По картинам

Братья лаптевы биография. Братья лаптевы. Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флот

Известный исследователь северной Азии; в 1718 г. поступил на службу в гардемарины флота; в 1737 г. был назначен в большую северную экспедицию, описавшую и снявшую впервые берега Ледовитого океана от Белого моря до р. Колымы. 9 июня 1739 г. Л. вышел из Якутска, а 21-го был уже в океане и, производя опись берега, зазимовал в Хатангской губе. 12 июля 1740 г. на той же дубель-шлюпке отправился далее на З; после тяжелого плавания по губе, вышел в море только месяц спустя, но здесь встретились еще более тяжелые препятствия; наконец, льдами окончательно раздавило судно и команде с офицерами пришлось по льду добираться до берега; с трудом они возвратились в свое прошлогоднее зимовье. Ввиду двух неудачных попыток обогнуть морем Таймырский полуо-в, Л. решил описать его берега сухим путем, передвигаясь на собаках. Для этой цели им были снаряжены три отдельные экспедиции, причем сам Л. описал часть берега от устья р. Таймыры несколько к В и к 3. В 1742 г. ездил еще раз в устье Таймыры, думая принять участие в описи крайней сев. части полуострова, но, за недостатком провианта, вернулся в Туруханск и оттуда с отчетами уехал в СПб. Скончался в 1763 г., в звании обер-штер-кригс-комиссара флота.

{Брокгауз}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

путешествовал по Северному Ледовитому океану, лейтенант, † 1768.

{Венгеров}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

лейтенант, путешествовал по Северному Ледовитому океану на северо-восток от Сибири, 1739-40 г., † 1768 г. обер-комиссаром Балтийского флота.

{Половцов}

Лаптев, Харитон Прокофьевич

(г. рожд. неизв. - ум. 1763) - рус. исследователь Арктики, Начал службу во флоте в 1718 гардемарином. В 1737 был произведен в лейтенанты и назначен начальником отряда Великой Сев. экспедиции по съемке морского берега к западу от р. Лены. В 1739 прошел на дубель-шлюпке "Якутск" от Лены до мыса Фаддея, где был остановлен льдами. На зимовку встал в устье р. Блудной (правый приток р. Хатанги). В 1740 при новой попытке обогнуть п-ов Таймыр судно было раздавлено льдами вблизи берега под 75°26" с. ш. В 1741-42, проводя работы санными партиями, Л. со своими помощниками С. Челюскиным (см.) и Н. Чекиным завершил маршрутную съемку Таймырского п-ова, к-рая служила единственным источником для изображения его на картах до конца 19 в. Большую ценность представляло составленное Л. описание побережья от Лены до Енисея. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте. В честь Л. названы: морской берег между р. Пясиной и Таймыром, два (ев.-вост. мыса острова пилота Махоткина, мыс на вост. берегу п-ова Челюскина; в честь X. П. Лаптева и Д. Я. Лаптева (см.) названо море Лаптевых.

Соч.: Берег между Лены и Енисея, "Записки Гидрографич. департамента морского министерства", 1851, ч. 9.

Лит.: См. лит. к статье Лаптев Дмитрий.

Море Лаптевых, фото и описание которого представлены в статье, принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана. Суровый нрав этого моря, как и всей Арктики, вызывает интерес у исследователей уже на протяжении нескольких столетий. Но только сегодня ученые могут дать достоверные ответы на вопросы, касающиеся особенностей климата, животного и растительного мира этого загадочного края. Хотя еще некоторое время назад такие задачи казались неразрешимыми.

Море Лаптевых на карте

В 1735-1742 году, благодаря усилиям и долгой работе русских исследователей, береговая линия моря была нанесена на географическую карту. Например, двоюродные братья Дмитрий и Харитон, в честь кого названо море Лаптевых, посвятили исследованию региона многие годы своей жизни. Находясь на службе военно-морского флота России, они являлись участниками грандиозного научного исследования, которое было организовано Петром I и получило название Великой Северной экспедиции.

Сегодня границы моря установлены совершенно точно, но начало этой трудной и опасной работы положили в те далекие годы именно такие самоотверженные люди, как братья Лаптевы - Дмитрий и Харитон, Семен Дежнев и многие другие наши соотечественники.

С запада море омывает восточные берега от мыса Арктический до материкового берега Хатангского залива. На севере морские границы проходят от мыса Арктический до северных берегов острова Котельный. В восточной части воды моря омывают западные берега островов Котельный, Малый и Большой Затем рубежи проходят по и Дмитрия Лаптева.
С юга граница моря проходит по северным берегам Евразии от мыса Святой Нос до Хатангского залива. Именно эти морские рубежи исследовали братья Лаптевы. Протяженность береговой границы составляет 5254 километра. Расстояние от юго-восточных берегов до северо-западных - 1300 километров. Это наибольший показатель, характеризующий размеры моря.

История исследования региона

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке - во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления. Уровень географических знаний тоже был не очень высок.

Неоценимый вклад в организацию работ по изучению северного побережья Евразии по всей его протяженности и морей бассейна Северного Ледовитого океана внесли отважные путешественники. Многие исследователи являлись офицерами русского морского флота.

Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.
В 1734 году Дмитрий Яковлевич Лаптев был введен в состав Великой Северной экспедиции как один из лучших офицеров русского флота. Репутация его была так высока, что он занял должность одного из помощников Витуса Беринга, который был назначен руководителем этого масштабного мероприятия.

Дмитрию Лаптеву предписывалось занять место погибшего капитана судна "Иркутск". Именно на нем была предпринята попытка исследовать воды морей, омывающих материк от устья Лены курсом на восток. Экспедиция оказалась крайне неудачной, так как в ее ходе от холода, цинги и других заболеваний погибла почти вся команда.
В августе 1736 года "Иркутск" под командованием Дмитрия Лаптева, выйдя из дельты реки Лены, снова оказался в открытом море. Но уже через несколько дней плавание пришлось прервать и повернуть корабль обратно, так как мощные льды преградили путь мореплавателей. Капитан, учитывая опыт предыдущей экспедиции, решил сохранить жизни людей и перезимовать на суше.

