По картинам

Чем фитоценоз отличается от биоценоза? Естественные биологические сообщества

Подробное решение параграф § 81 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 10 класс можно найти

1. Какие экологические сообщества вам известны?

Ответ. Экосистема, или экологическая система - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз) , среды их обитания (биотоп) , системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы - пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Для пруда как экосистемы характерны донные отложения определенного состава, химический состав (ионный состав, концентрация растворенных газов) и физические параметры (прозрачность воды, тренд годичных изменений температуры), а также определённые показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия данного водоёма. Другой пример экологической системы - лиственный лес в средней полосе России с определённого состава лесной подстилкой, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов. Немаловажным аспектом, позволяющим определять типы и границы экосистем, является трофическая структура сообщества и соотношение производителей биомассы, её потребителей и разрушающих биомассу организмов, а также показатели продуктивности и обмена вещества и энергии.

2. Чем фитоценоз отличается от биоценоза?

Ответ. Фитоценоз отличается от биоценоза тем, что фитоценоз - это совокупность растительных организмов биоценоза.

Термин «биоценоз» был предложен немецким зоологом К. Мебиусом и обозначает организованную группу популяций растений, животных и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию в пределах определенного объема пространства.

Любой биоценоз занимает определенный участок абиотической среды. Биотоп – пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов.

Размеры биоценотических группировок организмов чрезвычайно разнообразны – от сообществ на стволе дерева или на болотной моховой кочке до биоценоза ковыльной степи. Биоценоз (сообщество) – не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Экология сообществ (синэкология) – это также научный подход в экологии, в соответствии с которым прежде всего исследуют комплекс отношений и господствующие взаимосвязи в биоценозе. Синэкология занимается преимущественно биотическими экологическими факторами среды.

В пределах биоценоза различают фитоценоз – устойчивое сообщество растительных организмов, зооценоз – совокупность взаимосвязанных видов животных и микробиоценоз – сообщество микроорганизмов:

фитоценоз + зооценоз + микробиоценоз = биоценоз.

При этом в чистом виде ни фитоценоз, ни зооценоз, ни микробиоценоз в природе не встречаются, как и биоценоз в отрыве от биотопа.

3. В чем различие между биоценозом и экосистемой?

Ответ. В биологии используются три близких по значению понятия:

Биогеоценоз - система из сообщества живых организмов (биота) и его биотического окружения на ограниченном участке земной поверхности с однородными условиями (биотоп)

Биогеоценоз - биоценоз, который рассматривается во взаимодействии с абиотическими факторами, влияющими на него и в свою очередь изменяющимися под его воздействием. Биоценоз имеет синоним сообщество, ему также близко понятие экосистема.

Экосистема - группа организмов разных видов, взаимосвязанных между собой круговоротом веществ.

Каждый биогеоценоз - это экосистема, но не каждая экосистема - биогеоценоз. Для характеристики биогеоценоза используются два близких понятия: биотоп и экотоп (факторы неживой природы: климат, почва) . Биотоп - это территория, которую занимает биогеоценоз. Экотоп - это биотоп, на который оказывают воздействие организмы из других биогеоценозов.

Биогеоценоз исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (экотопом) ; граница биогеоценоза устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза) – важнейшего компонента биогеоценоза. Для каждого биогеоценоза характерен свой тип вещественно-энергетического обме

Понятие экосистемы шире, чем понятие биогеоценоза. Выделяют: микроэкосистемы (подушка лишайника и т. п.) ; мезоэкосистемы (пруд, озеро, степь и др.) ; макроэкосистемы (континент, океан) и, наконец, глобальную экосистему, или экосферу – интеграцию, всех экосистем мира (биосфера Земли) Биогеоценоз занимает среднее положение между микро- и мезоэкосистемой. Всегда надо помнить: биогеоценоз должен занимать участок однородный по рельефу, подстилающей почвообразующей породе, по свойствам почвы, по глубине и режимам грунтовых вод и должен быть однородным по своей истории. Это должно быть достаточно долговременное сложившееся образование. Растительность на участке должна ясно отличаться от растительности смежных площадей и эти отличия должны быть закономерно повторяющимися и экологически объяснимыми.

Вопросы после § 81

1. Какие вы знаете биоценозы и экосистемы?

Ответ. Биоценоз (от био. и греч. koinos - общий) (ценоз), совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды (напр. , биоценоз озера, леса) . Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Понятие экосистема применяется к природным объектам различной сложности и размеров: океан или небольшой пруд, тайга или участок березовой рощи. Термин "экосистема" ввел английский фитоценолог А. Тенсли (А. Tansley, 1935). Часто термины "экосистема" и "биогеоценоз" употребляют как синонимы.

2. В чем отличие биоценоза от экосистемы?

Ответ. Биоценоз – не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Как и популяция, биоценоз имеет собственные свойства, например видовое разнообразие, структуру пищевой сети, биомассу, продуктивность. Одна из главных задач экологии – выяснить взаимосвязи между свойствами и структурой (составом) сообщества, которые проявляются независимо от того, какие виды входят в него.

Другой объект экологического исследования – экосистема. Это любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое. Примером экосистемы может служить пруд, включающий сообщество гидробионтов (организмов, жизнь которых протекает в воде), физические свойства и химический состав воды, особенности рельефа дна, состав и структуру грунта, взаимодействующий с поверхностью воды атмосферный воздух, солнечную радиацию.

Рассмотрение экосистемы важно в тех случаях, когда речь идет о потоках вещества и энергии, циркулирующих между живыми и неживыми компонентами природы, о динамике элементов, поддерживающих существование жизни, об эволюции сообществ. Ни отдельный организм, ни популяцию, ни сообщество в целом нельзя изучать в отрыве от окружающей среды. Экосистема, по сути, это то, что мы называем природой.

Экосистема – понятие очень широкое и применимое как к естественным (например, тундра, океан), так и к искусственным комплексам (например, аквариум). Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи также используют термин «биогеоценоз»

3. Какие абиотические факторы влияют на растительный и животный мир сообщества?

Ответ. Абиотические факторы среды - компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы: климатические, почвенные и гидрографические факторы.

Основными абиотическими факторами среды являются: температура, свет, вода, соленость, кислород, магнитное поле земли, почва.

Итого: ураганы, засухи, наводнения, проливные дожди, пожары, извержения вулканов, землетрясения, эрозия, заболачивание или засоление почвы, изменения климата (похолодания или потепления) , магнитные бури, выбросы больших объемов ядовитых газов.

4. Какие экосистемы называются антропогенными?

Ответ. На протяжении многих тысячелетий человек жил в естественной среде обитания, не оказывая серьезного воздействия на процессы, происходящие в биосфере. С развитием цивилизации отношения человека и природы существенно изменялись. Человек все шире использовал природные ресурсы, разрушал сложившиеся экосистемы и создавал искусственные экосистемы (антропогенные).

Наиболее распространенными искусственными экосистемами являются агробиоценозы. Они занимают около 10 % всей поверхности суши, создаются для получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаются человеком.

В агробиоценозе (например, поля, огорода, сада, пастбища) складываются те же пищевые цепи, что и в естественной экосистеме: продуценты (культурные растения, сорняки), консументы (насекомые, птицы, грызуны, хищники) и редуценты (бактерии и грибы). Человек является обязательным звеном этой пищевой цепи. Он создает условия для высокой продуктивности агроценоза, а затем использует урожай.

