Лето

Устойчивость внимания проявляется в том как долго. Виды и формы внимания. Произвольное и непроизвольное внимание

Длительность сосредоточения (временная характеристика внимания, как долго человек может быть внимательным.

Устойчивость зависит от тех же факторов, что и концентрация внимания (см. выше!) + устойчивость является непостоянной характеристикой человека.

Изменения устойчивости внимания проявляется в колебаниях внимания:

а) микроколебания осуществляются с периодом от 2 до 3 – 12 секунд, их выявить сложно. Методика «двойственного изображения » (лицо – ваза);

На работу человека микроколебания не влияют.

б) макроколебания осуществляются с периодом 15-20 минут. Они отражаются на выполнении работы. После 15-20 минут происходит утомление ==> внимание рассеивается.

5. Переключаемость.

Переключение внимания с одной деятельности на другую.

Легкость переключения зависит от:

б) степени трудности работы;

в) особенностей личности (темперамент).

Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков, меланхоликов.

Индивидуальные особенности (характеристики) внимания

Индивидуальные особенности внимания зависят от типов темперамента человека и определяются свойствами нервной системы.

Подвижность НС

(переключаемость внимания)

Между силой нервной системы и подвижностью наблюдается криволинейная зависимость, аналогичная связь между свойствами внимания, которые связаны с силой и подвижностью.

(Флегматики (высокая концентрация, устойчивость, низкая переключаемость).

(Сангвиники (высокая концентрация, устойчивость и переключаемость внимания).

(Холерики (относительно низкая концентрация, устойчивость, плохая переключаемость).

Меланхолики – слабое внимание.

Причины рассеянности

Нет однозначного ответа, т.к. рассеянность может быть различной.

Типы рассеянности:

1. Истинная рассеянность – неспособность человека к концентрации внимания. Чрезмерно низкая концентрация внимания. Не может сосредоточиться. Низкая устойчивость внимания.

2. Мнимая рассеянность – все эти характеристики высокие. Рассеянность возникает из-за чрезмерно низкой переключаемости внимания при высокой концентрации и устойчивости и низком объеме внимания.

Пример: ученые (рассеянные в жизни).

Основные нарушения внимания

1) связано с сужением сознания (низкий объем внимания, очень низкое распределение внимания). Этот тип возникает при органических поражениях головного мозга человека;

2) патологическая отвлекаемость. Это нарушение концентрации и устойчивости внимания. Этот тип возникает, как и в первом случае, так и при психических заболеваниях (маниакально-депрессивный психоз), астенических состояниях;

3) вязкость, чрезмерная инертность внимания (человек «увязает» в проблеме, не может переключиться). Возникает как и в? и?, так и при эпилепсии. И, наоборот, чрезмерная гиперподвижность внимания отмечается при маниакально-депрессивном психозе (в маниакальной фазе).

Развитие внимания

В процессе взросления человека происходит развитие внимания:

(Изменение видов внимания

(Изменение свойств внимания

Изменение видов внимания . От непроизвольного внимания к произвольному, а потом возникает послепроизвольное внимание.

Как происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Этот вопрос изучался Рибо, Выготским.

Оба они признавали, что произвольное внимание социально по своей природе, в отличие от непроизвольного внимания, природа которого биологична.

Теория Рибо (развитие внимания у детей).

Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности ребенка удерживать внимания на непривлекательном объекте, возникает под влиянием воспитания.

Рибо говорил о том, что только путем насилия, наказания, принуждения можно ребенка заставить сделать неинтересную работу, но необходимую для него.

Основной принцип – заинтересованность ребенка, но опосредованным путем, т.е. искусственно сделать привлекательным то, что ребенку неинтересно.

Пример: Непосредственный интерес к картинкам проявляется в опосредованном интересе к чтению (прочитаешь – узнаешь, что означает картинка!).

(Основная задача родителей – научиться заинтересовывать ребенка, вызывать у ребенка опосредованный интерес к непривлекательному занятию.

Таким образом, основной механизм развития произвольного внимания – замена непосредственного интереса (картинка) опосредованным интересов (к чтению).

Рибо выделяет несколько стадий развития произвольного внимания.