Трагичной была судьба и тех мореплавателей, которые на судне "Якутск" должны были двинуться от устья Лены в западном направлении (для исследования морских просторов). Обстоятельства сложились так, что Дмитрию Лаптеву лично пришлось отправиться в Петербург за получением инструкций, касающихся дальнейшего изучения региона. Сам он тоже имел план и готов был предложить его руководству, надеясь на понимание. Положительный исход экспедиции больше всего волновал русского офицера.

Братья Лаптевы

Итак, с 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна "Якутск" вместо погибшего в экспедиции Прончищева.
Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше.

Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне "Иркутск" смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Это понимает каждый, кто прикасается к изучению истории Поразительное упорство и целеустремленность, безграничная любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Геологическое строение дна моря

Глубина моря Лаптевых очень контрастна. Это обстоятельство было обнаружено еще более 200 лет назад, когда суда первых экспедиций неоднократно садились на мель. Нужно отметить, что наибольший показатель глубины составляет 2980 метров, наименьший - 15, а средний - 540 метров. Это можно объяснить крутым материковым склоном того участка, где находится море. Учитывая показатель глубины, его делят на южную и северную часть. Ориентиром при этом служит параллель, где расположен залив Вилькицкого.

На характер грунта дна моря Лаптевых большое влияние оказывают впадающие в него реки. Они несут большое количество песка, ила и других осадочных пород. Их накопление составляет 25 сантиметров в год. Кроме того, в мелководной зоне на дне моря встречаются валуны, крупная и мелкая галька.

Огромные ледники Северной Земли способствуют образованию айсбергов. В толще воды моря Лаптевых содержится большое количество льда. Его таяние и волноприбой активно разрушают береговую линию. Иногда в результате таких процессов уходят под воду небольшие острова.

Климатические условия

Существует несколько факторов, определяющих суровый климат региона.
Рассматривая море Лаптевых на карте, можно сделать следующие выводы:

  • оно расположено в высоких широтах Северного полушария;
  • близость Центрального Арктического бассейна не может не оказывать влияния на климат региона;
  • удаленность моря от Атлантического и Тихого океана лишают его возможности получать отепляющее воздействие вод.

Над морем большую часть времени преобладает спокойная малооблачная погода. Лишь циклоны, которые проходят южнее акватории, приносят обильные снегопады, сопровождающиеся сильными ветрами.

В южной части моря Лаптевых холодно в течение девяти месяцев, а в его северных районах отрицательная температура фиксируется на протяжении 11 месяцев. Самый холодный месяц зимы - январь. Среднемесячная температура воздуха составляет 26-28 градусов ниже нуля. Известны случаи понижения ртутного столбика до отметки -61 о С.
прохладное лето здесь - далеко не редкость редкость. Скорее даже наоборот - значительное повышение температуры (например, до 24-32 градусов) - явление редкое и необычное. Самым теплым летним месяцем считается август. В это время термометры фиксируют +7...+9 градусов на юге и +1 о С в северной части моря. Главная отличительная характеристика климата моря Лаптевых - сильное и длительное охлаждение при относительно спокойном ветровом режиме.

Соленость и температура воды. Течения и ледники

На распределение солености воды в море Лаптевых существенное влияние оказывает тот факт, что крупнейшие реки материка несут сюда значительный объем пресной воды. В связи с этим соленость южных районов моря значительно ниже, чем северных. По этой же причине процент содержания соли повышается зимой, а в теплое время года наблюдается опреснение воды. Реки Лена, Хатанга, Яна, Оленек именно летом приносят до 90 % годового стока пресной воды. В это же время происходит интенсивное что тоже влияет на показатель солености. Необходимо отметить также, что этот показатель неодинаков в поверхностных и глубинных слоях толщи морской воды. На поверхности соленость ниже.

Глубина моря Лаптевых определяет температуру воды. Зависит данный показатель и от расположения вод относительно прибрежной части, влияния течений, времени года. Чаще всего он равен нулю. В летний период в отдельных прибрежных зонах и на мелководье температура равна 4-6 градусам по Цельсию. В бухтах, которых, к слову, насчитывается очень много, она приближается к отметке в 10 о С, а в открытом море не превышает двух градусов.

Система течений в море Лаптевых изучена недостаточно хорошо. Однако известно, что большую роль в этом снова-таки играют реки, несущие огромные объемы воды в море.
Среди постоянных течений моря Лаптевых можно назвать Новосибирское и Восточно-Таймырское. Нужно отметить, что скорость движения вод невелика, сила течений слабая неустойчивая.

В конце сентября на всей акватории начинается процесс образования льда, что значительно затрудняет судоходство. С октября по май воды моря Лаптевых скованы льдом. При этом приблизительно на 30 % его площади образуется припай, остальная часть покрыта дрейфующими льдинами. В июне и июле происходит их таяние. Однако лишь к августу большая площадь поверхности моря освобождается от ледяных оков.

Животный и растительный мир

Флора и фауна моря Лаптевых является типичной для Арктики. Фитопланктон представлен водорослями. Морские инфузории, копеподы и амфиподы, коловратки являются типичными представителями зоопланктона.

В морских глубинах распространены такие породы рыб, как сибирский сиг, омуль, нельма, осетр. Моржи, белухи, тюлени - представители отряда млекопитающих. В ледяных пустынях водится грозный житель Арктики - белый медведь.

Острова моря Лаптевых

На территории моря находится около двух десятков крупных и малых островов. Примечателен тот факт, что учеными на них были обнаружены останки мамонтов. Они хорошо сохранились, поэтому находки представляют большую научную ценность. Современными обитателями островов являются песцы и белые медведи.
Вблизи от побережья континента небольшие острова обычно располагаются группами. Речь идет о таких участках суши, как о-ва Комсомольской Правды, Фаддея, Петра, Аэросъёмки, Дунай. Имеются и более крупные, расположенные одиночно. К ним относится Большой Бегичев, Песчаный, Муостах, Макар.

