Лето

Урок ахматова сероглазый король психологизм изображения чувств. «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой. Анализ стихотворения «Сероглазый король»

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит качественное и функциональное совершенствование всех систем человеческого организма. По уровню своего развития к концу этого периода дошкольник должен быть готов к поступлению в школу. От этого будет зависеть успех его обучения в общеобразовательном учреждении. Ребёнку, поступающему в первый класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном возрасте представлений. А также уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, его речи. Поэтому ознакомление детей с общественными явлениями должно занимать в работе воспитателя почти такое же место, как ознакомление с природой.
Следует помнить о знаниях, полученных дошкольниками по данной теме в других группах, стараться обогащать и закреплять представления детей; при прохождении каждой темы основное внимание необходимо уделять центральным, стержневым вопросам. При сообщении новых знаний важно правильно организовать работу, учитывая опыт и впечатления ребят, их желания, уровень развития речи. Поэтому программа рассчитана на формирование у дошколят представлений об общественных явлениях и природе, в ней много внимания уделяется активизации детского словаря, речи, развитию у детей тех или иных нравственных качеств, необходимых им для успешного обучения в школе.

Основные разделы и темы программы, время их изучения в течение года.

Социальная действительность.

Сентябрь
День знаний. Школа.
Школьные принадлежности.

Москва – столица России.
Санкт – Петербург.

Октябрь
Русское народно -
Прикладное искусство.

Дом. Здания.
Строительство зданий.

Ноябрь
Техника быта.

Посуда.
День Матери.

Декабрь

Семья.
Одежда.
Обувь.
К нам пришёл Новый год.

Январь

Рождество.
Детский сад.
Профессии. Труд взрослых.
Орудия труда. Инструменты.

Февраль

Космос. Планеты. Звёзды.
Транспорт.
Наша армия.
Масленица.

Март

Продукты.
Культура общения
с окружающими людьми.

Апрель

Человек в космосе.
Основы безопасности
на дороге.
Пасха.
Промышленность города.

Май

День Победы.
Игрушки.

Связь в городе.
Основы безопасности в доме.

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса.
Овощи. Огород.
Фрукты. Сад.
Ранняя осень.

Экология

Октябрь

Насекомые.
Комнатные растения.
Золотая осень.
Дикие животные
наших лесов и их детёныши

Ноябрь

Перелётные птицы.
Деревья. Лес. Кустарники.
Поздняя осень.
Вода. Водоёмы.

Декабрь

Обитатели водоёмов.
Север.
Обитатели уголка,
природы.
Аквариумные рыбы.

(Подготовка животных к зиме).

Январь

Русская зима.
Зимние забавы.
Зимующие птицы.

Дикие животные зимой.

Февраль

Наша планета.
Домашние животные.
Домашние птицы.

Животные жарких стран

Март

Ранняя весна.
Перелётные птицы весной.
Хлеб – богатство России.
Явления природы.

Апрель

Человек. Тело человека.
День здоровья.
Природные материалы.
Садовые ягоды.

Май

Весенние цветы.
Поздняя весна.
Растения луга, поля.
Здравствуй, лето красное!

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса. (Экология)
Содержание темы
Грибы – простые, зависимые от других растения, у которых нет корней, стебля и листьев. Мы собираем плодовое тело гриба – его часть, поднятую над поверхностью земли. Оно состоит из ножки и шляпки (огромного количества бесцветных волокон – грибницы). Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. Для каждого гриба в лесу – своё время и место. Ягоды – небольшие плоды некоторых растений. Зрелая (спелая) ягода мясистая и сочная, разная по своему вкусу. Ягоды, произрастающие в лесу, бывают несъедобными (вороний глаз, волчье лыко, ландыш). Чтобы не отравиться, нужно собирать только известные. Грибы и ягоды люди заготавливают впрок. Эти растения будоражат наше воображение своей красотой. С ними нужно обращаться бережно. Собирать дары леса нужно осторожно (не вытаптывать ягодники и грибницы) и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу. Обобщающие понятия: «лес», «грибы», «ягоды», «съедобный», «несъедобный», «ядовитый».