1) Страх наказания может стимулировать к выполнению неинтересной деятельности ==> надо обратиться к эмоциям ребенка (чувство страха и желание получить поощрение);

2) Сложные эмоции (самолюбие, чувство соревнования, чувство долга и т. д.).

3) Превращение произвольного внимания в привычку.

И? - влияние взрослого; ? - самостоятельное.

Выготский продолжил теорию Рибо и разработал свою культурно-историческую концепцию развития психики. Одно из основных понятий, введенных Выготским в отечественную психологию, – понятие “Высшие психические функции”.

Теория развития Выготского

Исходное положение: произвольное внимание как и любая другая высшая психическая функция имеет:

1) социальное происхождение;

2) опосредованный характер (опосредовано по структуре);

3) произвольный, сознательный характер (по способу осуществления).

Выготский выделяет 2 линии развития внимания:

1. “Натуральное развитие внимания” (обусловлено действием биологических процессов – созревание нервной системы + ее развитие).

2. Культурное развитие внимание (обусловлено действием социальных факторов: обучение, воспитание, общение).

В результате культурного развития ребенок овладевает собственным вниманием, начинает управлять им ==> формируется произвольное внимание.

Общим законом управления поведением является управление поведением через стимуляцию. (Искусственные стимулы – это знаки. Для ребенка – жест и слово (искусственные стимулы), именно эти знаки являются средством, при помощи которого ребенок начинает управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания у детей

Выготский выделяет 3 стадии формирования произвольного внимания.

1. Процесс общения ребенка со взрослым. Вначале это – указательный жест рук или пальца (это искусственный символ для ребенка – знак) – когда еще ребенок не умеет говорить. С помощью жеста взрослый направляет внимание ребенка на какой-либо предмет. Затем жест заменяется словом.

2. Постепенно, со временем ребенок использует жесты и слово по отношению к взрослому, привлекая тем самым внимание взрослого к интересующему его предмету.

3. Ребенок использует систему словесных знаков по отношению к управлению своего собственного поведения. Т.е. слово выступает как инструкция к поведению.

I этап – взрослый управляет вниманием ребенка (жест, слово). II этап – ребенок использует жест, слово и управляет взрослым; III этап – ребенок управляет своим вниманием сам.

В развитии произвольного внимания большое значение имеет речь.

Возрастные ступени в развитии внимания.

1) 1-ые месяцы жизни до 5 месяцев возраста – непроизвольное внимание.

Врожденные формы поведения (ориентировочный рефлекс – рефлекс сосредоточения, рефлекс «что такое?») = признаки элементарного непроизвольного внимания, которое привлекается сильными или биологически значимыми раздражителями.

По мере созревания нервной системы (совершенство ощущений и восприятий).

2) Постепенно, по мере развития восприятия ребенка с 3-5 месяцев до 1 года , восприятие становится предметным и константным (долгое разглядывание, исследование предмета). Объектами внимания становятся отдельные предметы, заинтересовавшиеся ребенка (яркие, блестящие, новые и т.п.).

Ориентировочно – исследовательская «деятельность»

3) конец 1 года – начало 2 года . Ребенок начинает понимать речь взрослого человека, начинает подчиняться требованиям родителей. Но внимание очень неустойчиво ==> не заканчивается доведением дела до конца. Этот период характеризуетсязачатком произвольного внимания (родители управляют вниманием ребенка).

4) 2 года – 3 года . Более устойчивое произвольное внимание.

5) 4 – 5 лет . Развитие произвольного внимания Ребенок выполняет сложные, развернутые речевые инструкции взрослого.

6) 5 - 6 лет . Впервые проявляютсяэлементарные формы произвольного внимания . На этом этапе впервые ребенок начинает управлять самостоятельно своим вниманием посредством самоинструкции (внешней, а потом внутренней речи).

На всех этих стадиях ведущим является непроизвольное внимание. Наиболее активно в школьном возрасте развивается произвольное внимание.

7) Школьный возраст

В младшем школьном возрасте все же ведущим остается непроизвольное внимание и лишь к подростковому возрасту происходит совершенствование произвольного внимания, оно становится относительно зрелым.

Развиваются не только виды, но и свойства внимания.

Развитие основных свойств внимания.

