Лето

Уровни творческой активности. Творческая активность младших школьников как педагогическая проблема. Параметры творческой одаренности

1

Как отмечает автор данной статьи, критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, реализовывать определенные программы или планы исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учетом изменяющихся ситуаций. Наряду с передачей студентам в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности, обучение направлено на достижение общедидактических целей, которое оценивается как умение студентов учиться и работать самостоятельно, профессиональной воспитанностью, сформированностью определенных черт личности, усилением мотивации творческой активности в процессе обучения, возможностью использования скрытых резервов своей личности, развитием способностей, необходимых для успешной творческой активности, возрастанием инициативы, умственным и социальным развитием личности студентов определяется качество вузовского образования. Автор считает, что современный педагогический процесс требует внедрения новых технологий обучения, овладев которыми студент сумел бы занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессиональной деятельности, что невозможно без формирования творческой активности как профессиональной и личностной характеристики. Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

критерии

творческая активность

результаты деятельности

Процесс обучения

профессиональная деятельность

обучение

развитие способностей

качество вузовского образования

новые технологии обучения

становление личности

структура творческой активности

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

поведенческий компоненты.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1987.

3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981. - 96 с.

5. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. 207 с.

7. Орлова Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при формировании лексических понятий: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 271 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Технология творческого мышления. Минск, 2008. 430 с.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Учеными на практике обоснована, сконструирована и апробирована целостная педагогическая система формирования творческой активности студентов педагогического вуза, пути и способы формирования творческой активности в процессе, но несмотря на это темп их научного построения не соответствует темпу роста потребности в них. Интенсивность исследования этого феномена в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности, в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.

В теоретическое осмысление проблемы творчества внесли большой вклад исследования Е.В. Бондаревской, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева и др.).

Исследованием проблемы профессионализма в педагогической деятельности занимались О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению ученых, должен быть подчинен задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность .

Проблемы творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения на современном этапе имеют следующие особенности: сложившаяся практика и достигнутый уровень педагогической деятельности оказывается недостаточно полным для решения этой проблемы: меняются критерии оценки творческих способностей и творческой активности студентов, включающей на современном этапе воспитание и самовоспитание высокой методологической культуры мышления, способности не только ориентироваться в потоках информации, но и правильно перерабатывать, самому искать новые знания; творчество предполагает развитие соответствующих способностей, развитие широкого комплекса свойств личности (интеллектуальный, идейно-нравственный, психологический и др.); современное представление о вузовском образовании предполагает самостоятельность и ответственность студентов за формирование их собственной творческой активности; формирование и развитие творческой активности студентов требует соответствующих умений от преподавателя, умножение и развитие его творческого потенциала, качественных преобразований в стиле педагогической деятельности и повышения её культуры; заказом общества на творческих студентов, обладающих высоким уровнем активности в процессе их профессионального и личностного становления; необходимостью обновления существующей практики подготовки студентов, способных с позиций творческой активности реализовывать требования личностно-ориентированного образовательного процесса; потребностью в разработке целостной системы формирования творческой активности как цели образовательного процесса; неразработанностью механизмов оптимального воздействия на профессиональное и личностное становление студентов в процессе формирования творческой активности .

По мнению ученых-педагогов, специалистов, мнения которых мы принимаем за основу в своем исследовании, сегодня необходимо разработать и внедрить такую педагогическую систему которая, реализовала бы комплекс мер по целенаправленному включению в учебную деятельность активного творчества обучаемых; составить целевую учебную программу, включающую теоретическое обоснование активных форм и методов в учебной и предстоящей профессиональной деятельности и практические мероприятия по их индивидуальному использованию; педагогическое управление творческой активностью должно осуществляться на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях, с использованием психологического механизма творческой деятельности, которая детерминируется и программируется социокультурной средой, в которой оно совершается, формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться эффективно .

Мы считаем, что необходимо с позиций новой образовательной парадигмы и требований современной социокультурной ситуации выявить сущность и уточнить определение категории «творческая активность в процессе обучения» и коррелирующих с ним понятий; научно обосновать алгоритм формирования творческой активности студентов, описать структуру, компонентный состав, уровни и показатели ее сформированности на разных этапах обучения в вузе; выявить способы управления формированием творческой активности студентов педагогического вуза.

Творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Структура творческой активности отражает необходимость движения от одной стадии к другой. Трудность выявления структуры творческой активности состоит в существовании многих особенностей, типов, связей, фаз, шагов и т.д. . Многими учеными выдвигались различные этапы, стадии, ступени творческой активности. На данный момент отсутствует четкое представление о компонентном составе структуры творческой активности, хотя ее связь с определенными логическими основами и условиями, с процессом познания и его закономерностями не вызывает сомнений. Эта связь не является жестко определенной, что, впрочем, соответствует общему правилу: поиски нового всегда связаны с вероятностью, неопределенностью при нахождении верных решений, идей, гипотез. Знание механизма творческой активности необходимо при планировании педагогических воздействий с целью развития в личности ее творческого потенциала активности.

