Лето

Узник литературный комментарий с элементами анализа. «Узник» А. Пушкин. Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное».

Цели:

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить знания об имени числительном;
  • формировать навыки правильного произношения и написания числительных;
  • формировать умения правильно употреблять числительные в речи.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;
  • развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;
  • воспитывать интерес к истории и любовь к родному поселку.

Форма урока - заочная экскурсия по родному городу

Оборудование : тексты; маршрутные листы (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point

Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; прививать любовь к своей малой родине; развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология:

Формы работы: индивидуальная, коллективная, в парах.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию, разгадав кроссворд, вы узнаете куда мы отправимся! Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Итак, начнем урок. Приступим к разгадыванию кроссворда!

(Слайд)

Числительные какого разряда склоняются как прилагательные? (порядковое)

Отрезок времени, составляющий 365 дней. (год)

На какой вопрос отвечают количественные числительные? (сколько)

Назовите собирательное числительное, сочетающееся с существительными женского рода. (обе)

К какому разряду относятся числительные полтора, полтораста? (количественные)

Какое числительное изменяется по родам, числам, падежам? (один)

На какой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой)

В чем особенность нашего кроссворда? (В нем присутствует информация об имени числительном и ключевое слово поселок)

Все верно ребята вы подметили! Попробуйте сформулировать тему урока!

(Повторение и обобщение изученного об имени числительном.)

Запишите число и тему урока в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.

(Слайд)

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о числительном и вспомним историю нашего поселка. Для того чтобы получить билет, надо вспомнить и рассказать, что же такое числительное! Какие вы молодцы! Все получилось! У нас есть билет и мы можем отправиться на экскурсию!

Ребята, в ходе экскурсии мы будем заполнять маршрутный лист. Вы внимательно слушайте меня и ещё раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Первый пункт нашего путешествия «Музей», там мы узнаем историю нашего поселка.

Слово первому экскурсоводу.

(Слайд) Чтение текста. Текст № 1. Изменить

Володарское сельское поселение основано в 1451 году, расположено в юго-восточной части Ленинского района. Площадь поселения составляет 1640 гектаров, более 70% территории занимают смешанные широколиственные леса. В посёлке постоянно проживает более 4000 человек. В поселке свой уклад жизни, свои традиции, которые стараются сохранить и передать будущему поколению.

Какие числительные встретились нам в тексте?

Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.)

Ребята, а вы сможете отличить числительные от слов других частей речи с числовым значением? Проверим? Работа в парах

Проверка

Какие бывают числительные по значению и составу? Чем отличаются количественные числительные от порядковых? - На какие группы делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные.)

Продолжим оформление наших путевых листов. Следующее задание

Буквенный диктант

Пятнадцать человек-ц , три пятых метра-д , восемь градусов-ц , четверо друзей-с, шесть седьмых урожая-д , две целых пять десятых всех денег-д , сорок мешков-ц , двое саней-с , три четвертых яблока-д , обе подруги-с

Взаимопроверка (обмен маршрутными листами)

(слайд)

Игра- Известно ли вам, что числительные могут прятаться внутри слов? Итак, предлагаю вам расшифровать слова!

100л, 100н, 7я, госп1, по2л, о5, 100рож, и100к, пи100лет, 40а, 3ада, Р1а, мор2, 100лица, 3умф, и100рия, ви3на, ма3архат, 3буна, 100рона, 100лб, 3тон, с3ж, 3котаж, ко100чка, рас100яние, ла100чка, про100р, по100вой, 1очество, кре100носец, 100матолог, элек3к, смор1а, 3логия, 100имость, 100лбняк, ли100к, 100йка, хре100матия, 100ловая, 3о, ме100, 100лкновение.

Да, очень сложно представить нашу сегодняшнюю жизнь без числительных.

ФИЗМИНУТКА.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть!

Мы продолжаем нашу экскурсию. Слово второму экскурсоводу.