(Концентрация и устойчивость)

По мере созревания организма повышается сила нервной системы, ее работоспособность. Нервная система становится более уравновешенной повышается концентрация и повышается устойчивость внимания.

1. 0-3 года . Низкая концентрация и устойчивость внимания (внимание непроизвольное).

2. После 3 лет. Резкое улучшение свойств внимания. Более высокая концентрация и высокая устойчивость внимания, но еще непроизвольного.

3. Младший школьный возраст. Низкая концентрация и устойчивость, т. к. слабая нервная система, низкая уравновешенность. Преобладание процессов возбуждения над торможением.

4. В подростковом возрасте наблюдается прогрессивное развитие всех свойств внимания, кроме устойчивости внимания, которая зависит от гормональных процессов, происходящих в организме подростка ==> низкая устойчивость внимания.

5. Внимание развивается с возрастом ==>Уровни развития внимания (кривые Пако, Шевчук).

До 30 лет происходит прогрессивное улучшение внимания, затем стабилизация и спад (40-45 лет). Изменяется не только уровень свойств внимания, меняется структура взаимоотношений между основными свойствами внимания.

Физиологические основы внимания

Главное физиологическое условие внимания – общий уровень активности нервной системы. Уровень активности нервной системы определяет уровень бодрствования человека (поведенческий уровень).

Существует 5 уровней активности нервной системы ? соответственно5 уровней бодрствования:

1) глубокий сон (внимание отсутствует).

2) дремотное бодрствование.

3) пассивное (диффузное бодрствование («сенсорный покой»).

4) активное бодрствование («бодрствование внимания»).

5) чрезмерное бодрствование (высокая активность нервной системы человека проявляется в повышенном эмоциональном состоянии, возбуждении и нарушении внимания).

Для объяснения избирательности внимания нужно привлечь работы Павлова и Ухтомского, их основные положения.

Павлов ввел понятия: «очаг оптимальной возбудимости». Он же установил законы ВНД. Один из этих законов – закон отрицательной индукции.

Состояние внимания связано с избирательным повышением возбудимости (активности) мозговых структур, обеспечивающих выполнение деятельности.

Очаг оптимальной возбудимости

В той области мозга, которая отвечает за восприятие раздражителя, происходит избирательное повышение активности. В тех участках коры головного мозга, которые принимают участие, или обеспечивают восприятие раздражителя, более активно возникает очаг повышенной (оптимальной) возбудимости.

Закон отрицательной индукции.

Возникновение процессов возбуждения в каких-либо областях мозга приводят к возникновению торможения в соседних областях.

Очаг оптимальной возбудимости по закону отрицания индукции тормозит все другие участки коры.

Таким образом, все посторонние раздражители поступают в заторможенные области коры и поэтому не воспринимаются.

Ухтомский ввел понятие:

«доминанта илидоминантный очаг возбуждения»

Отличие от очага оптимальной возбудимости: Доминант. Очаг более устойчив, он подпитывается (усиливается) за счет недоминантных очагов. Доминантный очаг действует как «вампир». Далее механизм тот же самый, что и у Павлова.

Любая психическая функция организуется при участии нервной системы. Кора больших полушарий состоит из 3 блоков:

(Лобные доли отвечают за произвольное, целенаправленное поведение человека. Нарушение лобных долей приводит к нарушению целенаправленного поведения. Это блок регуляции и управления поведением.

(В стволовой части мозга – блок тонуса (энергетический блок).

(Остальные области – блок восприятия, переработки и хранения информации. Внимание обеспечивается всеми 3-мя этими блоками.Но у каждого блока своя функция в организации внимания.

Функцию энергетического блока выполняет ретикулярная формация. Обеспечивает активацию нервной системы (способствует повышению или понижению активности).

Лобные доли в организации внимания выполняют более сложные функции.

Обеспечивают произвольное внимание.

В коре больших полушарий в лобных долях обнаруживаются специальные нервные клетки, которые называются клетками внимания.

Выделяют две их разновидности :

1. Детекторы новизны (реагируют на любые изменения физического раздражителя. Обеспечивают реакции на новые раздражители.

2. Клетки установки ожидания. Они обеспечивают реакции организма на раздражители, не соответствующие ожидаемым.

Разные полушария тоже выполняют разные функции в организации внимания.