5. В чем различие естественных и антропогенных экосистем?

Ответ. Между агробиоценозом и естественной экосистемой имеются существенные различия. Важным свойством природного сообщества является его устойчивость. Экологическая устойчивость агробиоценозов невелика. Без участия человека агробиоценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, агробиоценозы многолетних трав – 3 года, плодовых культур – 20 лет.

Для естественного биоценоза единственным источником энергии является Солнце. Агробиоценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительно энергию, затрачиваемую человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, внесение удобрений и т. д.

В естественной экосистеме первичная продукция растений (урожай), пройдя через многочисленные цепи питания, вновь возвращается в систему биологического круговорота. В агробиоценозе такой круговорот нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая. В результате постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося удобрения.

Агробиоценозы дают человечеству около 90 % пищевой энергии. Однако при неправильном ведении сельскохозяйственного производства происходит потеря плодородия почвы, ее засоление, опустынивание огромных территорий и загрязнение окружающей среды. Массовое сведение лесов под сельскохозяйственные угодья приводит к серьезным негативным изменениям в биосфере.

6. Почему считают, что в сельской местности условия жизни для человека, как правило, более благоприятные, чем в крупных городах?

Ответ. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что в городах сложились несравненно более худшие условия проживания для человека, чем в сельской местности. Это связано с относительно неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями, вызванными скученностью населения, наличием многочисленных источников шума и загрязнений, оторванностью от естественных природных условий. Урбанизация населения и низкие темпы воспроизводства сформировали неблагоприятную демографическую ситуацию.

Городская среда является логическим следствием появления на Земле мыслящих существ, самых молодых членов экосистемы. Стремление человека к господству над природой, к ее познанию и использование этого господства и знаний для освоения жизненного пространства Земли, внедрение социального фактора в биологические процессы существования человеческой популяции привело к созданию совершенно новых, мощных по воздействию на окружающий и внутренний мир экосистем, под названием "городская среда".

Городская среда сгладила процессы естественного отбора, смягчила влияние внешних факторов, определяющих адаптацию человека, настройку иммунной системы. При разумном отношении к формированию городской среды создаются паритетные условия сосуществования искусственной и естественной природной среды. Малейшее нарушение этого паритета в результате социально-экономических, экологических и иных преобразований неизменно вызывает: изменение демографических показателей (рождаемости, смертности), рост инфекционных заболеваний (чума, туберкулез, венерические заболевания и т.п.). В истории человечества имеются многочисленные трагические свидетельства вымирания населения городов в результате эпидемий. Например, в XIV веке во время "черной эпидемии" чумы погибла четвертая часть населения Европы.

Значительная плотность населения создает условия, повышающие потенциальный риск воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, способствует быстрому распространению инфекций, значительному уличному травматизму.

Тема влияния городской среды обитания на здоровье горожан привлекла меня, потому что в наше время основная доля населения живёт в городах. Город влияет не только на образ жизни, делая его более лёгким и удобным, но и на здоровье человека. Не секрет, что в деревнях продолжительность жизни людей более высока, чем в городах. Городская среда обитания негативно сказывается на здоровье человека. В наше время эта тема очень актуальна, т.к всё чаще мы видим вокруг себя людей, на жизнь и здоровье которых город повлиял негативно. Рождение детей с астмой, автомобильные аварии, головные боли, повышенное артериальное давление, распространение венерических болезней, отравления угарными газами - лишь те немногие примеры негативного влияния города на человека.

Урбанизация, явившаяся следствием неуправляемых устремлений массы людей из сельской местности в искусственную городскую экосистему, способствовала дальнейшему обострению демографических, социально-экономических и экологических проблем. Это создало диспропорцию между производством и потреблением, численностью популяции и возможностями искусственной экосистемы. Управление этими процессами командными методами привело к кризису всей политической системы и распаду великой державы.

Переселение в город массы сельских жителей, которые были поставлены в новые условия социального, торгового, коммунального, транспортного и иного характера, отразилось на развитии психики и психическом здоровье городского жителя, его семейно-бытовых взаимоотношениях, на уровне деторождаемости. Социальные факторы приобрели приоритетное значение в формировании здоровья популяции. Примером этому служит тесная связь между заболеваемостью и материальной обеспеченностью семьи. Установлены обратные корреляции между состоянием здоровья детей и величиной жилой площади, уровнем образованности родителей. В хорошо обеспеченных семьях более 80% детей имеют нормальное физическое развитие и только 12% имеют дефицит массы тела. В тех семьях, где доход ниже прожиточного минимума, дефицит массы тела обнаруживается почти у 30% детей. В неблагополучных семьях нервно-психические заболевания детей наблюдаются в 3 - 4 раза чаще. Сам характер уклада жизни в городской среде способствует нарушению биологического ритма жизненных функций.

Самые разнообразные специфические и неспецифические воздействия на организм, включая социальные, вызывают мобилизацию клеточных и гуморальных факторов иммунитета (Передерий В.Г. и др., 1989). Повышение иммунитета приводит к возрастанию устойчивости к инфекциям и опухолям. Однако резкое повышение иммунитета ведет к гиперчувствительности и аутоиммунным заболеваниям (Thomas Р.Т., 1990).

Таким образом, здоровье следует рассматривать как динамический процесс в условиях постоянного влияния на человеческий организм природных и искусственно создаваемых факторов окружающей среды. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в одних случаях способствуют укреплению здоровья, а в других - вызывают болезни.

Со времен Гиппократа в эпицентре медицины всегда был больной человек. И до сих пор о состоянии здоровья общества судят по статистике заболеваемости. Поэтому и отечественная медицина сосредоточилась в основном на проблемах лечения болезней, исследованиях факторов риска, а не факторов, определяющих здоровье, устойчивость и жизнеспособность организма.

7. Можно ли создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах?

Ответ. Чтобы уменьшить негативное влияние на жителей, городской ландшафт не должен быть однообразной «каменной пустыней». В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). В этом большую роль могут сыграть ландшафтные архитекторы.

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это должны быть не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг, но и благоприятная для жизни и здоровья человека среда обитания – чистый воздух, радующий глаз городской ландшафт, зеленые уголки, где бы каждый мог в тишине отдохнуть, любуясь красотой природы.

Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.

Сохранение и специальная посадка деревьев и кустарников, создание газонов и клумб с цветами являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Зеленые насаждения не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занять защитные зеленые зоны. В них рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению, например клен американский, тополь канадский, липу сердцевидную, можжевельник казацкий и виргинский, иву белую, крушину ломкую, дуб черешчатый, бузину красную.

В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности. Сады, парки, скверы, внутригородские бульвары следует объединять как между собой, так и с насаждениями, расположенными за городом. Это обеспечит поступление свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

Ухаживая за зелеными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый житель города может внести свой посильный вклад в улучшение экологии города.

Не случайно экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Сделайте описание любого (знакомого вам по экскурсиям) биогеоценоза. Укажите, какие здесь могут обитать растения и животные.