Признание современного учителя главным действующим лицом творческого и активного преобразования действительности предъявляет растущие требования к уровню его теоретических знаний и характеру их практической подготовки, умение самостоятельно и высокоэффективно развивать и совершенствовать свою личность в процессе обучения. В условиях современного общества востребуется качественно новый уровень в организации профессионального и личностного становления студентов в процессе обучения.

В связи с этим на сегодняшний день актуальна потребность в разработке педагогических систем, осваивающих методологию, становление и развитие творческой активности и использующих принципиально новые подходы в подготовке будущего учителя в процессе его обучения в вузе.

Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в процессе обучения, состоящий из:

  • социальных мотивов, выражающихся в потребности средствами творческой активности выполнить социальный заказ, поставленный перед современный школой условиями новой социокультурной ситуации;
  • мотивов профессионального достижения, направленных на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешать актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • личностного престижа, основанных на желании утвердить себя в качестве творческого педагога;
  • познавательных мотивов, направленных на удовлетворение потребности в освоении творческой активности;
  • творческих достижений, предполагающих возможность оптимально реализовать свой творческий и личностный потенциал средствами творческой активности;
  • мотивов, направленных на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними творческими побуждениями и внешними профессионально-образовательными нормами.

Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной высшей школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности в процессе обучения как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики творческой активности в процессе обучения в ее историко-педагогическом и современном аспектах;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • методические, объединяющие знания основ методики освоения творческой активности в процессе обучения;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Анализ когнитивного компонента в структуре творческой активности позволяет нам в качестве критериального показателя его сформированности выделить объем знаний о сущности творческой активности и технологиях ее осуществления в условиях современной высшей школы.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности студентов как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им предстоящей профессиональной деятельности.

Чаще всего рефлексия понимается в исследованиях как феномен человеческого сознания, выступающий как способность индивида с помощью мыслительных средств с разной степенью глубины целенаправленно постигать основания собственной психической деятельности.

Рефлексивные процессы обусловливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения и проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности позволяет в качестве критериального показателя его сформированности выделить характер самооценки будущим учителем себя как субъекта творческой деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение студентов в учебно-профессиональной деятельности. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что характер самовыражения и самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности .

Анализ процесса становления личности студентов как профессионалов позволяет выделить в многообразии их отношений следующую динамику поэтапного освоения творческой активности:

  • эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей профессиональной деятельности;
  • осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;
  • учебное применение, базирующееся на поисковом способе деятельности;
  • системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;
  • творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Таким образом, способ осуществления предстоящей педагогической деятельности является основным критериальным показателем развития поведенческого компонента творческой активности в процессе обучения.

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим встает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

  • отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;
  • указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;
  • быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;
  • выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;
  • быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;
  • быть простыми для понимания и легко измеримыми;
  • позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности .

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов предлагают шесть критериев оценки творческой активности:

Первый показатель - улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами. Поскольку главными целями обучения являются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, то прирост их количества и качества за некоторый период характеризует в том числе и повышение уровня творческой активности. Тестовый контроль можно проводить на экзаменах и зачетах, на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Второй показатель - уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счет определенных приемов и средств. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов. Использование времени как критерия позволяет обеспечить взаимное согласование в работе разных кафедр и правильно распределить учебное время между дисциплинами данного года обучения.

Третий показатель - прочность усвоения и «выживаемости» знаний, умений и навыков студентов. Этот показатель ориентирует преподавателя не на промежуточные, а на конечные результаты обучения, которые важны для последующего обучения студентов и профессиональной деятельности выпускника. Возрастание этого показателя свидетельствует о большом мастерстве педагога, т.к. прочность усвоения предусматривает глубокое включение личности студентов в процесс обучения, повышение мотивации учения, формирование профессиональной памяти, ответственного отношения к учебной деятельности.

Четвертый показатель - облегчение учебной деятельности студентов путем улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов, соблюдения принципов дидактики. Этот параметр отвечает на вопрос о том, какой ценой достигаются желаемые результаты учебной деятельности. Измеряется этот показатель с помощью специального бланка самооценки студентами трудности-легкости выполнения определенных видов учебных действий.

Пятый показатель - удовлетворенность студентов учением, что является главным эмоциональным фактором, подкрепляющим процесс учебной деятельности и являющийся для нее очень важным, стимулирующим эмоциональным фоном. Переживание удовлетворения - эффект, обращенный в будущее. В результате удовлетворенности учением у студента создается установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию. Для определения этого показателя используется специальный опросник, позволяющий шкалировать и количественно (в баллах) отражать степень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Шестой показатель - отношение студентов к учению, к преподавателю, к конкретным видам занятий. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение от нее на другие занятия, оценку ответственности за ее результаты. Этот показатель является интегральным выражением многих сторон учебной деятельности. Измеряется он с помощью различного рода вопросников, применением общей шкалы отношения к учению, шкалы отношения к практическим занятиям. Создаются и другие шкалы отношения к различным видам учебной работы .

Степень проявления творческой активности является динамическим, изменяющимся показателем. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать переход с активного исполнительского уровня до уровня творческой активности в процессе обучения. Она будет характеризоваться готовностью студентов к самостоятельной постановке проблемы и поиску новых нестандартных решений, не простым проникновением в сущность явлений и определением их взаимосвязи, но и нахождением для этих целей новых способов. Если позиция студентов характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию и заняться поиском новых средств ее решения, то мы имеем дело с высокоразвитым уровнем творческой активности.

Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25493 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как видно из таблицы, после 50 лет начинается ослаб­ление функциональных возможностей организма, которое компенсиру­ется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными фактора­ми среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособ­ности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появ­ляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних ор­ганов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности рабо­той, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повы­шенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продук­тивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фак­тического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомле­ние, в сравнении с физическим, где действуют природные охранитель­ные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3-4 дня, а по­сле напряженного умственного даже 10-12 дней. Каникулы после зим­ней экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (уве­личение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы.



Снижение работоспособности в одном виде умственного труда мо­жет сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэто­му, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда ус­пешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привес­ти к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам!

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом на фоне снижения двигательной активности в организме могут возникать функциональные изменения, гиподинамия. Если принять это во внимание, то становится очевидным

особое значение средств физической культуры и спорта в профилактике нарушений деятельности ССС, дыхательной и других систем организма.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальны­ми биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций ор­ганизма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем дос­тигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точ­нее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма тако­вы: наибольшая активность и работоспособность утром (8-12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12-16 ч), снова некоторый подъем вечером (16-22 ч) и резкое снижение ночью (22-8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами чело­века, тем выше используются потенциальные возможности его орга­низма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа - "сов", которые наиболее работоспо­собны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, не­редко с головной болью.



Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

"Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта (жизнь в общежитии, работа во вторую смену и т.п.) вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирает­ся на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние ча­сы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откла­дывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного рит­ма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно от­дыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

3. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гим­настику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учеб­но-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активи­зации деятельности центральной нервной системы, создания положи­тельного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов ак­тивного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных заня­тий в течение 8-10 мин, а в период самоподготовки - после 1,5-2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физиче­ской подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреацион­ной деятельности - разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умст­венным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностя­ми стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотвор­ное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями, но и с наличием цели, достижение которой делает ра­боту интересной, творческой.

Эмоциональная насыщен­ность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стиму­лируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемо­стью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напря­гающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи - наклоны, повороты и вращения го­ловой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное со­стояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регули­рующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполне­ние различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раз­дражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способ­ствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Одна­ко при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нерв­ных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не реко­мендуется.

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж и само­массаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздорови­тельное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения. Наиболее эффек­тивно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выпол­няются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

Самомассаж такжеприносит немалую пользу. Так, например, самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга, самомассаж нижних конечностей после физических нагрузок способствует скорейшему восстановлению и удалению из мышц продуктов распада (молочной кислоты).

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в про­цессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке - "муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5-10 раз.

3. Предплечье и плечо - поглаживание, разминание в виде спира­ли, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди - ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз,

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, рас­тирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупунктуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20-30 с) хождение без обуви по специальному рези­новому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма.

Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия ор­ганизма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой, и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

- Психологические задатки,

- Способность к концентрации внимания.

Интеллект.

- Память, воображение.

- Личностный статус.

- Мотивация достижений.

Привычки.

Притязания.

Талант.

Устремлённость.

- Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

Воображение

Самобытность

Чувство новизны

Интуиция

Вдохновлённость

Инициативность

Воображение

Интеллект

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I . Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I . Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия :

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

Эмоциональность .

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

Выводы об уровне развития творческих способностей.


10 баллов- очень высокий

8-9 баллов- высокий

4-7- баллов- средний

2-3-низкий

0-1 - очень низкий.

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1. Я люблю сочинять собственные песни- да, нет

2. я люблю гулять один- да, нет

3. Я задаю много вопросов- да, нет

4. Сочинение рассказов и сказок - пустое дело- да, нет

5. Я люблю, чтобы у меня было один или два друга - да, нет

6. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила- да, нет

7. У меня есть несколько хороших идей- да, нет

8. Я люблю рисовать- да, нет- да, нет

9. Мои папа и мама любят играть со мной- да, нет

10. Я люблю вещи, которые трудно делать- да, нет

11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым- да, нет

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает- да, нет

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому- да, нет

14. Лёгкие загадки - самые интересные- да, нет

15. Я люблю узнавать новое о животных- да, нет

16. Я не люблю, когда другие задают много вопросов- да, нет

17. Трудно найти занятие, когда находишься один- да, нет

18. Я охотно играю в старые игры, чем в новые- да, нет

19. когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое- да, нет

20. Я люблю играть с друзьями, а один не люблю- да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень-0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень- 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень-4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень-0 - 1 балл

2 степень- 2 балла

3 степень-3 балла

Методика оценки устойчивости внимания

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимонаправить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторныеработы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написанииисследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

Интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

Проблемное изложение материала на уроках;

Работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.