Реки моря Лаптевых

Как говорилось ранее, крупнейшие реки, впадающие в море, оказывают значительное влияние на многие факторы. Их расположение в направлении с востока на запад выглядит следующим образом: Яна, Лена, Оленек, Анабар, Хатанга. Именно эти водоемы активно использовались исследователями края - Харитоном и Дмитрием Лаптевыми, в честь кого названо море Лаптевых.

Перечисленные реки влияют на уровень содержания соли в морской воде. Благодаря работе упомянутых водных артерий сформировался рельеф морского дна, очертания его береговой линии, состав осадочных пород и взвесей.

Перспективы развития региона

Сегодня море Лаптевых включено в программу исследований, которые ведутся совместными усилиями ученых России и Германии уже на протяжении двадцати лет. Современные ученые всегда помнят о том, что начало сему мероприятию было положено еще Петром I. А такие отважные путешественники, как Витус Беринг, Лаптевы Дмитрий и Харитон и многие другие полярники, навсегда вписаны в историю изучения Арктики.

Сейчас программа исследования моря Лаптевых и прилежащих к нему территорий получила статус международной. Около 15 российских и 12 немецких научных организаций различного профиля включены в упомянутую деятельность. Проведение работ рассчитано до 2015 года. И уже сегодня учеными сделано немало сенсационных открытий.

Результаты, полученные во время исследования рассматриваемых нами территорий, являются уникальными. Благодаря материалам, добытым в ходе морских и наземных экспедиций, ученые могут узнать много интересного о прошлых климатических эпохах Арктики, понять условия формирования климата, существующего в регионе сегодня.

Огромным хранилищем льда и пресной воды принято считать море Лаптевых.
Экспедиция, проводимая усилиями двух государств с использованием самой современной техники, приборов и научных методик, позволит расширить представления людей об Арктике, использовать полученные научные данные в практических целях.

20 декабря 1737 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела рапорты Беринга с приложенными к нему материалами и, не согласившись с ним, постановила продолжать картографирование морского берега в этом районе. Обоим отрядам были установлены новые сроки для выполнения работы и предписано продолжать ее "во окончание в другое или в третье лето таким же образом без малейшего потеряния удобного времени; а буде какая невозможность и в третье лето во окончание привесть не допустит, то и в четвертое лето по крайней ревности и прилежности стараться, чтоб всемерно работа была закончена".

Одновременно Адмиралтейств-коллегия утвердила новую, более подробную и точную, инструкцию для начальников отрядов. Согласно этой инструкции, отряды должны были готовиться к походам заранее, и сразу же, как только позволит состояние льдов, не теряя драгоценного летнего времени, отправляться в путь. Начальникам отрядов предписывалось выжидать изменения ледовой обстановки непосредственно в тех местах, где не удастся преодолеть льды, и при малейшей возможности идти дальше. Кроме того, инструкция рекомендовала останавливаться на зимовку возможно ближе к тем пунктам, где застигнет суда зима. Это должно было избавить отряды от лишней траты времени на переход вдоль уже известных берегов.

На этом же заседании Адмиралтейств-коллегия назначила начальником отряда, картографировавшего морской берег между устьями Лены и Енисея, Харитона Прокофьевича Лаптева. Дальнейшие события показали, что коллегия не ошиблась в своем выборе, направив на наиболее трудный участок работы экспедиции этого всесторонне образованного морского офицера, обладавшего исключительной энергией, силой воли и мужеством.

Х.П. Лаптев имел солидный опыт службы на флоте. До назначения в экспедицию он уже девятнадцать лет плавал на различных кораблях.

Но, несмотря на безупречное отношение Лаптева к своим обязанностям, служба шла у него.не гладко. В 1734 году, во время действий русского флота под Данцигом, посланный на разведку фрегат "Митау", на котором служил мичман Харитон Лаптев, был обманным путем захвачен французским флотом, выступившим за несколько дней до этого на стороне врага, о чем не знал командир русского фрегата. Все офицеры "Митау", в том числе и X. Лаптев, были преданы суду за сдачу корабля неприятелю без боя и приговорены к смертной казни. После дополнительного расследования обстоятельств дела, произведенного по решению правительства, стало ясно, что ни командир, ни остальные офицеры фрегата не повинны в сдаче корабля французам, а потому 27 февраля 1736 года все они были помилованы.

В 1736 году Лаптев участвовал в летнем походе Балтийского флота, а затем был послан на Дон "для изыскания удобнейшего к судовому строению места". В следующем году Лаптев был назначен командиром придворной яхты "Декроне", но узнав, что требуются офицеры для участия в Великой Северной экспедиции, попросил назначить его туда. Очевидно, полная лишений жизнь полярного исследователя больше привлекала Харитона Лаптева, чем спокойная и почетная служба при дворе.

В феврале 1738 года в Санкт-Петербург прибыл с журналами, отчетами и картами двоюродный брат Харитона Лаптева - Дмитрий Яковлевич Лаптев - начальник отряда, картографировавшего берег к востоку от Лены. Он сообщил Адмиралтейств-коллегий совершенно новые сведения об условиях работы близ устья Лены, в частности о скоплениях льда, которые из года в год наблюдаются в одних и тех же местах и препятствуют движению судов. Дмитрий Лаптев предлагал картографировать берег на таких участках, двигаясь по суше.

Ознакомившись с рапортом Дмитрия Лаптева, Адмиралтейств-коллегия 3 марта 1738 года подтвердила свое решение о четырехлетнем сроке работы обоих отрядов, но дала Харитону и Дмитрию Лаптевым совершенно новые указания относительно способов выполнения задания.

Лучшие дня

Командирам отрядов предписывалось в случае, если лед не позволит закончить плавание в первое и второе лето, отослать суда с частью команд в Якутск или поставить их в удобном месте на зимовку, а с остальными людьми продолжать работы, продвигаясь по берегу.

Отрядам предписывалось обращать внимание на места, в которых будет встречаться стоячий лед, определять, как далеко он простирается, отмечать положение плавающего льда, его сплоченность, продолжительность нахождения у берега, а также места, "где сильного препятствия ото льдов нет". Отряды должны были определять возможность плавания в районе работ, измерять глубины, находить устья рек и другие удобные места для стоянок и зимовок судов.