Правое полушарие связано с непроизвольным вниманием. Высшая форма внимания (произвольное внимание) связано с левым полушарием.

_____________________________________________________________________________________

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Продолжение. См. № 17–19

Общее представление о внимании

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Demar». Если вы решили купить своему чаду качественную и удобную обувь, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «Demar». На сайте, расположенном по адресу http://kids-demar.com , вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обувь по выгодной цене. Интернет магазин «Demar» имеет широкий ассортимент высококачественной детской обуви от кроссовок до зимних ботинок различных цветов и оттенков.

Термин внимание прочно вошел в повседневную речь, и с бытовой точки зрения мы хорошо понимаем его значение. А что же такое внимание с точки зрения психофизиологии?

Все познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, воображение, представление, память, мышление – имеют свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет и проявляется внутри всех познавательных процессов, направленных на объект. Внимание характеризует заинтересованность личности в объекте.

Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нем. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности, концентрированности на нем резко повышается, изменяется образ самого объекта, который становится более четким, ясным. Следовательно, внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Также чем более значим объект, тем напряженнее идет работа сознания.

Двусторонность внимания, выражающего отношение личности к предмету, на который направлено, проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, а с другой – объект привлекает внимание. Внимание проявляется сначала как настороженность, готовность сознания к восприятию сигнала и переходу к действию. Постепенно внимание принимает новые формы: оно проявляется в игнорировании внешних раздражителей, заторможенности внешней деятельности и углубленном, сосредоточенном восприятии объекта. Признаком такого внимания, направленного вовнутрь, является неподвижный, устремленный в одну точку взгляд. За видимой неподвижностью скрывается интенсивная внутренняя деятельность, которая может быть направлена в самые различные области интересов человека. В этой связи важно выяснить, каковы физиологические основы формирования внимания.

Логику организации внимания легко представить, используя предложенную Д.Бродбентом модель фильтра. Согласно этой модели большая часть поступающей в мозг сенсорной информации, не представляющей в текущий момент интереса для данного конкретного индивидуума, попросту отсекается, или, используя лексику Бродбента, отфильтровывается. Напротив, информация, на восприятие которой настроен субъект, вызывает активацию соответствующих отделов мозга даже в случае поступления очень слабого сигнала.

Основные свойства внимания
(по С.Л. Рубинштейну)

Концентрация. В психологической литературе под концентрацией внимания понимают избирательную направленность сознания на один или несколько предметов познания. При этом внимание концентрируется на существенной информации, а несущественная игнорируется. Концентрация внимания в таком случае состоит из двух взаимосвязанных частей – выделения существенного признака и отсеивания несущественных раздражителей.

Объем – это способность воспринимать определенный объем информации за короткий промежуток времени. Считается, что объем внимания взрослого человека составляет в среднем примерно 4–6 объектов за 0,1 сек., максимум 9 объектов. У ребенка объем внимания в среднем равен не более чем 2–3 объектам. Речь идет о коли¬честве не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.п.).

Объем внимания становится значительно большим, если объекты, находящиеся в поле нашего внимания, связаны между собой смыслом. Поэтому объем внимания – меняющаяся величина. Объем внимания при чтении осмысленного текста оказывается существенно большим по сравнению с концентрацией внимания на отдельных не связанных между собой элементах.

Распределяемость – важное свойство. Оно тесно связано с объемом внимания, поскольку понятие объема предполагает ограничение поля внимания и перераспределение внимания между несколькими объектами. Может ли человек одновременно сосредоточиться на нескольких предметах? Многие ученые придерживаются мнения, что человек может заниматься только одним предметом, но переходить от одного к другому с высочайшей скоростью, это создает видимость того, что человек распределяет внимание между двумя и более предметами одновременно. Однако известно, что люди с высокой способностью к концентрации внимания и его распределению могут успешно выполнять несколько действий одновременно. Так, например, французский психолог Ф.Полан мог декламировать одно стихотворение и тут же писать другое, декламировать поэму и в то же время мысленно производить арифметические действия с числами.

Распределение – профессионально важное качество для людей многих профессий, например, для учителя, который должен уметь держать в поле своего внимания изменение психологического, физиологического состояния одного или нескольких учащихся, следить за слаженностью работы в группах и т.п.