Ответ. Дубрава является одним из наиболее сложных среди наземных биогеоценозов. Ну, во-первых, что такое биогеоценоз? Биогеоценоз – это комплексы взаимосвязанных видов (популяций разных видов), обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существованиями. Его определение понадобится для пользования в дальнейшем. Дубрава – это совершенная и устойчивая экологическая система, способная при неизменных внешних условиях существовать веками. Биогеоценоз дубравы составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных. Понятно, что при таком разнообразии видов, населяющих дубраву, поколебать устойчивость данного биогеоценоза, истребив один или несколько видов растений или животных, будет сложно. Сложно, потому что в результате длительного сосуществования видов растений и животных из разрозненных видов они стали единым и совершенным биогеоценозом – дубравой, которая, как уже было сказано выше, способна при неизменных внешних условиях существовать веками.

Основные компоненты биогеоценоза и связи между ними; растения – главное звено в экосистеме

Основу подавляющего большинства биогеоценоза составляют зеленые растения, которые, как известно, являются производителем органического вещества (продуцентами). А так как в биогеоценозе обязательно присутствуют растительноядные и плотоядные животные – потребители живого органического вещества (консументы) и, наконец, разрушители органических остатков – преимущественно микроорганизмы, которые доводят распад органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты), то не трудно догадаться, почему растения являются главным звеном в экосистеме. А потому, что в биогеоценозе все потребляют органические вещества, или соединения образующиеся после распада органических веществ и ясно, что если растения – главный источник органического вещества исчезнут, то жизнь в биогеоценозе практически исчезнет.

Круговорот веществ в биогеоценозе – необходимое условие существования жизни. Он возник в процессе становления жизни и усложнялся в ходе эволюции живой природы. С другой стороны, чтобы в биогеоценозе был возможен круговорот веществ, необходимо наличие в экосистеме организмов, создающих органические вещества из неорганических и преобразующие энергию излучения солнца, а также организмов, которые используют эти органические вещества и снова превращают их в неорганические соединения. Все организмы по способу питания разделяются на две группы – автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы (преимущественно растения) для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды. Гетеротрофы (животные, человек, грибы, бактерии) питаются готовыми органическими веществами, которые синтезировали автотрофы. Следовательно, гетеротрофы зависят от автотрофов. В любом биогеоценозе очень скоро иссякли бы все запасы неорганических соединений, если бы они не возобновлялись в процессе жизнедеятельности организмов. В результате дыхания, разложения трупов животных и растительных остатков органические вещества превращаются в неорганические соединения, которые возвращаются снова в природную среду и могут опять использоваться автотрофами. Таким образом, в биогеоценозе в результате жизнедеятельности организмов непрерывно осуществляется поток атомов из неживой природы в живую и обратно, замыкаясь в круговорот. Для круговорота веществ необходим приток энергии извне. Источником энергии является Солнце. Движение вещества, вызванное деятельностью организмов, происходит циклически, оно может быть использовано многократно, в то время как поток энергии в этом процессе имеет однонаправленный характер. Энергия излучения Солнца в биогеоценозе преобразуется в различные формы: В энергию химических связей, в механическую и, наконец, во внутреннюю. Из всего сказанного ясно, что круговорот веществ в биогеоценозе – необходимое условие существования жизни и растения (автотрофы) в нем самое главное звено.

Характерная черта дубравы заключается в видовом разнообразии растительности. Как уже было сказано выше биогеоценоз дубравы составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных. Между растениями происходит усиленная конкуренция за основные жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. В результате длительного естественного отбора у растений дубравы выработались приспособления, позволяющие разным видам существовать совместно, что ярко проявляется в характерной для дубравы ярусности. Верхний ярус образую наиболее светолюбивые древесные породы: дуб, ясень, липа. Ниже располагаются сопутствующие им менее светолюбивые деревья: клен, яблоня, груша и др. Еще ниже расположен ярус подлеска, образованный различными кустарниками: лещиной, бересклетом, крушиной, калиной и т.п. Наконец на почве произрастает ярус травянистых растений. Чем ниже ярус, тем более теневыносливы образующие его растения. Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубинных слоев почвы.


Биоценоз. Структура биоценоза 2 Биоценоз (от греч. bios – жизнь, koinos – общий) – исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих экологически однородную среду обитания. Термин биоценоз впервые употребил немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г.


Биоценоз. Структура биоценоза 3 Карл Август Мёбиус (нем.Karl A.Möbius, 7 февраля 1825, Айленбург 26 апреля 1908, Берлин) немецкий зоолог и ботаник, один из родоначальников экологии, первый директор Музея естествознания в Берлине. В годах Мёбиус изучал экологию среды обитания устриц, главным образом для того, чтобы выяснить возможность разведения устриц в прибрежных зонах Германии. По этому вопросу Мёбиусом были написаны две работы: «Разведение устриц и мидий в прибрежных водах Северной Германии» (опубликована в 1870 году) и «Устрицы и устричные фермы», в которых он подвёл итог своих исследований разведение устриц в Северной Германии практически невозможно. Мёбиус подробно описал взаимодействия различных организмов, обитающих на побережьях, и ввёл понятие «биоценоз», ставшее ключевым термином синэкологии.




Биоценоз. Структура биоценоза 6 Место обитания биоценоза называется биотопом. Биотоп (от греч. bios – жизнь, topos – место) ­– участок территории с однородными условиями среды. Иногда в экологической литературе употребляют термин «экотоп». Экотоп – комплекс абиотических факторов окружающей среды без участия живых организмов.


Биоценоз. Структура биоценоза 7 Фитоценоз (от греч. phyton – растение, koinos – общий) – растительное сообщество на определенной территории, изменяющееся как в течение года, так и по годам. Зооценоз (от греч. zoon – животное, koinos – общий) – совокупность популяций животных, населяющих определенный биотоп. Микоценоз (от греч. mykes – гриб, koinos – общий) – сообщество различных видов грибов. Микробоценоз (от греч. micros – малый, koinos – общий) – совокупность популяций вирусов, бактерий и протистов.






Биоценоз. Структура биоценоза 10 Структура биоценоза поддерживается во времени и пространстве за счет разнообразных связей между популяциями. Связи возникают с целью удовлетворения определенных потребностей одной популяции за счет другой популяции. Связи в лесном биоценозе




Биоценоз. Структура биоценоза 12 Трофические связи (от греч. trophe – пища) – связи между популяциями, когда особи одной популяции получают пищу за счет особей другой популяции. Это может происходить путем поедания особей, питания отмершими органическими остатками или продуктами жизнедеятельности особей другого вида.






Биоценоз. Структура биоценоза 15 Топические связи (от греч. topos – место) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют особей другой популяции в качестве местообитания или испытывают их влияние на свою среду обитания. Птицы используют деревья и кустарники как места для гнездования.




Биоценоз. Структура биоценоза 17 Форические связи (от греч. phora – ношение) – связи между популяциями, когда особи одной популяции участвуют в расселении (распространении) особей другой популяции. Термин, предложенный В. Н. Беклемишевым (1951). В роли транспортировщиков выступают животные. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией, перенос других, более мелких животных – форезией (от лат. форас – наружу, вон). Длинноязыкий листонос кормится. Для переноса пыльцы и семян растения используют всех, кто подвернётся, от пчёл до летучих мышей.