(Слайд)

Текст № 2

В центре поселка, на возвышенном месте, находится памятник павшим солдатам. В 1965 году состоялась закладка памятника. 9 мая 1966 года состоялось торжественное открытие памятника. В 1981 году были проведены субботники, средства с которых пошли на изготовление мраморных плит с фамилиями погибших односельчан. Установлено 4 плиты, на которых высечено 265 фамилий. В Великой Отечественной войне участвовало 620 жителей поселка (75 человек веровали в народном ополчении), 286 из которых погибли.

Какова особенность склонения числительных от 50 до 80 и от 200 до 900?

(При склонении изменяются обе части) У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово, а у составных количественных числительных склоняются все слова.

Задание: п росклоняйте числительное 265 фамилий - (самостоятельная работа с последующей проверкой)

Задание. Сформулируйте правило написания Ь знака в середине и на конце числительных.

Остановка у школы. Слово третьему экскурсоводу.

Теплей человеку в дорогах тяжелых. В суровом краю оттого, что где-то на свете есть милая школа, есть добрая школа его… Недалеко от площади, на небольшой возвышенности, располагается школа. В сегодняшнем здании она функционирует с 1 апреля 1981 года. Первый выпуск школы был в 1941 году. Директором школы в то время была Рябушкина Александра Дмитриевна. В этом году школе исполняется 35 лет.

Задание: вставить пропущенные числительные Наш класс.

Наш класс появился на свет___сентября_____года. Тогда нас называли_____, а сейчас мы____. В нашем классе____человека:_____мальчиков,___девочек. За каждой партой сидит__ученика. Каждый день мы получаем по ___ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Поэтому учимся на ___и ___.

VIII. Итоги урока . Оценивание. Вот и закончилась экскурсия по поселку. Что вспомнили и чем занимались на уроке? Путевые листы вы сдадите, выполнив в них домашнее задание, и окончательный результат вашей работы узнаете на следующем уроке.

Синквейн

Имя числительное

Количественное, порядковое

Помогает, считает, определяет

Изменяется по падежам.

Часть речи.

IX . Домашнее задание. Историю составляют судьбы людей, когда-либо живших и живущих в нём, а вы - будущее нашего поселка. Дома составьте небольшой рассказ о себе, своей семье, используя числительные.

Маршрутный лист

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Дата _____________________________________________________________________

Тема _____________________________________________________________________

Задание 1.

Одиннадцатый, шестерка, двуглавый, сто пятьдесят, одна пятая, шестиклассник, удваивать, девятиэтажный, миллион, пятилетний, утроить, четверо, трехместный, о ба, двойник, пятеро, пятилетний, шестой.

Задание 2.

Буквенный диктант

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

Задание 3.

Просклоняйте числительное

Р. п._______________________________________________________________________

Д. п._______________________________________________________________________

В. п._______________________________________________________________________

Т. п._______________________________________________________________________

П. п. ______________________________________________________________________

Задание 4.

Наш класс появился на свет__________сентября_______________________года. Тогда нас называли__________________, а сейчас мы_____________________. В нашем классе________________человека:__________________мальчиков,_________________девочек. За каждой партой сидит____________ученика. Каждый день мы получаем по __________ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Поэтому учимся на ___________и ____________.