Решение о продолжении работ с берега в случае невозможности движения судов по морю начальникам отрядов разрешалось принять только после консилиума со своими офицерами.

Из Петербурга Лаптевы выехали вместе. В Казани они получили такелаж для судов, в Иркутске - провиант, вещи для подарков жителям побережья Сибири и деньги. Харитон Лаптев потребовал, чтобы иркутская канцелярия подготовила на побережье оленей и собак на случай, если его отряду придется вести опись с суши, и переселила с устья Оленека в устья Анабара, Хатанги и Таймыры по две семьи промышленников, предписав им заняться заготовкой рыбы и постройкой жилищ на случай зимовки отряда в этих пунктах, одновременно Харитон Лаптев сообщил в канцелярию Туруханска о необходимости отправки летом 1739 года в устье реки Пясины провианта для его отряда.

В начале марта 1738 года Лаптевы прибыли в Усть-Кут, расположенный в верхнем течении Лены. Здесь для экспедиции строились небольшие речные суда. Весною, когда река вскрылась, на этих судах в Якутск были доставлены имущество и провиант для отрядов.

25 мая 1739 года Харитон Лаптев прибыл в Якутск. Дубель-шлюпка "Якутск" была уже готова к походу. Ее экипаж состоял из сорока пяти человек; почти все они были участниками плавания Прончищева.

Окончательно приведя все в порядок, Харитон Лаптев 5 июня повел свое судно вниз по Лене; дощаники с провиантом отправились вместе с ним.

В дельте Лены Лаптеву удалось найти вход в Крестяцкую протоку и к 19 июля он вышел на взморье.

21 июля "Якутск" направился на запад к Хатангской губе, а дощаники, не приспособленные к плаванию в открытом море, Лаптев приказал вести к устью Оленека и сложить провиант в старом зимовье Прончищева.

Возле устья Оленека судно вошло во "льды великие". Дубель-шлюпка шла под парусами и на веслах, команда расталкивала льдины шестами, а иногда пробивала дорогу во льду пешнями. Через неделю, 28 августа, Лаптев достиг восточного входа в пролив, отделяющий остров Бегичева от материка. Пролив был забит неподвижным льдом.

Посланному на берег для описи геодезисту Чекину показалось, что лед прижат к берегу, замыкающему залив с запада; поэтому он принял пролив за открытую с востока бухту, а остров Бегичева - за полуостров. Бухту нанесли на карту под названием Нордвик.

Отойдя от "бухты" Нордвик, "Якутск" направился к северу, чтобы обойти "полуостров" и войти в Хатангский залив. Стремясь избежать сжатия льдами, прижимаемыми ветром к берегу, Лаптев завел дубель-шлюп-ку в какую-то бухточку, где в течение пяти дней ожидал улучшения ледовой обстановки.

Пробившись через льды, Лаптев 6 августа ввел судно в Хатангский залив. На западном берегу залива виднелось зимовье. Лаптев решил свезти на берег часть провианта на случай, если придется зазимовать в этом месте. Но прежде чем удалось осуществить это намерение, опять задул северный ветер, нагнавший в залив лед.

Снова пришлось искать укрытия, и Лаптев повел дубель-шлюпку на юг вдоль берега. Вскоре показалось еще одно зимовье. Около него "Якутск" вошел в устье маленькой речки и простоял там целую неделю, которая ушла на выгрузку части провианта на берег.

14 августа, когда изменивший направление ветер отогнал лед, Лаптев повел судно вдоль берега к северу. При выходе из Хатангского залива от-,ом был открыт остров, названный островом Преображения.

17 августа "Якутск" миновал острова Петра и пошел вдоль берега на запад. Следующий день пришлось простоять из-за льда у островов Фаддея, а затем продвигаться во льду. Только 21 августа "Якутск" подошел к высокому мысу Фаддея. По одну сторону от мыса берег тянулся на юго-запад, а по другую - на запад. Дальнейший путь был прегражден неподвижным льдом. Определить границы льда из-за плотного тумана не представлялось возможным. Поэтому Лаптев послал Чекина на собачьих упряжках выяснить, как далеко в западном направлении простирается лед, а Челюскина - на мыс Фаддея, чтобы поставить там маяк. Вернувшись через двенадцать часов, Чекин доложил, что лед непроходим.

Наступили морозы. Надо было думать о зимовке. Осмотр берега дал неутешительные результаты: здесь не было плавника для постройки жилья. На консилиуме, устроенном Лаптевым 22 августа, было решено возвращаться к Хатангскому заливу. К 27 августа "Якутск" с трудом пробился к зимовью, у которого он находился в начале месяца. Лаптев повел судно дальше на юг. Войдя в Хатангу, он достиг устья ее правого притока - реки Блудной, где проживало несколько семейств безоленных эвенков.

Здесь отряд построил дом и остался на зиму.

К 25 сентября Хатанга стала. Начались тяжелые зимние работы отряда. Еще осенью Лаптев послал в Туруханск солдата Константина Хороших с требованием к воеводской канцелярии доставить на зимовку провиант и предоставить оленьи и собачьи упряжки. Теперь Лаптев на этих упряжках перебросил провиант, выгруженный ранее в устье Оленека и на берегу Хатангского залива. К этой работе были привлечены местные жители. Зимовщикам не хватало плавника для топлива, и за ним приходилось ежедневно ходить за несколько верст от зимовья.

Для предохранения команды от заболевания цингой Лаптев ввел в ежедневный рацион свежую мороженую рыбу, благодаря чему в течение всей зимы не было ни одного случая заболевания цингой.

Лаптев и во время зимовки продолжал собирать сведения о северном крае. Из рассказов местных жителей - русских, тавгийцев, якутов и эвенков - он узнал, что севернее реки Большой Балахни никто постоянно не живет, хотя на побережье моря есть зимовье, куда во время охоты приходят промышленники.