Биоценоз. Структура биоценоза 18 Форезия животных распространена преимущественно среди мелких членистоногих, особенно у разнообразных групп клещей. Она представляет собой один из способов пассивного расселения и свойственна видам, для которых перенос из одного биотопа в другой жизненно необходим для сохранения или процветания. Например, многие летающие насекомые – посетители скоплений быстро разлагающихся растительных остатков (трупов животных, помета копытных, куч гниющих растений и т. п.) несут на себе клещей, переселяющихся таким образом от одного скопления пищевых материалов к другому. Жуки навозники иногда ползают с поднятыми надкрыльями, которые не в состоянии сложить из за густо усеявших тело клещей. Форезия Форезия клещей на насекомых: 1 – дейтонимфа уроподового клеща прикрепляется к жуку стебельком из затвердевшей секреторной жидкости; 2 – форезия клещей на муравьях. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 19 Зоохория Перенос осуществляется обычно с помощью специальных и разнообразных приспособлений. Животные могут захватывать семена растений двумя способами: пассивным и активным. Пассивный захват происходит при случайном соприкосновении тела животного с растением, семена или соплодия которого обладают специальными зацепками, крючками, выростами (череда, лопух). Распространителями их обычно служат млекопитающие, которые на шерсти переносят такие плоды иногда на довольно значительные расстояния. Активный способ захвата – поедание плодов и ягод. Не поддающиеся перевариванию семена животные выделяют вместе с пометом. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 20 Примеры форических взаимоотношений Распространением семян растений занимаются не только птицы и звери огромную роль тут играют насекомые, в частности муравьи. Существует даже специальный термин мирмекохория, обозначающий распространение семян растений муравьями. Некоторые тропические рукокрылые питаются нектаром. Цветки много кактуса распускаю/пси по ночам и источают сильный запах, привлекающий летучих мышей. Пыльца переносится па шерсти зверька. Многие растения, например (Luffii acutangula), имеют яркие крупные цветки, привлекающие насекомых. Зрелая пыльца пристает к телу насекомого ч таким образом переносится от одного цветка к другому.


Биоценоз. Структура биоценоза 21 Фабрические связи (от лат. fabriсo – изготовлять) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют выделения или мертвые части тела особей другой популяции в качестве материала для строительства гнезд, нор, убежищ и др. Например, бобры сооружают бобровые хатки из стволов и ветвей деревьев. Некоторые птицы выстилают свои гнезда мхом, опавшими листьями, сухой травой, перьями и пухом и т.д. Бобровая хатка Гнездо зяблика


Биоценоз. Структура биоценоза 22 Птицы используют сухие веточки, траву, пух, шерсть для строительства гнезд. Например, аисты строят гнезда из веток деревьев и выстилают их сухой травой. Примеры фабрических взаимоотношений Муравьи используют опад хвойных деревьев, как основной строительный материал для муравейников.


Биоценоз. Структура биоценоза 23 Видовая структура биоценоза – это видовое разнообразие биоценоза и соотношение видов по их численности. Видовое разнообразие Видовое богатство – общее количество видов, обитающих в биотопе. Каждый вид в биоценозе представлен популяцией. Видовая насыщенность – количество видов, приходящихся на единицу площади или единицу объема биотопа.


Биоценоз. Структура биоценоза 24 Соотношение видов по их численности. В любом биоценозе есть виды, преобладающие по численности и занимающие большую площадь территории биотопа. Эти виды называются доминантными или доминантами. Например, в сосновом лесу – это сосна, в березовой роще – береза.


Биоценоз. Структура биоценоза 25 Доминанты, которые участвуют в формировании среды для всего сообщества (средообразующие виды), называются видами- эдификаторами. Эдификаторы верхового болота – это сфагнум и клюква, степей – ковыль, дубрав – дуб и т.д. Иногда эдификаторами могут быть и животные: бобры формируют бобровые ландшафты, копытные животные – степные ландшафты и т.д. Сфагум и клюква – эдификаторы верхового болота.


Биоценоз. Структура биоценоза 26 В зависимости от процентной доли особей данного вида в общей численности особей биоценоза – степени доминирования, их разделяют на категории: субдоминантные виды – это довольно многочисленные и часто встречающиеся в биотопе виды, но заметно уступающие по численности доминантным; малочисленные виды – это виды с небольшой численностью, изредка встречающиеся в биотопе; редкие виды – это виды с очень малой численностью, встречающиеся только в отдельных местах биотопа; случайные виды – это виды, нетипичные для данного биоценоза, и представленные здесь единичными экземплярами.


Биоценоз. Структура биоценоза 27 Пространственн ая структура биоценоза Вертикальная структура (ярусность) Горизонтальная структура (мозаичность) Пространственная структура биоценоза – закономерное расположение видов в биотопе, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.






Биоценоз. Структура биоценоза 30 Ярусность Надземная Подземная В лиственном лесу обычно включает пять растительных ярусов. I ярус образован деревьями первой величины (дуб, береза и др.). Ко II ярусу относятся деревья второй величины (черемуха, рябина и др.). III ярус – это подлесок из кустарников (лещина, крушина, бересклет и др.). IV ярус представлен высокими травами и кустарничками (папоротники, крапива и др.). V ярус составляют низкие травы и кустарнички (черника, брусника, земляника и др.). Обусловлена разной глубиной расположения корневой системы. Количество ярусов в ней меньше чем в наземной. К подземным ярусам относятся: подстилка, корневое пространство и минеральный слой. В подстилке начинается преобразование отмершего органического вещества в гумус (перегной). Здесь находятся мхи, грибы, лишайники, муравьи, жуки, улитки, пауки, черви.


Биоценоз. Структура биоценоза 33 В вертикальном направлении, под воздействием растительности, изменяется микросреда, включая не только выравненность и повышение температуры, но и изменение газового состава за счет изменений направления потоков углекислого газа ночью и днем, выделения сернистых газов хемосинтезирующими бактериями и т. п. Изменения микросреды способствуют образованию и определенной ярусности фауны от насекомых, птиц и до млекопитающих.


Биоценоз. Структура биоценоза 34 Животные приурочены к определенным ярусам фитоценоза. I ярус населяют листогрызущие насекомые (обитатели кроны деревьев). Во II ярусе обитают птицы и стволовые вредители (короеды, усачи, златки). В III и IV ярусах – копытные и хищные животные, некоторые грызуны. V ярус богат различными многоножками, жужелицами, шмелями, клещами и другими мелкими животными.



Биоценоз. Структура биоценоза 36 Эпифиты являются внеярусными организмами Эпифиты (от эпи... и греч. phytón растение), растения, поселяющиеся на других растениях, главным образом на ветвях и стволах деревьев, а также на листьях так называемые эпифиллы, и получающие питательные вещества из окружающей среды. Наиболее богаты ими влажные теплые области, особенно тропические леса, в которых встречаются как низшие, так и высшие растения- эпифиты (главным образом из семейства орхидных и бромелиевых). У эпифитов в процессе эволюции выработались приспособления для улавливания воды и минеральных веществ из воздуха. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 37 Горизонтальная структура биоценоза (мозаичность) Помимо ярусности в пространственной структуре биоценоза наблюдается мозаичность изменение растительности и животного мира по горизонтали. Площадная мозаичность зависит от разнообразия видов, количественного их взаимоотношения, от изменчивости ландшафтных и почвенных условий. Мозаичность может возникнуть и искусственно в результате вырубки лесов человеком. На вырубках формируется новое сообщество. Мозаичность в лесном биоценозе

Понятие о биоценозе включает в себя такие термины, как экология : биология, экосистема, биоценоз, биотоп, биогеоценоз. Что все эти термины обозначают? Оказывается, все это не так сложно. Надо только перевести эти слова с греческого языка.