Цели и задачи
Закрепить представления детей о грибах и ягодах наших лесов. Учить классифицировать их на съедобные и несъедобные (ядовитые). Ввести в активный словарь дошкольников существительные: корзинка (лукошко), гриб, грибница, грибник, белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опёнок, рыжик, лисичка, сморчок, мухомор, сатанинский гриб, бледная поганка; ягода, земляника, черника, голубика, костяника, малина, ежевика, клюква, брусника, варенье, сок; глаголы: искать, собирать, солить, сушить, замораживать, мариновать, заготавливать, варить; прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сочный, вкусный, красивый, сладкий, кислый, грибной. Учить видеть красоту в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Народные приметы
Урожай сморчков – к урожаю проса и гречи. Появились опёнки – лето кончилось. Коли грибовно, так и хлебовно. Обилие грибов – к дождливой погоде. Если по грибы пойдёте босиком, - найдёте только старые грибы. Если после того, как снег растаял, на этом месте появилась плесень, - это к грибам. Малина рано плодоносит – к тёплому лету. Большой урожай ягод летом – предвещает холодную зиму.

Художественная литература
Алексеева Е. «Мухомор»; Благинина Е. «Белые грибы», «По малину»; Высотская О. «Грибок»; Демьянов И. «Под горою вырос гриб»; Кубилинскас К. «Красная шапочка»; Мусатов В. «Рыжик», «Сыроежки»; Павлова Н. «Опёнки»; Пикулева Н. «Опята»; Романовский С. Т. «Лукошко»; Русская детская песенка «Я по лесу по зелёному бреду…»; Рубцов Н. «У сгнившей лесной избушки...»; Суслов В. «Корзина малины»; Телегина В. «Мухомор», «Боровичок», «Опята».

Пословицы и поговорки
Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами. Со счастьем хорошо и по грибы ходить. Всякий гриб берут, да не всякий в кузов (лукошко) кладут. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок. Грибов ищут – по лесу рыщут. Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в кузов. Бояться волков – быть без грибков. Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт; а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Наш обед с дымком да с сухим грибком. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт. На окошке грибы не растут. Назвался груздем – полезай в кузов. Молоды опёнки, да черви в них. Сморщился, как гриб, - сморчок сморчком. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут. Гриб не хлеб, ягода – трава. Это ещё цветочки, а ягодки впереди. Это с нашего поля (бора) ягода. Не нашего поля (бора) ягода. С хорошего кусточка хорошая и ягодка. Куст тот, да не та ягода. Не малина – не опадёт. Пропустя лето – да в лес по малину. Собрался по малину, когда снегу навалило. Жаль Акулину, да посылать по малину. Рыба в реке – а ягода – в траве.

Скороговорки и чистоговорки
Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок! У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок. На горе дубы, под горой грибы. Бы – бы – бы – в лесу растут грибы. Гриша шёл, шёл, шёл белый гриб нашёл. Ра – ра – ра – в лес идти пора. В лес пошли Кирилл, Иринка, а у них в руках корзинка. У пеньков опять пять опят. Опять пять ребят нашли пять опят. Пять утят, пять опят. У Вити утята, у Пети опята. Мила, Марк, Марина рвут в лесу малину. Малина манила Марину и Милу. Все Марины и Ирины обожают есть малину. Да жалко: в корзинке полполполовинки последней малинки. Вы малину мыли ли? – Мыли, да не мылили.

Дидактические игры
«Подскажи словечко», «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», « Что это?»), «Посчитай», «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»), «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».

Пальчиковая гимнастика
«По грибы», «Земляника», «Где обедал пальчик», «Корзинка», «С веток ягоды снимаю», «Ягодки».

День знаний. Школа. Школьные принадлежности.
Социальная действительность
Содержание темы
Ежегодно первого сентября все дети школьного возраста начинают свою учёбу в школе. Вся наша страна отмечает этот день, как День знаний. Сначала ребята становятся первоклассниками. В первом классе они учатся писать, читать и считать. Учиться в школе надо несколько лет. Школа даёт знания об окружающей жизни, учит жить и трудиться. Учиться в ней трудно, но и в то же время интересно. Чтобы в будущем стать тем, кем захочешь, настоящим мастером своего дела, надо много знать и уметь, многому учиться. Учат и воспитывают детей в школе учителя (педагоги). Школа – учебное заведение, в котором учатся дети. Учащихся школы называют школьниками или учениками. Промежуток времени, в течение которого ученики занимаются с учителем в классе, называется уроком. Для занятий в школе детям нужны специальные принадлежности. После окончания школы можно учиться дальше, а можно идти работать. Обобщающие понятия: «школа», учёба», «школьник», «школьные принадлежности», «учитель».