Чтобы изучить берег от устья Пясины до мыса Фаддея, Лаптев в конце октября 1739 года послал в устье Пясины на санях боцманмата* Медведева с одним солдатом. Добравшись до устья к началу марта 1740 года, Медведев отправился по морскому берегу на северо-восток. Но большие морозы и сильные ветры помешали ему произвести необходимые работы, и, проехав вдоль берега всего около сорока верст, он вынужден был вернуться в отряд.

23 марта 1740 года с зимовки выехал Чекин с заданием описать берег между устьями Таймыры и Пясины. Так как тогда считали, что залив Фаддея является устьем Таймыры, то Чекин, следовательно, должен был двигаться навстречу Медведеву. О том, что последний возвращается обратно на зимовку, Лаптев узнал только в конце апреля, когда Медведев прибыл в отряд. С Чекиным поехал один солдат и один якут, поселенный в устье Таймыры. В распоряжении Чекина находились две упряжки собак.

Чекин доехал до истока реки Таймыры и по ней отправился к устью, а затем по морскому берегу на запад. Он прошел около 100 верст и достиг пункта, в котором берег поворачивает на юг. Поставив здесь навигационный знак - пирамиду из камней, - Чекин был вынужден повернуть обратно, так как "себе провианта и собакам корму стало мало очень, с которыми далее в безвестное место ехать было опасно".

17 мая Чекин со своими спутниками вернулся на зимовье пешком, "с крайнею нуждою", потеряв от бескормицы почти всех собак и бросив нарты.

В апvреле того же года картографию побережья между устьями Пясины и Таймыры производил посланный Мининым штурман Стерлегов. Видимо, он прибыл в устье Пясины вскоре после того, как оттуда уехал Медведев. Чекин и Стерлегов двигались навстречу друг другу, и оба почти в одно и то же время повернули обратно. Между крайними достигнутыми ими точками оставалось около 200 километров.

Готовясь к очередному плаванию, Лаптев решил запастись продовольствием для своего отряда. С этой целью он послал в устье Таймыры двух промышленников для ловли и заготовки рыбы.

Хатанга вскрылась 15 июня, но из-за скопившегося з Хатангском заливе льда дубель-шлюпка смогла выйти из реки только 13 июля. Еще месяц ушел на то, чтобы "Якутск" смог преодолеть льды в заливе и выйти в море.

В течение первых суток после выхода из Хатангского залива судно довольно далеко продвинулось на север. Утром 13 августа на 75°26" северной широты "Якутск" подошел к кромке невзломанного льда, тянувшейся от берега на северо-восток. Лаптев направил судно вдоль кромки. Переменившийся вскоре ветер стал нагонять лед, и дубель-шлюпку затерло. Ветер крепчал, лед все больше сжимал судно, появилась течь.

Команда непрерывно вычерпывала воду и бревнами ограждала борта дубель-шлюпки от напора льда. Но это не спасло "Якутск". Вскоре льдом был выломан форштевень, а к утру 14 августа судно было в совершенно безнадежном состоянии. Лаптев приказал выгрузить на лед тяжелый груз, надеясь облегчить этим положение дубель-шлюпки: были сняты пушки, якоря, провиант и другие грузы, а затем, когда стало ясно, что судно спасти нельзя, его покинули и люди.

Через сутки, когда образовался достаточно прочный лед, Лаптев повел команду на берег. Моряки несли на себе провиант; провиантом же были до предела нагружены нарты собачьей упряжки, имевшейся на ду-бель-шлюпке. Обогревшись у костра, уставшие люди занялись постройкой землянки и переброской на берег грузов, оставшихся возле судна.

Эта работа продолжалась до 31 августа, когда пришедшим в движение льдом были уничтожены дубель-шлюпка "Якутск" и оставшиеся еще на льду грузы.

Двигаться на юг, к населенным местам, не представлялось возможным из-за ледохода на реках. Только 21 сентября отряд смог отправиться в путь. На пятый день он дошел до зимовья Конечное, в котором находились промышленники. Здесь осталось двенадцать больных, а остальные воспользовались транспортом промышленников и к 15 октября прибыли на зимовку у реки Блудной. Вскоре на зимовку прибыли и промышленники, которых Лаптев послал еще весной в устье Таймыры для заготовки рыбы. Им удалось в течение короткого лета успешно выполнить задание.

Опыт плаваний Прончищева в 1736 году, а также собственные исследования Лаптева в 1739 и 1740 годы убедили его в том, что пройти морем вдоль берега между устьями Пясины и Таймыры нельзя. Да к тому же и единственное судно отряда - "Якутск" - было потеряно. Оставалась одна возможность - выполнить картографические работы с суши.

8 ноября 1740 года Лаптев устроил консилиум со своими подчиненными - Челюскиным, Чекиным и Медведевым. Консилиум согласился с мнением Лаптева, что "состояние льдов и глубины заливов и рек описывать иного времени, по здешнему климату нет, как начать с июня и про-вождать июль и август месяцы, усматривая их состояние, ибо во оное время... льды ломает как на море, так и в губах и в реках, а [в] протчая времена стоят". Поэтому решено было не закартографированный еще берег описать с суши.

Но производить опись с берега летом не было никакой возможное ти, так как собачьи и оленьи упряжки, служившие единственным транспортным средством, могли передвигаться по тундре только зимой. Учтя это, консилиум решил проводить картографирование в зимнее время, хотя результаты их могли оказаться менее точными и полными.

Все эти решения вместе со своим рапортом Лаптев 25 ноября отправил на утверждение Адмиралтейств-коллегий. Приводя ряд доводов в польз решения консилиума, он сообщил, что может начать работу в апрел 1741 года и что свободных от работы людей он отошлет на Енисей "в жилое место, где имеется довольно провианта, к тому же и места здорс вые".

Посланец Лаптева матрос Козьма Сутормин быстро по тому вре мени доставил рапорт и журналы отряда в Петербург, и уже 7 апреля 1741 года Адмиралтейств-коллегия приступила к рассмотрению этих материалов. Она согласилась с решением консилиума и разрешила произ водить опись морского берега с суши.