В основе всех этих понятий одни и те же слова : «био» – жизнь, «эко» – жилище, «гео» – земля, «логос» – изучать, «ценос» – общий, «топ» – место. Теперь сложив понятные слова, «сложные» научные термины перестанут пугать. Два из них обозначают науки. Это «экология», которая изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. И «биология», система наук о живых существах во всем разнообразии их форм, времени существования и распределении на Земле.

К созданию и развитию этих наук приложились ученые разных стран и национальностей, а общим и удобным для общения они выбрали греческий язык.

Бурное развитие этих наук приходится на начало XIX век. Термин «биология» предлагается одновременно Фридрихом Бурдахом, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом и Жаном Батистом Лемарком. Термин «экология» в 1866 году нашел свое отражение в книге Эрнста Генриха Геккеля «Общая морфология организмов».

Продолжил развитие науки Карл Август Мебиус и в 1877 году ввел термин «биоценоз» для описания живых организмов, заселяющих определенную территорию. С введением термина биоценоз, биотоп получил свое определение. Его впервые обозначил тот же Эрнст Генрих Геккель, а развил и ввел в 1908 году профессор Берлинского зоологического музея Ф. Даль.

Термин биоценоз нашел свое применение в литературе на русском и немецком языках. В англоязычных странах применяется понятие «сообщество», что не совсем одно и то же.

В 1942 году профессор Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Биогеоценоз и биоценозпо сути обозначают одно и то же, однако, термин мало употребим в мировой научной литературе, но иногда встречается в немецкоязычных изданиях.

Определение терминов

Теперь назовем, что обозначают вышеперечисленные термины.

Что же такое биоценоз в биологии? Дадим первоеопределение. Биоценоз – это все животные, растения и микроорганизмы, существующие на протяжении длительного периода времени, на определенном пространстве и под воздействием окружающей природной среды.

Под определенным относительно однородным пространством понимают биотоп. То есть участок суши, моря или внутреннего водоема с устойчивым воздействием окружающей среды и климатическими условиями. Эти факторы определяют видовой состав обитающего на нем животного, растительного мира и микроорганизмов.

Совокупность биоценоза и биотопа это уже экосистема, которая состоит из всего количества видов живых организмов, среды их обитания и возникающими между ними связями, воздействиями друг на друга и обменом энергии.

Таким образом, экосистема, биоценоз и биотоп есть понятия, где каждое последующее есть составная и неотъемлемая часть предыдущего.

Картинки биоценоза, как нельзя лучше характеризуют данные понятия.

Разделение биоценоза по виду и насыщенности

По своей структуре биоценоз можно разделить на: видовой, пространственный или вертикальный и мозаичный или горизонтальный.

Прежде всего, видовой, характеризует количественное многообразие видов живых организмов, в нем обитающих, и их общую массу. Другими словами, биоразнообразие и биомасса.

Разнообразие видов животных и птиц, рыб и моллюсков, растений и микроорганизмов, а также их количество, говорит о богатстве его или бедности. Это зависит также от времени, когда он сформировался.

Видовое разнообразие или богатство уменьшается по мере приближения к полюсам Земли. Самая богатая флора и фауна около экватора.

Биоценозы, созданные человеком, несравнимо беднее природных и требуют постоянных дополнительных мероприятий по их поддержанию. То есть существуют естественные и искусственные биоценозы.

Еще интересный факт, что чем меньше размер живого организма, тем количество этих особей больше.

Можно провести различие по масштабу биоценоза или площади, которую он занимает. Это может быть лес или отдельное дерево, даже пень, маленький луг или целая пустыня, небольшое озеро или океан.

В конкретно взятый «биоценоз» включают не только живые организмы, постоянно в нем существующие, но и те, которые находятся некоторое, даже непродолжительное время. Например, перелетные птицы, рыбы, заходящие на нерест, насекомые, размножающиеся в воде и так далее.

Можно привести характерные для биоценоза примеры.

На одном гектаре земли в дождевых лесах Амазонки может расти до 400 деревьев более 90 видов. В то время как в умеренном поясе европейского континента их будет не более 10, а в тайге и того меньше – до 5.

Также обстоит дело и с животным миром. На Аляске видов животных и птиц в разы меньше чем в Панаме Колумбии.

Разделение по пространственному фактору


В пространстве биоценоз следует разделить на вертикальный и горизонтальный.

Первому присуща ярусность, то есть насколько высоко над землей место обитания живых организмов. Для растительности его подразделяют: на древесный, кустарниковый, травяной и мохово-лишайниковый. Для насекомых ярусы распределяются также как для обитателей почвы: поверхностный слой земли, мхи, травостой и высокий ярус. Для животных и птиц ярусность не столь четко разграничена. В горизонтальной плоскости он имеет характер неоднородности и напоминает мозаику.

Размеры биоценоза и его обусловленность

От чего зависят размеры биоценоза. Может представляться, что эти размеры можно выбрать произвольно. Но не стоит забывать, что он характеризуется устойчивостью и саморегуляцией. Это говорит о существовании замкнутой биологической цепочки, которая начинается с синтеза органического вещества из неорганического, и этим же заканчивается.

Другими словами, растение синтезирует органическое вещество из солнечной энергии и почвенных минералов. Их поедают животные. Травоядных – съедают хищники, а все погибшее перерабатывают черви и бактерии. Вновь образовывая неорганические соединения. Цепь замкнулась.

Такое поедание один живых организмов другими называется трофическая цепь.

Но здесь включается один посторонний фактор – абиотический. Слово вновь греческого происхождения. Приставка «а» в нем несет характер отрицания. То есть небиологический фактор или, точнее, комплекс факторов и условий неорганической среды, влияющий на живой организм. Это солнечный свет, температура, ветер, воздух, осадки и давление.

Некоторые из них можно уточнить . Например: продолжительность светового дня и интенсивность солнечной радиации, зараженность почвы или воды химическими или отравляющими веществами, засухи или пылевые бури, подводные глубины или атмосферная разреженность высокогорий, аномально высокие или низкие температуры.

Такая абиотическая среда лежит в основе создания однородного пространства – биотопа, которое занимает биоценоз. И, тем не менее, четких границ между ними нет, и они переходят один в другой. На таких пограничных зонах разнообразие и плотность живых организмов значительно больше. Эффект этот называется краевым.

Совокупность абиотических факторов, в которых обитает конкретный биологический вид, называется экологическая ниша.

Стабильность и способность к приспосабливанию

Биоценоз обладает определённой стабильностью, но под воздействием различных факторов также хорошо приспосабливается и адаптируется.

Его стабильность можно проиллюстрировать тем, что даже в самых богатых из них, все виды малочисленны. Это касается и флоры и фауны.

Наше понятие о биоценозе складывается на основании его характеристики по различным факторам: пространственному, временному, качественному, количественному, географическому и источнику возникновения. Но неизменно одно – он устойчив, способен с саморегуляции и самовосстановлению.

