над произведением, стараюсь показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитываю личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления, любознательности, наблюдательности.

Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе с учениками стараемся понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не иначе. Постоянно поддерживаю творческую речевую деятельность детей. Даю возможность каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному, оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения. Учу находить средства выражения авторской позиции, стараюсь создать атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор произведения, и учитель, и ученики.Так же одной из форм подготовки к выразительному чтению является чтение по ролям, так как при таком чтении дети становятся артистами и голосом каждый должен сыграть роль, выбрать тон, тепм и т.д.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворения), делать логическое ударение, находить нужную информацию, читать достаточно громко и внятно.

Подготовка к выразительному чтению произведения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения (поиска нужного темпа, силы и мелодики речи), а также неязыковых средств – жеста и мимики. Умелому использованию интонационно-звуковых средств выразительности и нужно учить.

Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание, как на уроках, так и во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.

Я хочу описать несколько основных заданий и упражнений на развитие читательского навыка, которые применяю на уроках литературного чтения:

· Читай быстро целыми словами «по кругу» (например, дом, дом – зуб, дом- зуб- нос)

· Сочетание звуков произнеси в различном темпе усиливая и ослабевая, повышая и понижая голос (н-р, Ра-ру-ры-ри-рэ-ре)

· Прочитай и дополни слова

Ба-бу-бы на дворе стоят столбы

До-ду-да гудят …..

Са-са-са в лесу бегает …..

· Соедини стрелками пословицы в левой части с половинкой в правой.

· Прочитай скороговорку

· Найди зверей, которые спрятались среди букв

ФЫВАПРЕНОТМ, ЯЧСМЕДВЕДЬ, ЭЖДВОРОНАПА,КЕНРОМЫШИ

· Отгадай ребусы

· Пословицы и поговорки

· Загадки

Изучая и разрабатывая систему упражнений на развитие читательского навыка и выразительности устной речи на уроках литературного чтения, я убедилась в том, что при применении ее на практике у учащихся появляется интерес к чтению, стремление самим знать наизусть, умение читать выразительно; соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.

В своей практике я использую и чтение – спринт. Смысл такого чтения заключается в том, что дети на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст. Для этого ползуемся памяткой:

Плотно сожми губы;

Читай только глазами;

Читай как можно быстрей.

Для себя я сделала вывод, что данная тема очень важна для развития полноценного гражданина, и поэтому буду работать и далее на темой и дальше.

Список используемой литературы по теме самообразования

      Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

      Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. Обучаем в системе Л.В.Занкова. Дифференцированное обучение. Издательство: Фёдоров, 2001.

      Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: 2004.

      Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 2003.

      Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: 1990.

      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991.

      Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: 1995.

      Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – Пособие для учителей. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006.

      Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

      Гроот Р. Дифференциация в образовании. // Директор. – 1994, № 5.

      Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии.// Начальная школа, 1988, № 10.

      Жедек П.С. Русский язык в начальной школе: Теория и практика обучения. – М.: 1999.

      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005.

      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

      Львов В.П. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

      Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под редакцией Н.С. Рождественского, 2 изд. – М.: Просвещение, 1979.

      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. [М.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

      Панов М.В. занимательная орфография. – М.: 2006.

      Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

      Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./[составил Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Программа для общеобразовательных учреждений. – Русский язык. 1-4 классы. // Т.Г. Рамзаева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

      Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

      Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 2009.

      Селевко К.Д. Дифференциация в обучении. – Ярославль, 1995.

      Селевко К.Д. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

      Современный русский язык (в двух частях). Ч. 1. Под ред. Д.Э. Розенталя. Изд. 2-е, испр. М., 1994.

      Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: 1990.

Использование Интернет-ресурсов:

      1. School.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

        Примерный перечень тем по самообразованию педагога.