Лаптев приступил к осуществлению своего плана задолго до получе ния предписания Адмиралтейств-коллегий. Он решил производить опис; сразу тремя партиями. Одна партия должна была работать между устьями Хатанги и Таймыры, вторая - от устья Пясины на восток до встречи с третьей партией, двигавшейся от устья Таймыры на запад. Такое распределение маршрутов объясняется тем, что в то время Лаптев по-прежнем> считал, что устье Таймыры находится в районе мыса Фаддея, то есть намного восточнее его истинного положения. Поэтому участок побережья от Хатанги до Таймыры казался значительно более коротким, чем он есть на самом деле, а участок между Таймырой и Пясиной, наоборот, очень большим.

Для выполнения описи с суши требовалось сравнительно немного людей. Лаптев оставил при себе Челюскина, Чекина, одного унтер-офицера, четырех солдат и плотника, а остальных двумя группами (одну - 15 февраля, другую - 10 апреля) послал на оленях в Дудинку на Енисее. Со второй группой была отправлена часть имущества, спасенного с дубель-шлюпки. Наиболее тяжелые грузы остались в складе на месте зимовки.

В это же время Лаптев получил сообщение от Туруханской воеводской канцелярии о том, что его требования относительно заготовки корма для собак в устье Пясины и в других "удобных местах" на побережье, посланные в канцелярию еще осенью 1740 года, выполнены. Однако это известие оказалось ложным: запасов корма нигде сделано не было, и все партии отряда Лаптева испытывали в связи с этим чрезвычайные трудности.

17 марта 1741 года из зимовья отряда выехала на трех собачьих упряжках вторая партия - Челюскин с двумя солдатами.

15 апреля зимовье отряда покинула первая партия - Чекин с солдатами и якутом, а 24 апреля - третья партия, которую возглавил сам Ха-ритон Прокофьевич Лаптев.

Через шесть дней партия Лаптева достигла озера Таймыр, пересекла его и, выйдя к истоку Таймыры, двинулась по ее долине дальше на север. 6 мая Лаптев прибыл к устью Таймыры и убедился, что он находится значительно западнее залива Фаддея. Это заставило его изменить план своей работы. Увидев, что Чекину предстоит произвести опись побережья на значительно большем участке, чем он предполагал, Лаптев решил идти навстречу Чекину, то есть на восток, а не на запад. Закартографировав берег, Лаптев подошел к месту, в котором образовалось многолетнее скопление льда. Он обнаружил это скопление по различным пластам льда, образовавшимся в течение ряда лет. В тех местах, где "летом льды ломает", в зимнее время было видно, "что местами есть торосы свежие". Больше всего торосов было возле берега, а вдали от него располагались льдины "с летними проталинами". Подводя итог своим наблюдениям, Лаптев пришел к выводу, что летом ледяной покров взламывается, и скопление торосов происходит там, где движущийся лед встречает препятствие - неподвижный лед или берег.

Этот вывод Х.П. Лаптева подтвердили и более поздние исследования. Он справедлив и в наши дни.

13 мая, добравшись до широты 76°42", Лаптев был вынужден остановиться из-за вьюги и тумана. Кроме того, у него и сопровождавшего его солдата началась снежная слепота. Дальнейшее продвижение могло лишь усилить заболевание. Переждав непогоду, Лаптев решил вернуться к устью Таймыры, где он рассчитывал найти продовольствие.

Однако продовольствия в устье Таймыры, куда Лаптев прибыл 17 мая, не оказалось. Заготовленную здесь рыбу съели песцы и белые медведи, а завезенный сюда запас корма был нужен Чекину для питания собак.

Таким образом, взять что-либо для своих четырех упряжек Лаптев не мог. Поэтому он решил отправиться на запад, навстречу Челюскину, рассчитывая получить у него "вспоможение кормом".

19 мая, когда боль в глазах несколько утихла, Лаптев тронулся в путь 24 мая он подошел к мысу, от которого берег поворачивал на юг. Определив широту мыса (76°39") и поставив на нем приметный знак, Лаптев поехал дальше.

1 июня Лаптев встретился с Челюскиным близ знака, поставленного в 1740 году Стерлеговым в конечной точке его маршрута. Собаки Челюскина также были истощены, так как корма для них и у него оказалось в обрез. Лишь удачная охота на белых медведей выручила путешественников.

Приближалась весна, и Лаптев, боясь застрять на пустынном берегу моря на продолжительный срок, торопился добраться до зимовий в устье реки Пясины. К 9 июня он вместе с Челюскиным достиг устья Пясины, где вынужден был пережидать половодье. Только через месяц им удалось отправиться на лодках вверх по течению реки. Путь был крайне тяжелым, но, к счастью, отряд вскоре повстречал кочевавших в низовьях Пясины ненцев и к концу июля добрался с ними на оленях до Гольчихи, а затем на попутном судне вверх по Енисею к Дудинке.

Здесь уже был и Чекин. Оказалось, что ему удалось добраться только до широты 76°35", то есть до островов Петра. Следовать дальше он не смог из-за снежной слепоты.

В Дудинке Лаптев узнал, что часть его отряда, отправленная с Хатанги еще 15 апреля, до сих пор сюда не пришла. Пришедший в Дудинку матрос рассказал, что, когда их группа добралась на оленях до реки Ду-дыпты, хозяева оленей - тавгийцы - сбросили грузы и ушли на летнее кочевье в тундру. Раздобыв лодки, моряки спустились по Дудыптедо Пясины. Здесь они остались ждать помощи. Лаптев отправил за ними собранных в Дудинке ненцев и тавгийцев.

Когда Лаптев подвел итоги работы всех трех партий, выяснилось, что картографические работы полностью не выполнены, так как остался не нанесенным на карту участок побережья между мысом Фаддея на востоке и крайней точкой на западе, до которой дошел он сам. Съемку этого участка Лаптев отложил на следующую зиму, а пока решил отправиться в Туруханск, чтобы затребовать от властей необходимый для поездки на побережье транспорт, провиант для людей и корм для собак, а также устроить на зимовку свободных от работ людей отряда.