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Русский язык – один из развитых языков мира».
Цель деятельности учителя: формировать представление об изучаемом предмете; познакомить с учебником, расширять представление о русском языке, познакомить с понятием «развитой язык», повторить изученное в 5 классе (разделы науки о языке).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
-предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества; уметь устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме; осознавать эстетическую функцию родного языка; создавать письменное высказывание-рассуждение на основе исходного текста;
-метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
-личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формируемые УУД:
-коммуникативные: слушать и слышать друг друга с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Ход урока.
I. Приветствие. Мотивация к учебной деятельности.
-Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний. Формулирование темы.
- Ребята, этот урок первый в нынешнем учебном году. Как вы думаете, о чем пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О русском языке, о его месте среди других языков).
- Верно, сегодня мы поговорим об особенностях русского языка как одного из самых развитых языков мира. Итак, открывает тетради, записываем число и тему занятия: «Русский язык – один из развитых языков мира». (Слайд 1).
-Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
III. Работа по теме урока.
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку (слайд 2). Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
– Что такое тезис? (Ответы учащихся). А как формулируется значение этого слова в словаре? (Работа со словарями; слайд 3).
-Поработаем с предложениями-тезисами. (Предложения распределяются между учениками: первое предложение – 1-му «круглому столу», второе предложение – 2-му «круглому столу», третье – 3-му «круглому столу»).
– Определите тип предложения по цели высказывания. (Повествовательное).
– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)
– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?
–Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите. (Учитель помогает третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.)
– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь. (Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.)
-Молодцы! А теперь предлагаю выполнить небольшую разминку.
IV. Физкультминутка. (Слайд 4).
V. Первичное закрепление.
– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. (Работа со словарём, ответы учащихся, слайд 5).
– Молодцы, ребята! А теперь прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?» (Ответы учащихся).
– С вашими ответами трудно не согласиться. Далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания. А не забыли ли вы их? Назовите известные вам разделы науки о языке. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке. (Ответы учеников).
- Вы верно назвали все разделы языкознания. Это фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис. (Слайд 6).
Фонетика
– Что изучает фонетика? (Ответы учеников).
- Действительно, фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуки речи. (Слайд 7).
- Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? (Ответы учащихся)
- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов. (Трое учащихся работают у доски).
Морфемика и словообразование
– Что изучают морфемика и словообразование? (Ответы учеников. Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Словообразование - раздел языкознания, в котором изучаются средства и способы образования новых слов. Слайд 8).
- Александр Николаевич Тихонов, известный советский и российский лингвист писал: « Слова в русском языке разнообразны по своей структуре… Обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно видеть». Попробуйте, например, найти корень в слове помыть?
- А теперь составьте ряды однокоренных слов, выделите в них морфемы (каждому «круглому столу»- свой корень, трое учащихся – у доски)

- Какими морфемами «обросли» эти корни?
Лексика
– Что изучает лексикология? (Ответы учащихся).
- Вы правы, лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. (Слайд 9).
– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным. (Развитый – зрелый, неглупый, образованный, перспективный, прогрессивный и т.п. Развитой - сформированный, натренированный, достигший высокой степени развития и т.п.)
Морфология и синтаксис
– Переходим к следующим разделам науки о языке. Что изучает морфология? Синтаксис? (Ответы учащихся. Слайд 10).
- Молодцы! А теперь немного поупражняемся.
- Найдите «3-е лишнее»:
а) существительное, подлежащее, прилагательное;
б) глагол, обстоятельство, сказуемое;
в) дополнение, определение, существительное.
- Какими частями речи являются эти слова: светило, печь, покрой? (Существительным или глаголов в зависимости от контекста).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Видите, как много загадок таит в себе наш родной язык. Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учащихся).
- Как вы понимаете значение слова развитой? (Ответы учащихся).
– Почему русский язык – один из развитых языков мира? (Ответы учащихся).
– Почему каждый человек должен любить и беречь свой родной язык? (Ответы учащихся).
- Итак, ребята, каждый из нас должен бережно относиться к родному языку. Не засорять свою речь, необходимо использовать всё богатство одного из самых развитых языков мира, ведь, как писал К.Г.Паустовский, « для всего в русском языке есть великое множество слов».
- Дома я предлагаю вам подумать над словами Константина Георгиевича и написать небольшое сочинение-рассуждение. (Упр. 3 , стр. 5). Откройте дневники и запишите домашнее задание.(Слайд 11).
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие отметки:…
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за внимание! Урок окончен.(Слайд 12).

Презентация на тему: Русский язык – один из развитых языков мира