Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А. М. Василевского и укажите название сражения, о котором идёт речь.
«...Сражение продолжалось два месяца (с 10 июля по 10 сентября 1941 г.) и включало в себя целую серию ожесточённых операций, проходивших с переменным успехом для обеих сторон и явившихся отличнейшей, правда, крайне дорогой, школой отработки военного мастерства для советского бойца и командира... Основные группировки врага... были изрядно измотаны. Задержка наступления врага на главном, Московском направлении явилась для нас крупным стратегическим успехом. Советское командование получило дополнительное время как для создания новых мощных резервов, так и для укрепления Москвы».
1) Орловское
2) Белгородское
3) Смоленское
4) Харьковское
Ответ:
Прочтите отрывок из сводки Совинформбюро и определите, о каком сражении Великой Отечественной войны идёт речь.
«До 6 декабря наши войска вели ожесточённые оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях. В ходе этих боёв противник понёс значительные потери...
6 декабря... войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок».
1) Московская битва
2) оборона Ленинграда
3) Сталинградская битва
4) Курская битва
Ответ:
Прочтите отрывок из международного договора и определите, о каком явлении идёт в нём речь.
«Статья 1. Правительство Соединённых Штатов Америки будет продолжать снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием... которые Президент Соединённых Штатов Америки разрешил передавать или предоставлять».
2) план «Дропшот»
3) ленд-лиз
4) «план Маршалла»
Ответ:
Прочтите отрывок из межгосударственного договора, подписанного СССР в июле 1941 г., и определите, с какой страной он был заключён.
«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.
1) Франция
2) Великобритания
3) Испания
Ответ:
1) Сталинградская битва
2) Московская битва
3) битва на Курской дуге
4) прорыв блокады Ленинграда
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний писателя и кинодраматурга Г. М. Шерговой и укажите, о каком дне в них говорится.
«Сообщение о том, что немцы вероломно напали на нашу страну, застало меня на одной из московских площадей. Из репродуктора доносился глухой голос Молотова. Мы, десятиклассники, отмечали выпускной вечер. Самый светлый день года враз стал самым хмурым».
Ответ:
«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы… Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».
Ответ:
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
1) осенью 1941 г.
2) весной 1942 г.
3) осенью 1942 г.
4) весной 1943 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А. М. Василевского и укажите, о каком сражении в нем идет речь.
«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом "Тайфун" ему не удалось...Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».
1) Смоленское сражение
2) Московская битва
3) прорыв блокады Ленинграда
4) Сталинградская битва
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания и укажите, как назывался процесс, о котором идет речь.
«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта четкая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и его победу».
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите название плана, о котором идёт речь.
«В декабре 1940 г. германское военное командование разработало план войны против СССР. Он предполагал нанести поражение Советскому Союзу в быстротечной, "молниеносной" кампании. С помощью танковых группировок немцы планировали окружить и уничтожить основные силы Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина, не допустить их отхода в глубь России. Далее намечался выход на рубеж Архангельск-Казань-Астрахань.»
1) «Барбаросса»
2) «Цитадель»
4) «Тайфун»
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания Г. К. Жукова и укажите, когда происходили описанные события.
«Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, дравшиеся в окружении в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесенные войсками окруженной группировки, оказались не напрасными. Подвиг героически сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внесших великий вклад в общее дело защиты Москвы, еще ждет должной оценки».
1) осенью 1941 г.
2) весной 1942 г.
3) осенью 1942 г.
4) весной 1943 г.
Ответ:
1) Сталинградская
2) за Днепр
3) Московская
4) на Курской дуге
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания заместителя начальника генерального штаба французской армии генерала Шассена и укажите битву, о которой идет речь.
«1941 год, который должен был стать годом окончательного установления германского господства в Европе, завершился страшным поражением гитлеровцев... Битва... ознаменовала важный поворотный пункт войны».
1) за Днепр
2) Сталинградская
3) на Курской дуге
4) Московская
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идёт речь.
«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию "Тайфун", вынужден был признать, что "немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения". Что верно, то верно... Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».
1) Сталинградская битва
2) Московская битва
3) битва на Курской дуге
4) прорыв блокады Ленинграда
Ответ:
Прочтите отрывок из статьи отечественного историка и укажите, о начале какого наступления немецких войск в нём говорится.
«Три важнейших фактора способствовали первоначальному успеху нового наступления вермахта: просчёты советского Верховного Командования и лично И. В. Сталина в определении главного направления вероятного наступления вермахта и в общей оценке ударных возможностей противника; неудачный для советских войск исход операций в мае 1942 г. в Крыму и в районе Харькова, падение 4 июля после восьмимесячной обороны Севастополя; отсутствие второго фронта в Европе».
1) наступление на Москву
2) наступление под Ленинградом
3) наступление под Курском
4) наступление на Сталинград
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описываемые события.
«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской Федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалёку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы. <...> Обстановку усугубил неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».
Ответ:
Прочтите отрывок из высказывания и укажите, как назывался процесс, о котором идёт речь.
«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта чёткая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и его победу».
1) депортация
2) эвакуация
3) репатриация
4) мобилизация
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите город, в котором произошло описанное сражение Великой Отечественной войны.
1) Сталинград
2) Ленинград
Ответ:
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«Мы чаще и чаще в свободное время подходили к картам и всматривались в те пункты, которые обозначались в военных сводках. Особенно тревожило смоленское направление, поскольку это прямая дорога на Москву. Беспокоил также и Житомир, это уже глубокая стрела, нацеленная в глубь Украины, к её славному городу Киеву. Обозначилась также угроза и для Ленинграда. И хотя на этих трёх направлениях стояли славные маршалы Ворошилов, Тимошенко и Будённый, мы тем не менее испытывали законное беспокойство, зная, что такую же тревогу испытывают и все люди».