Цели и задачи.
Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь существительные: школа, школьник, класс, одноклассник, первоклассник, урок, звонок, учитель (педагог), учёба, ученик, знания, перемена, ранец (портфель), пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, ластик (стёрка), линейка, краски, кисточка; глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться; прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый, школьный. Развивать у детей интерес к школе, желание как можно больше узнать о школьной жизни, учиться в ней.

Художественная литература
Александрова З. «В школу»; Алексин А. Г. «Первый день»; Берестов В. «Читалочка»; Благинина Е. «Класс», «Букварик»; Блок А. «Учитель»; Голявкин В. В. «Как я боялся»; Дьяконов Л. «Первоклассникам»; Коваль Ю. И. «Чистый дор» - отрывок «Нюрка»; Маршак С. Я. «Семь ночей и дней в неделе...», «Читалочка»; Михалков С. «Как бы жили мы без книг», «Школьнику на память», Найденова Н. «Я спрятала кукол...»; Нигмати Р. «Счастливого пути»; Орлов В. «Что написано в тетрадке?»; Суслов В. «Весёлый звонок»; Токмакова И. «Скоро в школу»; Толстой Л. Н. «Филиппок»; Флорентьева Е. «Если кто – то свой учебник...»

Пословицы и поговорки
Перо пишет, а ум водит. Азбука – к мудрости ступенька. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял. Без муки нет науки. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Ученье – свет, а неученье тьма. Ученье лучше богатства. Наука – не мука. Наш главный труд – ученье. Красна птица перьем, а человек ученьем. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Был в той школе - уж не обманешь. По ученику и об учителе судят.

Сероглазый король


Анна Горенко. Вторая половина 1900-х годов.

Однажды в квартире Пуниных на Фонтанке, где в то время жила и Анна Ахматова, собрались литераторы. Один сказал, что написал рассказ, который не будут читать, второй пожаловался, что и его роман «нечитабелен». Тему продолжил хозяин дома, искусствовед Николай Николаевич Пунин: дескать, и он только что закончил статью, которую тоже никто не прочтет, потому что сейчас вообще ничего не читают. Анна Андреевна, как правило, в подобных перепалках не участвовала, но на этот раз вдруг вмешалась в разговор… Эмма Григорьевна Герштейн на всю жизнь запомнила и эту сцену, и голос Ахматовой – «звучный и мелодичный», и ее реплику: «А меня будут читать». Между тем никаких реальных оснований для такой уверенности в себе, а главное, в своем читателе в феврале 1937-го у Анны Андреевны не было. И по видимости, и быть не могло! За двенадцать лет у нее не вышло ни одного сборника стихов! По сути дела, это был приговор к «гражданской смерти». Но она старалась жить – занималась изучением творчества Пушкина, опубликовала несколько замечательных работ, пушкинисты, в частных беседах, восхищались ее исследовательской интуицией. Однако на юбилейное заседание Пушкинского Дома, посвященное столетнему пушкинскому юбилею, ей не прислали даже гостевого билета… В начале двадцатых годов, вскоре после трагической гибели мужа (Николай Гумилев расстрелян по не доказанному обвинению как участник контрреволюционного заговора в августе 1921-го) Ахматова написала такие стихи:

Однако те удары, что ждали ее в будущем, оказались страшнее. Один за другим гибли в сталинских застенках дорогие ей люди: Осип Мандельштам, Борис Пильняк, Николай Пунин… Дважды получал бесконечно длинный каторжный срок ее единственный сын, будущий знаменитый историк Лев Гумилев. Самые масштабные ахматовские вещи – «Реквием» и «Поэму без героя» – не печатали в СССР даже в относительно либеральные хрущевские времена, а тоненькие сборнички 10-х и 20-х годов стали такой редкостью, что их не могла «достать» даже дочь вождя Светлана Сталина. И тем не менее Анна Ахматова продолжала писать стихи, друзья запоминали их «с голоса», и число читателей и почитателей не уменьшалось…

Узнав о смерти Анны Андреевны Ахматовой (5 марта 1966), Корней Иванович Чуковский сделал в своем Дневнике такую запись:

«Изумительно не то, что она умерла, а то, что она так долго могла жить после всех испытаний – светлая, величавая, гордая. Нужно теперь же начать составление ее монументальной биографии. Это будет поучительная книга».

Монументальная биография Анны Андреевны Ахматовой до сих пор не составлена, но поэтическая биография Анны Всея Руси, которую составляют ее стихи, – книга еще более поучительная, ибо действительно учит, вовсе о том не стараясь. Учит самому главному, и на личном опыте и примере: не отклонять, а принимать на себя и держать удары судьбы. И в любви, и в болезни, и на краю гибели. Но прежде всего, конечно, в любви, потому что мужество мужчины испытывается первой смертельной опасностью, а мужество женщины – первой любовной бедой.

Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово-
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.

Таким стихам не суждено выйти из моды или устареть, как не может устареть или выйти из моды то, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они любят друг друга…

Алла Марченко

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…

Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Мои первые воспоминания – царскосельcкие: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…

В 1910 г. я вышла замуж за Н. С. Гумилева…

Вначале я писала очень беспомощные стихи, что Николай Степанович и не думал от меня скрывать. Он советовал мне заняться каким-нибудь другим видом искусства, например, танцами («Ты такая гибкая»). Осенью 1910 г. Гумилев уехал в Аддис-Абебу. Я осталась одна в гумилевском доме (Бульварная, дом Георгиевского), как всегда, много читала, часто ездила в Петербург (главным образом к Вале Срезневской, тогда еще Тюльпановой), побывала и у мамы в Киеве, и сходила с ума от «Кипарисового ларца». Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было. Я искала, находила, теряла. Чувствовала (довольно смутно), что начинает удаваться. А тут и хвалить начали. А вы знаете, как умели хвалить на Парнасе серебряного века!..

25 марта 1911 г. старого стиля (Благовещенье) Гумилев вернулся из своего путешествия в Африку (Аддис-Абеба). В нашей первой беседе он между прочим спросил меня: «А стихи ты писала?» Я, тайно ликуя, ответила: «Да». Он попросил почитать, прослушал несколько стихотворений и сказал: «Ты поэт – надо делать книгу».

Анна Ахматова

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив.
О пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить! Душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду,
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь – в глаза погляди,
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».

…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных глухих берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

1911* * *

И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек, -

Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу,
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.

Я не прошу ни мудрости, ни силы,
О только дайте греться у огня.
Мне холодно! Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.

1911* * *

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Осенние травы.

* * *

Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…
– Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Написанное в декабре 1910 года, стихотворение «Сероглазый король» было опубликовано годом позже в журнале «Апполон», а потом вошло в состав первого сборника Ахматовой «Вечер».

Любовь - основной мотив многих творений поэтессы, но среди лирических произведений раннего периода «Сероглазый король» выделяется пронзительностью, лаконичностью и глубиной. Популярность сочинения подтверждают многочисленные попытки сделать положение текста на музыку.

Исследователи до сих пор гадают: кто явился прототипом погибшего возлюбленного героини? Существовал ли в реальности тайный сероглазый любовник? Ни одна из версий не находит подтверждения, возможно, образ короля - это поэтический вымысел.

Главная тема стихотворения

В нескольких словах, кратко и сдержанно, Ахматова рисует трагическую историю молодой женщины, которая случайно, из уст мужа, узнаёт о гибели любимого человека, но не может дать волю своему горю, раскрыть тайну их отношений. Лишь серые глаза дочери будут напоминанием о потерянном возлюбленном. Недосказанность, намеки позволяют читателю представить общую картину трагедии. Знал ли муж, хладнокровно сообщивший печальную весть, об измене? От чьей руки погиб король? Была ли смерть умышленной? Может быть, это убийство из мести?

Печаль и одиночество сквозит в каждой строчке. Ужас потери, тоску, безысходность автор выражает обыденными фразами.
Классический любовный треугольник, узнаваемость сюжета, с одной стороны, и спрятанные от чужих глаз переживания героини, сдерживаемый эмоциональный накал, с другой стороны, помогают читателю точнее увидеть драматизм ситуации и силу чувств.

Структурный анализ стихотворения

Тема запретной любви и загадочного преступления, средневековые образы, таинственные события, стихотворный размер, наличие прямой речи - все эти признаки позволяют отнести произведение к жанру баллады. Использование трехсложных стоп, состоящих из двустиший с парными мужскими рифмами, также характерно для английского фольклора.

Повествование начинается с сообщения о смерти. В дальнейших строфах можно наблюдать развитие действия, появление новых персонажей. Простой язык и ясность изложения дают понять отношение лирической героини к происходящему. Шестая строфа выступает кульминацией: несчастная женщина с нежностью сообщает о ребенке с серыми глазами.

Ахматова использует такие средства выразительности, как метафора, гипербола, эпитет.

Ярко и точно показав скрытое горе, тоску по любимому мужчине, невозможность что-либо изменить, душевную боль, ощущение одиночества, поэтесса создала один из лучших образцов лирики Серебряного века.