29 сентября Лаптев со всеми людьми, которые были с ним в Дудинке, прибыл в Туруханск, а 15 сентября туда же прибыла часть отряда, вывезенная с озера Пясина. Впервые за этот год в Туруханске собрался весь отряд. Началась подготовка к последнему походу. К декабрю все приготовления были закончены. 4 декабря 1741 года из Туруханска выехал на пяти собачьих упряжках Челюскин с тремя солдатами, а 8 февраля 1742 года, также на пяти упряжках, - сам Х.П. Лаптев.

Челюскин направлялся к устью Хатанги, а оттуда на север, вдоль берега. Путь Лаптева был более сложным и длительным. Доехав по Енисею до Дудинки, группа Лаптева повернула на восток и через тундру добралась до Пясины, а затем вдоль нее до Дудыпты. Отсюда Харитон Лаптев повернул на север, пересек реку Большую Балахню и подъехал к южному берегу озера Таймыр. Дальнейший путь лежал по льду через озеро и вдоль Таймыры к ее устью.

Прибыв к устью Таймыры в начале мая, Лаптев послал навстречу Челюскину солдата Хороших и одного якута с запасом провианта и корма для собак. В это время Челюскин уже достиг самого северного мыса Азии и картографировал северное побережье.

15 мая Челюскин встретился с людьми, посланными Лаптевым, и вместе с ними отправился к устью Таймыры, чтобы встретиться с начальником отряда, так как опись участка была им к этому времени закончена. От устья Таймыры Харитон Лаптев и Челюскин поспешили в Туруханск, а оттуда отряд в полном составе отправился в Енисейск, картографируя по пути берега Енисея. 27 августа 1742 года отряд прибыл к месту назначения. Возложенная на него задача была выполнена.

Теперь уже можно было представить Адмиралтейств-коллегий новую, более верную карту полуострова Таймыр. Конечно, сведения, собранные отрядом Харитона Лаптева, нельзя было считать абсолютно точными. Это знал и он сам, и его товарищи по экспедиции. Они располагали несовершенными инструментами и способами определения долготы, дававшими весьма приблизительные результаты. В то время еще не существовало даже хронометра (этот прибор был изобретен только в 1772 году). Кроме того, отряд Харитона Лаптева работал в зимнее время, когда снежный покров не позволял установить точные очертания береговой линии.

Все это и определило ошибки на карте, составленной Лаптевым, на которой восточный берег полуострова Таймыр нанесен значительно восточнее, чем он расположен на самом деле, а острова, лежащие севернее полуострова Таймыр, обозначены как мысы (например, мыс Северо-Западный).

Однако все это ни в коей мере не умаляет заслуг Харитона Лаптева - первого исследователя одного из самых суровых участков Северного Ледовитого океана.

13 сентября 1743 года Х.П. Лаптев подал Адмиралтейств-коллегии рапорт, в котором изложил результаты работ отряда и свои личные записки, представляющие большую научную ценность. Лаптев объяснял, что составил эти записки "для известия" потомкам, что он вносил в них то, что считал "неприличным дописывать в журнал", как не относящиеся к выполняемой отрядом работе. Он назвал их "Берег между Лены и Енисея. Записки Лейтенанта Харитона Прокофьевича Лаптева".

Записки состояли из трех частей. В первой части он дает краткое описание берега от острова Столб на реке Лене до устья Енисея. В сжатой форме, но достаточно полно им описаны характер берега, прибрежные глубины, "пристойные места", их грунт, состояние льда, устья рек, их ширина и глубина, приведены данные о приливах и отливах и другие весьма важные для науки сведения.

Во второй части последовательно описаны реки, начиная от Лены и далее на запад до Енисея. Каждой реке дана характеристика - откуда вытекает, какой длины, где кончается лес и начинается тундра, в каких местах живут люди и чем занимаются. Далее описывается озеро Таймыр. Рассказывается "о тундре, лежащей около озера Таймурского", "о мамонтовых рогах" (то есть о клыках). Много места в этой части уделено быту, занятиям, нравам и обычаям жителей Туруханска.

В третьей части, озаглавленной "Наконец сего описания прилагается о кочующих народах, у северных мест лежащих во Азии Сибирских мест, в каком суеверстве содержут себя, и о состоянии нечто о них", Харитон Лаптев систематизирует сведения этнографического характера о народностях, населяющих полуостров Таймыр.

Эти наблюдения полностью подтверждаются современными данными. Характерной чертой этнографических описаний Х.П. Лаптева является отсутствие высокомерия по отношению к представителям северных народностей. Харитон Лаптев с похвалой отзывается, например, об эвенках - "тунгусах". Сообщая о том, что местные жители едят сырое мясо и рыбу, он не высказывает никакого презрения к ним за подобную "дикость". Наоборот, Лаптев отмечает необходимость питания в северных местах сырой строганиной, которая "не допускает до цинги быть больному, а между тем застарелую выгоняет; того лучше действо и от мерзлого мяса строганного, оленьего, в той же болезни лечатся".

Записки Харитона Прокофьевича Лаптева, представляющие собою огромную научную ценность, были высоко оценены передовыми учеными России и других стран.

Продолжал служить во флоте после экспедиции и Харитон Проко-фьевич Лаптев. Весной 1757 года он был назначен в Штурманскую роту для обучения будущих штурманов. Вплоть до 1762 года Лаптев занимал строевые должности, командуя в летние месяцы кораблями. К этому времени он имел чин капитана 1-го ранга. 10 апреля 1762 года Лаптев был назначен обер-штер-кригс-комиссаром флота. 21 декабря 1763 года он скончался.

Родина не забыла имен героических участников Великой Северной экспедиции - руководителей отряда, описавшего побережье между устьями Лены и Енисея. Их имена остались на карте мира, напоминая потомкам о научном подвиге их соотечественников.

На восточном берегу полуострова Таймыр несколько севернее островов Комсомольской Правды находится мыс Прончищева. Восточный берег этого полуострова, простирающийся от островов Петра до входа в Хатангский залив, называется берегом Василия Прончищева.