Одно только «но», если не вмешается человек. Нужны примеры? Пожалуйста. Аграрный и городской биоценоз. Они созданы человеком искусственно, исходя лишь из его потребностей. Для успешного выращивания выбранных и несвойственных этой природной зоне, видов растений, почвы подвергаются механической обработке, вносятся удобрения и ядохимикаты, применяется искусственное орошение. Если эти мероприятия перестанут проводиться, то самостоятельно он существовать не сможет и погибнет.

Посмотрите видео: БИОЦЕНОЗ КАК СООБЩЕСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Урок по технологии модульного обучения.

Тема: «Антропогенные факторы воздействия на биоценозы нашей местности»

биоценоз антропогенный обучение модульный

Цели: 1) Сформировать у учащихся систему знаний о структуре и функционировании биоценозов местности

2) С помощью модульной технологии обучения продолжить формирование самостоятельных навыков при изучении нового материала.

3) Научить школьников выделять учебные элементы в модуле, рассмотреть антропогенное влияние на биоценоз своей местности, убедить учащихся в наличии причинно - следственных связей, лежащих в основе функционирование биоценозов своей местности.

Задачи: 1) Продолжить формирование навыков во внедрении модульной технологии в усвоении нового материала.

2) Уметь пользоваться технологическими картами, предлагаемые учителем.

На данных уроках школьники работают самостоятельно, в парах по технологическим картам, которые включают алгоритм работы ученика и состоит из учебных элементов (УЭ)

В УЭ-О формируются интересующие дидактические цели; в последующих УЭ ставятся частные дидактические цели.

УЭ-1 содержит задания для входного контроля исходного уровня знаний учащихся, в

УЭ-2, 3, 4 и т.д. заложено основное содержание материала и последовательность действий ученика при его изучении, в последние УЭ - задания выходного контроля.

Для закрепления и проверки изучаемого материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему желанию. Ответы печатаются на отдельных листах и выдаются учеником по мере выполнения заданий, кроме технологической карты ученик имеет лист контроля, в котором он сам выставляет себе оценку с учётом количества набранных баллов. В зависимости от оценки, школьники получают дифференцированно домашнее задание.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультирование, помощи и поддержки учеников.

Технологическая карта для учащихся к уроку

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

Интегрирующая цель: Изучить закономерности антропогенного влияния на экосистему в целом, последствия влияния экологических катастроф на участке своей местности, на примере аварии нефтепровода в пределах местности.

Тема и цель урока на доске

Задание 1

Задание 2

Цель: Определить исходный уровень знаний экологических факторов, вспомнить многообразие форм взаимоотношений между организмами.

I . Запишите в тетрадь дату и название темы.

II . Выполните тестовую работу по теме: «Взаимоотношения между организмами»

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ

1. Форма взаимоотношений, при которых оба партнёра извлекают пользу друг от друга

2. Сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами-актиниями называют

а) кооперацией в) комменсализмом

б) мутуализмом

3. Трипаносома возбудитель сонной болезни - это явление

б) симбиоза г) конкуренции

4. Одна из форм отрицательных взаимоотношений между видами, возникающая при сходных потребностях

а) конкуренция в) комменсализм

5. Какие формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений

а) нейтрализм в) хищничеством

б) конкуренция г) все перечисленные формы

6. Факторы неживой природы:

а) биотические в) антропогенные

б) абиотические

7. Взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности

а) биогеоценоз в) биомасса

б) биоценоз

8. Зелёные растения и некоторые виды бактерий по способу питания являются

б) гетеротрофами

III . Проверьте правильность выполнения тестовой работы.

IV . Определите уровень знаний по следующей схеме:

8 правильных ответов - высокий

5-6 - средний

менее 5 - низкий

V . Проанализируйте ошибки.

VI . Изучите этапы воздействия человека на природу в процессе становления общества.

1) Прочитайте текст учебника на стр. 573 - 574 и заполните таблицу.

Работайте самостоятельно в тетради

Ответы получите у учителя

Индивидуально

Временные рамки

Климатические условия

Экономическая основа жизни

VII . Ответы возьмите у учителя, проверьте правильность выполнения работы. Работа оценивается в 3 балла, баллы выставляйте в лист контроля.

УЭ-2 Изучение нового материала

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Цель: Изучить экологические последствия загрязнений атмосферы, проследить антропогенное влияние на экосистему в пределах своей местности.

Работая с раздаточным материалом, экологическим практикумом необходимо:

а) заполнить схему:

«Источники загрязнения атмосферы»

примеры примеры

II . Проверить правильность выполнения работы.

III . Поставьте набранное количество баллов в рейтинговый лист.

IV . Выявить экологические проблемы глобального масштаба (пользуясь практикумом, дополнительной литературой и учебником общей биологии).

V . Подготовить сообщение по данной теме:

Коротко представьте свои сообщения. Выслушайте сообщение товарища. Оцените работу друг друга по пятибалльной системе.

VI . Работая с тестом учебника на стр. 576 - 578, ответьте на вопросы в конце параграфа.

VII . Проверьте правильность ответов друг у друга. За каждый правильный ответ набираете 1 балл. Итого вы можете набрать 5 баллов.

Работа оценивается

в 2 балла

Ответы возьмите у учителя

Правильные ответы сверьте с учебным материалом

Изучение нового материала

Задание 6

Задание 7

Цель: Изучить последствие аварии нефтепровода «Туймазы - Омск» в районе посёлка Сулея Саткинского района. Разобрать отрицательное антропогенное воздействие на экосистему своей местности.

I . Работая с практикумом по данной теме:

Определите и изучите макроскопические и микроскопические изменения флоры данного участка аварии.

II . Выполните работу

I вариант.

Выберите правильные утверждения. Поставьте в тетради нужные буквы.

А. Хлороз (бледная окраска) листьев наблюдался в основном у широколиственных деревьев.

В. Некрозам в основном поддавались хвойные растения.

С. Листва опадала сразу после аварии, в дальнейшем опадение листвы не наблюдалось.

D. В дальнейшем наблюдалось опадение листвы в основном у широколиственных видов.

Е. Высокая концентрация загрязнения веществ в атмосфере способствовала низкорослости кустарников и травянистых растений.

F. У хвойных пород деревьев наблюдалось более густая крона.

II вариант.

Выберите правильные утверждения. Поставьте нужную букву в тетради.

А. Мхи, лишайники - основные индикаторы загрязнений атмосферного воздуха.

В. Массовая гибель лишайников связана с особенностями их строения.

С. Папоротник - орляк не реагирует на загрязнение атмосферного воздуха.

D. У берёзы и липы в следствии аварии наблюдалось обширное между жилковое обесцвечивание листьев.

Е. Диоксид серы как основной компонент загрязнения атмосферы не действует на древесные породы.

F. Хлористый водород как компонент загрязнения атмосферы не действует на лиственницу европейскую.

За каждое правильное утверждение вы набираете один балл.

III . Проверьте свою работу.

IV . Запишите набранное количество баллов в лист контроля.

V . Работая с исследуемыми объектами - воды и почвы необходимо соотнести результаты исследования с признаками (на участке аварии). Рядом с цифрой поставьте соответствующую букву.

Признаки Результаты исследования

1. Прозрачность а) прозрачная

б) слабо мутная

в) мутная

г) очень мутная

2. Цвет а) бесцветная

б) зеленоватая

г) чёрная

3. Запах а) без запаха

б) землистый

в) слабозатхлый

г) сероводородный

д) запах мазута, нефти

VI . Проверьте правильность выполнения работы. За правильное выполнение получаете 3 балла, если есть ошибки - 0 баллов

VII . Запишите набранное вами количество баллов в лист контроля.

Работа индивидуальная в тетради

Ответы возьмите у учителя

Ответы возьмите у учителя

Задание 8

Задание 9

Задани е 1 0

Цель: Изучить мероприятия по предотвращению экологической катастрофы, обработка выполненного плана по ликвидации аварии, свои рекомендации.

I . Работая с экологическим практикумом по пункту №6, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Насколько результативны проведённые мероприятия по предотвращению последствий аварии на нефтепроводе.

2. Всё ли сделано по ликвидации аварии.

II . За каждый ответ самостоятельно выставляете себе оценку, 2 балла самый высокий результат.

Закрепление нового материала

Задани е 1 1

Цель: Обобщить, закрепить и оценить знания, полученные на уроке.

I . Необходимо выполнить тест.

Выбрать правильный ответ из числа предложенных.

I вариант.

А 1 Факторы природы, под влиянием человека.

а) биотические б) абиотические в) антропогенные

А 2 Бледная окраска листьев называется

а) хлорозом б) некрозом

А 3 Основные индикаторы загрязнения атмосферного воздуха.

а) водоросли в) грибы

б) лишайники г) бактерии

А 4 Назовите главные источники загрязнения атмосферы.

а) искусственные в) естественные

б) антропогенные г) естественные

и антропогенные

А 5 Неконтролируемый рост различных загрязнений и экстенсивное использование водных, ресурсов приводит, прежде всего, к

а) проблеме пресной воды

б) загрязнению подземных вод

в) выпадению кислотных осадков

г) проблеме сокращения биологического разнообразия

II вариант.

А 1 Растительный и животный мир относятся к

а) возобновляемым ресурсам

б) не возобновляемым ресурсам

А 2 Исчерпаемыми ресурсами являются

а) космические в) водные

б) климатические г) растительные

А 3 Сфера человеческого разума.

а) биосфера в) ноосфера

б) гидросфера г) атмосфера

А 4 Зелёные растения и некоторые виды бактерий по способу питания являются

а) автотрофами в) миксотрофами

б) гетеротрофами

А 5 Основные индикаторы атмосферного воздуха.

а) водоросли в) грибы

б) лишайники г) бактерии

II . Проверьте правильность выполнения работы, поставьте

набранное количество баллов в лист контроля. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Ответы возьмите у учителя

I. Лист контроля

Этапы работы

количество баллов по заданиям, №

Итого: 40б

Критерии оценивания.

Если вы набрали 38-40 баллов, то оценка за урок «10»,

Если 35-37 баллов - оценка «9»

Если 33-35 баллов - оценка «8»

Если 31-33 балла - оценка «7»

Если менее 30 - оценка «6»

II . Дифференцированное домашнее задание:

Если оценка за урок «9,10», то задания не получаете, «7,8» повторите таблицу: «Этапы воздействия человека на природу». Если оценка «6», то, к сожалению, вы плохо усвоили тему, потому повторите стр. 573-576, записи в тетради и подготовьтесь к следующему уроку к проверке домашнего задания в виде тематического тестирования.

Задание 5

Ответы на вопросы

Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы.

космические, климатические, водные, энергия солнечной радиации, морских волн, ветра, атмосферный воздух, вода

Как человек использует неисчерпаемые ресурсы

при разработке и реализации крупномасштабных программ, направленных на восстановление их качества

Что такое исчерпаемые природные ресурсы

возобновляемые не возобновляемые

раст. жив. плодо - полезные

мир мир родие ископаемые

Возобновляемые

Не возобновляемые

Тест по биологии: 10 класс.

В природе все живые организмы находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом. Как же она называется? Биоценоз - это сложившаяся совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, которая сформировалась исторически на относительно однородном жизненном пространстве. Причем все эти живые организмы связаны не только между собой, но и с окружающей их средой. Биоценоз может существовать как на суше, так и в воде.

Происхождение термина

Впервые понятие было использовано известным немецким ботаником и зоологом Карлом Мебиусом в 1877 г. Он применил его для описания совокупности и взаимоотношений организмов, заселяющих определенную территорию, которую называют биотопом. Биоценоз - это один из главных объектов исследования современной экологии.

Суть взаимосвязей

Биоценоз - это взаимосвязь, возникшая на основе биогенного круговорота. Именно он обеспечивает его в конкретных условиях. Какая структура биоценоза? Данная динамическая и саморегулирующаяся система состоит из следующих взаимосвязанных составляющих:

  • Продуценты (афтотрофы), являющиеся производителями органических веществ из неорганических. Некоторые бактерии и растения в процессе фотосинтеза преобразуют солнечную энергию и синтезируют органику, которую потребляют живые организмы, называемые гетеротрофами (консументы, редуценты). Продуценты улавливают углекислый газ из атмосферы, который выделяют другие организмы, и вырабатывают кислород.
  • Консументы, которые являются основными потребителями органических веществ. Травоядные животные поедают растительную пищу, в свою очередь, становясь обедом для плотоядных хищников. Благодаря процессу пищеварения консументы осуществляют первичное измельчение органики. Это начальная ступень ее распада.
  • Редуценты, окончательно разлагающие органические вещества. Они утилизируют отходы и трупы продуцентов и консументов. Редуценты - это бактерии и грибы. Результатом их жизнедеятельности становятся минеральные вещества, которые снова потребляют продуценты.

Таким образом, можно проследить все связи в биоценозе.

Основные понятия

Всех членов сообщества живых организмов принято называть определенными терминами, происходящими от греческих слов:

  • совокупность растений на конкретной территории, - фитоценоз;
  • все виды животных, проживающих в пределах одной площади, - зооценоз;
  • все микроорганизмы, обитающие в биоценозе, - микробоценоз;
  • сообщество грибов - микоценоз.

Количественные показатели

Самые важные количественные показатели биоценозов:

  • биомасса, представляющая собой совокупную массу всех живых организмов в конкретных природных условиях;
  • биоразнообразие, которое являет собой общее количество видов в биоценозе.

Биотоп и биоценоз

В научной литературе часто используются такие термины, как «биотоп», «биоценоз». Что они означают и чем отличаются друг от друга? На самом деле всю совокупность живых организмов, входящих в конкретную экологическую систему, принято называть биотическим сообществом. Такое же определение имеет и биоценоз. Это совокупность популяций живых организмов, обитающих на определенной географической территории. Она отличается от других по ряду химических (почва, вода) и физических (солнечное облучение, высота над уровнем моря, размер площади) показателей. Участок абиотической среды, занятый биоценозом, называютбиотопом. Так что оба эти понятия применяются для описания сообществ живых организмов. Иными словами, биотоп и биоценоз - это практически одно и то же.