1) летом 1941 г.
2) осенью 1942 г.
3) весной 1942 г.
4) зимой 1941-1942 гг.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в котором произошло описанное сражение Великой Отечественной войны.
«Город был в огне. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолёты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо. Казалось, что всё живое здесь погибает, но люди шли в бой... Жарко приходилось и на Мамаевом кургане. Здесь противник стянул несколько батальонов пехоты и свыше 20 танков. Шесть раз в течение дня фашисты пытались сбить наши подразделения с высоты и каждый раз откатывались, на склонах кургана оставались сотни трупов. Гвардейцы отбили все атаки врага».
1) Сталинград
2) Ленинград
Ответ:
1) «Барбаросса»
2) «Багратион»
3) «Тайфун»
4) «Цитадель»
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».
1) «Цитадель»
2) «Барбаросса»
3) «Тайфун»
4) «Багратион»
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».
1) «Багратион»
2) «Тайфун»
3) «Барбаросса»
4) «Цитадель»
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите битву, о которой идёт речь.
«Битва... по количеству войск и боевой техники, размаху и напряжённости боёв и операций была одной из крупнейших в истории войн. Свыше 7 млн солдат и офицеров, около 6,5 тыс. танков, 53 тыс. орудий и миномётов и более 3 тыс. боевых самолетов Германии и СССР в течение 203 суток вели яростное противоборство. Пламя сражений охватило территорию, равную по площади таким государствам, как Англия, Швейцария и Исландия вместе взятым... Впервые во Второй мировой войне армия Германии потерпела крупное поражение, миф о её непобедимости был развеян. Германия... проиграла "молниеносную войну" против СССР».
1) Курская битва
2) битва за Берлин
3) битва за Днепр
4) битва за Москву
Ответ:
1) летом 1941 г.
2) осенью 1941 г.
3) весной 1942 г.
4) летом 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
«К исходу первого дня... противнику удалось на северо-западе прорваться к реке Дубиса (северо-западнее Каунаса), а в 60 км южнее Каунаса форсировать реку Неман. На левом крыле западного фронта советским войскам, 4-й армии, пришлось отступить и покинуть Брест. Но Брестская цитадель героически оборонялась в течение длительного времени. Подробности об этой мужественной борьбе с фашистскими захватчиками стали известны лишь спустя много лет после окончания войны».
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
«В это время положение наших войск на фронте... оказалось критическим. Кровопролитное сражение развернулось на Можайском направлении, в районе Бородинского поля, оно шло шесть дней и ночей... В те дни противник взял также Малоярославец, Боровск, Тарусу, Рузу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 50 километров... В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение».
1) летом 1941 г.
2) осенью 1941 г.
3) весной 1942 г.
4) летом 1942 г.
Ответ:
3) в мае 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».
1) летом 1941 г.
2) зимой 1941-1942 гг.
3) весной 1942 г.
4) осенью 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из дневника начальника Генштаба сухопутных войск Германии и укажите, когда происходили описанные события.
«Обстановка неясная. Противник стягивает силы против наступающего крыла группы армий "Центр" в район северо-западнее Москвы. Хотя это и не крупные соединения, а мелкие группы, но они непрерывно прибывают на фронт и создают всё новые препятствия на пути наших уставших войск. Перед фронтом соединений, наступающих на канал Москва - Волга, противник медленно отходит, ведя упорные арьергардные бои».
3) в мае 1942 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите кодовое название плана, о котором идёт речь.
«В декабре 1940 г. германское военное командование разработало план войны против СССР. Он предполагал нанести поражение Советскому Союзу в быстротечной, "молниеносной" кампании. С помощью танковых группировок немцы планировали окружить и уничтожить основные силы Красной Армии западнее рек Днепр и Западная Двина, не допустив их отхода в глубь России. Далее намечался выход на рубеж Архангельск - Казань - Астрахань».
2) «Тайфун»
3) «Цитадель»
4) «Барбаросса»
Ответ:
Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К. Евсеева, относящихся к 1942 г., и укажите город, о котором идёт речь.
«Как главная база флота, (город) был сильно защищён только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей <...> береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. <...> Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолёты противника <...> Количество самолётов было доведено до предела. Небо <...> уже больше их не вмещало <...> Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности <...> Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику <...> Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный <...> красавец превращён теперь в руины».
1) Архангельск
2) Владивосток
3) Севастополь
4) Мурманск
Ответ:
Прочтите отрывок из детских воспоминаний И. Миндель и укажите название города, о котором идёт речь.
«Я родилась в прекрасном городе <...> Когда началась война, мне было восемь лет. Родители были в длительной командировке, папа был военным. Я осталась с бабушкой и дедушкой с...>
8 сентября 1941 г. немцы замкнули кольцо блокады по суше. Снабжение стало возможным только по воздуху или через Ладожское озеро. Многократно начали снижать нормы выдачи продуктов, а выдача хлеба сократилась до 125 граммов. Это был блокадный хлеб - чёрный, тяжёлый, с суррогатами. Начались морозы. Холодно и голодно <...>
Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбёжек вставали и шли в бомбоубежище.
В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать. К утру, когда повернулась к ней, она как-то резко от меня отстранилась. Я стала её тормошить - не просыпалась и была холодной. Бабушка была мёртвой».
1) Сталинград
3) Ленинград
Ответ:
Прочтите отрывок из указа и определите дату его принятия.
«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить <...> крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли, <...> то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел <...>.
2) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных землях землевладельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».
Ответ:
Прочтите отрывок из работы историка Ю. М. Лотмана и определите название органа государственного управления, под руководством которого осуществлялась описанная деятельность.