Устойчивость – время, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям, равным 2–3 сек., доходя до 12 сек. Так, например, часы, находящиеся вне поля зрения испытуемого на одном расстоянии, кажутся ему то удаляющимися, то приближающимися вследствие более или менее отчетливо слышимого их хода. Такое колебание восприятия связано с утомлением и адаптацией органов чувств к раздражителю. Устойчивость внимания позволяет более глубоко сосредоточиться на изучаемом объекте, открывая в нем все новые и новые стороны, характеристики, качества. Причем даже сильный посторонний раздражитель не может отвлечь сознание, поскольку устойчивость внимания делает его менее подверженным колебаниям и обеспечивает эффективность интеллектуальных операций. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, содержание его должно изменяться и обновляться. Однообразие притупляет внимание, а монотонность его гасит.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенностей материала, степени его трудности, известности, понятности, отношения к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальных особенностей личности.

Устойчивость внимания не исключает его переключаемости , т.е. способности быстрого перехода от одних установок к новым, возникающим соответственно изменившимся условиям. Способность к переключению обусловливает гибкость внимания, что является очень важным качеством. Оно позволяет сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Скорость переключения внимания у разных людей различна: одни легко и быстро переходят от одной работы к другой, у других «вхождение» в работу – трудная операция, требующая более длительного времени и значительных усилий. Скорость переключения внимания зависит от ряда условий, например, индивидуальных особенностей субъекта, в частности темперамента.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Высокая концентрация внимания может сочетаться со слабой переключаемостью.

Виды внимания

По возникновению и способу существования внимание делят на три основных вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное . Их сравнительные характеристики представлены в таблице.

Непроизвольное внимание – наиболее простое, как бы возникающее само собой, без сознательных усилий личности, без предварительного намерения. Иногда этот вид внимания называют непреднамеренным, пассивным, вынужденным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних факторов двух видов: характера и качества раздражителя, его силы и интенсивности, его новизны и необычности в данной ситуации; и внутренних: общей направленности личности на те или иные факторы или явления, благодаря которым они и становятся привлекательными. В индивидуальном развитии внимание обнаруживается очень рано, фактически с первых дней появления человека на свет. В его основе лежит биологическая реакция – ориентировочный рефлекс, возникающий в ответ на любое изменение окружающей среды. В результате анализа информации, которая поступает извне, складывается модель ситуации. Внезапное изменение параметров ситуации (стимула) приводит к рассогласованию новой информации с уже имеющимися представлениями, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс и пробуждает непроизвольное внимание. Главная побудительная сила непроизвольного внимания – новизна. Чем больше выражена у человека познавательная потребность, тем больше оснований ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется волевым усилием, сознательно поставленной целью. Оно выработалось в результате трудовой деятельности, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению главным образом социальные. Функция произвольного внимания на ранних этапах развития разделена между взрослыми и детьми. Взрослый выделяет объект, указывает на него ребенку и дает определение, ребенок отвечает на сигнал, прослеживая жест, беря предмет или повторяя слово. Постепенно дети самостоятельно ставят цели.

По мере овладения речью поведение подчиняется собственным речевым инструкциям. Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания, трудно заставить себя работать в непривычных условиях, где очень много новых раздражителей. Поэтому лучше работается тогда, когда есть четкий режим работы, когда рабочее место подготовлено и сильные посторонние раздражители устранены. Иногда дополнительные раздражители могут способствовать концентрации внимания. Когда в ЦНС существует доминирующее возбуждение, посторонние слабые раздражители создают дополнительные, не очень сильные очаги возбуждения, которые притягиваются к главному и укрепляют доминанту. Именно поэтому тихая музыка, незначительный рабочий шум помогают сосредоточиться. Произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует темп исполнения. Педагог, готовясь к объяснению новой темы, заранее предвидит, какие именно фрагменты материала могут оказаться наиболее трудными для восприятия. И в ходе объяснения учитель, приближаясь к этим участкам, активизирует внимание в поисках ответной реакции класса.

Сравнительная характеристика основных видов внимания

Таким образом, произвольное внимание выполняет свое основное назначение – управлять психической сферой человека при решении разнообразных практических и теоретических задач. Учителя хорошо знают, как трудно иногда при¬вести в рабочее состояние класс после перемены. Перевозбужденные дети не в состоянии сразу сосредоточиться на работе. Да и по ходу урока далеко не все учащиеся одинаково могут активизировать свое внимание в тот момент, когда к этому призывает учитель. А ведь своевременная активизация внимания – главное условие продуктивной классной работы, и здесь немалое значение имеет интерес. Он представляет собой психологическую потребность личности в определенных объектах и видах деятельности как источнике положительных эмоциональных переживаний.

Увлеченность приводит к перерастанию произвольного внимания в особый вид внимания – послепроизвольное. Его отличительная особенность – связь внимания с сознательной целеустремленностью. Эта связь поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, при этом исчезает сознательное волевое усилие, необходимое для сохранения внимания; из сферы сознания исчезает все, что прямо не связано с содержанием работы. И воля отходит на второй план; ее функции принимает на себя интерес к делу. Однако послепроизвольное внимание не может возникнуть сразу. Для его включения одного желания оказывается недостаточно. Оно возникает только как реакция на увлеченность делом и тем раньше, чем больше увлеченность. Никакие призывы и инструкции не приведут к активизации внимания, если учащиеся не испытывают настоящего интереса к работе.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Окончание следует

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания .

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же - не имеет своего особого содержания. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) Произвольное внимание Послепроизвольное внимание -

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

- внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

- внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

- моторное (двигательное) внимание;

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют следующие феномены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания . Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал.

Различают два вида объема внимания – приодновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемомпонимается максимальное количество объекто в, которые можно удержать вполе ясного сознания за мгновение временипри одновременном его предъявлении . Обычно здесь называется, известная по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлятьвнимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следовательно, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.

Устойчивость внимания – это его временная характеристика. Устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания.Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможностьраскрыть в предмете , на котором оно сосредоточено,новые стороны и связи . Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

К их числу, в первую очередь, относятся: особенности материала, с которым работает человек, степень его трудности, его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может бытьвнешней и внутренней . Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Более всего отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той деятельности, того предмета, которым он поглощен.Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы, от состояния нервной системы . Она отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности является рассеянность . Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная . Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.

Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может происходить произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач познания и внешних условий протекания деятельности.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств .

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.

Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую.

Исполнительское внимание имеет социализированный характер, так как, во-первых, в репетиционной работе внимание студента-музыканта постоянно находится в сложной психологической взаимообусловленности со вниманием преподавателя, концертмейстера, ансамблистов, оркестрантов, дирижера, в связи с чем оно имеет не только индивидуальную, но и более широкие социальные формы.

При включении музыканта в коллективное внимание (например, на фоне игры ансамблистов), сосредоточение каждого из включенных в общую организацию деятельности функционирует в разноплановой форме: а) оно проявляется в направленности внимания на свою игру, и, б) на игру других музыкантов. Последнее обстоятельство обусловливает достижение соподчиненности в группе и выход на действительно кооперированное внимание в его слитно-целостном виде.

Во-вторых, исполнитель адресует свою игру слушательской аудитории и его внимание, соответственно, включается в сложную структуру концертно-музыкальной аудитории, то есть имеет характер коллективной организации. При этом, внимание музыканта- исполнителя имеет лидирующую функцию, оно ведет внимание слушателей и определяет собой актуализацию сосредоточения аудитории. Не остается вне внимания исполнителя и то, как воспринимается и оценивается его игра слушателями, а также общая атмосфера в зале. Поэтому, в процессе концертного выступления, внимание музыканта функционирует в режиме слитности со вниманием слушателей и выявляется в сложной форме соподчиненности; с одной стороны, оно влияет на общее и коллективное внимание, с другой - в какой-то мере зависит от него. Здесь необходимо отметить, что во время игры для исполнительского внимания не всегда характерен высокий уровень социального единения с залом. Психологически целесообразным и оправданным в отдельные моменты выступления является состояние "социального или публичного одиночества". Как справедливо заметил Ф. Бузони: "...музыкант должен обладать способностью возбуждать внимание публики, а в психологические моменты - забывать о ней" (Ф. Бузони. О пианистическом мастерстве// Исполнительское искусство в зарубежных странах. - Вып. 1.- С.146.)