Структура

Существует несколько видов структур биоценоза. Все они характеризуют его по разным критериям. К ним относятся:

  • Пространственная структура биоценоза, которую подразделяют на 2 типа: горизонтальную (мозаичность) и вертикальную (ярусность). Она характеризует условия обитания живых организмов в конкретных природных условиях.
  • Видовая структура биоценоза, отвечающая за определенное многообразие биотопа. Она представляет собой совокупность всех популяций, которые входят в его состав.
  • Трофическая структура биоценоза.

Мозаичность и ярусность

Пространственная структура биоценоза определяется расположением живых организмов разных видов относительно друг друга в горизонтальном и вертикальном направлении. Ярусность обеспечивает наиболее полное использование окружающей среды и равномерное распределение видов по вертикали. Благодаря этому достигается их максимальная продуктивность. Так, в любых лесах выделяют следующие ярусы:

  • наземный (мхи, лишайники);
  • травянистый;
  • кустарниковый;
  • древесный, включающий деревья первой и второй величины.

На ярусность накладывается соответствующее расположение животных. Благодаря вертикальной структуре биоценоза растения наиболее полно используют световой поток. Так, в верхних ярусах растут светолюбивые деревья, а в нижних - теневыносливые. В почве также выделяют различные горизонты в зависимости от степени насыщенности корнями.

Под действием растительности биоценоз леса создает свою микросреду. В ней наблюдается не только повышение температуры, но и изменение газового состава воздуха. Такие трансформации микросреды благоприятствуют образованию и ярусности фауны, включая насекомых, животных и птиц.

Пространственная структура биоценоза имеет и мозаичность. Под этим термином понимают изменчивость флоры и фауны по горизонтали. Мозаичность по площади зависит от многообразия видов и их количественного соотношения. Также на нее влияют почвенные и ландшафтные условия. Зачастую человек создает искусственную мозаичность, вырубая леса, осушая болота и т. д. Из-за этого на данных территориях образуются новые сообщества.

Мозаичность присуща почти всем фитоценозам. В их пределах выделяют следующие структурные единицы:

  • Консорции, представляющие собой совокупность видов, объединенных топическими и трофическими связями и зависящих от ядра этой группировки (центрального члена). Чаще всего ее основой выступает растение, а компонентами - микроорганизмы, насекомые, животные.
  • Синузии, являющие собой группу видов в фитоценозе, принадлежащую близким жизненным формам.
  • Парцели, представляющие структурную часть горизонтального сечения биоценоза, отличающуюся от других его компонентов своим составом и свойствами.

Пространственная структурированность сообщества

Наглядным примером для понимания вертикальной ярусности у живых существ являются насекомые. Среди них есть такие представители:

  • обитатели почв - геобии;
  • жители поверхностного слоя земли - герпетобии;
  • проживающие во мхах бриобии;
  • размещающиеся в травостое филлобии;
  • обитающие на деревьях и кустарниках аэробии.

Горизонтальная структурированность вызывается целым рядом различных причин:

  • абиогенной мозаичностью, к которой относятся факторы неживой природы, такие как органические и неорганические вещества, климат;
  • фитогенной, связанной с произрастанием растительных организмов;
  • эолово-фитогеннаой, представляющей собой мозаичность по абиотическим и фитогенным факторам;
  • биогенной, связанной в первую очередь с животными, которые способны рыть землю.

Видовая структура биоценоза

Количество видов в биотопе напрямую зависит от стойкости климата, времени существования и производительности биоценоза. Так, например, в тропическом лесу такая структура будет намного шире, чем в пустыне. Все биотопы отличаются друг от друга количеством видов, населяющих их. Самые многочисленные биогеоценозы называют доминантными. В некоторых из них определить точное число живых существ просто невозможно. Как правило, ученные определяют количество разных видов, сосредоточенных на конкретной территории. Этот показатель характеризует видовое богатство биотопа.

Данная структура дает возможность определить качественный состав биоценоза. При сравнении одинаковых по площади территорий определяют видовое богатство биотопа. В науке существует так называемый принцип Гаузе (конкурентного исключения). В соответствии с ним считается, что если в однородной среде существуют 2 вида похожих живых организмов вместе, то при постоянных условиях один из них постепенно вытеснит другой. При этом у них возникают конкурентные взаимоотношения.

Видовая структура биоценоза включает в себя 2 понятия: «богатство» и «разнообразие». Они несколько отличаются между собой. Так, видовое богатство являет общий набор обитающих в сообществе видов. Он выражается перечнем всех представителей разных групп живых организмов. Видовое разнообразие представляет собой показатель, характеризующий не только состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения между его представителями.

Ученые различают бедные и богатые биотопы. Эти виды биоценоза отличаются между собой количеством представителей сообществ. В этом немаловажную роль играет возраст биотопа. Так, молодые сообщества, которые начали свое формирование сравнительно недавно, включают небольшой набор видов. С каждым годом число живых существ в нем может увеличиваться. Наиболее бедными являются биотопы, созданные человеком (огороды, сады, поля).

Трофическая структура

Взаимодействие различных организмов, имеющих свое определенное место в круговороте биологических веществ, называюттрофической структурой биоценоза. Она состоит из следующих составляющих:

Особенности биоценозов

Популяции и биоценозы являются предметом тщательного изучения. Так, ученые установили, что большинство водных и практически все наземные биотопы имеют в своем составе микроорганизмов, растений и животных. Они установили такую особенность: чем больше различия в двух соседних биоценозах, тем более разнородные условия на их границах. Также установлено, что численность какой-то группы организмов в биотопе в значительной степени зависит от их размеров. Иными словами, чем мельче особь, тем больше численность этого вида. Установлено и то, что группы разных по размеру живых существ живут в биотопе в различных масштабах времени и пространства. Так, жизненный цикл некоторых одноклеточных протекает в пределах одного часа, а крупного животного - в пределах десятилетий.

Численность видов

В каждом биотопе выделяют группу основных видов, самых многочисленных в каждом размерном классе. Именно связи между ними являются определяющими для нормальной жизнедеятельности биоценоза. Те виды, которые преобладают по численности и продуктивности, считаются доминантами данного сообщества. Они господствуют в нем и являются ядром этого биотопа. Примером может служить трава мятлик, которая занимает максимальную площадь на пастбище. Она является основным продуцентом этого сообщества. В самых богатых биоценозах почти всегда все виды живых организмов малочисленны. Так, даже в тропиках на одной небольшой площади редко встречаются несколько одинаковых деревьев. Поскольку такие биотопы отличаются своей высокой стабильностью, в них редко встречаются вспышки массового размножения некоторых представителей флоры или фауны.

Все виды сообщества составляют егобиоразнообразие. У биотопа есть определенные принципы. Как правило, в его состав входят несколько основных видов, отличающихся высокой численностью, и большое количество редких видов, характеризующихся незначительным количеством его представителей. Это биоразнообразие является основой равновесного состояния конкретной экосистемы и ее устойчивости. Именно благодаря ему в биотопе происходит замкнутый круговорот биогенов (питательных веществ).

Искусственные биоценозы

Биотопы формируются не только естественным путем. В своей жизнедеятельности люди давно научились создавать сообщества с полезными для нас свойствами. Примеры биоценоза, созданного человеком:

  • рукотворные каналы, водохранилища, пруды;
  • пастбища и поля для сельскохозяйственных культур;
  • осушенные болота;
  • возобновляемые сады, парки и рощи;
  • полезащитные лесопосадки.