«Просматривая дела, убеждаешься, что в поле зрения попадали не только преступления политические, но и преступления против нравственности, и даже вообще не поступки, а намерения, мнения, слова и мысли. Жандармы могли заинтересоваться кругом чтения того или иного человека, содержанием его частной переписки, они не стеснялись распечатывать любовные письма и подслушивать дружеские разговоры».
1) Святейший Синод
2) III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
3) Государственный Совет
4) Негласный комитет
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе которого происходили описанные события.
«Кольцо окружения с каждым днём сжимается. Фашистское командование посылает в "котёл" продовольствие и боеприпасы. Лётчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолётов противника. Навстречу поднялись наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолёты… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… Войска 71-й армии генерала И.М. Чистякова, действующие с запада, соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с частями 62-й армии, разъединив отступающего противника на две изолированные группы…»
1) Смоленск
3) Сталинград
Ответ:
Прочтите отрывок из документа, изданного в фашистской Германии, и укажите название города, пропущенное в тексте.
«Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление "Цитадель" - первое наступление в этом году. Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим
успехом… Я приказываю:
Цель наступления - сосредоточенным ударом, проведённым решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой из района южнее Орла, путём концентрического наступления окружить находящиеся в районе ____________ войска и их уничтожить…»
3) Харькова
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«За семнадцать дней наступления армия продвинулась на триста пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов… Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в его тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек.
Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм».
1) «Кутузов»
2) «Кольцо»
3) «Багратион»
Ответ:
Прочтите отрывок из официального документа и укажите название органа власти, пропущенное в тексте.
«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:
1. Создать _________________ в составе:
т. Сталин И. В. (председатель)
т. Молотов В. М. (заместитель председателя)
т. Ворошилов К. Е.
т. Маленков Г. М.
т. Берия Л. П.
2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в его руках.
3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения».
1) Верховный Совет СССР
2) Государственный Комитет Обороны
3) Ставка Верховного Главнокомандующего
4) Совет Народных Комиссаров
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и укажите страну, о выходе которой из войны идёт речь.
«Этот официальный акт знаменовал собою событие выдающегося значения − начало быстрого распада гитлеровского агрессивного блока. “[Страна] с 4 часов 24 августа 1944 г. полностью прекратила военные действия против СССР на всех театрах войны, вышла из войны против Объединённых Наций, порвала отношения с Германией и её сателлитами, вступила в войну и будет вести войну на стороне союзных держав против Германии и Венгрии в целях восстановления своей независимости и суверенитета…”.
2. Согласилаcь, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года;
4. Приняла к сведению, что операция “Оверлорд” будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт;
5. Согласилась, что военные штабы трёх держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций».
3) Тегеран
4) Потсдам
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний советского авиаконструктора и укажите год, когда произошли описанные события.
«Талалихин нервничал. Неужели уйдёт? Он боялся потерять противника в ночном небе, но горящий двигатель бомбардировщика служил хорошим ориентиром. Талалихин догнал противника и сразу дал несколько длинных
очередей, но, видимо, промахнулся, потому что "Хейнкель" продолжал уходить. Виктор подошёл к нему ещё ближе, нажал гашетки, но патронов больше не было. И он решил отрубить винтом своего истребителя хвостовое оперение "Хейнкеля". Рванув сектор газа до упора, он стал быстро настигать противника. В этот момент ответной очередью стрелок "Хейнкеля" прошил кабину истребителя, и рикошетом одна из пуль обожгла Талалихину правую руку.
Обливаясь кровью, Талалихин решил во что бы то ни стало таранить врага. Он догнал фашиста. Истребитель на огромной скорости врезался в бомбардировщик, и тот, охваченный пламенем, камнем пошёл к земле».
Ответ:
Прочтите отрывок из сообщения Совинформбюро и укажите город, название которого пропущено в отрывке.
«С 16 ноября … германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на _____________.
До 6 декабря наши войска вели ожесточённые оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях. В ходе этих боёв противник понёс значительные потери. С 16 ноября по 6 декабря, по далеко не полным данным, нашими войсками было уничтожено и захвачено, не считая действий авиации: танков - 777, автомашин - 534, орудий - 178, миномётов - 119, пулемётов - 224; потери противника убитыми - 55 170 человек. 6 декабря войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».
Прочтите отрывок из документа и определите время его появления.
«Проникнутые …новым духом освобождённой демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого».
2) октябрь 1916 г.
3) апрель 1917 г.
4) ноябрь 1917 г.
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения А.И. Деникина и укажите год, о событиях которого идёт речь.
«В результате длительного правительственного кризиса, вызванного событиями 3–5 июля, разгромом на фронте и непримиримой позицией, занятой либеральной демократией, в частности кадетской партией, в вопросе об образовании власти, Совет вынужден был освободить формально министров-социалистов от ответственности перед собою и предоставить право Керенскому единолично формировать правительство».
и орфографических ошибок. Вывод однозначен: чтобы письменное сообщение было понятным, оно должно быть свободно от ошибок. К такому же заключению подводятся и первоклассники, ищущие ответ на вопрос: «Что значит писать правильно?» – вынесенный в заголовок темы целого блока уроков.
Сначала выясняется, что «правильное письмо – письмо без описок». Так же сформулирована и тема соответствующего урока. На нем школьники узнают, что такое опечатки и описки. Думается, понятно, почему эти два понятия оказались рядом: и опечатки, и описки – ошибки, вызванные невнимательностью. Кроме того, они и проявляются одинаково: пропуски, замены, перестановки букв.
Мотивация обоих терминов прозрачна, поэтому значение каждого из них детям под силу вывести самостоятельно. Начало рассуждениям дает отрывок из детских воспоминаний В. Инбер, которая нашла в книге ошибку: «...В строчке “Петушок, петушок, золотой гребешок” было напечатано “гребшок”» . Ошибкам, допущенным при печатании книг, газет, журналов, дано название опечатки, а также представлена информация об особых работниках, которые ищут и исправляют опечатки, – корректорах. (Эти сведения не предназначены для заучивания.)
Первоклассники по собственному опыту знают, что ошибки возможны и в тетрадях, в написанном от руки тексте. Термин выводят, опираясь на аналогию: печатать – опечатки; писать – ... .
Когда ребята попробовали себя в роли корректоров, устранили «поломки» в словах из упражнений, каждому из них предлагается принять важное для себя решение. «Сквозной» герой Антон уже высказал свое мнение: «А мне нравится так писать, потому что смешно. Правда, весело писать с описками?» Принять свое личное решение первоклассникам помогут заранее сделанные на доске записи:
Я хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают.
О выборе каждого ученика скажет списанное им свое предложение.
Однако правильное письмо – это письмо не только без описок, но и без ошибок. Что же такое ошибка? «Каждое нарушение правила – это ошибка» . К осознанию понятия ребята приходят, рабо-
тая с «хитрым» предложением, придуманным Антоном: нашарик зарычал шарик. Исправив все ошибки, перечислив правила письма, которые нарушил Антон, первоклассники уже готовы ответить на вопрос: что значит писать правильно? Ответы ребят сверяются с ответами авторов учебника:
Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок (нарушений правил письма).
Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.
Постоянный возврат к мысли о том, что ошибки и описки мешают понимать написанное, сформирует более ответственное отношение детей к письменной речи. А это позволяет надеяться, что стремление к грамотному письму станет осознанным, а самоконтроль – целенаправленным и мотивированным. Ученик, желающий, чтобы его поняли, будет так проверять свои записи, чтобы они были свободны и от ошибок, и от описок.
Хотя в учебнике «К тайнам нашего языка» не предусмотрено обязательное заучивание сведений о корректорах и не предполагается обуче- ние детей жесткому разграничению описок и ошибок, недооценивать значение этой информации и соответствующих умений нельзя. И вот почему. При формировании самоконтроля операции по обнаружению описок и ошибок разводятся: ведь их появление спровоцировано разными причинами. Это отражено в специальных пунктах памяток, которые направляют действия учеников в различных ситуациях письма.
Напомним, что в учебнике «К тайнам нашего языка» есть несколько памяток, которые сопровождают школьников с 1-ãî ïî 4-é класс.
Имеется в виду прежде всего памятка 4 «Как писать без ошибок?», которая трансформируется, дополняется по мере овладения детьми орфографией, грамматикой и т.д.
Но одно остается неизменным: выполняемая памяткой функция – быть руководством к орфографическому действию.
Важных моментов в этой памятке два.
Первый связан с разрешением оставить на месте найденной орфограммы окошко; оно – сигнал нерешенной (но осознанной!) зада-
чи и осуществленного по ходу письма – самоконтроля. (Ведь перед тем как окошко появилось, ученику было необходимо пошагово отследить собственные действия: оценить каждый звук в слове; решить, можно ли ему доверять; определить, по какому правилу действовать; наконец, установить границы собственных знаний о способах решения задачи и возможностей применить их.)
Второй ключевой момент памятки – пункт «Проверь» («Поработай корректором»), который ориентирует детей на осуществление итогового самоконтроля. На какие же операции согласно памятке распадается действие проверки написанного?
w Читай по слогам – нет ли описок. w Снова находи все орфограммы.
w Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок. w Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».
Такой вид часть памятки, посвященная самопроверке, приобретает к концу первой четверти 2-ãî класса.
На более ранних этапах те же действия выполняются с опорой на памятки 2 и 3. (Первая из них работает, пока не будет введен прием письма с окошками, вторая – на промежуточном этапе, когда от уче- ников требуется писать с пропуском всех орфограмм, включая и те, на месте которых они знают букву или могут определить ее с помощью правила или словаря.)
Пункт, направляющий действие итогового самоконтроля, предписывает выполнение операций проверки:
w читай по слогам и слушай себя – все ли звуки правильно обозна- чены;
w отмечай опасные места.
Как видим, каждый вариант предусматривает в первую очередь нахождение описок. Они выявляются при соблюдении обязательного условия: читать написанное вполголоса, шепотом (на ранних этапах обучения), затем – про себя, но обязательно по слогам. Послоговой способ чтения предполагает замедление процесса чтения и фиксацию внимания ребенка на том, каждый ли звук обозначен своей буквой. Ученикам также разрешается помогать себе, выделяя карандашом слоги.
Следующий шаг самопроверки – поиск орфографических ошибок. Есть только один способ их найти – еще раз проанализировать слова на предмет наличия/отсутствия в них орфограмм. Это возможно, если школьник твердо знает их опознавательные признаки.
Затем следует определение правильности или неправильности выбранной буквы. Как это сделать? Снова определить тип орфограммы, то есть выяснить, на какое она правило, а затем это правило применить – решить орфографическую задачу. И с этих позиций оценить выбранную при письме букву или, если буква пока не выбрана и на ее месте оставлено окошко, его закрыть.
Как видим, пишущий повторно проходит все ступени решения орфографической задачи: от ее постановки до выбора буквы в соответствии с правилом. При этом он как бы поднимается на новый виток спирали: анализирует результат с высоты дважды (а возможно, и более) осуществленного орфографического действия. В итоге уче- ник либо находит ошибку, зачеркивает неверное написание и исправляет его, либо продолжает пребывать в сомнениях (не уверен, что правильно определил, в какой морфеме находится орфограмма, не знает, как действовать, и т.п.) и выражает их, ставя над буквой «?».
Практически те же действия предусматриваются и при списывании с опорой на памятку 1 (с той лишь разницей, что ребенку еще необходимо сверять опасные места в записи на доске или в книге и у себя).
Обратим внимание на такую существенную деталь: по какой бы памятке ни работали школьники, самопроверку они должны проводить, что называется, с карандашом в руках. Почему? Формирование любого умственного действия должно «начинаться с использования различных средств материализации» . Именно поэтому обязательны способы фиксации результатов проверки: слоговые дуги (на начальных этапах обучения); точка под буквой (.) для обозначения всех орфограмм; вопросительный знак над буквой (?) для выделения сомнительных букв (если они уже написаны).
Есть ли основания у учителя рассчитывать на то, что такая трудоемкая процедура самоконтроля окажется действенной? Конечно. Обучающий эффект достигается за счет того, что в работу одновременно включаются и речедвигательный, и слуховой, и зрительный анализаторы. Все вместе они обеспечивают гибкий синтез между ком-
понентами орфографического действия, а значит, способствуют успешному становлению орфографического навыка в целом.
Кроме того, если проверка будет проведена по описанной технологии (с указанием всех орфограмм, повторным устным выполнением проверок и вопросительными знаками при появляющихся сомнениях), учитель получит полную информацию о степени сформированности у школьников всех орфографических умений.
Выше мы говорили о том, что учеников нужно не только научить, но и приучить осуществлять самопроверку. И тогда можно будет рассчитывать, что привычка осознанно контролировать правильность письма обеспечит способность не только находить и исправлять неверные написания, но и предупреждать их появление. А как действовать, если ошибка все же появилась, но не была замечена школьником в ходе проверки? Этот вопрос одинаково остро стоит и перед учеником, и перед учителем, поскольку каждый должен на ошибку отреагировать: педагог – исправлением, а ребенок – тем, что мы традиционно называем работой над ошибками. Действия одного и другого, хотя и преследуют общую цель (обнаружить неверное написание), имеют разное содержание.
Авторы учебника «К тайнам нашего языка» считают, что исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим: «...это не простая констатация факта “знает/не знает, умеет/не умеет”, а один из элементов обучения, который должен помогать каждому уче- нику совершенствовать его знания и умения» . Как этого добиться? Прежде всего, учителю необходимо задуматься над способами исправления ошибок. Общепринятый способ – зачеркнуть неверное написание и исправить – не способствует воспитанию у детей критичного отношения к написанному. Ведь, по сути, учитель нашел за ученика орфограмму, определил ее тип, выбрал и написал верную букву в соответствии с предписаниями правила.
Какие же способы правки выбрать, чтобы они работали на становление всех собственно орфографических умений, в том числе и умения осознанно контролировать правильность письма? Понятно, что при таком подходе способ исправления должен перейти в иное качество – стать способом показа ошибки. Ограничимся пере- числением приемов, подсказанных авторами учебника «К тайнам нашего языка»:
w подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение;
w подчеркнуть слово, в нем выделить морфему с ошибкой;
w подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
w привести на полях верную запись слова; w написать на полях правильную букву;
w на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи.
w отметить только строку, где надо искать ошибку;
w указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
Чтобы выбрать способ исправления и подсказки, необходимо учи- тывать ряд факторов: возможности ученика, характер допущенной ошибки, момент обучения и т.д. При таком подходе помощь учителя становится адресной, поскольку учитывает уровень подготовки каждого ребенка и обеспечивает именно ему постепенное формирование необходимых умений.
Сказанным определяется организация самой работы над ошибками в классе. Желательно, чтобы, получив тетрадь, школьник с опорой на сделанные пометы исправил ошибки (те, которые учитель ему подсказал, а не исправил).
Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями. Один из возможных вариантов может быть таким:
«1. Найди ошибку (если она не показана).
2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4. Реши, какое правило надо применить.
5. Выполни нужные действия и вставь букву.
6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее» .
 3-ì è 4-ì классах пункт 3 памятки изменится: «Если ошибка в окончании, выпиши слово вместе с тем, от которого оно зависит; если
в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте неверной буквы оставь окошко».
Как видим, предписания памятки строго соответствуют структуре орфографического действия, благодаря чему памятка приобретает универсальный характер: она пригодна для работы над ошибками на любое правило. Поэтому нет необходимости, как это традиционно принято, включать в нее перечень операций, предписываемых каждым правилом, тем более что этот материал есть на страницах учебника.
Как организовать работу на уроке, чтобы максимально реализовать обучающий потенциал работы над ошибками?
Возможный вариант ответа вы получите, если познакомитесь с технологией ее проведения, разработанной С.М. Блюз с учетом специфики учебника «К тайнам нашего языка» .
Итак, подведем итог.
1. Чтобы самоконтроль был эффективным и осознанным, необходимо обеспечить его мотивацию: если ты хочешь, чтобы твоя запись была понятна, нужно писать без ошибок и описок.
2. Младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия (написанное слово), но
è ход его осуществления. О результатах самоконтроля по ходу письма сообщают окошки на месте пропущенных орфограмм.
3. К действиям, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля (проверки), относятся: а) выявление всех орфограмм записанного текста; б) определение разновидностей орфограмм; в) отграничение написаний, в правильности которых уверен, от тех, которые вызывают сомнения; г) применение правил к сомнительным написаниям; д) в случае необходимости – исправление.
4. Школьников нужно не только научить, но и приучить осуществлять названные действия. Достижению этой цели служат специальные памятки. Следуя их предписаниям, школьники ежеурочно приобретают опыт выполнения необходимых операций, в результате чего складывается умение осознанно контролировать правильность написанного.
5. Чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, не ограничиваясь простым исправлением.
Учет этих положений, надеемся, поможет успешному формированию способности проверять написанное, без которого не может быть полноценного орфографического умения.
III. Исправление специально допущенных ошибок как необходимое орфографическое упражнение, условия успешности его применения
Что такое орфография, думается, объяснять не надо. А что такое
Как эти слова и стоящие за ними явления (правописание и неверное написание) связаны с нашей темой – формированием умения осознанно контролировать правильность письма? Попробуем разобраться.
Хорошо известно, что навык грамотного письма не вырабатывается сразу. На долгом пути его формирования у детей неизбежно появление ошибок.
Ученые давно задумались над вопросом: можно ли ошибку сделать полезной при обучении грамотному письму и если можно, то как этого добиться?
Практика обучения, исследования методистов дают положительный ответ на первую часть вопроса: возможность применения «отрицательного материала» (выражение Л.В. Щербы) и его положительное влияние на становление орфографического навыка сегодня доказаны.
Однако в методической науке имеют место разночтения относительно условий, которые необходимо соблюдать, чтобы неверное написание, предъявленное ученикам с той или иной целью, не навредило формирующемуся орфографическому навыку.
Прием, который предполагает нахождение и исправление учеником ошибок, довольно широко представлен на страницах ряда современных пособий и учебников русского языка, но представлен в различных методических вариантах. Специфика каждого из них обусловлена представлениями авторов о роли какографии в формировании орфографической грамотности, их отношением к использованию ошибочных записей в качестве дидактического материала.
Так, в «Справочном пособии» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой задания типа «исправь ошибки» используются активно. Приведем пример из пособия для 3-ãî класса (задание 227):
Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов и дубрав и раз митала их подорогам. Стали Птицы стайками Са бираться. Са брались па кречяли и па л и тел и за высокие Горы за синие маря в теплые страны .
Пока воздержимся от комментариев относительно методической грамотности подачи «отрицательного материала», ограничимся констатацией фактов: в данном тексте 33 слова, на которые приходится 27 ошибок, в основном связанных с правописанием безударных гласных, написанием приставок и предлогов, а также употреблением разделительного мягкого знака. И хотя они расположены равномерно (имеются практически в каждом слове), восприятие текста крайне затруднено èç-çà того, что облик ряда слов изменен до неузнаваемости. Кроме того, в тексте отсутствует часть знаков препинания, что также усложняет задачу пишущего.
Рекомендации же ряда методистов (И.В. Борисенко, М.П. Целиковой и др.) можно охарактеризовать как осторожные. Для заданий на нахождение и исправление ошибок предлагается привлекать омофоны, то есть слова, которые совпадают по звучанию, но расходятся в написании и, естественно, в значении.
Чтобы дети могли выявить ошибки, рекомендуется включать слова в такие предложения, где их различные лексические значения проявятся отчетливо: Мать примеряла драчунов. Покупаемую обувь нужно примирять. Дети, спишите в кино. Дети, спешите это предложение и т.п. . Если слова каждой пары изъять из контекста, они предстанут перед детьми в «неиспорченном» виде.
Таким образом, запечатление в памяти учеников искаженного орфографического облика слов исключается. Цель использования такого рода заданий, считают методисты, – способствовать становлению орфографической зоркости.
Однако роль какографических (в другой терминологии – корректурных) упражнений в обучении грамотному письму значительно шире. «Во-первых, он помогает выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент рече- вой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружаю-
ùèå. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изу- чения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. В-третьих, дает возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания...» .
Не менее, а, скорее, более важным представляется вопрос о том, какие условия необходимо соблюдать, чтобы в полной мере реализовать обучающий потенциал заданий, направленных на нахождение и исправление специально предъявленных ошибок, и не нарушить при этом принципа «не навреди». Такие условия выявлены и сформулированы Т.В. Корешковой. Будучи ограничены рамками статьи, назовем самые важные:
1. Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и преимущественно после прочного усвоения этих правил для обуче- ния самоконтролю.
2. Корректурные упражнения должны выполняться в системе: а) на- чинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические; б) начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.
3. Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.
4. Необходимо обеспечить обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причем способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).
5. Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты.
6. Предъявляемый материал не должен превышать 8–12 отдельных слов или текст в 25–30 слов, на которые должно приходиться не более 4–6 ошибок, причем их не следует концентрировать в конце текста.
7. Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля .
Разумеется, возникает вопрос: а существует ли опыт соблюдения этих условий при разработке заданий, предусматривающих нахождение и исправление специально допущенных ошибок? Да, такой опыт есть. Как вы уже догадались, эти условия приняты во внимание авторами учебника «К тайнам нашего языка». В нем представлены много- численные примеры детских ошибок, так как «обучение графическому и орфографическому самоконтролю начинается с исправления не своих, а чужих ошибок – чужую найти легче, чем свою» .
Задания на обнаружение чужих ошибок найти в учебнике нетрудно: об их присутствии на странице говорит специальный знак: «!» на полях, который обостряет внимание детей, повышает их бдительность. Он означает: «Внимание: есть ошибки!».
Чтобы проиллюстрировать соблюдение методической постепенности при использовании «отрицательного материала», покажем одно из собственно корректурных упражнений учебника для 1-ãî класса:
Как видим, в этих записях нарушены нормы графики, в частности правила обозначения мягкости согласных. Для исправления предложены отдельные слова, их количество не превышает нормы (8–12 слов). Заметим: задание сформулировано так, что внимание первоклассников сначала фокусируется на правильных написаниях и только потом направляется на поиск ошибок. Кроме того, предусматривается материальная фиксация результатов проверки: над правильно написанными словами ставится +, ошибки же исправляются пока-
занным способом. А чтобы в орфографической памяти отложились неискаженные образы каждого слова, ученикам предлагается записать их правильно, действуя по памятке 2 «Как записывать свои мысли и слова?», последний пункт которой как раз и предусматривает осуществление проверки написанного.
Ошибка – явление многофункциональное. Она интересна нам как индикатор неверных действий ученика на той или иной ступени решения орфографической задачи.
Поэтому наравне с умением контролировать результат (запись слова) нужно формировать умение отслеживать процесс его достижения, другими словами, – осуществлять пооперационный контроль. И тогда можно рассчитывать на то, что выработанная способность осознанно проверять написанное обеспечит возможность не только находить и исправлять уже допущенные ошибки, но и предупреждать их появление.
Как, наверное, понятно из всего сказанного, лекция, посвященная формированию у младших школьников орфографического самоконтроля, не случайно представляется последней – она, как и само умение осуществлять самоконтроль (в процессе письма и после его завершения), носит обобщающий характер. Перефразируя один из тезисов учебника «К тайнам нашего языка», можно сказать: полноценное содержательное обучение орфографии – полноценный орфографический самоконтроль.
Вопросы для самопроверки
1. Просмотрите все проработанные лекции и раскройте смысл тезиса полноценное сознательное обучение орфографии.
2. Вспомните Сережу Царапкина, задумавшегося над тем, как писать наречие невмоготу. Определите: он осуществляет проверку результата или процесса его достижения?
3. Докажите, что прием письма с окошками (см. лекцию 2) – это способ приучения детей к самоконтролю, осуществляемому по ходу письма.
4. Объясните, в чем обучающий смысл названных в лекции способов исправления и показа ошибок в тетрадях учеников. Проиллюстрируйте, как может быть обеспечен дифференцированный подход
ê учащимся.
5. Какую информацию о причинах ошибок, а также в целом об уровне орфографической подготовки школьников может получить учитель, если при записи текста они отмечали точками все орфограммы, а вопросительными знаками – сомнительные?
6. Вернитесь к заданию 227 из «Справочного пособия» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой. С учетом условий, обеспечивающих положительное влияние «отрицательного материала» на становление орфографического умения, оцените методическую грамотность подачи материала в этом задании.
1. Алешковский Юз. Черно-бурая лиса. – М.: Детская литература, 1967.
Ñ. 4.
2. Блюз С.М. Работа над ошибками. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» // Начальная школа. 2004. ¹ 8. С. 40–45.
3. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе // Начальная школа. 1998. ¹ 3. С. 40–41.
4. Корешкова Т.В. Прием какографии: возможности и условия применения // Начальная школа. 2000. ¹ 6. С. 38–43.
5. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. 2003. ¹ 6. С. 82–86.
6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 1 класс: Учебник-тетрадь по русскому языку для четырехлетней начальной школы – 3-å изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методи- ческие рекомендации к учебнику-тетради по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя – 3-å изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя – 3-å изд., дораб. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 3 класс (1–4). – М. ACT: Астрель, 2005.
11. Целикова М.Л. Какографические написания на уроке русского языка // Начальная школа. 2003. ¹ 6. С. 86–88.
Итоговая работа
Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!
На основе проработанного цикла лекций подготовьте и проведите урок формирования или закрепления одного или нескольких орфографических умений:
а) обнаруживать орфограммы; б) определять, каким правилом регулируется написание; в) применять это правило;
г) осуществлять орфографический самоконтроль.
Учебник, класс и конкретная орфографическая тема (правописание безударных гласных, парных по глухости–звонкости согласных, непроизносимых согласных, разделительных знаков, родовых, падежных, личных окончаний и др.) выбираются вами с учетом условий работы.
В конспекте должны быть выполнены следующие требования: w точно указаны не только тема урока, но и задачи с обозначением
формируемых орфографических умений из числа перечисленных выше;
w использованы орфографические упражнения, нацеленные на становление указанных умений;
wясно представлен тот способ действий, которым овладевают дети, в том числе с помощью памяток, алгоритмов (возможно использование материалов, приведенных в лекциях).
Форма записи урока свободная.
Пожалуйста, выполните итоговую работу и вышлите ее по адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24. Педагогический университет «Первое сентября».
К выполненной работе необходимо приложить справку (Акт о внедрении, бланк которого будет выслан каждому слушателю персонально), заверенную в вашем образовательном учреждении.
Все материалы должны быть представлены в напечатанном виде или написаны разборчивым почерком.
Учим решать орфографические задачи в корне слова | |
в окончаниях имен существительных........................................................ | |
Обучение решению орфографических задач | |
в личных окончаниях глаголов................................................................. | |
Формирование орфографического самоконтроля | |
как комплексного орфографического умения........................................ | |
Итоговая работа.......................................................................................... |
- нацелить учащихся на осмысленное использование слов ≪правильное письмо≫ и сознательное отношение к своему письму;
- учить действиям самоконтроля и способам исправления ошибок;
- проверить сформированность графических и орфографических умений.
Оборудование: ПК, проектор, приставка MimioStudio.
1. Организация внимания учащихся.
— Улыбнитесь и все у вас получится.
— Настроенье каково! -Во!
-Все такого мнения!
-Все без исключения!
-Может, вы уже устали?
-Мы с собой таких не брали!
-Может, ляжем, отдохнём?
-Лучше мы урок начнём.
— Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.
— Что значит «приготовить свой ум» ? (Убрать все ненужные мысли из головы и думать только об уроке. Ещё вспомнить о чём говорили на прошлом уроке) .
Массаж биологически активных зон
— Растираем «грабельками” /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;
— Растираем ушки – голова будет лучше думать;
— «Вилочкой” /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными.
— Какие советы вы могли бы дать своим товарищам, чтобы выполнить работу на уроке без ошибок и красиво?
2. Актуализация опорных знаний. Работа в парах. Слайд 3.
— Исправьте ошибки в записи ученика. Ответьте на вопрос: чему не научился ученик?
Смотрите в памятку «Как исправлять ошибки?»
Похвальался заека: И волка не бойусь. И лисицы, и медведя не боюс.
— Легко ли понять эти записи школьников? Если нет, то почему? Слайд 4.
1.Выросла кртшка.
2. У нас у рок.
3. Учитель взял вруки мель.
4.Корабль сел намел.
5. В ботинок положили стелку.
— Внесите исправления.
3. Постановка учебной задачи. Слайд 5.
— Дошкольник Антон спрашивает у вас: А почему плохо писать с ошибками? Кто может объяснить? Что значит писать правильно? Почему ответы у нас получились разные? Мы пока чего не знаем? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чтобы ответить Антону, нужно открыть еще одну тайну русского языка. Слайд 6.
Прочитайте отрывок из воспоминаний писательницы В. Инбер. Еще в детстве она нашла ошибку. Где? Какую? И как ее исправить? (упр. 148).
— Когда печатают книги, газеты, журналы, иногда допускают пропуски, замены или перестановки букв. Эти ошибки называют опечатками. Их ищут и исправляют особые люди – корректоры.
4.Первичное закрепление нового способа действия . Слайд 7.
— Вы хотите поработать корректорами? Открываем тетрадь на стр.25 упр.149. читаем и ищем опечатки. (Взамопроверка).
Релаксация. Слайд 8.
— Ошибки в книге – это опечатки. Как вы думаете от какого слова оно произошло? А как назвать пропуски, замены и перестановки букв в тетради ученика? Слайд 9.
Печатать – опечатки;
Писать – описки.
— Выполним упражнение 151 на стр. 96 в учебнике. Какие описки допустил школьник? Запишите предложения правильно. Подчеркните буквы, которые пропустил ученик? Слайд 10 — 11.
— Первоклассники под диктовку записали три слова. Сразу ли вы их поняли?
икола кинга бква
А вот, что говорит Антон:
Мне нравится так писать, потому что смешно! Правда, весело писать с описками?
Вы тоже так считаете? Как вы хотите писать: так чтобы смешить того, кто будет читать, или так чтобы вас понимали? Слайд 12.
Я хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают.
Спишите то предложение, которое соответствует вашему решению. (Слово хорошо – словарное.)
5. Рефлексия. Слайд 13.
— Расскажите дома своим родителям, что такое опечатки и описки. Кто такие корректоры и почему у них важная работа?
Какое настроение у вас в конце нашего урока: солнечное, пасмурное или хмурое и дождливое? Слайд 14.
Народ, как ответить на вопросы к упражнению?
1. Прочитайте краткие сведения о писателе В. П. Некрасове.
Виктор Платонович Некрасов (1911 -1987), автор одной из лучших повестей об Отечественной войне - «В окопах Сталинграда», за которую ему было присвоено звание лауреата Государственной премии, был непосредственным участником событий тех лет; был дважды ранен. Почти всю жизнь провёл в Киеве, очень любил этот город и не без основания считал его одним из самых красивых городов мира.
2. Прочитайте отрывок из воспоминаний этого писателя.
Встречи с прошлым...
...Школа, где ты учился. Дом, в котором ты жил. Двор - асфальтовый пятачок среди высоких стен. Здесь играли в «сыщиков и разбойников», менялись марками, разбивали носы. Хорошо было. И, главное, просто. Носы быстро заживали...
Но есть и другие встречи. Куда менее идиллические. Встречи с годами войны; с дорогами, по которым ты отступал, с окопами, в которых сидел, с землёй, где лежат твои друзья... Но и в этих встречах, скорее печальных, чем радостных, бывают такие, что вызывают улыбку.
Я долго бродил по Мамаеву кургану. Прошло много лет с тех пор, как мы расстались со Сталинградом. Окопы заросли травой. В воронках квакали лягушки, на местах, где были минные поля, мирно бродили, пощипывая траву, козы. В траншеях валялись чёрные от ржавчины гильзы, патроны...
Обойдя весь курган, я спускался вниз по оврагу к Волге. И вдруг остановился, не веря своим глазам. Передо мной лежала бочка. Обыкновенная железная изрешечённая пулями бочка из-под бензина.
В октябре-ноябре сорок второго года передовая проходила по этому самому оврагу. С одной стороны были немцы, с другой - мы. Как-то мне поручили поставить минное поле на противоположном скате оврага.
Поле было поставлено, а так как вокруг не было никаких ориентиров - ни столбов, ни разрушенных зданий - ничего, я на отчётной карточке «привязал» его к этой самой бочке, иными словами, написал: «Левый край поля находится на расстоянии стольких-то метров по азимуту такому-то от железной бочки на дне оврага». Дивизионный инженер долго потом отчитывал меня: «Кто же так привязывает минные поля? Сегодня бочка есть, а завтра нет... Безобразие!..» Мне нечего было ответить.
И вот давно уже прошла война, и нет в помине ни Гитлера, ни минного поля, и мирно пасутся на бывшей передовой козы, а бочка всё лежит и лежит...
1. Объясните значение слова идиллические (встречи). Какой словарь вам поможет уточнить его значение?
2. Перечитайте то место воспоминаний, где говорится об идиллических встречах с прошлым. Какой это тип речи (описание места, состояния окружающей среды, состояния лица илисочетание указанных типовых фрагментов)?
3. Какие средства языка помогли автору передать особуютональность этого описания? Оцените с этих позиций отбор синтаксических конструкций (типы простых предложений) и знаков препинания, в частности многоточия.
4. Сопоставьте с этим описанием 2-й фрагмент воспоминаний (отнюдь не идиллических) об окопах Сталинграда. Какойэто тип речи? Какие типы простых предложений использованыздесь? Объясните порядок слов в этих предложениях (сказуемое + подлежащее). Что это - инверсия или прямой порядокслов? Какое эмоциональное наполнение у многоточия в этомфрагменте?
5. Перечитайте оставшуюся часть текста - о встрече с бочкой. Какой тип речи является ведущим в этой части текста? Какие типовые фрагменты включены в него? С какой целью?