        • Развитие творческой активности учащихся на уроках
        • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
        • Использование игровых технологий на уроках математики
        • Использование компьютера в преподавании физики
        • Применение интегрированного обучения на уроках биологии и химии.
        • Применение круговой тренировки для отработки навыков игры в баскетбол
        • Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
        • Использование материалов школьного музея на уроках истории
        • Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
        • Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
        • Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания географии.
        • Использование метода проектов в преподавании
        • Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении математики.
        • Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
        • Использование элементов системы развивающего обучения на уроках математики.
        • Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
        • Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
        • Использование компьютера в преподавании различных предметов.(для учителя информатики)
        • Повышение познавательной активности на уроках информатики.
        • Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики.
        • Компьютерные технологии на уроках физики как метод повышения качества знаний.
        • Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках химии.
        • Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся.
        • Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий.
        • Экологическое направление в воспитании учащихся на уроках географии.
        • Самостоятельная работа учащихся на уроках
        • Формирование разносторонне развитой личности с помощью подвижных и спортивных игр на уроке физкультуры

        Примерные темы самообразования

        1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
        2. Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности.
        3. Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика.
        4. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
        5. Исследовательская деятельность учащихся.
        6. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
        7. Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках.
        8. Использование информационных технологий в преподавании.
        9. Развитие познавательной активности у учащихся на уроках.
        10. Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
        11. Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЦТ.
        12. Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
        13. Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.
        14. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
        15. Формирование познавательной самостоятельности учащихся.
        16. Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
        17. Применение игровых технологий на уроках.
        18. Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся.
        19. Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
        20. Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса.
        21. Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению истории.
        22. Методы и формы внеурочной работы.
        23. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках средствами ИКТ.
        24. Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
        25. Развитие критического мышления на уроках.
        26. Технология развития критического мышления на уроке.
        27. Личностно-ориентированное обучение через дифференцированный подход.
        28. Дифференцированное обучение.
        29. Познавательная и творческая активность учащихся на уроках. Модульная технология в обучении.
        30. Стимулы учебной деятельности учащихся - работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.
        31. Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности.
        32. Практическая направленность на уроках.
        33. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
        34. Личностно- ориентированный подход в обучении.
        35. Групповые и парные формы работы на уроках.
        36. Активизация работы учащихся при изучении истории. Повышение мотивации.
        37. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках.
        38. Проектная работа по истории.
        39. Роль школьного курса истории в социализации личности молодого человека (ученика)
        40. Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

        Примерные темы самообразования учителей иностранных языков

        1. Проблемы формирования картины мира, характерной для страны изучаемого языка, у учащихся при обучении иностранному языку.
        2. Этнокультурный компонент в содержании образования в контексте преподавания иностранных языков.
        3. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков.
        4. Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевой компетенции учащихся средней школы.
        5. Контроль сформированности иноязычной языковой компетенции.
        6. Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.
        7. Самостоятельная контролируемая работа учащихся в обучении иностранному языку.
        8. Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
        9. Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.
        10. Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.
        11. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
        12. Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
        13. Интегрированное обучение иностранному языку в современной школе.
        14. Социальные технологии в обучении учащихся иноязычному общению.

        Ольга Ахрамеева

        «Чтобы подготовить человека духовно

        к самостоятельной жизни надо ввести

        его в мир книг»

        В. А. Сухомлинский.

        Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

        Продолжительность проекта: долгосрочный.

        Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной группы №12.

        Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

        Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

        Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

        Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

        Задачи проекта:

        Познакомить детей с историей создания сказок;

        Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

        Развивать связную речь;

        Развивать мышление, внимание, память, воображение;

        Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

        Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;

        Повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

        Методическая работа по проекту

        Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;

        Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

        Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;

        Внедрение новых форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

        Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме.

        Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

        После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.

        Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

        Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:

        Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

        Наличие портретного фонда детских писателей.

        Наличие грамматических словарей для воспитателей.

        Организация книжного уголка.

        Состав книг в групповом книжном уголке время от времени обновлялся или полностью, или частично не только потому, что книги изнашивались, но и потому, что процесс воспитания детей требовал их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В нашей группе организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

        Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали. В книжном уголке периодически организовывались тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонировались иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. С моей помощью запомнили фамилии таких авторов, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

        Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

        Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет

        руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, то дети и сами становятся защитниками книги.

        Изучая творчество А. С. Пушкина дети выполнили коллективную работу "У Лукоморья дуб зеленый. ", которая заняла I место в городском фестивале детского дошкольного творчества "Хрустальная капелька", а также сделали работу в нетрадиционной технике "Золотая рыбка".



        Была организована выставка работ воспитанников "Мои любимые герои сказок", которые впоследствии были направлены на городской конкурс "Листая страницы любимой книги". После подведения итогов дети получили дипломы участников, а Нестерова Анастасия заняла I место.


        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

        Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

        Заключение

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.