Выше изложенное дает основание отнести исполнительское внимание к социализированной форме сосредоточения, социальная акцентированность которого вытекает из специфики музыкальной деятельности, ее обращенности к слушателям.

В процессе социализации внимания музыканта-исполнителя можно выделить два плана.

Во-первых - общеличностный, так как социализация исполнительского внимания выявляется в русле всеобщей социализации личности. Из этого следует, что на процесс социализации исполнительского внимания большое влияние оказывают индивидуально-личностные качества музыканта, при этом роль отдельных из них более значительна. В свою очередь, социализация внимания связана с развитием личности. Аналогично существует двусторонняя связь между социализацией исполнительского внимания и уровнем его сформированности.

Во-вторых - профессионально-специализированный план, так как внимание музыканта социализируется непосредственно в деятельности в процессе музыкального обучения.

Следовательно, социализацию исполнительского внимания необходимо рассматривать не только в личностном контексте, акцентируя индивидуальные особенности личности музыканта, но и в профессионально-деятельностном контексте, указывая на своеобразие музыкальной деятельности и выделяя следующие ее формы: 1) косвенно-опосредованная; 2) малая форма; 3) собственно социализированная форма; и, 4) постдеятельностная форма социализации исполнительского внимания.

Сначала обратимся к рассмотрению первой из обозначенных позиций. В этом случае мы имеем в виду ту систему социально акцентированных представлений, которая возникает у музыканта в процессе работы над произведением, когда, по сути дела, он находится в социальном одиночестве. На этой стадии имеется возможность говорить о приоритете личностных позиций в деятельности музыканта. Психические состояния, сопровождающие изучение музыкального произведения, имеют преимущественно локально-камерный характер, это - состояние именно личных переживаний. Внимание музыканта сосредотачивается на раскрытии авторской концепции произведения, на его воплощении в игре.

Важным звеном в цепочке психолого-профессиональной подготовки ученика к концертному выступлению является работа в классе с педагогом, что и дает основание выделить малую форму социализации. В этой ситуации внимание ученика, включенное в структуру коллективного сосредоточения, претерпевает ряд изменений. Причем роль внимания преподавателя по отношению к ученику - ведущая, его сосредоточение определяет динамику внимания ученика. Эффект социального воздействия педагога имеет и ряд других проявлений.

Далее обратимся к третьему из исходно обозначенных вариантов социализации исполнительского внимания - к его собственно социализированной форме, осуществляемой в процессе концертного выступления. Выход на сцену вводит музыканта в новое социальное состояние - он оказывается объектом всеобщего внимания и именно с этого момента его внимание реально включено в большой социум. Необходимо отметить, что еще до выступления музыканта на сцене концертного зала, устанавливаются исходные социальные связи и определенная мера контактности. Дальнейший процесс углубления социальных отношений связан с исполнением музыкантом своей программы. Музыкант своей игрой формирует социализированную форму внимания - коллективное. Данный вариант социализации исполнительского внимания имеет совершенно иную форму, нежели в процессе предконцертной деятельности. Это - активная социализация, однако эффект социального воздействия ситуативно имеет и другой вектор - аудитория влияет на психическое состояние исполнителя.

Подчеркнем, что рассмотренные выше формы социализации исполнительского внимания производны от трех основных этапов музыкального обучения: самостоятельной работы, занятий в классе с педагогом и концертных выступлений.

В заключение обратимся к постдеятельностной форме социализации исполнительского внимания, выявляющейся как непосредственно после завершения выступления, так и в "отставленной" во времени форме. Постдеятельностная социализация проявляется как в совместном обсуждении, так и в единоличном анализе выступления. Определенное влияние на переход исполнительского внимания в коллективную форму сосредоточения после завершения игры оказывает результат выступления. Однако, шлейф концертного состояния сохраняется довольно долго в представлении музыканта вне зависимости от успешности выступления.

Социализация внимания музыканта-исполнителя была рассмотрена нами в широком спектре его актуализации. В процессе же собственно социализации внимания музыканта просматривается парадоксальное столкновение его полярных позиций, и именно данное проявление является одним из специфических особенностей социализации исполнительского внимания.