В 1913 году приблизительно в середине берега Василия Прончищева русской экспедицией на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" был открыт большой залив, названный ею бухтой Марии Прончищевой. На морском побережье между устьями рек Анабар и Оленек расположен невысокий горный кряж Прончищева.

Часть западного побережья полуострова Таймыр, лежащая между.устьями Пясины и Таймыры, носит название берега Харитона Лаптева.

Против средней части берега Харитова Лаптева, ближе к устью Таймыры, в сложном архипелаге лежит остров пилота Махоткина. Два северо-восточных мыса его называются: один мысом Лаптева, другой мысом Харитона, в честь Харитона Лаптева. На восточном побережье полуострова Таймыр против островов Комсомольской Правды, в том месте, где берег круто поворачивает на запад к заливу Терезы Клавенесс, в море выдается мыс Харитона Лаптева.

Названия эти напоминают нам об отважных русских морских офицерах, более двухсот лет назад руководивших первым исследованием самого северного участка побережья Азии.

Родился в 1700 году. В 1718 году поступил на службу гардемарином, в 1726 году был произведен в мичманы. Дослужился до лейтенанта в 1737 году, когда командовал придворной яхтой «Декроне».

В декабре того же года был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея.

Дошел на шлюпке «Якутск» до Хатангской губы к августу 1739 года. Однако в течение двух лет обогнуть полуостров Таймыр морем ему так и не удалось. Поэтому весной 1741 года начал сухопутное обследование полуострова.

Добрался до озера Таймыр, потом вернулся на побережье, где занялся исследованием прибрежных островов.

В июне 1741 года Лаптев на лодке поднялся по реке до озера Пясино, а оттуда на оленях добрался до Енисея. Перезимовал в Туруханске.

Харитон Лаптев упоминает в своих отчетах о реке Норильской и Норильских горах. В марте 1742 года в ходе своих исследований экспедиция Лаптева останавливалась на ночлег в Норильском зимовье.

В 1743 году, успешно выполнив задание, Харитон Лаптев возвратился в Петербург.

Донесения и отчеты Харитона Лаптева за 1739 - 1743 годы содержали ценные сведения о гидрографии побережья полуострова Таймыр.

В честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Лаптева названо море Лаптевых.

Юго-западное побережье полуострова Таймыр также называется сегодня берегом Харитона Лаптева.

Лаптев Харитон Прокофьевич – известный русский исследователь Арктики родился в 1700 году в деревне Пекарево, что в Великослутской губернии (ныне Псковская область). Будущий мореплаватель и первооткрыватель первое образование получал в Троицкой церкви под наставничеством священников. Харитон Лаптев с 1715 года продолжил свое обучение в Петербуржской Морской академии, которую окончил в 1718 году. После сдачи всех экзаменов поступает на службу в гардемарины в Балтийский флот.

Харитон Прокофьевич за время службы в Балтийском флоте плавал на различных судах. В 1720 году он уже дослужился до унтер-офицерского чина и стал подштурманом. В 1725 году в составе флотской миссии отправился в Италию, по возвращению из которой получил чин мичмана.

Первый корабль под свое командование мичман Лаптев получил в 1730 году, а в развернувшейся четырьмя годами позже войне против сторонников Лещинского принимал участие под командованием Дефремери на фрегате «Митау », который обманным способом был захвачен в плен французским флотом. За сдачу корабля без боя Х.Лаптев вместе с остальными офицерами фрегата был передан суду и приговорен к смертной казни, которая так и не состоялась благодаря дополнительному расследованию, которое провели в 1736 году. Весь экипаж был помилован и признан невиновным.

Возвращение на службу Балтийского флота произошло в 1736 году, и уже в этом году Лаптев плавал на фрегате «Виктория » на реку «Дон» с целью найти подходящее удобное место для постройки на нем судов.

В 1737 году назначен командиром придворной яхты «Декроне », а после – в ноябре этого же года подал царствующей императрице Анне Иоанновне прошение на участие в Великой Северной экспедиции. 13 декабря 1737 года получает под свое командование дубель-шлюпку «Якутск » и следующий чин – лейтенант флота. Ленско-Енисейскому отряду, в число которых входила и шлюпка «Якутск», по полученному предписанию следовало пройти к западу от реки Лены до устья Енисея, попутно описывая неизвестные берега.

В марте 1738 года вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Лаптевым , участником , и лейтенантом Чихановым отправляется из Петербурга в Якутск, куда прибыл в мае 1739 года. 9 июля 1739 года под руководством Харитона Лаптева Ленско-Енисейский отряд вышел в плавание с предписанием описать берега Ледовитого океана, которые простираются к западу от Лены. Результатом похода стали сделанные участниками экспедиции описания ряда островов и участка берега между устьями рек Пясина и Хатанга – полуострова Таймыр.

Во второе плавание вдоль северной береговой линии Таймырского полуострова Лаптев вышел летом 1740 года, но встреченный чрезвычайно сложной ледовой обстановкой дубель-шлюпка «Якутск » была оставлена командой, а в августе 1740 года раздавлена льдом. Таким образом, немалые усилия обогнуть морем Таймырский полуостров, предпринимаемые в течение двух лет, команде не удались.

Харитоном Лаптевым было принято решение начать сухопутные (на собаках) походы для описи Таймырского полуострова. К осуществлению поставленной задачи приступили три группы летом 1741 года. Группы возглавляли Харитон Лаптев, Семен Челюскин и Никифор Чекин . Поставленные перед группой задачи были благополучно выполнены, и экспедиция завершилась в августе 1742 года после того, как весь состав Ленско-Енисейский отряда в полном своем составе прибыл в Енисейск.

Харитон Лаптев продолжая службу в Балтийском флоте, с 1746 года командовал судном «Ингерманланд », а в 1752 году получил назначение помощника начальника Морского кадетского корпуса. В период с 1756 по 1762 года (период Семилетней войны) под его командованием был 66-пушечный боевой корабль и Х. Лаптев дослужился до чина капитана первого ранга, а по окончанию войны получил звание обер-штер-кригс-комиссара.



Оценка статьи: